Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИСП В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИСП В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТНАЯ НАГРУЗКА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НЕНАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалев Владимир Евгеньевич

В статье оценивается степень влияния санкций на деятельность малых и средних предприятий с учетом предпринимаемых Правительством РФ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. С учетом передового зарубежного опыта Ирана и Китая, выявлены особенности и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономических санкций. Обозначены ключевые проблемы правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства в условиях действия в России санкций со стороны ряда недружественных стран. Также в статье анализируются меры, принимаемые Россией для защиты своих интересов в условиях санкций. При этом автор делает вывод о том, что необходимо продолжать работу по улучшению правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства в условиях санкций, а также развивать способы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. На основе статистической информации и изученной научной литературы предложены конкретные меры по улучшению деятельности малых и предприятий в условиях антироссийских санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михалев Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF SME ENTITIES IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

The article assesses the degree of impact of sanctions on the activities of small and medium-sized enterprises, taking into account the measures taken by the Government of the Russian Federation to support small and medium-sized businesses. Taking into account the advanced foreign experience Iran, China, the features and prospects of the development of small and medium-sized enterprises in the conditions of economic sanctions are revealed. The key problems of legal regulation of small and medium-sized businesses in the conditions of sanctions in Russia by a number of unfriendly countries have been identified. The article also analyzes the measures taken by Russia to protect its interests in the face of sanctions. At the same time, the author concludes that it is necessary to continue work to improve the legal regulation of small and medium-sized businesses in the context of sanctions, as well as to develop ways of state support for small and medium-sized businesses. On the basis of statistical information and the studied scientific literature, specific measures are proposed to improve the activities of small enterprises and enterprises in the context of anti-Russian sanctions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИСП В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

Некоторые аспекты правового регулирования деятельности МиСП в условиях санкций

Михалев Владимир Евгеньевич,

студент-магистрант, кафедра предпринимательского и корпоративного права, Институт бизнес-права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

E -mail: vladimirm.mihalev77@yandex.ru

В статье оценивается степень влияния санкций на деятельность малых и средних предприятий с учетом предпринимаемых Правительством РФ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. С учетом передового зарубежного опыта Ирана и Китая, выявлены особенности и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в услови ях экономических санкций. Обозначены ключевые проблемы правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства в условиях действия в России санкций со стороны ряда недружественных стран. Также в статье анализируются меры, принимаемые Россией для защиты своих интересов в условиях санкций. При этом автор делает вывод о том, что необходимо продолжать работу по улучшению правового регулирования деятельности малого и среднего пред принимательства в условиях санкций, а также развивать способы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. На основе статистической информации и изученной научной литературы предложены конкретные меры по улучшению де -ятельности малых и предприятий в условиях антироссийских санкций.

Ключевые слова: административные барьеры, государственная поддержка, кредитная нагрузка, малые и средние предпри -ятия, неналоговые проверки, экономические санкции.

S2

со см о см

Объявленная недружественными странами в отношении России секционная война стала поворотным моментом в изменении государственной экономической политики. Во вновь сложившихся условиях экономического дистанцирования стран Западной Европы, США и иных союзников по НАТО от России Правительство РФ оперативно и своевременно отреагировало на возможные экономические и финансовые угрозы, связанные с действием санкций, и приняло ряд, безусловно, важных мер, в том числе, направленных на всесторон -нюю государственную поддержку малых и средних предприятий (далее по тексту статьи - МиСП).

В любой экономически развитой стране МиСП является краеугольным основанием развития предпринимательской активности в тех областях и сферах жизнедеятельности, которые непосредственно связаны с поддержанием должного уровня экономической и финансовой стабильности и обе спечением базовых потребностей в товарах и услугах. При этом, в России неоднократно заявлялось о том, что Россия активно поддерживает экономический курс, связанный с активной поддержкой всех предприятий малого и среднего бизнеса [11, с. 71]. Подобное заявление не является голослов -ным, а основано на анализе норм Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий ской Федерации» [1]. Данный закон содержит кон -кретные меры государственной поддержки самых различных отраслей и предприятий, в том числе, высокотехнологичных предприятий МиСП, ремесленных, сельскохозяйственных и иных предприятий. По большому счету, еще начиная с 20007 года, в России активно поддерживается сфера МиСП, причем, речь идет не только о законодательных мерах государственной поддержки, но и мерах программного и целевого характера. С 2018 года в России действует Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка ин дивидуальной предпринимательской инициативы» [6]. Данный национальный проект нацелен на уве -личение численности занятых в сфере МиСП, в том числе, индивидуальных предпринимателей. Особенность данного национального проекта в том, что он позволяет развиваться МиСП на всех ста диях экономического цикла, начиная с выдвижения бизнес-идеи до воплощения ее на практике. В условиях санкциях достижение заявленных задача данного национального проекта было затруднено в силу снижения инвестиционных потоков, однако нельзя не признать, что успешная реализация национального проекта в ближайшей перспек-

тиве будет иметь ощутимые результаты. Однако достижения таких результатов стало бы затруднительным без мер дополнительной финансово-экономической поддержки государством в отношении МиСП.

Нужно отметить, что МиСП является вектором поддержания экономической активности большей части населения и в немалой степени способству ет решению проблем безработицы на местах. Приток доходов от МиСП способствует экономической самостоятельности муниципальных образований, малых городов, отдаленных от центральной части России регионов России. Развитие и поддержка МиСП также способствует росту предпринимательской активности. Именно по этим причинам так важно государственная поддержка МиСП в особо сложных условиях негативного воздействия эконо -мических и финансовых санкций.

Однако введенные более года назад экономические и финансовые санкции затронули не только системообразующие и высокотехнологические отрасли российской экономики, в том числе, пред приятия и оборонной отрасли, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Указанные предприятия в условиях нарастания секционного давле-ния столкнулись с рядом существенных проблем, которые не в состоянии решать самостоятельно, в том числе, с падением притока оборотных и ин вестиционных средств для собственного развития, со снижением платежеспособного спроса вследствие инфляции и уменьшения доходов населения, с подорожанием и дефицитом материалов и ком -плектующих, которые преимущественно поставлялись из- за рубежа [].

Несмотря на разделяемыми многими экономистами и финансистами пессимистические прогнозы развития российской экономики в 2022 году, развитие сферы малого и среднего бизнеса на на чало 2023 года имеет положительную динамику. Согласно статистическим данным [14] на начало 2023 года общее количество субъектов МиСП вы -росло на 2,1% и составило 5991349 предприятий. Количество ИП выросло на 3,8% или на 133317 предприятий. В большинстве регионов, а именно в 56 субъектах РФ, количество МиСП увеличилось. Лидерами роста стали: Республика Калмыкия -20,9%, Чеченская Республика - 12,2%, Республика Ингушетия - 11,8%, Республика Тыва - 7,9% Москва - 7,0%. Отрицательная динамика наблюдает ся лишь по количеству малых предприятий, число которых на начало 2023 года снизилось на 0,1%. При этом, наибольший рост по количеству МиСП наблюдается в таких отраслях экономической де ятельности, как обрабатывающие производства (7,0%), образование (6,5%), строительство (4,1%) [14]. Благодаря мерам точечной государственной поддержки активно развиваются высокотехнологи ческие отрасли, включая микроэлектронику, про мышленное производство оборудования и маши ностроение).

Достижение столь позитивных результатов развития МиСП стало бы невозможным без своевре

менно осуществленных Правительством РФ мер государственной поддержки МиСП. Рассмотрим эти меры более подробно.

Во первых, с самого начала проведения специ альной военной операции, в отношении МиСП бы ли введены кредитные каникулы. Согласно данным мерам МиСП получили возможность снизить кредитную нагрузку посредством оформления от срочки исполнения обязательств по кредитным до говорам. Основное условие получения кредитных каникул - предприятия малого и среднего бизнеса должны работать в одной из отраслей, перечень которых был утвержден постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 337 (список включает более 70 кодов ОКВЭД) [2]. Иными словами, кредитные каникулы предоставлялись лишь части МиСП, однако здесь важно указать на изби рательность такого подхода: банки не могут полно ценно работать при условии, что все без исключе ния МиСП получат возможность оформления кре дитных каникул.

Во-вторых, Правительство РФ приняло меры по автоматическому продлению действий получен -ных ранее лицензий. Учитывая, что обычный срок действия лицензий составляет один год, предприятия малого и среднего бизнеса к началу 2023 году уже бы столкнулись с проблемой получения новых лицензий. В дополнение к данной мере был значительно упрощен порядок предоставления лицен -зий МиСП [3].

В третьих, Правительством РФ был введен мо раторий на проверки МиСП со стороны контролирующих органов, а субъекты малого и среднего бизнеса получили возможность полного освобождения от плановых неналоговых проверок, за исключением тех случаев, когда проверки необходимы для выявления правонарушений в области потребительского благополучия и риска причинения вреда жизни и здоровью граждан [4].

В - четвертых, был улучшен маркетплейс импор-тозамещения. Для этого был введен в действие и запущен онлайн -сервис «Электронная торговая площадка ГПБ» [13], позволяющий отечественным заказчикам и производителям сотрудничать без посредников.

В - пятых, был упрощен порядок действия лицен -зий на результаты интеллектуальной собственности, если эти лицензии были выданы зарубежными компаниями, покинувшими российский рынок [5].

Следует указать, что полный перечень мер го сударственной поддержки МиСП значительно шире и постоянно дополняется [12], однако уже пе -речисленные выше меры свидетельствуют о том, что государство заинтересовано в поступательном развитии МиСП. Параллельно этому разрабатываются способы снижения административной нагруз- р ки на малый и средний бизнес и уменьшения нало- Д гового и кредитного бремени. Е

Между тем, следует указать на некоторую из- К бирательность мер государственной поддержки ё в условиях санкций. Так, например, не все субъ- у екты МиСП имеют возможность снизить налого - А

вую и кредитную нагрузку, что, конечно, негативно сказывается на возможности открытия новых ма лых и средних предприятий без привлечения круп -ных инвестиций, а лишь за счет механизма бан ковского кредитования. Данная избирательность приводит к обратному эффекту - росту просро ченной задолженности по банковским кредитам. Так, на конец 2022 года по данным Центрального банка РФ количество МиСП, имеющих просрочен ные кредитные обязательства, выросло на 20,7% по сравнению с началом 2022 года. По состоянию на 01.02.2023 года такой рост составил 16,7% по сравнению с началом февраля 2022 года [10]. Указанные данные свидетельствуют о том, что проблема избыточного кредитного бремени для МиСП в России, к сожалению, не решена. Следует также заметить, что решить эту проблему точечны ми мерами, например, снижением процентных ставок, вряд ли получится в ближайшей перспективе. Требуется более серьезная и планомерная рабо та с привлечением банковских и финансовых экс пертов, а также представителей малого и среднего бизнеса и государства.

Россия является не единственной страной, которая испытала на себе негативные последствия от введения санкций со стороны третьих лиц. Хотя по количеству введённых в отношении России санкций наша страна занимает первое место, другие страны испытали на себе не меньшее санкци онное давление. Наибольшее число санкций в различные периоды времени были введены в отноше -нии таких стран как Китай и Иран.

Китай впервые испытал на себе санкционное давление еще в 1989 году. В таких условиях пра -вительство страны приняло ряд важнейших мер, направленных на комплексное развитие всех на циональных предприятий. Были предприняты меры, направленные на поддержку и финансирование фундаментальных научных и прикладных исследований, внедрен грантовой или проект ный формат поддержки фундаментальной нау ки [8, с. 49]. На основе государственных научно -исследовательских проектных институтов в Китай за относительно небольшой период времени были созданы малые и средние частные предприятия, занимающиеся научными исследованиями, которым государство оказало всестороннюю поддерж ку. Введение данных мер способствовало инновационному развитию китайской экономики на бли жайшие десятилетия. Сейчас Китай полностью обеспечивает себя научными кадрами, активно развиваются в качестве флагманов китайской экономики малые и средние предприятия, нацеленные на производство высокоинновационной и технологичной продукции, которая пользуется спросом в большинстве стран мира.

Россия, безусловно, в попытках противостоять — западным санкциям взяла на основу государствен -2 ные решения китайского правительства по под-Я держке малых и средних высокотехнологичных ° отраслей экономики. В России на развитие науки Ц ежегодно планируется выделять 600 млрд руб., при

этом, в период с 2021 по 2022 года включительно уровень затрат на фундаментальные исследования вырос 35,3% до 40,2% [7]. Между тем, в условиях глобального отставания России по темпам вне -дрения инноваций в промышленное производство прирост затрат на науку является незначительным и не способен в ближайшие несколько лет обеспе -чить Россию суверенной инновационной промыш -ленностью. Например, в поставках микроэлектроники Россия до сих остается почти в полной зависимости от других стран.

Кроме России, наибольшее количество санкций было введено в отношении Ирана (санкции в этой стране действуют с 1979 года). Наиболее серьезными санкциями в отношении Ирана являются: отключение Ирана от системы межбанковского взаимодействия SWIFT, запрет на продажу иранской нефти, полный запрет на участие аме риканских компаний на территории Ирана. Между тем, постоянно действующие уже в течение трех десятилетий санкции не только не ослабили иран скую экономику, но и укрепили ее, сделав ее суве -ренной. Иран нашел обходные пути преодоления санкций: закупал и внедрял наукоемкие техноло -гии через иранскую диаспору в других странах, развивал неэкспортные отрасли иранской эконо -мики, при этом, основной упор был сделан на раз витие неэкспортных предприятий малого и среднего бизнеса [9, с. 177]. Иранское правительство вводило достаточно жесткие меры по поддержке собственной экономики, в том числе, были вве дены ограничения на рост цен основных товаров и услуг, осуществлялось государственное пла нирование экономики. С целью создания и поддержки наукоемких отраслей в Иране действует межведомственная система закупок техноло гий. Министерство информации для этого создает фиктивные компании - в странах- источниках зарубежных технологий (США, Германия и др.) и в странах-посредниках (ОАЭ, Турция, Сингапур и др.) [8, с. 50].

С 2010 г. в Иране действует закон о поддержке наукоемких фирм, для чего учрежден Фонд инноваций и развития. Законом поддерживаются толь -ко частные фирмы, квалифицированные как нау коемкие. Среди основных мер поддержки предприятий МиСП в Иране можно выделить следующие:

• освобождение от налогов и пошлин, включая экспортные пошлины, на 15 лет;

• доступ к кредитам (как долго , так и кратко срочным) под более низкий процент для обе спечения производственных затрат, внедрения НИОКР;

• приоритетное размещение в технопарках;

• содействие участию таких фирм в государ ственных тендерах и закупках;

• предоставление первоочередного права при покупке акций подлежащих приватизации госу дарственных научных учреждений [8, с. 51]. Безусловно, данные меры способствовали тому, что Иран стал одним из ведущих поставщиком в регионе продукции наукоемкой промышленно

сти, в том числе, военного и оборонного предназначения.

Тем самым, анализ опыта поддержки МиСП в условиях действующих санкций в Китае и Иране свидетельствует о том, что Россия выбрала вер ный вариант развития суверенной и независимой экономики, основанной на поддержке и развитии инноваций и научных исследований. Однако теку щий опыт поддержки НИОКР в России пока не да ет оснований для построения позитивных прогно зов. С учетом зарубежного опыта поддержки МиСП в зарубежных странах, находящихся под действу ющими санкциями, в России перспективными вы глядят следующие направления государственной поддержки МиСП:

1) развитие системы государственных закупок у малых и средних предприятий с перспективой постепенного упрощения самой процедуры участия в таких закупках. В связи с переводом российской экономики на приоритетное обеспечение военных и оборонных расходов малые и средние предприятия смогли бы послужить подспорьем для производства продукции военного назначения;

2) создание единой цифровой платформы для потенциальных производителей и заказчиков продукции (не только государственных, но и частных), на базе которой они не только могли бы находить друг друга, но и узнавать о проблемах и нишах в каждой конкретной отрасли от представителей компаний заказчиков путем организации семина ров, круглых столов и др.;

3) создание на базе ведущих вузов страны и НИИ бизнес-структур, способствующих коммерциализации знаний, бизнес-инкубаторов и т.д.

4) предоставление более широкого перечня налоговых и неналоговых льгот малому и сред нему бизнесу, взаимодействующему с научно-образовательными учреждениями и участвующе му в активном финансировании фундаментальных и прикладных исследований.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что санкции для российской экономики открывают широкое поле возможностей для развития как обычных, так и высокотехнологичных малых и средних предприятий. Между тем, реше ние проблемы развития МиСП в условиях санкций не должно носить точечных и разовых мер. Ме ры государственной поддержки должны осущест вляться на планомерной и постоянной основе, при этом, ведущим фактором преодоления экономиче -ских и финансовых затруднений становится необходимость поддержки фундаментальных исследований и науки.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. -Ст. 4006.

2. Постановление Правительства РФ от 10 мар та 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня от раслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Феде рального закона «О внесении изменений в Фе деральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Фе дерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. -№ 11. - Ст. 1716.

3. Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». [Электронный ресурс]. Режим до -ступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/403595416/ (дата обращения: 21.04.2023).

4. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Со брание законодательства Российской Федера ции. - 2022. - № 11. - Ст. 1715.

5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодек са Российской Федерации о защите исключи тельных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми та кие товары маркированы» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2022. -№ 14. - Ст. 2286.

6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской иници ативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/72185938/ (дата обращения: 21.04.2023).

7. В России увеличивается финансирование фун даментальных исследований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler. ш^осю!оду/50368327- V -rossii-uvelichivaetsya -finansirovanie -fundamentalnyh-issledovaniy/ (да -та обращения: 21.04.2023).

8. Демидова, К.В. МСП в условиях антироссийских санкций: итоги первого полугодия р 2022 г. и возможные направления поддержки / И К.В. Демидова // Экономическое развитие Рос - е

сии. - 2022. - Том 29. № 11. - С. 46-54. К

>

9. Донченко, И.А. Субъекты малого и среднего Н предпринимательства в условиях санкционных у ограничений: трудности, поддержка, возмож- >

ности / И.А. Дронченко // Молодой ученый. -2022. - № 19 (414). - С. 176-178.

10. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистический бюллетень. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43863/ stat_bulletin_lending_23-01_32.pdf (дата обра -щения: 21.04.2023).

11. Образцова, О.И. Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? / О.И. Об -разцова, А.Ю. Чепуренко // Вопросы государ -ственного и муниципального управления. -2020. - № . 3. - С. 71-95.

12. Поддержка бизнеса в условиях санкционных ограничений: льготы для IT, мораторий на про верки МСП и кредитные каникулы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/ news/53640/ (дата обращения: 21.04.2023).

13. Сервис импортозамещения ЭТП ГПБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://etpg -pb.ru/portal/import-substitution/ (дата обращения: 21.04.2023).

14. Статистика развития МСП в Российской Фе -дерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://opora.ru/site/assets/files/42057/statis -tika_razvitiya_msp_v_rf.pdf (дата обращения: 21.04.2023).

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF SME ENTITIES IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS

Mikhalev V.E.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

The article assesses the degree of impact of sanctions on the activities of small and medium-sized enterprises, taking into account the measures taken by the Government of the Russian Federation to support small and medium-sized businesses. Taking into account the advanced foreign experience Iran, China, the features and prospects of the development of small and medium sized enterprises in the conditions of economic sanctions are revealed. The key problems of legal regulation of small and medium sized businesses in the conditions of sanctions in Russia by a number of unfriendly countries have been identified. The article also analyzes the measures taken by Russia to protect its interests in the face of sanctions. At the same time, the author concludes that it is necessary to contin -ue work to improve the legal regulation of small and medium-sized businesses in the context of sanctions, as well as to develop ways of state support for small and medium- sized businesses. On the basis of statistical information and the studied scientific literature, specific measures are proposed to improve the activities of small enterprises and enterprises in the context of anti-Russian sanctions.

Keywords: administrative barriers, state support, credit burden, small and medium sized enterprises, non tax inspections, economic sanctions.

References

1. Federal Law No. 209-FZ of July 24, 2007 "On the Development of Small and Medium-sized businesses in the Russian Federa-

tion" (as amended. dated 29.12.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2007. - No. 31. - St. 4006.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 337 dated March 10, 2022 "On Approval of the List of Industries in which the Borrower Operates, Specified in Part 1 of Article 7 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the Specifics of the Change conditions of the loan agreement, loan agreement" and on the invalidation of certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2022. -No. 11. - Article 1716.

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 353 dated March 12, 2022 "On the specifics of licensing activi -ties in the Russian Federation in 2022". [electronic resource]. Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/403595416 / (date of appeal: 04/21/2023).

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 336 dated March 10, 2022 "On the specifics of the organization and implementation of state control (supervision), municipal con -trol" // Collection of Legislation of the Russian Federation. -2022. - No. 11. - Article 1715.

5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 506 dated March 29, 2022 "On goods (groups of goods) in respect of which Certain Provisions of the Civil Code of the Russian Fed eration on the Protection of Exclusive Rights to the Results of Intellectual Activity Expressed in such Goods and means of Individualization with which such Goods are marked" cannot be ap -plied // Collection of Legislation of the Russian Federation Fed eration. - 2022. - No. 14. - St. 2286.

6. Passport of the national project "Small and Medium-sized en -trepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 16 of December 24, 2018)). [electronic resource]. Access mode: https://base.garant.ru/72185938 / (accessed: 04/21/2023).

7. Funding for basic research is increasing in Russia. [elec tronic resource]. Access mode: https://news.rambler.ru/ sociology/50368327 v rossii uvelichivaetsya finansirovanie fundamentalnyh -issledovaniy / (date of address: 04/21/2023).

8. Demidova, K.V. SMEs under anti -Russian sanctions: results of the first half of 2022 and possible areas of support / K.V. Demidova // Economic development of Russia. - 2022. - Volume 29. No. 11. - pp.46-54.

9. Donchenko, I.A. Subjects of small and medium-sized entrepre -neurship in the conditions of sanctions restrictions: difficulties, support, opportunities / I.A. Dronchenko // Young scientist. -2022. - № 19 (414). - Pp. 176-178.

10. Crediting of small and medium-sized businesses. Statistical bul -letin. [electronic resource]. Access mode: https://cbr.ru/Collec-tion/Collection/File/43863/stat_bulletin_lending_23-01_32.pdf (accessed: 04/21/2023).

11. Obraztsova, O.I. Policy towards SMEs in the Russian Fed eration: updating after the pandemic? / O.I. Obraztsova, A. Yu. Chepurenko // Issues of state and municipal administration. - 2020. - No. 3. - pp. 71-95.

12. Business support in conditions of sanctions restrictions: bene -fits for IT, a moratorium on inspections of SMEs and credit holidays. [electronic resource]. Access mode: http://duma.gov.ru/ news/53640 / (accessed: 04/21/2023).

13. Import substitution service of the GPB ETP. [electronic resource]. Access mode: https://etpgpb.ru/portal/import-substitution / (accessed: 04/21/2023).

14. Statistics of SME development in the Russian Federation. [electronic resource]. Access mode: https://opora.ru/site/as sets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf (accessed: 04/21/2023).

СЧ 1Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.