Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
608
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ / КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглый Эдуард Александрович, Ткаченко Владимир Васильевич, Михайликов Виталий Леонидович

В статье рассматриваются вопросы необходимости актуализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, представляющий целый комплекс мероприятий правового, экономического, политического, социального, информационного, консультационного, образовательного и организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей. В настоящее время российские предприниматели нуждаются в предоставлении государственной поддержки в форме софинансирования процентных ставок, государственных гарантий, частичной компенсации капитальных вложений, налоговых вычетов, ускоренной амортизации. Правительство Российской Федерации приняло ряд экономических мер по поддержанию субъектов малого и среднего предпринимательства, которые рассматриваются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безуглый Эдуард Александрович, Ткаченко Владимир Васильевич, Михайликов Виталий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP UNDER SANCTIONS

The article discusses the issues of the need to update the state policy in the field of small and medium-sized entrepreneurship development, which represents a whole range of legal, economic, political, social, informational, consulting, educational and organizational measures that should be aimed at ensuring high economic indicators. Currently, Russian entrepreneurs need state support in the form of co-financing of interest rates, state guarantees, partial compensation of capital investments, tax deductions, accelerated depreciation. The Government of the Russian Federation has taken a number of economic measures to support small and medium-sized businesses, which are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 92-97 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):92-97

Проблемы экономики

Научная статья УДК 332.146

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-92-97

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Эдуард Александрович Безуглый1, Владимир Васильевич Ткаченко2, Виталий Леонидович Михайликов3

1 2, 3Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия

1eduardbezugly@mail.ru

2tkachenkovlad@yandex.ru

3mihailikov.vitalii@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы необходимости актуализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, представляющий целый комплекс мероприятий правового, экономического, политического, социального, информационного, консультационного, образовательного и организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей. В настоящее время российские предприниматели нуждаются в предоставлении государственной поддержки в форме софинансирования процентных ставок, государственных гарантий, частичной компенсации капитальных вложений, налоговых вычетов, ускоренной амортизации. Правительство Российской Федерации приняло ряд экономических мер по поддержанию субъектов малого и среднего предпринимательства, которые рассматриваются в данной статье.

Ключевые слова: санкции, финансовый кризис, конкурентоспособная экономика, поддержка бизнеса, поддержка малого и среднего предпринимательства, экономические меры, кредитование бизнеса, государственная помощь

Для цитирования: Безуглый Э. А., Ткаченко В. В., Михайликов В. Л. Меры государственной поддержки российского предпринимательства в условиях санкций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 92-97. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-92-97

Problems of Economics

Original article

MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP UNDER SANCTIONS

Eduard A. Bezugly1, Vladimir V. Tkachenko2, Vitaly L. Mihailikov3

1 2, 3Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Belgorod, Russia

1eduardbezugly@mail.ru

2tkachenkovlad@yandex.ru

3mihailikov.vitalii@mail.ru

Abstract. The article discusses the issues of the need to update the state policy in the field of small and medium-sized entrepreneurship development, which represents a whole range of legal, economic, political, social, informational, consulting, educational and organizational measures that should be aimed at ensuring high economic indicators. Currently, Russian entrepreneurs need state support

© Безуглый Э. А., Ткаченко В. В., Михайликов В. Л., 2022

in the form of co-financing of interest rates, state guarantees, partial compensation of capital investments, tax deductions, accelerated depreciation. The Government of the Russian Federation has taken a number of economic measures to support small and medium-sized businesses, which are discussed in this article.

Keywords: sanctions, financial crisis, competitive economy, business support, support for small and medium-sized enterprises, economic measures, business lending, state aid

For citation: Bezugly E. A., Tkachenko V. V., Mihailikov V. L. Measures of state support for Russian entrepreneurship under sanctions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):92-97. (In Russ.]. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-92-97

В настоящее время Российская Федерация переживает сложный период экономической и политической жизни: обостряется внешнеполитическая ситуация, обострился внутрироссий-ский экономический и финансовый кризис, растут масштаб и острота проблем, которые испытывает на себе наше общество [1]. В связи с возникшими опосредованными политическими обстоятельствами и введением в отношении России экономических санкций со стороны западных стран, вопросы стимулирования внутреннего спроса, потребления, импортозамещения и создания конкурентоспособной экономики обрели в настоящее время особую значимость [2].

Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки направлены на поиск новых путей развития западной экономики с учетом введенных антироссийских санкций. Экономическая ситуация, сложившаяся на мировой арене, направлена на подрыв экономической стабильности нашего государства.

Цель санкций состоит в том, чтобы нанести удар именно по стратегическим секторам российской экономики, в определенной степени зависящих от западных технологий отраслям [3]. В результате применения экономических санкций в отношении Российской Федерации, наблюдаются негативные последствия для российской экономики: увеличение ставок по кредитам, рост масштабов оттока капитала, падение курса национальной валюты и цен на нефть, повышение цен на внутреннем рынке, сокращение социальных расходов бюджета и реальных доходов значительной части населения [4; 5].

Особую значимость для поддержания российской экономики играет поддержка со стороны государства российского предпринимательства, как малого, так и среднего. Европейские санкции затронули не только крупный промышленный и сельскохозяйственный бизнес и финансовую систему, но и поставили под удар малое предпринимательство - наиболее массовую и мобильную часть предпринимательства, выполняющую важную роль в российской экономике, незаменимую при возникновении и решении наиболее острых экономических и социальных задач.

В связи с новыми экономическими условиями объективно возрастает необходимость актуализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, представляющей целый комплекс мероприятий информационного, экономического, образовательного, правового, консультационного, социального, политического, организационного характера, которые должны быть направлены на обеспечение получения высоких экономических показателей в этом секторе экономики.

От воздействия экономических санкций страдает российское предпринимательство в сельскохозяйственной и промышленной сферах. Предприниматели испытывают одни и те же проблемы от санкций, ответных мер и непременно нуждаются в государственной поддержке [6]. В создавшихся условиях необходимо реализовывать комплекс мер системного характера, направленных на минимизацию экономических рисков, угроз и создавать условия для развития малого предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях должно поддерживаться со стороны государства, путем частичной компенсации капитальных вложений, предоставлении налоговых вычетов, государственных гарантий, в форме софинансирования процентных ставок и т.д. [7].

Правительство Российской Федерации приняло ряд экономических мер по поддержанию субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1].

Говоря о поддержке малого предпринимательства, следует отметить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а, в первую очередь, о создании необходимых условий функционирования российского предпринимательства и инвестиционного климата, способствующего развитию государственной экономики [8].

Таблица 1 - Государственные меры поддержки российских предпринимателей

Table 1 - State measures to support Russian entrepreneurs

Мера поддержки Содержание меры поддержки

Проверки предпринимателей

Запрет на проверки предпринимателей Запрет на плановые проверки на предприятиях малого и среднего бизнеса, в том числе и индивидуальных предпринимателей в период с 10.03.2022 по 31.12.2022.

Изменения по налогам

Федеральные и региональные органы власти получили новые налоговые полномочия В связи с введением изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации, были продлены сроки уплаты региональных и местных налогов, направленных на поддержку граждан и бизнеса.

Система быстрых платежей (СБП)

Бесплатное использование СБП (нового продукта, введенного ЦБ РФ) Предприятия и граждане, которые используют систему СБП, получат субсидии, т.е. им возместят все банковские комиссии за покупки товаров и услуг.

IT-компании

Новые льготы для работников IT-отрасли 1. На основании нового ФЗ от 08.03.2022 № 46-ФЗ до конца 2024 года - запрещено осуществлять плановые проверки 1Т-компаний; 2. 1Т-компании могут взять кредиты на развитие своего бизнеса по ставке, не превышающей 3% годовых. 3. Освобождены от уплаты налога на прибыль в период с 2022 -2024 годы. 4. Сотрудники смогут получить льготную ипотеку и отсрочку от армии до достижения ими возраста 27 лет.

Российские производители мобильных приложений

Новые льготы по страховым взносам и налогу на прибыль. Предприятия, занимающиеся отечественными разработками мобильных приложений, их тестированием, установкой вводятся пониженные тарифы по страховым взносам и льготная ставка по налогу на прибыль.

Льготные кредиты

Перезагрузка программы поддержки «ФОТ 3.0» С конца 2021 года заработала программа поддержки «ФОТ 3.0», которая позволила российским предпринимателям взять льготные кредиты, для сохранения рабочих мест, оплаты коммунальных платежей, выплаты заработной платы сотрудникам.

Возобновлено льготное кредитование малого и среднего бизнеса В рамках рефинансирования малого и среднего предпринимательства, государством (в лице Правительства Российской Федерации, Центрального Банка России и Корпорации МСП) запускается программа льготного кредитования.

Защита активов

Государственная помощь В условиях экономических санкций, оказания политического давления, наблюдается охота за российскими активами со стороны иностранных государств.

Амнистия капиталов-2022

Введение 4-этапа амнистии капиталов Внесены поправки в Уголовный Кодекс Российской Федерации. Возможно будет легализовать опционы, фьючерсные контракты, облигации, акции и т.д. (производственные финансовые инструменты).

Инвестиционные проекты

Повышение инвестиционной привлекательности для долгосрочных инфраструктурных проектов Правительство Российской Федерации проводит дальнейшую работу по созданию благоприятного инвестиционного климата на всей территории российского государства, путем запуска новых инфраструктурных проектов, защиты интересов инвесторов, улучшения механизма государственно-частного партнерства.

Сельхозпроизводители

Оказывается посильная помощь государства в выплате кредитов, путем пролонгации льготных договоров и введения льготных каникул В период посевной кампании, сельхозпроизводители смогут снизить свою кредитную нагрузку, т.е. размер ежемесячных кредитных платежей, получение отсрочки платежей по льготным инвестиционным кредитам.

Возбуждение дел по налоговым преступлениям

Приостановка возбуждения дел по налоговым преступлениям В рамках защиты граждан и юридических лиц от необоснованного уголовного преследования Советом Федерации и Государственной Думой принято решение с 01.03.2022 года приостановить возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям. Это направлено на снижение нагрузки на предпринимателей в условиях санкций.

Туризм и туристический бизнес

НДС - 0% Налог на добавленную стоимость в размере 0% смогут получить инвесторы индустрии гостеприимства, компании туристической индустрии, которые создают новую инфраструктуру бизнеса, владельцы уже существующих гостиниц сроком на 5 лет (с момента ввода в эксплуатацию объекта индустрии). НДС по ставке 0% будет действовать до 30.06.2027 года.

Субсидии

Индивидуальные предприниматели и промышленные предприятия имеют право на отсрочку платежей по субсидиям В рамках реализации государственных программ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие авиационной промышленности», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и других, предприниматели имеют право на отсрочку исполнения обязательств по просубсидированным от государства проектам. В исключительных случаях возвращать субсидию или платить штраф не придётся.

Налогна прибыль

Новый порядок расчета «тонкой капитализации» Исходя из фактически полученных доходов предпринимателями, есть возможность у некоторых предприятий уплачивать налог авансовыми платежами. «Тонкая капитализация» - это когда курс иностранной валюты зафиксирован в договоре оказания услуг, выполненных работ и является неизменным (если деятельность предприятия связана с привлечением иностранных заемных средств и зависит от курса евро и доллара).

Налог на имущество

Перерасчета кадастровой стоимости имущества в 2022 г. не будет Оценку кадастровой стоимости предложено Правительством Российской Федерации оставить на уровне 2022 года для исчисления налога на имущество.

Пени

При просрочке уплаты налогов, сборов и пошлин применяется повышенная ставка расчета пени При просрочке исполнения обязательств по уплате налогов, сборов и пошлин юридическими лицами в течение 2022 и 2023 годов Правительство Российской Федерации отменило повышенную ставку расчета пени.

В настоящее время предпринимательские и научные сообщества, государственные органы направлены на поиск путей и различных механизмов повышения эффективности российской экономики, в том числе необходимо провести анализ возможностей малого предпринимательства в зависимости от профильной дифференциации и внедрение практики государственной поддержки малых и средний предприятий в условиях экономических санкций. В рамках государственной поддержки бизнеса в субъектах Российской Федерации созданы «Агентство

кредитных гарантий» и «Национальная система кредитных гарантий» [9]. Важным экономическим аспектом повышения конкурентоспособности российской продукции и экономической независимости от европейских стран, является введение инновационной денежно-кредитной, бюджетно-финансовой и структурной политики государства, направленной на стимулирование и развитие интеграционных связей всех предпринимательских структур [10].

Наряду с внешними проблемами на российском рынке производства товаров, работ и оказания услуг, существуют и внутренние проблемы, которые связаны с тем, что такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации почему-то не осваивается. С одной стороны, это связано с тем, что научно-исследовательские институты сосредоточили в себе весь объем финансирования научной сферы, что привело к отсутствию внедренческих структур в материальной сфере, монополией государственных научно-исследовательских институтов, а с другой стороны, обусловлено недостаточным вниманием к проблемам в данной отрасли со стороны государственных структур управления. Значительных капитальных вложений требуют такие отрасли экономики как: сельское хозяйство, общественное питание, ремонт техники и машин, торговля, строительство гражданских объектов и др. Это те сферы, которые занимают малые предпринимательские структуры, которые особо остро нуждаются в государственной поддержке.

Президент и Правительство Российской Федерации указывают на то, что именно в условиях экономических санкций необходимо развивать экономику нашей страны, предпринимательские структуры за счет замены импортных товаров, на товары собственного российского производства.

Список источников

1. Наумова А. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России // Аллея науки. 2020. Т.1 №4 (43). С. 91-93.

2. Россихин А. П., Чаусов Н. Ю. Государственная поддержка как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса // Российский экономический интернет-журнал. 2021. № 3.

3. Фролкин Н. И. Государственная поддержка малого предпринимательства в России в современных условиях / В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления, права. Отв. ред. Ю. А. Соколова. 2002. С. 19-27.

4. Мусаева Х. М. Основные тенденции развития малого предпринимательства // Деловой вестник предпринимателя. 2021. №5 (3). С. 108-110.

5. Алпатов Ю. М. Участие государства в развитии малого и среднего бизнеса // Право и управление. 2021. №2. С. 48-51.

6. Гильманова Г. Р., Макаров А. Н. Поддержка малого предпринимательства в России // Наука Красноярья. 2022. Т. 11. № 1-3. С. 159-167.

7. Осипов В. А. Поддержка малого и среднего предпринимательства как одно из важнейших направлений совершенствования инвестиционного климата России // Российский экономический интернет-журнал. 2020. №1. С. 36.

8. Перепелица А. С. Государственная поддержка и регулирование развития малого предпринимательства в России // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. 2017. № 3 (43). С. 100-106.

9. Шторгин С. И. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Вестник АКСОР. 2016. № 3 (39). С. 73-76.

10. Сапронова Е. Н. Поддержка предпринимателей в России // Бенефициар. 2021. № 103. С. 19-22.

References

1. Naumova A. A. State support of small and medium-sized businesses in Russia. Alleya nauki = Alley of Science. 2020;1(4 (43)):91-93. (In Russ.)

2. Rossikhin A. P., Chausov N. Y. State support as a key factor in ensuring the competitiveness of small business. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal = Russian Economic Online Journal. 2021;(3). (In Russ.)

3. Frolkin N. I. State support of small entrepreneurship in Russia in modern conditions. In: Actual problems of economics, management, law. Responsible editor Y. A. Sokolova. 2002:19-27. (In Russ.)

4. Musaeva H. M. The main trends in the development of small business. Delovoi vestnik predprinimatelya = Entrepreneur's Business Bulletin. 2021;5(3):108-110. (In Russ.)

5. Alpatov Y. M. State participation in the development of small and medium-sized businesses. Pravo i upravlenie = Law and management. 2021;(2):48-51. (In Russ.)

6. Gilmanova G. R., Makarov A. N. Support of small business in Russia. Nauka Krasnoyar'ya = Science of Krasnoyarsk region. 2022;11(1-3):159-167. (In Russ.)

7. Osipov V. A. Support of small and medium-sized businesses as one of the most important areas of improving the investment climate in Russia. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal = Russian Economic Online Journal. 2020;(1):36. (In Russ.)

8. Perepelitsa A. S. State support and regulation of small business development in Russia. Molodezhnyi nauchnyi forum: obshchestvennye i ekonomicheskie nauki = Youth Scientific Forum: Social and Economic Sciences. 2017;3(43):100-106. (In Russ.)

9. Shtorgin S. I. State support of small and medium-sized entrepreneurship in Russia. Vestnik AKSOR = Bulletin of AXOR. 2016;3(39):73-76. (In Russ.)

10. Sapronova E. N. Support of entrepreneurs in Russia. Benefitsiar = Beneficiary. 2021;(103):19-22. (In Russ.)

Информация об авторах

Э. А. Безуглый - канд. экон. наук, доц. кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Пути-лина;

В. В. Ткаченко - канд. экон. наук, ст. преп. кафедры управления и административной деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. Л. Михайликов - канд. юрид. наук, доц., начальник факультета правоохранительной деятельности Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина.

Information about the authors

E. A. Bezugly - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Management and Administrative Activities of Internal Affairs of Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia;

V. V. Tkachenko - Candidate of Economic Sciences, Senior Lecture of Department of Management and Administrative Activities of Internal Affairs of Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia;

V. L. Mikhaylikov - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of the Faculty of Law Enforcement of Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Interior of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 04.07.2022; принята к публикации 05.07.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 04.07.2022; accepted for publication 05.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.