ture and Sports of Primorsky Krai. Electronic resource: https://sportprimorsky.ru/press-centre/15058-oleg-kozhemyako-finansirovanie-sporta-v-regionah-ne-dolzhno-sokraschatsya.html (accessed: 05.04.2022).
8. Kostikov V.Yu. Branding in sports: conceptual foundations // Social policy and Sociology. - 2016. -Vol. 15. No. 1 (114). - pp. 54-63.
9. Krolivetsky E.N., Sazhneva L.P. Forecast estimates of achievement of strategic goals by business structures / Journal of Legal and Economic Research. - 2019. - No. 4. - pp. 211-214.
10. Lednev V.A. Sports industry: entrepreneurship and management training/ Modern Competition. -2017. - Vol. 11. No. 4 (64). - pp. 45-62.
11. Lopatkin G.S., Vasilyeva E.I. Development of physical culture and sports in Germany // Alley of Science. - 2019. - Vol. 3. No. 12 (39). - pp. 108-110.
12. Orlova V.V., Halaleeva O.E. Student sports in the conditions of globalization// International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2014. - №1, 2. - P. 18-25.
13. Popova I.M., Bashkatova Yu.I. Key areas of work with consumers of a sports product // Economics and entrepreneurship. - 2014. - № 11-3 (52-3). - Pp. 466-469.
14. Sergeev A.V. The ideological platform of the expert community in the field of formation of physical culture of students and the state policy of the Russian Federation: comparative analysis // Theory and practice of physical culture. - 2019. - No. 3. - pp. 96-98.
15. Tatmedia. Electronic resource: https://www.tatar-inform.ru/news/v-2022-godu-na-razvitie-vnutrennego-sporta-v-rossii-vydelyat-8-mlrd-rublei-5861068 (accessed: 05.04.2022).
16. Shlafman A.I. The role of open innovations for the development of the service sector // Economics and Entrepreneurship. - 2016. - № 10-1 (75-1). - Pp. 1180-1182.
17.Yusupov Sh.R., Yusupov R.A. Actual issues of information support of the state policy of the Russian Federation in the field of physical culture and sports // Science and sport: modern trends. -2019. - Vol. 7. No. 3. - pp. 125-129.
EDN: BMXGHV
М.Х. Барчо - д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
M.Kh. Barcho - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, FSBEI HE Kuban SAU;
М.П. Зелинский - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
M.P. Zelinsky - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; В.А. Тюрин - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
V.A. Tyurin - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU; Е.Р. Шабатура - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
E.R. Shabatura - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ MEASURES OF STATE SUPPORT FOR RUSSIAN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES DURING THE PANDEMIC
Аннотация. На современном этапе развития российская экономическая действительность говорит нам о том, что все без исключения экономические субъекты бизнеса должны непрерывно развиваться, это не позволит им потерять свои позиции на рынке и снизить конкурентно способность своей продукции. В условиях локдауна особое внимание стоит уделить развитию и поддержки малого и среднего предпринимательства, так как именно он как известно составляет основу национальных экономик. Наряду с этим, благодаря гибкости этого сегмента бизнеса происходит быстрое приспо-
собление к измененным внешним условиям, что, в свою очередь, позволяет полноценно удовлетворять возникающий спрос.
В статье проанализированы меры государственной поддержки российского малого и среднего бизнеса в период пандемии на примере Краснодарского края. Выявлены наиболее острые проблемы, с которыми столкнулись представители МСП в период локдауна. Сделан общий вывод о сложившейся экономической ситуации в исследуемом периоде.
Abstract. At the present stage of development, the Russian economic reality tells us that all economic business entities, without exception, must continuously develop, this will not allow them to lose their positions in the market and reduce the competitiveness of their products. In the conditions of lockdown, special attention should be paid to the development and support of small and medium-sized businesses, as it is known that it forms the basis of national economies. Along with this, due to the flexibility of this business segment, there is a rapid adaptation to the changed external conditions, which, in turn, allows us to fully meet the emerging demand.
The article analyzes the measures of state support for Russian small and medium-sized businesses during the pandemic on the example of the Krasnodar Territory. The most acute problems faced by representatives of SMEs during the lockdown period have been identified. A general conclusion is made about the current economic situation in the period under study.
Ключевые слова: пандемия, малый и средний бизнес, экономика, меры государственной поддержки, локдаун, финансовая устойчивость.
Keywords: pandemic, small and medium-sized businesses, government support measures, lock-down, financial stability.
В современных обстоятельствах, сложившихся в результате пандемии Covid-19, исследование вопросов развития малого и среднего бизнеса представляется особенно важным и актуальным, учитывая наибольшую уязвимость данного сегмента бизнеса и его значение для социально - экономического развития любой национальной экономики. Малый и средний бизнес вносит большой вклад как во всемирную, так и в общероссийскую экономику. На всю часть мсп приходится до 90 % всех компаний в мире, более 70 % мировой занятости и 50 % ВВП, что делает предприятия малого и среднего бизнеса центральными субъектами экономической сферы [8].
Целью данной работы является провести комплексный анализ мер государственной поддержки в ситуации локдауна на работу малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также на региональном уровне - в Краснодарском крае, выделить наиболее острые задачи, стоящие перед малым и средним бизнесом в условиях кризиса и разработать предложения по их решению.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- исследовать актуальные направления развития малого и среднего предпринимательства в России и Краснодарском крае;
- рассмотреть влияние пандемии на результативность деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;
- выявить наиболее острые проблемы малого предпринимательства в период пандемии;
- рассмотреть меры поддержки государством малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.
Независимо от того, что в России сектор малого и среднего бизнеса развивается быстрыми темпами, по сравнению с развитыми странами их вклад в ВВП остается низким. Так, в 2019 году доля продукции МСП в ВВП РФ составляла 20,8 %, а к 2020 году снизилась до 19,8 %. В развитых странах вклад МСП в экономику достигает 50-60 %. Но при этом тарге-тированный показатель на 2025 год - 40 % ВВП, его установил Президент Владимир Путин в майском указе 2018 года. Раньше аналитики связывали кризис субъектов МСП с повышением НДС до 20 % и снижением благосостояния россиян, но в наше время к этому добавляют влияние пандемии ^vid-19 [17].
В начале 2020 года количество субъектов МСП в России составило 5,6 млн, уже через полгода данный показатель был на уровне 6,05 млн. На сегодняшний день количество предприятий малого и среднего бизнеса в стране постепенно нарастает, однако эксперты склонны
оценивать данный рост медленным и неудовлетворительным. По ожидаемым прогнозам, обороты МСП выйдут на докризисный уровень не раньше 2022 года.
В Краснодарском крае количество малых и средних предприятий в 2020 г. уменьшилось почти на 13 тыс. ед. Так, согласно данным реестра субъектов МСБ федеральной налоговой службы России, в конце 2019 года их численность составляла около 277 тыс., в то время как в 2020 году количество предприятий малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае сократилось до 265 тыс. ед. На рисунке 1 рассмотрим и проанализируем динамику численности предприятий малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае в период с 2017 по 2020 год [4].
295000 290000 285000
280000 I ---
275000 270000 265000 260000
255000 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
□ 10 января 273962 281417 282016 276897
□ 10 июня 283704 287970 288926 280784
□ 10 декабря 280651 283260 278521 267585
Н 10 января НЮ июня ЕЗЮденабря
Рисунок 1 - Динамика численности предприятий малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае с 2017 г. по 2020 г.
Анализируя данные рисунка 1 можно заключить, что сокращение численности МСП наблюдается лишь в 2020 году, что, очевидно является свидетельстом влиянии пандемии. Закономерно, что при этом произошло сокращение рабочих мест. За 2020 год за содействием в поиске работы в центры занятости населения обратилось 309 тыс. человек. Этот показатель в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В связи с этим в Краснодарском крае, как и во всей России уровень безработицы увеличивается и за 2020 год составляет 5,6 % [6].
В период локдауна Госдумой РФ был принят закон о кредитных каникулах для граждан и предпринимателей МСП, который позволит стабилизовать их финансовое состояние в условиях конъектуры падения спроса на товары, работы и услуги. Доля кредитных уплат также может быть направлена на выплаты сотрудникам и оплату обязательных выплат. Закон предусматривает каникулы по потребительским и ипотечным кредитам.
В Краснодарском крае активно развивается инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Включенные в нее предприятия, помогли во время пандемии создать для МСП своеобразную подушку безопасности. На сегодняшний день в сфере малого и среднего предпринимательства занято более 838 тыс. чел. Предприятия МСП работают в самых разных отраслях экономики края - от перерабатывающей промышленности и АПК до курортной сферы и торговли [18].
В период пандемии половина представителей МСП Кубани потерпели убытки, при этом организации были вынуждены своими силами продолжать действовать дальше, поддерживать производство и своевременно выплачивать заработную плату. Для этого докапи-тализировали региональные Фонды микрофинансирования и Фонд развития промышленности.
1.Фонд развития бизнеса
1.Фонд развития промышленно сти
1.ФОНД микрофинансирования
1. Центр поддержки предпринимательства
1.Центр поддержки экспорта
Рисунок 2 - Организации, которые содействовали предприятиям МСП
в период пандемии
Фонд микрофинансирования был увеличен на 1,25 млрд рублей по специальным антикризисным льготным займам со ставкой от 0,1 процента годовых. В 2020 году он выдал более 1,9 млрд рублей. На 500 млн рублей в 2020 году вырос региональный Фонд развития промышленности. За год он выдал льготных займов на сумму более 750 млн рублей [10].
Очередным ключом поддержки предприятий МСП в период пандемии Covid-19 стал Фонд развития бизнеса. В 2020 году он выдал 217 поручительств на сумму порядка 1,6 млрд рублей. Это дало возможность предпринимателям привлечь в бизнес почти 3,9 млрд рублей заемных средств. В 2020 почти году 50 тыс. предпринимателей воспользовались региональными инструментами помощи. Около 100 тыс. представителей МСП воспользовались федеральными мерами поддержки. В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» их финансирование из краевого бюджета будет увеличено. Фонд микрофинансирования выделит более 2 млрд рублей на займы для МСП под небольшой процент.
По данным за 2020 года малый и средний бизнес Краснодарского края направил в банки свыше 3,6 тысяч обращений о предоставлении кредитных каникул. По 73 % обращений банки приняли положительное решение. Резиденты малого и среднего бизнеса могут получить кредитные каникулы, если их деятельность относится к перечню отраслей экономики, наиболее пострадавших в результате пандемии [10].
Администрацией Краснодарского края были определены отрасли экономики, наиболее пострадавшие от пандемии (субъекты МСП): общественное питание, туризм, отдых, торговля, сфера обслуживания, сфера развлечения, транспорт, логистика, грузоперевозки и т.д [3].
На рисунке 3 представлены данные экспертов по отраслям экономики, которые наиболее пострадали в период распространения коронавирусной инфекции в Краснодарском крае [8].
Таким образом, наиболее пострадавшей в период пандемии, является сфера общественного питания, далее туризм и отдых, и торговля, - в процентном соотношении 22 %, 19 %, 15 % соответственно. Наименьший ущерб понесла отрасль индустрии красоты, что составляет 5 % от общего числа.
COVID-19 внес свои корректировки в разные сферы бизнеса. Многие предприятия малого и среднего бизнеса попробовали перейти на онлайн обслуживание и поняли, что такой вид деятельности подходит практически всем. Даже сфера предоставления медицинских услуг может спокойно чувствовать себя в онлайн.
В соответствии с результатами экспертного опроса, проведенного Маркетинговым агентством «РБК Исследования рынков» в партнерстве с SAP CIS, большая часть компаний (51 %) МСП, вовремя локдауна использовали специальное программное обеспечение для перестройки бизнес-процессов. Самая высокая доля таких респондентов присуще компаниям промышленного производства (63 %), фармацевтических (62 %) и компаний, занимающихся логистикой и перевозкой грузов (60 %) [9].
Рейтинговая оценка экспертов, в % от общего числа МСП
Рисунок 3 - Отрасли экономики наиболее сильно пострадавшие в период распространения коронавирусной инфекции в Краснодарском крае, 2020 г.
Согласно опросу, к современным тенденциям развития малого и среднего предпринимательства в России относится изменения в таких бизнес-процессах, как управление персоналом (53 %), маркетинг, планирование и онлайн-продажи - по 51 % соответственно. Это обусловлено введение карантинных мер и перевод многих бизнес-процессов на удаленный режим [9].
Пандемия коронавируса COVID-19 подтолкнула часть малых и средних предпринимателей перестроить и реорганизовать бизнес в сторону цифровизации, что уже стало перерастать в тенденцию. Так, благодаря кризису, руководство компаний стало более часто и эффективно принимать решений по оптимизации выработанных бизнес-моделей (45 %), нахождению путей сокращения издержек (49 %), а также развитию новых направлений бизнеса (25 %) [14].
Но такие тенденции проявились не во всех видах МСП, действующих на территории страны. Так, проблемными, с этой точки зрения, остаются промышленные компании, которые по объективным причинам не могут перенести все бизнес-процессы в онлайн-пространство. С другой стороны, более динамичными выглядели компании, занятые в розничных продажах, фармацевтике, а также в производстве товаров народного потребления [14].
Представители бизнеса по-разному пытаются адаптироваться к сложившейся ситуации, и в этом смысле их можно разделить на две группы. Представители первой, полностью останавливают рекламную активность, увольняют сотрудников, сокращают заработные платы. Вторые - стараются автоматизировать все процессы для большей эффективности, держат курс на завоевывание новых рынков. Для них пандемия используется как возможность перехода бизнеса в новую среду.
Согласно исследованию УоиБеап, 60 % пользователей предпочитают взаимодействие с брендом онлайн, а 78 % используют для этого социальные сети. Так, например, в начале 2021 года увеличилась посещаемость сайтов местных новостей, а также их социальных страниц вдвое по сравнению с 2020 годом, а также трафик в мессенджерах. В условиях пандемии интернет-платформами стали пользоваться 78 % россиян, также проведенные исследования показали, что и увеличилось время использования сети интернет на 12 % к началу 2021 года, по сравнению с прошлым годом [11].
Из-за пандемии все большее число компаний отказывается от офисной работы. Так, ещё одной современной тенденцией развития МСП в стране является перевод сотрудников на дистанционный режим работы, которое наблюдается и после снятия ограничительных мер. Причинами данных решений руководители организаций называют достойные показатели работы из дома, и невозможность выполнять требования Роспотребнадзора к возвраще-
нию сотрудников в офис. В Краснодарском крае большое число организаций сохранили дистанционный режим работы, вызванный пандемией, для работников в тех областях, где это является возможным.
С началом распространения COVГО-19 начали появляться публикации, которые описывают негативное влияние последствий кризиса на МСП, а также анализируют меры поддержки, принимаемые правительствами разных стран. Так, Международный валютный фонд (МВФ) разработал серию публикаций по мерам налогово-бюджетной политики, которая реагирует на проблемы вызванные на COVID-19. В публикации «Меры политики в области расходов в поддержку компаний и домашних хозяйств» организация указывает на четыре общих тезиса, касающихся мер поддержки (рисунок 4) [3].
Рисунок 4 - Тезисы публикации МВФ «Меры политики в области расходов в поддержку компаний и домашних хозяйств»
Малый и средний бизнес общепринято составляет основу национальных экономик, при том, что гибкость предприятий МСП позволяет им оперативно реагировать на изменение внешних условий и полноценно удовлетворять возникающий спрос, они остаются уязвимы перед серьезными экономическими потрясениями. Существующих механизмов содействия развитию оказывается недостаточно для того, чтобы малый и средний бизнес пережил пандемию без дополнительной целенаправленной государственной поддержки.
Рисунок 5 - Основные вызовы и проблемы для малого и среднего бизнеса
в условиях пандемии
Несмотря на экономический кризис, сокращение бюджетных поступлений и рост расходов на борьбу с пандемией, промедление и экономия в вопросах государственной под-
держки частного сектора в целом и субъектов МСП как его важнейшей части могут обернуться для государств более глубокой и продолжительной рецессией. Разрабатываемые государствами меры поддержки должны основываться на четких целях экономической политики, быть системными, а также учитывать долгосрочные приоритеты развития.
Источники:
1. RISE WITH SAP центр цифрового лидерства [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sap.com/ cis/index.html.
2. Банк России. Меры по поддержки граждан и бизнеса в период борьбы с распространением ко-ронавируса [Электронный ресурс]/ Банк России // Официальный сайт Банка России. - Москва. -2021. Режим доступа: https://www.cbr.ru/covid/.
3. Воробьев В. Опыт и практика работы бизнеса в условиях пандемии [Электронный ресурс]/ В. Воробьев // Кубанские новости - Краснодар - 2020.-Режим доступа: https://kubnews.ru/ekonomika/ 2020/10/29/v-krasnodare-obsudili-mery-gosudarstvennoy-podderzhki-biznesa/.
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Режим доступа:https://rmsp.nalog.ru/?&t=1615631457421.
5. Закон Российской Федерации от 6.07.2007 №209-ФЗ «О развитий малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим досту-m:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
6. Интерактивный портал службы труда и занятости населения. Министерства труда и социального развития Краснодарского края [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kubzan.ru/page/центры_занятости_населения.
7. Махмутов Т.А. Как короновирус меняет работу малого и среднего бизнеса: закрытие магазинов, поддержка государства и время стартапов[Электронный ресурс]/ Т.А. Махмутов// Счетная палата Российской Федерации. - Москва. - 2020. Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-rabotu-malogo-i-srednego-biznesa-zakrytie-magazinov-podderzhka-gosudarstva-i.
8. Михеенко Д. Кредиты в помощь [Электронный ресурс]/ Д.Михеенко// Коммерсантъ. - Кубань, Адыгея, Краснодар. - 2020. - № 235.-С.14. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/4625631.
9. ООО Маркетинговое агенство РБК Компании BETA [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rbc.ru/companies/amp/ogrn/1097847216433/.
10. Официальный портал малого и среднего бизнеса на Кубани. Малый бизнес Кубани [Электронный ресурс]/ Поддержка бизнеса в условиях COVID-19// Краснодар. - 2020. Режим доступа: http://www.mbkuban.ru.
11. Платформа для аналитики социальных медиа на базе искусственного интеллекта YouScan [Электронный ресурс] Режим доступа: https://youscan.io/ru/.
12. Поддержка МСП в контексте COVID-19 [Электронный ресурс] / Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ.-2020.- Режим доступа:https://ach.gov.ru/upload/ pdf/Covid-19-SME.pd.
13. Распоряжение правительства РФ от 02.06.2016 №1083 «Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».
14. Собянин С.С. Меры поддержки бизнеса [Электронный ресурс]/ С.С. Собянин// Официальный сайт Мэра Москвы. - Москва. - 2020. Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/covid-19/business/.
15. Уметбаева Ю.И. Поддержка малого и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс] / Ю.И. Уметбаева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.- Тольятти- 2016.-№2(47).-С. 141-153. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-malogo-i.
16. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный ресурс] Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа : https://rosstat.gov.ru/.
18. Яковенко Е. Скорая помощь для бизнеса. Как на Кубани поддерживают предпринимателей в период пандемии COVID-19[Электронный ресурс] / Е.Яковенко // Кубанские новости -Краснодар - 2021. - Режим доступа: https://kubnews.ru/obshchestvo/2021/03/15/voz-porekomendovala-kak-mozhno-bystree-provesti-vaktsinatsiyu-ot-koronavirusa/.
19. Formation of innovation system of AIC: mechanism of innovation transfer / I.G. Ushachev, Sandu,V.I. Nechaev, Barcho M.Kh. / - M. : FSBRI SRIEA, 2019 - p. 186. References:
1. RISE WITH SAP digital leadership center [Electronic resource] Access mode: https: //www .sap.com/cis/index.html.
2. Bank of Russia. Measures to support citizens and businesses during the fight against the spread of coronavirus [Electronic resource] / Bank of Russia // Official website of the Bank of Russia. - Moscow. - 2021. Access mode: https://www.cbr.ru/covid/.
3. Vorobyov V. Experience and practice of business in a pandemic [Electronic resource] / V. Vorobyov // Kuban news - Krasnodar - 2020.- Access mode: https://kubnews.ru/ekonomika/ 2020/10/29/ v-krasnodare-obsudili-mery-gosudarstvennoy-podderzhki-biznesa/.
4. Unified register of small and medium-sized businesses [Electronic resource] Access mode: https://rmsp.nalog.ru/?&t=1615631457421.
5. Law of the Russian Federation of July 6, 2007 No. 209-FZ "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" [Electronic resource].- Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
6. Interactive portal of the service of labor and employment of the population. Ministry of Labor and Social Development of the Krasnodar Territory [Electronic resource] Access mode: https: //www .kubzan.ru/page/employment_centers_of_population.
7. Makhmutov T.A. How coronovirus changes the work of small and medium-sized businesses: store closures, government support and start-up time [Electronic resource] / T.A. Makhmutov // Accounts Chamber of the Russian Federation. - Moscow. - 2020. Access mode: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-rabotu-malogo-i-srednego-biznesa-zakrytie-magazinov-podderzhka-gosudarstva-i.
8. Mikheenko D. Loans to help [Electronic resource]/ D. Mikheenko// Kommersant. - Kuban, Adygea, Krasnodar. - 2020. - No. 235.-P.14. Access mode: https://www.kommersant.ru/ doc/4625631.
9. LLC Marketing agency RBC Company BETA [Electronic resource] Access mode: https://rbc.ru/companies/amp/ogrn/1097847216433/.
10. Official portal of small and medium business in the Kuban. Small business of Kuban [Electronic resource]/ Business support in the conditions of COVID-19// Krasnodar. - 2020. Access mode: http: //www .mbkuban.ru.
11. Platform for social media analytics based on artificial intelligence YouScan [Electronic resource] Access mode: https://youscan.io/ru/.
12. Support for SMEs in the context of COVID-19 [Electronic resource] / Department of International and Regional Cooperation of the RF SP.-2020.- Access mode: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pd.
13. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.06.2016 No. 1083 "On approval of the strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030".
14. Sobyanin S.S. Business support measures [Electronic resource] / S.S. Sobyanin // Official website of the Mayor of Moscow. - Moscow. - 2020. Access mode: https://www.mos.ru/city/projects/covid-19/business/.
15. Umetbaeva Yu.I. Support for small and medium-sized businesses in Russia [Electronic resource] / Yu.I. Umetbaeva // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev.- Tolyatti- 2016.-№2(47).-S. 141-153. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-malogo-i.
16. Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea [Electronic resource] Access mode: https://krsdstat.gks.ru/.
17. Federal State Statistics Service [Electronic resource] Access mode: https://rosstat.gov.ru/.
18. Yakovenko E. Ambulance for business. How entrepreneurs are supported in the Kuban during the COVID-19 pandemic [Electronic resource] / E. Yakovenko // Kuban News - Krasnodar - 2021. -Access mode: https://kubnews.ru/obshchestvo/2021/03/15/voz- porekomendovala-kak-mozhno-bystree-provesti-vaktsinatsiyu-ot-koronavirusa/.
19. Formation of innovation system of AIC: mechanism of innovation transfer / I.G. Ushachev, Sandu, V.I. Nechaev, Barcho M.Kh. / - M. : FSBRI SRIEA, 2019 - p. 186.