Научная статья на тему 'МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Светлана Анатольевна, Черноризова Нина Васильевна

В статье рассматриваются проблемы, возникшие в результате пандемии коронавируса и санкций, отразившиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в России. Рассматриваются меры государственной поддержки для решения данных проблем. Делается вывод, что создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в России поможет за короткое время поднять экономику страны, улучшить благополучие населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулина Светлана Анатольевна, Черноризова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO SUPPORT SMALL BUSINESS IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the problems that arose as a result of the coronavirus pandemic and sanctions, which affected the development of small and medium-sized businesses in Russia. Measures of state support for solving these problems are considered. It is concluded that the creation of favorable conditions for the development of small businesses in Russia will help in a short time to raise the country’s economy, improve the well-being of the population.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_128 УДК 338.2

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Никулина Светлана Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, Институт технологий управления, Российский технологический университет, г. Москва, Россия

Черноризова Нина Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент, Институт технологий управления, Российский технологический университет, г. Москва, Россия

В статье рассматриваются проблемы, возникшие в результате пандемии коронавируса и санкций, отразившиеся на развитии малого и среднего предпринимательства в России. Рассматриваются меры государственной поддержки для решения данных проблем. Делается вывод, что создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в России поможет за короткое время поднять экономику страны, улучшить благополучие населения.

Ключевые слова: меры поддержки; предпринимательство; малый бизнес; предприниматель.

UDC 338.2

MEASURES TO SUPPORT SMALL BUSINESS IN RUSSIA AT THE

PRESENT STAGE

Nikulina Svetlana Anatolyevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Institute of Management

Technologies, Russian Technological University, Moscow, Russia

Chernorizova Nina Vasilievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Institute of Management

Technologies, Russian Technological University, Moscow, Russia

The article deals with the problems that arose as a result of the coronavirus pandemic and sanctions, which affected the development of small and medium-sized businesses in Russia. Measures of state support for solving these problems are considered. It is concluded that the creation of favorable conditions for the development of small businesses in Russia will help in a short time to raise the country's economy, improve the well-being of the population.

Keywords: support measures; entrepreneurship; small business; entrepreneur.

В очередной раз Россия столкнулась с беспрецедентными экономическими санкциями со стороны зарубежных стран, которые оказали болезненное влияние на российский бизнес из-за высокой зависимости от импорта многих фирм (импортную составляющую до 10 % имели 26,8 % компаний, от 10 до 50 % - 36,9 %, более 50 % - 26,4 % и о полной зависимости от импорта сообщили 9,9 % компаний). С начала 2022 г. десятки зарубежных фирм - от ретейлеров одежды до

ИТ-компаний - ушли с российского рынка [1].

Наиболее уязвимыми оказались малый и средний сектора экономики.

Малое предпринимательство во все времена являлось ключевым сегментом рыночной экономики. Малые предприятия иногда называют кроветворной системой предпринимательства, они позволяют не только насыщать рынок дополнительными рабочими местами, но и оказывать большое влияние на развитие экономики страны, поскольку при-

водят к производству товаров, работ, услуг, к увеличению экспорта, росту использования сырьевых ресурсов, развитию инноваций, проявляют оперативность и гибкость при изменении условий рыночной среды, способны быстро реагировать на структурные изменения в экономике.

Кроме неблагоприятных факторов внешней среды, на внутреннем рынке в большей степени из-за пандемии коронавируса произошло резкое повышение цен на ряд това-

ров, в частности металла, древесины, стройматериалов. Доходность малого бизнеса в 2021 г. резко упала, также очень высокую конкуренцию для этого сегмента экономики составили самозанятые.

По данным Росстата, в 2021 г. инфляция составила 8,39 %, на октябрь 2022 г. - 13,4 %.

На рис. 1 представлена информация о количестве действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2016-2021 гг.

■Количество действующих малых предприятий

Рисунок 1 - Количество действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2016-2021 гг. (ед.) [2]

Несмотря на сложные внешнеполитиче- рост компаний малого и среднего бизнеса -

ские и экономические условия, сложившие- на 1,38 % по сравнению с прошлым годом

ся в мире и внутри страны, по состоянию на (рис. 2). апрель 2021 г. произошел значительный при-

данные Росстат на 15.04.2021 2,52%

1,38% 1,33% 1,08% 1,10% 1,08%

0,66% 0,66%

-0,02%

По России Центральный Севера-Западный Южный Северо-Кавказский Привел тений Уральский ФО Ф0 Ф0 ФО ФО ФО

Сибирский Далневосточный ФО Ф0

Т(МКОРГ

[Ма

tinkoff.ru

Рисунок 2 - Процент прироста компаний в 2021 г. относительно 2020 г.

Наибольший рост малых и средних предприятий приходится на Центральный федеральный округ [1].

Большое влияние на снижение доли размера выручки в ВВП оказала пандемия коронавируса. Доля малых предприятий по размеру выручки в ВВП, % на 2020 г. составила 19,8 %, по сравнению с 2019 г. - 20,8 %. По данным Роскомстата, также за 2020 г. снизился оборот малых предприятий (без микропредприятий) на 3,1 трлн руб. [1]

Негативные последствия затронули деятельность более 4,17 млн малых предприятий в России (от их общего числа 6,05 млн).

В это сложное для страны время государство разработало ряд мер, направленных на поддержание работы малого бизнеса. Рассмотрим некоторые из них, которые могут быть направлены на предотвращение усугубления системных проблем бизнеса.

В условиях экономических санкций со стороны недружественных государств Правительство Российской Федерации предложило активно использовать информационную, консультационную, финансовую и имущественную помощь для субъектов малого предпринимательства. Так, с 1 февраля 2022 г. на базе цифровой платформы оказывается поддержка самозанятым гражданам, субъектам малого и среднего бизнеса и гражданам, планирующим заниматься бизнесом. На базе цифровой платформы, разработанной совместно Корпорацией МСП и Минэкономразвития, сервисы объединяются в новую экосистему. На цифровой платформе представлена информация по налоговым услугам, открытию бизнеса, оформлению кредита, первичных документов, необходимых для занятия предпринимательской деятельностью, и др. [3]

Однако, несмотря на необходимую для предпринимателя информацию и предоставленные возможности, на сайте отсутствует важная для начинающего предпринимателя информация о составлении бизнес-плана. Было бы уместно, особенно для будущего предпринимателя, не имеющего специального экономического образования, разместить алгоритм формирования бизнес-плана и специальную программу, позволяющую получить конечные финансовые результаты по бизнес-идее с комментариями по ее заполнению и обучающими роликами. В центрах

занятости или содействия развитию малого бизнеса также можно осуществлять бесплатные консультации для будущих предпринимателей.

По данным аналитического центра, который проводил исследование в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга НАФИ [4], 90 % российских пред -принимателей хотели бы получить знания и компетенции, которые необходимо использовать для развития бизнеса. Особым спросом у предпринимателей пользуются освоение цифровых программ и сервисов, умение разбираться в действующем законодательстве и использование различных маркетинговых методов для продвижения своего бизнеса на рынок. Можно было бы привлекать ведущие вузы страны с целью организации краткосрочных курсов повышения квалификации для предпринимателей.

Малому и среднему бизнесу программные продукты реализуются со скидкой до 50 %. В числе программных продуктов такие важней -шие для ведения бизнеса, как 1С, R-Keeper, Эвотор [5]. Правительство Российской Федерации осуществляет грантовую поддержку 1Т-компаний для покрытия 80 % стоимости финансируемых проектов. Такие меры помогут ускорить импортозамещение и снизить негативные последствия от санкций. В 2022 г. из резервного фонда правительства выделено 21,5 млрд рублей, в их числе 14 млрд рублей предусмотрены на гранты. Транспортным компаниям малого бизнеса смягчены правила валютного контроля по внешнеторговым контрактам [6].

Малый бизнес имеет право на льготных условиях участвовать в государственных закупках. Для таких компаний разработаны специальные условия и возможности их участия в торгах. С 2020 г. возросла обязательная доля госзакупок для малого предпринимательства с 15 % до 25 %, закупки про -водятся с начальной максимальной ценой до 20 млн руб., размер обеспечения заявки на участие в конкурсе либо аукционе должен составлять от 0,5 % до 1 % от начальной максимальной цены контракта (предельной границы цены на закупаемый товар, работу или услугу в конкурентных закупках, которую готов потратить покупатель) [7], размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается

контракт, - все эти меры, несомненно, способствовали бы росту малых предприятий и минимизации рисков при открытии бизнеса.

В условиях цифровой экономики возникает необходимость для быстрого нахождения клиентов, поставщиков и подрядчиков, в этой связи был создан сервис «Производственная кооперация и сбыт», который объединяет производителей продукции с заказчиками, где партнеры по бизнесу находят друг друга взамен ушедших иностранных компаний, кроме того, на сайте представлены предложения по государственным закупкам малого объема до 500 тысяч рублей из 30 источников, включая электронные торговые площадки, их отдельные секции и интернет-магазины заказчиков. У пользователей появилась возможность на заказ и принятие участия в закупке.

Субъекты малого предпринимательства имеют определенные льготы по ведению бухгалтерского учета, например могут вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, не утверждать лимит остатка кассы, могут осуществлять упрощенный порядок расчета налогов, имеют налоговые льготы, право на получение льготных кредитов, субсидий, участий в лизинговых программах, в госзакупках на льготных условиях. К таким предприятиям относятся, например, малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными работами, которые, в случае если выручка от их деятельности не превышает 70 %, не уплачивают налог на прибыль в течение первых двух лет работы. На третий год работы фирмы налог составляет 25 % от основной ставки и на четвертый год - 50 %, если выручка от приоритетного вида работ составляет 90 % в общем объеме выручки ее деятельности.

Правительство предложило ввести мораторий на проверки и банкротство, перейти к снижению размера страховых взносов, смягчению антимонопольного регулирования для малых предприятий, субсидирование ставки эквайринга в системе быстрых платежей, расширение доли госзакупок для среднего и малого предпринимательства, расширение механизмов гарантий [8, с. 4].

Предприниматель самостоятельно выбирает систему налогообложения при ведении своей предпринимательской деятельности.

С июля 2022 г. в России, помимо имеющихся систем налогообложения - общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые), была введена автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) в качестве эксперимента для некоторых областей.

Объектами налогообложения являются доходы и доходы минус расходы. Налоговый период - календарный месяц. АУСН (автоматизированная упрощенная налоговая система) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, численность сотрудников которых больше пяти человек, а годовой доход не превышает 60 млн рублей. Уведомление об использовании АУСН подается через уполномоченный банк, в котором открыт счет компании. С 1 января 2023 г. на новый налоговый режим могут перейти все организации и предприниматели, которым позволяют условия использования АУСН, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. Налогоплательщик выбирает объект налогообложения. Так, в случае выбора объекта налогообложения «доходы», налоговая ставка составляет 8 %. При выборе в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», размер налоговой ставки составит 3 % от суммы доходов, что значительно больше минимального налога УСН. Ставка для доходно-расходной АУСН примет значение 20 %. Сумма налога исчисляется налоговым органом по информации, получаемой из данных, поступающих в онлайн-режиме при работе контрольно-кассовой техники, из личного кабинета налогоплательщика и банка, в котором открыт расчетный счет предприятия. Доходы и расходы для исчисления налога будут признаваться кассовым методом, то есть по оплате. Состав доходов для АУСН определяет ст. 248 НК РФ. Предприятия за услуги, предоставляемые налоговой инспекцией, будут перечислять небольшие суммы ежемесячных взносов.

В связи с экономическими санкциями, затронувшими такие важнейшие отрасти на-

родного хозяйства страны, как 1Т-технологии, промышленное производство и сельское хозяйство, государство предложило ряд мер, направленных на поддержку агропромышленного сектора экономики. Так, с января 2022 г. была разработана и запущена информационная система для сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволившая информировать предпринимателей о мерах государственной поддержки сельхозпроизводителей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2309 был введен новый грант на проекты по поддержке сельского туризма. Компании, занимающиеся строительством и ремонтом помещений, приобретающие туристическое оборудование и другой инвентарь для размещения туристов, могут рассчитывать на получение гранта в размере до 10 млн руб., а сельхозпроизводители, компании, работающие не менее двух лет, могут получить новый грант - «Агропрогресс», размер которого составляет не более 30 млн руб., и направить эти денежные средства на дальнейшее развитие производства сельскохозяйственной продукции и закупку нового оборудования. Имеются также гранты на развитие семейной фермы в размере не больше 30 млн руб., на открытие нового бизнеса («Агростартап») от 3 до 5 млн рублей.

В целях смягчения экономических санкций со стороны зарубежных стран и поддержки малого предпринимательства в 2022 г. на полгода продлен срок уплаты налога по упрощенной системе за 2021 г. и I квартал 2022 г. для индивидуальных предпринимателей и обществ с ограниченной ответственностью, для деревообрабатывающих производств, туристического бизнеса; здравоохранения, спорта и развлечений, производства лекарств, одежды, бумаги, компьютеров, электронных средств и оборудования автопроизводителей, производителей еды и напитков, полиграфических компаний [9].

Несмотря на государственную поддержку, для дальнейшего развития малого бизнеса необходимо продолжать снижать налоговую нагрузку, смещая акцент налоговой политики с фискальной функции на стимулирующую. Важно упростить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к льготным кредитам, предоставлять доступ к использо-

ванию информационных ресурсов с целью быстрого поиска потенциальных поставщиков, подрядчиков и клиентов.

Существенным моментом, оказывающим влияние на финансовое состояние малых предприятий, является модернизация системы инвестиций, направленная на формирование фондов прямых инвестиций в малый и средний бизнес. Это значительно улучшит экономическое положение как внутри государства, так и на мировом уровне в перспективе. Компании и организации, принимающие на работу молодых людей в возрасте до 30 лет в 2022 г., смогут рассчитывать на господдержку в рамках программы субсидирования найма. Размер субсидии составляет три минимальных размера оплаты труда, увеличенные на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. Субсидию можно получать с марта 2022 г. Заявление на предоставление субсидии подается дистанционно - через систему «Соцстрах».

Можно отметить, что многие субъекты малого и среднего бизнеса адаптировались к текущей экономической ситуации, предприниматели успешно занимают свободные ниши, образовавшиеся на рынке в связи с уходом зарубежных фирм, что значительно снизило уровень конкуренции. Субъектам малого предпринимательства важно знать о формах и мерах государственной поддержки за счет бюджетных средств. Отслеживать эту информацию необходимо самостоятельно [9].

Наряду с федеральными и региональными программами существуют программы поддержки на муниципальном уровне. В этой связи было бы полезно для развития малого бизнеса организовать возможность обмена положительным опытом между регионами в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства; улучшить систему переподготовки будущих предпринимателей на базе ведущих вузов страны. Банковскому сектору следует расширить информационные возможности на своих сайтах с примерами кредитных продуктов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства. Доступно поданная информация позволит снизить страх использования заемных средств, имеющийся на сегодняшний день у многих предпринимателей.

В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» выделено 481,5 млрд рублей. Однако на малый и средний бизнес приходится всего 21 % ВВП (для сравнения, в Китае - 70 %).

Еще один существенный недостаток развития малого и среднего предпринимательства в России в том, что большинство государственных программ предоставляется фирмам, которые работают на рынке 1-2 года, и лишь незначительное число программ, которые помогают именно на старте.

Таким образом, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в России поможет за короткое время стремительно поднять экономику нашей страны, привести к благополучию населения, поскольку он легко адаптируется к существующим условиям, способен быстро принимать решения и реагировать на то, что необходимо на рынке. К сожалению, в России малый бизнес развивается медленными темпами по сравнению с другими странами, несмотря на предлагаемые меры поддержки со стороны государства.

Список литературы_

1. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций. URL: https://www.garant.ru/article/1532971/7yscl id=la0ybbv05b467103945 (дата обращения: 01.08.2022).

2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 01.08.2022).

3. Шестаков Р. Б. Развитие малого бизнеса в трансформационной экономке : моногр. Орел : Орлик, 2012.

4. Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru/analytics/?q=&date_from=12.09.06&date_to=27.08.22&section s %5b %5d=2&sort=0&page=1 (дата обращения: 01.08.2022).

5. О комплексе мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций : федер. закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ. Доступ из справочной-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Как власти помогают малому и среднему бизнесу в разных странах. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/04/08/827470-pomogayut-m (дата обращения: 01.08.2022).

7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 №44-ФЗ. Доступ из справочной-правовой системы «Консультант-Плюс».

8. Демидова Н. Е., Шершова Е. В. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12-2. С. 284-290.

9. Преимущества в закупках для субъектов МСП. URL: https://zakupki-kontur.ru/news/preimushhestva-v-zakupkax-dlya-subektov-msp/?ysclid=la0yknwduw598879972 (дата обращения: 01.08.2022).

References_

1. Support for small and medium-sized businesses under sanctions. URL: https://www.garant.ru/article/1532971/7ys clid=la0ybbv05b467103945 (accessed 01.08.2022).

2. Unified Register of Small and Medium-sized Businesses. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (date of reference: 01.08.2022).

3. Shestakov R. B. Small business development in a transformational economy: monogr. Orel : Orlik, 2012.

4. NAFI Analytical Center. URL: https://nafi.ru/analytics/?q=&date_from=12.09.06&date_to=27.08.22&sections %5b %5d=2&sort=0&page=1 (accessed 01.08.2022).

5. On the package of measures to support citizens and businesses in the face of sanctions: feder. Law No. 46-FZ of 08.03.2022. Access from the ConsultantPlus legal reference system.

6. How the authorities help small and medium-sized businesses in different countries. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2020/04/08/827470-pomogayut-m (date of application: 01.08.2022).

7. About the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs : feder. Law No. 44-FZ of 05.04.2013. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".

8. Demidova N. E., Shershova E. V. Analysis of small and medium-sized businesses in Russia: problems and prospects of development. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 12-2. Pp. 284-290.

9. Advantages in procurement for SMEs. URL: https://zakupki-kontur.ru/news/preimushhestva-v-zakupkax-dlya-subektov-msp/?ysclid=la0yknwduw598879972 (accessed 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.