Научная статья на тему 'Интегративный подход в обучении младших школьников иностранному языку'

Интегративный подход в обучении младших школьников иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE APPROACH / УМК (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ) / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING MATERIALS / TEACHING / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЛЕКСИКА / VOCABULARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцева Наталья Валерьевна

Рассматриваются способы повышения эффективности обучения иностранному языку младших школьников. На наш взгляд, одним из таких способов является интегративный подход. Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Рассматриваются способы реализации интегративного подхода в современных УМК (учебно-методический комплект), использующихся в младших классах средней школы. Выявлены предметные области, с которыми может интегрироваться предмет «Иностранный язык». Применение заданий интегративного характера на уроках иностранного языка не только делают процесс обучения эффективнее, но и повышают мотивацию учащихся к обучению в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative approach in teaching primary school pupils a foreign language

This article highlights means of increasing efficiency of teaching primary school pupils a foreign language. In our opinion, one of such means is integrative approach. Integrative approach in teaching is a specific form for providing comprehensiveness, knowledge integrity, a mean of formation of systemic thinking and scientific worldview. Means of implying integrative approach in modern training materials used in primary school classes are analyzed in the article. School subjects that can be integrated with foreign language are discovered. Integrative oriented tasks application at foreign language classes makes the process of learning and teaching not only more effective but it increases pupils’ motivation to learning in general.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в обучении младших школьников иностранному языку»

УДК 372.8

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Н.В. Старцева1

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443099, г.Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail: startseva72@mail .ru

Рассматриваются способы повышения эффективности обучения иностранному языку младших школьников. На наш взгляд, одним из таких способов является интегративный подход. Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Рассматриваются способы реализации интегративного подхода в современных УМК (учебно-методический комплект), использующихся в младших классах средней школы. Выявлены предметные области, с которыми может интегрироваться предмет «Иностранный язык». Применение заданий интегра-тивного характера на уроках иностранного языка не только делают процесс обучения эффективнее, но и повышают мотивацию учащихся к обучению в целом.

Ключевые слова: интегративный подход, УМК (учебно-методический комплект), межкультурная коммуникация, обучение, мотивация, лексика.

Иностранный язык как предмет создает все условия для эффективного внедрения интегративного подхода - знания, полученные на родном языке, позволяют изучать иностранный язык с разных сторон. Именно иностранный язык совместим с большим количеством предметов, таких как окружающий мир, история страны изучаемого языка, изобразительное искусство, русский язык, литература, математика, музыка, технология в начальной школе.

Английский язык как первый иностранный язык включается в учебный план начальной школы с целью:

• создания условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического страха в использовании иностранного языка как средства коммуникации в современном мире;

• ознакомления с зарубежным детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором и развития и учащихся интереса к участию в театрализованных представлениях на ИЯ как ключа в новый мир игр и приключений [3].

1 Наталья Валерьевна Старцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Основная цель обучения английскому языку - развитие у школьников умения использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в диалоге культур.

Овладение иностранным языком является не целью, а средством в процессе овладения межкультурной коммуникацией. Такой подход к цели обучения принят в ведущих школах России. Процесс модернизации российского образования предполагает поиск и внедрение в практику новых форм организации образовательного процесса. В условиях дефицита времени, отводимого для освоения обучающимися школьной программы, особую актуальность приобрели интегрированные уроки, предполагающие использование информации по общей теме из различных предметов школьного цикла. Подобные уроки позволяют им по-новому взглянуть на предмет изучения и оценить возможность применить знания, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого. Таким образом, интегрирование предметов способствует формированию надпредмет-ных компетенций и повышает мотивацию школьников к обучению. Для преподавателей подобные уроки - это возможность освоить новые формы взаимодействия с учениками, более разносторонне (межпредметно) изучить разбираемую на уроке тему и (при совместном проведении занятия) получить опыт определённого вида командной работы [6].

В процессе прохождения педагогической практики по дополнительной специальности «учитель иностранного языка» нами была организовано экспериментальной исследование с целью выявления возможностей применения интегративного подхода в начальной школе. Базой исследования был выбран 3 «а» и «б» классы МГБОУ СОШ №176 г. Самары. Исследования осуществлялись с 10.02.15 по 21.03.15.

Эксперимент проводился на учебно-методическом комплекте Spotlight для 3 класса. Нами было проанализировано содержание комплекта, его сильные и слабые стороны. При анализе УМК мы опирались на мнения педагогов, учителей и родителей учеников. Были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть содержания УМК, а также особенности его использования в начальной школе;

• разработать комплекс дополнительных заданий по темам «животные» и «достопримечательности»

• апробировать данный комплекс в 3 «а» классе и обобщить результаты проведённой работы.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать в соответствии с ФГОС по иностранному языку следующие требования:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [8].

Отбор содержания обучения английскому языку должен осуществляться по следующим критериям:

• коммуникативно-побудительная направленность;

• информативность;

• высокая образовательная ценность;

• аутентичность и доступность [7].

При анализе УМК Spotlight нами было рассмотрено несколько точек зрения на возможности данного комплекта. При этом мы опирались на следующие критерии:

• сложность/ трудность заданий,

• формулировка задания,

• доступность изложения материала для младшего школьника,

• преемственность тем,

• система, в которой подается материал.

УМК «Английский в фокусе» (авторы Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс) создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels), что является его отличительной особенностью. УМК вошел в Федеральный и региональный перечни учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.

«Английский в фокусе» - первый российский УМК, который является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» (Россия) и британского издательства Express Publishing (Великобритания). Данный проект разработан специально для общеобразовательной российской школы известными российскими учителями-практиками совместно с известными британскими авторами, которые предлагают новый уникальный подход к изучению английского языка. «Английский в фокусе» - это УМК нового поколения, который предназначен для обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год).

УМК «Английский в фокусе» - эффективное средство повышения мотивации учащихся, уверенности в своих силах, развитие их индивидуальных способностей, ведет диалог двух культур - России и Великобритании. В процессе обучения школьники знакомятся с миром зарубежных сверстников, рассказывают о национальных традициях, обычаях, культуре обеих стран, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Так как данный УМК создан практикующими российскими учителями совместно с зарубежными специалистами, то в нем нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции как российской, так и зарубежных методик обучения ино-

странному языку [1]. Учебник и учебные пособия предполагают использование при обучении самых современных технических средств, аудио- и видеозаписей, обучение с помощью компьютера.

В основу УМК в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

Ни один российский УМК не имеет такого разнообразия составляющих его компонентов, которые позволяли бы достигать учителю положительных результатов в обучении младших школьников без излишнего их переутомления, помогали бы учащимся эффективно использовать английский язык и давали бы им возможность изучать его с удовольствием. Перейдем к анализу УМК «Английский в фокусе 3» Spotlight 3.

УМК «Английский в фокусе 3» состоит из следующих компонентов:

Учебник (Student's Book);

Рабочая тетрадь (Workbook);

Языковой портфель (My Language Portfolio);

Книга для учителя (Teacher's Book);

Контрольные задания (Test Booklet);

Буклет с раздаточным материалом (Picture Flashcards) и плакаты;

Аудиокассеты/CD для работы в классе;

Аудиокассеты/CD для самостоятельной работы дома;

Видеокассета www.spotlightonrussia.ru сайт учебного курса Компоненты УМК.

Учебник «Английский в фокусе 3» имеет модульную структуру, состоит из 8 модулей и ставит перед учащимися следующие задачи:

Вводный модуль: Welcome back!

вспомнить главных персонажей и повторить языковой материал УМК «Английский в фокусе 2».

Модуль 1: School days!

научить учащихся представлять себя и других, приветствовать друг друга, говорить о школьных предметах.

Модуль 2: Family moments!

научить учащихся называть и представлять членов семьи.

Модуль 3: All the things I like!

научить учащихся говорить о еде и напитках, о том, что им нравится и не нравится, заказывать еду.

Модуль 4: Come in and play!

научить учащихся называть игрушки и говорить, кому они принадлежат, называть предметы, находящиеся в комнате.

Модуль 5: Furry friends!

научить описывать животных, говорить о том, что умеют и не умеют делать животные.

Модуль 6: Home, sweet home!

научить говорить о местонахождении предметов в доме.

Модуль 7: A Day off!

научить учащихся говорить о действиях, происходящих в данный момент, и о том, что они делают в свободное время.

Модуль 8: Day by day!

научить рассказывать о распорядке дня, называть время, спрашивать и отвечать, который час [4].

Каждый модуль занимает пятнадцать страниц и начинается с модульной страницы, которая дает учителям, учащимся и родителям ясное представление о целях и задачах модуля, а также о том, чему обучающиеся должны научиться, завершив работу над модулем.

Модуль включает в себя два параграфа, которые, в свою очередь, состоят из уроков a и b, а также содержит следующие разделы, которые делают материал учебника разнообразным и увлекательным:

• Fun at school предлагает учащимся задания, выполняя которые они привлекают знания других предметов, изучаемых в школе, таких, как математика, МХК, чтение, окружающий мир и другие. Часто происходит обратное: учащиеся пополняют свои знания по данным предметам, выполняя задания в этом разделе.

Таким образом, уже в третьем классе учащиеся получают возможность увидеть, как с помощью английского языка они могут получать интересную информацию из разных областей знаний.

• The Toy Soldier - английская сказка, представленная восемью рифмованными эпизодами, построенными на изученном лексико-грамматическом материале. Читая сказку, учащиеся получают возможность закрепить полученные языковые знания, легко запомнить и передать содержание прочитанного. После каждого эпизода даются задания по работе с лексикой и текстом сказки. Сказка записана на диске/кассете для работы в классе, а также на домашнем диске/кассете, и дети могут слушать ее дома самостоятельно столько раз, сколько они захотят. В конце Книги для учителя даются советы по постановке пьесы, основанной на сказке.

• Spotlight on the UK/the USA/Australia дает учащимся представление о культуре и жизни англоговорящих стран: о школах в Великобритании, о том, что едят англичане, какие магазины у них популярны, какие животные живут в Австралии, какие спортивные состязания любят маленькие американцы и какие мультфильмы они смотрят. В этом разделе даются небольшие тексты, направленные на чтение с извлечением необходимой информации и содержащие лексику для рецептивного усвоения.

• Arthur & Rascal - комиксы, рассказывающие о забавных приключениях взрослой собаки Артура, щенка Раскала и кошки проказницы Трикси. В конце каждого модуля помещен один эпизод из жизни этих героев. Комиксы написаны современным разговорным языком и дают возможность развивать у учащихся интерес к чтению. Рекомендации по работе с ними даны в по-

урочном планировании, однако комиксы можно смотреть/слушать в любое время по усмотрению учителя.

• Now I Know - это раздел, которым заканчивается модуль и в котором учащиеся имеют возможность проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения читать, писать и способность к коммуникации. Учитель же сможет определить, что нужно повторить и еще раз проработать. Данный раздел включает в себя упражнения для закрепления языкового материала модуля, а также для подготовки учащихся к контрольной работе, которая помещена в сборнике контрольных заданий. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли упражнения, однако учитель должен убедиться, что они хорошо поняли задание. После выполнения каждого упражнения учащиеся сверяют свои ответы с теми, которые учитель пишет на доске, и оценивают свою работу в баллах.

Закончив работу в разделе Now I Know, обучающиеся просматривают таблицу Now I Can и определяют, чему они научились в данном модуле. Затем учитель раздает им ксерокопии карточек самооценки (The Student's Self Assessment Form), которые помогут обучающимся самостоятельно оценить свои успехи в изучении языка и умении его использовать. Они заполняются учащимися дома и выкладываются в папку Языкового портфеля. Таким образом, у учеников начинают вырабатываться навыки самооценки.

Рассмотрим точки зрения учителей - практиков английского языка на эффективность данного учебно-методического комплекта. Ю.Н. Напылова, учитель высшей категории из Владимирской области, считает, что УМК «Английский в фокусе» - первый российский УМК, одновременно ориентированный на государственный стандарт общего образования по иностранным языкам, на требование Совета Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels). «Английский в фокусе» написан специально для общеобразовательной школы совместно с отечественными учителями и известными британскими авторами Spotlight - возможность для учителя расширить кругозор ученика и привить ему интерес к английскому языку.

С точки зрения учителей английского языка А.К. Гребневой и Г. Г. Гатауллиной, данный УМК построен в соответствии с программой обучения английскому языку в начальной школе, которая предполагает развитие иноязычной коммуникативной компетенции и её составляющих. Однако, авторы не дают конкретную цель обучения в начальных классах, а только ставят задачи, из которых видно, что авторы считают главным в своей работе.

Также нами была учтена точка зрения учителя иностранных языков в МГБОУ СОШ №176 г. Самара О.В. Воробьевой, которая была наставником в течение всей практики. Она считает, что учебно-методический комплект «Английский в фокусе 3» Spotlight 3 превосходит по всем параметрам другие комплекты. Она отмечает удачную модульную структуру учебника, большое количество дополнительных пособий (аудиодиски, сборник упражнений и др.). С каждым уроком идет усложнение и насыщение материала, кроме лексики вводятся новые конструкции.

Во время практики студенты ощутили все плюсы и минусы комплекта. Большим минусом был тот факт, что изучаемая тема Present Continuous не представлена в учебнике должным образом, нет четкого определения, правила построения данного времени, примеров. Приходилось прибегать к другим источникам для полного освещения новой темы. Несомненным плюсом является модульное построение комплекта - все содержание четко разграничено, подается в системе. Особенно удачным было использование на практике сборника упражнений - все, чего не хватало в учебнике, можно было найти там.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что учителя английского языка в начальной школе довольны выбором УМК Spotlight, считают его эффективным, доступным для учеников. Они выделяют следующие положительные стороны:

• учебник составлен совместно с британскими авторами - носителями языка,

• имеет достаточное количество дополнительных материалов, информационно-технических средств,

• учебник рекомендован ФГОС,

• учебник создан при участии учителей-практиков.

Мы проанализировали перечень упражнений, приведенных в изучаемом учебно-методическом комплекте. Среди них встречаются задания, интегрируемые с другими учебными предметами, ситуациями из реальной жизни.

Выделим следующие группы заданий, связанных с другими предметами.

1) Задания, связанные с изобразительным искусством:

• These are paintings by Picasso. What colour are they? Read and choose:

a) red; b) yellow; c) blue;

В данном упражнении обязательно упоминается роль великого художника в мировой художественной культуре. На примере картин отрабатывается уже знакомая ученикам лексика - цвета, название членов семьи, описание картины.

2) Задания, связанные с географией/страноведением:

• Families near and far!

Hello! I'm Sam Adams. I'm from the UK. Meet my family! This is my mum, Laura, and my dad, Chris. Can you see my little sister, Patti? She's only one! This is my grandma and this is my grandpa. Their names are Jack and Becky. They live in Australia.

1) Read and say yes or no.

1. Sam is from Australia. 2. His sister is one.

3. Chris is his grandfather. 4. Jack and Becky live in the UK.

В данном упражнении идет интеграция с географией, обсуждается положение Великобритании, Австралии, имена главных героев, наличие/ отсутствие разницы между российскими и британскими семьями. Отрабатывается новый языковой материал - имена, сокращение названий членов семьи, название географических объектов.

• Listen and point. Then sing along! Chicken with vegetables,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ice cream and chocolate. Water and lemonade, Pizza with cheese on it! Eggs in my sandwiches, Burgers with chips: These are just some Of my favourite things!

Учитель с учениками разбирает названия блюд, упоминая, какие из них есть в русской кухни, а какие заимствованы из других стран.

• Chit-Chat

- What's your favourite food?

- Pizza, yum! What about you?

Ученики в форме мини-диалогов обсуждают собственные предпочтения в еде, используя слова из предыдущего упражнения.

В данных заданиях отрабатывается новая лексика, идет знакомство с кухней страны изучаемого языка, отрабатывается произношение посредством пения песни, новая конструкция What's your favourite food? My favourite food is / are...

• Copy the table. Then ask your friends and complete. Find someone who likes...

A: Anna, do you like chicken? B: Yes, I do.

Name Name

Chicken Burgers

Vegetables Eggs

Ice cream Sandwiches

Chocolate Chips

В данном задании отрабатывается новая лексика, умение задавать вопросы и кратко отвечать на них, отработка конструкции Do you like. Yes, I do/ No, I don't.

• Read and write.

A) I love teatime! I have tea and 1) c ... every day at 4 o'clock.

B) My favourite breakfast is sausages, 2) e ... and toast. Yummy!

C) On Saturdays we have fish and 3) c ... for lunch.

There's a great fish and chip shop in our street.

В данном задании ученики знакомятся с известной английской традицией - чаепитие или teatime. Ученики знакомятся с популярными в Британии блюдами - сосиски с тостами и рыба с чипсами. Повторяется ранее изученная конструкция My favourite food/ breakfast is.. Также повторяются уже знакомые ученикам конструкции I love / I have. Вводится, но не изучается подробно неизвестная конструкция There is/ are.

3) Задания, связанные с зарубежной детской литературой:

• Tell me a story! What's the fairy tale?

Look and choose.

a. The Town Mouse and the Country Mouse.

b. Little Red Riding Hood.

c. Goldilocks and the Three Bears.

d. Sleeping Beauty

What's the story? Read, choose and say.

Grandma, what big ears you've got!"

It's because I want to hear a lot!"

• Draw a scene from your favourite fairy tale and present to the class.

В данных заданиях ученики знакомятся с зарубежными сказками и героями, странами, в которых жили их авторы. Дается творческое задание на создание иллюстрации к любимой сказке.

4) Задания, связанные со страноведением, в частности с обычным укладом жизни британцев:

• What can you buy at a Tesco supermarket? Read and answer.

Tesco supermarkets are popular in the UK. Tesco superstores sell everything for your house and family: clothes, food, furniture, electrical items, sportswear, toys and games.

1) Read and put the following into the correct category.

jacket, bed, lamp, cheese, skirt, ball, armchair, T-shirt, ice

cream, TV, sports shoes, kite CLOTHES/ FOOD/ SPORTSWEAR/

TOYS/ ELECTRICAL ITEMS/ FURNITURE

• Can you add any other items to the list?

В данных заданиях ученики знакомятся с популярным в Британии магазином/ супермаркетом Теско. Вводится новая лексика на тему «вещи в быту». Ученикам также предлагается пополнить список собственными примерами.

5) Задания, связанные с зоологией:

• Now, read again and answer.

This is an emu. Emus are from Australia. In Australia there are a lot of emu farms. Emus are very tall with a big body, a small head and long legs. An emu's body and legs are brown and its head and neck are blue. Emus can run very fast, but they can't fly! They eat fruit and insects. Their eggs are green! Emus are very interesting birds!

1. Where are emus from?

2. What colour is an emu's body and legs?

3. Can emus fly?

4. What colour are their eggs?

В данном задании ученики знакомятся с животным миром Австралии, а точнее со страусом, ее строением, расцветкой и поведенческими особенностями. На данном этапе расширяется словарный запас на тему «животные», отрабатывается умение работать с текстом, выполнять поиск необходимой информации. Отрабатывается краткий ответ на вопрос.

6) Задания, связанные с историей страны изучаемого языка:

• British Homes! Read and match. There is one extra picture. (изображение 2х домов)

1. This is a cottage in the UK. Cottages are small but very pretty. Look at the garden - it's full of flowers!

2. There are a lot of castles in the UK. This is Windsor Castle. It's one of Queen Elizabeth's homes. Look, it's very big!

В данном задании ученики соотносят описание дома с картинкой. Учитель рассказывает подробнее о Винздорском замке, о королеве Елизавете II. На данном этапе расширяется словарный запас, повторяется лексика на тему «мой дом», идет знакомство с историей Британии, с ее формой правления -монархией. Таким образом, данные упражнения не только являются хорошим подспорьем в усвоении новой темы, но и расширяют кругозор учащихся. Данные задания вызывают интерес у учеников, повышая тем самым мотивацию к изучению иностранного языка.

Упражнения, интегрируемые с остальными учебными предметами, способствуют более эффективному освоению иностранного языка и предполагают:

• усвоение иноязычной речи;

• знакомство с историческими, географическими, экономическими и культурными особенностями различных стран;

• освоение правил речевого и неречевого поведения;

• формирование универсальных учебных действий в области коммуникации;

• освоение различных форм работы с текстом;

• активизацию речемыслительной деятельности учащихся;

• развитие умений работы в паре либо группе;

• формирование уважительного отношения к представителям другой культуры;

• освоение различных форм творческой деятельности [4].

Таким образом, мы установили, что учебно-методический комплект «Английский в фокусе 3» Spotlight 3 содержит ряд упражнений, интегрированных с другими учебными предметами. Каждое упражнение направленно на формирование определенных навыков. Такие упражнения не только развивают кругозор учащихся, способствуют успешному усвоению нового материала, но и повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Однако, по нашему мнению, таких заданий могло быть больше. В частности, проанализировав количество интегрированных упражнений по каждой теме, мы выяснили, что их количество по темам «животные» и «достопримечательности» могло бы быть увеличено. Упомянутый недостаток никоим образом не влияет на качество данного комплекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеенко Н.В., Рыбкина А.А. Особенности интерактивных заданий в свете коммуникативно-направленного обучения иностранному языку в вузе // Вестник

Самар. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. -

№ 1 (25). - С. 12-16.

2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в теории и практике: монография. -Екатеринбург: Свердл. гос. инж.-проектн. ин-т, 1994. - 152 с.

3. Бочарникова М.А. Интегрированные уроки в рамках раннего иноязычного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф., г. Челябинск, октябрь 2012 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 76-79.

4. Ваулина Е.Ю. «Английский в фокусе» (Spotlight). Учебник для 3 класса / Е.Ю. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2010. - 129 с.

5. Данилина А. Л. Интеграция на уроках английского языка в начальной школе. -М., 2014. - 164 с.

6. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Преемственность в формировании метапредмет-ных результатов у школьников начальной и основной школы на уроках математики // Проблемы и перспективы высшего педагогического образования и педагогической деятельности. XXI век: материалы всероссийской науч.-практ. конференции с междунар. участием, г. Самара, 18-19 апреля 2013 г. - амара: ПГС-ГА, 2013. - С. 64-70.

7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2006. - 182 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009. - 29 с.

Поступила в редакцию 16.11.2015. В окончательном варианте 21.11.2015.

UDC 372.8

INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING PRIMARY SCHOOL PUPILS A FOREIGN LANGUAGE

N. V. Startseva1

Volga state social-humanitarian academy 65/67, M.Gorky str., Samara, 443099 E-mail: staertseva72@mail.ru

This article highlights means of increasing efficiency of teaching primary school pupils a foreign language. In our opinion, one of such means is integrative approach. Integrative approach in teaching is a specific form for providing comprehensiveness, knowledge integrity, a mean of formation of systemic thinking and scientific worldview. Means of implying integrative approach in modern training materials used in primary school classes are analyzed in the article. School subjects that can be integrated with foreign language are discovered. Integrative oriented tasks application at foreign language classes makes the process of learning and teaching not only more effective but it increases pupils' motivation to learning in general.

Key words: integrative approach, training materials, cross-cultural communication, teaching, vocabulary, motivation.

Original article submitted 16.11.2015. Revision submitted 21.11.2015.

1 Natalia V. Startseva, (PhD), associate professor, Foreign Languages Department

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.