Научная статья на тему 'Защита прав потребителей в период подготовки и проведения массового мероприятия на примере проведения чемпионата мира фина по водным видам спорта 2015 года в Казани'

Защита прав потребителей в период подготовки и проведения массового мероприятия на примере проведения чемпионата мира фина по водным видам спорта 2015 года в Казани Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER PROTECTION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / ADMINISTRATIVE PRACTICE / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патяшина Марина Александровна, Трофимова М. В., Ахметшина И. Я.

Представлены особенности организации работы Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по защите прав потребителей при проведении массового мероприятия с международным участием в процессе реализации потребителям билетов на спортивные соревнования. Проанализирована правоприменительная практика по незаконному использованию зарегистрированных товарных знаков. Предложен превентивный инструмент эффективной защиты прав потребителей консультирование по «горячей линии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Патяшина Марина Александровна, Трофимова М. В., Ахметшина И. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER PROTECTION IN THE PERIOD OF PREPARATION AND OF MASS ACTIONS BY THE EXAMPLE OF THE FINA World Championship - 2015 IN KAZAN

The features of the organization of the Republic of Tatarstan Reginal Office of Rospotrebnadzor consumer protection during public events with international participation in the implementation of tickets to sporting events to customers. It analyzes the legal practice on the illegal use of registered trademarks. A preventive tool of effective consumer protection consulting «hotline».

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей в период подготовки и проведения массового мероприятия на примере проведения чемпионата мира фина по водным видам спорта 2015 года в Казани»

декабрь №12 (285) ЗНивО

1

УДК 342.951

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ФИНА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА 2015 ГОДА В КАЗАНИ

М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, И.Я. Ахметшина Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань, Россия

Представлены особенности организации работы Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по защите прав потребителей при проведении массового мероприятия с международным участием в процессе реализации потребителям билетов на спортивные соревнования. Проанализирована правоприменительная практика по незаконному использованию зарегистрированных товарных знаков. Предложен превентивный инструмент эффективной защиты прав потребителей - консультирование по «горячей линии».

Ключевые слова: защита прав потребителей, административная практика, товарный знак.

M.A. Patyashina, M.V. Trofimova, I.Ya. Akhmetshina □ CONSUMER PROTECTION IN THE PERIOD OF PREPARATION AND OF MASS ACTIONS BY THE EXAMPLE OF THE FINA World Championship - 2015 IN KAZAN □ Republic of Tatarstan Regional Office of Rospotrebnadzor, Kazan, Russia.

The features of the organization of the Republic of Tatarstan Reginal Office of Rospotrebnadzor consumer protection during public events with international participation in the implementation of tickets to sporting events to customers. It analyzes the legal practice on the illegal use of registered trademarks. A preventive tool of effective consumer protection - consulting «hotline». Key words: consumer protection, administrative practice, the trademark.

Организация превентивных мер по недопущению возможных негативных последствий в период подготовки массового мероприятия с международным участием - одно из направлений деятельности учреждений Роспотребнадзора. Массовые мероприятия с международным участием требуют неукоснительного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия гостей и участников, а также населения определенной территории в период подготовки и проведения мероприятия в связи с возможными рисками. [1, 2, 6]. Кроме того, обеспечение реализации прав гостей и участников как потребителей - одно из важных условий успешного проведения таких мероприятий. За последние годы проведен ряд крупных и значимых международных форумов - Саммит АТЭС Владивосток-2012, Саммит 0-20 в Санкт-Петербурге, Международный экономический саммит России и стран-членов Организации исламского сотрудничества в Казани, а также важных спортивных соревнований -XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани, XIV чемпионат мира по легкой атлетике в Москве в 2013 году, XXII зимние Олимпийские игры и XI зимние Паралимпий-ские игры в феврале 2014 г. в Сочи, чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 г. [1-4].

Цель исследования - анализ деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Управление) по организации работы в сфере защиты прав потребителей в период подготовки и проведения XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани (далее - чемпионат мира - 2015) и XVI чемпионата мира по водным видам спорта в категории «Мастерс» (далее - чемпионат «Мастерс»).

Материалы и методы. Проведен анализ итогов контрольно-надзорной деятельности Управления по защите прав потребителей в период подготовки и проведения чемпионата мира 2015 и чемпионата «Мастерс» при реализации билетов на спортивные соревнования, правоприменительная практика по незаконному использованию зарегистрированных товарных знаков, а также результатов работы «горячих линий» для потребителей.

Результаты исследования. В период чемпионатов задействовано 364 сотрудника службы, из которых 36 работали в круглосуточном режиме, а также приданные силы - 12 специалистов и передвижной модуль Саратовского и Волгоградского противочумных институтов Роспотребнадзора на случай диагностики при подозрении на особо опасное инфекционное заболевание. С целью недопущения проникновения на территорию республики инфекционных заболеваний из неблагополучных стран (101 из 190 стран-участников) была обеспечена готовность всех служб. В аэропорту Казани досмотрено более 61 000 человек. Больных не выявлено.

В целях предотвращения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний на ежедневном контроле находились 146 объектов (пункты питания, места проведения соревнований и размещения гостей и участников чемпионатов). На объектах было взято более 4 000 проб и проведено около 10 000 исследований. Доля нестандартных проб составила менее 1,8 %, что значительно ниже среднемноголет-них показателей. Необходимо отметить, что профилактические мероприятия, своевременно проведенные после получения нестандартных

ЗНиСО ДШШ N42 (20Е)

результатов, позволили не допустить такие факты в дальнейшем. За период соревнований из-за истечения срока реализации готовых блюд утилизировано более 3 тонн пищевых продуктов, не допущено к приготовлению более 6 тонн продовольственного сырья по причине отсутствия документов, подтверждающих их качество и безопасность, маркировки, а также вследствие признаков порчи и истечения срока годности.

За период чемпионатов не допущено распространения в республике особо опасных инфекций, а также не было зарегистрировано ни одного случая инфекционного заболевания среди гостей и участников в связи с нахождением в Республике Татарстан. Групповой и вспы-шечной заболеваемости среди гостей, участников соревнований и жителей Казани не зарегистрировано.

Около 120 000 человек были гостями и зрителями чемпионата мира - 2015 и чемпионата «Мастерс», проходивших с 24 июля по 16 августа 2015 года в Казани, являясь потребителями различных видов товаров и услуг. Кроме того, потенциальными потребителями услуг, связанных с чемпионатом, могли являться и жители столицы республики (1 205 700 человек).

Управлением в целях реализации мероприятий по обеспечению необходимого уровня защиты прав потребителей было инициировано распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2015 № 1111 [5]. План мероприятий по защите прав потребителей состоял из 6 ключевых направлений и включал 26 мероприятий: оказание гостиничных, туристских, транспортных услуг, контроль за правомерностью использования зарегистрированной символики чемпионатов, услуг общественного питания, консультирование потребителей.

Управлением в первые дни старта продажи билетов на соревнования чемпионата мира -2015 был проведен анализ «Публичной оферты на реализацию билетов на культурно-зрелищные мероприятия в рамках XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани и XVI чемпионата мира по водным видам спорта в категории «Мастерс»» и «Инструкции по возврату билетов», размещенных на сайте ЗАО «КАССИР.РУ - Национальный Билетный оператор», на предмет соблюдения законодательства по защите прав потребителей. По выявленным нарушениям (непредоставление необходимой информации для потребителей и включение в договор условий, ущемляющих права потребителей) в Республиканский организационный комитет было направлены предложения об устранении нарушений и предоставлении Публичной оферты на согласование в Управление. Выявленные нарушения были устранены, Публичная оферта согласована. Дополнительно информация для потребителей о правилах возврата билетов на соревнова-

ния была размещена на официальном сайте Управления.

Управлением в АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» запрошена информация о получении исключительного права на логотип и талисманы чемпионата мира 2015 и чемпионата «Мастерс», являющиеся зарегистрированными товарными знаками.

Предоставлена информация о 23 лицензиатах на право использования товарных знаков, а также лицензионные договоры о предоставлении права использования товарных знаков.

В части предупреждения правонарушений по незаконному использованию символики -логотипа и талисманов чемпионата мира 2015 -Управлением последовательно проводилась системная профилактическая работа по трем направлениям:

1) непосредственно с хозяйствующими субъектами в рамках совещаний и семинаров;

2) с потребителями, в том числе с представителями общественных объединений по защите прав потребителей, при проведении семинаров, лекций, «уроков качества», на которых рассказывалось об отличительных признаках контрафактной продукции, а также о правовых аспектах защиты такой символики;

3) в средствах массовой информации и на официальном сайте Управления была размещена информация «О недопущении незаконного использования логотипа и талисманов чемпионата мира».

В рамках противодействия распространению контрафактной продукции с символикой чемпионата мира - 2015 и чемпионата «Мас-терс» проведен комплекс мероприятий, направленных на выявление фактов реализации контрафактной продукции с использованием символики: совместно с Госалкогольинспекци-ей Республики Татарстан осуществлены выходы в 9 крупных торговых центров Казани, всего обследовано более 100 торговых точек. В результате обследования в ТРК «Кольцо» был выявлен факт реализации продукции с изображением символики чемпионата без соответствующей документации, изъято 11 керамических кружек с нанесенной символикой чемпионата, пресечена реализация сувениров с логотипом зарегистрированного товарного знака, сувенирных магнитов, маркированных товарным знаком чемпионата. Всего изъято 30 единиц сувенирной продукции на сумму 550 руб. Выявлена также реализация подарочных столовых наборов с логотипом зарегистрированного товарного знака, принадлежащего АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов». В суд направлено 5 административных материалов по ст. 14.10 ч. 1 КоАП РФ за незаконное использование зарегистрированного товарного знака.

На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» (далее - ФБУЗ) на этапе подготовки к чемпионату мира 2015 29

1

декабрь n»I2 (ж) ЗНиСО

17

—- тим-лидеров волонтеров были обучены основам защиты прав потребителей. Разработаны памятки для потребителей по 5 тематикам: безопасность финансовых услуг, оказание гости-|— ничных услуг, правила оказания услуг общественного питания, правила оказания туристских ^^ услуг, права и обязанности зрителей при проведении спортивных соревнований. Памятки в количестве 5 000 экземпляров были размещены на стойках информации в аэропорту, на желез-сз нодорожном вокзале и в гостиницах. В местах ^ проведения спортивных мероприятий распрос-^^ транение памяток осуществлялось волонтерами.

Кроме того, была организована работа двух консультационных пунктов (в Управлении и ^^ ФБУЗ), круглосуточной горячей линии. В пе-■—г риод с 25 июля по 17 августа 2015 года на телефон «горячей линии» поступило 198 звонков потребителей: 40 % звонков касались порядка ^^ покупки и возврата билетов на спортивные ме-сз роприятия, 25 % - возможности бесплатного ^^ проезда на общественном транспорте при наличии билетов или электронных билетов на ^^ мероприятия чемпионата мира - 2015, остальные телефонные обращения не имели отношения к организации и проведению мероприятия. Все потребители получили разъяснения на поставленные вопросы.

В местах проведения спортивных и культурных мероприятий консультирование проводилось подготовленными волонтерами. Контактные данные специалистов Управления для оперативного разрешения возникающих вопросов также были направлены в АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов».

Во время проведения чемпионата мира 2015 и чемпионата «Мастерс» обращений потребителей с жалобами на организации, осуществляющие деятельность в сфере оказания туристских, гостиничных, транспортных услуг, не поступало.

Выводы. Управлением при подготовке и проведении чемпионата мира 2015 года и Турнира «Мастерс» выработан алгоритм превентивных действий, направленных на защиту прав потребителей при покупке и возврате билетов на спортивные мероприятия; применены

административные полномочия по пресечению

- ♦

незаконного использования зарегистрированных товарных знаков. Кроме того, многоуровневая система консультирования потребителей позволила оперативно решать возникающие вопросы.

Опыт Управления по защите прав потребителей может быть применен при проведении массовых спортивных и культурных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Онищенко Г.Г. и др. XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия / Г.Г. Онищенко,

B.В. Кутырев. Под ред. академика РАМН Г.Г. Онищенко, академика РАМН В.В. Кутырева. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2013. 528 с.

2. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения массовых мероприятий с международным участием: МР 3.5.0079/2-13. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. 2014. 23 с.

3. Патяшина М.А. и др. О планировании деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке к проведению чемпионата мира и организации работы при тестовых спортивных мероприятиях на примере Казани / М.А. Патяшина, М.В. Трофимова, А .А. Имамов [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 10 (259). С. 4-5.

4. Попова А.Ю. и др. Организация работы по защите прав потребителей и осуществление административной практики в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи / А.Ю. Попова, О.В. Прусаков, Н.В. Андрияшина [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. 2015. № 59 (3).

C. 4-9.

5. Распоряжение КМ РТ от 29 мая 2015 г. № 1111-р «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в период подготовки и проведения XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани и XVI чемпионата мира по водным видам спорта в категории "Мастерс"».

6. Синода В.А. и др. Управление факторами среды обитания и здоровья населения / В.А. Синода, И. Л. Винокур, М.М. Сайфутдинов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 9 (234). С. 36-38.

Контактная информация:

Патяшина Марина Александровна, тел.: +7 (843) 238-98-54, e-mail : [email protected] Contact information: Patyashina Marina, phone: +7 (843) 238-98-54,

e-mail: [email protected] ♦ -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.