Научная статья на тему 'Критерии исследования позиции субъекта учения в технологии «Языковой портфель»'

Критерии исследования позиции субъекта учения в технологии «Языковой портфель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / "ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ" / "LANGUAGE PORTFOLIO" / СУБЪЕКТ УЧЕНИЯ / THE SUBJECT OF THE TEACHINGS OF THE CRITERIA / КРИТЕРИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахова Т.М.

В связи с новыми целями общего образования и результатами его освоения к учителю предъявляются новые требования, одно из которых поиск, разработка и внедрение в практику обучения русскому языку новых технологий, методов и приёмов. ФГОС второго поколения по русскому языку требует от учителя соответствия данному требованию. Технология «языковой портфель» развивает у школьников универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые являются показателями сформированности школьника как субъекта учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR RESEARCH POSITIONS SUBJECT OF EXERCISE IN THE TECHNOLOGY "LANGUAGE PORTFOLIO"

In connection with the new goals of general education and the results of its development for teachers new demands, one of which search, development and introduction of Russian language teaching new technologies, methods and techniques. GEF, the second generation of Russian language requires teachers to comply with this requirement. Technology "language portfolio" developed a universal school learning activities (personal, communicative, cognitive, regulatory), which are indicators of formation as a subject of student teaching.

Текст научной работы на тему «Критерии исследования позиции субъекта учения в технологии «Языковой портфель»»

Т.М. Шахова

аспирант, кафедра русского языка и методики преподавания, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского»

КРИТЕРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА УЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ

«ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ»

Аннотация. В связи с новыми целями общего образования и результатами его освоения к учителю предъявляются новые требования, одно из которых - поиск, разработка и внедрение в практику обучения русскому языку новых технологий, методов и приёмов. ФГОС второго поколения по русскому языку требует от учителя соответствия данному требованию. Технология «языковой портфель» развивает у школьников универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые являются показателями сформированности школьника как субъекта учения.

Ключевые слова: ФГОС, «языковой портфель», субъект учения, критерии, технология, универсальные учебные действия.

T.M. Shakhova, Transbaikal State Humanitarian and Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky

CRITERIA FOR RESEARCH POSITIONS SUBJECT OF EXERCISE IN THE TECHNOLOGY

"LANGUAGE PORTFOLIO"

Abstract. In connection with the new goals of general education and the results of its development for teachers new demands, one of which - search, development and introduction of Russian language teaching new technologies, methods and techniques. GEF, the second generation of Russian language requires teachers to comply with this requirement. Technology "language portfolio" developed a universal school learning activities (personal, communicative, cognitive, regulatory), which are indicators of formation as a subject of student teaching.

Keywords: Federal State Educational Standard, "Language Portfolio", the subject of the teachings of the criteria, technology, universal education activities.

В связи с введением ФГОС второго поколения возникла необходимость поиска путей, форм, технологий, развивающих универсальные учебные действия, которые являются показателями развития школьника как субъекта учения [1]. Тематический «языковой портфель» - инновационная технология, которая позволяет формировать школьника как субъекта учения в технологии языковой портфель на уроках русского языка.

В структуре позиции ученика как субъекта учения выделают три основных составляющих [3]:

Когнитивная - компетенция ученика, включающая систему надпредметных знаний и умений; метазнания, т.е. «надпредметные» знания о знаниях, приёмах и средствах переработки информации, данной в разных знаковых формах; «открытие» собственных способов учебной работы.

Регуляторная - рефлексия школьника на процесс и результаты своей учебной деятельности; анализ причин ошибок и анализ факторов успешности учения; самокоррекция - позитивное изменение принятых способов учебной работы.

Личностносмыловая - особенности ценностной ориентации ребёнка на самооб-

разование, мотивация познавательной деятельности.

Критерии и конкретные показатели позиции субъекта учения могут использоваться не только для анализа её своеобразия, но и для определения круга условий развивающего обучения.

Обозначим критерии и показатели когнитивной составляющей позиции субъекта учения в технологии «языковой портфель».

1. Наличие ориентировочных компонентов работы ученика над материалом конкретных предметных областей. Показатели, соответствующие этому критерию:

- потребность и попытки ученика соотнести эмпирические знания, накопленные в жизненной практике, и знания, усвоенные в школе, что проявляется в вопросах ученика к учителю, задачах, составленных детьми самостоятельно;

- возможности и ограничения анализа ребёнком данных спонтанно накопленного опыта;

- готовность рассматривать объект с разных точек зрения.

2. Умение строить целостный образ изучаемого объекта, выражать его и «передавать» другим в разных знаковых формах. Учёные [2] выделяют следующие показатели:

- единство существенных и несущественных признаков объекта;

- уровень владения школьниками вербальными и невербальными средствами, позволяющими выразить содержание образа;

- степень «узнаваемости» объекта по его изображению учеником.

3. Проявление интуиции школьниками при решении нестандартных задач. Показателями, по которым анализируется включение интуиции в работу над задачей, являются:

- прогноз результата решения задачи до его получения;

- оценка полученного результата;

- предвосхищение от полученного результата.

4. Уровень владения «надпредметными» умениями, в которых фиксируется метазнание. К таким умениям относятся:

- ориентация в структуре учебного задания, связях его компонентов: инструкции, образцов, требуемого результата;

- ориентация в структуре предметной задачи и умение преобразовывать её в новую задачу того или иного типа;

- умение составить собственное оригинальное задание и/или новый, не знакомый по предшествующим образцам тип задачи;

- умение «увидеть» и описать действие, стоящее за образцом готового продукта и, напротив, зафиксировать действие в компактном образце готового продукта, используя аналогии;

- анализ условий применения заданного или самостоятельно созданного учеником образца к решению задач одного и того же или разных классов.

В основе второй составляющей позиции субъекта учения - регуляторной, лежит один комплексный критерий - самостоятельный контроль школьником своей учебной работы на основе рефлексии процесса и результатов этой работы, использование самоконтроля и самокоррекции. Основные показатели:

- возможность определения ребёнком внутренних факторов успеха своей учебной работы (установок, интересов, организованности);

- тенденция к критическому анализу и оценке заданных приёмов умственной деятельности и найденных ребёнком самостоятельно способов работы;

- умение контролировать использование учеником внешних средств работы над материалом (правил, образцов, справочных материалов).

Критерии личностносмысловой составляющей относятся к ценностному, моти-вационному и эмоциональному аспектам познавательной деятельности.

Таким образом, с помощью выделенных критериев в технологии «языковой портфель» можно фиксировать не только индивидуальные положительные изменения у учащихся в изучении предмета «русский язык», но и выявлять недочёты и устранять их.

Список литературы:

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. - М., Воронеж, 2000. - С. 6-35.

3. Черепанова Л.В. Роль «языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников // РЯШ, 2004. - № 5. - С. 41-44.

List of references:

1. Sample programs for school subjects. Russian language. Grades 5-9: draft. - 3rd ed. Dorab. -M.: Education, 2011. - 112 p. - (Standards for second-generation).

2. Psychological-pedagogical problems of teaching the subject as a student / Ed. E.D. Bozovic. -Moscow, Voronezh, 2000. - P. 6-35.

3. Cherepanova, L.V. The role of "language portfolio" in the formation of linguistic competence of students / / RYASH, 2004. - № 5. - P. 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.