Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРАНЕ И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРАНЕ И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САНКЦИИ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Наталья Вячеславовна, Кущ Елена Николаевна, Герасимова Анна Евгеньевна

В статье рассматривается воздействие антироссийских санкций, вводимых странами Запада, на малое и среднее предпринимательство и граждан России в целом и Северо-Кавказского региона в частности. Анализируются меры правительства в области поддержки данных субъектов, основные факторы, влияющие на сокращение деятельности малого и среднего бизнеса в условиях санкций. Рассматриваются риски, которые могут повлиять на эффективность государственной политики при поддержке субъектов хозяйствования в условиях санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарева Наталья Вячеславовна, Кущ Елена Николаевна, Герасимова Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE COUNTRY AND THE NORTH CAUCASUS REGION DURING THE PERIOD OF SANCTIONS PRESSURE: STATE AND PROBLEMS

The article examines the impact of anti-Russian sanctions imposed by Western countries on small and medium-sized businesses and citizens of Russia and the North Caucasus region. The measures of the government in the field of supporting these entities, the main factors influencing the reduction in the activities of small and medium-sized businesses in the context of sanctions are analyzed. The risks that may affect the effectiveness of state policy with the support of business entities under sanctions pressure are considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРАНЕ И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_9_2_86 УДК 338.242.4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРАНЕ И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Лазарева Наталья Вячеславовна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, e-mail: nlazareva@ncfu.ru

Кущ Елена Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, e-mail: alena.cusch@yandex.ru

Герасимова Анна Евгеньевна,

студент, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, e-mail: Sh62018@yandex.ru

В статье рассматривается воздействие антироссийских санкций, вводимых странами Запада, на малое и среднее предпринимательство и граждан России в целом и Северо-Кавказского региона в частности. Анализируются меры правительства в области поддержки данных субъектов, основные факторы, влияющие на сокращение деятельности малого и среднего бизнеса в условиях санкций. Рассматриваются риски, которые могут повлиять на эффективность государственной политики при поддержке субъектов хозяйствования в условиях санкционного давления.

Ключевые слова: государственная поддержка; малое и среднее предпринимательство; санкции; меры поддержки; малый бизнес.

UDC 338.242.4

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE COUNTRY AND THE NORTH CAUCASUS REGION DURING THE PERIOD OF SANCTIONS PRESSURE: STATE AND PROBLEMS

Lazareva Natalya Vyacheslavovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security and Audit, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia, e-mail: nlazareva@ncfu.ru

Kushch Elena Nikolaevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security and Audit, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia, e-mail: alena.cusch@yandex.ru

Gerasimova Anna Evgenievna,

student, North Caucasian Federal University, Stavropol, Russia, e-mail: Sh62018@ yandex.ru

The article examines the impact of anti-Russian sanctions imposed by Western countries on small and medium-sized businesses and citizens of Russia and the North Caucasus region. The measures of the government in the field of supporting these entities, the main factors influencing the reduction in the activities of small and medium-sized businesses in the context of sanctions are analyzed. The risks that may affect the effectiveness of state policy with the support of business entities under sanctions pressure are considered. Keywords: state support; small and medium business; sanctions; support measures; small business.

Экономические санкции, вводимые странами Запада против России, затронули как малый и средний бизнес, так и обычных граждан.

Согласно статистике большинство субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) сосредоточено в Центральном федеральном округе - 1 893 млн, половина из них приходится на Москву. Далее по численности малых и средних предприятий идет Приволжский федеральный округ - 1 050 млн субъектов, менее представленным является Северо-Кавказский федеральный округ - 209 тыс. субъектов [10]. Отметим, что в 2022 г., после стабилизации ситуации с пандемией коронавируса, общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 221 тыс. по сравнению с предыдущим годом. Аналогичная ситуация характерна и для Ставропольского края, где в настоящее время функционируют 139 тыс. малых и средних предприятий с оборотом свыше 56 млрд рублей. В Северо-Кавказском федеральном округе осуществляют де-

ятельность более 316 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, большая часть которых сосредоточена в торговле и в наиболее приоритетных секторах экономики - строительстве, агропромышленном комплексе и туризме.

Вследствие сложившихся обстоятельств Правительством Российской Федерации был разработан комплекс мер по поддержке населения и бизнеса, часть которых уже активно осуществляется.

На наш взгляд, основными задачами должны стать следующие:

- поддержание стабильного уровня цен, в том числе на социально значимые товары;

- возможность совершать покупку товаров и услуг как у отечественных, так и у иностранных производителей;

- предотвращение оттока иностранного капитала и валютной выручки за рубеж;

- снижение уровня безработицы, социальной напряженности в обществе и, как следствие, повышение уровня жизни населения;

- поддержание функционирования опор-

ных предприятий в различных сферах, в том числе тех, которые контролируются иностранными субъектами;

- сохранение функционирования и улучшение показателей деятельности отечественных организаций;

- сбалансированная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций.

Первым на введенные санкции отреагировал Центральный Банк. Он почти сразу увеличил ключевую ставку до 20 % (на данный момент она снизилась до 9,5 %) с целью предотвращения гиперинфляции, несмотря на то, что это могло в результате привести к снижению объема взятых кредитов [1].

Введенные антироссийские санкции нанесли урон малому и среднему бизнесу значительнее, чем последствия кризисных явлений пандемии Covid-19.

Около 20 % малых и средних предприятий страны вследствие санкций стали сокращать издержки бизнеса. Такой же процент составили и предприниматели, которые следят за дальнейшим развитием событий и на данный момент кардинальных действий не предпринимают. Однако есть также организации, приостановившие работу или полностью ее прекратившие, они составляют около 8 %. По России количество закрытых бизнесов превысило открытых в 2,4 раза. Кроме того, доходы предпринимателей в сложившейся обстановке стали значительно снижаться. Что касается Северо-Кавказского федерального округа, то лидерами по сокращению малых и средних предприятий в 2020 г. стали Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Количество таких предприятий сократилось на 11,8 % и 14,9 % соответственно относительно 2019 г. В Ставропольском крае сокращение составило 3,9 % (с 27,4 тыс. до 26,3 тыс.). При этом бизнес показал убыточность в пяти республиках Северного Кавказа.

Основными факторами, влияющими на сокращение деятельности малого и среднего бизнеса в условиях санкций, по нашему мнению, следует назвать следующие:

- резко увеличившаяся стоимость сырья, материалов, оборудования и запчастей, особенно зарубежных производителей;

- нарушение логистических цепочек поставок, что привело к значительному удорожанию транспортных расходов в структуре

себестоимости продукции, а также к необходимости поиска новых поставщиков;

- уход с рынка Российской Федерации иностранных поставщиков;

- резкий спад спроса на отечественные товары и услуги;

- уход с российского рынка платежных систем, в том силе Visa и MasterCard;

- усложнение регистрационных процедур во время пандемии для вновь создаваемых предприятий.

Однако главным фактором, который влияет на бизнес России, все-таки является сильная зависимость от импорта. Именно поэтому введенные ограничения повлияли в среднем на 80 % российских предприятий.

Нельзя не отметить действия Правительства Российской Федерации, направленные на предотвращение негативных последствий санкционного давления. Наиболее значительными являются:

- Антикризисная программа, направленная на предоставление льготного кредитования малому бизнесу по ставке 15 % годовых и ниже и среднему - 13,5 % и ниже. На нее выделено около 60 млрд рублей, действовать программа будет до 30 декабря 2022 г. [2] В первую очередь данную помощь получили предприятия в сфере IT. В Ставропольском крае в 2022 г. планируется направить порядка 350 млн руб. на поддержку малого и среднего бизнеса, включая 140 млн руб. на модернизацию производств.

- Инвестиционная программа, реализуемая Банком России и Корпорацией МСП с 16 марта. В соответствии с ней средний бизнес может взять инвестиционный кредит под 13,5 %, а малый и микробизнес - по ставке 15 % и ниже. На реализацию программы по стране выделено около 335 млрд руб. [2] В Ставропольском крае в виде льготных креди -тов на пополнение оборотных средств предприниматели уже получили 936 млн руб.

- Программа оборотного кредитования, которая проводится Банком России и заключается в предоставлении оборотных кредитов малым предприятиям по ставке 13,5 % годовых, а средним - 15 % и ниже. Данная программа будет действовать до конца 2022 г. На ее реализацию направлено 340 млрд руб. [2; 8]

Кроме того, субъекты малого и среднего бизнеса могут взять кредитные каникулы, то

есть приостановить или уменьшить размер выплат по кредитам и займам, на срок, не превышающий шесть месяцев. Данная возможность предоставляется предприятиям до конца сентября 2022 г., даже если они уже брали кредитные каникулы в период пандемии. Одним из условий предоставления кредитных каникул является снижение доходов предпринимателей на 30 % и больше. Если предприниматель берет кредитные каникулы, то ему на этот период не начисляются штрафы, пени [5].

Что касается программы компенсации затрат субъектов малого и среднего бизнеса за пользование отечественной СБП (система быстрых платежей), то она продлена еще на шесть месяцев. На реализацию меры предусмотрено 500 млн руб. Возврат потраченных на выплату комиссии средств предпринимателей будет осуществляться ежемесячно. Однако компенсация возможна только для компаний, которые числятся в реестре малого и среднего предпринимательства [9].

К одной из мер поддержки бизнеса относится также мораторий на осуществление плановых проверок предпринимательства. Данное ограничение было введено еще в 2021 г. и на сегодняшний день продлено до конца 2022 г. Однако проверки будут проводиться касательно [3]:

- производств, связанных с угрозой жизни и здоровью рабочих;

- малых и средних предприятий, привлеченных к административной ответственности за административное правонарушение за последние три года;

- предприятий, у которых была отобрана лицензия менее чем три года назад;

- хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией;

- фирм, руководитель которых в период еще на прошедших трех лет был отстранен от деятельности, и др.

По сравнению с 2021 г. в 2022 г. мораторий распространяется также на предприятия, связанные с образованием, здравоохранением, социальной сферой, производством драгоценных камней и металлов.

Санкции также оказали влияние и на обычных граждан. Так, из-за закрытия иностранных предприятий на территории Российской Федерации многие люди остались без рабо-

ты. Вследствие чего уровень безработицы увеличился до 6,5 %. Согласно Росстату в Ставропольском крае численность рабочей силы составляет примерно 1,375 млн человек. Из них 1,314 млн имеют работу, а 61,71 тыс. нет. В других регионах Северного Кавказа численность безработного населения значительно выше, вне зависимости от причин отсутствия работы. Например, в 2021 г. в Дагестане к безработным относилось 170 тысяч человек, в Ингушетии - 80,8 тыс. (уровень безработицы выше 30 %), а в Чечне - 72 тыс. (уровень безработицы достиг 10,9 %). В аутсайдерах оказались также Дагестан, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия с уровнем безработицы 13,6 %, 12,1 % и 10,1 % соответственно.

Наименьший уровень безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе отмечается в Кабардино-Балкарии - 44,6 тыс. человек. Кроме того, произошло снижение доходов населения примерно на 13 %. Несмотря на то что на Северном Кавказе отмечен рост номинальной заработной платы в январе 2022 г. на 9,6 %, снижение реальных доходов отмечалось во всех регионах округа. И в целях помощи гражданам, наиболее пострадавшим в результате введения санкций, Правительством Российской Федерации был разработан комплекс мер, к которым относятся:

- предоставление кредитных каникул для граждан по кредитам и займам, объем которых установлен постановлением и превышает по всем видам кредитов размеры, определенные в период первой волны ко-ронавирусной инфекции. Действие данной меры можно остановить преждевременно. После прекращения кредитных каникул срок возврата денежных средств увеличивается на период, равный кредитным каникулам и дольше. Могут прибегнуть к данной мере граждане, чьи доходы уменьшились на 30 % и больше [6; 7];

- введение дополнительных мер поддержки безработных. Сюда входят: увеличение социальных пособий по безработице; предоставление возможности пройти бесплатные курсы переподготовки не только уже безработным лицам, но и тем, кто может лишиться работы; возможность участия безработных в оплачиваемых работах. Кроме того, это не будет отменять пособия по безработице;

- выплата пособий семьям, у которых есть дети в возрасте от 8 до 16 лет включительно и доход которых на человека ниже прожиточного минимума. Объем выплаты от регионального прожиточного минимума [4];

- увеличение страховых пенсий и выплат по достижению нетрудоспособного возраста с начала 2022 г. на 8,6 %, а с июня этого же года - пенсий неработающих пенсионеров на 10 %. Данная мера дает возможность увеличить доходы населения. По отношению к 2021 г. данные показатели выросли на 19,5 %, что превышает уровень инфляции в текущем году. В среднем размер пенсий увеличился на 1898 рублей. Однако следует учитывать, что данная индексация не затронет работающих пенсионеров;

- рост минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума и социальных выплат. Так как размер пенсий должен быть равен прожиточному минимуму или быть выше него, то он так же, как и МРОТ, с июня был увеличен на 10 %;

- предоставление субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям за трудоустройство лиц до 30 лет. Это осуществляется в целях неполной компенсации затрат предпринимателей [5].

Таким образом, санкции, вводимые странами Запада против России, оказали значительное влияние как на экономику в целом, так и на бизнес и граждан в частности.

Считаем, что предоставляемые меры поддержки могут содержать в себе и ряд непредвиденных рисков.

Прежде всего следует отметить, что меры господдержки существовали и раньше, но предприниматели не пользовались ими из-за ряда причин: слабая информированность, недоверие, недостаточность предлагаемого объема финансовой помощи.

Также малые и средние предприятия создаются, как правило, в отраслях торговли, пи -тания, туризма и т. п., которые зависят напрямую от финансового благополучия граждан. Но, как отмечалось выше, реальные доходы показали тенденцию к снижению, следовательно, люди стали тратить средства в основном на товары первой необходимости.

Введение моратория на налоговые проверки не отменяет их полностью, следовательно, у предпринимателя могут возникнуть опасения к их увеличению в будущем.

Но самым основным риском, по нашему мнению, может стать закредитованность малого и среднего бизнеса: многие предприниматели могут не рискнуть взять льготные кредиты из-за неуверенности в завтрашнем дне и эффективности проводимой государственной политики в сфере экономики.

Таким образом, при разработке мер государственной и региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо учитывать все возможные риски, в также вести разъяснительную политику, предусмотрев все возможные меры для преодоления долгосрочных негативных последствий экономического кризиса.

Список литературы_

1. Антикризисные меры - 2022. URL: http://www.consultant.ru/news/273/ (дата обращения: 01.06.2022).

2. Банк России совместно с Правительством запускает антикризисные программы льготного кредитования МСП. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 01.06.2022).

3. Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки. URL: https://www.buhgalteria. ru/article/kakie-kompanii-ne-budut-proveryat-v-2022-godu-po-moratoriyu-na-proverki? (дата обращения: 01.06.2022).

4. Меры поддержки бизнеса и граждан с 01.03.2022. URL: https://buhguru.com/novye-mery-podderzhki-biznesa-i-grazhdan-2022-sankczii-protiv-rossii (дата обращения: 01.06.2022).

5. Новые меры поддержки бизнеса из-за санкций 2022. URL: https://mbrostov.ru/news/579-novye-mery-podderzhki-biznesa-iz-za-sanktsiy-2022 (дата обращения: 01.06.2022).

6. О комплексе мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций: федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ. URL: https://mybiz63.ru/materials/o-komplekse-mer-podderzki-grazdan-i-biznesa-v-us (дата обращения: 01.06.2022).

7. Поддержка граждан в условиях санкций. URL: http://duma.gov.ru/news/53639/ (дата обращения: 01.06.2022).

8. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций. URL: https://www.garant.ru/article/1532971 (дата обращения: 01.06.2022).

9. Распоряжение от 9 июля 2021 года № 1867-р. URL: http://government.ru/docs/42740 (дата обращения: 01.06.2022).

10. Статистика и показатели предпринимательства в России в 2022 году - исследование по отраслям. URL: https://f.partnerkin.com/blog/allinfo/izmenenie_v_biznes_sfere (дата обращения: 01.06.2022).

11. Таблица всех мер государственной поддержки бизнеса и граждан из-за санкций в 2022 году. URL: https:// www.zarplata-online.ru/art/162904-tablitsa-vseh-mer-gosudarstvennoy-podderjki-biznesa-i-grajdan-iz-za-sanktsiy-v-2022-godu? (дата обращения: 01.06.2022).

References_

1. Anti-crisis measures - 2022. URL: http://www.consultant.ru/news/273 (accessed: 01.06.2022).

2. The Bank of Russia, together with the Government, is launching anti-crisis programs for preferential lending to SMEs. URL: http://www.cbr.ru (date of application: 01.06.2022).

3. Which companies will not be checked in 2022 under the moratorium on inspections. URL: https://www.buhgalteria. ru/article/kakie-kompanii-ne-budut-proveryat-v-2022-godu-po-moratoriyu-na-proverki? (accessed: 01.06.2022).

4. Measures to support businesses and citizens from 01.03.2022. URL: https://buhguru.com/novye-mery-podderzhki-biznesa-i-grazhdan-2022-sankczii-protiv-rossii (date of application: 01.06.2022).

5. New measures to support business due to sanctions 2022. URL: https://mbrostov.ru/news/579-novye-mery-podderzhki-biznesa-iz-za-sanktsiy-2022 (date of application: 01.06.2022).

6. On the package of measures to support citizens and businesses under sanctions: Federal Law No. 08.03.2022 46-FZ. URL: https://mybiz63.ru/materials/o-komplekse-mer-podderzki-grazdan-i-biznesa-v-us (accessed: 01.06.2022).

7. Support of citizens in the conditions of sanctions. URL: http://duma.gov.ru/news/53639 / (date of application: 01.06.2022).

8. Support for small and medium-sized businesses under sanctions. URL: https://www.garant.ru/article/1532971 (date of appeal: 01.06.2022).

9. Order No. 1867-p of July 9, 2021. URL: http://government.ru/docs/42740 (accessed: 01.06.2022).

10. Statistics and indicators of entrepreneurship in Russia in 2022 - research by industry. URL: https://f.partnerkin. com/blog/allinfo/izmenenie_v_biznes_sfere (accessed: 06/01/2022).

11. Table of all measures of state support for businesses and citizens due to sanctions in 2022. URL: https://www. zarplata-online.ru/art/162904-tablitsa-vseh-mer-gosudarstvennoy-podderjki-biznesa-i-grajdan-iz-za-sanktsiy-v-2022-godu? (accessed: 01.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.