Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОО'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
964
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / КОНТРОЛЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскобойник А.А., Маркушевская Е.А.

В статье раскрываются педагогические условия реализации мониторинговой системы оценки младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОО»

занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях.

Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через НИРС, при выполнении которой студент проходит все этапы формирования профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения [7]. Но в любом случае основная его цель - развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления.

Список литературы:

1. Бокуть Б.В. Вузовское обучение / Б.В. Бокуть. - Минск: Изд-во Университетское, 2009. - 228 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Изд-во Высшая школа, 2001. - 231 с.

3. Данилов М.А. Дидактика / М.А. Данилов, П.В. Есипов. - М.: Изд-во Просвещение, 1999. - 461 с.

4. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - понятие и содержание / Т.В. Кудрявцев // Вестник высшей школы. - 1994. - № 4. - С. 31-33.

5. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников / Н.А. Менчинская. - М.: Изд-во МГУ 1999. - 232 с.

6. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Мах-мутов. - Казань: Изд-во Татар. кн. изд-во, 1992. - 551 с.

7. Оконь В.В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - СПб.: Изд-во Питер, 2001. - 367 с.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОО

1 2 © Воскобойник А.А. , Маркушевская Е.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Волгоградский государственный

социально-педагогический университет», г. Волгоград

В статье раскрываются педагогические условия реализации мониторинговой системы оценки младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

1 Магистрант.

2 Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт; обучение; система оценки; контроль; младший школьник, мониторинг.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников при получении начального общего образования. Становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. В этих условиях изменилось и назначение образовательного стандарта. Из перечня необходимого он превращается в способ достижения поставленной цели. Способствует этому системно-деятельностный подход, положенный в основу новых стандартов. Вне деятельности нет качественного образования. Для младшего школьника такой ведущей деятельность является учебная деятельность. Именно в ней происходит развитие, становление личности младшего школьника. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями. Вне деятельности не добиться поставленных целей и не достичь планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, поставленных новыми стандартами в качестве своего ведущего компонента на основе общественного договора между личностью, обществом и государством [2].

Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невроти-зацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности [2].

Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы [1].

Основные цели безотметочного обучения - сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает по-новому оценивать детей. Оценку надо будет выставлять не за знания, а за

приобретённые и усвоенные действия. Перед учителями встает вопрос: как это делать?

Таким образом, предметом исследования становится новый подход к системе оценки, который поможет учителю научиться оценивать в соответствии с Федеральный государственный образовательный стандарт.

Объектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

- смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

- морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения [1].

Особенностями системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

- использование наряду со стандартизированными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений [2].

Основное содержание оценки метапредметных результатов при получении начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Уровень сформированное™ метапредметных результатов оценивается и измеряется в результате следующих действий: выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсально учебных действий; выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в федеральном государственном образовательном стандарте, предметные результаты содержат в себе:

- систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов;

- систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания [2].

Безотметочное обучение вводится в 1-2 (I полугодие) классах начальной школы как система контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся ориентированная на обучение по адаптивной модели - обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебной деятельности повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. Оцениванию не подлежат:

- темп работы ученика;

- личностные качества школьников;

- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т.д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение школьником границ своего знания-незна-

ния, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления образовательной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения - формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности [1].

Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-2-х классов. Обучаясь в первом-втором классах, обучающиеся приобретают следующие умения:

- оценивать свою работу по заданным учителям критериям;

- соотносить свою оценку с оценкой учителя, соседа;

- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

- В школе используется приём «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов.

«Зелёный» - Я всё понял, с заданием справился успешно. Я доволен. « Жёлтый» - Мне было трудно, но я справился. «Красный» -Задание оказалось сложным. Мне нужна помощь.

- «Лесенка» - школьники на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька -требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька -ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

Допускается словесное оценивание. Устным ответам учитель может давать словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты «Хорошо» и т.д. [2].

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования являются предметные и метапредметные результаты, необходимые для продолжения образования, а также внеучебные достижения младших школьников как в рамках основной образовательной программы, так и за ее пределами. В итоговой оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

- результаты текущей, промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- результаты итоговой аттестации, характеризующие уровень освоения обучающимися основных универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующем уровне;

- внеучебные достижения младших школьников [1].

Обучающимся начальной школы по итогам текущего оценивания выставляются четвертные и годовые отметки по всем предметам учебного плана, которые фиксируются в журнале успеваемости. Четвертная отметка высчиты-вается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное обучающемуся правило, только при этом условии обучающийся может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку. Для определения среднего балла (среднее арифметическое) должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи. Решение о переводе в следующий класс выносится на основании годовых отметок. В следующий класс переводятся обучающиеся, освоившие образовательную программу как минимум на базовом уровне и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана. Условно переводятся обучающиеся, имеющие 1 неудовлетворительную годовую отметку. По согласованию с родителями или законными представителями на повторное обучение оставляются обучающиеся, имеющие 2 и более неудовлетворительные годовые отметки.

Список литературы:

1. Воронцов А.Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова. - М., 2010. - 116 с.

2. Воскобойник А.А., Маркушевская Е.А. Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 28. - С. 16-20.

РОЛЬ, ИСТОКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ДЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

© Головащенко В.В.1

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Шадринский политехнический колледж», г. Шадринск

В статье выявлена роль, истоки и содержание опережающей профессиональной подготовки студента колледжа для машиностроительного комплекса. Изложен анализ современной образовательной практики в колледжах Курганской области.

Ключевые слова опережающая профессиональная подготовка, студент, колледж, машиностроительный комплекс.

1 Заместитель директора по административно-хозяйственной части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.