Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВЫХОДА ИЗ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВЫХОДА ИЗ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демироглу Нияра Бекмухамедовна

В статье обобщены существующие проблемы развития малого и среднего бизнеса и антикризисные меры поддержки предпринимателей правительством Российской Федерации, знание которых позволит владельцам малого и среднего бизнеса своевременно сориентироваться в их применении, снизить риски, продолжить работу компаний. Сделаны выводы о необходимости кардинального изменения взаимодействия бизнеса и власти. Предложено систематизировать критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству с учетом отраслевого характера производства товаров и оказания услуг; пересмотреть механизм налогового администрирования субъектов малого предпринимательства; снизить высокую долю заполняемости документов и отчетности; создать благоприятные условия кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демироглу Нияра Бекмухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONDITIONS FOR OVERCOMING THE SANCTIONS CRISIS FOR SMALL BUSINESSES

The article summarizes the existing problems of development of small and medium-sized businesses and anti-crisis measures to support entrepreneurs by the government of the Russian Federation, knowledge of which will allow owners of small and medium-sized businesses to orient themselves in their application in a timely manner, reduce risks, and continue the work of companies. Conclusions are drawn about the need for a radical change in the interaction between business and government. It is proposed to systematize the criteria for classifying enterprises as small and medium-sized businesses, taking into account the sectoral nature of the production of goods and the provision of services; review the mechanism of tax administration of small businesses; reduce the high proportion of filling documents and reporting; create favorable credit conditions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВЫХОДА ИЗ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_122 УДК 338.222

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВЫХОДА ИЗ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Демироглу Нияра Бекмухамедовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Россия, e-mail: n.demiroglu@ kipu-rc.ru

В статье обобщены существующие проблемы развития малого и среднего бизнеса и антикризисные меры поддержки предпринимателей правительством Российской Федерации, знание которых позволит владельцам малого и среднего бизнеса своевременно сориентироваться в их применении, снизить риски, продолжить работу компаний. Сделаны выводы о необходимости кардинального изменения взаимодействия бизнеса и власти. Предложено систематизировать критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству с учетом отраслевого характера производства товаров и оказания услуг; пересмотреть механизм налогового администрирования субъектов малого предпринимательства; снизить высокую долю заполняемости документов и отчетности; создать благоприятные условия кредитования.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка; эко -номический кризис.

UDC 338.222

FORMATION OF CONDITIONS FOR OVERCOMING THE SANCTIONS CRISIS FOR SMALL BUSINESSES

Demiroglu Niyara Bekmukhamedovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting Analysis and Audit, Crimean Engineering and Pedagogical University Named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Russia, e-mail: n. demiroglu@kipu-rc. ru

The article summarizes the existing problems of development of small and medium-sized businesses and anti-crisis measures to support entrepreneurs by the government of the Russian Federation, knowledge of which will allow owners of small and medium-sized businesses to orient themselves in their application in a timely manner, reduce risks, and continue the work of companies. Conclusions are drawn about the need for a radical change in the interaction between business and government. It is proposed to systematize the criteria for classifying enterprises as small and medium-sized businesses, taking into account the sectoral nature of the production of goods and the provision of services; review the mechanism of tax administration of small businesses; reduce the high proportion of filling documents and reporting; create favorable credit conditions.

Keywords: small and medium business; governmental support; economic crisis.

В различные периоды времени в экономике любых стран происходят кризисы, связанные с факторами как внутри страны, так и за ее пределами, поскольку в период мировой глобализации уровень экономического взаимоотношения достаточно высокий. Резкое

ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам вследствие экономических санкций в марте 2022 . на фоне преодоления последствий пандемии привело к новой волне экономического кризиса в России. В связи с этим необходима систем-

ная работа представителей государственной власти на всех уровнях и предпринимателей, которая позволит создать благоприятные события для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса.

Оценку развития субъектов малого предпринимательства постоянно проводят ученые, ее результаты отражая в своих научных исследованиях. Е. Мидлер и А. Белятич проанализировали региональные практики государственной финансовой поддержки малого бизнеса в условиях пандемии и отме -тили, что «преодоление кризиса, вызванного новой коронавирусной инфекцией, возможно только в условиях корректировки и разработки качественных мер поддержки сегмента малого бизнеса» [3]. Пути совершенствования и развития государственной политики поддержки малого бизнеса обобщили также авторы О. Кожанчиков, И. Шалаев, Н. Кожан-чикова, Л. Кузнецова [2]. Ученые-экономисты постоянно проводят оценку развития малого бизнеса в России, особенно после экономических шоков [4-7].

Для того чтобы малое и среднее предпринимательство стало драйвером в экономике, требуются изменения в стратегическом развитии стимулирования и поддержки предпринимателей. Доля малого и среднего предпринимательства в общей структуре ВВП в России занимает всего 20,8 % по данным 2020 г., что значительно ниже, чем в других активно развивающихся экономиках мира. Обобщение и анализ снижения показателей развития в период кризисных ситуаций позволят принять детализированные решения и точечные отраслевые меры в стратегическом планировании развития малого и среднего бизнеса.

Выработке мер для выхода экономики из кризисной ситуации будет способствовать систематизация ключевых проблем развития малого и среднего бизнеса. Поэтому основной целью данной статьи является обобщение и обзор проводимой государственной политики, направленной на системные изменения в экономике.

Негативные последствия вследствие ко-ронакризиса, снижение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, рост доли малых предприятий, имеющих задолженность по кредитам приводят к необходимости оказания помощи и содействия

в функционировании бизнеса со стороны государства.

Рассматривая систему поддержки малого бизнеса в России, следует отметить, что государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия:

- финансовое - программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 10,2 тыс. до 30 млн руб.;

- имущественное - предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом: аренда помещений, земельных участков, в том числе для самозанятых;

- информационное - создание единой цифровой экосистемы на базе платформы субъектов малого предпринимательства, где доступна информация по всем федеральным и региональным мерам поддержки;

- консультационное - поддержка в виде профессиональных консультаций от специалистов, например в области экспорта;

- образовательное - разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.

Все формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса осуществляются на постоянной основе с учетом изменения современной ситуации в экономике страны.

Разработка антикризисных мер поддержки предпринимателей проводится со стороны государства с учетом следующих существующих проблем развития малого и среднего бизнеса:

- отсутствие мотивации роста из малого бизнеса в средний. В современной экономической ситуации с ростом бизнеса не увеличивается сумма прибыли, прибыльность снижается в связи с повышением рисков, что способствует закрытию компаний, а следовательно, снижается потенциал развития малого и среднего бизнеса;

- избыточная отчетность и документооборот компаний наряду с налоговой нагрузкой и административным давлением. Перечисленные болевые точки развития малого бизнеса только снижают эффективность деятельности предпринимательских структур;

- ограничение возможности беззалогового кредитования или кредитования под залог оборотных средств, оборудования, под залог

долей в компании, кредиты даются только под залог имущества, что тормозит развитие малого бизнеса. Реальные ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства по-прежнему крайне высоки;

- средний критериальный подход к определению принадлежности малых предприятий теряет свою актуальность и не отвечает реальным потребностям и категоризации в отраслях;

- отсутствие одного окна в общении с бизнесом.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса реализуется на всех этапах и на постоянной основе. Так, например, в России стартовал эксперимент по запуску цифровой платформы малого и среднего предпринимательства [1]. К экосистеме для малого и среднего предпринимательства подключены более 20 различных сервисов от министерств, ведомств, банков и фондов поддержки предпринимательства. Использование платформы позволит улучшить качество и сократить затраты по открытию и ведению бизнеса, также получить услуги и консультации от специалистов дистанционно и дать обратную связь. Кроме этого, будет доступна опция агрегатора маркетплейсов для продвижения. Эксперимент продлится с 1 февраля 2022 г. по 1 февраля 2025 г.

Следует также обратить внимание и на приоритетные направления бизнеса, которые выделяет Правительство России.

Сельское хозяйство, фермерство - производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей. В 2022 г. при поддержке Министерства сельского хозяйства планируется запустить сервис информационной поддержки аграриев. Кроме этого, широкое распространение получают гранты на развитие сельского туризма (до 10 млн рублей); на наращивание производственной базы (до 30 млн рублей); на развитие семейной фермы (до 30 млн рублей). Также выросли сельскохозяйственные гранты на развитие агробизнеса на Дальнем Востоке с 60 до 70 %. Часть остальных затрат также можно компенсировать за счет бюджета [8].

Отечественные 1Т-компании. Подстегнуть спрос к отечественному программному обеспечению поможет поддержка предпринимателей-разработчиков. В свою очередь, компании могут сэкономить на программном

обеспечении, заплатив на 50 % дешевле. Остальное компенсируется за счет средств государства. В отношении покупателей, впрочем, действуют некоторые ограничения: доход от 10 млн рублей и не выше 2 млрд рублей; от 15 до 250 человек в штате (по среднесписочной численности).

Компании, которые выходят на IPO (размещают ценные бумаги на фондовой бирже). Программа для поддержки малого бизнеса, который решился на эмиссию ценных бумаг, продлена до 2024 г. Можно компенсировать за счет государства до 1,5 млн рублей на выпуск акций или облигаций, а также сэкономить до 70 % на выплате купонов. Требование - присутствие в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Подать заявку на участие в программе можно в два периода: до 1 июля и до 1 октября 2022 г.

Туризм. Помощь малому предпринимательству в сфере внутреннего туризма окажут тем, кто создает новые маршруты; строит модульные дома отдыха; разрабатывает электронные путеводители, онлайн-гиды. Можно получить до 3 млн рублей. В 2022 г. значительно сокращены сроки конкурсных этапов. Все документы для регистрации можно подать в электронном виде дистанционно. Набирает популярность экотуризм, а также агро- или сельский туризм.

Самозанятые граждане. В 2022 г. в рамках поддержки малого предпринимательства плательщики налога на профессиональный доход смогут воспользоваться услугами и сервисами, которые предоставляют в центрах «Мой бизнес». Кроме того, самозанятый может арендовать место в коворкинге или в бизнес-инкубаторе. У государственных микрофинансовых организаций можно взять кредит на развитие до 1 млн рублей.

Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь, следует выделить: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости; система здравоохранения; коммунальные, бытовые и прочие услуги; социальное предпринимательство: в сфере обращения с отходами, в создании инклюзивной комфортной среды для инвалидов; инновационные технологии.

В отдельных регионах приоритеты иные -в зависимости от того, какая область произ-

водства или услуг считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Особое внимание следует уделить также и государственной поддержке малого бизнеса в связи с коронавирусом. Периодически, с новыми ограничительными мерами, указом президента запускаются новые меры поддержки, например компенсация части затрат на зарплату, как это было в ноябре 2021 г. В связи с распространением новых штаммов в 2022 г возможны новые предложения помощи.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в связи с санкциями. В феврале и марте 2022 г. из-за обострения геополитической ситуации ряд иностранных правительств объявили санкции в отношении России. Многие частные компании разорвали сотрудничество с российским бизнесом. Одна из анонсированных приоритетных задач правительства - помочь бизнесу адаптироваться. Перечислим некоторые меры поддержки, которые вводятся в срочном порядке:

1. Сельское хозяйство. Выделят гранты для сельхозпроизводителей - участников НИОКР: производителям кормов для скота; производителям семян масличных культур и селекционеров; компаниям, которые занимаются генетическим совершенствованием крупного рогатого скота; виноградарям. Правительство выделило более 1 млрд рублей на гранты. Эти деньги можно будет потратить на покупку материалов и реагентов; оборудования для молекулярно-биологических, биоинженерных, генетических исследований; сельхозмашины. Кроме того, выделено 25 млрд рублей на реализацию программы льготного кредитования для сельхозпроизводителей.

2. 1Т-отрасль получила беспрецедентные меры поддержки. Среди них: отсрочка от армии и льготная ипотека для сотрудников 1Т-компаний; освобождение от уплаты налога на прибыль и поверок. Перечисленные преференции распространят в том числе на разработчиков мобильных приложений. Также Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России объявило, что открыто для обратной связи. Свои предложения можно внести через Госуслуги.

Правительство постоянно разрабатывает меры поддержки, которыми может воспользоваться любой бизнес. Кроме того, региональные власти уполномочены продлевать сроки уплаты налогов для бизнеса и частных лиц. Возобновят программу ФОТ 3.0. Бизнес может воспользоваться программой льготного кредитования «на зарплату» ФОТ 3.0, на которую выделено 6,2 млрд рублей. Ставка по кредиту - 3 %.

Продлили программу компенсации комиссий за использование Системы быстрых пла -тежей (СБП) при расчетах с клиентами еще на шесть месяцев. На данный момент СБП пользуется малое число предпринимателей. Но комиссия в 0,7 % и ограничения на использование карт MasterCard и Visa, скорее всего, подстегнут малый бизнес применять новый способ расчета.

Правительство ввело мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства до 31.12.2022 и для IT-компаний - до 31.12.2024.

Кредитные каникулы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Государственная дума одобрила в первом чтении законопроект о кредитных каникулах для малого и среднего предпринимательства, в том числе ипотечных. Поставить платежи «на паузу» можно до 30 сентября 2022 г. Главное условие: дата договора - до 1 марта 2022 г. В отличие от пандемии, где был отдельный реестр так называемых пострадавших отраслей, сейчас за кредитными каникулами в банк может обратиться любой предприниматель вне зависимости от типа продукта и ОКВЭД.

К новым мерам поддержки бизнеса можно отнести тот факт, что в России появилась «Биржа импортозамещения». Это сервис на базе Электронной торговой площадки Газпромбанка (ЭТП ГПБ), где бизнес может купить отечественные аналоги импортозамещающих товаров. На площадке заказчики публикуют запросы о товарах, материалах или комплектующих. Поставщики могут получить ответ с коммерческим предложением. Главный плюс площадки - прямая связь, без посредников.

Организации, занятые в сфере туризма и гостиничных услуг, планируется освободить от уплаты НДС на пять лет. По мнению пра-

вительства, эта мера простимулирует развитие туристической отрасли внутри страны.

Российским компаниям, которые производят хлеб, компенсируют часть затрат. На эти цели выделено 2,5 млрд рублей.

Строительный бизнес поддержат за счет более простой градостроительной документации; льготной аренды земли; отмены некоторых процедур согласования, быстрого предоставления участков в аренду и под строительство.

Для медицинских организаций и аптек до конца 2022 г. можно ввозить медицинские препараты, которые предназначены для продажи в других государствах, - на случай дефицита в России из-за ограничений.

Бизнесу разрешат работать без продления лицензии, если та закончилась. Об этом заявили в департаменте госполитики в сфере лицензирования, аккредитации и саморегулирования.

До конца 2022 г. компании смогут выкупить свои акции по упрощенной схеме (buy back). Сейчас формируется официальный перечень товаров, которые разрешат импортировать без разрешения компании и страны-производителя, например из третьих стран.

При поддержке ЦБ и правительства России запустят специальные льготные кредиты: оборотные - до 1 года, инвестиционные - до трех лет. За счет этих средств можно рефинансировать действующий кредит или получить новый. Ставки для среднего предприятия - до 13,5 % годовых, малого - до 15 %. Программа действует до 30.12.2022.

Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе необходима парадигма кардинального изменения взаимоотношений и взаимодействия бизнеса и власти.

1. В настоящее время систематизированы критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым и средним предприятиям вне зависимости от вида деятельности, за исключением предприятий легкой промышленности. Рекомендуется изменить

подход к сложившейся системе и разработать критерии в зависимости от отрасли, что позволит оказывать государственную поддержку с учетом отраслевого характера производства товаров и оказания услуг.

2. Для государства малый и средний бизнес должен выполнить социальную функцию прежде всего как источник обеспечения населения занятостью, товаром и услугами. Правительству следует обратить внимание на стимулирование развития предпринимательства с учетом их роста и перехода из микропредприятий в малые, а в дальнейшем из малых в средние.

3. Пересмотр механизма налогового администрирования субъектов малого и среднего предпринимательства через налоговую лояльность, упрощенный порядок налоговых проверок, налоговые каникулы позволят оптимизировать налоговую нагрузку на предпринимателей и увеличить оборот активов.

4. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрено использование упрощенной системы ведения бухгалтерского учета. Однако количество отчетной документации достаточно велико и содержит избыточные сведения, что приводит к необоснованному росту объемов ведения делопроизводства.

Рассматриваемые проблемы развития малого и среднего бизнеса и конкретные направления государственной поддержки подчеркивают стремление правительства к изменениям в текущем и стратегическом планировании стабилизации экономической ситуации предпринимательской среды, выделяя следующие основные меры: оптимизация налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства, снижение административного давления, создание благоприятных условия кредитования, организации делопроизводства и мотивации ведения малого и среднего бизнеса предпринимателями.

Список литературы_

1. О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства : постановление правительства Российской Федерации от 21.12.2021 № 2371 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov. ru (дата обращения: 01.08.2022).

2. Пути совершенствования и развития государственной политики поддержки малого бизнеса / О. И. Кожан-чиков, И. А. Шалаев, Н. Ю. Кожанчикова, Л. М. Кузнецова // Вестник ОрелГИЭТ. 2021. № 1(55). С. 157-169.

3. Мидлер Е. А., Белятич А. В. Государственная финансовая поддержка малого бизнеса в условиях пандемии: региональные практики // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 2(36). С. 119131.

4. Baranova I., Vlasenko M. The Influence of External Factors on the Development of Small and Medium Businesses in the Russian Federation. 2021 // SHS Web of Conferences, 110, 01001.

5. Bukhvald E. M., Lapaev D. N., Mityakova O. I. Small Business in Russia After the Shock of 2020. ^operation and Sustainable Development : Conference proceedings, Mcscow, Cham: Springer Nature Switzerland. 2022. P. 1097-1105.

6. Fraymovich D. Yu., Gundorova M. A., Mischenko Z. V., Guzhov Anna-Maria, Sultanova A. V. Small business development and resource use in Russian regions // R-Economy. 2021. № 7.2. P. 88-99.

7. Mutalimov V., Kovaleva I., Mikhaylov A., Stepanova D. Assessing regional growth of small business in Russia // Entrepreneurial Business and Economics Review. 2021. № 9.3. P. 119-133.

8. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма» : постановление правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2309 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov. ru (дата обращения: 01.10.2022).

References_

1. On conducting an experiment on the digital transformation of the provision of services, support measures and services for the development of small and medium-sized businesses : Decree of the Government of the Russian Federation No. 2371 dated 12/21/2021. Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://pravo.gov.ru (date of application: 01.08.2022).

2. Kozhenchikov O. I., Shalaev I. A., Kozhenchikova N. Yu., Kuznetsova L. M. Ways to improve and develop the state policy of small business support. Bulletin of OrelGIET. 2021. No. 1(55). Pp. 157-169.

3. Midler E. A., Belyatich A.V. State financial support of small business in a pandemic: regional practices. Scientific notes of the International Banking Institute. 2021. No. 2(36). Pp. 119-131.

4. Baranova I., Vlasenko M. The influence of external factors on the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. SHS Web of Conferences. 2021. 110. 01001.

5. Buchwald E. M., Lapaev D. N., Mityakova O. I. Small business in Russia after the shock of 2020. Cooperation and Sustainable Development: Conference Proceedings, Moscow, Cham: Springer Nature Switzerland. 2022. P. 1097-1105.

6. Freimovich D. Yu., Gundorova M. A., Mishchenko Z. V., Guzhov Anna-Maria, Sultanova A.V. Development of small business and use of resources in Russian regions. R-Ekonomika. 2021. No. 7.2. Pp. 88-99.

7. Mutalimov V., Kovaleva I., Mikhailov A., Stepanova D. Assessment of regional growth of small business in Russia. Entrepreneurial business and economic review. 2021. No. 9.3. Pp. 119-133.

8. Rules for the provision and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the development of rural tourism» : Decree of the Government of the Russian Federation No. 2309 of December 16, 2021. Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://pravo.gov.ru (date of application: 01.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.