УДК 378
Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Technology of Professional Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aliphanova F.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technology of Professional
Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
NEW APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PRACTICE IN THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM FOR TRAINING BACHELORS. The article reveals new approaches to organization of practice in the basic educational program for education of bachelor students. Two types of practice of bachelors' training are disclosed: the teaching and research practice, which is conducted on the basis of one or another research or educational institution, in which profile disciplines are taught, and pedagogical practice, conducted on the basis of a general school education. The authors propose a system of rating the quality of students' practical training, which enables a more efficient evaluation of all the independent practices of students in their professional activities, depending on their level of complexity and performance.
Key words: basic educational program, preparation of bachelors, competence approach, practice, teaching and research practice, pedagogical practice.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
Ф.М. Алипханова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и технологий профессионального образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
Е-mail: [email protected]
новые подходы к организации практики
в основной образовательной программе подготовки бакалавров
В статье рассмотрены современные подходы к организации практики в основной образовательной программе подготовки бакалавров, раскрыты два вида практики подготовки бакалавров: учебно-исследовательская практика, которая проводится на базе того или другого научно-исследовательского или образовательного учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины направления и педагогическая практика, проводимая на базе общеобразовательной школы. Авторы предлагают систему рейтинговой оценки качества практической подготовки студентов, которая позволяет осуществлять более эффективное оценивание всех самостоятельных видов практической деятельности студентов в сфере их профессиональной деятельности, в зависимости от уровня их сложности и качества выполнения.
Ключевые слова: основная образовательная программа, подготовка бакалавров, компетентностный подход, практика, учебно-исследовательская практика, педагогическая практика.
Выявление эффективных путей практического овладения студентами опытом профессиональной педагогической деятельности в педагогическом университете, составление целостной концепции профессиональной практической подготовки, а также нахождение путей её практической реализации являются одним из ряда актуальных направлений исследований педагогической науки, существенной проблемой модернизации педагогического образования в условиях системных изменений, которые происходят сегодня в высшем образовании.
В программы подготовки бакалавра, как правило, по направлениям педагогического образования, включаются два вида практики:
1. Учебно-исследовательская практика в ООП подготовки бакалавров, которая проводится на базе того или другого научно-исследовательского или образовательного учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины направления. Студентам в ходе данной практики предоставляется возможность накопления экспериментальных данных по заранее составленной программе исследования, которая связана с определенной областью изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. Студент по итогам практики представляет отчёт, в котором зафиксированы полученные экспериментальные данные, а также результаты их обработки.
2. Педагогическая практика в ООП подготовки бакалавров, проводимая на базе общеобразовательной школы. Студентам в прохождении этой практики предоставляется возможность целенаправленной подготовки и проведения системы занятий по одной из профильных дисциплин направления в школе, а также возможность осуществления плана организационно-воспитательной работы с обучающимися. Кроме того, студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися, которая построена на основе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности.
При разработке и реализации образовательной программы целесообразно определить единую стратегию построения различных видов практики. Необходимость такой стратегии об-
условлена тем, что: практики выражают практическую составляющую общеобразовательной программы, во взаимосвязи с теоретической подготовкой; выделение двух групп видов практик (педагогической и исследовательской) на различных ступенях подготовки бакалавра по направлению определяет установку взаимосвязей между данными группами, а также связей между практиками внутри каждой из этих групп; различные виды практик выступают фундаментальной частью программы подготовки по направлениям и определяется как целостная система, осуществляемая на двух уровнях - в бакалавриате и в магистратуре.
Установление единой стратегии при организации различных видов практик не исключает необходимости, что каждая из них должна быть законченным компонентом образовательного процесса, иметь свои вполне конкретизированные цели и задачи, а также ожидаемые результаты [1 - 3].
Взаимообусловленный характер практикам придает и направление современного педагогического образования на реализацию компетентностного подхода. Являясь базой проектирования программ обучения компетентностный подход, нацелен на успешность нового качества профессиональной практической подготовки, анализ динамики развития профессиональной компетентности обучаемых.
Детализация цели относительно каждого этапа практики выявляется в ожидаемых результатах. Более подробно рассмотрим, на какие ожидаемые результаты нацелен каждый период практики.
В целостном виде цель практики как значительного компонента подготовки бакалавра направления образования может быть выдвинута следующим образом: «участие в становлении компетентности бакалавров в рамках решения профессиональных задач в сфере избранной профессиональной деятельности».
«Учебно-исследовательская практика» ориентирована на процесс становления компетентности бакалавра в рамках исследования действительных проблем образования как базы проектирования и реализации профессиональной педагогической деятельности. Главный ценный смысл практики для бакалавра
заключается в том, что он в его процессе овладевает опытом осуществления целостного образовательного процесса в условиях реальной профессиональной деятельности. В ходе педагогической практики бакалавр решает профессиональные педагогические задачи в определенной области профессиональной деятельности (социальная сфера, образование).
Содержание учебно-исследовательской и педагогической практик, разработанное на основе компетентностного подхода, предполагает, что единицей проектирования и развертывания содержания является профессиональная педагогическая задача и производные от нее задания.
Содержание практической деятельности бакалавра включает создание инвариантной системы заданий, которая направлена на формирование готовности студента к самостоятельной реализации и проектирование образовательного процесса в основной школе, а также вариативной части, направленной на ожидания и интересы самого студента, задачи, решаемые современной школой в ходе реализации проектов инновационной деятельности и др. В вариативной части могут быть представлены задания, которые ориентированы на участие в управленческой деятельности, составление УМК, организации диагностических исследований, организацию досуговой деятельности, построение воспитательной системы и пр. Список заданий, которые входят в вариативную часть практики, не ограничен.
Результаты выполнения заданий, входящие в вариативную часть содержания практики, могут войти в «портфель достижений» студента, который по своей сути определит содержательное базовое составление резюме будущего специалиста.
В вариативной части содержания педагогической и учебно-исследовательской практики для определения тематики индивидуальных заданий учитываются такие факторы, как: возмож-
Библиографический список
ности определенной базы практики; образовательный маршрут студента.
«Учебно-методический комплект», который обеспечивает реализацию программ практики в основной образовательной программе подготовки бакалавра реализуется на базе единых технологий, обеспечивающих структурированный процесс обучения студентов «из опыта». Сами технологии при этом выступают элементом содержания данных программ, не только средством реализации программ практической подготовки.
Структура «учебно-методического комплекта» (УМК) включает следующие компоненты: программы практик различных видов; задачник для студента; дневник практики; технологическая карта практики; контрольно-измерительные материалы.
УМК нацелен на создание среды обучения, которая посредством изменения позиции студента в образовательном процессе, использования совокупности образовательных технологий (информационных, рефлексивного обучения, обучения в сотрудничестве и др.), эффективных технологий оценивания, а также изменения характера взаимодействия педагога и студента, способствующему достижению студентами профессиональной компетентности.
Система рейтинговой оценки качества практической подготовки студентов позволяет обеспечение эффективного оценивания всех самостоятельных видов практической деятельности студентов в сфере их профессиональной деятельности, уровня их сложности и качество выполнения. Данная система является одним из главенствующих стимулов для получения практического опыта и базой для получения работы по своей специальности после окончания обучения в ВУЗе.
1. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе. Инфюр-мациoнные технoлoгии в прoфессиoнальнoм oбразoвании: сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Под общей редакцией Хайбулаева М.Х., Раджабалиева Г.П. Махачкала, 2015: 157 - 161.
2. Алипханова Ф.Н. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях компетентностного подхода. Научные исследoвания и oбразoвание. 2016; 4 (24): 52 - 56.
3. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Психoлoгo-педагoгические технoлoгии в прoцессе фoрмирoвания спoсoбнoсти к педагoгическo-му самюменеджменту у студентoв педагoгическoгo вуза: монография. Москва, 2016.
References
1. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Prablema razvitiya poznavatel'noj aktivnosti v nauchno-pedagogicheskoj literature. Informacionnye tehnologii v professional'nom obrazovanii: sbomik material II Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj te^erancM. Pod obschej redakciej Hajbulaeva M.H., Radzhabalieva G.P. Mahachkala, 2015: 157 - 161.
2. Aliphanova F.N. Prnfess^nal'naya podgotovka bakalavrav v ustoviyah kompetentnostnogo podhoda. Nauchnye issledovaniya iobrazovanie. 2016; 4 (24): 52 - 56.
3. Aliphanova F.N., Gamzaeva M.V. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii v processe formirovaniya sposobnosti k pedagogicheskomu samomenedzhmentu u studentovpedagogicheskogo vuza: monografiya. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 15.05.18
УДК 371
Alikhanova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Alikhanova A.R., postgraduate, Department of pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON ETHNO-PEDAGOGICAL VALUES. The article substantiates the pedagogical ^dit^s оГ interacts between the family and the sch^l in the spiritual and тога! educat^n оГ younger sch^l^^en оп ethno-pedagogical values. It was revealed that the educatbn оГ the spirituality оГ jun^r sch^l^^en in the interacts оГ the family and the sch^l will be effective, if the teacher's informatbn and educat^nal work with parents is carried о^, if there is purposeful influence оГ the teacher оп the spiritual enrichment оГ the family environment through pupils, if activate оГ cooperation, partnership in the triad "teacher - parents - pupil" is carried о^. It is a^ important, when the active use оГ ethno-pedagogical values is realized. The aMenton оГ the researchers is focused оп the advisability оГ using ethno-pedagogical values in organizing a "pedagogical school" for parents, parents' lectures, spiritual lessons, creating situates, ^оМпд children in spiritual activities, and en^uraging spiritual actons.
Key words: pedagogical conditions, interaction, family, school, upbringing of spirituality, junior schoolchildren.
Р.А. Алиханова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
А.Р. Алиханова, аспирант 4 года обучения, каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: [email protected]