Научная статья на тему 'Языковой портфель как средство интегрированной оценки результатов обучения в средней школе'

Языковой портфель как средство интегрированной оценки результатов обучения в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковой портфель как средство интегрированной оценки результатов обучения в средней школе»

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Мосина Маргарита Александровна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных зыков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox. ru

Красильникова Алексеевна Наталья

студентка 731 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: natasha.krasilnikova91 @gmail.com LANGUAGE PORTFOLIO AS A MEANS OF INTEGRATED ASSESSMENT

Margarita Mosina, Ph.D

Associate Professor, Foreign Language Education Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm,

E-mail: margarita_67@inbox. ru

Natalya Krasilnikova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 731 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, E-mail: natasha.krasilnikova91 @gmail.com

Ключевые слова: иноязычное образование, интегрированная оценка, результаты обучения, языковой портфель.

На рубеже третьего тысячелетия стало совершенно очевидным то, что процесс интеграции России в мировое экономическое пространство не может не отражаться на многих тенденциях современной жизни, особенно в области образования в целом и изучения иностранных языков в частности.

Происходящие изменения обусловливают необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Средством модернизации процесса обучения выступает инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование новейших педагогических технологий.

В соответствии с Концепцией модернизации образования на период до 2020 г. стратегической целью является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Одной из приоритетных задач является обеспечение инновационного характера базового образования [2].

Все эти изменения требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. Одной из современных технологий языкового образования, отличающейся достаточно высоким уровнем инструментальности, является языковой портфель (ЯП). Было признано, что данная технология является одним из самых эффективных инструментов оценки уровня владения иностранным языком и повышения мотивационного аспекта обучения. О структуре и содержании языкового портфеля учащихся общеобразовательной школы было написано достаточно много. Данная проблема рассматривалась Н.Д. Гальсковой, Т.Г. Новиковой, Г.В. Стрелковой, М.А. Пинской и другими авторами. Тем не менее, вопрос о применении языкового портфеля остается актуальным, так как данное нововведение все ещё не разработано для современных школьных учебно-методических комплексов.

Важным аспектом, который влияет на эффективность обучения, является оценка результатов учащихся. В настоящее время ведутся поиски новых форм оценивания и их совершенствование в соответствии с новыми ориентирами в системе образования. Самый продуктивный подход в совершенствовании школьной оценки состоит в превращении ученика в активного субъекта контрольно-оценочного компонента, в переходе от оценки педагога к самооценке ученика или совмещении этих двух видов оценки. Только сформированность навыков контроля и оценки делает ученика субъектом учебной деятельности. Речь идет, таким образом, о том, чтобы ученик сам оценивал свою учебную деятельность. Для выработки адекватной самооценки школьников надо включить в процесс оценивания своей познавательной деятельности.

Формирование самооценки происходит с помощью различных приемов, таких как взаимооценка и самооценка, которые на начальных этапах повторно оцениваются учителем, чтобы выявить степень объективности. При этом важно помнить, что необходимо вооружить учащихся критериями оценки, без которой объективность невозможна.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Для создания системы оценки разработана критериальная основа, которая включает оценку предметных результатов, методик формирования универсальных учебных действий, самоконтроля. Объектом оценки выступают

планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.

На современном этапе осуществляется комплексный подход к оценке результатов образования, включающий оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Таким образом, эффективность образования имеет тесную связь с тем, как осуществляется контроль и самоконтроль, и оценка деятельности учащихся. Современная действительность, в свою очередь, предполагает внедрение инновационных технологий для осуществления этих образовательных компонентов.

Одной из таких технологий является портфолио, а в рамках изучения иностранного языка - языковой портфель.

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Оно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

Педагогическая философия портфолио предполагает:

• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

• интеграцию количественной и качественной оценок;

• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

• ЯП как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

• ЯП как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio) — данный вид ЯП может варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

• ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio);

• ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio);

• многоцелевой ЯП, отражающий различные цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio) [6, с. 52-53].

Согласно ФГОС III поколения одним из важных метапредметных результатов является готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, а также владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Поэтому можно сказать, что использование портфолио позволяет достичь этого результата в полной мере, так как его философия предполагает переключение на ученика как центральную фигуру образовательного процесса [ 5].

Кроме того, при реализации компетентностного подхода ЯП становится более чем актуальным средством контроля и самоконтроля, так как он имеет достаточно широкий инструментарий, включающий в себя не только накопленные результаты учебной деятельности, но и их оценку.

Помимо этого, портфолио соединяет в себе все возможные варианты оценивания, поскольку:

• учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

• портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

• портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

• может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Кроме того, по мнению Н.Ф. Коряковцевой, применение языкового портфеля в полилингвальном и поликультурном образовании дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в ЯП, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах. При этом языковой портфель рассматривается как условие формирования учебной компетенции и развития способности учащегося к автономии в процессе овладения иностранными языками [3].

Исходя из вышесказанного, ЯП может служить очень эффективным инструментом контроля и самоконтроля в оценивании учебных результатов учащихся. Вместе с тем ЯП является средством интегрированной оценки результатов обучения, т.е. он помогает отслеживать достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов [4]. Таким образом, наличие ЯП в современных УМК является актуальным.

Тем не менее, проанализировав современные отечественные УМК, выяснилось, что данная технология присутствует только в Spotlight. Но даже

этот ЯП не может считаться интегрированным, так как нацелен на формирование навыков самостоятельной работы и самооценки [1]. В то же время многие преподаватели, понимая ценность данной технологии, делают попытки разработать свои ЯП и внедрить их в процесс обучения. К сожалению, далеко не все преподаватели осуществляют это, и необходимость разработки ЯП к рабочим УМК остается.

В ходе нашего исследования была сделана попытка разработать ЯП для УМК New Millennium English, так как он широко используется в российских школах. На данный момент создан макет ЯП по одному модулю, полная модель ЯП находится в разработке.

На данный момент в состав разработанного ЯП входят:

1. Титульный лист.

2. Обращение к родителям.

3. Памятка для ученика.

4. Анкетные данные (My Profile).

5. Досье (Dossier). В этот раздел учащиеся вкладывают письменные работы, рабочие и дополнительные материалы предыдущих лет обучения. Досье представляет собой своеобразную копилку, на базе которой строится последующее обучение.

6. Лист самооценки (Entrance Self-assessment). В нем учащиеся самостоятельно определяют свой уровень знаний и умений на момент начала обучения (начало года).

7. Открытый журнал успеваемости (Open Register), который предусмотрен для выставления отметок за зачетные и контрольные работы. Список работ для оценивания каждый учитель составляет в соответствие с его рабочей программой.

8. Мои достижения (My Achievements) включает работы, проводившиеся в рамках модуля.

9. Лист самооценки после завершения темы (Self-assessment Unit 1).

Лист самооценки к Unit 1 It's Me

S Tick your level

Description of achievement poor fair good excellent

I know: > about Internet chats and rules in them; > about different collections and people's attitude to them; > about radio programmes and games; > parts of computer and how to use them in the right way.

I can: > find necessary information in texts, books, on the Internet; > use a computer for different tasks; > use English for communication; > make up a project; > assess myself.

Description of achievement Level reached

poor fair good excellent

Speaking: > Greeting; > Asking for personal information; > Speaking about different collections; > Describing a photo; > Describing a computer; > Talking on a telephone

Reading: > My Class; > Hobby (Collections); > Computer.

Writing: > I can fill in my profile; > I can sign photos; > I can write short messages in a chat.

I can use: > A dictionary; > Classroom language; > Greeting/meeting patterns > Vocabulary for the topics: • My class, • Chat, • Music/radio, • Collections, • Computer.

I can understand: > Classroom language > What is said about pupils, their interests; > What is broadcast on the radio; > What is written in the Internet > Implication (hidden sense) of texts.

Grammar checklist Can understand Can use Can teach others

• Positive/negative imperative structures • Special questions

Study skills Level reached

pour fair good excellent

> How I can guess the meaning of unknown words from the context > How I can understand • general meaning • specific information • details from the text

_Pupil's comments

In Unit 1: • I liked most of all:

• I didn't like most of all:

• I understood best of all:

• I didn't understand:

Teacher'sadvice:

Спроектированное портфолио при эффективном использовании способствует развитию умения самоконтроля у учащихся, а также помогает учителю осуществлять контроль не только предметных, но и метапредметных и личностных умений учащихся. Кроме этого, ЯП позволяет визуализировать деятельность учащихся на протяжении обучения и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Список литературы

1. Английский в фокусе: УМК (Spotlight) для 2-11 классов общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. - URL: http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=27912#Language_Portfolio_ Spotlight (дата обращения: 18.05.2014 г.).

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm (дата обращения: 18.05.2014 г.).

3. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография. - Пермь, 2010. - 139 c.

4. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449 (дата обращения: 18.05.2014 г.).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 18.05.2014 г.).

6. Чунина Е.В. Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников // Английский язык в школе. - 2012. - №3 (39). -С. 52-27.

© Мосина М.А., Красилъникова Н.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.