Научная статья на тему 'Развитие готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов в системе повышения квалификации'

Развитие готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Оксана Александровна

Данная статья посвящена проблеме развития готовности учителей начальных классов к конструированию оценочных материалов в системе повышения квалификации. Автором актуализируется необходимость подготовки педагога к организации контрольно-оценочной деятельности в целом и разработке оценочных материалов в частности. Дается определение развития готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов. Рассматриваются особенности выстраивания системы оценки на начальном уровне образования. Представлена специфика каждой группы планируемых результатов, которая учитывается при разработке оценочных материалов. Предлагается перечень оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебным предметам. В статье рассматриваются особенности организации практических занятий в ходе курсовой подготовки учителей начальных классов по конструированию диагностического инструментария. Автор в качестве примера приводит описание и алгоритмы разработки оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебному предмету «Математика», используемых на практических занятиях в рамках повышения квалификации учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горовая Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of readiness of a primary school teacher to design assessment materials in the system of advanced training

This article is devoted to the problem of developing the readiness of primary school teachers to design assessment materials in the system of advanced training. The author actualizes the need to training the teacher for the organization of monitoring and evaluation activities in general and the development of evaluation materials in particular. The author defines the development of the readiness of the primary school teacher to design the evaluation materials. The features of building the evaluation system at the primary level of education are considered. The specificity of each group of planned results is presented, which is taken into account in the development of evaluation materials. A list of evaluation materials for the current monitoring of academic performance is offered. The article considers the features of the organization of practical classes during the course preparation of primary school teachers in the design of diagnostic tools. The author cites, as an example, the description and algorithms for the development of evaluation materials for the current monitoring of academic progress in the subject “Mathematics”, used in practical exercises in the context of improving the qualifications of primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов в системе повышения квалификации»



Современная школа

УДК 378.091.398+371.26

Развитие готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов в системе повышения квалификации

О. А. Горовая

Development of readiness of a primary school teacher to design assessment materials in the system of advanced training

O. A. Gorovaya

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития готовности учителей начальных классов к конструированию оценочных материалов в системе повышения квалификации. Автором актуализируется необходимость подготовки педагога к организации контрольно-оценочной деятельности в целом и разработке оценочных материалов в частности. Дается определение развития готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов. Рассматриваются особенности выстраивания системы оценки на начальном уровне образования. Представлена специфика каждой группы планируемых результатов, которая учитывается при разработке оценочных материалов. Предлагается перечень оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебным предметам. В статье рассматриваются особенности организации практических занятий в ходе курсовой подготовки учителей начальных классов по конструированию диагностического инструментария. Автор в качестве примера приводит описание и алгоритмы разработки оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебному предмету «Математика», используемых на практических занятиях в рамках повышения квалификации учителей начальных классов.

Abstract. This article is devoted to the problem of developing the readiness of primary school teachers to design assessment materials in the system of advanced training. The author actualizes the need to training the teacher for the organization of monitoring and evaluation activities in general and the development of evaluation materials in particular. The author defines the development of the readiness of the primary school teacher to design the evaluation materials. The features of building the evaluation system at the primary level of education are considered. The specificity of each group of planned results is presented, which is taken into account in the development of evaluation materials. A list of evaluation materials for the current monitoring of academic performance is offered. The article considers the features of the organization of practical classes during the course preparation of primary school teachers in the design of diagnostic tools. The author cites, as an example, the description and algorithms for the development of evaluation materials for the current monitoring of academic progress in the subject "Mathematics ", used in practical exercises in the context of improving the qualifications of primary school teachers.

Ключевые слова: развитие готовности учителей начальных классов к конструированию оценочных материалов, система дополнительно-

го профессионального образования, система оценки, планируемые результаты, текущий контроль, промежуточная аттестация, оценочные материалы, диагностический инструментарий.

Keywords: development of readiness of primary school teachers for design of evaluation materials, system of additional professional education, evaluation system, planned results, current monitoring, intermediate certification, evaluation materials, diagnostic tools.

На современном этапе одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который выдвигает новые требования к квалификации учителя и ставит перед ним важные задачи. Ключевыми трудовыми функциями становятся «разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы», «организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися», учитель должен уметь «объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей», знать «пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения» [1]. В связи с этим для учителя актуальной становится проблема отбора и конструирования оценочных материалов, позволя -ющих оценить степень (уровень) достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Вполне очевидно, что успех решения данных задач в образовательном процессе во многом определяется тем, насколько учитель убежден в необходимости этого, достаточно ли высок уровень его знаний по решению данной проблемы, обладает ли он необходимыми профессиональными компетенциями.

Сегодня педагоги понимают необходимость отбора и разработки качественных оценочных материалов, однако, как показало исследование, проведенное на кафедре начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО, большинство педагогов испытывают систематические трудности при их конструировании. Таким образом, для системы повышения квалификации актуальным становится вопрос развития готовности учителя к конструированию контрольно-измерительных материалов (КИМ) в образовательном процессе.

Понятие «готовность» в общетеоретическом аспекте рассматривается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности и как сложная динамическая система интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека (А. Г. Асмолов [2], В. В. Давыдов [3], Б. Ф. Ломов [4], Д. Н. Узнадзе [5] и др.).

В отечественной науке известна концепция готовности к деятельности М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, где готовность представлена как целостное профессионально важное качество личности, которое включает следующие структурные компоненты: осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи; осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания; осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который связан с решением задач в прошлом, и выполнения подобных требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [6].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические положения по развитию готовности учителей к различным аспектам педагогической деятельности освещены в трудах известных психологов, педагогов. Существует ряд направлений, в которых решается проблема развития готовности: профессиональная готовность к педагогической деятельности, профессиональ-

но-эстетическая готовность, психологическая готовность, морально-психологическая готовность.

На основе вышеобозначенных исследований развитие готовности учителя к конструированию оценочных материалов можно определить как переход одного состояния готовности к другому, более совершенному, сопровождающемуся наращиванием необходимых свойств.

Анализ научной литературы и имеющегося опыта в системе повышения квалификации показал, что результативность подготовки учителя к осуществлению данной функции зависит от соблюдения следующих педагогических условий:

- определение уровней профессиональной готовности учителя к конструированию оценочных материалов;

- разработка модели развития профессиональной готовности учителя;

- овладение учителем теорией и технологией конструирования оценочных материалов;

- организация продуктивного взаимодействия субъектов обучения в условиях предметно-практической деятельности и внедрения в практику работы современных технологий преподавания, в частности проблемно -диалогической технологии, групповых форм работы, технологии формирования типа правильной читательской деятельности и других, адаптируя их применительно к образованию педагогических работников [7].

Создание условий, способствующих саморазвитию личности педагога, его творческой самореализации, удовлетворение потребностей и личностных интересов обучающихся являются основной целью системы повышения квалификации. Именно система повышения квалификации играет важную роль в том, насколько успешно будет протекать процесс вхождения учителя в систему ценностей современного образования, насколько уровень профессиональной компетентности учителя будет соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, который применяется работодателями при организации обучения и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и уста-

новлении систем оплаты труда. Возникает необходимость разработки соответствующей системы подготовки слушателей курсов повышения квалификации в контексте формирования и развития у них совокупности способов деятельности по разработке оценочных материалов в своей педагогической практике.

Одним из средств решения этой проблемы являются программы дополнительного профессионального образования. В связи с этим на кафедре начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО разработаны образовательные программы, которые содержат теоретические и практические аспекты развития готовности учителей к конструированию КИМ в урочной и внеурочной деятельности.

Данные образовательные программы разработаны в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 20.06.2016 № 03/5409 «Методические рекомендации по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации».

Основной целью образовательных программ является оказание поддержки педагогам начального общего образования в освоении эффективных педагогически обоснованных способов, приемов, средств и техник в ситуации изменившихся подходов к организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. В них раскрываются методологические, концептуальные и технологические подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в образовательной организации. Важной составляющей программ является формирование информационной культуры педагогических работников по обозначенному вопросу в целом и конструированию оценочных материалов в частности, разрабатываются подходы по эффективному использованию методов самообучения на основе информационной модели организации образовательного

процесса и дидактических принципов эффективного делового общения по обозначенной проблеме.

Каждый раздел данных программ состоит из основной лекции, практической работы и творческого задания, которое выполняется слушателями в группе. Процесс обучения основан на изучении предложенных материалов, консультаций с преподавателями, выполнении практических работ и творческих заданий. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную или групповую консультацию к преподавателю. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения дает возможность слушателям в ходе обучения обменяться мнениями в режиме офлайн на форуме.

Выстроить индивидуальную траекторию обучения для слушателей позволяет входное тестирование.

Стартовая диагностика дает возможность определить профессиональные и личностные особенности педагогов, сориентироваться в профессиональных интересах учителей, их запросах, потребностях и на этой основе выстроить образовательный процесс на курсах повышения квалификации.

Одним из условий результативности подготовки учителя к конструированию оценочных материалов является овладение учителем теорией и технологией разработки КИМ. Поэтому в ходе освоения образовательных программ учителя в первую очередь знакомятся с особенностями современной системы оценки уровня достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

В настоящий момент система оценки должна способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Как отмечалось ранее, обязательными составляющими при проведении учебных занятий в ходе курсовой подготовки являются аналитическая работа (например, возможность провести рефлексию своих профессио-

нальных знаний, умений, компетенций с использованием входной и итоговой диагностик), инициатива и формирование собственной позиции слушателей внутри образовательного процесса.

В связи с этим образовательные программы включают типовые задачи, оценочные материалы, фрагменты уроков и видеоуроков, которые позволяют не только проанализировать качество предложенных работ, но и дают возможность замотивировать слушателей на работу по проектированию качественных контрольно-измерительных материалов, способствуют освоению соответствующих профессиональных компетенций.

В ходе курсовой подготовки учителя знакомятся с разнообразными методами и формами, взаимно дополняющими друг друга (стандартизированные контрольные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное), которые могут быть использованы для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Акцентируется внимание на том, что образовательные организации для оценки степени (уровня) достижения планируемых результатов могут самостоятельно разработать оценочные материалы в соответствии со своей внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) либо воспользоваться готовыми.

В связи с этим учителей знакомят с Модельной региональной основной образовательной программой начального общего образования (МРООП НОО), которая разработана и активно используется образовательными организациями в Челябинской области.

В данной программе представлены оценочные материалы для организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

В таблице 1 представлен перечень оценочных материалов для текущего контроля успеваемости по учебным предметам, включенных в МРООП НОО, с которыми работают слушатели в рамках освоения программ дополнительного профессионального образования.

Образовательные организации могут воспользоваться данным образовательным продуктом.

Таблица 1

Перечень оценочных материалов для текущего контроля успеваемости

по учебным предметам

Предмет Оценочные материалы

Русский язык Грамматический разбор, графическая работа, диктант, изложение, речевые ситуации, самостоятельная работа, словарный диктант, сочинение, списывание, стандартизированная контрольная работа

Литературное чтение Анализ текста, контрольная работа, проверка читательской компетентности, проектные задачи, устный ответ

Иностранный язык Тест, устный опрос, письмо, частичный диктант, стандартизированная контрольная работа

Математика Графическая работа, математический диктант с ретроспективной самооценкой, пошаговая самостоятельная работа с последующим самоанализом, проектная задача, самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой, стандартизированная контрольная работа, тематическая контрольная работа, в том числе составленная с учетом НРЭО, устный опрос

Окружающий мир Графическая работа, практическая работа, программированный контроль, проектная деятельность, стандартизированная контрольная работа, фактологический диктант

Основы религиозных культур и светской этики Стандартизированная контрольная работа, итоговый проект

Изобразительное искусство ИЗО-викторина, практическая работа, самостоятельная работа, стандартизированная контрольная работа, творческая работа (проект)

Музыка Графическая работа, исполнение музыкального произведения на материале, выбранном с учетом НРЭО, музыкальная викторина, музыкальный диктант, самостоятельная работа, стандартизированная контрольная работа

Технология Комплексная практическая работа (по всем видам деятельности), комплексная проектная работа (по всем видам деятельности), практическая работа, проектная деятельность

Физическая культура Стандартизированная контрольная работа, практическая работа, проектная задача, составленная с учетом НРЭО, тестовые упражнения (программный продукт)

Поэтому при проведении учебных занятий в ходе курсовой подготовки, в рамках развития готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов организуется работа с информационным образовательным ресурсом МРООП НОО Челябинской области. Важным условием развития готовности учителя к конструированию оценочных материалов является продуктивное взаимодействие субъектов обучения в условиях предметно-практической деятельности.

С целью активизации слушателей курсов повышения квалификации в рамках освоения образовательных программ организуется деятельность с образовательными кейсами.

При проведении занятий обучающимся предлагаются следующие учебные кейсы: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образова-

тельной программы начального общего образования как основание организации контроля и оценки в урочной и внеурочной деятельности», «Сущность контроля и оценки в начальной школе», «Текущий контроль успеваемости: формы, периодичность, условия организации», «Промежуточная аттестация обучающихся: формы, периодичность, условия организации», «Конструирование оценочных материалов для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в начальном общем образовании».

В разработанных нами кейсах предлагаются конкретные практические ситуации по описываемой проблематике.

Обучающимся предлагается разработать оценочные материалы в соответствии с определенными требованиями по предложенным алгоритмам.

Далее между группами происходит обмен созданными продуктами и осуществляется экспертная оценка.

Данная деятельность дает возможность:

- организовать групповую работу слушателей в зоне проблемы, направленной на устранение именно выделенных нами дидактических затруднений педагога;

- использовать проектные технологии при решении проблемной ситуации;

- устранить дидактические затруднения педагогов в обозначенном проблемном поле организации контрольно-оценочной деятельности;

- развивать умения вести доказательную дискуссию;

- получить понимание проблемы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в едином нормативном, понятийном и методическом аспектах;

- создать «обновленную» модель организации контроля и оценки в начальном общем образовании [8].

Учебный

В качестве примера приводим описание учебных кейсов, разработанных и активно применяемых в образовательном процессе в рамках освоения образовательной программы «Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (начальное общее образование)» (табл. 2, 3).

Как показывает практика, использование данной проектной работы в ходе курсовой подготовки дает возможность учителям начальных классов:

- получить опыт в конструировании оценочных материалов для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основе использования проектной технологии и кейс-технологии;

- получить опыт в оценивании контрольно-измерительных материалов на основе использования метода экспертных оценок.

- организовать как индивидуальную, так и групповую работу слушателей в ходе проведения практических занятий.

Таблица 2

кейс № 1

1. Название кейса «Конструирование оценочных материалов для организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в начальном общем образовании»

2. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа с последующей презентацией

3. Введение Описание стандартизированной контрольной работы. Стандартизированная контрольная работа - оценочный материал, позволяющий определить степень достижения обучающимися предметных планируемых результатов за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Данный вид контроля может быть использован и для оценки степени достижения обучающимися предметных планируемых результатов по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Таким образом, структура стандартизированной контрольной работы по предмету определяется на основе перечня предметных планируемых результатов, осваиваемых в рамках достаточно крупной темы программы или за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени. Данный вид контроля привлекает внимание еще и тем, что дает возможность не только оценить степень достижения обучающимися предметных планируемых результатов, но также позволяют выявить степень достижения метапредметных результатов. Каждое задание базового уровня в стандартизированной контрольной работе оценивает конкретный предметный планируемый результат, формулировки заданий повышенного уровня сложности позволяют оценить и предметные, и метапредметные планируемые результаты. Оценивается стандартизированная контрольная работа по принципу сложения, то есть отметка определяется по проценту набранных баллов от максимально возможного за задания базового уровня сложности

4.

Основная часть

Требования к стандартизированной контрольной работе.

Оценочный материал включает текст стандартизированной контрольной работы в 2-х вариантах и спецификацию. Текст стандартизированной контрольной работы включает задания двух уровней сложности, в том числе содержащие региональный материал:

- задания базового уровня сложности обеспечивают проверку одного предметного планируемого результата;

- задания повышенного уровня сложности обеспечивают проверку предметных и ме-тапредметных результатов.

В работу могут быть включены задания разного типа, определяемого требуемой формой ответа: с выбором правильного ответа из нескольких вариантов, с множественным выбором, с установлением соответствия, задания со свободным кратким однозначным ответом, задания с развернутым ответом. Спецификация стандартизированной контрольной работы включает:

- цель, уточняющую достижение каких планируемых результатов проверяется в данной работе;

- распределение заданий по разделам в табличной форме:

Распределение заданий по разделам программы

№ п/п Раздел программы (содержательная линия) Количество заданий базового уровня сложности Количество заданий повышенного уровня сложности

1

Всего 60-75% 40-25%

- краткую характеристику заданий в табличной форме:

План стандартизированной контрольной работы

№ задания Раздел программы (содержательная линия) Проверяемый планируемый результат Уровень сложности Тип задания Время выполнения Максимальный балл

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего

- инструктажи для учителя и учащихся;

- инструкцию по проверке и оценке работ в табличной форме:

Инструкция по проверке и оценке работ

№ задания Планируемый результат Правильный ответ Критерии оценивания / максимальный балл

- способ определения итоговой отметки в табличной форме: Примерный вариант оценивания на основе «принципа сложения»

% выполнения от максимального балла Количество баллов Цифровая отметка Уровневая шкала

80,8-100 19-23 5 Повышенный

61,6-80,7 14-18 4

42,4*-61,5 10-13 3 Базовый

21,2-42,3 5-9 2 Недостаточный

0-21,1 0-4 1

*42,4% от максимального балла за всю работу равно 65% от максимального балла за задания базового уровня сложности_

5.

Задания для

групповой

работы

Разработайте стандартизированную контрольную работу для 4 класса в соответствии с предложенным описанием по заданному алгоритму. Алгоритм проектирования стандартизированной контрольной работы 1 шаг. Определение перечня проверяемых планируемых результатов. Перечень планируемых результатов составляется на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и сопоставительного анализа вариативных авторских программ (проверяются те предметные планируемые

результаты, которые изучаются во всех авторских программах на момент проведения стандартизированной контрольной работы).

2 шаг. Определение количества заданий по разделам программы на основе перечня планируемых результатов.

3 шаг. Разработка заданий (возможно использование материалов НРЭО Челябинской области). При разработке заданий сразу заполняются таблицы «План стандартизированной контрольной работы» и «Инструкция по проверке и оценке работ», определяется максимальный балл за работу.

4 шаг. Определение способа расчета итоговой оценки (отметки).

5 шаг. Разработка инструктажей, оформление контрольной работы и спецификации в соответствии с требованиями_

Таблица 3

Учебный кейс № 2

1. Название кейса «Текущий контроль успеваемости: формы, периодичность, условия организации»

2. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа в соответствии с предложенными заданиями

3. Введение Описание пошаговой самостоятельной работы с последующим самоанализом. Пошаговая самостоятельная работа с последующим самоанализом - оценочный материал, направленный на выявление освоения отдельных предметных операций (понятий), входящих в тот или иной планируемый результат по изучаемой теме, с целью последующего анализа и коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Данная работа проводится в письменной форме на начальном этапе освоения планируемого результата. На нее отводится 10-20 минут. Пошаговая самостоятельная работа с последующим самоанализом, позволяет учителю не только определить уровень усвоения отдельных предметных операций (понятий), но и наметить «точечную» (по отдельным операциям) помощь учащимся в рамках освоения того или иного планируемого результата. Работа составляется таким образом, чтобы обучающийся мог показать выполнение каждой отдельной операции, входящей в планируемый результат. Количество заданий определяется количеством операций, входящих в планируемый результат

4. Основная часть Пошаговая самостоятельная работа по разделу «Геометрические величины», 2 класс Прочитай и реши задачи по действиям. Запиши ответ и объясни его. 1. Длина прямоугольника 6 см, а ширина 3 см. Чему равен периметр? 2. Назови стороны другого прямоугольника с таким же периметром. Предложи несколько вариантов. 3. Сторона квадрата 6 см. Чему равен периметр квадрата? Чему равна сторона равностороннего треугольника с таким же периметром? 4. Ширина прямоугольника 3 см. Чему равна длина прямоугольника, если периметр прямоугольника 12 см? Как по-другому назвать полученную фигуру?

5. Задания для групповой работы Проанализируйте предложенную пошаговую самостоятельную работу и оцените ее качество по соответствующим критериям. Оценочный лист по проверке качества оценочных материалов для текущего контроля успеваемости Учебный предмет

Содержательная экспертиза оценочных материалов

№ п/п Критерии оценки качества содержания оценочных материалов Оценка эксперта (соответствует - «+» / не соответствует «-») Примечание (поле обязательное для заполнения)

1. Соответствие оценочных материалов планируемым результатам ФГОС НОО и ПООП НОО

2. Соответствует содержание оценочных материалов возрастным особенностям младших школьников и году обучения (классу)

3. Наличие (отсутствие) фактологических ошибок

4. Соответствие формулировок оценочных материалов нормам языка (лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными и др.)

5. Являются ли формулировки заданий четкими и понятными для обучающегося конкретного класса (1, 2, 3, 4 классов)

6. Соответствует ли содержание оценочных материалов описанию данного вида работ

В заключение необходимо отметить, что система дополнительного профессионального образования играет важную роль в развитии теоретической и практической готовности и способности педагога конструировать оценочные материалы для оценки степени (уровня) достижения планируемых результатов освоения ООП НОО обучающимися. В данной статье обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлены конкретные предложения, относящиеся к процессу развития готовности учителя к конструированию КИМ. Дается определение развития готовности учителя начальных классов к конструированию оценочных материалов, представлены педагогические условия эффективности и результативности процесса развития готовности учителя к осуществлению данного вида деятельности. Одним из средств решения обозначенной проблемы мы считаем программы дополнительного профессионального образования. Для эффективной организации процесса развития готовности учителя к конструированию оценочных материалов нами были разработаны образовательные программы, в которых раскрываются методологические, концептуальные и технологические подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. Данные программы могут быть успешно использованы в системе переподготовки и повышения квалификации.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября

2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа Й1р://Минобрнауки.рф/.../ 3071/.../12.02.15-Профстандарт_педагога/ (дата обращения: 12.08.2018).

2. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека : учебное пособие. - 3-е изд. - М. : Смысл; Академия, 2007. - 528 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. -544 с.

4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1174 с.

5. Узнадзе Д. Н. Общая психология / пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе ; под ред. И. В. Име-дадзе / Д. Н. Узнадзе. - М. : Смысл ; СПб. : Питер, 2004. - 413 с.

6. Дьяченко М. И. Психологическая готовность / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -М. : Наука, 1986. - 350 с.

7. Безниско Е. Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. Д. Без-ниско. - Ростов н/Д., 2007. - 171 с.

8. Скрипова Н. Е. Оценка достижения младшими школьниками планируемых результатов : учебное пособие / сост. Н. Е. Скрипо-ва, Е. А. Мартьянов ; под ред. Н. Е. Скрипо-вой. - Челябинск : Изд-во ЧИППКРО, 2012. -216 с.

References:

1. Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation 10/18/2013 No. 544n "About approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary education) (teacher) " [Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom ob-shhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')] [Web resource], access mode: http ://theMinistryofeducation.Russia/. ../3071/.../12.02. 15-Profstandard/ (accessed date: 12/12/2017).

2. Asmolov A. Psychology of personality. Cultural and historical understanding of human development [Psihologija lichnosti. Kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitija cheloveka: uchebnoe posobie], 3 Vol., 2007. 528 p.

3. Davydov V. V. Theory of developmental education [Teorija razvivajushhego obuchenija], 1996.544 p.

4. Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology [Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii], 2008. 1174 p.

5. Uznadze D. N. General psychology [Ob-shhaya psihologiya], 2004. 413 p.

6. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psychological readiness [Psihologicheskaja gotov-nost'], Moscow, 1986. 350 p.

7. Beznisko E. D. Self-Education as a condition of personal and professional growth of teacher: Dis. cand. of ped. sci. [Samoobrazovanie kak uslovie lichnostno-professional'nogo rosta uchitelja: dis. kand. ped. nauk], Rostov-on-don, 2007. 171 p.

8. Skripova N. E., Martianov E. A. Assessment of achievement of planned results by younger students [Ocenka dostizhenija mladshimi shkol'ni-kami planiruemyh rezul'tatov], Chelyabinsk: CIRIPSE publishing House, 2012. 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.