2. Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе. Информатика и образование. 1999; 1: 7 - 12.
3. Иродов М.И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе. Университетское управление. 2003; 2 (25).
4. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Ленинград, 1988.
5. Гребнев Л.С. Управление содержанием гуманитарного образования в России: правовой, целевой и технологический аспекты. Москва, 2000.
6. Кортов С.В., Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста. Университетское управление: практика и анализ. 2003; 1 (24).
References
1. Berdnikova Z.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki buduschih rukovoditelej professional'nyh uchilisch k upravleniyu kachestvom nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1999.
2. Gutnik G.V. Informacionnoe obespechenie sistemy kachestvom obrazovaniya v regione. Informatika i obrazovanie. 1999; 1: 7 - 12.
3. Irodov M.I. Sozdanie sistemy upravleniya kachestvom podgotovki specialistov v VUZe. Universitetskoe upravlenie. 2003; 2 (25).
4. Yakunin V.A. Obuchenie kak process upravleniya. Psihologicheskie aspekty. Leningrad, 1988.
5. Grebnev L.S. Upravlenie soderzhaniem gumanitarnogo obrazovaniya vRossii: pravovoj, celevoj i tehnologicheskij aspekty. Moskva, 2000.
6. Kortov S.V., Nekrasov S.D. Problema ocenki kachestva professional'nogo obrazovaniya specialista. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2003; 1 (24).
Статья поступила в редакцию 01.08.18
УДК 378
Aliphanova F.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Technology of Social Work,
Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Aliphanova F.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology
and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE METHODS AND MEANS OF TRAINING FUTURE ECONOMIST. The article studies the concepts of "interactive learning", "interactive methods", reveals interactive methods and means of training the future economist. Humanities and economic cycles are allocated as a potential way to gain many diverse opinions, decisions that have parallel scientific character, variability. Interactive teaching methods are extended to a fairly extensive group of methods and techniques of theoretical and especially practical training. It is concluded that the use of interactive methods of teaching students economic disciplines contribute to the formation of students' needs to take an active life position; attraction of interest both to the disciplines of the economic cycle, as well as to the actual economic processes; adaptation to complex market situations.
Key words: interactive training, methods, tools, future economist.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский
государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Ф.М. Алипханова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА
В статье изучены понятия «интерактивное обучение», «интерактивные методы», выявлены интерактивные методы и средства подготовки будущего экономиста. Интерактивные методы обучения распространяется на довольно обширную группу способов и приемов проведения теоретических и в особенности практических занятий. Сделан вывод о том, что применение интерактивных методов обучения студентов экономическим дисциплинам способствуют формированию у студентов потребности занимать активную жизненную позицию; привлечению интереса, как к дисциплинам экономического цикла, так же и к актуальным экономическим процессам; адаптацию к сложным рыночным ситуациям.
Ключевые слова: интерактивное обучение, методы, средства, будущий экономист.
С введением ФГОС ВО третьего поколения всё более реальной становится потребность изменения методики преподавания различных дисциплин. Одним из таких требований к условиям осуществления ведущих образовательных программ бакалаврита на базе ФГОС выступает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной деятельностью с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Сегодня основные методические инновации связаны с использованием интерактивных методов и средств обучения. «Интерактивный» - понимается как способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, с компьютером). Следовательно, «интерактивное обучение» - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого реализуется взаимодействие педагога и обучающихся. Свойства этого взаимодействия состоят в следующем: согласованное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в целостное творческое пространство; пребывание субъектов образовательного процесса в едином смысловом пространстве; согласованное вхождение в близкое эмоциональное состояние, которые сопутствуют принятию и реализации решения задач; совместное взаимодействие при выборе методов и средств реализации решения задач.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс построен так, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать то, что они знают и что они по этому поводу думают. Согласованная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый из них вносит свой индивидуальный вклад, происходит обмен идеями, знаниями и способами деятельности.
Сущностной особенностью интерактивных форм является высокий уровень взаимно ориентированной активности субъектов взаимодействия, духовное, эмоциональное объединение субъектов.
Обучаемый при использовании интерактивных методов становится полноправным участником процесса восприятия, опыт его является ведущим источником учебного познания. Педагог побуждает студентов к самостоятельному поиску, не дает готовых знаний. В сравнении с традиционно принятыми формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студента - активность педагога уступает место активности студентов, то есть задачей педагога здесь является организация условий для инициативы студентов.
Интерактивные методы не заменяют лекции, они способствуют эффективному освоению учебного материала и, что
очень важно, это то, что они формируют отношения, мнения и навыки поведения.
Роль педагога при применении интерактивных форм быстро меняется, перестает быть основной, в этом случае он всего лишь регулирует процесс и занимается его общей структуризацией, дает консультации, готовит заранее необходимые задания и ставит вопросы, темы для обсуждения, контролирует время, а также последовательность выполнения намеченного плана. Было установлено психологами, что наблюдается в рамках учебного общения увеличение точности восприятия, повышается результативность деятельности памяти, более эффективно развиваются такие эмоциональные и интеллектуальные особенности личности, как: устойчивость внимания, а также умение распределять его; умение оценивать деятельность партнера, понимать его цели, мотивы; наблюдательность при восприятии. Тем самым интерактивные формы проведения занятий позволяют: поощрять активное участие студентов в учебном процессе; пробуждать у студентов интерес; способствовать интенсивному освоению изучаемого материала; обращаться к чувствам каждого студента; осуществлять взаимную связь (ответная реакция аудитории); способствовать изменению поведения; оказывать многоплановое воздействие на студентов; формировать жизненные навыки и др. В процессе преподавания интерактивные методы позволяют развить интерес к изучению дисциплины, развить организаторские и коммуникативные способности у студентов, научиться действовать в малых (и больших) группах. Также инновационные методики, позволяют с помощью ролевых и деловых игр закрепить полученные теоретические знания на практике, способствуют интенсивному процессу обучения.
Дисциплины гуманитарного и экономического циклов выделяются потенциальным способом получения множества решений, многообразием мнений, которые имеют параллельный научных характер, вариативностью. И как следствие, преподавание данных дисциплин имеет свои особенности для развития творческого мышления студентов.
Иным фактором потребности развития интерактивных методов преподавания выступает использование в ходе преподавания новых информационных технологий, посредством которых интерактивные методы более осуществляемы. И наконец, определим в роли фактора свойства дисциплины «Бухгалтерский учет» в рамках современных потребностей в квалифицированных специалистах, что способствует развитию интерактивных форм обучения.
Актуальность преподавания бухгалтерского учета с применением интерактивных методов обучения обусловлена тем что, внедрение интерактивных методов и форм обучения является одним из ведущих составляющих совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В ходе обучения должны активно применяться интенсивные интерактивные формы преподавания, которые заключают в себя учебные ситуации, деловые и ролевые игры, групповое решение практических примеров и задач, психологические тесты и упражнения. Деловые игры ориентированы на снятие психологических барьеров, развитие
Библиографический список
коммуникативных умений, данной цели также отвечают и практические упражнения в Т-группах. В ходе игры студенты учатся действовать в рамках коллектива, принимать обобщающее решение, слушать и быть услышанными окружающими.
Задача «Баланс». Практический пример составления бухгалтерского баланса по первому варианту упрощенной формы учета.
«Психологический тренинг». Тренинг позволяет развитие коммуникативных навыков студентов и ориентирован на организацию благоприятной атмосферы в учебных группах.
Деловая игра «Лабиринт». Данная игра нацелена на контроль знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет». Лишь хорошие знания по этой дисциплине помогут студентам найти выход из лабиринта.
Деловая игра «Документооборот». Цель данной игры - активное погружение студентов групп в содержание специального модуля бухгалтерского учета, развитие профессиональных навыков у них.
Задание по дисциплине «Бухгалтерский учет». Предлагается студентам решить задачу, которая направлена на закрепление терминов: себестоимость, цена и прибыль.
Деловая игра «АФХД». Цель данной деловой игры - обобщить знания, которые получены по завершению изучения дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», а также полученные ранее знания и умения при изучении курса бухгалтерского учета. В течение ограниченного количества времени студентам необходимо ознакомиться с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках указанного предприятия и решить поставленные задачи.
Итоговой целью современного обучения студентов экономическим дисциплинам выступает формирование у них трудовой и социальной активности в рамках перехода к рыночным цивилизованным отношениям, экономического мышления. Одним из ориентиров ее осуществления является процесс ориентированного обучающего и воспитательного воздействия на личность студента. Данным требованиям полностью отвечает активное обучение. Формировать знаний, умений и навыков путем включения студентов в активную учебно-познавательную деятельность обеспечивают интерактивные методы обучения. С применением данных методов процесс обучения экономическим дисциплинам в частности, да и вообще дает студентам лучшие результаты: обеспечивает включенность студентов; базируется на опыте; реализует обратную связь; демонстрирует уважение к обучающимся; создает дружелюбную атмосферу и др.
Термин «интерактивные методы обучения» распространяется на довольно обширную группу способов и приемов проведения теоретических и в особенности практических занятий. Применение интерактивных методов обучения студентов экономическим дисциплинам способствуют формированию у студентов потребности занимать активную жизненную позицию; привлечению интереса, как к дисциплинам экономического цикла, так же и к актуальным экономическим процессам; адаптацию к сложным рыночным ситуациям.
1. Алипханова Ф.Н., Алипханова Ф.М. Сценарий комплекса дидактических игр и технология их применения в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 29 - 33.
References
1. Aliphanova F.N., Aliphanova F.M. Scenarij kompleksa didakticheskih igr i tehnologiya ih primeneniya v podgotovke buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya iprava. 2016; 15: 29 - 33.
Статья поступила в редакцию 01.08.18
УДК 371
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Yavbatyrova B.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
INVESTIGATION OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN THE PROCESS OF INTERACTION OF FAMILY, SCHOOL AND PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CONDITION OF SUCCESSFUL FAMILY SOCIALIZATION. The article studies the socialization of children in the process of interaction between family, school and preschool educational institutions as a condition for successful family socialization. Family and family problems are the most hidden sphere of problems and therefore particularly difficult environment for research. It is concluded that the general requirement for the successful socialization of children of any type
of family is systematic, emotionally-colored communication in the family, trusting relations between family members. The authors note that common requirement successful socialization of children of any type of a family is systematic, emotionally-tinged communication within the family, the relationship of trust between family members.
Key words: family, family socialization, children, school, preschool educational institution.
М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Б.Г. Явбатырова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье отражено исследование социализации детей в процессе взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие, успешной семейной социализации. Семья и семейные проблемы являются наиболее закрытой и потому особенно трудной средой для исследования. Сделан вывод о том, что общим требованием успешной социализации детей любого типа семей является систематическое, эмоционально-окрашенное общение в семье, доверительные отношения между членами семьи.
Ключевые слова: семья, семейная социализация, дети, школа, дошкольное образовательное учреждение.
Помощниками и соратниками семьи в деле воспитания личности является детское образовательное учреждение, школа, общественные организации, учреждения дополнительного образования. Но коль скоро мы говорим о первичной социализации, имея в виду семейную социализацию, то следует иметь в виду, что типичная нуклеарная семья не может обеспечить ребёнку всей полноты содержательного общения. Этот недостаток под силу восполнить дошкольному образовательному учреждению.
С целью выявления характера сотрудничества, взаимодействия семьи и ДОУ, мы провели экспериментальное исследование. Для исследования нами были выбраны детский сад «Ласточка» с. Атлан-Аул Буйнакского района, средняя школа № 9 г. Махачкалы и Центр социальной помощи семьи и детям г. Махачкалы.
В Атлан-Аульском детском саду «Ласточка» в настоящее время функционируют три возрастные группы, которые укомплектованы кадрами: заведующий, медицинский работник, 4 воспитателя, учитель музыки. Мы ознакомились с целями, задачами и формами работы данного образовательного учреждения. Регулярно, каждые два месяца, проводятся педагогические советы, общие родительские собрания, на которых знакомят новых родителей с режимом работы детского сада, обсуждаются проблемы воспитания и развития детей [3].
Беседа с родителями выявила некоторые стороны работы детского сада «Ласточка». Родители отметили, что получают информацию о целях и задачах воспитания и развития детей в детском саду, часах работы, праздниках дошкольного учреждения, о режиме работы, о целях и задачах в области обучения ребёнка. Родители отметили еще, что воспитатели вместе с ними обсуждают различные вопросы, касающиеся пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении: дисциплины; питания; гигиенических процедур.
Мы выявили, что дети этого сада представляют собой семьи, самые различные по типу, форме, численности детей в них, а также по степени финансовой обеспеченности. При этом мы установили, что по типу темперамента, особенностям поведения дети представляют собой не однородную группу, а самые разнообразные характериологические типы. Мы так же определили, что в развитии и поведении ребёнка имеет немаловажное значение занятость или профессиональная состоятельность родителей. Анализ данных позволяет нам сделать ряд выводов: из 56 детей детского сада «Ласточка» 51 ребёнок живет в полной семье; 7 детей живут в неполной семье, что, естественно, часто отражается на развитии и поведении ребёнка. Такие дети обычно малообщительны, замкнуты, не уверенны в себе, никогда не занимают место «лидера» в группе при игре.
Мы считаем, что на характер поведения ребёнка нередко оказывает влияние несколько факторов: количество детей в семье; положение ребёнка в семье (старший, средний, младший); занятие родителей; в обследованных группах 31 семья, в которых оба или один родитель является безработным; мы считаем, что 20 семей можно отнести к «группе риска» (из них многодетных семей - 9, родители-инвалиды - 2, сироты - 2, полусироты -
2, оба родителя безработные - 5); к сожалению, льготы получают не все нуждающиеся в них семьи.
Трудности экономического характера не позволяют детским дошкольным учреждениям существенно снижать долю родительских взносов за ребёнка. Чтобы получше узнать положение детей в семье, об их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи, мы провели исследование по методике «Рисунок семьи». Это проективная методика оценки внутрисемейных отношений. Для исследования использовали чистый лист бумаги, 6 цветных карандашей, ластик. Ребёнку дается инструкция: «нарисуй свою семью». Время неограниченное.
Первой рисунок выполнила девочка Разият 5 лет старшей группы детского сада. Девочка из многодетной семьи: членов семьи - 6 человек. По словам воспитателей, семья материально обеспеченная отец-бизнесмен, мать не работает. Из 4 детей двое посещают детский сад.
Социальный паспорт семьи Разият:
Отец - Гусейнов Ильмиамин Магомедович 1958 г.р. - бизнесмен
Мать - Гусейнова Сайда Арсланалиевна 1965 г.р. - не работает
Сын (1) - Магомед учащийся 5 класса
Сын (2) - Магомед-Расул учащийся 4 класса
Дочь (1) - Разият, 5 лет, ходит в детский сад (старшая группа)
Дочь (2) - Наида, 2 года, посещает ясельную группу детского сада «Ласточка».
Взаимоотношения в семье хорошие, живут в мире и согласии. Родители открытые, дружелюбные люди. Девочка, которая рисовала свою семью, по счету из детей третья. Интерпретируя рисунок, можно отметить следующие негативные стороны: структура семьи нарушена; части тела не дорисованы; использовано мало мелких деталей. Положительные стороны: старательность и аккуратность выполнения; эмоционально близкий член семьи увеличен в размере и нарисован вначале листка, в данном случае, изображена самая младшая из детей; мать, отца и себя Ра-зият нарисовала одним цветом, что свидетельствует о едином своеобразном «мире».
То, что девочка нарисовала себя маленькой, говорит о том, что Разият, по-видимому, ущемлена в чем-то, может быть в общении с братьями и сестрой, хотя себя она поместила между ними.
Себя она нарисовала в последнюю очередь, после отца, и, если бы осталось место на листке, она бы нарисовала бы себя рядом с отцом. К отцу у Разият особое отношение, он выполнен более аккуратно, чем остальные члены семьи. И сама себя она нарисовала более похожей на отца. Хотя семья и многодетная, в государственных льготах не нуждается: имеет свой собственный дом и приусадебный участок, а также подсобное хозяйство.
Социальный паспорт семьи Исы и Инсабат:
Отец - Джангишиев Залгиши Исаевич 1961 г.р. - строитель;
Мать - Джангишиева Нурият 1960 г.р. - кассир;
Сын - Иса, 5 лет, ходит в детский сад - подвижный, уравновешенный, плотного телосложения, понимает задания после