Научная статья на тему 'Тематический языковой портфель как средство развития умений самооценки учащихся при обучении русскому языку'

Тематический языковой портфель как средство развития умений самооценки учащихся при обучении русскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
807
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / РЕФЛЕКСИЯ / САМООЦЕНКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ / САМОКОРРЕКЦИЯ / FSES / THE SECOND EDITION / MULTI-PURPOSE TRAINING ACTIVITIES / INNOVATIVE TECHNOLOGY / THE SUBJECT OF TEACHING / LANGUAGE PORTFOLIO / THEMATIC LANGUAGE PORTFOLIO / REFLECTION / SELFASSESSMENT AND CRITERIA FOR ASSESSING THEMATIC LANGUAGE PORTFOLIO / SELF-CORRECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шахова Татьяна Михайловна

В связи с новыми целями общего образования и результатами его освоения к учителю предъявляются новые требования, одно из которых поиск, разработка и внедрение в практику обучения русскому языку новых технологий, методов и приёмов. ФГОС второго поколения по русскому языку требует от учителя соответствия данному требованию. Тематический языковой портфель» один из путей реализации целей ФГОС, эффективное средство развития рефлексии, самооценки, самокоррекции учеником собственных действий. Технология «языковой портфель развивает у школьников универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые являются показателями сформированнности школьника как субъекта учения. В статье дана структура тематического языкового портфеля по русскому языку, критерии оценивания учеником и учителем такого языкового портфеля, которые помогают школьнику научиться самостоятельному учению, самооценке собственных учебных действий, образовательных и личностных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thematic Language Portfolio as a Means of Developing Students Self-Estimation Skills while Teaching the Russian language

The new goals of general education and its development cause changes in the requirements to modern teachers, one of which is to search, develop and introduce new technologies, methods and techniques of teaching the Russian language. The second edition of the FSES makes Russian language teachers comply with this requirement. Thematic Language Portfolio is one of the ways to implement the objectives of the FSES, an effective means of reflection, self-esteem, self-correction of the students actions. Language portfolio technology developed universal school learning activities (personal, communicative, cognitive, regulatory), which are indicators of students development as the subject of teaching. The paper presents the thematic structure of the language portfolio for Russian language and criteria for a students and a teachers assessing of the language portfolio, which helps students learn the main principles of the self-education, self-assessment of their educational activities, educational and personal achievements.

Текст научной работы на тему «Тематический языковой портфель как средство развития умений самооценки учащихся при обучении русскому языку»

УДК 37.016:811.161.1 ББК Ч 426.131

Татьяна Михайловна Шахова,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

Тематический языковой портфель как средство развития умений самооценки учащихся при обучении русскому языку1

В связи с новыми целями общего образования и результатами его освоения к учителю предъявляются новые требования, одно из которых - поиск, разработка и внедрение в практику обучения русскому языку новых технологий, методов и приёмов. ФГОС второго поколения по русскому языку требует от учителя соответствия данному требованию. Тематический языковой портфель» - один из путей реализации целей ФГОС, эффективное средство развития рефлексии, самооценки, самокоррекции учеником собственных действий. Технология «языковой портфель развивает у школьников универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые являются показателями сформированнности школьника как субъекта учения. В статье дана структура тематического языкового портфеля по русскому языку, критерии оценивания учеником и учителем такого языкового портфеля, которые помогают школьнику научиться самостоятельному учению, самооценке собственных учебных действий, образовательных и личностных достижений.

Ключевые слова: ФГОС второго поколения, универсальные учебные действия, инновационная технология, субъект учения, языковой портфель, тематический языковой портфель, рефлексия, самооценка, критерии оценивания тематического языкового портфеля, самокоррекция.

Tatyana Mikhailovna Shakhova,

a postgraduate, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]

Thematic “Language Portfolio” as a Means of Developing Students’

Self-Estimation Skills while Teaching the Russian language

The new goals of general education and its development cause changes in the requirements to modern teachers, one of which is to search, develop and introduce new technologies, methods and techniques of teaching the Russian language. The second edition of the FSES makes Russian language teachers comply with this requirement. “Thematic Language Portfolio” is one of the ways to implement the objectives of the FSES, an effective means of reflection, self-esteem, self-correction of the student’s actions. “Language portfolio” technology developed universal school learning activities (personal, communicative, cognitive, regulatory), which are indicators of student’s development as the subject of teaching. The paper presents the thematic structure of the language portfolio for Russian language and criteria for a student’s and a teacher’s assessing of the language portfolio, which helps students learn the main principles of the self-education, self-assessment of their educational activities, educational and personal achievements.

Keywords: FSES, the second edition, multi-purpose training activities, innovative technology, the subject of teaching, language portfolio, thematic language portfolio, reflection, selfassessment and criteria for assessing thematic language portfolio, self-correction.

В связи с введением ФГОС второго поколения возникла необходимость поиска путей, форм, технологий, развивающих универсальные учебные действия, которые являются показателями развития школьника как субъекта учения. Возникает противоречие: с одной стороны, не-

обходимость реализации ФГОС, который предполагает использование инновационных форм, технологий, способствующих формированию школьника как субъекта учения, а с другой стороны, практически отсутствие разработок, которые бы могли использовать учителя в практике

1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6.3687.2011 © Т. М. Шахова, 2012

обучения. «Тематический языковой портфель» -инновационная технология, которая позволяет формировать школьника как субъекта учения в технологии «языковой портфель на уроках русского языка - призвана в какой-то мере разрешить это противоречие.

Портфель ученика по русскому языку - инструмент самооценки учеником собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ школьника. Ученик по собственному выбору или по заданию учителя отбирает в своё «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения) или дома (домашнее задание), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады).

В данной статье нами представлен тематический языковой портфель ученика, «который создаётся в процессе изучения какого-либо большого раздела, курса, темы» [2, с. 252-253].

Тематический языковой портфель содержит:

1) набор индивидуальных заданий, вопросов разного уровня сложности, отражающих различные уровни мышления и познания (репродуктивного характера, частично-поискового, проблемного, исследовательского), развивающие знания, умения, навыки и способы деятельности компонентов лингвистической компетенции;

2) работы учащегося (решения проблемных и исследовательских задач, выполнение заданий).

Портфель в данном случае для ученика будет являться формой отчёта, а для учителя -формой контроля.

Тематический языковой портфель раскрывает динамику личностного развития, помогает осмыслить результативность учебнопознавательной деятельности как в количественном, так и в качественном отношении. Таким образом, цель портфеля заключается в том, что он помогает школьникам осознать собственную познавательную деятельность, направленную на изучение определённого раздела по русскому языку.

Тематический языковой портфель позволяет:

1) формировать школьника как субъекта учения (учащиеся изучают дополнительный материал по изучаемому разделу (курсу), готовят вопросы, которые они задают учителю на уроке);

2) учить самостоятельности;

3) формировать умение контролировать собственную работу (ученик соотносит собственные достижения с требованиями учителя, составляет таблицы самоконтроля);

4) учить оценивать собственные достижения;

5) развивать рефлексивное умение, т. е. способность осознавать свои действия (для чего выполняет задания, зачем?).

Ведение учащимися языкового портфеля позволяет:

- отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или предметов;

- проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

- глубже понять причины успехов и неудач в учебе на основе анализа самоотчётов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам.

Нами был разработан тематический языковой портфель по теме «Имя существительное» к УМК М. М. Разумовской. Он состоит из следующих разделов:

1) титульная страница;

2) название работ, которые входят в тематический языковой портфель;

3) критерии оценивания учеником и учителем языкового портфеля;

4) содержимое тематического языкового портфеля;

5) самооценка тематического языкового портфеля;

6) таблица самооценивания языкового портфеля для критериев I, II, III, IV;

7) схема самоанализа работы;

8) критерии оценивания разделов тематического языкового портфеля;

9) таблица самооценивания.

Остановимся на той составляющей тематического языкового портфеля, которая направлена на развитие умений самооценки,- критериях оценивания учеником и учителем языкового портфеля:

I. Культура оформления:

- титульная страница;

- название языкового портфеля;

- название работ;

- ФИ ученика, ФИО учителя.

II. Аккуратность выполнения работ:

- аккуратный почерк;

- отсутствие помарок, грязи, исправлений, зачёркиваний.

III. Содержимое портфеля:

- не менее трёх сформулированных теоретических вопросов и развёрнутых ответов на них;

- не менее двух подобранных домашних упражнении;

- не менее двух самостоятельно составленных или подобранных по теме тестовых заданий;

- самостоятельно составленный конспект по теме «Имя существительное».

IV. Качество выполнения заданий:

- не менее трёх правильно сформулированных теоретических вопросов и трёх правильных развернутых ответов на них;

- не менее двух подобранных и правильно выполненных домашних упражнений;

- не менее двух правильно выполненных по теме тестовых заданий;

- правильно самостоятельно составленный конспект по теме «Имя существительное»;

- отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

После того, как ученик сформирует тематический языковой портфель, он проводит его самооценку. Она складывается из ответов (или выбора соответствующего варианта ответа) на следующие вопросы:

1) Как ты отбирал материалы в языковой портфель?

Отметь варианты, поставив рядом знак

«V».

а) посмотрел в другом учебнике по русскому языку;

б) «скачал» задания из Интернета;

в) посмотрел у одноклассников;

г) спросил у учителя;

д) взял из рабочих тетрадей по русскому языку.

2) Что ты сделал легко, без затруднений?

Отметь варианты, поставив рядом знак

«V».

а) нашёл упражнения по заданной теме;

б) выполнил эти упражнения;

в) сформулировал теоретические вопросы по заданной теме;

г) ответил на них;

д) подобрал тестовые задания;

е) решил тест;

ж) составил конспект по теме «Имя существительное».

з) Когда тебе было трудно?

Отметь варианты, поставив рядом знак

«V».

а) когда искал упражнения по теме, данной учителем;

б) когда выполнял эти упражнения;

в) когда формулировал теоретические вопросы по теме;

г) когда отвечал на них;

д) когда подбирал тестовые задания;

е) когда решал тесты;

ж) когда составлял конспект по теме «Имя существительное».

4) Что нового ты узнал, работая над составлением языкового портфеля?

а) я узнал, что по русскому языку можно составлять языковой портфель, который похож на наше портфолио;

б) языковой портфель учит правильно и красиво оформлять работы;

в) я понял, что языковой портфель помогает мне правильно организовать свои действия;

г) выполняя задания в языковой портфель, я повторял изученный материал и запоминал трудные для написания слова.

5) Соответствует ли твой языковой портфель заявленным критериям?

№ Критерий Отметь знаком «V»

1 Культура оформления (титульная страница, название языкового портфеля, название работ, ФИ ученика, ФИО учителя)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Аккуратность выполнения работ (аккуратный почерк, отсутствие помарок, грязи, исправлений, зачёркиваний)

3 Содержимое портфеля: - не менее трёх сформулированных теоретических вопросов и развёрнутых ответов на них; - не менее двух подобранных домашних упражнений; - не менее двух самостоятельно составленных или подобранных по теме тестовых заданий; - самостоятельно составленный конспект по теме «Имя существительное»

4 Качество выполнения заданий: - не менее трёх правильно сформулированных теоретических вопросов и трёх правильных развёрнутых ответов на них; - не менее двух подобранных и правильно выполненных домашних упражнений; - не менее двух самостоятельно составленных или подобранных и правильно выполненных по теме тестовых заданий; - правильно самостоятельно составленный конспект по теме «Имя существительное»; - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

6) Как ты считаешь, языковой портфель помогает тебе изучать русский язык?

Дай развернутый ответ на вопрос.

7) Как ты считаешь, языковой портфель учит тебя учиться самостоятельно? Если да, то расскажи, как.

Таким образом, использование тематического языкового портфеля при обучении русскому языку помогает сформировать у учащихся умение учиться - ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность. Положительным является повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку такой языковой портфель выступает инструментом самооценки и самопознания.

Список литературы

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.

3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 112 с. (Стандарты второго поколения).

2. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.

3. Черепанова Л. В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Чита: ЗабГГПУ, 2010. С. 30-39.

4. Черепанова Л. В. Роль языкового портфеля в формировании лингвистической компетенции школьников // РЯШ. 2004. № 5. С. 41-44.

Spisok literatury

1. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russkij jazyk. 5-9 klassy: proekt.

3-e izd., dorab. M.: Prosvewenie, 2011. 112 s. (Standarty vtorogo pokolenija).

2. Cherepanova L. V. Formirovanie lingvisticheskoj kompetencii pri obuchenii russkomu jazyku. Novosibirsk: Nauka, 2006. 324 s.

3. Cherepanova L. V. Veduwie podhody sovremennoj paradigmy obuchenija russkomu rodnomu jazyku // Uchjonye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagog-icheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. Chita: ZabGGPU, 2010. S. 30-39.

4. Cherepanova L. V. Rol’ jazykovogo portfelja v formirovanii lingvistiche-skoj kompetencii shkol’nikov // RJaSh. 2004. № 5. S. 41-44.

Статья поступила в редакцию 29.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.