Научная статья на тему 'Новые подходы к преподаванию курса «Истории России» в медицинском вузе'

Новые подходы к преподаванию курса «Истории России» в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМЫ УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ / STATES STANDARDS / HISTORICAL EDUCATION / EXTRA FORMS OF STUDIES ON HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мицюк Н. А., Пинская Л. А., Шароварина Е. А.

История как наука является фундаментальной, она формирует мировоззрение, учит патриотизму. Главная цель современного исторического образования помочь студентам адаптироваться в изменяющемся мире. Новые проблемы исторического образования связаны с новой стадией реформирования системы высшего образования. В этой статье уделяется особое внимание конкретному опыту преподавания истории в СГМА как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New ways of studding of the course of "History of Russia'" in medical academy

History keeps it fundamental status, it forms world outlook and educates critical applies of history educates social ideas and patriotism. The main aim of modern education in medical institution is to help students to adopt themselves in changeable world. Problems of historical studies connected with a new stats reformation of the high educational system in Russia. In this article we pay special attention of the concerts experience of the historical studies and different extra forms of studies on history.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к преподаванию курса «Истории России» в медицинском вузе»

Вестник Смоленской государственной медицинской академии • № 4 • 2011

УДК 947+376]: 61

НОВЫЕ подходы к ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ИСТОРИИ РОССИИ»

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Н.А. Мицюк, Л.А. Пинская, Е.А. Шароварина

Кафедра философии с курсом психологии и педагогики Смоленской государственной медицинской академии, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

История как наука является фундаментальной, она формирует мировоззрение, учит патриотизму. Главная цель современного исторического образования - помочь студентам адаптироваться в изменяющемся мире. Новые проблемы исторического образования связаны с новой стадией реформирования системы высшего образования. В этой статье уделяется особое внимание конкретному опыту преподавания истории в СГМА как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе

Ключевые слова: государственные стандарты, историческое образование, формы учебной и внеаудиторной работы

NEW WAYS OF STUDDiNG OF THE COURSE OF "HiSTORY OF RUSSiA'" iN MEDiCAL ACADEMY

N.A Mitsuk, L.A. Pinskaya, E.A. Sharovarina

Smolensk State Medical Academy, 214019, Krupskaya St., 28, Smolensk, Russia

History keeps it fundamental status, it forms world outlook and educates critical applies of history educates social ideas and patriotism. The main aim of modern education in medical institution is to help students to adopt themselves in changeable world. Problems of historical studies connected with a new stats reformation of the high educational system in Russia. In this article we pay special attention of the concerts experience of the historical studies and different extra forms of studies on history.

Key words: states standards, historical education, extra forms of studies on history.

Модернизация российского образования, внедрение в жизнь «Болонского процесса», новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, не могли не затронуть такую сферу, как роль и место исторического образования в непрофильном вузе. В современной высшей школе существует ряд проблем в преподавании истории студентам- неисторикам. Качественно изменилось отношение к основной функции истории. Советская система образования накладывала на историческую дисциплину ведущую роль в идеологической подготовке кадров, в соответствии с чем важность истории как дисциплины не подлежала обсуждению. В постсоветское время проснулся огромный интерес к историческим проблемам, одной из важнейших задач высшей школы была гуманизация образования, в связи с чем в учебных программах различных вузов часы на гуманитарные дисциплины возросли. В это же

время разгорелся спор между сторонниками и противниками теории антиисторицизма К.Р. Поппера [5].

В современной России призывы модернизировать высшее образование содержат явно прагматическое отношение к подготовке будущего специалиста. Наука в целом и высшее образование в частности должны отвечать запросам экономики, быть конкурентоспособными. Согласно новому федеральному государственному общеобразовательному стандарту (ФГОС) лечебного, педиатрического, фармацевтического факультетов количество часов на изучение истории отечества фактически сократились вдвое. В то же время история остается фундаментальной наукой, она является концентрированным выражением таких важнейших функций, как формирование мировоззрения, где важное место отводится критическому мышлению, социализации и воспитанию личности, развитию гуманистических идеа-

лов. Курс «Истории России» призван формировать у студентов следующие общекультурные компетенции (ОК): способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства (ОК-3); способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссий и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению педагогической и воспитательной деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8); способность и готовность получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).

Все это порождает немало вопросов о роли и положении гуманитарных дисциплин, в том числе курса истории России в программе предметов непрофильных вузов. Очевидно, что должны меняться ракурс исторического образования, акценты и способы отражения исторического прошлого, иначе мы рискуем отвратить интерес студента от истории как дисциплины. Не отвечая запросам общества, историческая дисциплина в непрофильном вузе превратится в рудимент. Н.Е. Копосов, Н.С. Розов назвали данный процесс «маргинализацией исторического образования».

Современные исследователи американского и европейского опыта предлагают различные модели модернизации преподавания истории в высшей школе [2]. Во многом предлагаемые концепции основаны на опыте французской антропологической школы «Анналов». Люсьен Февр и Марк Блок после Второй мировой войны активно стали заменять исторические исследования в стиле повествования проблемным подходом к рассмотрению фактов, явлений, событий прошлого [1]. Они активно

использовали междисциплинарный подход к изучению процессов прошлого. В настоящее время особой популярностью пользуются мир-системный и синергетический подходы, разработанные в 1970-е годы А.Г. Франком, И. Валлерстайном [3]. Они отстаивали идею того, что история, начиная с XVI века, не может быть исключительно национальной. Историю отдельного государства, народа необходимо рассматривать в контексте мировой истории.

Во многом, основываясь на данных концепциях исторического образования, Н.С. Розов, Н.Е. Копосов разработали проблемноориентиро-ванную систему базового гуманитарного образования. В основе этой концепции лежат ценности - те самые инварианты содержательного знания, которые должны составлять суть современной общекультурной подготовки будущих специалистов. Одна из самых «революционных» идей -перецентровка гуманитарного образования с дисциплин на проблемы, которые стоят перед обществом и перед студентами, поскольку знания дисциплин нужны для того, чтобы помочь будущим специалистам правильно ориентироваться в нынешнем быстро усложняющемся мире, находить ответы на интересующие их вопросы [6]. Копосов призывает в центр образования ставить личность студента, а не структуру академической дисциплины. Он один из первых стал активно пропагандировать компетентност-ную модель общеобразовательного компонента [4]. Популярной является концепция междисциплинарного социогуманитарного курса для студентов непрофильных факультетов.

Однако модернизация исторического образования напрямую зависит от принимаемых государством стандартов. Причем школьные стандарты, стандарты подготовки специалистов историков и стандарты преподавания истории в непрофильных вузах должны быть взаимосвязанными. Невозможно модернизировать преподавание истории в непрофильных вузах без изменения подходов к подготовке специалистов историков. Программа «Истории России» для студентов-медиков не должна дублировать, в сокращенном виде, школьную программу, заставляя студентов вторично прослушивать курс отечественной истории. Концентрация на дидактических единицах учебного плана усложняет выполнение задач, которые современное образование и общество ставят перед историей как наукой. Компетентностный подход ФГОС призван выработать у преподавателей новые способы и методику преподавания истории в непрофильном вузе.

Трансформация исторического образования требует определенного времени. Заинтересовать студента медика в современных условиях историей, реализовать высокие цели истории как науки в формате вузовской программы оказывается сложным процессом. В связи с чем для оптимизации преподавания курса «Истории России» в СГМА в рамках существующего стандарта были сделаны следующие попытки - проблемное освещение исторического прошлого: сквозь призму истории анализируются такие категории, как «модернизация», «свобода», «демократия», «гражданственность», «жертвенность», «государство», «прогресс» и т.д.; большое внимание уделяется проблеме общемировой цивилизации, универсальности истории, дихотомии Запад-Восток; введение материала на стыке дисциплин культурологического и исторического характера: место и своеобразие российской истории сквозь призму истории мировых цивилизаций; внедрение занятий, направленных на работу с источниками, на обсуждение важных вопросов истории России по-средствам круглых столов, диспутов, организации исторических судов и т.д.; широкое использование интерактивных методов преподавания; изучение истории в рамках программ региональных исследований; тесная связь курсов «Истории России» и «Истории медицины».

На 1 курс СГМА приходят, в основном, вчерашние школьники, в чем-то наивные, в чем-то амбициозные, зачастую жестко сориентированные на свой «профиль», но в массе своей открытые любому новому знанию, в том числе гуманитарному. Они постигают мир, постигают себя, стремясь к совершенству. Наша задача им помочь. Мы стараемся использовать разные формы работы, побуждать студентов творчески относиться к учебной деятельности.

Уже несколько лет на кафедре действует клуб любителей истории «Артефакт». Помимо традиционных видов работы - подготовка научных докладов и выступление на конференциях, в рамках этого клуба мы организуем деятельность учебно-игровую. Так, например, в начале сентября каждая подгруппа получает задание, в котором в завуалированной форме описаны разные исторические и культурные объекты г. Смоленска. Студенты должны догадаться, что это за объект, найти его, сфотографировать и ответить на предложенные о нем вопросы (а для этого прочитать литературу) и оформить стенную газету или постер. Таким образом, в течение первых двух недель

учебы наши студенты изучили основные культурные и исторические памятники г. Смоленска. И город, для многих новый и незнакомый, становится ближе и понятнее.

Кафедра регулярно организует поездки по святым и историческим местам России, руководствуясь мыслью о том, что постижение истории - это прикосновение к ее святости. Ежегодно студенты имеют возможность посетить Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, Пу-стынский монастырь в Белоруссии, Ново-Иерусалимский и Саввино-Сторожевский монастыри в Подмосковье, Катынский мемориал и др. Что это дает студентам? Живое соприкосновение с историей и духовной традицией, зримое ощущение красоты русской архитектуры и русской земли. Кроме того, студенты готовят творческие работы «История моей семьи» и «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». В массе своей они относятся к этой работе ответственно и заинтересованно. Еще А.С. Пушкин говорил о том, что «...гордится славою своих предков не только можно, но и должно.» Узнавая о корнях, о прошлом своей семьи, молодые люди ощущают себя не отдельной фигурой, а частью рода и целого народа, что формирует в них чувство ответственности и патриотизма.

Будущий врач должен быть высококультурным человеком. Как говорил С.П. Боткин: «Врачи-практики, стоящие на виду у общества, влияют не столько своими проповедями, сколько своей жизнью». Приобщение к высокой культуре формирует душу человека, его моральный облик. Ежегодно кафедра организует выходы студентов первых курсов на концерты оркестра русских народных инструментов им. Дубровского и камерного оркестра Смоленской филармонии, а также на концерты вокальной музыки. Эти мероприятия входят в учебный план и для многих студентов оказываются первым опытом приобщения к классической музыке.

Творческий коллектив студентов разных курсов под руководством старшего преподавателя кафедры Л.А. Пинской вот уже несколько лет готовит спектакли, сказки и концертные программы для детского социально-реабилитационного центра «Феникс». Студенты с удовольствием создают костюмы, разучивают тексты и песни, потому что это так нужно детям, которым не очень повезло в этой жизни. В прошлом году коллектив выезжал «на гастроли» в детскую больницу на Покровке и в школу-интернат в Кардымово. Как писал В. Даль, «ми-

лосердие - это сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность» [4].

Работа с иностранными студентами СГМА имеет свою специфику. Помимо языковых трудностей и особенностей их менталитета возникает проблема мотивации. Создать устойчивую мотивацию для изучения непрофильного предмета в вузе всегда сложно, особенно в вузе медицинском. Студенты 1 курса, как правило, еще романтичны, они мечтают о будущей профессии и хотят поскорее приобрести именно профессиональные знания. А им предлагают (в который уже раз!) опять заниматься теорией. И если с российским студентами мы говорим о любви к Отечеству, о гордости славными деяниями предков, об особенностях и проблемах нашего исторического прошлого и это находит отклик в их сердцах, то для студентов иностранного факультета все это сложнее. Первые предметы, которые изучают в нашем вузе студенты факультета иностранных учащихся, только что приехавшие из Индии, - русский язык, латынь и история России. Главной проблемой для них является адаптация к новой культурной и природной среде. И чем быстрее пройдет эта адаптация, тем успешнее будет их учеба. Изучение истории России помогает им приблизиться к пониманию страны, которая для многих станет второй родиной (хотя бы на ближайшие 6 лет). Преподаватели кафедры подготовили пособие для иностранных студентов, включающее краткий курс лекций по истории России, статьи о русской культуре и истории Смоленского края. Студентам демонстрируют фильмы об архитектуре Кремля, Санкт-Петербурга, о Третьяковской галерее, организуют экскурсии в исторический музей, Успенский собор, к крепостной стене, тем самым, вводя их в мир русской культуры, что бесспорно помогает им лучше понимать российский менталитет. Во внеаудиторное время организованы совместные мероприятия с российскими студентами. На них студенты знакомятся, узнают друг друга и потом поддерживают теплые отношения. Это реальный

механизм формирования толерантности в студенческой среде, борьба с ксенофобией. Все это, бесспорно, помогает воспитанию взаимного уважения будущих коллег. А, как сказано в Женевской декларации, «все врачи - это братья и сестры», независимо от цвета кожи, потому что они служат общему делу.

Таким образом, мы считаем, что основными функциями, которые должны выполняться в процессе преподавания истории России в высшей школе являются: ценностнообразующая - формирующая позитивное отношение студентов к основным ценностям нашей жизни: свободе, добру, справедливости, самой жизни; навыкообра-зующая - при реализации которой, студент должен получить навык работы с архивными документами, овладеть навыками научного анализа и критического мышления, а также знани-еобразующая - получение основных знаний по истории Росиии. Если в процессе преподавания не выполняются вышеназванные функции, то и мотивация изучать данные дисциплины у всех участников вузовского образовательного процесса (исключая, конечно, самих преподавателей) будет крайне низкой. По сути, отношение студентов к изучению так называемых непрофильных дисциплин чаще всего сводится к формуле "сдал и забыл", а само изучение воспринимается как нечто лишенное смысла, не имеющее ни малейшего отношения к предполагаемой профессиональной деятельности. Мы уверены, что изучение истории России не менее важно, чем приобретение специальных медицинских знаний и навыков. Специалиста-медика подготовить чрезвычайно трудно, но сделать его разносторонне развитым, социально неравнодушным, милосердным, нравственно ориентированным, патриотичным, имеющим свою гражданскую позицию человеком, по-видимому, еще труднее. Выполнению этой задачи и служит ценностно-ориентированная модель преподавания исторических дисциплин, которую кафедра философии с курсом психологии и педагогики реализует в соответствии с новым ФГОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М.: Академия наук. - 1986. - с.254.

2. Валлерстайн И. Миросистемный анализ. - М.: Мир. - 2006. - 248 с.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: ГИИиН. - 1955. - Т. 2. - 342 с.

4. Поппер К.Р. Нищета историцизма // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С. 29-58.

5. Розов Н.С. Историческая макросоциология: становление, направления исследований, типы моделей и методы // Общественные науки и современность. - 2009. - № 2. - С. 151-161.

6. Болонский процесс и основные направления модернизации исторического образования в России //Ь"йр:// artesliberales.spbu.ru/research/projects/copy_of_macarthur

7. Копосов Н. Е О реформе исторического образования в России // http://www.liberal.ru/articles/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.