Научная статья на тему 'Языковой портфель как средство оценивания результатов обучения в средней школе'

Языковой портфель как средство оценивания результатов обучения в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEARNING FOREIGN LANGUAGES / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ / LANGUAGE PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина М.А., Красильникова Н.А.

В статье рассматривается проблема применения Языкового портфеля в современной школе. Внимание акцентируется на его использовании как средства оценивания результатов иноязычного образования. Предложен вариант модели Языкового портфеля для использования с ИУМК New Millennium English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE PORTFOLIO AS A MEANS OF ASSESSEMENT

The problem of using the Language Portfolio is described in the article. The article focuses on the Language portfolio as one of the means, which allows to visualize the learning outcomes, to monitor and assess them. A model of the Language Portfolio for modern teaching aid New Millennium English is given.

Текст научной работы на тему «Языковой портфель как средство оценивания результатов обучения в средней школе»

УДК 811.111 (07)

М.А. Мосина

канд. пед. наук, доцент, кафедра методики преподавания иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Н.А. Красильникова

студент, факультет иностранных языков, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматривается проблема применения Языкового портфеля в современной школе. Внимание акцентируется на его использовании как средства оценивания результатов иноязычного образования. Предложен вариант модели Языкового портфеля для использования с ИУМК New Millennium English.

Ключевые слова: иноязычное образование, оценка результатов обучения, Языковой портфель.

M.A. Mosina, Perm State Humanitarian Pedagogical University

N.A. Krasilnikova, Perm State Humanitarian Pedagogical University

LANGUAGE PORTFOLIO AS A MEANS OF ASSESSEMENT

Abstract. The problem of using the Language Portfolio is described in the article. The article focuses on the Language portfolio as one of the means, which allows to visualize the learning outcomes, to monitor and assess them. A model of the Language Portfolio for modern teaching aid New Millennium English is given.

Keywords: learning foreign languages, assessment of learning outcomes, Language Portfolio.

В связи с интеграцией России в мировое экономическое пространство происходят глобальные изменения в обществе. Наиболее ярко они отражаются в сфере образования в целом и в преподавании иностранных языков, в частности. Происходящие изменения обусловливают необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. При этом средством модернизации процесса обучения выступает инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование новейших педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с Концепцией модернизации образования на период до 2020 года, стратегической целью является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Одной из приоритетных задач является обеспечение инновационного характера базового образования [2].

Все эти изменения требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения. Одной из современных технологий языкового образования, отличающейся достаточно высоким уровнем инструментальности, является Языковой портфель (ЯП). Вопросы использования ЯП рассматривались Гальсковой Н.Д., Новиковой Т.Г., Стрелковой Г.В., Пинской М.А. и другими авторами. Тем не менее, вопрос о применении ЯП остается актуальным, так как данное нововведение все ещё не разработано для современных школьных учебно-методических комплексов.

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся за период обучения. Оно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности -учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. [4]. С педагогической точки зрения практика использования портфолио предполагает субъективизацию роли учащегося и интеграции оценок его результатов.

На сегодняшний момент в практике обучения иностранным языкам эффективно применяются различные виды ЯП в зависимости от его целевой направленности. Среди них выделяют как узконаправленные ЯП, например, самооценка или демонстрация результатов, так и многоцелевые модели, объединяющие различные цели в области овладения иностранным языком [7, с. 52-53].

Согласно ФГОС III поколения, одним из важных метапредметных результатов является готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, а также владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Поэтому можно сказать, что использование портфолио позволяет достичь этого результата в полной мере, так как его философия предполагает переключение на ученика как центральную фигуру образовательного процесса [6].

Кроме того, при реализации компетентностного подхода ЯП становится более чем актуальным средством контроля и самоконтроля, так как он имеет достаточно широкий инструментарий, включающий в себя не только накопленные результаты учебной деятельности, но и их оценку. Помимо этого, портфолио соединяет в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

- учащийся использует своё портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

- портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

- портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

- может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

Кроме того, по мнению Н.Ф. Коряковцевой, использование ЯП в полилингвальном и поликультурном образовании дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в Языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах. При этом ЯП рассматривается как условие формирования учебной компетенции и развития способности учащегося к автономии в процессе овладения иностранными языками [3].

Исходя из вышесказанного, ЯП может служить эффективным инструментом контроля и самоконтроля в оценивании учебных результатов учащихся. Вместе с тем, ЯП является средством интегрированной оценки результатов обучения, т.е. он помогает отслеживать достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов [5]. Таким образом, наличие ЯП в современных УМК является актуальным. Так, интегрированным ЯП может считаться следующая модель, разработанная к ИУМК New Millennium English - 5 [1]:

1. Титульный лист.

2. Обращение к родителям.

3. Памятка для ученика.

4. Анкетные данные (My Profile).

5. Досье (Dossier). В этот раздел учащиеся вкладывают письменные работы, рабочие и дополнительные материалы предыдущих лет обучения. Досье представляет собой своеобразную копилку, на базе которой строится последующее обучение.

6. Лист самооценки (Entrance Self-assessment). В нем учащиеся самостоятельно определяют свой уровень знаний и умений на момент начала обучения (начало года).

7. Открытый журнал успеваемости (Open Register), который предусмотрен для выстав-

ления отметок за зачетные и контрольные работы. Список работ для оценивания каждый учитель составляет в соответствие с его рабочей программой.

8. Мои достижения (My Achievements) включает работы, проводившиеся в рамках модуля.

9. Лист самооценки после завершения темы (Self-assessment Unit 1) (табл. 1).

Таблица 1 - Лист самооценки к Unit 1 It's Me

Tick your level

Description of achievement poor fair good excellent

I know: • about Internet chats and rules in them; • about different collections and people's attitude to them; • about radio programmes and games; • parts of computer and how to use them in the right way. I can: • find necessary information in texts, books, on the Internet; • use a computer for different tasks; • use English for communication; • make up a project; • assess myself.

Level reached

Description of achievement poor fair good excelle nt

• Speaking: • Greeting; • Asking for personal information; • Speaking about different collections; • Describing a photo; • Describing a computer; • Talking on a telephone

Reading: • My Class; • Hobby (Collections); • Computer.

Writing: • I can fill in my profile; • I can sign photos; • I can write short messages in a chat.

I can use: • A dictionary; • Classroom language; • Greeting/meeting patterns • Vocabulary for the topics: ° My class, ° Chat, ° Music/radio, ° Collections, ° Computer.

I can understand:

• Classroom language • What is said about pupils, their interests; • What is broadcast on the radio; • What is written in the Internet • Implication (hidden sense) of texts.

Grammar checklist Can understand Can use Can teach others

• Positive/negative imperative structures • Special questions

Study skills Level reached

pour fair good excellent

• How I can guess the meaning of unknown words from the context • How I can understand • general meaning • specific information • details from the text

Pupil's comments In Unit 1: • I liked most of all:_

• I didn't like most of all:_

• I understood best of all:_

• I didn't understand:

Teacher's advice:_

Спроектированное портфолио при эффективном использовании будет способствовать развитию умения самоконтроля у учащихся, а также помогать учителю осуществлять контроль не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Кроме этого, ЯП позволяет визуализировать деятельность учащихся на протяжении обучения и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Список литературы:

1. ИУМК «New Millennium English-5»: инновац. учеб.-метод. комплекс для 5 кл. общеоб-разоват. учреждений / Н.Н. Деревянко [и др.]. - Обнинск: Титул, 2004.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm (дата обращения: 14.07.2014)

3. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы

изучающих иностранный язык: пособие для учителе. - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.

4. Новикова, Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» [Электронный ресурс]: федерал. рекомендации и регион. опыт. - URL: tomskoe-new.ucoz.ru/Novikova-papka_dostijeni.rtf (дата обращения: 3.08.2014)

5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=449 (дата обращения: 14.07.2014)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 14.07.2014)

7. Чунина Е.В. Языковой портфель как технология формирования учебной компетенции школьников // Английский язык в школе. - 2012. - № 3 (39). - С. 52-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.