Научная статья на тему 'Синергетический менеджмент - современный концептуальный подход к развитию предприятия'

Синергетический менеджмент - современный концептуальный подход к развитию предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2761
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БЕНЧМАРКИНГ / БЕНЧМАРКИНГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гераськина И.Н.

В статье обоснована необходимость синергетического менеджмента и рассмотрены его теоретико-методологические аспекты. Выявлены сущность синергетического эффекта в социально-экономических системах и взаимосвязь концепций синергетического управления и устойчивого развития. Определена роль бенчмаркинга как одного из управляющих параметров синергетической системы, а также его объект в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий. Рассмотрен пример синергетического управления АУ «Технопарк-Мордовия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гераськина И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синергетический менеджмент - современный концептуальный подход к развитию предприятия»

УДК 005.1:658.51

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ -СОВРЕМЕННЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

И. Н. ГЕРАСЬКИНА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и логистики

E-mail: geraskina82@mail. ru

Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева

В статье обоснована необходимость сине-ргетического менеджмента и рассмотрены его теоретико-методологические аспекты. Выявлены сущность синергетического эффекта в социально-экономических системах и взаимосвязь концепций синергетического управления и устойчивого развития. Определены роль бенчмаркинга как одного из управляющих параметров синергетической системы, а также его объект в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий. Рассмотрен пример синергетического управления АУ «Технопарк-Мордовия».

Ключевые слова: синергетическое управление, синергетический менеджмент, синергетический эффект, устойчивое развитие, бенчмаркинг, бенч-маркинговое взаимодействие.

Современная внешняя среда, претерпевая системную трансформацию, порождает новый уровень требований и запросов к маркетинг-менеджменту предприятий. Все социально-экономические системы вынуждены функционировать в нелинейных, эмерджентных и сверхдинамичных условиях, что актуализирует процесс смены концепции управления. Выделим ключевые черты трансформации современной экономики и общества, являющиеся факторами формирования синергетического менеджмента:

• научно-технический прогресс и формирование интеллектуально-креативного, инновационного типа экономики;

• глобализация как процесс формирования единой мировой системы хозяйствования и общественных отношений;

• гиперконкуренция, высокая степень обновления товарных ассортиментов и индивидуализация продуктов, где наибольший вклад в создание новой стоимости и ценности вносят маркетинговые и сервисные функции;

• экспоненциальный рост объемов информации, необходимой для принятия управленческих решений;

• усложнение бизнес-процессов в части технического совершенствования производства, организации труда и управления.

Данные факторы следует рассматривать как элементы социально-экономической системы, находящиеся в тесном взаимодействии и оказывающие влияние на стратегические ориентиры субъекта хозяйствования. В таких условиях императивом развития предприятий и организаций становятся непрерывное введение инноваций в бизнес-процессы, организация ресурсосберегающих технологий и переход в область наукоемкого производства, что составляет суть формирования инновационного типа экономики. Сталкиваясь с новой действительностью, менеджеры обнаруживают, что их основополагающие теории становятся неэффективными, традиционные модели, позволявшие предсказывать и контролировать бизнес, требуют замены на более современные суждения и нелинейный тренд мышления.

Профессор стратегического менеджмента Г. Хэмэл пишет, что «бизнес вошел в стадию революционных изменений: сначала фирмы-революционеры отберут у традиционных компаний их рынки и

потребителей, затем лучших работников и, наконец, активы. Те, кто не ориентирован на лидерство, лишатся доступа в будущее. Конкуренция XXI в. - это уже не продукт против продукта, «эффективность против эффективности», а нелинейная инновация против линейной. Эра линейного эволюционного развития закончилась вместе с XX в. Чтобы войти в будущее, нужно отбросить практически все, что составляло основу менеджмента XX в.» [10].

Активизация инновационного развития социально-экономических систем возможна в условиях синергетического управления, за счет положительных синергетических эффектов в бизнес-процессах, нацеленных на масштабный инновационный прорыв и освоение возможностей нового технологического уклада. С позиции экономической синергетики управление развитием - это управление процессом формирования синергетических эффектов.

Синергетический эффект представляет собой результат когерентного действия составляющих компонентов экономической системы, вызывающий главным образом качественные изменения ее состояния и удержания на устойчивом направлении развития, несмотря на экзогенные воздействия и эндогенные флуктуации. Измерение собственно синергетического эффекта в некоторых случаях не представляется возможным, поскольку имеет преимущественно качественный характер. Количественно определить синергетический эффект удалось пока лишь в некоторых частных случаях.

Один из распространенных и легко обнаруживаемых в любой экономической системе си-нергетических эффектов - устойчивость тренда экономического развития (в синергетике - «притяжение аттракторов»). Для любой хозяйствующей системы можно выделить сменяющиеся стадии развития и менее длительные переходные периоды. Устойчивые этапы экономического развития характеризуются динамикой ключевых показателей экономической системы, таких как: темпы роста ВВП, производительности труда, индекса конкурентоспособности и др. Экономическая система сохраняет стремление к циклической траектории, автоматически возвращаясь на нее, несмотря на изменения, возникающие по причине внешних воздействий. Устойчивое и циклическое движение было бы по определению невозможным при отсутствии в фазовом пространстве экономической системы аттрактора движения; тогда экономическая система проявляла бы стохастическое поведение

(лишенное регулярности и закономерностей, но управляемое случайными факторами) [6].

Для экономической системы существуют два способа изменения вектора развития: 1) путем смены аттрактора в рамках существующего фазового портрета (типы возможных движений системы); 2) путем перехода к аттрактору в рамках нового фазового портрета, образованного в результате бифуркации. Первый способ - эволюционный скачок, когда фазовый портрет экономической системы остается неизменным; второй способ - революционный скачок и изменение фазового портрета. Эволюция российской экономики имеет примеры скачков обоих видов: смена экономического режима и модели рынка.

Экономический рост и экономическое развитие взаимно обусловливают друг друга: экономический рост в эволюционный период может быть флуктуирующей силой, приводящей хозяйствующий субъект к порогу самоорганизации - точке бифуркации, за которой следует революционное качественное преобразование структуры, скачок в развитии. Последний, нивелируя некоторые ограничения, усиливает темпы экономического роста и научно-технического прогресса. Экономический рост сам по себе не может обеспечить решения разнообразных социальных и экономических трудностей, стоящих как перед человечеством в целом, так и перед национальной экономикой, и часто способствует возникновению новых проблем (экологических, структурных и др.).

Кратковременные преимущества (например, прибыли от производственной деятельности или благосостояние потребителей) могут привести к ухудшению условий функционирования предприятия и жизни общества. Общеизвестны глобальные проблемы изменения климата, истощение ресурсов нефти, экспоненциальный рост народонаселения, деградация сельскохозяйственных земель, дефицит пресной воды - их последствия уже проявились или проявятся в течение нескольких ближайших десятилетий [5]. Согласно концепции устойчивого развития, основная задача состоит в том, чтобы обеспечить постоянство самой глобальной системы с императивом избегнуть катастрофы и ориентировать человечество на самоподдержку, что требует совсем иных моделей и подходов к менеджменту и маркетингу предприятия. Технический прогресс, инновации, формирование конкурентоспособности хозяйствующей системы, маркетинговое управление и приспособляемость рынка необходимы, но

недостаточны, ведь тенденция развития - результат нелинейных взаимодействий.

Формирование стратегии устойчивого развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующуюся систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности и предполагает как минимум экономическую эффективность, био-сферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу [7]. Хозяйствующий субъект вынужден соответствовать двум центральным направлениям становления будущего устойчивого общества: с одной стороны, организация его деятельности должна быть инновационной, направленной на ускоренное освоение нового технологического уклада, с другой -экологически допустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем. Разрешение этого эколого-экономического противоречия видится в создании новой модели хозяйствования - устойчивой экономики (инновационность, ресурсоэнерго-эффективность и экологичность), базирующейся на принципах синергетического менеджмента.

Синергетический менеджмент - это не дань моде и не выдумка теоретиков, а технология управления развитием экономических систем разного уровня (от глобального до наноуровня). Она направлена на достижение положительных синергетичес-ких эффектов, вызванных когерентными действиями разнородных механизмов, которые приводят к качественным изменениям и ориентируют предприятие на формирование таких факторов, как:

• организационные основы инновационного развития, отличающиеся комплексностью, системностью, устремленностью в нелинейное будущее;

• институциональные формы и отношения, стимулирующие и реализующие способность к устойчивому развитию;

• лидерство и синергия взаимодействий за счет самоорганизации как внутрисистемного процесса и бенчмаркинга.

Синергетическому менеджменту присущи следующие основные свойства и характеристики:

1) гетерогенная структура, охватывающая разнородные элементы экономической системы -технологию, организацию, экологию, менталитет, психологию, политику, безопасность, а также все виды ресурсов и связей между ними;

2) ориентация на положительный синергетичес-кий эффект через принципы самоорганизации

и воздействие на управляющие параметры системы с императивом выявления устойчивых путей развития (аттракторов);

3) фиксированные параметры синергетического управления, определенные в пространственных, временных и ресурсных координатах, учитывающие границы синергетического подхода, адекватные миссии, цели, потенциал предприятия, а также возможности и угрозы внешней среды [4];

4) уникальная архитектура, поскольку каждый конкретный случай реализации синергетического менеджмента не представляет собой стандартный алгоритм или шаблонное явление, а ориентирован на творческий подход с набором элементов развития (инвестиционные, интеллектуальные, технологические, продуктовые ресурсы, формирующие синергетический потенциал);

5) задача топ-менеджмента предприятия - улавливать нелинейные признаки синергетического рынка и, формируя положительные обратные связи, создавать предпосылки перехода системы в новое качество, отвечающее требованиям и образу «будущего».

Основная трудность заключается в том, как управлять «не управляя», как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему к одному из собственных и благоприятных для нее путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Основные принципы синерге-тического менеджмента представлены в табл. 1.

Менеджер, осуществляющий синергетическое управление, не может в точности знать, каким станет предприятие в будущем, но может обеспечить условия для желательного генезиса. Создание соответствующей атмосферы, применение теории экономической синергетики и инструментов маркетинга в управлении позволят полноценно реализовать имеющийся потенциал предприятия и ожидать положительного синергетического эффекта.

Потенциал теории самоорганизации поистине огромен, однако воспользоваться им непросто. Сегодня даже лидер с прогрессивными взглядами оказывается перед сложной дилеммой: либо держать власть в своих руках, отказываясь от силы самоорганизации, либо делегировать ее другим участникам бизнес-процесса, собственноручно отрекаясь от многих властных полномочий. И это уже не вопрос теории и практики, а скорее выбора, требующий серьезного мировоззренческого осмысления [8].

Таблица 1

Принципы синергетического менеджмента

Принцип Содержание принципа

Системность (единство) «Самая важная составляющая нашего восприятия мира - это взгляд на мир как на систему. Системный подход позволяет человеку увидеть то, что с других точек зрения увидеть невозможно, но при этом скрыть от взгляда другие вещи. Он позволяет сосредоточиться не на элементах, а на связях между ними» (Д. Медоуз). Менеджмент на предприятии должен иметь системный характер. Совокупность элементов, имеющих упорядоченное взаимодействие в пространстве и времени, характеризуется единым стратегическим направлением

Открытость системы Фундаментальное свойство сложных систем. Развитию предприятия должны способствовать децентрализация власти и потоков информации. Владение достоверной информацией позволяет сотрудникам быстро реагировать на изменения и избавляет менеджера от необходимости перерабатывать непрерывный поток информации

Когерентность Согласованная деятельность всех элементов системы в стремлении к стратегической цели

Своевременность информации Время - системообразующий фактор, возможный источник и первопричина саморазвития. Для принятия конструктивных управленческих решений крайне важно своевременное получение необходимой информации

Устойчивость развития Идея устойчивого развития предприятия, требующая сдерживания экстенсивного роста, направлена на приведение всевозможных потоков, поддерживающих существование системы, в допустимую степень: умеренное потребление, эффективность использования ресурсов, переработка и использование вторсырья, увеличение срока службы товаров массового потребления и др. В этом контексте актуальны ресурсоэнергоэффективные бизнес-проекты

Научная обоснованность Менеджмент должен сочетать управленческий процесс с максимальным использованием научных подходов и методов: применение современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов планирования

Демократизация Взаимодействие топ-менеджмента с персоналом предприятия способствует эффективной творческой деятельности и часто приводит к положительному синергетическому эффекту, суть которого заключается в значительном усилении результатов по сравнению с теми, которых могли бы достичь сотрудники, работая по отдельности. Роль менеджера должна состоять в следующем: отвечать за создание и поддержание условий, способствующих быстрой адаптации к изменениям, не усиливая контроля над людьми; формировать предприятие как единое целое, поощрять бенчмаркинг и обучение; выявлять и поддерживать интрапренерс-тво, культивировать положительные и ослаблять отрицательные обратные связи

Коммуникативно сть При согласованной и кооперативной деятельности (или в процессе бенчмаркингового взаимодействия) персонал предприятия способен на высокую степень креативности и инноваций

Инновационность Научно-техническая интеграция, повышение инновационной активности предприятий и появление новых бизнес-проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития РФ, реализация федеральных и региональных инновационных программ, нацеленных на масштабный инновационный прорыв

Конвергенция Движущий фактор взаимодействия, подготавливающий бизнес к эффективному усвоению взаимного опыта конкурирующих сторон

Стремление к бифуркационным состояниям Если накопившиеся количественные изменения не могут быть вписаны в существующую структуру предприятия, происходит переход в бифуркационное состояние, когда субъект хозяйствования имеет возможность выбора из множества существующих оптимального пути развития, отличающегося значительной устойчивостью и качественными преобразованиями. Бифуркации возникают тогда, когда система находится «на грани хаоса» - в состоянии, наиболее готовом и способном к изменениям. Последние протекают легко и спонтанно, а маленькие стимулы могут вызвать большие изменения. Чрезмерный хаос способен погубить любую систему, поэтому хаос внешнего мира стоит впускать в свое предприятие в том объеме, с которым оно способно справиться

Ориентация на синерге-тические эффекты Синергетические эффекты могут проявляться в следующих формах: эффективное использование ресурсов и потенциала; создание преимуществ при согласованности сроков отдельных проектов; повышение качества; рост доверия потребителей; диверсификация, постепенные и прерывистые изменения; модификация бизнес-портфеля и другое

С целью минимизации отрицательных синерге- политику в области сдерживания инсайдерских фи-тических эффектов в экономике РФ целесообразно нансовых спекуляций и повышения уровня инфор-проводить целенаправленную государственную мационной прозрачности субъектов хозяйствова-

_ 3И

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

ния. Здесь может оказаться полезным всестороннее изучение соответствующего положительного опыта развитых стран мира посредством бенчмаркинга или бенчмаркингового взаимодействия.

Одним из управляющих параметров хозяйствующей системы, с помощью которого можно добиться положительного синергетического эффекта, является бенчмаркинг как современная методология инновационного творческого поведения предприятия, эффективно заимствующего и осваивающего передовой опыт. Бенчмаркинг - это непрерывный процесс поиска, исследования и реализации передовых технологий работы эталонных организаций, подразделений, отдельных специалистов в практику тестируемого предприятия с целью формирования его устойчивого развития на основе совершенствования бизнес-процессов [2].

Бенчмаркинг, являясь одним из фундаментальных бизнес-процессов предприятия, позволяет системно подходить к выявлению ключевых ориентиров развития (аттракторов) и способствует повышению синергетичности менеджмента, приводя организацию в бифуркационные состояния. Как направление, он представляет собой слияние методов и технологий менеджмент-маркетинга, а как важнейшее структурное «технологическое звено» в системе современного управления - содействует эффективному обнаружению рисков и возможностей бизнеса, которые следует учитывать при построении стратегии организации. Последняя тесно связана с бенчмаркингом; они взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, сравнительный анализ бизнес-процессов уточняет и корректирует стратегию, а с другой - стратегия и миссия предприятия определяют набор ключевых показателей проведения бенчмаркинга. Поэтому в рамках сине-ргетического менеджмента целесообразна разработка бенчмаркинговой стратегии, ориентированной на опережающее развития объекта управления и предполагающей направление деятельности в области непрерывного поиска лучших методов организации и ведения бизнеса в целях достижения целей и положительных синергетических эффектов [1].

Синергетические аспекты бенчмаркинга состоят в следующем: 1) передовой опыт всегда содержит для того, кто хочет им воспользоваться, неочевидную подсказку, определяющую направление дальнейшего развития; 2) если заимствующий сможет увидеть больше, чем ему предлагается, он выполнит задачу бенчмаркинга. Ее основой высту-

пают полнота информации, без которой невозможно «увидеть больше, чем предлагается», а базовыми составляющими - инновационное поведение и сравнительный анализ.

Бенчмаркинг кроме экономической смысловой нагрузки несет и философскую, раскрывающую его суть, - учиться у других («быть достаточно умным, чтобы признавать: всегда есть кто-то, кто в чем-то лучше вас; быть достаточно мудрым, чтобы учиться у него, а затем догнать и перегнать учителя»). Анализ мировой практики показывает, что простое копирование технологических достижений, совершенных бизнес-процессов (например, системы управления, кадровой политики и др.) предприятий-партнеров неприемлемо. Каждое проводящее бенчмаркинг предприятие должно понимать, что собранная им информация может подтвердить бессмысленность осуществления какого-либо запланированного проекта в силу выявленных ограничений в материальных, финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсах [9].

Эволюцию методов ведения бизнеса именно в сторону расширения каждого из направлений, объединения их в синергетическую систему фиксируют многие исследователи, в том числе и отечественные (Б. Л. Кузнецов, Г. Л. Багиев, О. А. Третьяк, Г. Лей-диг). Они, в частности, говорят об интеграционных процессах взаимодействия инструментариев маркетинга, логистики, синергетики и бенчмаркинга как перспективных основах теории и методологии управления хозяйствующими субъектами на всех иерархических уровнях экономики.

Синергию, реализующуюся в форме партнерств, сотрудничеств, слияний и постоянного взаимодействия, рассматривают как движущую силу экономического развития значительно реже, чем конкуренцию. Поэтому для отечественных наукоемких секторов промышленности стратегически важно интегрированно разрабатывать бенчмаркинговую и синергетическую стратегии развития с определением основных направлений прорыва и синергизма, используя концепцию движущих сил. На взгляд автора, важным представляется не только правильно их прогнозировать, но и определять их взаимосвязь и возможные последствия. Часто на практике следствием бенчмаркинговой стратегии выступают положительные синергетические эффекты (когда результат от бенчмаркинга превосходит свойства эталонного бизнес-процесса), что позволяет убедиться в синергетических свойствах бенчмаркинга, ориенти-

рованных на порождение специфических эффектов: эмерджентности, мультипликации и синергизма для интенсификации революционного, качественного совершенствования системы. В соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации объектом бенчмаркинга должны стать ресурсоэнер-гоэффективные бизнес-процессы.

Реализация организационно-экономического механизма устойчивого развития экономики возможна путем создания в регионах инновационно-производственных комплексов (кластер, технополис, технопарк), которые осуществляют специальные программы, инициированные бизнесом и государством. Такой подход становится отправной точкой синергетического менеджмента и ориентирован на опережающее развитие объекта управления за счет интеграции потенциалов

научных организаций, высших учебных заведений и производственных предприятий.

В частности, движущей силой инновационного развития Республики Мордовия является «Технопарк - Мордовия» - самый масштабный и значимый проект в области энергоэффективной светотехники и интеллектуальных систем управления освещением, поскольку энергосбережение - одна из общенациональных задач модернизации экономики.

Технопарк интегрирует инновационную инфраструктуру и промышленные предприятия в единый механизм с императивом создания стимулов для инновационного развития крупного и среднего бизнеса, малых научных предприятий при вузах и НИИ, а также ускорения коммерциализации проектов, ориентированных на рынок. Направления специализации технопарка и его основные резиденты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Направления специализации и резиденты «Технопарк - Мордовия»

Наименование предприятия Характеристика деятельности

Энергосберегающая светотехника

ООО «Ксенон-Электро» Производство электронного пускорегулирующего аппарата

ООО «Инвентор» Разработка базовых конструкций и технологий энергосберегающих регулируемых газоразрядных и светодиодных систем света

ГУП РМ «Научно-исследовательский институт источников света имени А. Н. Лодыгина» Создание высокоэффективных, энергосберегающих и экологически безопасных источников света на основе инновационных достижений в области материалов, технологий и принципов генерирования светового излучения

ООО «Научно-технический центр электрических ламп и светотехнических изделий» Проведение работ по оценке качества, безопасности и надежности светотехнической продукции (в том числе энергоэффективной и инновационной) на основе светодио-дов, сертификации и регистрации деклараций о соответствии всех видов светотехнической продукции, выпускаемой предприятием РФ, и импортируемой продукции

Электронное приборостроение

ООО «Саранскприбор» Интеллектуальная система контроля и регулирования качества воздуха в жилых и общественных помещениях

ООО «Поликомпонент» Разработка и внедрение опытно-промышленной технологии изготовления металло-матричных композиционных материалов и изделий из них для силовой электроники и преобразовательной техники

ЗАО «Конвертор» Разработка и освоение производства ряда систем бесперебойного питания (СБП) на основе унифицированной серии обратимых модулей

Информационные технологии

ООО Центр информационных технологий «Базис» Разработка унифицированного решения для интеграции Единого портала государственных услуг с ведомственными информационными системами, автоматизирующими процессы предоставления государственных услуг в социальной сфере

ИП Байбиков М. Н. Разработка и внедрение технологий создания виртуальных пространств с геолокационными возможностями и геоинформационными системами

ЗАО «Эволента» Облачная темпоральная программная платформа для бизнес-приложений

ООО «Интернет для жизни» Создание технологичных масштабируемых сайтов и порталов, их дальнейшая поддержка, развитие и продвижение

ООО «Универсал» Защита информации в многопользовательских автоматизированных системах на основе данных

Нанотехнологии и композитные материалы

ООО «Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия» Формирование Центра нанотехнологий и наноматериалов в Республике Мордовия

Энергоэффективность и энергосбережение входят в число стратегических направлений приоритетного технологического развития России и являются резервом развития отечественной экономики. Республика Мордовия - известный в стране центр по разработке и производству энергоэффективной светотехники и силовой электроники.

Высокий потенциал развития инновационной инфраструктуры республики, бенчмаркинговое взаимодействие с ведущими научными центрами страны позволили технопарку выиграть открытый конкурс ОАО «Роснано» и заключить инвестиционное соглашение по реализации проекта создания регионального нанотехнологического центра. На его базе совместно с ведущими научно-исследовательскими и производственными предприятиями РФ будут реализованы перспективные проекты в области электронного приборостроения и волоконной оптики.

По мнению министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, «синер-гетический эффект такого подхода состоит в создании качественно нового уровня жизни в республике, привлечении перспективных проектов, ускорении коммерциализации разработок, ориентированных на рынок, интеграции инновационного бизнеса и научных организаций, что, несомненно, окажет стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие нашей страны в целом» [3].

Таким образом, синергетический подход в управлении позволяет по-новому подойти к проблеме эффективного менеджмента и формирования стратегии развития предприятия. Он ориентирован не на внешнее воздействие, а на внутреннюю самоорганизацию системы, на нечто имманентно ей присущее, на собственные законы эволюции и самоорганизации, которые необходимо определять и совершенствовать в нужном для организации направлении. Согласно принципам синергетического менеджмента сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития - необходимо

вначале понять их собственные тренды (естественные аттракторы), а затем выводить эти системы резонансными, топологически выверенными воздействиями на путь их эволюционного формирования.

Список литературы

1. Гераськина И. Н. Стратегический бенчмар-кинг в системе управления предприятием. Саранск: НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010.

2. Гераськина И. Н. Бенчмаркинг в системе современного менеджмента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85. С. 324-332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кечемайкин В. Н., Зюзин Д. А. Технопарк «Мордовия»: будущее «умной» экономики рождается сегодня. [Электронный ресурс]. URL: http://www. akvobr. ru.

4. Кузнецов Б. Л., Кузнецова С. Б. Теория си-нергетического рынка: учеб. пособие. Наб. Челны: Изд-во Кам. гос. инж.-экон. акад., 2006.

5. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: учеб. пособие для вузов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

6. Мясников А. А. Синергетические эффекты в современной экономике: Введение в проблематику. М.: ЛЕНАНД, 2011.

7. Основные положения стратегии устойчивого развития России. [Электронный ресурс]. URL: http://www-sbras. nsc. ru.

8. Пугачева Е. Синергетическое управление. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cfin. ru.

9. Шерстобитова Т. И., Гераськина И.Н. Синергетический аспект бенчмаркингового взаимодействия при формировании клиентского капитала предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 2. С. 357-363.

10. Хэмел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. СПб: Best Business Books, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.