Научная статья на тему 'Методические особенности подготовки педагогов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности'

Методические особенности подготовки педагогов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ КЕЙС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Макушкина Светлана Ивановна

Дан анализ некоторых дидактических затруднений в контрольно-оценочной деятельности учителя начального общего образования, к которым можно отнести: неумение организовать планирование педагогом контроля на разных этапах организации учебной деятельности младших школьников; неверный выбор педагогами объектов оценивания; выбор способов оценивания образовательных результатов, а также неготовность включить обучающихся в процесс оценивания результатов своей учебной деятельности; затруднения при организации работы с обучающимися по формированию у них самооценки при организации учебной деятельности; недостаточное использование данных контроля и оценки об образовательных достижениях для анализа, интерпретации и последующей корректировки при организации урочной и внеурочной деятельности. В статье предлагается на основе выделенных затруднений в контрольно-оценочной деятельности учителя с целью активизации слушателей курсов повышения квалификации организация проектной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Макушкина Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical features of teachers training for the implementation of monitoring and evaluation activities

The analysis of some didactic difficulties in monitoring and evaluation activities of teachers of basic General education is presented, which include: the inability to organize the planning of teacher control at different stages of the organization of educational activity of younger pupils; the wrong choice by teachers of evaluation objects; the choice of ways of assessing learning outcomes as well as the unwillingness to include students in the process of evaluating the results of their training activities; difficulties in working with pupils on building their self-esteem in the organization of training activities; insufficient utilization of the monitoring and evaluation of the educational achievement for analyze, interpret, and make subsequent adjustments in the organization of curricular and extracurricular activities. The article offers organization project work on the basis of the marked difficulties in monitoring and evaluation activities of teachers with the aim of enhancing trainees of training courses.

Текст научной работы на тему «Методические особенности подготовки педагогов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности»

о сОД^сгд^

ЧИППКРО

УДК 378.091.398+371.26

Методические особенности подготовки педагогов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности

Н. Е. Скрипова, С. И. Макушкина

Methodical features of teachers training for the implementation of monitoring and evaluation activities

N. E. Skripova, S. I. Makushkina

Аннотация. Дан анализ некоторых дидактических затруднений в контрольно-оценочной деятельности учителя начального общего образования, к которым можно отнести: неумение организовать планирование педагогом контроля на разных этапах организации учебной деятельности младших школьников; неверный выбор педагогами объектов оценивания; выбор способов оценивания образовательных результатов, а также неготовность включить обучающихся в процесс оценивания результатов своей учебной деятельности; затруднения при организации работы с обучающимися по формированию у них самооценки при организации учебной деятельности; недостаточное использование данных контроля и оценки об образовательных достижениях для анализа, интерпретации и последующей корректировки при организации урочной и внеурочной деятельности. В статье предлагается на основе выделенных затруднений в контрольно-оценочной деятельности учителя с целью активизации слушателей курсов повышения квалификации организация проектной работы.

Abstract. The analysis of some didactic difficulties in monitoring and evaluation activities of teachers of basic General education is presented, which include: the inability to organize the planning of teacher control at different stages of the organization of educational activity of younger pupils; the wrong choice by teachers of evaluation objects; the choice of ways of assessing learning outcomes as well as the unwillingness to include students in the process of evaluating the results of their training activities; difficulties in working with pupils on building their self-esteem in the organi-

zation of training activities; insufficient utilization of the monitoring and evaluation of the educational achievement for analyze, interpret, and make subsequent adjustments in the organization of cur-ricular and extracurricular activities. The article offers organization project work on the basis of the marked difficulties in monitoring and evaluation activities of teachers with the aim of enhancing trainees of training courses.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, дидактические затруднения, контроль, оценка, образовательные результаты, дополнительное образование педагогов, образовательная программа, учебный кейс.

Keywords: federal state educational standard of primary General education, didactic difficulties, monitoring, evaluation, educational results, additional education teachers, educational program, training case.

Анализ политико-правовых и нормативных документов (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа развития образования на период 2016-2020 годы, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)») показывает проблемные зоны в сфере образования, к которым относятся: а) вопросы качества образования и совершенствование его оценки; б) взаимодополняемость, радикаль-

ность и эффективность результатов различных мониторинговых исследований (международного, федерального, регионального и муниципального уровней); в) эффективность и действенность реализации системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, в том числе ее части - внутренней системы оценки качества образования; г) осуществление контрольно-оценочной деятельности педагога; д) конструирование (подбор) оценочных материалов для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Обозначенные выше позиции, естественно, определяют существенные изменения в профессиональной деятельности учителя, составляющим элементом которой является контрольно-оценочный компонент.

Прежде чем приступить к исследованию проблемы, нам необходимо определиться с основными понятиями. На основании обобщения теоретических и практических подходов к контролю и оценке образовательных достижений мы используем следующие определения.

Контроль и оценка образовательных достижений есть деятельность участников образовательных отношений, направленная на объективное определение степени соответствия результатов обучения заявленным планируемым результатам, на интерпретацию и рациональное использование полученной информации для совершенствования образовательной деятельности с целью повышения его качества и результативности [1]. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников представляет собой совокупность целенаправленных взаимозависимых контрольно-оценочных действий участников образовательных отношений с целью повышения уровня образовательных достижений каждого учащегося и качества начального общего образования. Далее необходимо пояснить, что контрольно-оценочная деятельность учителя понимается как общая, проявляющаяся в качестве обязательного компонента деятельность по управлению образовательным процессом, так и специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности [2].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение за деятель-

ЧИППКРО

ностью учителей при реализации совместных научно-прикладных проектов, анкетирование руководителей общеобразовательных организаций и педагогов, в том числе в период повышения квалификации позволили констатировать ряд дидактических затруднений, имеющих место при реализации контрольно-оценочной деятельности учителя. Выделенные нами дидактические затруднения определяют как содержание блока образовательной программы повышения квалификации «Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», так и специфику применения метода кейсов.

Рассмотрением дидактических и методических затруднений в деятельности педагогов с различных ракурсов занимались многие исследователи (Ш. А. Амонашвили, А. Б. Воронцов, Т. С. Полякова, Г. А. Цукерман и др.) [3; 4; 5]. Так, по мнению Т. С. Поляковой, дидактическое затруднение - это затруднение учителя в процессе обучения, то есть психологическое состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности в случае отсутствия условий для его разрешения или, напротив, состояния собранности, мобилизационной готовности, эмоционального подъема, обеспечивающих совершенствование педагогического мастерства, развитие «педагогического мышления», умений и навыков в случае обеспечения условий для его преодоления [6].

Остановимся на рассмотрении некоторых видов дидактических затруднений в контрольно-оценочной деятельности учителя начального общего образования.

Одними из самых распространенных затруднений, на наш взгляд, в контрольно-оценочной деятельности учителя являются: а) планирование контроля на разных этапах организации учебной деятельности младших школьников; б) неверный выбор объектов оценивания. Так, в начальном общем образовании продолжает оставаться практика оценивания знаний, умений и навыков обучающихся в рамках конкретных учебных предметов, в то время как согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, объектом контроля и оценки становятся планируемые результаты (личностные, метапредметные и

ЧИППКРО

предметные) основной образовательной программы. При этом предметные результаты оцениваются учителями: а) без учета положений раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»; б) в основном, традиционными способами с использованием «принципа вычитания», что не согласуется с современными требованиями [7]. При этом часть учителей не умеет осуществлять оценивание метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Тот инструментарий, который на сегодняшний день предлагается авторами-разработчиками учебников, конечно, достаточно разнообразен, но не всегда согласован с позициями примерной основной образовательной программы начального общего образования (fgosreestr.ru) и нуждается в специальной проработке и компетентном сопровождении педагогов.

Необходимо отметить, что к дидактическим затруднениям необходимо отнести и то обстоятельство, что полученные при организации контроля и оценки образовательных достижений результаты недостаточно используются педагогами для совершенствования урочной деятельности. Педагог не корректирует свою деятельность при организации урочной деятельности в соответствии с выявленными успехами/неуспехами и трудностями школьников. Данное обстоятельство, конечно же, практически исключает возможности использования дифференцированного обучения и поэтому не может способствовать повышению качества образования. Следовательно, важно актуализировать функцию деятельности педагога - использование данных контроля и оценки об образовательных достижениях для анализа, интерпретации и последующей корректировки при организации урочной и внеурочной деятельности.

Следующим затруднением в реализации контрольно-оценочной деятельности учителя является выбор способов оценивания образовательных результатов, а также неготовность включить обучающихся в процесс оценивания результатов своей учебной деятельности. Современный подход к организации контрольно-оценочной деятельности учителя должен быть

направлен на такую ориентировку, где действия контроля и оценки обучающихся будут направлены на самостоятельный выбор средств и форм решения поставленных учебных задач; постепенный переход от совместного (с учителем) к самостоятельному выбору учебных заданий для работы над изучаемым материалом. Именно данные способы контроля и оценивания обеспечат постепенную передачу контрольно-оценочной функции от учителя к обучающемуся [8].

Достаточно важным дидактическим затруднением в контрольно-оценочной деятельности учителя, является «сворачивание» данной деятельности вследствие смешения основных педагогических категорий «оценка» и «отметка». Анализ результатов наблюдения и анкетирования позволил фиксировать факт данного затруднения у более 70% учителей начального общего образования. Описываемое затруднение является следствием недостаточной теоретической грамотности учителей и влечет за собой трудности профессионального характера, что, в свою очередь, влияет на всю систему оценивания образовательных достижений обучающихся начального общего образования. В начальной школе у детей формируются (должны формироваться) действия контроля и оценки, которые при целенаправленной и грамотно организованной работе педагога преобразуются в действия самоконтроля и самооценки. Несмотря на то, что в соответствии с нормативными требованиями в первом классе реализуется только безотметочное обучение, учителя начального общего образования затрудняются организовывать работу с обучающимися по формированию у них самооценки при организации учебной деятельности. По результатам нашего исследования, около 55% учителей первых классов затрудняются обеспечить полноценную оценочную деятельность обучающихся, так как им сложно «отказаться» от отметки как цифрового обозначения оценки. Несмотря на существующие методические материалы, инструкции и рекомендации, арсенал способов оценивания учебных достижений обучающихся крайне ограничен. Учителя продолжают использовать такие средства фиксации оценки, как солнышки, звездочки, совушки, цветочки, тучки и др., забывая о том, что их следует рассматривать в качестве символа, принимающего на

себя функции оценки, что противоречит требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил к организации урочной деятельности в общеобразовательной организации и является доказательством некомпетентного оперирования понятиями «оценка» и «отметка» на этапе формирования основ учебной деятельности.

Конечно же, выделенные нами дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя высвечивают причины как объективного, так и субъективного характера. При проведении учебных занятий курсов повышения квалификации «Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся» мы, учитывая результаты нашего исследования, организуем работу с информационным образовательным ресурсом «Региональная модельная основная образовательная программа начального общего образования».

С целью активизации слушателей курсов повышения квалификации организуется деятельность с семью образовательными кейсами. В предложенных нами кейсах предлагаются конкретные практические ситуации по описываемой нами проблематике, которые разработаны на основе фактического материала.

В рамках организации учебного занятия предлагаются следующие учебные кейсы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования как основание организации контроля и оценки в урочной и внеурочной деятельности», «Безотметочная система обучения как средство создания в классе психологически комфортной обра-

ЧИППКРО

зовательной среды с целью мотивации младшего школьника к успешной учебной деятельности», «Сущность контроля и оценки в начальной школе», «Текущий контроль успеваемости: формы, периодичность, условия организации», «Промежуточная аттестация обучающихся: формы, периодичность, условия организации», «Конструирование оценочных материалов для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в начальном общем образовании», «Нормы оценивания образовательных достижений младших школьников».

Данная деятельность дает возможность:

- организовать групповую работу слушателей в зоне проблемы, направленной на устранение именно выделенных нами дидактических затруднений педагога;

- использовать проектные технологии при решении проблемной ситуации;

- устранить дидактические затруднения педагогов в обозначенном проблемном поле организации контрольно-оценочной деятельности;

- развивать умения вести доказательную дискуссию;

- получить понимание проблемы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в едином нормативном, понятийном и методическом аспектах;

- создать «обновленную» модель организации контроля и оценки в начальном общем образовании при организации урочной и внеурочной деятельности.

В качестве примера приводим описание учебного кейса № 1 (табл. 1).

1. Название кейса Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования как основание организации контроля и оценки в урочной и внеурочной деятельности

2. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа с последующей презентацией

3. Введение Оценочная деятельность рассматривается как условие (механизм) достижения высокого качества начального общего образования, что обусловливает следующие направления оценочной деятельности: комплексное изучение эффективности образовательной деятельности общеобразовательной организации; выявление и анализ уровня подготовки обучающихся начального общего образования; изучение уровня достижения планируемых результатов реализации основной образовательной программы начального общего образования. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов» является системообразующим: а) для осуществления внутренней системы оценки

ЧИППКРО

качества образования в общеобразовательной организации; б) формирования контрольно-оценочной деятельности педагога; в) организации комплексного подхода к оценке образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных); г) определения критериальной базы оценивания образовательных результатов младших школьников; д) формирование действий контроля и самоконтроля у обучающихся

4. Основная часть 1 блок материалов представлен вариантами (три) оснований основных направлений оценочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования. 2 блок материалов представлен вариантами целей (три варианта) системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 3 блок представлен материалами, определяющими, что объектом оценки выступают личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся. В данном блоке группе предлагается установить взаимозависимость содержания оценки с направлениями оценивания и ее объектами. 4 блок представлен материалами, позволяющими определить требования к контрольно-оценочной деятельности, среди которых: индивидуальный характер оценивания; систематичность, регулярность оценивания (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся), сочетание с различными видами деятельности; разнообразие форм оценивания; объективность оценки; дифференцированный подход; повышение значимости самоконтроля; единство требований учителей, которые осуществляют контроль в общеобразовательной организации. 5 блок представлен вариантами процедур оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. 6 блок представлен материалами, которые определяют формы представления результатов оценивания планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов и их разнообразие. Концентрируется внимание слушателей на представленность форм оценивания и зависимость данных форм от решения общеобразовательной организации. 7 блок представлен материалами, которые направлены на экспертизу условий (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические) и границ применения системы оценки. Слушатели сообщают о создании (наличии) в школе организации условий для оценивания школьников, а также о границах применения системы оценки (специфика используемых учебников и учебных пособий, индивидуальные и возрастные особенности школьников). 8 блок представлен материалами, направленными на организацию оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучаются требования к оценочным материалам, рассматриваются конструкторы оценочных материалов. 9 блок представлен критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Группой организуется дискуссия об использовании критериев оценки, которые разрабатываются общеобразовательной организацией самостоятельно

5. Задания для групповой работы - выделите из предложенных трех вариантов основания для определения основных направлений оценочной деятельности; - определите цели оценки образовательных достижений обучающихся; - что выступает объектом оценки; каким образом содержание оценки связано с направлениями и объектом оценки; - проанализируйте требования к оценочной деятельности в условиях комплексного подхода; - определите процедуру и состав инструментария оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов;

Таким образом, нами, во-первых, описываются основные дидактические затруднения, которые наблюдаются у учителей при организации контрольно-оценочной деятельности; во-вторых, на основе выделенных затруднений предлагается использование активных методов работы со слушателями в период повышения квалификации, в частности использование учебных кейсов.

Доказывается, что использование данной проектной работы дает возможность организовать как индивидуальную, так и групповую работу слушателей, использовать проектные технологии при решении проблемной ситуации; получить понимание проблемы контроля и оценки планируемых результатов обучающихся в едином нормативном, понятийном и методическом аспектах.

Библиографический список:

1. Кузнецова М. И. Современные средства контроля и оценивания учебных достижений по русскому языку как основа дифференциации обучения в начальной школе / М. И. Кузнецова // Преподаватель XXI века. - 2009. - № 2. - С. 90.

2. Синебрюхова В. Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. Л. Синебрюхова. - М. : МПУ, 2000. - 26 с.

3. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников : экспериментально-педагогическое исследование / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1984. - 296 с.

4. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов. - М. : ЦПРО «Развитие личности», 1998. - 360 с.

5. Цукерман Г. А. Обучение ведет за собой развитие. Куда?/ Г. А. Цукерман //Вопросы образования. - 2011. - № 1. - С. 42-89.

ЧИППКР0

6. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Т. С. Полякова. - М. : Педагогика, 1983. - 129 с.

7. Скрипова Н. Е. Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к оцениванию образовательных достижений учащихся / Н. Е. Скрипова, А. Е. Котлярова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 4 (21). - С. 77-82.

8. Нечепуренко Д. В. Повышение профессиональной компетентности учителя начального общего образования в условиях реализации профессионального стандарта («Русский язык») / Д. В. Нечепуренко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 4 (29). - С. 53-61.

References:

1. Kuznetsova M. I. Modern means of monitoring and evaluation educational achievements in the Russian language as the basis of differentiation of instruction in primary school [Sovremennye sredstva kontrolja i ocenivanija uchebnyh dosti-zhenij po russkomu jazyku kak osnova differen-ciacii obuchenija v nachal'noj shkole] / Prepo-davatel' XXI veka, 2009, No. 3. 90 p.

2. Sinebrychoff V. L. Training of students of pedagogical universities to implement monitoring and evaluation activities of primary school teacher: author [Podgotovka studentov pedvuza k real-izacii kontrol'no-ocenochnoj dejatel'nosti uchitelja nachal'nyh klassov] / Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences, Moscow: MPU, 2000. 26 p.

3. Amonashvili S. A. Educational evaluation of pupils' learning: an experimental-pedagogical research [Vospitatel'naja i obrazovatel'naja funkcija ocenki uchenija shkol'nikov: jeksperimental'no-pedagogicheskoe issledovanie], Moscow: Peda-gogika, 1984. 296 p.

4. Vorontsov A. B. Practice of developmental education at the system D. B. Elkonin - V. V. Da-

- рассмотрите формы представления личностных, метапредметных и предметных результатов при организации контроля и оценивания, обоснуйте их разнообразие, дайте комментарии;

- проведите экспертизу условий и границ применения системы оценки;

- каким образом осуществляется оценивание личностных результатов;

- обоснуйте представленность шкал оценивания метапредметных и предметных результатов;

- обоснуйте критерии оценивания метапредметных и предметных результатов

àk

ЧИППКРО

vydov [Praktika razvivajushhego obuchenija po sisteme D. B. Jel'konina - V. V. Davydova], Moscow: CPRO "Razvitie lichnosti", 1998. 360 p.

5. Zuckerman G. A. Learning leads development. Where? [Obuchenie vedjot za soboj razvitie. Kuda?], 2011, No. 1, pp. 42-89.

6. Polyakova T. S. Analysis of difficulties in the pedagogical activities novice teachers [Analiz zatrudnenij v pedagogicheskoj dejatel'nosti na-chinajushhih uchitelej], Moscow: Pedagogika, 1983. 129 p.

7. Skripova N. E., Kotlyarova A. E. Training of teachers in the system qualification to the evaluation of educational achievements of pupils

[Podgotovka pedagogov v sisteme povyshenija kvalifikacii k ocenivaniju obrazovatel'nyh dosti-zhenij uchashhihsja] / Scientific support of a system of advanced training, 2014, No. 4 (21), pp.77-82.

8. Nechepurenko D. V. Raising the professional competence of teachers ofprimary education in the conditions of implementation of professional standards ("Russian language ") [Povyshenie pro-fessional'noj kompetentnosti uchitelja nachal'nogo obshhego obrazovanija v uslovijah realizacii pro-fessional'nogo standarta ("Russkij jazyk")] / Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 4 (29), pp. 53-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.