Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ'

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / САНКЦИИ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танимов О. В.

В статье анализируются угрозы экономическому суверенитету Российской Федерации. Исследуются важнейшие из них - санкции экономического характера, а также антикризисные меры, направленные на охрану российского экономического суверенитета. Анализируются меры Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке, антикризисные меры по поддержке российского бизнеса: общие меры поддержки, заключения Торгово-промышленной палаты РФ, меры поддержки общественно значимых организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, туристического бизнеса, меры поддержки при аренде земельных участков, изменения в валютном законодательстве и др.Рассматриваются основы антисанкционного законодательства России: законы и подзаконные акты, в соответствии с которыми осуществляется правовая охрана экономического суверенитета страны. Отмечается наращивание использования санкций и применение уголовной ответственности на основании изменений и дополнений к Закону 2012 г. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF RUSSIA’S ECONOMIC SOVEREIGNTY

This article analyzes threats to the economic sovereignty of Russian Federation. We examine the most important threats: economic sanctions, anti-crisis measures, which are aimed at protecting Russian economic sovereignty. In this article we analyze the measures of the Bank of Russia to stabilize the situation in the financial market, anti-crisis measures, which are aimed at supporting Russian businesses: general supportive measures, conclusions of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, supportive measures for public interest entities, small and medium sized businesses, the tourism business, supportive measures for land lease, changes in foreign exchange legislation, and others. This article investigates the fundamentals of anti-sanction legislation of Russian Federation: laws and regulation in accordance with which the legal protection of economic sovereignty of the state is implemented. There has been an increase of implementation of sanctions and criminalization of them in accordance with the amendments to 2012 act “On Measures of Influence on People Involved in Violations of Fundamental Human Rights and Freedoms and the Rights and Freedoms of Russian Citizens”.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ»

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Правовая охрана экономического суверенитета России1

Аннотация. В статье анализируются угрозы экономическому суверенитету Российской Федерации. Исследуются важнейшие из них — санкции экономического характера, а также антикризисные меры, направленные на охрану российского экономического суверенитета. Анализируются меры Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке, антикризисные меры по поддержке российского бизнеса: общие меры поддержки, заключения Торгово-промышленной палаты РФ, меры поддержки общественно значимых организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, туристического бизнеса, меры поддержки при аренде земельных участков, изменения в валютном законодательстве и др.

Рассматриваются основы антисанкционного законодательства России: законы и подзаконные акты, в соответствии с которыми осуществляется правовая охрана экономического суверенитета страны. Отмечается наращивание использования санкций и применение уголовной ответственности на основании изменений и дополнений к Закону 2012 г. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

Ключевые слова: Россия, экономический суверенитет, санкции, антикризисные меры, законодательство.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.104.4.174-182

Oleg V. TANIMOV, Associate Professor of the Department of theory of state and law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Саnd. Sci. (Law), Associate Professor ovtanimov@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Legal Protection of Russia's Economic Sovereignty Abstract. This article analyzes threats to the economic sovereignty of Russian Federation. We examine the most important threats: economic sanctions, anti-crisis measures, which are aimed at protecting Russian economic sovereignty. In this article we analyze the measures of the Bank of Russia to stabilize the situation in the financial market, anti-crisis measures, which are aimed at supporting Russian businesses: general supportive measures,

1 Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического © Танимов О. 2023 лидерства «Приоритет-2030».

Олег Владимирович ТАНИМОВ,

доцент кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент ovtanimov@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

в

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана экономического суверенитета России

175

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

conclusions of Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, supportive measures for public interest entities, small and medium sized businesses, the tourism business, supportive measures for land lease, changes in foreign exchange legislation, and others. This article investigates the fundamentals of anti-sanction legislation of Russian Federation: laws and regulation in accordance with which the legal protection of economic sovereignty of the state is implemented. There has been an increase of implementation of sanctions and criminalization of them in accordance with the amendments to 2012 act "On Measures of Influence on People Involved in Violations of Fundamental Human Rights and Freedoms and the Rights and Freedoms of Russian Citizens". Keywords: Russia, economic sovereignty, sanctions, anti-crisis measures, legislation.

Под суверенитетом понимается независимость государства на международной арене и верховенство его законов внутри страны.

Экономический суверенитет государства представляет собой свойство государства, при котором оно способно самостоятельно принимать решения в сфере экономики и проводить экономическую политику.

Наиболее актуальными угрозами экономическому суверенитету являются истощение природных ресурсов в связи с изменением климата, неблагоприятной экологической ситуацией. Для их ликвидации устанавливаются определенные стандарты и требования для производств экологического характера и поддержания нормального уровня инфляции, увеличения ВВП на душу населения, поддержания малого и среднего бизнеса, которые в дальнейшем смогут выйти на мировой рынок и соревноваться с иными компаниями.

В современных условиях для экономического суверенитета России существует ряд угроз, вызванных, по существу, внешними причинами. Основными из них являются санкции, применяемые США и государствами Евросоюза. Наша страна, соответственно, принимает антикризисные меры, направленные на охрану своего экономического суверенитета, которые требуют законодательного регулирования. Далее об этих мерах и их правовом обеспечении подробно пойдет речь в данной статье.

Правовые основы антисанкционных действий России2

Президентом РФ в феврале 2022 г. был подписан Указ «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним стран», 18.03.2022 — Указ «О дополнительных временных щ

мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования».

m

Р

Т

2 Подробнее см.: Санкции в отношении России // URL: https://tass.ru/info/14538591/ I

amp?utm_source=google.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_ Е

referrer=google.ru (дата обращения: 01.12.2022). МНЕНИЕ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Установление уголовно-правовой и административной ответственности. На основании изменений, внесенных в Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», подписанных В. В. Путиным 04.03.2022, соответствующие действия будут осуществляться в отношении иностранных граждан и апатридов, посягнувших на права граждан России в любой форме. Это также относится и к иностранным юридическим лицам. Если их действия нарушают права россиян, то деятельность таких субъектов может быть приостановлена.

Были приняты федеральные законы о внесении изменений в УК РФ и КоАП РФ. Так, за призывы к введению санкций гражданам грозит административный штраф в размере до 50 тыс. рублей, а должностным и юридическим лицам — до 200 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно. Если правонарушение в течение года будет совершено повторно, за это предусмотрена уже уголовная ответственность. За подобные действия может грозить лишение свободы на срок до трех лет.

Деятельность Банка России

по обеспечению устойчивости финансового рынка

Центральный Банк РФ как главный регулятор в финансовой сфере осуществляет следующие действия с целью обеспечения экономико-финансовой устойчивости на финансовом рынке3:

1) устанавливает правовые преференции резидентам финансовой сферы (указание Банка России № 6073-У «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости», указание Банка России № 6074-У «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета вложений кредитных организаций в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости» и т.д.);

2) оказывает правовую поддержку кредитных организаций (указание Банка России № 5886-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 29 ноября 2019 г. № 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией"» и т.д.);

3) устанавливает легальные преференции для иных поднадзорных Банку России структур (информационное письмо Банка России от 06.03.2022 № ИН-018-38/28, информационное письмо Банка России от 06.04.2022 № ИН-018-53/49 и т.д.).

4) осуществляет меры по валютному регулированию. Банк России предписал уполномоченным банкам «ограничить осуществление в течение календарного месяца переводов физического лица — резидента за рубеж суммой в 5 000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения на осуществление перевода, либо эквивалент в иной иностранной

3 Меры Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке в условиях реализации санкционных рисков // URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/134865/plan_limit. pdf (дата обращения: 02.02.2023).

в

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана экономического суверенитета России

177

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

валюте» (информационное письмо Банка России от 05.03.2022 № ИН-019-12/27) и т.д.

Антикризисные меры, направленные на поддержку российского бизнеса

В современном мире экономический санкционный механизм является одним из самых эффективных средств воздействия на государство без применения силы и угрозы силой. Санкционные действия являются опасной возможностью причинения вреда экономическому суверенитету страны, экономической безопасности и развитию. В качестве адекватной реакции на санкции необходимо формирование реального юридического инструмента, способного легально уменьшить отрицательные результаты санкционных действий недружественных государств и результативно противодействовать им. В настоящее время наша страна энергично вырабатывает такой инструмент.

Рассмотрим отдельные меры поддержки, касающиеся бизнеса и предпринимательской деятельности:

— общие меры поддержки. До 1 октября 2022 г. был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей по заявлениям, подаваемым кредиторами. Как растолковал Пленум Верховного Суда РФ, целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам4;

— заключения Торгово-промышленной палаты РФ. Предлагается введение юридической фикции, а именно на законодательном уровне приравнять санкции недружественных государств к обстоятельствам непреодолимой силы;

— меры поддержки для общественно значимых организаций. Они касаются оказываемых аудиторских услуг5;

— меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Уменьшены процентные ставки по некоторым кредитам для субъектов МСП;

— меры поддержки для туристического бизнеса. Введена нулевая ставка НДС для некоторых операций. Это касается, например, сдачи в аренду некоторых объектов туриндустрии или пользования ими на ином праве;

— преференции при аренде земельных участков. Установлена специфика регулирования земельных отношений (например, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В условиях экономической нестабильности обеспечивается содействие гражданам и основным секторам экономики, попавшим в область риска.

4

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах щ

применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ Q

"О несостоятельности (банкротстве)"» // URL: https://vsrf.ru/documents/own/29543/. Е Меры поддержки для МСП // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_411198/

5bc46481589901 e5ac516e41 a554a61f46e2c127/ ; Меры поддержки для общественно зна- Н

чимых организаций // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_411198/7c9b Е

2102124c0d5d82fd949089aa456627fb4715/. МНЕНИЕ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Наиболее полный перечень мер, направленных

на защиту экономического суверенитета России6

В данном перечне содержатся главные варианты содействия населению и сферам хозяйствования, попавшим в область риска из-за введения санкций:

1. Меры господдержки организаций и ИП. Они включают особенности лицензирования и других разрешительных процедур; особенности погашения регистрационной записи об ипотеке; сертификаты и заключения ТПП; меры по защите компаний в сфере корпоративных отношений; поддержку инжиниринга и инноваций; меры поддержки для инвесторов, 1Т-компаний, системообразующих организаций, общественно значимых организаций, получателей субсидий и госгарантий, медицинской и фармацевтической отраслей, аграрной и других пищевых отраслей; меры поддержки внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, деятельности; меры в сфере транспорта; меры поддержки строительной отрасли и ЖКХ; поддержку турбизнеса; меры поддержки при аренде земельных участков; поддержку для производителей, организаций торговли; особенности маркировки и оборота отдельных товаров; меры господдержки в г. Москве.

2. Меры налоговой поддержки. Включают установление операций, не облагаемых НДС; введение нулевой ставки НДС, «налога на Google»; применение заявительного порядка возмещения НДС, «ввозной» НДС; налогообложение контролируемых сделок, долговых обязательств и контролируемой задолженности; отмену НДФЛ, плату за пользование водными объектами, начисление пеней налоговыми органами; подачу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, и др.

3. Ограничение проверок. Это ограничение государственного и муниципального контроля; ограничение валютного контроля7.

4. Преференции в финансовой и страховой сферах для организаций и ИП. Содействие заключается в изменении ключевой ставки, поддержке заемщиков; введении обязательной продажи иностранной валюты; временных изменениях в части операций с наличной валютой; во введении ограничений в работе с контрагентами; в ограничениях, связанных с участием в бизнесе с иностранными компаниями; страховании импортных и экспортных кредитов.

5. Экономическая и иная поддержка физических лиц. Это поддержка в сфере занятости; в части налога на имущество физических лиц; банковское обслуживание физических лиц, поддержка заемщиков ликвидируемых банков. Внесены изменения в порядок обучения лиц, прервавших учебу за границей. Отдельно предусмотрены меры поддержки в г. Москве.

6. Изменения в валютном законодательстве для физических лиц.

Проведя анализ перечня основных мер, направленных на защиту экономического суверенитета России, можно сделать вывод о том, что в данной ситуации и на данном этапе развития событий, связанных с введением против России санкций, наше государство адекватно и полноценно реагирует на внешние воздействия со стороны Запада.

6 В процессе систематизации необходимой информации использовались интернет-ресурсы СПС «КосультантПлюс», СПС «Гарант» и др.

7 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411198/ (дата обращения: 26.02.2023).

в

ЕСТНИК Танимов О. В. гШ —ja

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана экономического суверенитета России ' * ^^

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Далее проанализируем антисанкционное законодательство РФ, обеспечивающее рассмотренные меры защиты экономического суверенитета.

Основы антисанкционного законодательства России

Президент РФ 04.06.2018 подписал Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». Этот нормативный правовой акт усовершенствовал действующее российское законодательство в данной сфере. Отметим, что до 2018 г. основным нормативным правовым актом в сфере антисанкционного законодательства был Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах». Согласно этому Закону Президент и Правительство России имели довольно значительные полномочия: по ограничению программ помощи; запрещению финансовых и иных внешнеэкономических операций; аннулированию коммерческих соглашений; запрещению на нахождение в русских территориальных водах; рестрикциям на туристическую деятельность и др.

Кроме того, рассматриваемый нормативный правовой акт требовал придерживаться международных обязательств при принятии СБ ООН постановления о применении санкционных действий в отношении того или иного государства. Данный Закон давал возможность совершать встречные рескриптные действия в ответ на санкционные действия против нашего государства.

Федеральный закон 2018 г. полностью отображает нынешние проблемы и пути их решения. Он отражает основные направления и контрмеры в ответ на санкции. И по своей сути он носит защитное, а не агрессивно-атакующее направление. В качестве главного возбудителя негативных воздействий в Законе указываются Соединенные Штаты Америки. Закон 2006 г. не содержал подобных определенных оценок и суждений. В нем компетенции главы государства воспроизводят смысл Закона «О специальных экономических мерах»8, только с более концентрированным акцентом на деяния против застрельщиков санкционных действий.

Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. В статье 38 Стратегии говорится: «Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения».

Указанные законы и подзаконные акты являются основой антисанкционного законодательства РФ. Кроме того, необходимо отметить, что информационный ресурс законодательства в данной сфере отношений значительно увеличился

Ш

после февраля 2022 г. Ниже рассмотрим основные нормативные правовые акты, С

принятые для защиты экономического суверенитета нашей страны.

m

Р

Т

8 Тимофеев И. Противодействия санкциям: от законодательства к стратегии // URL: https:// I

russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/protivodeystvie-sanktsiyam-ot- Е

zakonodatelstva-k-strategii / (дата обращения: 26.02.2023). МНЕНИЕ

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Подзаконные акты РФ

Российское правительство, оказавшись под жестким натиском западных санкций, в целях уменьшения негативного влияния этих ограничений на государственную экономику было вынуждено быстро и действенно принимать меры.

В частности, Президент России с целью укрепления рубля принимает конкретные меры. Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 ввел с 28.02.2022 для резидентов — участников внешнеэкономической деятельности обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 % выручки, причитающейся резидентам в рамках всех внешнеторговых договоров. Также были изданы Указы Президента РФ от 18.03.2022 № 126 (ред. от 09.06.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования» и от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами».

Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности» ввел:

а) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ;

б) ограничение на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ.

Помимо издания указов Президента РФ, также были приняты соответствующие меры со стороны Правительства РФ. Так, Правительство выпустило распоряжение от 28.02.2022 № 357-рс, утверждающее состав Правительственной

комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, созданной постановлением Правительства РФ от 17.09.2018 № 1100-44. Одними из главных задач Комиссии являются:

а) мониторинг развития ситуации в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации;

б) выработка мер по противодействию негативным последствиям введения санкций в экономической сфере.

Постановлением от 26.02.2022 № 235 Правительство РФ расширило перечень случаев использования резервов госфонда для стабилизации внутренних цен на сельхозпродукцию.

Распоряжением от 04.03.2022 № 411-р Правительство РФ продлило на полгода программу компенсации малому и среднему бизнесу расходов на использование отечественной системы быстрых платежей.

Постановлением Правительства РФ от 04.03.2022 № 287 срок уплаты утилизационного сбора за I—III кварталы 2022 г для отечественных автопроизводителей был перенесен на декабрь.

Распоряжением Правительства РФ от 09.03.2022 № 435-р на поддержку программы льготного кредитования сельхозпроизводителей было дополнительно направлено 25 млрд рублей.

в

ЕСТНИК Танимов О. В. /I Q /I

УНИВЕРСИТЕТА Правовая охрана экономического суверенитета России ' ^^ '

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

Постановление от 17.03.2022 № 391 дало возможность Правительству РФ оперативнее решать проблемы, связанные с финансированием основных сфер экономики.

Постановление Правительства РФ от 22.03.2022 № 437 создало возможности оказания помощи производственному сектору и обеспечеия стабильности экономики в условиях санкций.

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.04.2022 № 594 часть дополнительных нефтегазовых доходов бюджета в 2022 г. может быть использована для финансирования дефицита, а также напрямую для финансирования приоритетных расходов федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2022 № 884-р по поручению Президента РФ на докапитализацию региональных фондов развития промышленности было направлено федеральное финансирование. Благодаря докапитали-зации, планировалось обеспечить дополнительную поддержку промышленных предприятий в 77 регионах России.

Постановлениями от 22 04.2022 № 742, от 23.04.2022 № 745, распоряжением от 28.04.2022 № 1048-р Правительство РФ внедрило специальную кредитную программу поддержки транспортных системообразующих организаций.

Основные антикризисные законы РФ

Кроме того, что были приняты соответствующие подзаконные акты Президента, Правительства РФ и иных органов власти, внесены изменения в федеральные законы, а также в законы субъектов РФ. Ниже представлены основные изменения в нормативные правовые акты.

Федеральный закон от 28.06.2022 № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет за Президентом РФ полномочия:

— по введению финансовых специальных мер. Дано следующее официальное разъяснение Банка России от 27.06.2022 № 7-ОР9: «С 10 июня 2022 года обязательная продажа иностранной валюты, в том числе зачисленной на счета в период с 28 февраля по 9 июня 2022 года и не проданной, не осуществляется»;

— по установлению особого (специального) порядка приобретения иностранной валюты резидентами и нерезидентами, запретов и (или) ограничений на осуществление валютных операций. По информации Банка России от 08.04.2022г., с 11.04.2022 отменена комиссия на покупку валюты через брокеров, которая ранее была установлена на уровне 12 %;

— по установлению особого (специального) порядка ввоза в Россию и вывоза из России валютных ценностей и валюты РФ, запретов и (или) ограничений на осуществление валютных операций и др.

Федеральный закон от 14.07.2022 № З31-Ф3 «О внесении изменений в от-

Ш

дельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» увеличил порог покупки или продажи наличной

Н

--m

9 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420226/. МНЕНИЕ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

иностранной валюты физическим лицом с 600 тыс. рублей до 1 млн рублей, что подлежит обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, и др.

Правительство РФ также направило в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ для повышения устойчивости экономики. Законопроект в последующем был одобрен.

Таким образом, законодательство, обеспечивающее меры защиты экономического суверенитета Российской Федерации, представляет собой достаточно объемный информационно-правовой ресурс и охватывает три основных направления:

— преференции для финансово-экономических структур и бизнеса;

— различного рода ограничения (например, на ввоз и вывоз из страны некоторых видов продукции и сырья);

— расширение полномочий государственных органов и должностных лиц в экономической, торговой и таможенной сферах деятельности.

Отметим также, что законодательство, направленное на охрану экономического суверенитета России, динамично развивается в соответствии с изменением международного положения (введением новых торгово-экономических санкций и др.). Такое оперативное изменение нормативных правовых актов обеспечивает поддержку экономики нашей страны на достойном уровне.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Меры Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке в условиях реализации санкционных рисков // URL: http://www.cbr.ru/content/ document/file/134865/plan_limit.pdf (дата обращения: 02.02.2023).

2. Меры поддержки для МСП // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_411198/5bc46481589901e5ac516e41a554a61f46e2c127/.

3. Меры поддержки для общественно значимых организаций // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411198/7c9b2102124c0d5d82fd949089 aa456627fb4715/.

4. Санкции в отношении России // URL: https://tass.ru/info/14538591/amp?utm_ source=google.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_ referrer=google.ru (дата обращения: 01.12.2022).

5. Тимофеев И. Противодействие санкциям: от законодательства к стратегии // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/protivodeystvie-sanktsiyam-ot-zakonodatelstva-k-strategii/ (дата обращения: 26.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.