педагогические науки
Сабиров Аскадула Галимзянович, Сабирова Лиля Андреевна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ...
УДК 371.32
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
© 2018
Сабиров Аскадула Галимзянович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Сабирова Лиля Андреевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт, (423604, Россия, Елабуга, ул. Казанская, 89, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье исследуется проблема совершенствования преподавания социально-философских дисциплин в современных педагогических вузах. Объект изучения выбран в связи с тем, что современные методология и методика их преподавания в педвузах в настоящее время устарели и не отвечают требованиям становящегося супериндустриального общества. В статье доказывается, что совершенствованию преподавания социально-философских дисциплин в педвузах могут способствовать следующие мероприятия и действия: опора на общекультурные компетенции, полученные студентами-первокурсниками в процессе изучения ими дисциплины «Обществознание» в общеобразовательной школе; определение основных компетенций, которые должны получить студенты педагогических вузов; разработка расширенного перечня рекомендованных социально-философских обязательных и элективных дисциплин и курсов по выбору, обеспечение уровневого подхода в преподавании социально-философских дисциплин и курсов по выбору, переход к новой парадигме преподавания социально-философских дисциплин: «человек«общество««Я» человека»; применение в их преподавании системе различных подходов (знаниево-ориен-тированного, компетентностно-ориентированного, практико-ориентированного, личностно-ориентированного подходов); использование в преподавании социально-философских дисциплин новых информационных технологий. В статье обосновывается, что улучшение качества преподавания социально-философских дисциплин поможет впоследствии студентам-будущим учителям выполнить свою социально-культурную миссию в современном российском обществе, т.е. обеспечить гармоничное профессиональное и общекультурное развитие своих учеников.
Ключевые слова: преподавание, социально-философские дисциплины, педагогических вуз, методология, методика, совершенствование.
MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE TEACHING OF SOCIO-PHILOSOPHICAL DISCIPLINES IN MODERN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS
© 2018
Sabirov Askadute Galimzyanovich, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Sociology Sabirova Lilya Andreevna, Candidate of Philosophy, senior lecturer of the Department
of Philosophy and Sociology Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga Institute (423600, Russia, Elabuga, Kazanskaya street., 89, e-mail: [email protected])
Abstract. The article examines the problem of improving the teaching of social and philosophical disciplines in modern pedagogical universities. The object of study was chosen in connection with the fact that modern methodology and methods of teaching them in the teacher training Universities are now obsolete and do not meet the requirements of the emerging super-industrial society. The article proves that the following activities and actions can contribute to the improvement of the teaching of social and philosophical disciplines in the higher pedagogical universities: reliance on general cultural competences received by first-year students in the process of studying the discipline "Social Studies" in the general education school; the definition of the core competencies to be obtained by students of pedagogical universities; the development of an expanded list of recommended social and philosophical compulsory and elective disciplines and elective courses, the provision of a tiered approach in the teaching of socially-philosophical disciplines and elective courses, the transition to a new paradigm of teaching social and philosophical disciplines: "man-society" ; the application in their teaching of a system of different approaches (knowledge-oriented, competence-oriented, practice-oriented, personality-oriented approaches); use in the teaching of social and philosophical disciplines of new information technologies. The article substantiates that improving the quality of teaching socially-philosophical disciplines will later help students-future teachers fulfill their social and cultural mission in the modern Russian society, i. е. to ensure the harmonious professional and general cultural development of their students.
Keywords: teaching, social and philosophical disciplines, pedagogical universities, methodology, methodology, improvement.
Проблема совершенствования преподавания социально-философских дисциплин в высших учебных заведениях активно рассматривается в педагогической и философской литературе. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена следующими факторами: во-первых, во всех зарубежных и российских вузах (включая педагогические вузы) падает интерес студентов к изучению социально-философских дисциплин; во-вторых, сегодняшнее состояние их преподавания в вузах не отвечает вызовам, предъявляемым к ним становящимся супериндустриальным (информационным) обществом; в-третьих, преподавание социально-философских дисциплин в педвузах не в полной мере соответствует требованиям нового (2018 г.) ФГОС (бакалавриат по направлению подготовки 44.01.01 - Педагогическое образование) [1] и Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего обще-
го образования) (воспитатель, учитель)» [2]. В настоящее время известные зарубежные и отечественные специалисты определили некоторые направления совершенствования преподавания социально-философских дисциплин в современных вузах. Так М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви. Д. Белл, О. Тоффлер призвали развитие социально-философского образования связывать со становлением будущего информационного общества [3-5]. О.В. Богатырева и Е.Н. Гречкина указали на необходимость учитывать специфику российского социально-философского образования [6], П.О. Лукша определил некоторые пути улучшения их преподавания в вузах России в ближайшем будущем [7]. М.С. Сафина и А.А. Валеев указали на пути использования всех возможностей социально-философской подготовки студентов вуза [8]. Л.М. Медведева подчеркнула важность усиления роли преподавателя в процессе совершенствования социально-философских дисциплин [9].
237
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
Sabirov Askadula Galimzyanovich, Sabirova Lilya Andreevna MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE TEACHING ..
pedagogical sciences
E.T. Китова указала на необходимость ориентировать гуманитарные знания на объяснение и реализацию миссии человека [10]. А.Х. Ахметьянова и Л.М. Кашапова рассмотрели способы привлечения большего внимания студентов к объекту и предмету исследования гуманитарных наук (в том числе и социально-философских) [11]. И.А. Зимняя, А.Г. Сабиров, А.В. Сухорукова призвали активнее применять в их преподавании компетентност-ный подход [12-14], а Д.Ю. Альтиментова, К.А. Рожко - информационные технологии [15]. А.А. Вяземшева, А.А. Манухин и Н.Н. Володина указали на важность использования опыта преподавания социально-философских (гуманитарных) дисциплин в различных вузах мира и России [16, 17]. В целом, в указанных работах проведен достаточно подробный анализ состояния преподавания социально-философских дисциплин в современных вузах; обоснована большая значимость социально-философского образования, разработаны определенные новые методики их преподавания в современных вузах. Вместе с тем, в них в недостаточной степени проанализированы конкретные направления совершенствования преподавания социально-философских дисциплин именно в педагогических вузах, в недостаточной мере учтены требования к ним, предъявляемые новым (2018 г.) ФГОС (бакалавриат по направлению подготовки 44.01.01 - Педагогическое образование), слабо разработаны конкретные рекомендации и механизмы внедрения новых методик в практику преподавания этих дисциплин. В данной статье нами была предпринята попытка разрешить данные проблемы. Целью нашего исследования явилось выявление основных направлений качественного улучшения преподавания социально-философских дисциплин в современных педагогических вузах посредством сопоставления сегодняшнего состояния преподавания данных дисциплин и вызовов, предъявляемых к ним становящимся супериндустриальным (информационным) обществом. Наше исследование опиралось на творческое использование уже разработанных в науке идей о совершенствовании социально-философского образования. Были использованы также материалы, полученные при выполнении Елабужским институтом Казанского федерального университета (Россия) Государственных контрактов по практической ориентации социально-гуманитарного образования (педагогического) образования и по внедрению компетент-ностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования (2014-2017 гг.), а также данные социологического опроса, проведенного нами в рамках этого исследования (нами были опрошены 1400 студентов ведущих вузов России в 2014-2017 годах) и педагогического эксперимента, осуществленного нами в это же время.
Наше исследование показало, что улучшение качества преподавания социально-философских дисциплин в современных педагогических высших учебных заведениях должно осуществляться по следующим основным направлениям.
Опора на общекультурные компетенции, полученные студентами-первокурсниками в процессе изучения ими дисциплины «Обществознание» в общеобразовательной школе. Социально-философское образование студентов педвузов должно осуществляться с учетом полученных ими в школе знаний о наиболее общих закономерностях существования и развития мира, о месте и роли человека в окружающем мире. Наши социологические исследования показали, что студенты, поступившие в педагогический вуз, характеризуется в плане их социально-философской подготовки определенной размытостью представлений об окружающем мире и своем месте в нем, недостаточной способностью осуществления рефлексии, недостаточно развитыми возможностями презентовать и защищать свою собственную точку зрения по той или иной мировоззренческой проблеме. Поэтому вузовским преподавателям социально-философских дисци-
плин необходимо способствовать улучшению качества преподавания, прежде всего, курса «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях. Это возможно посредством организации сетевого взаимодействия преподавателей социально-философских дисциплин вуза и преподавателей курсов «История» и «Обществознание» в школах. Сетевое взаимодействие предполагает организацию общения между вузовскими и школьными преподавателями социально-философских дисциплин в контексте обсуждения методологии и методики преподавания этих дисциплин, обмена опытом, работы в сетевых социальных сообществах, приглашения учителей обще-ствознания и истории для проведения мастер-классов со студентами в вузе и, наоборот, приглашения вузовских преподавателей социально-философских дисциплин для ведения некоторых занятий по обществознанию в школе.
Определение основных компетенций, которые должны получить студенты педагогических вузов. Основные общекультурные (в том числе и социально-философские) компетенции, необходимые будущему учителями, определены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования и Профессиональном стандарте педагога. Будущий учитель, согласно нового (2018 г.) ФГОС (бакалавриат по направлению подготовки 44.01.01 - Педагогическое образование), должен обладать следующими универсальными и общепрофессиональными компетенциями: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, способностью к социальному взаимодействию и реализации своей роли в команде, способностью воспринимать межкультурное развитие общества в социально-исторических, этических и философских контекстах, способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики [1]. Необходимо также учесть требования к компетенциям будущего учителя ФГОС по педагогическому образованию (магистратура) [18]. Будущий учитель также, согласно Профессионального стандарта педагога, должен уметь обеспечить «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики» [2], быть ориентирован на формирование «общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира» [2], «владеть методами убеждения, аргументации своей позиции» [2]. Наши исследования показали, что будущий учитель должен овладеть в первую очередь компетенциями коммуникатора, инно-ватора саморегулятора и философизатора [13]. Важно, чтобы, приобретая указанные компетенции, будущий учитель стал высококвалифицированным специалистом и культурно развитой и гармоничной личностью. Гуманитарные (социально-философские) дисциплины, как отметили А.Х. Ахметьянова и Л.М. Кашапова, выступают «главной основой в формировании гармонично развитой личности, потому что объектом гуманитарных наук всегда является личность, а именно его внутренний мир, находящийся во взаимосвязи с обществом и духовной культурой общества» [11, с. 27].
Разработка расширенного перечня рекомендованных социально-философских дисциплин и курсов по выбору. Базовый и элективный (факультативный) перечень социально-философских дисциплин, которые должны преподаваться в современных педвузах определен новым (2018 г.) Федеральным государственным образовательным стандартом (бакалавриат по направлению подготовки 44.01.01 - Педагогическое образование) [1]. Согласно ему, в педвузах должны преподаваться следующие социально-философские (или близкие к ним) дисциплины: а) обязательные дисциплины: философия и история, б) элективные и факультативные дисциплины: этика и право [1]. В соответствии с Профессиональным стандартом
педагогические науки
Сабиров Аскадула Галимзянович, Сабирова Лиля Андреевна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ...
педагога будущий учитель должен также знать «основы экологии, экономики, социологии», право, профессиональную этику [2]. Таким образом, в педвузах должны преподаваться дисциплины «Философия», «История», «Этика», «Право», «Экология», «Экономика», «Социология», «Право», «Этика». Можно также вести речь о преподавании дополнительных дисциплин, необходимых для подготовки будущего учителя, например, таких, как «Культурология», «Логика», «Политология», «Эстетика», «Конфликтология», «Религиоведение». Особенно важное значение в подготовке культурно развитой личности будущего учителя имеет дисциплина «Культурология», так как она позволяет научить его нравственному отношению к другому человеку и умению рефлексировать [19, с. 297]. Важно, чтобы многие социально-философские дисциплины преподавались с учетом специфики подготовки будущих учителей. В этом случае, вместо дисциплины «Экономика» должна преподаваться дисциплина «Экономические основы педагогической деятельности», вместо дисциплины «Право» - дисциплина «Правовые основы педагогической деятельности», вместо дисциплины Конфликтология» -дисциплина «Педагогическая конфликтология», вместо дисциплины Этика» - дисциплина «Педагогическая этика» и т.д.
Обеспечение уровневого подхода в преподавании социально-гуманитарных дисциплин и курсов по выбору. В преподавании социально-философских дисциплин должен быть обеспечен уровневый подход, в основу которого должен быть положен метод восхождения от абстрактного к конкретному. На первом (конкретном) уровне социально-философского образования должны изучаться дисциплины более информационно-фактологического плана: «История» и «Культурология». При освоении этих дисциплин, согласно нового (2018 г.) ФГОС по педагогическому образованию, у будущего учителя должны формироваться способности к восприятию межкультурного развития общества в социально-исторических, этических и философских контекстах [1]. На втором (абстрактном) уровне социально-философского образования должна изучаться базовая дисциплина более аналитического и обобщающего плана: «Философия». При освоении этой дисциплины у него должны формироваться (на базе ранее усвоенных компетенций при изучении курсов «История» и «Культурология») способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, воспринимать межкультурное развитие общества в социально-исторических, этических и философских контекстах [1]. На третьем (практическом) уровне должны изучаться дисциплины специальные дисциплины с большей практико-рекомендательной направленностью: «Экономические основы педагогической деятельности», «Правовые основы педагогической деятельности», «Педагогическая конфликтология», «Педагогическая этика» «Социология», «Политология», «Логика», «Религиоведение» и т.д. При освоении этих дисциплин у будущих учителей должны формироваться (на базе ранее усвоенных компетенций при изучении курсов «История», «Культурология» и «Философия») способности к социальному взаимодействию и реализации своей роли в команде, к восприятию межкультурного развития общества в социально-исторических, этических и философских контекстах, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики [1].
Переход к новой парадигме преподавания социально-философских дисциплин: «человек«мир (природа, общество, культура)««Я» человека». Современное преподавание социально-философских дисциплин базируется на устаревшей парадигме: «мир (природа, общество, культура) - человек». Данная парадигма обуславливает изучение всеми данными дисциплинами, прежде
всего, закономерностей окружающего мира, общества, культуры, их составных элементов. Человек рассматривается в них в основном как объект этого общества. В настоящее время необходимо парадигму «мир (природа, общество, культура) - человек» заменить на парадигму «человек« мир(природа, общество, культура)««Я» человека». Это даст возможность, во-первых, поднять статус социально-философских дисциплин [20], во-вторых, сделать главным предметом их изучения человека. Мир, общество, культура будут рассматриваться как объективные среды, в которых живет и действует человек. Главной задачей всех социально-философских дисциплин станет обучение человека пониманию его места и роли в окружающем мире, смысла своей жизни, организации жизни в соответствии с этим пониманием. Так, например, дисциплина «История» будет ориентирована на изучение жизни человека в контексте исторического развития мирового сообщества в целом и российского общества в частности, дисциплина «Культурология» -на изучение проявления жизнедеятельности человека в многообразном культурном и цивилизационном развитии человечества, дисциплина «Философия» - на изучение места и роли человека в сложном окружающем мире (природе, обществе и культуре). В свою очередь дисциплины «Экономические основы педагогической деятельности», «Правовые основы педагогической деятельности», «Педагогическая конфликтология», «Педагогическая этика» «Социология», «Политология», «Логика», «Религиоведение» и т. д. должны быть посвящены изучению места и роли человека в конкретных сферах будущей жизнедеятельности студента-будущего учителя (в экономике, политике, правовых и этических отношениях, в образовательной среде и т. д.).
Применение в преподавании социально-философских дисциплин системы методологических и методических подходов. В настоящее время в преподавании данных дисциплин в основном используются знаниево-ориентированный, компетентностно-ориентированный, практико-ориентированный и личностно-ориентирован-ный подходы. Причем наиболее часто применяется зна-ниево-ориентированный подход. Он дает возможность передать знания от преподавателей социально-философских дисциплин студенту-будущему учителю. Другие подходы применяются реже. Если же они применяются, то обычно в ущерб знаниево-ориентированному подходу (например, применяя практико-ориентированный подход, преподаватели сосредотачиваются на формировании умений студентов-будущих учителей использовать знания на практике за счет меньшего передаваемого знания). Поэтому важно в преподавании социально-гуманитарных дисциплин применять всю систему указанных подходов. Знание-ориентированный подход должен обеспечить передачу студентам-будущим учителям наиболее важной информации по социально-философской проблематике. Компетентностно-ориентированный подход должен быть направлен на овладение студентами-будущими учителями возможностями, способностями, готовностью осуществлять определенные трудовые действия, напрвленные на обучение и воспитание своих учеников. Практико-ориентированный подход должен обеспечить получение студентами-будущими учителями умений и навыков применять приобретенные знания по социально-философским дисциплинам в своей профессиональной и общественной жизнедеятельности. Личностно-ориентированный подход должен учитывать индивидуальные особенности студентов-будущих учителей и формировать у них развитые культурные свойства. В связи с этим, как отметила Н.Киценко, «современные модули по гуманитаристике должны качественно измениться. Эффективен диалог, обмен мнениями, в результате которого участники дискуссии получают возможность прийти к качественным выводам и выйти на новый уровень обсуждения проблемы» (цитируется по работе: [16])._
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
239
Sabirov Askaduta Galimzyanovich, Sabirova Lilya Andreevna pedagogical
MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE TEACHING ... sciences
Применение в преподавании социально-философских дисциплин новых информационных технологий. В преподавании социально-философских дисциплин в педвузах преобладают традиционные (лекционно-семи-нарские) технологии. В настоящее время необходимо внедрять в преподавание данных дисциплин современные информационные (прежде всего, компьютерные) технологии. Они позволят научить студентов-будущих учителей собирать, накапливать, обрабатывать, анализировать, хранить и применять полученные знания на основе передовых, компьютерных технологий. Их использование будет способствовать формированию и развитию у студентов-будущих учителей коммуникативных способностей и креативного мышления. Они предоставят им свободный доступ к мировым информационным ресурсам ([15]).
В процессе нашего исследования были определены перспективы дальнейшего изучения основных направлений совершенствования преподавания социально-философских дисциплин в педагогических высших учебных заведениях в контексте нового (2018 г.) ФГОС (бакалавриат по направлению подготовки 44.01.01 -Педагогическое образование). К ним можно отнести следующие перспективы: разработка прогнозов развития социально-философского образования в ближайшем будущем, выявление механизмов управления процессом совершенствования их преподавания в педвузах, определение новой методики преподавания социально-философских дисциплин в контексте становящегося супериндустриального (информационного) общества.
В завершении нашего исследования можно сформулировать следующие выводы: во-первых, современное состояние преподавания социально-философских дисциплин в современных педагогических вузах не отвечает вызовам становящегося супериндустриального (информационного) общества и нуждается в существенном реформировании, во-вторых, к основным направлениям совершенствования преподавания социально-философских дисциплин в современных педвузах относятся: опора на общекультурные компетенции, полученные студентами-первокурсниками в процессе изучения ими дисциплины «Обществознание» в общеобразовательной школе; определение основных компетенций, которые должны получить студенты педагогических вузов; разработка расширенного перечня рекомендованных социально-философских дисциплин и курсов по выбору, обеспечение уровневого подхода в их преподавании, переход к новой парадигме преподавания социально-философских дисциплин: «человек « мир (природа, общество, культура) « «Я» человека»; применение в преподавании данных дисциплин системы различных подходов (знаниево-ориентированного, компетентностно-ори-ентированного, практико-ориентированного, личност-но-ориентированного подходов); использование в их преподавании новых информационных (прежде всего, компьютерных) технологий; в-третьих, основной целью современного социально-философского образования в педвузе должно стать качественное профессиональное и общекультурное развитие студентов-будущих учителей, позволяющего им выполнить свою социально-культурную миссию в современном российском обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - бакалавриат по направлению подготовки 44.01.01 - Педагогическое образование. -URL:http://fgosvo.ru/uploadfiïes/FGOS%20VO%203++/ Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 14.05.2018).
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://classinform. ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html (дата обращения: 14.05.2018).
3. Барбер М. Накануне схода лавины. Высшее
зование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - С. 152-231.
4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. -М.: Academia, 1999. - 956 с.
5. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 557 с.
6. Гречкина Е.Н. Реформирование российского образования сквозь призму глобализации: философское осмысление / Е.Н. Гречкина, О.В. Богатырева.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-rossiyskogo-obrazovaniy (дата обращения: 18.04.2018 г.).
7. Лукша, П.О. Форсайт-прогноза «Образо-вание-2030» / П.О. Лукша. - URL: http://rusrep.ru/arti-cle/2013/08/28/school/ (дата обращения: 21.07.2017 г.).
8. Safina, M.S. Study of humanitarian high school students' readiness for intercultural communication formation / M.S. Safina, A.A. Valeev // Review of European Studies.
- 2015. - № 7 (5). - РР. 52-60.
9. Medvedeva, L.M. The problems of information technologies effectiveness in humanities education / L.M. Medvedeva // Review of European Studies. 2015. - № 7 (9)
- РР. 68-74.
10. Kitova, E.T. Humanization and humanitarization of engineering education / E.T Kitova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - № 677. - РР. 61-67.
11. Ахметьянова, А.Х. Гармоническое развитие личности как объект исследования систем гуманитарных наук / А.Х. Ахметьянова, Л.М. Кашапова // Азимут научных исследований. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 27-30.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
13. Sabirov A.G.. Foresight of social and humanitarian education-2030 / A.G. Sabirov, Ь.А. Sabirova // Man in India. - 2017 - № 97 (16). РР. 67-80.
14. Сухорукова А.В. От знаниевого подхода к ком-петентностному / А.В. Сухорукова. - URL: http:// aspirantura-olimpiada.narod.ru/index/0-75 (дата обращения: 09. 02. 2017 г.).
15. Альтиментова Д.Ю. Информационные технологии в образовании /Д.Ю. Альтиментова, К.А. Рожко // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2016. - Т. 11. - С. 826-830. - URL: http://e-koncept. ru/2016/86179.htm (дата обращения: 24.05.2018).
16. Вяземшева А.А. Специалисты из США поделились опытом преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах / А.А. Вяземшева. - URL: http://ritworld.com/specialisty-iz-ssha-podelilis-opytom-prepodavaniya-gumanitarnyx-disciplin-v-texnicheskix-vuzax/ (дата обращения: 04.01.2018).
17. Манухин А.А. Гуманитарные дисциплины в Массачусетском технологическом институте /А.А. Манухин, Н.Н. Володина // Гуманитарный Вестник. -2015. - Вып. 5. - URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/ socio/244.html (дата обращения: 04.01.2018).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. - URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440401.pdf (дата обращения: 16.02.2018 г.).
19. Гущина, А.В. Проблема нравственности в культурологии: педагогический аспект / А.В. Гущина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 297-300.
20. Levitz J. Humanities Fall From Favor / J. Levtz, D. Belkin. - URL: http://inosmi.ru/world/20130609/209841655. html (дата обращения: 04.01.2018).
Статья поступила в редакцию 29.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018