Научная статья на тему 'Новые подходы в проведении профилактических кампаний в современных условиях на примере Татарстана'

Новые подходы в проведении профилактических кампаний в современных условиях на примере Татарстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ / PREVENTION CAMPAIGN / ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / INFORMING THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патяшина Марина Александровна, Трофимова М. В., Авдонина Л. Г., Замалиева М. А., Балабанова Л. А.

Представлены основные аспекты организации работы по проведению профилактических кампаний по вопросам охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей на примере работы Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан. Проведена оценка использования современных технологий в профилактической деятельности территориального органа, и предложены инструменты для повышения эффективности информирования населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Патяшина Марина Александровна, Трофимова М. В., Авдонина Л. Г., Замалиева М. А., Балабанова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to prevention campaigns in current conditions on the example of Tatarstan

The main aspects of the organization of work on the prevention campaigns for the protection of public health, provision of sanitary and epidemiological welfare and consumer protection on the example of the work of The Republic of Tatarstan Reginal Office of Rospotrebnadzor. The evaluation of the use of modern technologies in the prevention activities of the territorial authority and propose tools to improve the effectiveness of informing the population.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в проведении профилактических кампаний в современных условиях на примере Татарстана»

10

ЗНиСО июнь №С (291)

УДК 614.39

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ КАМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА

М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, Л.Г. Авдонина, М.А. Замалиева, Л.А. Балабанова

Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), Казань, Россия

Представлены основные аспекты организации работы по проведению профилактических кампаний по вопросам охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей на примере работы Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан. Проведена оценка использования современных технологий в профилактической деятельности территориального органа, и предложены инструменты для повышения эффективности информирования населения.

Ключевые слова: профилактическая кампания, информирование населения.

M.A. Patyashina, M.V. Trofimova, L.G. Avdonina, M.A. Zamaiieva, L.A. Baiabanova □ NEW APPROACHES TO PREVENTION CAMPAIGNS IN CURRENT CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF TATARSTAN □ The Republic of Tatarstan Reginal Office of Rospotrebnadzor, Kazan, Russia.

The main aspects of the organization of work on the prevention campaigns for the protection of public health, provision of sanitary and epidemiological welfare and consumer protection on the example of the work of The Republic of Tatarstan Reginal Office of Rospotrebnadzor. The evaluation of the use of modern technologies in the prevention activities of the territorial authority and propose tools to improve the effectiveness of informing the population. Key words: prevention campaign, informing the population.

В рамках реализации государственной политики по обеспечению открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее - Управление) осуществляет информирование населения Республики Татарстан по вопросам охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей [3]. Безусловно, одной из составляющих успешного информирования населения является проведение профилактических кампаний на качественно новом современном уровне [1, 2, 4].

Цель исследования - анализ деятельности Управления по организации профилактических кампаний и используемых инструментов в информировании населения.

Материалы и методы. Проанализированы итоги профилактических кампаний по вопросам охраны здоровья граждан, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, представленных на официальных сайтах Управления: www.16.rospotrebnadzor.ru и www.rpn.tatarstan.ru.

Результаты исследования. Установлено, что для повышения открытости и доступности информации и всестороннего информирования населения по вопросам деятельности Рос-потребнадзора в пределах своей компетенции Управление использует современные информационные технологии. Первичными инструментами в области информирования являются официальные сайты Управления: www.16.rospotrebnadzor.ru и www.rpn.tatarstan.ru.

Управлением определены приоритетные направления в вопросах информирования, основанные на актуальности, востребованности информации, а также частоте регистрируемых письменных обращений от граждан.

ц

Систематическая работа по увеличению количества и улучшению качества информационных материалов на сайтах Управления позволяет сохранять стабильный рост их посещаемости. Управлением ежеквартально проводится контроль за эффективностью работы используемых информационных ресурсов посредством мониторинга показателя статистики посещаемости сайта.

Количество посещений сайта Управления в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросло на 30 269 (или на 25,6 %), а по сравнению с 2013 годом в 1,7 раза. При этом доля посещений сайта в связи с подачей обращений граждан посредством интернет-ресурса остается неизменной и составляет всего 6,5-6,9 % от общего количества посещений сайта.

С 2014 года отмечается рост удельного веса информации по защите прав потребителей от общего числа размещенной информации на сайтах. В настоящее время каждая четвертая информация на сайте Управления касается вопросов по защите прав потребителей.

Стабильно высокая посещаемость информационных ресурсов позволяет использовать их в качестве инструментов в информировании при проведении тематических профилактических кампаний как по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, так и защиты прав потребителей.

С ноября 2015 года Управлением внедрена практика проведения онлайн-опросов среди посетителей официального сайта в целях привлечения внимания жителей республики к актуальным тематикам и принятия управленческих решений по итогам голосования для организации профилактической работы. Вместе с получением обратной связи от посетителей отмечается рост посещаемости сайта с введением данного инструмента.

ИЮНЬ 1К (291) ЗНиСО

11

_ Так, одним из первых был проведен он-

лайн-опрос в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, отмечаемого ежегодно 1 декабря, о необходимости обследования на ВИЧ перед 1— вступлением в брак. Подавляющее большинство опрошенных (82 % из 165 человек) участников считают такое обследование обязательным.

В 11 онлайн-опросах Управления приняло ^Е участие более 2 600 человек. Наиболее активно граждане выражали свою позицию по вопросу '—< постановки пробы Манту и необходимости вакцинации.

В марте 2016 года пользователи в социаль-рг ной сети «ВКонтакте» активно обсуждали он-лайн-опрос Управления о Манту и праве роди-^^ телей отказаться от постановки пробы Манту, при этом позиция родителей кардинально отличалась от позиции Управления - родители выразили категорическое мнение против по-сэ становки пробы Манту детям. Управление ак-^^ тивно через социальную сеть вышло на активи-^^ стку обсуждения - жительницу Набережных Челнов и разъяснило необходимость процедуры и ее возможные альтернативы. Благодаря адресной разъяснительной работе специалистов Управления респондент изменила свою позицию и призвала к этому через свою страницу других пользователей. Таким образом, используемый инструмент позволяет своевременно реагировать на общественное мнение и при необходимости проводить соответствующую работу по его корректировке.

Итоги онлайн-опросов дают возможность принимать обоснованные управленческие решения по продолжительности освещения темы. Так, например, по вопросам иммунопрофилактики Управление запустило информационный проект «Азбука прививок» длительностью 1 месяц в связи с высоким удельным весом респондентов - противников вакцинопрофилакти-ки. Отмечен положительный результат данной информационной кампании: в третьем онлайн-опросе на сайте Управления удельный вес респондентов с негативным отношением к иммунопрофилактике инфекционных заболеваний снизился в 3 раза.

Итоги онлайн-опросов по вопросам профилактики инфекционных заболеваний указали на необходимость усиления профилактической разъяснительной работы.

Управлением проведен конкурс на лучший слоган «Стиль жизни - здоровье!», на который прислано 148 работ. Интерес населения к подобным конкурсам очевиден, и Управление вовлекает жителей в формирование правильных установок. Конкурсные слоганы могут использоваться в дальнейшем в выпускаемой тематической профилактической печатно-полиграфи-ческой продукции.

В дополнение к конкурсам Управление в проведении профилактической работы использует смс-рассылку (региональный оператор), систему ОКСИОН, информационные табло в общественном транспорте и общественных местах, спикфоны в жилых домах, онлайн-кон-

сультирование в социальной сети «ВКонтакте». Ведомства (Главное управление МЧС по Республике Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан), вузы и коммерческие организации открыты для сотрудничества. Благодаря инициативному продвижению вопросов профилактики на межведомственном уровне площадки для профилактических мероприятий в субъекте предоставляются на безвозмездной основе без каких-либо финансовых обязательств.

Отмечается рост удельного веса телевизионных прямых эфиров с участием специалистов Управления. Каждое десятое выступление на телевидении является прямым эфиром длительностью более 15 минут с возможностью зрителям задать вопросы участнику, что свидетельствует о качестве и значимости информации Управления.

Профилактические кампании Управления сопровождаются в обязательном порядке горячими линиями. Так, в течение 2015 года в целях оказания консультационной помощи населению Республики Татарстан Управлением организовано 18 тематических горячих линий. Лидером по числу телефонных обращений на тематическую горячую линию стала тема потребительских кооперативов - 598 звонков. Далее следует горячая линия Управления, организованная во время проведения чемпионата мира по водным видам спорта в Казани в июле 2015 года по вопросам возврата билетов и защиты прав потребителей, - 198 звонков. Тройку лидеров замыкает горячая линия ко Дню защиты детей - 158 звонков. Всего на тематические горячие линии Управления в 2015 году поступило 1 425 телефонных обращений от жителей. Для сравнения: по телефону постоянно действующей горячей линии Управления в течение 2015 года поступило 8 310 телефонных обращений, из них 3 183 (или 38,3 %) - в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и 5 127 (или 61,7 %) - по вопросам в сфере защиты прав потребителей.

С целью привлечения новой аудитории и повышения информированности населения по курируемым вопросам Управлением с 1 июня 2016 года в тестовом режиме запущены специальные страницы в социальных сетях «Твит-тер», «ВКонтакте». Целью создания страниц является повышение информационной доступности для интернет-активной аудитории. Страницы носят исключительно информативный характер без дополнительного функционала по приему обращений от граждан. В новостной ленте размещается актуальная, социально значимая, профилактическая и полезная для пользователей информация. Практика первого месяца показала рост посещаемости сайта Управления в связи с переходами из социальных сетей - около 5 %.

С марта 2015 года появился новый кейс Управления: создана официальная группа по защите прав потребителей «Вконтакте», с июня

12

ЗНиСО июнь Нос (291)

2015 года организовано онлайн-консультиро-вание. Проект вызывает неизменный интерес среди пользователей. Управление стали ближе и мобильнее к активным пользователям Сети. Даны 257 онлайн-консультации, число участников группы достигает почти 2 000 пользователей. Россияне составляют большую часть участников группы (70 %).

Информация, размещаемая в официальной группе, частично совпадает с информацией на сайтах Управления. Вместе с тем формат группы в социальной сети позволяет размещать дополнительную информацию для потребителей в менее официальной и более привлекательной форме. У участников группы имеется возможность предлагать темы для обсуждения, принимать участие в обсуждении актуальных тем, голосовать за участников конкурсов, участвовать в опросах. Также Управление размещает в официальной группе дайджесты по наиболее актуальным вопросам и готовые кейсы решения возникающих типовых ситуаций. Фишкой проекта является возможность общения потребителей между собой на площадке Управления, в свою очередь Управление имеет возможность координировать это общение, являясь модератором группы.

Регулярными стали конкурсы по вопросам защиты прав потребителей, которые привлекают внимание к данной тематике и направлены на повышение уровня информированности потребителей о своих правах. Так, в 2015 году в преддверии Всемирного дня качества состоялся конкурс на лучший фотоматериал «ПрАдавец жжет!». В 2016 году более 300 работ поступило от детей на конкурс на лучшее сочинение по финансовой грамотности. Конкурсы Управления по вопросам защиты прав потребителей позволяют проявлять участникам гражданскую активность и формируют внимательность на потребительском рынке.

Управлением при проведении профилактической работы с населением используется дополнительный инструмент - анкетирование. Так, в рамках празднования Всемирного дня здоровья в 2015 году было опрошено 5 895 жителей Республики Татарстан. Вопросы анкеты затрагивали как отношение потребителей к здоровому питанию, так и отношение к информации о продовольственном товаре, также блок вопросов был посвящен проблемам некачественной продовольственной продукции. Результаты проведенного исследования показали, что жители республики знакомы с принципами здорового питания, большинство из них внима-

тельны к информации о товаре и выбору продуктов питания. Однако полученные результаты также обозначили и ряд проблем, решение которых зависит в том числе от уровня потребительской грамотности и информирования населения. Анкетирование анонсируется на сайтах Управления и в средствах массовой информации. Анкета для скачивания доступна на сайтах. Заполненную анкету предлагается направить на электронный адрес Управления. Инструмент удобен и прост в использовании и не несет дополнительных финансовых расходов.

Выводы. В целях информирования населения Управлением системно используются различные инструменты в области профилактики на региональном уровне. Деятельность по информированию населения не несет дополнительных финансовых затрат и реализуется в рамках установленного бюджета. Комплексный подход позволяет повысить эффективность мероприятий и проводить информационные профилактические кампании на качественно новом уровне с активным вовлечением населения.

Инструменты, используемые Управлением в целях охраны здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей на территории субъекта, могут применяться в современных условиях повсеместно при проведении профилактических кампаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуменюк В. Т. и др. О совершенствовании гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни / В. Т. Гуменюк, Г.К. Фетисова // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 7 (244). С. 37-40.

2. Патяшина М.А. и др. Использование официального сайта управления как эффективного способа в информировании населения / М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, Л.Г. Авдонина и [др.] // Материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора «Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения», 5-9 октября 2015 г., г. Пермь. С. 193-195.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

4. Тундыкова Ю.В. и др. Система информирования и консультирования на территории Республики Мордовия / Ю.В. Тундыкова, Ю.Н. Мозгачева // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 10 (247). С. 42-45.

Контактная информация:

Патяшина Марина Александровна, тел.: +7 (843) 238-98-54, e-mail : [email protected] Contact information: Patyashina Marina, phone: +7 (843) 238-98-54, e-mail : [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.