только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.
Исследовательская деятельность в школе может быть подразделена на два типа: 1-научно-исследовательская работа, 2 - практико-исследовательская работа. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо опираться на правило, очень точно сформулированное А.С. Обуховым: «Учитель выступает как носитель опыта организации деятельности, а не как источник «знаний в последней инстанции» [1].
В современных условиях образования исследовательская деятельность позволяет реализовать стремление учащихся к получению качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует развитию творческой личности.
Литература
1. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
2. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. 2001. № 5.
3. Савенков А. И. Игры, дающие старт исследовательской практике // Директор школы. 2000. № 1.
4. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3.
The evaluation system of achievement of the intended results in mastering the content of the training course "Fundamentals of religious culture and secular ethics" Veselova G. (Russian Federation) Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Веселова Г. С. (Российская Федерация)
Веселова Галина Святославовна / Veselova Galina - учитель начальных классов, учитель основ религиозной культуры и светской этики, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 521 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются методы оценки достижения планируемых результатов освоения содержания безотметочного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Abstract: the article considers the methods of assessment to achieve planned results development content of the course "Fundamentals of religious culture and secular ethics".
Ключевые слова: планируемые результаты, безотметочная система обучения, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Keywords: expected results, training system, regulatory, communicative and cognitive universal educational actions.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В структуру оценки вводятся не только компоненты, оценивающие багаж знаний, но и компоненты, способные отслеживать и корректировать процесс накопления социального опыта ребенка и формирование его личностных качеств.
При преподавании курса «Основы религиозной культуры и светской этики» предполагается безотметочная система оценки. Данный вопрос подробно рассматривается в Инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса.
В этом письме подчеркивается: «В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. ... Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается» [2,с. 51].
Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым, ввиду безотметочного обучения.
Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации обучающихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ, направленных на оценку уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и формирования начал ценностного мышления.
Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе текущего и промежуточного оценивания, при выполнении итоговых проверочных работ способами, давно и прочно укоренившимися в образовании: это устный опрос или письменная проверочная работа, тестовые задания.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее — УУД), т. е. таких умственных действий, которые направлены на организацию, анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки сформированности умения учиться, т. е. совокупности способов действий, которые обеспечивают способность обучающихся к усвоению, в том числе самостоятельному, новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Оценивание базируется на критериях, которыми и выступают сами метапредметные результаты, прописанные в тексте ФГОС. Эти критерии должны быть заранее известны и учителям, и обучающимся для того, чтобы проводилась систематическая работа по формированию результатов, а также их оцениванию, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, привыкали к систематической работе, вырабатывали привычку к самооцениванию.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в виде различных процедур. Это могут быть готовые тесты, пробы, а также специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД (подходят для текущего контроля) или комплексные задания на межпредметной основе (подходят для итоговой аттестации).
Методы диагностики результатов личностного развития могут быть следующие: анализ продуктов деятельности учащихся, стандартизированное наблюдение, тестирование с использованием скрининговых методик, экспертный опрос, анкетирование родителей, анализ результатов учебных проектов, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.
Еще одним методом оценки личностных результатов учащихся, используемым в образовательной программе, является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Планируемые результаты являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом и системой оценки с другой.
Умело организованная система оценивания позволяет обучающимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям — отслеживать процесс и результат обучения и развития ребенка, быть заинтересованным в его успешности, учителям оценивать успешность собственной педагогической деятельности.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс]: Режим
доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959/
2. Инструктивно-нормативное письмо от 20.08.12 г. «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId/
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogЫ=985/
4. Конъшева Н. М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006. - №1.
5. Левитский А. В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011. - 73 с.
6. Мазеина С. В. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования / С. В. Мазеина // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 17-18.
7. Метлик И. В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. - № 4.
8. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А. Н. Иоффе, Е. А. Мишина, Е. В. Мицияка и др. М., 2010.
9. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А. Н. Иоффе, Е. А. Мишина, Г. А. Обернихина и др. М., 2010.
10. Рыбина Н. Я., Оценка достижений планируемых результатов обучения в рамках учебного курса ОРКСЭ. М., 2014.
11. Якиманская И. С. Педагогическая психология: Основные проблемы. М., 2008.
Methodical features of teaching the topic «Integral»
1 2 3
Marchuk N. , Gulmanov N. , Assetov A. (Republic of Kazakhstan) Методические особенности преподавания темы «Интеграл»
1 2 3
Марчук Н. А. , Гульманов Н. К. , Асетов А. А. (Республика Казахстан)
1Марчук Наталья Анатольевна /Marchuk Natalya - учитель математики; 2Гульманов Нуртай Кудайбергенович / Gulmanov Nurtay - магистр естественных наук,
учитель математики;
3Асетов Алибек Асенович /Assetov Alibek - магистр педагогических наук, учитель математики,
химико-биологическое направление, Назарбаев Интеллектуальная школа, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: данная статья посвящена вопросам теоретического и дидактического содержания, методики преподавания темы «Интеграл и его приложения». Для повышения эффективности и прикладной направленности обучения учтен ряд важных факторов, в частности, предлагается ряд практических задач по данной теме.
Abstract: this article is devoted to questions of theoretical and didactic content, methods of teaching the topic «integral and its applications». To improve the efficiency and applied orientation of training a number of important factors taken into account, in particular, it offers a number of practical problems on this topic.
Ключевые слова: методика, дидактика, теоретические вопросы, исследование, интеграл, прикладные задачи, повышение эффективности обучения, важные факторы.
Keywords: methodology, didactics, theoretical issues, research, integral, application tasks, improving the efficiency of training, are important factors.
Современный этап развития Казахстанского и мирового сообщества характеризуется прогрессом науки, высокой актуальностью новых технических идей, разносторонним приложением математических методов в большинстве видов практической деятельности человека. Математика представляет общие и достаточно точные методы и модели для изучения окружающих нас природных, социально-экономических и других явлений. В связи с быстрым развитием возможностей компьютерной обработки данных возрастает роль математического моделирования. Все более широкий спектр математических знаний становится в наше время элементом общей культуры человека.
В Назарбаев Интеллектуальных школах преподавание математики ведется согласно интегрированной образовательной программы. Данная учебная программа разработана консультантами и преподавателями «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Международным Экзаменационным Советом Кембриджа. Учебная программа по математике в старшей школе призвана решить задачи сближения содержания школьного курса математики с достижениями современной