Научная статья на тему 'Новеллы правовой поддержки российского предпринимательства в условиях ограничительных мер'

Новеллы правовой поддержки российского предпринимательства в условиях ограничительных мер Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / меры поддержки бизнеса / санкции / ограничительные меры / промышленная ипотека / импортозамещение / льготное кредитование / мораторий на проведение проверок / снижение административной нагрузки / налоговые льготы / entrepreneurship / business support measures / sanctions / restrictive measures / industrial mortgage / import substitution / concessional lending / moratorium on inspections / reduced administrative burden / tax benefits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Владимировна Сайдашева, Ренат Захитович Сайдашев

В статье освещены меры правовой поддержки российского предпринимательства, введенные на федеральном уровне с 2022 г. Проанализированы финансовые и налоговые меры поддержки предпринимательства, а также меры, связанные со снижением административной нагрузки на бизнес, с облегчением импорта зарубежных товаров. Выявлена адресность мер поддержки, выражающаяся в двух направлениях: в закреплении конкретных сфер российской экономики, субъекты которых могут ими воспользоваться (особое внимание уделяется IT-отрасли), а также в поддержке молодых предпринимателей. Отмечена оперативность принимаемых новых мер, их значительное число за исследуемый период, а также имеющиеся корректировки, свидетельствующие о нехватке товаров российского производства в некоторых областях экономики. В заключение приводится пример ужесточения налоговой политики в отношении крупных компаний, что отражает политику страны, направленную на поддержку более мелких игроков рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New in Russian entrepreneurship’s legal support at conditions of restrictive measures

The article highlights the measures of legal support for Russian entrepreneurship introduced at the federal level in the period from 2022. Financial and tax measures to support entrepreneurship, measures related to reducing the administrative burden on business, with the facilitation of the import of foreign goods are analyzed. The targeting of support measures is revealed, and it is expressed in two directions: in securing specific areas of the Russian economy, the subjects of which can use them (special attention is paid to the IT industry), as well as in supporting young entrepreneurs. The efficiency of the new measures taken, their significant number during the study period, as well as the adjustments taking place, indicating a shortage of Russian-made goods in some areas of the economy, were noted. In conclusion, an example of tightening the tax policy towards large companies, which reflects the country’s policy to support smaller market players, is given.

Текст научной работы на тему «Новеллы правовой поддержки российского предпринимательства в условиях ограничительных мер»

в

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кутафина (МГЮА)

Сайдашева М. В., Сайдашев Р. З.

Новеллы правовой поддержки российского предпринимательства в условиях ограничительных мер

29

Предпринимательская деятельность в реальном секторе экономики

Новеллы правовой поддержки российского предпринимательства в условиях ограничительных мер1

Аннотация. В статье освещены меры правовой поддержки российского предпринимательства, введенные на федеральном уровне с 2022 г. Проанализированы финансовые и налоговые меры поддержки предпринимательства, а также меры, связанные со снижением административной нагрузки на бизнес, с облегчением импорта зарубежных товаров. Выявлена адресность мер поддержки, выражающаяся в двух направлениях: в закреплении конкретных сфер российской экономики, субъекты которых могут ими воспользоваться (особое внимание уделяется ^отрасли), а также в поддержке молодых предпринимателей. Отмечена оперативность принимаемых новых мер, их значительное число за исследуемый период, а также имеющиеся корректировки, свидетельствующие о нехватке товаров российского производства в некоторых областях экономики. В заключение приводится пример ужесточения налоговой политики в отношении крупных компаний, что отражает политику страны, направленную на поддержку более мелких игроков рынка.

Ключевые слова: предпринимательство, меры поддержки бизнеса, санкции, ограничительные меры, промышленная ипотека, импорто-замещение, льготное кредитование, мораторий на проведение проверок, снижение административной нагрузки, налоговые льготы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.108.8.029-039

Мария Владимировна САЙДАШЕВА,

преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук mvsajdasheva@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Ренат Захитович САЙДАШЕВ,

советник заместителя председателя Московской областной Думы

renat.sajdashev@yandex.ru

143407, Россия, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 7

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

© Сайдашева М. В., Сайдашев Р З., 2023

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Maria V. SAYDASHEVA, Lecturer of the Entrepreneurial and Corporate Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), mvsajdasheva@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Renat Z. SAYDASHEV, Advisor to the Deputy Chairman of the Moscow Regional Duma renat.sajdashev@yandex.ru 7, Builders' boulevard, Krasnogorsk, Moscow region, Russia, 143407 New in Russian entrepreneurship's legal support at conditions of restrictive measures Abstract. The article highlights the measures of legal support for Russian entrepreneurship introduced at the federal level in the period from 2022. Financial and tax measures to support entrepreneurship, measures related to reducing the administrative burden on business, with the facilitation of the import of foreign goods are analyzed. The targeting of support measures is revealed, and it is expressed in two directions: in securing specific areas of the Russian economy, the subjects of which can use them (special attention is paid to the IT industry), as well as in supporting young entrepreneurs. The efficiency of the new measures taken, their significant number during the study period, as well as the adjustments taking place, indicating a shortage of Russian-made goods in some areas of the economy, were noted. In conclusion, an example of tightening the tax policy towards large companies, which reflects the country's policy to support smaller market players, is given. Keywords: entrepreneurship, business support measures, sanctions, restrictive measures, industrial mortgage, import substitution, concessional lending, moratorium on inspections, reduced administrative burden, tax benefits.

Геополитические события с участием нашей страны, в особенности произошедшие за последние полтора года, повлекли беспрецедентное количество ограничительных мер со стороны зарубежных стран — введено порядка 15 тыс. рестрикций2. Проведенный в 2022 г Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей опрос показал, что действие данных мер ощущают на себе свыше 84 % предпринимателей из более чем 43 тыс. опрошенных респондентов — руководителей и владельцев компаний. Среди сложностей в ведении бизнеса отмечаются: спад потребительского спроса, обострение дефицита

2 Лавров заявил, что Запад ввел около 15 тыс. санкций против России. 17.06.2023 // URL: https://tass.ru/politika/18046449 (дата обращения: 13.07.2023).

УНИВЕРСИТЕТА Новеллы правовой поддержки российского 3 1

имени o.e. кугафина(мгюА) предпринимательства в условиях ограничительных мер

оборотных средств и кассовые разрывы, разрывы цепочек поставок, сложности в доставке товаров3.

Данные факторы обусловили смену многих экономических ориентиров и правовых приоритетов внутри нашей страны. В частности, целью законодательных изменений в настоящее время является адаптация общего правового режима осуществления предпринимательской деятельности к современным реалиям, вызванным внешними вызовами4. Одним из ключевых направлений современного экономического развития справедливо признается поддержка российского предпринимательства. В настоящей статье будут рассмотрены меры правовой поддержки бизнеса на федеральном уровне начиная с февраля 2022 г.

1. Финансовые меры поддержки бизнеса

К финансовым мерам поддержки предпринимательства традиционно относят те, которые связаны с предоставлением средств из бюджетов бюджетной системы.

Так, постановлением Правительства РФ от 06.09.2022 № 15705 введена так называемая промышленная ипотека. Термин «ипотека», хотя и имеет различные трактовки в научной среде6, будучи способом обеспечения исполнения обязательства, всегда предполагает передачу недвижимого имущества кредитору. В случае с «промышленной ипотекой» залогом являются готовые производственные площадки.

Суть данной меры поддержки заключается в том, что кредитные организации выдают займы по льготной процентной ставке российским предпринимателям, ведущим свою деятельность в определенных сферах промышленности: пищевой, легкой, производства лекарств, транспортных средств, машин и оборудования, металлургического производства, ремонтно-монтажных, пусконаладочных работ, полиграфии, деревообрабатывающей и др.7 Целями займа являются приобретение, строительство, модернизация, реконструкция объектов недвижимого

П

И

3 Бизнес и санкции: предложения бизнес-омбудсмена по мерам поддержки 21.04.2022 // URL: https://www.garant.ru/news/1539999/ (дата обращения: 13.07.2023).

4 Сайдашева М. В. Тенденции развития общего правового режима предпринимательской ^ деятельности в условиях ограничительных мер: антимонопольный аспект // Вестник ^ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 12 (100). С. 45.

5 Постановление Правительства РФ от 06.09.2022 № 1570 «Об утверждении Правил пре- А П доставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности» // СЗ РФ. 2022. № 37. Ст. 6363.

6 См. подробнее, например: Чередникова А. О. Сущность, содержание и основные черты j Н ипотечного кредитования // Российское предпринимательство. 2010. № 4 (1). С. 94—97.

7 Раздел С ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономи- щ

ческой деятельности, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст // СПС «Кон-

ЛК

К^ □ ш

сультантПлюс». НОМИКИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

имущества для осуществления промышленного производства. Так, не позднее чем через три года после выдачи кредита заемщик обязан начать использовать не менее 50 % площади объекта под промышленное производство. Максимальная сумма займа составляет 500 млн руб. на срок до 7 лет, а размер льготной ставки — 5 % либо 3 % для технологических компаний. Для выдачи таких займов аккредитовано 16 кредитных организаций8.

Роль государства в поддержке российского предпринимательства выражается во введении «промышленной ипотеки» по двум направлениям.

Во-первых, государство обеспечивает кредитные организации новыми клиентами, а также компенсирует им недополученную разницу денежных средств, образовавшуюся в связи с выдачей такого кредита. Причиной возникновения разницы является то, что Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам под процент в размере ключевой ставки, которая, в свою очередь, влияет на ставки по кредитам коммерческих банков9 (они не могут быть ниже ключевой ставки, иначе на стороне банков будет образовываться убыток). В июле 2023 г. размер ключевой ставки составлял 7,5 % годовых10.

Во-вторых, данная мера позволяет субъектам предпринимательства развивать собственный бизнес, облегчая условия ведения предпринимательской деятельности, так как снижает их издержки по выплате процентов по кредиту, которые в среднем составляют 13—15 %11. Тем самым рынок обеспечивается товарами, а граждане — рабочими местами, что в конечном итоге положительно сказывается на экономике всего государства.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2022 № 46912 введено льготное кредитование высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму до 50 млн руб. до трех лет. Механизм работы такого кредитования аналогичен «промышленной ипотеке»: ввиду пониженной кредитной ставки, которая составляет до 3 %, государство выделяет из федерального бюджета субсидии в адрес АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» в целях компенсации недополученной разницы денежных средств. К существенным условиям возможности использования данного инструмента относятся требования к заемщикам, основными из которых являются размер их выручки (более 100 млн руб. в год), ее рост (не

8 Официальный сайт Минпромторга России. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/ regions/prom-ipoteka (дата обращения: 14.07.2023).

9 Руднева Е. А. Ключевая ставка и ее влияние на экономику // МНИЖ. 2015. № 5-3 (36). С. 73.

10 URL: https://www.cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 14.07.2023).

11 В России начали выдавать промышленную ипотеку 07.02.2023 // URL: https:// rg.ru/2023/02/07/metry-v-kredit.html (дата обращения: 14.07.2023).

12 Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 № 469 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022—2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» // СЗ РФ. 2022. № 14. Ст. 2255.

УНИВЕРСИТЕТА Новеллы правовой поддержки российского

имени o.e. кугафина(мгюА) предпринимательства в условиях ограничительных мер

менее 12 % в год), а также наличие патентов. Кроме того, заемщики не должны входить в группы компаний с годовой выручкой или доходом свыше 2 млрд руб., что отражает направленность рассматриваемого инструмента на поддержку более мелких компаний.

С целью поддержки системообразующих организаций, оказавшихся в сложной ситуации из-за ограничительных мер, введенных зарубежными странами, Правительство РФ запустило ряд специальных кредитных программ13, которыми могут воспользоваться организации агропромышленного сектора, промышленности, торговли, топливно-энергетического и транспортного комплексов, строительства, сферы 1Т, организации, занимающиеся продажей транспортных средств, медиаотрасли, в том числе электронные, печатные СМИ, предприятия, работающие в ракетно-космической отрасли и атомной энергетике. Специальный характер этих программ предусматривает также пониженный размер кредитной ставки (от 10 %), сокращенный срок пользования кредитом (как правило, до 12 месяцев) и определенную в нормативных правовых актах предельную сумму.

Еще одним немаловажным направлением финансирования со стороны государства становится поддержка молодых предпринимателей, начинающих свое собственное дело, что регламентировано постановлением Правительства РФ от 19.03.2022 № 41314. Предусмотренные данным нормативным правовым актом меры поддержки распространяются на лиц в возрасте до 25 лет включительно. Смысл поддержки заключается в предоставлении гранта от 100 до 500 тыс. руб.

13 См.: постановления Правительства РФ от 16.03.2022 № 375 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности» // СЗ РФ.

образующей организации в сфере информационных технологий» // СЗ РФ. 2022. № 18.

ложение № 35 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое

2022. № 12. Ст. 1859 ; от 17.03.2022 № 393 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли» // СЗ РФ. 2022. № 12. Ст. 1876 ; от 02.04.2022 № 574 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федераль- ^

ного бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов Т

по кредитам, выданным системообразующим организациям топливно-энергетического р Ь

комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации А П

топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 2022. № 15. Ст. 2493 ; от 26.04.2022 № 754 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по

кредитам, выданным аккредитованным системообразующим организациям в сфере пТ

1Т1 ГП

информационных технологии, а также организациям, входящим в группу лиц системо- К

ТЬ

□ I

ЛК

Ст. 3084. "5 □

гп П

14 Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 413 «О внесении изменений в при- щ -1

К

ш

развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ. 2022. № 13. Ст. 2075. НОМИКИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

или до 1 млн руб., если предпринимательская деятельность имеет место в Арктической зоне. Целью гранта является создание или развитие своего дела.

Таким образом, финансовые меры поддержки предпринимательства заключаются, во-первых, в льготном кредитовании, которым могут воспользоваться субъекты, ведущие свою деятельность в определенных отраслях промышленности, а также инновационные субъекты малого и среднего предпринимательства и системообразующие организации. Во-вторых, государством введена грантовая поддержка молодых предпринимателей, начинающих или развивающих свое собственное дело.

2. Налоговые меры поддержки бизнеса

Значение налоговой поддержки предпринимательства заключается в том, что сумма и порядок уплаты налогов определяют привлекательность предпринимательской деятельности и уверенность в результатах ее планирования15. В этих целях вводятся, в частности, специальные налоговые режимы — в настоящее время в соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ их шесть. Последний из них появился в 2022 г. — АвтоУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) в качестве эксперимента на территории четырех субъектов России: в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан до 31.12.2027. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ16 применение данного режима предусматривает среди прочего освобождение от обязанности уплаты налога на прибыль и на имущество организаций, на добавленную стоимость (НДС) (за некоторыми исключениями). Требования к организациям указаны в ст. 3 рассматриваемого Закона (например, такой режим не вправе применять банки, ломбарды, страховщики, инвестиционные фонды и др.).

Налоговые меры поддержки также находят применение в некоторых конкретных отраслях экономики. Так, Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 8317 предусматривается освобождение 1Т-компаний от уплаты налога на прибыль, предоставление льготных кредитов по ставке, не превышающей 3 %, на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов. Заметим, что рассматриваемая отрасль экономики поддерживается также посредством механизмов, ориентированных на сотрудников российских 1Т-компаний, которые могут воспользоваться льготной ипотекой и правом на отсрочку от призыва на военную службу на время их работы в таких

15 Ровнейко Р. В. Специальные налоговые режимы // Евразийский союз ученых. 2017. № 6 (39). С. 97.

16 Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"» // СЗ РФ. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1249.

17 Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // URL: http://publication. pravo.gov. ru/document/view/0001202203020001 (дата обращения: 13.07.2023).

УНИВЕРСИТЕТА Новеллы правовой поддержки российского ^Э^Э

имени o.e. кугафина(мгюА) предпринимательства в условиях ограничительных мер

компаниях. Непосредственная цель рассматриваемых мер — уменьшение оттока квалифицированных кадров за рубеж и увеличение потенциала работы отрасли в целом.

Причиной внимания государства к IT-отрасли является то, что, будучи самостоятельной, она тем не менее составляет основу эффективного функционирования многих других отраслей, в связи с чем имеет важное стратегическое значение с точки зрения развития экономики в целом.

Для поддержки и развития туристической отрасли Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ18 введена нулевая ставка НДС на 5 лет для инвесторов, которые строят, предоставляют в аренду и управление туристические объекты (например, гостиницы). Срок уплаты НДС по данной ставке составляет 5 лет с момента ввода таких объектов в эксплуатацию. Причиной установления пятилетнего срока является то, что, по экспертным оценкам, обычно именно в течение данного периода работы гостиничный бизнес выходит на операционную безубыточность. Причиной обнуления ставки именно НДС является то, что налоговая нагрузка в данной части фактически сравнима с налогом с оборота, что делает туристическую отрасль неконкурентной по сравнению с другими отраслями экономики и недостаточно привлекательной для инвесторов19.

Позитивно оценивая указанное нововведение, отметим возникшую правовую неопределенность по вопросу применения данной нормы. Так, налоговая ставка НДС в размере 0 % введена на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. При этом не закреплено, какой налоговой ставкой облагаются сопутствующие услуги (по питанию, фитнесу, автостоянке, аренде конференц-залов, спа-процедурам и т.д.), и как посчитать налог на данные услуги, которые могут быть включены в стоимость проживания или оплачиваться отдельно. В письме Департамента налоговой политики Минфина России от 19.05.2022 № 03-07-11/4639020 указано, что нулевая налоговая ставка НДС не распространяется на сопутствующие услуги. В то же время в письме от 12.08.2022 № СД-4-3/10526@ Минфин России указывает, что налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 %, р

определяется исходя из стоимости услуг по временному проживанию и некоторых иных услуг (в частности, питания).

Еще одной отраслью — объектом налоговой поддержки — выступает радиоэлектронная промышленность. Так, постановлением Правительства РФ от 22.07.2022 № 131021 утверждены перечни материалов и технологий, а также рЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тп

ЬЯ

вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2022. № 13. Ст. 1956. П Е

URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/sanctions_measures/nalogi/obnulenie_

Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и

19

stavki_nds_dlya_gostinichnogo_biznesa/?ysclid=ljwpzb9v7v66399333 (дата обращения:

21

См.: постановление Правительства РФ от 22.07.2022 № 1310 «Об утверждении перечня

10" □ I

14.07.2023). 20 СПС «Гарант».

К^ □ ш

электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налого- НОМИКИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

список готовой электронной продукции, производители и разработчики которых смогут воспользоваться льготами по страховым взносам и налогу на прибыль. Льгота заключается в том, что такие организации смогут платить налог на прибыль по ставке в 3 % и страховые взносы по ставке 7,6 % (вместо основной ставки 20 %). Во многом данная мера поддержки призвана обеспечить работу сферы 1Т, что подчеркивает ее важность.

Таким образом, налоговые меры поддержки бизнеса заключаются во введении специальных налоговых режимов, в освобождении от уплаты ряда налогов или снижении их ставок. Последние две упомянутые меры направлены на поддержку 1Т-сферы, туристической отрасли и радиоэлектронной промышленности, что отражает их приоритетный в настоящее время характер для государства по сравнению со многими другими отраслями.

3. Меры, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес

Действующий с 2022 г. мораторий на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства продлен до конца 2030 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 33622. Результатом моратория явилось снижение уровня административного давления на бизнес: количество проверок сократилось на 70 %, доля предупреждений выросла с 22,49 % до 41,7 % по результатам контрольно-надзорных мероприятий23.

В КоАП РФ введено «право на ошибку»: в некоторых случаях за впервые совершенное субъектом предпринимательства выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля административное правонарушение административный штраф подлежит замене на предупреждение. Ключевыми условиями для такой замены выступают отсутствие угрозы или факта причинения вреда и отсутствие имущественного ущерба24.

вых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов» ; постановление Правительства РФ от 22.07.2022 № 1311 «Об утверждении перечня материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/ view/0001202208010004 (дата обращения: 13.07.2023).

22 Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1715.

23 Борис Титов: За год число проверок бизнеса сократилось на 70 процентов // URL: https:// rg.ru/2023/05/30/boris-titov-za-god-chislo-proverok-biznesa-sokratilos-na-70-procentov.html (дата обращения: 13.07.2023).

24 Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"» // СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. III). Ст. 5257.

УНИВЕРСИТЕТА Новеллы правовой поддержки российского

имени o.e. кугафина(мгюА) предпринимательства в условиях ограничительных мер

В 2022 г. введены некоторые изменения в сфере лицензирования и подтверждения соответствия, причиной которых явились технологические ограничения и необходимость переоборудования российских предприятий в условиях санкци-онного давления. Так, постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 35325 были продлены сроки действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, упрощена процедура их получения или переоформления. Кроме того, перенесена на год необходимость прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. В 2022 г. данный вид поддержки затронул более 120 видов разрешений и около 2,5 млн разрешительных документов, что позволило снизить нагрузку на организации и предпринимателей, а также сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур26.

Изложенные меры поддержки бизнеса призваны дать предпринимателям возможность сконцентрироваться непосредственно на бизнесе без отвлечения на некоторые административные процедуры.

4. Меры поддержки, связанные с импортом товаров и импортозамещением

Импортозамещение представляет собой сложный, длительный и наукоемкий процесс, направленный на восстановление и развитие производственного потенциала государства27. В настоящее время политика России направлена на импортозамещение, но в отношении товаров, где это пока невозможно, наша страна продолжает поддерживать их импорт.

Так, постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 № 50628 введен ряд мер, направленных на облегчение импорта товаров, произведенных за рубежом. К их числу в соответствии с указанным постановлением относятся: легализация параллельного импорта, ускоренные процедуры регистрации российских медицинских изделий в случаях замены иностранных комплектующих, запрет на возврат ранее ввезенного оборудования, комплектующих, медицинских изделий р

ном оформлении разрешительных документов в 2022 году // URL: http://government.ru/

из стран, присоединившихся к санкционным ограничениям, и др.

И

25 Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешитель- ^ ной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» // СЗ РФ. 2022. № 12. Т Ст. 1839. тЬ

26 Правительство утвердило постановление об автоматическом продлении и упрощен- А П

ЛК

news/44797/ (дата обращения: 13.07.2023). ^

27 Качан С. Д. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контрсанкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 180. КЛ

10" Н

28 Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в

отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Т П

Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной щ Т

К

деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми ° ^

такие товары маркированы» // СЗ РФ. 2022. № 14. Ст. 2286. НОМИКИ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Еще одно направление в сфере импортозамещения — разработанный по поручению Правительства РФ Минпромторгом России и Минцифры России онлайн-сервис «Биржа импортозамещения», обеспечивающий прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками. Одной из причин нововведения стал возросший спрос на отечественную промышленную продукцию из-за прекращения работы иностранных поставщиков. По итогам первого этапа работы сервиса общее число сделок с момента запуска составило порядка 52 тыс. на общую сумму почти 40 млрд руб. По инициативе Минпром-торга России также был создан дополнительно Сервис импортозамещения 2.0, который, в отличие от предыдущего сервиса, позволяет промышленным предприятиям закупать продукцию у зарубежных поставщиков за рубли через резидентов Российской Федерации29.

Таким образом, меры поддержки, связанные с импортозамещением, направлены на реализацию таких задач, как обеспечение населения возможностью покупки и использования привычных товаров, развитие производства и ввод в оборот замещающих товаров российского происхождения. Вместе с тем работа первого сервиса показала, что, несмотря на значительное число российских разработок, их пока недостаточно. Поэтому сервис был расширен функцией возможности закупок у зарубежных поставщиков.

Выводы

Правовая поддержка российского предпринимательства в условиях ограничительных мер характеризуется оперативностью и разносторонностью. В настоящее время действуют разнообразные финансовые, налоговые меры, снижается административная нагрузка на бизнес, облегчается импорт зарубежных товаров. Одной из ключевых характеристик данных мер можно назвать их адресный характер, и в первую очередь в зависимости от сферы экономики, нуждающейся в поддержке. Кроме того, большинство изменений в части мер поддержки бизнеса введены подзаконными актами — указанная черта характерна для всего правового регулирования на современном этапе. Это объясняется тем, что процедура принятия федерального закона весьма продолжительна, тогда как эффективное регулирование экономики требует хотя и взвешенных, но подчас незамедлительных решений30.

Отметим некоторые ужесточения для крупных компаний. Например, в августе 2023 г. принят Федеральный закон «О налоге на сверхприбыль»31.

29 Сумма сделок на «Сервисе импортозамещения» достигла почти 40 млрд рублей. 03.02.2023 // URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/summa_sdelok_na_servise_ importozameshcheniya_dostigla_pochti_40_mlrd_rublei?ysclid=ljwmtjnat5946458634 (дата обращения: 14.07.2023).

30 Ершова И. В., Енькова Е. Е. Санкционный комплаенс, или внутрифирменное управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 8 (141). С. 96.

31 Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Сайдашева М. В., Сайдашев Р. З.

Новеллы правовой поддержки российского предпринимательства в условиях ограничительных мер

39

Итак, государством ведутся активные действия по поддержке экономики с наличием таких акцентов, как развитие импортозамещения и значительная поддержка в первую очередь 1Т-отрасли.

1. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Санкционный комплаенс, или внутрифирменное управление рисками от рестрикций // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 8 (141). — С. 93—103.

2. Качан С. Д. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контрсанкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. — 2017. — Т. 5. — № 3. — С. 179—180.

3. Ровнейко Р. В. Специальные налоговые режимы // Евразийский союз ученых. — 2017. — № 6 (39). — С. 96—98.

4. Руднева Е. А. Ключевая ставка и ее влияние на экономику // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 5-3 (36). — С. 73—74.

5. Сайдашева М. В. Тенденции развития общего правового режима предпринимательской деятельности в условиях ограничительных мер: антимонопольный аспект // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2022. — № 12 (100). — С. 44—52.

6. Чередникова А. О. Сущность, содержание и основные черты ипотечного кредитования // Российское предпринимательство. — 2010. — № 4 (1). — С. 94—97.

БИБЛИОГРАФИЯ

□ Р

Р И I И

>

Т

гп

но-

ли □ ш

НОМИКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.