УДК 334.7 Багдасарян А., Герасина О.Н.
Багдасарян А.
магистрант первого курса по направлению экономика Московский экономический институт (г. Москва, Россия)
Герасина О.Н.
доктор экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и бизнеса Московский экономический институт (г. Москва, Россия)
НОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ КВАЛИФИЦИРУЕМЫХ РОССИЙСКИХ ИТ-КОМПАНИЙ
Аннотация: в ходе исследования были проанализированы меры поддержки ИТ-отрасли в условиях нарастающих санкций в 2024 году. Рассмотрен Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года по поддержке ИТ-сферы. Поставлена и решена задача: определить основные меры поддержки квалифицируемых российских ИТ-компаний, введенные в связи с внешними угрозами, особое внимание уделив налоговым льготам для ИТ-компаний. Сделан вывод о своевременности мер поддержки государством ИТ-сферы в России.
Ключевые слова: квалифицированная ИТ-компания, налоговое законодательство, указ Президента, снижение ставки, налоги, НДС, страховые взносы.
С марта 2022 года в России существуют новые меры поддержки российских ИТ-компаний. Целью данной работы является рассмотрение этих мер поддержки, в том числе с точки зрения налогового законодательства.
Объект исследования - новые меры поддержки ИТ-компаний, предмет исследования - деятельность квалифицируемых ИТ-компаний.
Решаемые задачи: проанализировать меры поддержки, принимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации в отношении ИТ-
компаний, на деятельность которых повлияли внешние санкции, определить эффективность данных мер для развития ИТ-сферы в России.
Государственная поддержка ИТ-отрасли осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Рассмотрим эти меры, предоставляемые государством для ИТ-компаний, находящихся в реестре аккредитованных ИТ-компаний, а именно: доступ к льготным кредитам, мораторий на плановые государственные и муниципальные проверки, включая ФНС, отсрочка от армии для ИТ-специалистов, льготная ипотека для сотрудников и так далее.
Основные меры налоговой поддержки введены Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» (далее - Указ). Среди мер, направленных на поддержку физических лиц, работающих в сфере ИТ, есть следующая мера: введение до 31 декабря 2024 года ставки налога на прибыль организаций в размере 0% для ИТ-компаний, имеющих аттестат государственной аккредитации [8].
До Указа, начиная с лета 2020 года, ИТ-компании в России уже могли пользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций в размере 3% вместо общей ставки налога в 20% при условии соблюдения дополнительных критериев, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -НК РФ), что позволило увеличить количество ИТ-компаний, их доходы, а также фонд оплаты труда специалистов. Этого удалось достичь за счет введения льгот по налогу на прибыль (п.1.15 ст. 284 НК РФ) [5], по НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) [5], а также страховым взносам (подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ) [6].
Указом меры поддержки ИТ-сектора российского рынка экономики усиливаются, что очень значимо для деловой среды. Кроме нулевой ставки налога на прибыль, Указ также освобождает квалифицированные ИТ-компании от налогового, валютного и других форм государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.
Согласно Указу, список ИТ-компаний, пользующихся налоговыми льготами, расширен за счет тех, которые получают доходы от деятельности по распространению и размещению рекламы, предоставляют дополнительные услуги с использованием приложений и онлайн-решений, распространяют, устанавливают, тестируют и сопровождают российские ИТ-решения.
Квалификационные ИТ-компании должны быть аккредитованы в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России [4]. Чтобы иметь право на аккредитацию, компания должна быть зарегистрирована в России с соответствующими кодами экономической деятельности и осуществлять следующую деятельность в сфере ИТ:
- разработка и внедрение программного обеспечения и баз данных на физическом носителе или в электронной форме, независимо от вида договора,
- предоставление услуг (т.е. выполнение работ) по адаптации, модификации, установке, тестированию и/или сопровождению программного обеспечения и баз данных [5].
Отметим, что ИТ-компании с целью получения налоговых льгот должны соответствовать дополнительным критериям, например, у компании доля доходов от ИТ-деятельности должна быть 70 процентов и число сотрудников не менее семи человек.
Указ не сразу вводит описанные меры поддержки в российское законодательство, а скорее предлагает российскому правительству разработать необходимую законодательную базу для заявленных инициатив. Таким образом, эта законодательная база должна прояснить некоторые, до сих пор существующие, вопросы по рассматриваемым мерам.
Ожидается, что новое законодательство уточнит, будет ли расширенный объем приемлемой ИТ-деятельности охватывать только ИТ-решения собственной разработки или также решения, приобретенные у третьих сторон. В последнем случае следует указать, должен ли первоначальный разработчик программного обеспечения также соответствовать квалификационным критериям для применения налоговых стимулов. Определения терминов
«российские ИТ-решения» и «выдающиеся российские разработки в сфере ИТ», упомянутые в Указе, также нуждаются в доработке.
Необходимо также прояснить детали моратория на введение государственного (в частности, налогового) контроля. Режим отмены плановых проверок бизнеса продлен до конца 2024 года (постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. № 2140). В случае введения данной меры на временной основе, то есть по истечении трехлетнего периода контроль все равно может быть осуществлен, охватывая и предыдущие периоды, до 2024 года, положительное влияние этой меры будет фактически нейтрализовано.
В текущем году аккредитованные ИТ-компании освобождаются от плановых государственных и муниципальных проверок, что позволит сократить административное давление на бизнес и снизить возможные издержки. Кроме того, разработчики российского программного обеспечения могут привлекать иностранных специалистов без оформления разрешения на работу или патента, для этого необходимо заключить с ними трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Тогда зарубежный специалист и члены его семьи получат бессрочный вид на жительство в Российской Федерации.
А если разработчик программного обеспечения подаст заявку на включение собственной продукции в единый реестр российского программного обеспечения, то, помимо освобождения от налога на добавленную стоимость (далее - НДС), он получит преференции при участии в государственных и муниципальных закупках.
Крупнейшие аккредитованные ИТ-компании предложили Правительству Российской Федерации сделать бессрочной нулевую ставку налога на прибыль или зафиксировать возвращение ставки в 3% навсегда [2]. Ограничение срока действия ставки создает неопределенность для многих компаний ИТ-сегмента. Так, некоторые участники рынка полагают, что после 2024 года ставка налога на прибыль вернется к 20%.
Нулевая ставка налога на прибыль для ИТ-компаний сохранится до конца 2024 года. Мера будет действовать для компаний, которые смогут вложить в
развитие производства деньги, которые они бы заплатили в бюджет в качестве налога на прибыль.
К мерам поддержки ИТ-сферы можно отнести также следующие решения Правительства Российской Федерации: сотрудникам ИТ- компаний в возрасте до 27 лет предоставили отсрочку от призыва на военную службу, ввели льготную ипотеку для ИТ-работников.
Льготную программу кредитования для ИТ-специалистов запустили в 2022 году. Согласно данным ДОМ.РФ, на сегодня улучшить жилищные условия с помощью этой меры поддержки смогли уже более 50 тыс. человек. Общая сумма выданных кредитов составила около 450 млрд рублей.
Льготная программа для ИТ -специалистов востребована в 82 регионах страны. Чаще всего ее оформляют в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Татарстане, Новосибирской и Свердловской областях.
Льготная ИТ-ипотека стала действенной мерой поддержки для решения жилищного вопроса. Сегодня созданы все условия для того, чтобы как можно больше специалистов, работающих в сфере информационных технологий, и их семей могли улучшить свои жилищные условия. В прошлом году ежемесячная выдача кредитов по этой программе росла двукратными темпами. Ожидается, что до конца 2024 года ею воспользуются еще не менее 10 тысяч человек.
В ДОМ.РФ отмечают, что доля ИТ-ипотеки в общей выдаче по льготным госпрограммам
в настоящее время составляет 6% по количеству и 11% по объему.
В 2023 году условия ИТ-ипотеки были изменены. Специалисты в возрасте до 35 лет теперь могут оформить льготный кредит без учета требований к минимальному уровню дохода. Новые условия помогут улучшить жилищные условия большему количеству молодых специалистов [8].
Еще одна мера поддержки ИТ-компаний: компании-разработчики программного обеспечения могут получить кредит по льготной ставке до 3%. Средства предоставляются на реализацию проектов по разработке программного обеспечения и программных комплексов, сервисов и платформенных решений,
созданных на базе российских цифровых технологий. Кроме того, ИТ-компаниям доступны кредиты по ставке до 5% на внедрение собственных разработок.
В обоих случаях сумма предоставляемых средств зависит от целей: на реализацию одного проекта - от 5 млн до 5 млрд рублей, на реализацию совокупности проектов - от 500 млн до 10 млрд рублей. Ограничений по срокам кредитования по пониженной ставке не имеется. Чтобы получить один из этих кредитов на развитие бизнеса, компании необходимо обратиться в уполномоченный банк. На сегодняшний день заемные средства по льготной ставке предоставляют около 20 финансовых организаций.
Продажи российского программного обеспечения и баз данных освобождаются от НДС, однако эта мера доступна только для компаний, которые включили свое программное обеспечение в соответствующий реестр [7].
Также для ИТ-компаний снижены страховые взносы с 14% до 7,6%. Кроме того, организации могут воспользоваться отсрочкой по уплате страховых взносов на 12 месяцев [6].
Для малого ИТ-бизнеса введена упрощенная система налогообложения, а именно - пониженные ставки. Если налогом облагаются доходы, то ставка составит 1%, в случае если объектом налогообложения выступают «доходы минус расходы», то применяется ставка в 5% [4].
Подводя итоги проведенного исследования, следует сказать, что санкции западных стран в отношении России стали причиной ухода ряда иностранных компаний с российского рынка.
В связи с этим в нашей стране были ограничены продажи электроники, программного обеспечения и сервисов, которые ранее использовались практически повсеместно.
В ответ на новые вызовы Президентом Российской Федерации была поставлена задача по обеспечению и развитию технологического суверенитета. Идея проста - взрастить в России собственные ИТ-компании мирового уровня с соответствующим штатом профессионалов.
Для скорейшего достижения поставленных целей таким компаниями предоставляют различные льготы, направленные на финансовую поддержку, привлечение сотрудников и «нормальную» деятельность, не омраченную какими бы то ни было проверками.
Правда, все эти льготы год от года расширяются и дополняются, а найти информацию сразу обо всех мерах поддержки в каком-то едином источнике весьма затруднительно. Поэтому нам пришлось собирать все актуальные меры поддержки из разных источников.
Важно понимать, что в ИТ- сфере в России задействовано достаточно много компаний, но далеко не все смогут воспользоваться льготами от государства. Существует ряд требований, которым необходимо соответствовать ИТ-компаниям.
Во-первых, необходимо подходить под само определение ИТ-компании. Таковой считается организация, которая занимается разработкой программного обеспечения, деятельностью по планированию, проектированию, подготовке, эксплуатации и сопровождению компьютерных систем. Кроме того, к ИТ-компаниям относятся организации, специализирующиеся на создании баз данных и информационных ресурсов, а также осуществляющие деятельность в области компьютерных технологий.
Во-вторых, основной доход компания должна получать от разработки и реализации ИТ-продукции. В конкретных цифрах это не менее 70% за год. В эту долю также включаются доходы от продаж рекламы на своих платформах.
В-третьих, компания должна быть аккредитованной в Минцифры России и числиться в соответствующем реестре. Последнее особенно важно, потому что претендовать на все предусмотренные льготы компания сможет только с момента занесения в реестр, а не с даты получения аккредитации - между этими событиями вполне может пройти какое-то время.
Таким образом, на наш взгляд, меры поддержки ИТ-отрасли Российской Федерации были приняты своевременно и позволили стабилизировать ситуацию на рынке ИТ-услуг.
Однако ежегодно российский бизнес сталкивается с новыми вызовами и вынужден формировать планы и стратегии своего развития в постоянно меняющихся экономических и политических условиях. Не стал исключением и 2024 год. Динамика глобальных санкций продолжает усиливаться, что требует более глубокого понимания изменчивости международной обстановки и гибкости ведения российского бизнеса в ходе экономической трансформации. Естественно, последуют новые меры господдержки экономики, включая ИТ-сферу.
В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин (29февраля 2024 года) отметил: «Нужно, чтобы темпы роста инвестиций в отечественные 1Т-решения как минимум вдвое превышали темпы роста экономики. Условия для использования цифровых систем должны быть не только в мегаполисах, но ив малых городах, в сельских территориях и в отдаленных районах, вдоль федеральных и региональных трасс, местных дорог. Для этого уже в горизонте текущего десятилетия нужно обеспечить доступ к высокоскоростному Интернету практически на всей территории России».
По мнению В.В. Путина, к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Эти и другие комплексные задачи будут решаться в рамках нового национального проекта «Экономика данных». На его реализацию в предстоящие шесть лет будет направлено не менее 700 миллиардов рублей.
Для государства такие технологии и интегральные платформы открывают огромные возможности для планирования и развития экономики отдельных отраслей, регионов и городов, для эффективного управления программами и национальными проектами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксаков В.А. Как власти потратят 411 млрд руб. на цифровизацию российского госуправления // Федеральный проект «Цифровое государственное управление». — 2022. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nbpublish.com/ (дата обращения 16.07.2024);
2. Волошин В.А. Промышленная «цифра» в ожидании поддержки // Потребительский сегмент в IT-отрасли. — 2022. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nbpublish.com/ (дата обращения 10.03.2024);
3. ДОМ.РФ: Более 50 тысяч российских семей улучшили жилищные условия с помощью ИТ-ипотеки // электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://дом.рф/media/news/dom-rf-bolee-50-tysyach-rossiyskikh-semey-uluchshili-zhilishchnye-usloviya-s-pomoshchyu-it-ipoteki/ (дата обращения 13.03.2024);
4. Льготы и меры поддержки для ИТ-компаний в России // TAdviser Государство. Бизнес. Технологии — 2022. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://w.tadviser.ru/ (дата обращения 10.03.2024);
5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/418/ (дата обращения: 10.03.2024);
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. №2 117-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000 г., № 32, ст. 3340;
7. Специальные налоговые режимы / Л.В. Попова и др. - М.: Дело и сервис, 2021. - 288c;
8. Указ о мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в России // Президент РФ. — 2022. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения 10.03.2024).
Bagdasarian A., Gerasina O.N.
Bagdasarian A.
Moscow Institute of Economics (Moscow, Russia)
Gerasina O.N.
Moscow Institute of Economics (Moscow, Russia)
NEW MEASURES TO SUPPORT QUALIFIED RUSSIAN IT COMPANIES
Abstract: the study analyzed measures to support the IT industry in the context of increasing sanctions in 2024. The Decrof the President of the Russian Federation dated March 2, 2022 on supporting the IT sector was considered. The task was set and solved: to determine the main measures to support qualifying Russian IT companies, introduced in connection with external threats, paying special attention to tax benefits for IT companies. Conclusion drawn on the timeliness of state support measures for the IT sector in Russia.
Keywords: qualified IT company, tax legislation, Decrof President, reduced rate, VATs, insurance premiums.