8
ЗНиСО Февраль iM (20/)
УДК 614.38; 346.92
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ XVI ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА 2015 ГОДА В Г. КАЗАНИ И XVI ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ
СПОРТА В КАТЕГОРИИ «МАСТЕРС»
М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, И.Я. Ахметшина
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), Казань, Россия
Представлены основные аспекты организации защиты прав потребителей при проведении массового мероприятия с международным участием на примере работы Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан. Определено качество предоставления потребителям гостиничных, туристских, транспортных услуг. Проведена оценка правоприменительной практики территориального органа и предложены инструменты эффективной защиты прав потребителей при проведении подобных мероприятий в Российской Федерации. Ключевые слова: защита прав потребителей, административная практика, услуги.
M.A. Patyashina, M.V. Trofimova, I.Ya. Akhmetshina □ ORGANIZATION OF WORK AND PRACTICE ON CONSUMER PROTECTION IN THE PERIOD OF PREPARATION AND OF THE XVI FINA WORLD CHAMPIONSHIP-2015 IN KAZAN AND XVI WORLD «MASTERS» □ The Republic of Tatarstan Reginal Office of Rospotrebnadzor, Kazan, Russia.
The main aspects of the organization of work for the protection of consumers' rights during public events with international participation as an example of the work of the Reginal Office of Rospotrebnadzor in the Republic of Tatarstan in the provision to consumers of hotel, tourist and transport services is presented. The evaluation of law enforcement practices of the territorial authority and tools offered effective protection of consumer rights when carrying out such activities in the Russian Federation is accomplished.
Key words: consumer protection, administrative practices, services.
Российская Федерация получила право на проведение таких крупных спортивных мероприятий, как XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани, XXII Олимпийские игры и XI Паралимпийские зимние игры в 2014 года в Сочи, чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 года, чемпионата мира по футболу в 2018 года [3, 7, 8]. Безусловно, одной из составляющих успешного проведения международных массовых мероприятий является обеспечение прав потребителей, установленных законодательством по защите прав потребителей.
Цель исследования - анализ деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Управление) по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей при подготовке и проведении XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани (далее -Чемпионат) и XVI чемпионата мира по водным видам спорта в категории «Мастерс» (далее -Турнир).
Материалы и методы. Проанализирована деятельность Управления в период подготовки и проведения Чемпионата и Турнира по таким основным направлениям защиты прав потребителей, как предоставление гостиничных, туристических и транспортных услуг.
Результаты исследования. Чемпионат и Турнир, проходившие с 24 июля по 16 августа 2015 года в Казани, объединили более 16 тысяч участников (из них 7 400 спортсменов) из 190 стран. Соревнования и тренировки проходили на
i
8 объектах по 6 видам спорта, где были задействованы 2,5 тысячи волонтеров. При этом 120 тысяч гостей и зрителей чемпионатов являлись потребителями различных видов товаров и услуг.
Оперативный штаб Управления на время Чемпионата и Турнира включал 20 человек. Контрольные мероприятия проводились на 146 объектах Чемпионата и Турнира 364 специалистами Управления, 36 из которых работали круглосуточно.
В целях реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей - гостей и участников Чемпионата и Турнира - Управление инициировало распоряжение КМ РТ от 29.05.2015 № 1111 [2], утвердившее План мероприятий по защите прав потребителей, включающий 26 мероприятий по 6 направлениям. Это оказание гостиничных, туристских, транспортных услуг, контроль за правомерностью использования зарегистрированной символики соревнований, оказание услуг общественного питания и консультирование потребителей.
В рамках информационного взаимодействия АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» представила в адрес Управления сведения об уполномоченных организациях, ответственных за размещение гостей и участников, обеспечение питанием, туристскими услугами, транспортом, проведение культурно-массовых мероприятий.
В качестве мест проживания гостей и участников Чемпионата мира и Турнира было задействовано 47 гостиниц, на которых осуществляли дежурство 20 специалистов Управления.
февраль Ий (287) ЗНивО
9
_ В апреле - мае 2015 г. специалисты Управления провели 3 семинара, 6 лекций для персо-^г нала гостиниц с участием 232 сотрудников, приняли участие в 7 видеоконференциях с ру-1— ководством гостиниц (охват более 370 сотрудников), организованных Государственным ко-—^ митетом Республики Татарстан по туризму, на которых освещались требования законодатель-^^ ства по защите прав потребителей при предоставлении данного вида услуг. Несмотря на то, '—' что наличие свидетельства о присвоении сред-^ ствам размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц, становится обязательным только с 1 июля 2016 года, уже к началу Чемпионата были присвоены категории 37 гостиницам Казани. Еще 17 гостиницами |= проводилась работа по подготовке к прохожде-_ нию данной процедуры.
Стоимость проживания в официальных сред° ствах размещения Казани на период проведе-^ ния Чемпионата и Турнира была согласована ^ ФИНА, АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов», МБУ «Комитет содействия развитию туризма г. Казани» и изменению не подлежала. Управлением осуществлялся мониторинг цен в ежедневном режиме.
В период подготовки к чемпионатам Управлением в ходе плановых и внеплановых проверок проверено 23 гостиницы, выявлено 157 нарушений законодательства по защите прав потребителей, составлено 44 протокола об административных нарушениях по ст. 14.8 ч. 1, 2, ст. 14.4 ч. 1, наложены штрафы на сумму 112,8 тыс. руб. Основными нарушениями являлись: непредоставление исполнителем в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации об услугах, которая должна размещаться в помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения потребителем месте; недоведение до потребителей в наглядной и доступной форме информации о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, его адресе, сведений о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа, режиме работы исполнителя; включение в договор на предоставление гостиничных услуг условий, ущемляющих установленные законом права потребителей; непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности; недостаточное оснащение номеров; несоответствие номеров по площади.
Непосредственно перед началом Чемпионата Управление в превентивном порядке дополнительно провело обследование 26 гостиниц на предмет исполнения обязательных требований законодательства по защите прав потребителей. Выявленные нарушения устранялись незамедлительно.
Проанализировано 33 договора на оказание гостиничных услуг на предмет ущемления прав
потребителей (в том числе на предмет отсутствия условий о минимальном сроке проживания). По требованию Управления из договоров на оказание гостиничных услуг до начала проведения Чемпионата исключены все условия (92), ущемляющие права потребителей.
В результате в гостиницах до сведения гостей и участников чемпионатов доведена вся необходимая и достоверная информация о гостиничных услугах; в номерах размещены памятки потребителю «Оказание гостиничных услуг»; на стойке администратора (ресепшен) имелась информация о контактных данных специалистов Управления для оперативного разрешения возникающих вопросов. Жалоб на нарушение потребительских прав в гостиницах во время проведения Чемпионата в Управление не поступало.
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» в апреле 2015 г. проведен семинар для 27 руководителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания туристских услуг (въездной туризм). До участников семинара были доведены требования законодательства в данной сфере.
В июне 2015 г. МБУ «Комитет содействия развитию туризма г. Казани» разработал пакет туристических услуг, включающий экскурсионное и автобусное обслуживание гостей, заключены договоры с турагентами и исполнителями услуг. Специалистами Управления обследованы места заключения с потребителями договоров на оказание туристских услуг на предмет наличия необходимой информации. Выявленные нарушения были устранены незамедлительно.
В период подготовки к чемпионатам (декабрь 2014 г. - январь 2015 г.) Управлением совместно с МКУ «Комитет по транспорту Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» проведен мониторинг 48 маршрутов автобусов (184 остановочных площадок). В процессе мониторинга выявлены нарушения требований статей 8, 10 Закона № 2300-1 [4], пунктов 3, 4, 5 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 [6], статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ [5]. Информация о нарушениях направлена Комитетом по транспорту в адрес руководителей организаций-перевозчиков.
С руководителями организаций-перевозчиков в апреле 2015 г. был проведен семинар по вопросам качества предоставления услуг по перевозке пассажиров. В июне 2015 г. Комитет по транспорту представил в адрес Управления информацию по устранению выявленных нарушений в рамках мониторинга.
К началу проведения Чемпионата на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта размещены аншлаги с информацией
10
ЗНиСО Февраль 12 (20/)
о наименовании маршрутов, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, информация о заказчике перевозок. На 202 остановочных пунктах установлены электронные информационные табло с указанием времени прохождения транспортных средств маршрута в режиме реального времени. В подвижном составе городского пассажирского транспорта обозначены вход и выход для пассажиров, аварийные выходы, места для пассажиров с детьми и инвалидов, размещены Правила пользования городским пассажирским транспортом, информация об обслуживающем предприятии, наименовании, адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль, бейджи с данными обслуживающего экипажа, указана стоимость проезда, имеется кнопка экстренной остановки. Вещание для пассажиров осуществляется автоинформаторами на русском, татарском и английском языках. Водительский и кондукторский состав обеспечен форменной одеждой.
В период соревнований Комитетом по транспорту проводились рейды на маршрутах городского пассажирского транспорта по выявлению нарушений требований законодательства по защите прав потребителей.
Соблюдение требований законодательства по защите прав потребителей проверено транспортной прокуратурой Татарстана с привлечением специалистов Управления в Международном аэропорту «Казань» и на предприятиях торговли и общественного питания, расположенных в аэропорту. Всего проверено 4 объекта общественного питания, 6 торговых точек, 13 организаций, оказывающих различные виды услуг населению. Выявлено 89 нарушений законодательства по исполнению обязательных требований, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15, ч. 1 ст. 14.43, ст. 14.45, ч. 2 ст. 15.12, ст. 6.3, ст. 6.6 КоАП РФ [1]. По выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.
Выводы. Управлением при подготовке и проведении Чемпионата и Турнира организована многоуровневая система защиты прав потребителей с привлечением органов исполнительной власти регионального и муниципального уровней. Проведенные заблаговременно контрольно-надзорные мероприятия позволили в срок выявить и устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей и соз-
дать гарантированный уровень защиты прав потребителей - гостей и участников чемпионатов.
Результаты обеспечения Управлением исполнения функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, при подготовке и проведении мероприятий, позволили сформировать необходимую правоприменительную практику, предметный анализ и обобщение которой могут быть учтены в качестве практического опыта при подготовке и проведении масштабных спортивных и иных мероприятий международного значения.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016).
2. Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в период подготовки и проведения XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани и XVI чемпионата мира по водным видам спорта в категории «Мастерс»: Распоряжение КМ РТ от 29 мая 2015 г. № 1111-р.
3. Онищенко Г.Г. и др. XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия / Под ред. академика РАМН Г.Г. Онищенко, академика РАМН В.В. Кутыре-ва. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2013. 528 с.
4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (с изменениями и дополнениями).
7. Патяшина М.А. и др. О планировании деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке к проведению чемпионата мира и организации работы при тестовых спортивных мероприятиях на примере Казани / М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, А.А. Имамов [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 10. С. 4-5.
8. Попова А.Ю. и др. Организация работы по защите прав потребителей и осуществление административной практики в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи / А.Ю. Попова, О.В. Прусаков, Н.В. Андрияшина [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. 2015. № 59 (3). С. 4-9.
Контактная информация:
Патяшина Марина Александровна, тел.: 8 (843) 238-98-54, e-mail: [email protected] Contact information: Patyashina Marina, phone: 8 (843) 238-98-54, e-mail: [email protected]
i