ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
УДК 617-053.2(09)+61(071.1)
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ И РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБУЧЕНИИ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
Ломаченко И.Н., Васильев Н.С.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждается история становления и развития на Смоленщине - детской хирургии, как практической специальности и соответствующей научной деятельности. Показана роль в этом коллектива кафедры, её первого заведующего и руководства вуза.
Ключевые слова: история коллектива кафедры, его достижения в развитии высшего медицинского образования в СГМА.
HISTORICAL ASPECTS OF THE DEPARTMENT DEVELOPMENT AND TEACHER'S PERSONALITY SIGNIFICANCE IN CHILDREN'S SYRGERY TRAINING
Lomachenko I.N., Vasiliev N.S.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The history and development of children's surgery in the Smolensk region as a specialty, a core academic subject of higher medical education and proper scientific activity are discussed in the article. The significance of staff of the Department, its first head and the Academy managerial body is indicated.
Key words: history of the Department staff, its achievements in the development of higher medical education in the SSMA.
К 70-м годам прошлого столетия в СГМИ возникла необходимость преподавания хирургических заболеваний детского возраста для студентов педиатрического и лечебного факультетов. Специализированной кафедры в нашем вузе тогда не было, а также отсутствовали преподаватели по детской хирургии, травматологии и ортопедии детского возраста, анестезиологии и реанимации у детей, тем более для новорождённых и младшей возрастной группы. Поэтому в ректорате института, по предложению ректора профессора Г.М. Старикова, постановили: открыть в вузе самостоятельный курс детской хирургии с ортопедией и анестезиологией, возложив на него все вышестоящие обязанности и задачи. Клинической базой курса было определено детское хирургическое отделение на 40 коек Смоленской областной клинической больницы, открытое лишь год назад. Для преподавания детской ортопедии планировалось
также использование детских коек для больных детей-инвалидов при Смоленском госпитале инвалидов Великой Отечественной войны. Временно исполняющим обязанности заведующего названным курсом был назначен доцент кафедры общей хирургии Е.В. Курликов, до решения этого вопроса в МЗ РСФСР. Однако кандидатура доцента Е.В. Курликова в МЗ РСФСР не утверждена из-за пожилого возраста и отсутствия у него опыта хирургической работы с больными детьми. Тогда был объявлен в печати свободный конкурс для замещения свободной должности заведующего самостоятельным курсом детской хирургии с ортопедией и анестезиологией СГМИ. В итоге по нему избран доцент кафедры госпитальной хирургии Иван Николаевич Ло-маченко, с учётом требуемых условий и заканчивающейся им докторской диссерта-
ции, что принято во внимание для перспективы организации в ближайшее время соответствующей кафедры.
В имеющихся условиях курс продолжал работать в соответствии с задачами, поставленными ректоратом института. А 19 апреля 1972 года приказом № 206 по МЗ РСФСР названный курс СГМИ реорганизован в кафедру детской хирургии с травматологией-ортопедией, анестезиологией и реаниматологией. Далее, первейшими задачами новой кафедры являлись: укомплектование штата преподавателей, организация методической работы и учебного процесса, что было основной и наиболее трудной задачей. Часть названной работы начинала выполняться уже в 1971 году заинтересованным, сплочённым и целеустремлённым коллективом кафедры, а окончательно она завершена к концу 1972 года. Подобраны и оформлены полностью кадры преподавательского и частично учебно-вспомогательного персонала, составлены и внедрены в учебный процесс методические разработки по всем разделам и темам академических программ дисциплины. Первый штат кафедры состоял: из заведующего кафедрой, доцента и четырёх ассистентов. Все являлись выпускниками лечебного факультета, а три ассистента не имели учёных степеней.
В 1975 году при кафедре открылась аспирантура и в ней в различные годы получили учёные степени кандидатов медицинских наук: Н.С. Васильев - в 1978 г., П.И. Прохоренков - в 1987 г., С.Н. Смазнов - в 1989 г., И.М. Котован - в 1998 г., А.Н. Подгорный - в 1999 г., М.В. Жидков - в 2002 г. Научная подготовка кадров также проводилась и по соискательству учёных степеней под руководством заведующего кафедрой. По этой форме подготовки кандидатами медицинских наук стали: В.Г. Плешков - в 1971 г., В.М. Корнев - в 1974 г., О.А. Ре-шедько - в 1974 г., А.А. Тарасов, М.Ф. Быкова - 1987 г. и Ю.В. Мишунин - в 1989 г. Конечно, это был большой научный успех кафедры и его коллектива, положительно сказывавшийся на всей работе.
Наряду с научным ростом коллектива постоянно уделялось большое внимание
педагогической работе со студентами, совершенствованию лечебной и методической работы. Следует отметить, что в первые годы деятельности кафедры методическая работа, в связи с производственной необходимостью, в короткое время была сформирована по образцам аналогичных кафедр московских и ленинградских медицинских вузов. Однако со временем возрастала роль личностей преподавателей, их оригинальность предложений, что положительно сказывалось на вопросах производственного обучения студентов-медиков с учётом местных условий. Поэтому вносились некоторые изменения в методические схемы и разработки тематики проведения занятий. К концу 80-х годов прошлого столетия кафедра детской хирургии СГМИ считалась уже одной из лучших. При чтении лекций аудитория была заполнена студентами, так как клинические лекции с демонстрацией больных детей вызывали интерес и имели практическую направленность, дополняющую представляемые теоретические знания. На практических занятиях преподаватели разбирали со студентами клинические случаи на основе кура-ции больных детей. На кафедре активно функционировал студенческий кружок, который неоднократно становился лучшим в ВУЗе. Лидерство кафедры чувствовалось в консультативной, диагностической и лечебной помощи детям, что являлось хорошей основой для преподавания детской хирургии.
На клинических базах кафедры в Смоленске проводились Всесоюзные и Республиканские конференции и симпозиумы детских хирургов и ортопедов-травматологов. Нашу кафедру посещали специалисты различных городов Советского Союза и других стран. Они отзывались весьма положительно. Об этом свидетельствовал и тот факт, что в 1974 года на базах кафедры МЗ РСФСР утвердило Межобластной Центр детской хирургии для соседних областей. Он играл консультативно-диагностическую роль и способствовал повышению профильной квалификации. Также при областном хирургическом обществе им. Н.И. Пирогова была создана Секция детской хирургии, как площадка для обсуждения
назревших проблем в практической хирургии, а впоследствии планировалось создание самостоятельного областного общества детских хирургов. Перечисленные организационные мероприятия, несомненно, положительно воздействовали на формирование личностных качеств у педагогов и посредством их у будущих специалистов.
В последние около 20 лет высшее образование в нашей стране постепенно подвергается реформированию, в основе которого предусматривается контроль качества образования и компетентный подход на основе инноваций XXI века в образовании. Это непосредственно коснулось и медицинских вузов, в том числе и СГМА, где стала широко разрабатываться и внедряться система менеджмента качества образовательной деятельности академии с вовлечением всех кафедр и других структурных подразделений. Не была исключением и кафедра детской хирургии. Конечно, достижения в этом отношении ещё скромные, но пер-
спективы их улучшений являются обнадёживающими. В настоящее время изменились некоторые технологии обучения медицинским специальностям, в том числе детского хирургического профиля.
Оглядываясь на пройденный путь становления и возмужания коллектива кафедры, клиники детской хирургии, следует отметить определяющую роль в этом её первого руководителя □ заслуженного врача Российской Федерации, доктора медицинских наук, почетного профессора СГМА Ивана Николаевича Ломаченко. Значительный его организаторский и профессиональный опыт работы деканом лечебного факультета, проректором по научной работе СГМИ, депутатом районного и городского совета позволили в кратчайший срок создать новую кафедру в Смоленской государственной медицинской академии, которая и настоящее время достойно продолжает дело своего учителя. Освоены и развиваются новые технологии и методы обучения в соответствии с ФГОС-3.