Научная статья на тему 'Проблемы преподавания истории в непрофильных вузах'

Проблемы преподавания истории в непрофильных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНЫ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА / ДИСЦИПЛИНА "ИСТОРИЯ" / DISCIPLINE "HISTORY" / НЕПРОФИЛЬНЫЕ ВУЗЫ / NON-CORE UNIVERSITIES / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / DISCIPLINES OF THE HUMANITARIAN CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «История» в непрофильных вузах. Данная проблема нашла место в исследованиях ученых и педагогов: Ф.М. Нуриахметовой, В.Г. Холоднова, О.И. Ситниковой, И.Н. Наумова и др. История относится к дисциплинам гуманитарного цикла, а в настоящее время наблюдается сокращение сегмента дисциплин данного цикла в пользу профессиональных. Но не стоит забывать, что именно дисциплины гуманитарного цикла отвечают за социализацию студентов и подготавливают выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность, но и в общественную жизнь. Посредством изучения дисциплины «История» формируются общекультурные компетенции, закладывающие основы универсальных ценностей человека и общества. Еще одной проблемой в преподавании истории является вопрос о содержании курса, который, с одной стороны, должен соответствовать содержанию Государственного стандарта, а с другой стороны иметь четкую профессиональную направленность. Повысить качество исторического образования в непрофильных вузах при крайне малом количестве аудиторных часов позволяет сочетание традиционных и инновационных методов обучения. Наиболее эффективными из инновационных метода в преподавании истории является метод проектов и работа с историческими источниками. Данные методы позволяют выявить и развить творческие возможности и способности студентов, научить решать новые нетиповые задачи, воспитать деловые качества работника нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF TEACHING HISTORY IN NON-CORE UNIVERSITIES

The article deals with the problems of teaching the discipline «History» in non-core universities. This problem found a place in the research of scientists and teachers: F.M. Nuriakhmetova, V.G. Kholodnova, O.I. Sitnikova, I.N. Naumova Etc. History refers to the disciplines of the humanitarian cycle, and now there is a reduction in the segment of disciplines of this cycle in favor of professional. But do not forget that it is the disciplines of the humanitarian cycle that are responsible for the socialization of students and prepare graduates for successful inclusion not only in professional activities, but also in public life. By studying the discipline «History» general cultural competences are formed, laying the foundations of the universal values of man and society. Another problem in teaching history is the question of the content of its course, which, on the one hand, must comply with the content of the State Standard, and on the other hand have a clear professional orientation. To improve the quality of historical education in non-core higher education institutions, with a very small number of lecture hours, allows a combination of traditional and innovative teaching methods. The most effective of the innovative methods in teaching history is the method of projects and work with historical sources. These methods allow to reveal and develop the creative abilities and abilities of students, to teach to solve new non-typical tasks, to cultivate the business qualities of a new type of employee.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания истории в непрофильных вузах»

УДК 372.881.1

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗАХ

© 2017

Павлова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а, e-mail: olgapavlova08@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «История» в непрофильных вузах. Данная проблема нашла место в исследованиях ученых и педагогов: Ф.М. Нуриахметовой, В.Г. Холоднова, О.И. Ситниковой, И.Н. Наумова и др. История относится к дисциплинам гуманитарного цикла, а в настоящее время наблюдается сокращение сегмента дисциплин данного цикла в пользу профессиональных. Но не стоит забывать, что именно дисциплины гуманитарного цикла отвечают за социализацию студентов и подготавливают выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность, но и в общественную жизнь. Посредством изучения дисциплины «История» формируются общекультурные компетенции, закладывающие основы универсальных ценностей человека и общества. Еще одной проблемой в преподавании истории является вопрос о содержании курса, который, с одной стороны, должен соответствовать содержанию Государственного стандарта, а с другой стороны иметь четкую профессиональную направленность. Повысить качество исторического образования в непрофильных вузах при крайне малом количестве аудиторных часов позволяет сочетание традиционных и инновационных методов обучения. Наиболее эффективными из инновационных метода в преподавании истории является метод проектов и работа с историческими источниками. Данные методы позволяют выявить и развить творческие возможности и способности студентов, научить решать новые нетиповые задачи, воспитать деловые качества работника нового типа.

Ключевые слова: дисциплина «История», дисциплины гуманитарного цикла, непрофильные вузы, общекультурные компетенции, инновационные методы, метод проектов.

THE PROBLEMS OF TEACHING HISTORY IN NON-CORE UNIVERSITIES

© 2017

Pavlova Olga Anatolyevna, candidate of historical sciences, associate professor of the department «Humanities» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606340, Russia, Knyaginino, street Oktyabrskaya, 22a, e-mail: olgapavlova08@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the problems of teaching the discipline «History» in non-core universities. This problem found a place in the research of scientists and teachers: F.M. Nuriakhmetova, V.G. Kholodnova, O.I. Sitnikova, I.N. Naumova Etc. History refers to the disciplines of the humanitarian cycle, and now there is a reduction in the segment of disciplines of this cycle in favor of professional. But do not forget that it is the disciplines of the humanitarian cycle that are responsible for the socialization of students and prepare graduates for successful inclusion not only in professional activities, but also in public life. By studying the discipline «History» general cultural competences are formed, laying the foundations of the universal values of man and society. Another problem in teaching history is the question of the content of its course, which, on the one hand, must comply with the content of the State Standard, and on the other hand have a clear professional orientation. To improve the quality of historical education in non-core higher education institutions, with a very small number of lecture hours, allows a combination of traditional and innovative teaching methods. The most effective of the innovative methods in teaching history is the method of projects and work with historical sources. These methods allow to reveal and develop the creative abilities and abilities of students, to teach to solve new non-typical tasks, to cultivate the business qualities of a new type of employee.

Keywords: discipline «History», disciplines of the humanitarian cycle, non-core universities, general cultural competences, innovative methods, project method.

Изменение социальной реальности внесли коррективы в систему образования России. Приоритетным становится вопрос о повышении качества образования, что связано не только с институциональными и организационными изменениями, но и с внедрением новых методов преподавания.

Изучение дисциплин гуманитарного цикла в непрофильных, особенно технических вузах, всегда вызывал вопрос: «Зачем физику лирика?».

Проблема преподавания дисциплин гуманитарного цикла в непрофильных, технических вузах не нова. Данной проблеме посвящены исследования Ф.М. Нуриахметовой, В.Г. Холоднова [1]; О.И. Ситниковой, И.Н. Наумова [2]; В.В. Калинова и Е.В. Бодрова [3]; В.А. Тишкова [4] и др.

К дисциплинам гуманитарного цикла относятся: история, философия, политология, социология, педагогика, психология и др.

В настоящее время наблюдается сокращение сегмента дисциплин гуманитарного цикла в пользу профессиональных. Но не следует забывать, что главная задача дисциплин гуманитарного цикла - социализация студентов и подготовка выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность, но и в общественную жизнь.

Одной из основополагающих дисциплин гуманитарного цикла является - история. Посредством изучения

дисциплины «История», а она, как правило, изучается на первом курсе, идет формирование общекультурных компетенций, так необходимых в дальнейшем при обучении студентов-бакалавров.

Целью статьи является изучение проблем преподавания дисциплины «История» в непрофильных вузах. Дисциплина «История» относится к базовой части блока 1 Учебного плана Основной профессиональной образовательной программы высшего образования и она является обязательной для изучения на всех направлениях подготовки.

История, является дисциплиной, где формируются универсальные ценности человека и общества, традиции, такие как ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность.

При изучении истории у выпускников вузов формируются общекультурные компетенции, которые развивают способность анализировать социально значимые процессы и явления политического и экономического характер, применять основные положения и методы гуманитарных наук при решении профессиональных и социальных задач. В гуманитарном блоке история наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества [5].

Согласно ФГОС 3+ дисциплина «История» формирует следующие общекультурные компетенции (ОК):

Таблица 1 - Общекультурные компетенции

Направление подготовки Общекультурные компетенции (ОК)

38.03.02 Менеджмент [6] - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способностью работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4); - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6.

38.03.01 Экономика [7] - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-1); - способностью работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5); - способностью к самоорганизации и самообразованию. (ОК-7).

11.03.02 Инфокоммуни-кационные технологии и системы связи [8] - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способностью работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

35.03.06 Агро-инженерия [9] - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способностью работать в коллективе, толе-рантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); - способностью к самоорганизации и самооб-разованиию (ОК-7).

Дисциплину «История» следует рассматривать в качестве необходимого звена в формировании личности специалиста, его социализации. «Исторические знания в условиях сложных геополитических процессов, происходящих в мире, чрезвычайно важны. Они позволяют сформировать стройную систему экономических, политических, философских взглядов, приучают молодого человека самостоятельно и масштабно мыслить, избегать односторонних, мало связанных с реальностью выводов и оценок. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее» [10].

Еще одной проблемой преподавания истории является вопрос о содержании курса, который должен иметь общую или четкую профессиональную направленность. С одной стороны, для студентов всех специальностей необходимо преподавать историю, которая по содержанию соответствовала бы Федеральному государственному образовательному стандарту - требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов. С другой стороны, практика показывает, что историческое образование должно иметь профессиональную направленность. Эта задача может решаться путем введения в учебный процесс специальных дисциплин или спецкурсов, учитывающих профессиональную специфику, например, по направлению подготовки агро-инженерия - история аграрных отношений в России, по направлению подготовки экономика - история экономических учений, по направлению подготовки информационные технологии и системы связи - историю технических изобретений и т.д.

Повысить качество исторического образования в вузе позволяет сочетание традиционных и инновационных методов обучения. Инновационные методы обучения «ориентированы на реализацию личностно-раз-вивающей парадигмы образования и использование интеллектуально-творческого потенциала студента» [11].

Наиболее результативным из инновационных методов в преподавании истории, на наш взгляд, является метод проектов, который тесно связан с исследовательской деятельностью. Методу проектов в современной педагогической науке посвящено большое количество работ [12-15]. Для высшего образования важной составляющей является не просто поиск информации, а и умение видеть в ней проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, давать определение понятиям и классифицировать их.

Объектом деятельности в ходе исторического проектирования могут выступать события, их причины и последствия, политические реформы, исторические личности.

Историческая проектная деятельность - цельное комплексное явление, элементы которой содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе выполнения проекта необходимо выделить следующие этапы:

- поиск и анализ информации, определение возможных тем для выполнения проектов;

- определение проблемы, которую необходимо решить студентам в ходе выполнения проекта;

- определение цели предстоящей работы;

- составление плана работы над проектом;

- организация практической (исследовательской) деятельности по выполнению проекта;

- сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент и т.д.);

- решение промежуточных задач;

- анализ информации;

- формулирование выводов;

- оформление результатов;

- защита проекта;

- рефлексия (самооценка).

На этапе представления проекта используются следующие формы учебной деятельности: пресс-конференции, круглые столы, публичные лекции, мини-конференции. Например, в 2015-2016 и 2016-2017 учебных годах на занятиях по истории были проведены пресс-конференция на тему «Западники и славянофилы: спор времени», круглый стол на тему «Триумф и трагедия Венценосной семьи Николая II», бинарная лекция «О героях Отечественной войны 1812 г.», мини-конференция, посвященная 72 годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Результатом проектной деятельности является способность создавать, оформлять и защищать свой продукт. Через эмоциональное погружение в историческую проблему реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Важнейшим результатом проектной деятельности является компетентность учащихся в области истории, получение конкретных умений и навыков.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению студентами прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления преодолеть догматизм в историческом мышлении.

Важным моментом на занятиях истории в вузе является работа с историческими источниками. Компетенции заявленные в ФГОС предполагают развитие у студентов умений анализировать, сопоставлять тексты документов. Работа с историческими источниками «направлена не только освоение содержания исторического образования, но и на развитие навыков самостоятельной по-знавательности, исследовательской работы, творческого мышления» [16]. Опыт показывает, что проведение уроков-семинаров с использованием анализа исторических источников позволяет расширить, углубить и систематизировать знания студентов. Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:

Павлова Ольга Анатольевна педагогические

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ... науки

- чтение и анализ исторического источника;

- выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

- комментированное чтение;

- коллективный разбор текста;

- составление вопросов к тексту;

- обобщение изученного материала с целью описания изучаемых исторических явлений;

- выявление различных точек зрения к историческим событиям;

- анализ аргументации авторской точки зрения;

- решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

- выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

- составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;

- подготовка сообщений, рефератов и т.д.

Подбор источников ведется таким образом, чтобы

они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом служит яркой иллюстрацией эпохи - создается особый эмоциональный фон восприятия, что позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме, к тому же учебный процесс приобретает исследовательский характер. Активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. Изменяется и функциональная деятельность преподавателя: он выступает как организатор и координатор самостоятельной работы студентов. «Изучение источников позволяет оживить, персонифицировать учебный процесс и в то же время помогает избежать распространенной ошибки - осовременивания, модернизации событий и явлений прошлого» [17-20].

Таким образом, применение инновационных педагогических методов в преподавании истории позволяет выявить и развить творческие возможности и способности студентов, научить решать новые нетиповые задачи, воспитать деловые качества работника нового типа.

Преподавание истории в вузе предусматривает небольшое количество аудиторных часов, что тоже является одной из проблем. Аудиторная работа, в зависимости от направления подготовки, варьируется от 36 до 54 часов. Решить данную проблему помогает внеаудиторная работа. Кафедрой «Гуманитарные науки» НГИЭУ в рамках исторического образования разработан курс «Исторического ликбеза».

Цель курса «Исторического ликбеза» предусматривает развитие у студентов интереса к отечественной и мировой истории, формирование представлений о единстве мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм и понимание роли России в этом процессе, осмысление оценок исторических событий и фактов, формирование социально ответственной, граждански активной, толерантной личности.

Исторический ликбез предусматривает проведение публичных лекции и дискуссий, круглых столов по актуальным и дискуссионным темам, юбилейным датам истории. К примеру, за последние два учебных года в рамках исторического ликбеза были проведены следующие мероприятия:

- публичные лекции «Афганская война: наша память...», «Мы этой памяти верны.» (посвящена истории Великой Отечественной войны), «Обыкновенный фашизм», «Первая мировая война: великая и забытая» и др.;

- дискуссии и круглые столы «Минин и Пожарский -герои, сохранившие Святую Русь», «Чернобыль: 30 лет спустя», «Крым и Россия - мы вместе» и др.

Подобные мероприятия позволяют знакомить сту-116

дентов с событиями мировой истории и истории нашей страны, узнавать новые факты, анализировать их, формировать собственное мнение.

Подводя итог вышесказанному, следует заключить:

1. «История» как дисциплина однозначно должна остаться в базовой части блока 1 Учебного плана Основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

2. Следует увеличить аудиторную нагрузку по дисциплине.

3. Необходимо более четко определить общую структуру дисциплины «История» и включить темы по профессиональной направленности.

В целом же результатом изучения курса «История» должно стать «приобретение студентами систематизированных знаний о движущих силах и основных закономерностях и особенностях исторического процесса России и мирового сообщества; формирование гражданских качеств патриотизм, и гражданственности, интернационализм; осознание роли народа и отдельных личностей в развитии общества; познание моральных и нравственных ценностей человечества в их развитии; понятие таких категорий, как честь, долг перед обществом, оценка пороков общества и людей, их влияние на человеческие судьбы...» [18].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нуриахметова Ф.М., Холоднов В.Г. Новые методы преподавания истории в техническом вузе // Казанский педагогический журнал. № 2 (103). 2014. С. 67-73.

2. Ситникова О.И., Наумов И.Н. О задачах преподавания истории в техническом вузе // Известия Волгоградского Государственного технического университета. № 11. Том 8. 2012. С. 113-115.

3. Калинов В.В., Бодрова Е.В. Каким быть курсу «История» в инженерном вузе? // Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров: материалы II Всероссийской научно-методической конференции, 2-3 декабря 2010 г. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fsgn.bmstu.ru/ news.doc. (дата обращения: 22.05.2017 г.).

4. Тишков В.А. История и историки в современном мире. Выступление на международном «круглом столе» «История, историки и власть». Москва, 2 февраля 2010. // Мир истории. 2010. № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.historia.ru/2010/01/tishkov. htm (дата обращения: 22.05.2017 г.) .

5. Самчук М.М. Преподавание истории в вузе проблемы и перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. Выпуск № 2. (129). Том 15. 2014. С. 79-82.

6. Александров А. Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 7-13.

7. Корнилов Д.А., Сахаров А.С. Применение SWOT-анализа при стратегическом планировании деятельности департамента предприятия (на примере кафедры вуза) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 12 (72). С. 81.

8. Полетайкин А.Н., Ильина Т.С. Нечеткий подход к оцениванию личностных качеств обучающихся вуза // ИТпортал. 2016. № 4 (12). С. 2.

9. Чекалдин А.М. Анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 92-99.

10. Сломинская Е.В. Методические особенности преподавания истории в технических вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=15879 (дата обращения: 22.05.2017 г.)

11. Нуриахметова Ф.М., Холоднов В.Г. Новые методы преподавания истории в техническом вузе //

Казанский педагогический журнал. № 2 (103). 2014. С. 67-73.

12. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: авто-реф. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 39 с.

13. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2000. 36 с.

14. Мухаметзянова Г.В. Педагогическая стратегия трансформации качественного образования студента в средней профессиональной школе // Профессиональное образование в России: методология и теория. Гуманитарный центр «ВЛАДОС». Казань ИТП ТОРАО, 2005. 319 с.

15. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос. 2011. 336 с.

16. Поршнева О.С. Современные подходы в изучении Отечественной истории в вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. Выпуск № 1. 200. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/sovremennye-podhody-v-izuchenii-otechestvennoy-istorii-v-vuze. (дата обращения 22.05.2017 г.)

17. Работа с историческими источниками и методы исторического исследования: метод. указания для студентов гуманитарного факультета / сост.: Н.В. Киприянова, Е.В. Попова; Владим. гос. ун-т. Владимир: Ред.-издат. комплекс Владимирского ГУ. 2005. 16 с.

18. Рябая С.А., Замостьянова Т.В., Кручинская М.В. К вопросу о современном состоянии и проблемах преподавания дисциплины «История» в технических вузах Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1961-1965. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://e-koncept. ru/2016/96311.htm (дата обращения: 22.05.2017 г.).

19. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 65-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Савченков А.В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями // СтройМного. 2016. № 4 (5). С. 1.

Статья поступила в редакцию 02.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.