ПЕРСПЕКТИВЫ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
PROSPECTS FOR REDUCING THE TAX BURDEN FOR SMALL AND
MEDIUM-SIZED BUSINESSES
УДК 338.23
Овакимян Давид Араикович, магистрант, МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Овакимян Д.А. Davoovak99@mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы снижения налогового бремени для малого предпринимательства в целях реализации действенных мер по стимулированию его развития. Кроме того, в статье рассматривается реализуемые государственные меры по поддержке малого предпринимательства в условиях санкционного давления. Малому бизнесу не хватает льгот на налоги и взносы в фонды для выплаты зарплат, дешевых и длинных кредитов на развитие, упрощения обязательной отчетности. Снижение фискальной нагрузки и налоговые стимулы для отдельных отраслей, которые имеют стратегическое значение для развития экономики, - это оптимальная стратегия в условиях ограниченных ресурсов.
Annotation
The article discusses the prospects of reducing the tax burden for small businesses in order to implement effective measures to stimulate its development. In addition, the article discusses the implemented state measures to support small
businesses in the face of sanctions pressure. Small businesses lack tax benefits and contributions to payroll funds, cheap and long-term development loans, and simplification of mandatory reporting. Reducing the fiscal burden and tax incentives for certain industries that are of strategic importance for the development of the economy is the optimal strategy in conditions of limited resources.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, санкции, поддержка, меры.
Keywords: small and medium-sized entrepreneurship, sanctions, support, measures.
Россия в очередной раз столкнулась с чрезвычайными экономическими обстоятельствами. Насколько это было вынуждено или обоснованно. Но нельзя не отметить, что санкции, вводимые против нашей экономики, носят беспрецедентный характер. И государство старается оперативно на это отреагировать - практически сразу были анонсированы пакеты мер государственной поддержки бизнеса.
Правительство РФ, по крайней мере на словах, обозначило наличие антисанкционного плана, включающего в себя:
• налоговые льготы для отдельных отраслей;
• субсидирование и прямая финансовая поддержка бизнеса, в том числе
малого и среднего;
• ослабления государственного контроля;
• и др.
Минэкономразвития (Минэк) рассчитало на 2023 год коэффициент-дефлятор. Он необходим для определения порога дохода, дающего право компании или ИП пользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) со льготными ставками.
Минэкономразвития решило изменить коэффициент для целей УСН (с 1,096 до 1,257). В 2023 году налогоплательщик сможет пользоваться льготными
условиями, пока его доход с начала года не превысит 251,4 миллиона рублей (в этом году показатель — 219,2 миллиона). Компания автоматически переводится на общую систему налогообложения с начала квартала, в котором было превышение лимита по выручке.
Многие предприниматели отказываются от инвестиций в развитие из-за риска выйти за границы УСН по причине увеличения доходов. Теперь же, когда власти решили собирать меньше налогов, расширив порог дохода, бизнес получит больше возможностей.
Есть гипотеза, что в случае снижения уровня налоговой нагрузки, малый бизнес перестанет платить зарплату «в конвертах». А за счёт такого «обеления» зарплат увеличится налоговая база, что позволит компенсировать выпадающие доходы бюджета от налоговых послаблений. Проводятся расчеты, и если будет доказано, что бюджетный эффект от рассматриваемых мер нулевой либо положительный, то смогут предложить для сектора МСП совершенствование фискального режима и даже где-то послабление.
С 1 июля в четырех российских регионах начал действовать новый экспериментальный налоговый режим для малого бизнеса — автоматизированная упрощенная система налогообложения, или АУСН. Его будут тестировать в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.
Новым спецрежимом смогут воспользоваться индивидуальные предприниматели или организации с численностью работников не более пяти человек и объемом годового дохода не более 60 млн рублей.
На новом спецрежиме бизнесу не нужно будет самостоятельно считать налог, сдавать декларации и отчетность по работникам и платить взносы. Еще плательщики будут освобождены от налоговых выездных проверок.
Новый режим рассчитан и на организации, и на индивидуальных предпринимателей, как на действующие, так и на новые. Режим будет сочетать в себе те преимущества, которые уже известны налогоплательщикам,
применяющим ОСН, но также будет дополнительно предполагать снижение налоговой нагрузки.
Главное преимущество режима — это отсутствие необходимости подавать массу видов налоговой отчетности, а также выплачивать страховые взносы за себя и своих работников. Для микропредприятий такое освобождение имеет большое значение, поскольку та нагрузка, которая связана с подготовкой документов, связанных с кадровыми вопросами, с налоговыми вопросами, является существенной для предпринимателей и небольших организаций, поэтому такой режим для них будет существенной поддержкой.
Ранее сообщалось, что правительство разрабатывает меры для поддержки малого и среднего бизнеса в ходе частичной мобилизации.
Увеличение к 2030 году численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 25,6 миллиона человек является национальной целью, утверждённой указом Президента России. В этой связи необходимость приоритетной поддержки является продвижение таких перспективных направлений, как самозанятые, начинающие, в том числе молодые предприниматели, обрабатывающие и высокотехнологичные производства. Исходя из этих приоритетов необходимо решить в ближайшие годы ряд задач - это увеличение количества вновь создаваемых субъектов МСП, увеличение продолжительности жизни предприятий, рост количества занятых в сфере обрабатывающих производств и высокотехнологичного бизнеса, увеличение охвата мерами государственной поддержки в целевых группах предпринимателей.
Решению задач способствует донастройка инструментов поддержки по программе 17641 государственных микрофинансовых и региональных гарантийных организаций. Первый вице -премьер Андрей Белоусов отметил, что в последние годы был решён ряд системных вопросов, однако работа должна быть продолжена и расширена. Особого внимания требуют предприятия в
1 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"
первые три года деятельности, им необходимо помочь с выходом на рынки и получением инвестиционных средств.
Среди направлений, которые также нуждаются в активной поддержке, -промышленные предприятия, сельхозпроизводители, стартапы технологических компаний, социальные предприниматели. Значительные перспективы для бизнеса кроются в выходе на маркетплейсы и развитии экспорта. Повысить доступность мер господдержки позволит цифровизация услуг и упрощение процедур. Ближайшая задача - это упростить количество всевозможных отчётных материалов. Нужно осуществить прорыв, уменьшая количество документов. Это важнейший барьер выхода на рынок, который необходимо снизить всеми способами.
Обвального ухудшения ситуации в секторе МСП удалось избежать за счет мер поддержки, предоставленных государством. Эти меры были намного более масштабными, чем предпринятые в 2020-2021 годах. Предоставление кредитной поддержки позволило «сгладить» эффект от резкого ужесточения денежно -кредитной политики в марте 2022 года.
По мере окончания периода предоставления кредитных каникул и реструктуризации кредитов, доля просроченной задолженности в сегменте МСП существенно вырастет. Дисциплина расчетов с поставщиками в сегменте МСП уже ухудшилась, а доля просрочек более 60 дней возросла. Ситуация может стать хуже на фоне сокращения спроса, истощения финансовых резервов компаний и окончания сроков действия многих мер поддержки.
Наше Правительство всячески пытается облегчить жизнь представителям малого и среднего бизнеса, ежегодно выпуская новые меры поддержки. Но, как показывает практика, такая «роскошь» доступна только представителям определенных видов деятельности.
Малому бизнесу не хватает льгот на налоги и взносы в фонды для выплаты зарплат, дешевых и длинных кредитов на развитие, упрощения обязательной отчетности.
Снижение фискальной нагрузки и налоговые стимулы для отдельных отраслей, которые имеют стратегическое значение для развития экономики, - это оптимальная стратегия в условиях ограниченных ресурсов.
В налоговой сфере в последние годы были предприняты шаги, которые явно способствуют укреплению российского экономического суверенитета. В частности, снижение нагрузки на сектор радиоэлектроники, 1Т-индустрию, малый и средний бизнес, который выступает диверсифицированной базой как спроса, так и предложения.
На сегодня, в экстремальных условиях, поддержка бизнеса по сравнению, например, с Ираном является существенно более скромной как с точки зрения типов поддержки, так и с точки зрения ее предполагаемого периода. В то же время риски, связанные с возникшими технологическими ограничениями, частично и с оттоком из России квалифицированных кадров, приводят к приоритизации в направлениях поддержки 1Т-сферы.
Среди региональных мер поддержки бизнеса преобладают финансовые. Более 50% из них относятся к предоставлению кредитов и займов или являются субсидии. По числу мер поддержки лидируют сравнительно высокодоходные регионы с городами-миллионниками - в частности, с наличием крупных и успешных технопарков и бизнес-инкубаторов (например, Новосибирская область, Республика Татарстан), а также регионы с развитым промышленным комплексом и крупными городами (Челябинская, Ярославская, Ленинградская области). Аутсайдеры здесь достаточно многообразны — это и сравнительно менее развитые регионы Центральной России и Северо-Западного федерального округа, и регионы с городами-миллионниками (Москва, Воронежская и Нижегородская области). Последние, вероятно, на данный момент не спешат вводить меры поддержки бизнеса, поскольку значимые изменения в его состоянии будут наблюдаться в 2023 году, а за 2022 год не произошло настолько ощутимого падения располагаемых доходов населения, чтобы это заметно отразилось на динамике числа МСП.
Таким образом поддержка оказывается только приоритетным направлениям - проектам или организациям в области импортозамещения, а также импортерам оборудования, т.е. наиболее пострадавшим на сегодня организациям. В остальных случаях продлены сроки возвращения субсидий. Наиболее значимые меры, включающие и налоговые льготы, и финансовую поддержку, применены к стратегической сегодня 1Т-отрасли.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"
2. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
3. Постановлении Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»;
4. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
5. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций / [Электронный ресурс] /URL — https://www.garant.ru/article/1532971/ (дата обращения 05.01.2023);
6. Поддержка бизнеса в условиях санкционных ограничений: льготы для IT, мораторий на проверки МСП и кредитные каникулы / [Электронный ресурс] /URL — http://duma.gov.ru/news/53640/ (дата обращения 05.01.2023).
Literature
1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1764 of December 30, 2018 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Russian Credit Organizations and Specialized Financial Companies in Order to Compensate for the Lost Income on Loans Issued in 2019-2024 to Small and Medium-sized Businesses, as well as Individuals Applying a special tax regime "Tax on professional income", at a preferential rate"
2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 337 dated March 10, 2022 "On Approval of the List of Industries in which the Borrower Operates, Specified in Part 1 of Article 7 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the Specifics of the Change the terms of the loan agreement, the loan agreement"and on the invalidation of certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation";
3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 353 dated March 12, 2022 "On the specifics of Licensing activities in the Russian Federation in 2022";
4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 336 dated March 10, 2022 "On the specifics of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control";
5. Support for small and medium—sized businesses under sanctions / [Electronic resource] /URL - https://www.garant.ru/article/1532971 / (accessed 05.01.2023);
6. Business support in conditions of sanctions restrictions: benefits for IT, a moratorium on inspections of SMEs and credit holidays / [Electronic resource] /URL — http://duma.gov.ru/news/53640 / (accessed 05.01.2023).