Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИТ-СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИТ-СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
IT-сектор / санкции / налоговая политика / ИТ-сфера / налоговые льготы / инновационное развитие / IT-sector / sanctions / tax policy / IT sphere / tax benefits / innovative development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Дербенева

В статье проводится системный анализ налоговых льгот и мер поддержки ИТ-сферы, инициированных на федеральном уровнях в 2021-2022 гг. Проведен анализ дополнительных налоговых льгот для IT-сектора, применяемых или планируемых к внедрению на уровне российских регионов. Проведена оценка потенциальных налоговых потерь по налогу на прибыль за 2022г. в связи со снижением ставки налога на прибыль с 3 % до 0 % для IT-сектора. В результате было выявлено, что доля выпадающего налога на прибыль может составить порядка 0,13 % от общей суммы поступлений по налогу на прибыль. Информационной базой исследования явилась база данных веб-сервиса для проверки контрагентов Контур Фокус. Для исследования были использованы официальные данные финансовой отчетности аккредитованных государством предприятий ИТ-сферы за 2021 год по 68 регионам РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX MEASURES FOR SUPPORTING THE IT SECTOR UNDER SANCTIONS AS A CONDITION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

The article provides a systematic analysis of tax incentives and support measures for the IT sector initiated at the federal level in 2021-2022. An analysis of additional tax benefits for the IT-sector, applied or planned to be implemented at the level of Russian regions was carried out. The potential income tax losses for 2022 due to the reduction of tax rates from 3 % to 0 % for the IT-sector have been assessed. As a result, it was found that the share of income tax shortfall may be about 0.13 % of the total amount of income tax revenues. The database of web-service for checking counterparties Contour Focus provided the information base for the research. For the research were used the official data of financial statements of state-accredited IT-sphere enterprises for 2021 in 68 regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИТ-СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

5.2.4. Финансы (экономические науки) 5.2.4. Finance (economic sciences)

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-52-5-358-364 EDN: NYAZVM

В.В. Дербенева - к.э.н., доцент, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, derbeneva_v@bk.ru,

V.V. Derbeneva - candidate of economic sciences, associate professor, senior researcher, Institute of economics, Urals Branch, Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg.

НАЛОГОВЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ИТ-СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ TAX MEASURES FOR SUPPORTING THE IT SECTOR UNDER SANCTIONS AS A CONDITION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Аннотация. В статье проводится системный анализ налоговых льгот и мер поддержки ИТ-сферы, инициированных на федеральном уровнях в 2021-2022 гг. Проведен анализ дополнительных налоговых льгот для IT-сектора, применяемых или планируемых к внедрению на уровне российских регионов. Проведена оценка потенциальных налоговых потерь по налогу на прибыль за 2022г. в связи со снижением ставки налога на прибыль с 3 % до 0 % для IT-сектора. В результате было выявлено, что доля выпадающего налога на прибыль может составить порядка 0,13 % от общей суммы поступлений по налогу на прибыль. Информационной базой исследования явилась база данных веб-сервиса для проверки контрагентов Контур Фокус. Для исследования были использованы официальные данные финансовой отчетности аккредитованных государством предприятий ИТ-сферы за 2021 год по 68 регионам РФ.

Abstract. The article provides a systematic analysis of tax incentives and support measures for the IT sector initiated at the federal level in 2021-2022. An analysis of additional tax benefits for the IT-sector, applied or planned to be implemented at the level of Russian regions was carried out. The potential income tax losses for 2022 due to the reduction of tax rates from 3 % to 0 % for the IT-sector have been assessed. As a result, it was found that the share of income tax shortfall may be about 0.13 % of the total amount of income tax revenues. The database of web-service for checking counterparties Contour Focus provided the information base for the research. For the research were used the official data of financial statements of state-accredited IT-sphere enterprises for 2021 in 68 regions of the Russian Federation.

Ключевые слова: IT-сектор, санкции, налоговая политика, ИТ-сфера, налоговые льготы, инновационное развитие.

Keywords: IT-sector, sanctions, tax policy, IT sphere, tax benefits, innovative development.

Благодарности: Публикация подготовлена в соответствии с планом НИР ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2020-2022 гг.

Acknowledgments: The article was prepared in accordance with the Research Plan of the Institute of Economics of the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences for 2020-2022.

Введение

Инновационное развитие территориальных систем является ключевым условием экономического роста и подразумевает разработку инструментов современного стратегического инновационного менеджмента в условиях цифровой экономики [1]. Однако инновационный путь развития территории является реальной перспективой только в условиях взаимного сотрудничества науки, государства и бизнеса [22]. Масштабные санкции со стороны Коллективного Запада обострили необходимость совместного решения задач, поскольку задели практически все сферы производства и услуг, развязав беспрецедентную не только политическую, но и экономическую войну. Очевидно, что воздействие на российскую экономику со стороны недружественных стран используется в качестве инструмента политического давления, что усиливает фактор непредсказуемости дальнейшего развития событий [2].

Одной из наиболее остро ощутившей на себе санкционное давление является ИТ-сфера и сектора экономики, которые напрямую с ней связаны. Развивающаяся кибервойна проявилась, прежде всего, в отключении от платежной системы SWIFT, запрете поставок высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения на территорию России. YouTube и Facebook отключили все опции монетизации и рекламы, тем самым лишив российских авторов получения прибыли от своей аудитории с данных ресурсов. Вынужденной мерой информационной защиты со стороны России явился запрет на территории РФ социальных сетей Facebook, Instagram по причине признания деятельности данных ресурсов экстремистской, тем самым лишив источника дохода определенную прослойку российского населения. Лидеры западной ИТ - Microsoft, Apple, IBM, Intek, Cisco и другие

ушли с российского рынка, создав неудобства во многих сопутствующих сферах. Несмотря на то, что замена со стороны азиатских рынков представлена достаточно широко (Huawei, Х1аош1), в данной связи особо важным является использование и развитие российских аналогов, заполнение пробелов российскими технологиями. Учитывая сверхмобильность ИТ-специалистов и универсальность их компетенций, возникает дополнительный риск перетока трудовых ресурсов за рубеж. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций волна оттока за первые 3 месяца 2022 года составила порядка 100 тыс. чел.[10].

Необходимым условием информационной и экономической безопасности в этой связи является мотивационная и финансовая помощь государства. Процессы импортозамещения в сфере ИТ-технологий, дальнейшее развитие цифровой индустрии становится одной из ключевых задач российского правительства. В связи с этим госструктурами в экстренном порядке разработано и проводится ряд исключительных мер по всесторонней поддержке ИТ-сферы, как в экономическом, так и фискальном направлении.

Влияние цифровых технологий на региональное развитие представлено в исследованиях многих отечественных ученых. Очевидным является факт, что внедрение цифровых технологий является необходимостью, а функции наблюдения, содействия и контроля должны осуществляться со стороны региональных органов власти при совместной финансовой поддержке федеральных и региональных структур [3]. Кроме того, актуальным становится вопрос разработки соответствующей инфраструктуры для создания стартапов, создание бизнес-акселераторов под эгидой крупных компаний, университетов и прочих институтов развития [4].

Пандемия коронавируса также ускорила процесс цифровизации и вывела данную отрасль в ряд ключевых и наиболее востребованных. И если раньше цифровые технологии воспринимались бизнес-сообществом как инструмент оптимизации бизнес-процессов, то на данный момент ИТ - это генератор ценности и часть производственного процесса [5].

Положительные и отрицательные стороны в условиях санкционной политики последнего времени уже анализируются в работах отечественных ученых, высказываются предложения, которые могут быть эффективными в преодолении сложившейся ситуации [6]. Налоговая политика государства в данной связи является одним из ключевых инструментов регулирования, поскольку может напрямую влиять на экономическое и финансовое положение налогоплательщиков. Проведенные социологические исследования подтверждают, что треть опрошенных налогоплательщиков (36,7 %) считает, что антироссийские санкции в той или иной степени оказывают влияние на всех налогоплательщиков [7]. При этом сохраняется доверие к принимаемым решениям Правительства РФ со стороны большей части граждан, около 60 % опрошенных считают, что государственные меры «смягчают» отрицательный эффект антироссийской санкционной политики [8]. Усилия по нейтрализации негативных последствий принимаются как на общегосударственном, так и региональном уровне [9], тем не менее, роль федеральных властей остается ключевой.

Несмотря на достаточную освещенность проблемы развития цифровизации и 1Т-сектора в России, недостаточно разработанным остаются вопросы оценки мер поддержки 1Т-отрасли и последствий внедрения налоговых льгот в отношении предприятий данной отрасли для бюджета РФ.

Основная часть

Целью данного исследования является систематизация предлагаемых мер государственной налоговой поддержки 1Т-сектора и предварительный прогноз потерь бюджета от снижения ставки налога на прибыль до 0 % для предприятий 1Т-сектора. Для решения данной цели в исследовании последовательно решался следующий комплекс задач. Во-первых, провести систематизацию налоговых мер поддержки ИТ-сферы в 2021-2022 гг., инициированных на федеральном уровне; во-вторых, проанализировать дополнительные меры налоговых льгот ГГ-сектора, применяемые или планируемые к внедрению на уровне регионов; в-третьих, провести расчет потенциальных налоговых потерь по налогу на прибыль за 2022г. в связи со снижением ставки налога на прибыль с 3 % до 0 % для ГГ-сектора на основе методики расчета налоговой нагрузки ФНС.

Наиболее существенные налоговые меры по поддержке предприятий ИТ-сферы были введены в 2021 году, когда ставка налога на прибыль была снижена с 20 % до 3 %. Таким образом региональный бюджет лишился своей части налога - 17 %, зачисления в Федеральный бюджет в размере 3% были сохранены. В мае 2022 года данная льгота была расширена, и введены поправки в Налоговый кодекс РФ [11], а именно: для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области ИТ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 % (0 % за налоговые (отчетные) периоды 2022-2024 годов), а налоговая ставка по налогу, под-

лежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 %. Данная мера существенно снизила общую налоговую нагрузку на ИТ сферу, однако не явилась единственной.

Государством также были разработаны меры поддержки госзакупок для ИТ разработчиков, при этом 5 марта 2022г. на портале Госуслуг запущена форма сбора данных от ИТ-компаний, нуждающихся в незамедлительной поддержке, обработка заявок компаний производится Минцифры. Кроме того, по Указу Президента вводятся меры, направленные на поддержку специалистов ИТ отрасли, в том числе возмещение компаниям расходов на обеспечение льготной ставки по ипотеке и возмещение расходов на повышение оплаты труда в пределах суммы НДФЛ. Также принята мера по отсрочке ИТ-специалистов от армии до 27 лет [12].

Если говорить об общих мерах поддержки бизнесу, с 9 марта 2022 года и до конца 2023 г. для организаций действует пониженная ставка пени за просрочку уплаты налогов, как для физлиц - 1/300 ставки ЦБ, независимо от количества дней просрочки. Раньше для компаний начиная с 31 дня просрочки действовали повышенные пени - 1/150 ставки ЦБ. Также в федеральном бюджете предусмотрены средства на субсидирование льготных кредитов в ближайшие три года в размере почти 4 млрд рублей. В 2022 году - 750 млн рублей, в 2023 году - 1,4 млрд рублей, в 2024-м - 1,8 млрд рублей [12]. В таблице 1 систематизированы налоговые льготы, предоставляемые бизнесу в качестве меры поддержки в период санкций.

Таблица 1 - Налоговые меры поддержки ИТ-сферы в 2021-2022 гг.

№ Срок действия льготы Характеристика льготы Условия применения

1 с 01.01.2021 г. по наст. (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ) Начисление страховых взносов в пониженном размере (вместо 30 %). • 2017 г. - 14 % • с 2021 г. по наст. время - 7,6 % • наличие государственной аккредитации в области ИТ; • доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации • среднесписочная численность работников организации составляет не менее 7 человек

2 с 01.01.2021 г. - 01.01.2022г.; С 01.01.2025 г. (п.1.15 статьи 284 НК РФ) Налог на прибыль - 3 % (вместо 20 %), зачисление в всей суммы в федеральный бюджет РФ.

3 с 01.01.2022 г. по 31.12.2024 г. (№ 67-ФЗ от 26.03.2022 г.) Налог на прибыль - 0 % (в 2021 г. ставка налога снижена с 20 % до 3 %)

4 С 1.07.2022 г. (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) Передача исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных без начисления НДС • разработка в РФ; • сведения о программах и базах данных в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных [13]

5 2022-2024 гг. (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448) Отказ от налогового, валютного и иного гос. и муниципального контроля ИТ-компаний • наличие государственной аккредитации в области ИТ

6 2022-2024 гг. (Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 № 469) Доступ ИТ-организациям к льготным кредитам по ставке не выше 3 % годовых, не более 3 лет, и не более 500 млн.руб. • использование кредитов на реализацию новых проектов в ИТ-технологиях; • ряд финансовых и правовых требований к заемщику

Источник: составлено автором на основе нормативных правовых актов

На региональном уровне в дополнение к федеральным льготам ГГ-отрасли предлагаются также разнообразные меры поддержки. Например, в Санкт-Петербурге предлагается отмена проверок городскими контролирующими службами до конца 2022 года. Также одной из самых распространенных региональных мер является снижение ставки налога по упрощенной системе налогообложения: ставка 1 % устанавливается в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и 5 % - если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. В Санкт-Петербурге данная мера введена до конца 2024 года. Также увеличивается Фонд содействия кредитованию малого бизнеса данной сферы на 1 млрд руб. для предоставления льготных займов на реализацию программ импортозамещения. Также предполагается предоставление льготных займов городским системообразующим предприятиям и введение инвестиционных налоговых вычетов по расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [14].

В Москве действуют схожие меры поддержки, при этом особенностью является многовариантные системы получения грантов технологическими организациями и стартапами, разрабатываю-

щими новые технологии или программное обеспечение. В Московской области в два раза снижена ставка земельного налога за земельные участки, предоставляемые без торгов [15].

Одним из лидеров по уникальным мерам поддержки ГГ-отрасли является Тюменская область, где аккредитованные 1Т-организации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, а также имеют право воспользоваться поддержкой региональных властей в получении грантов и субсидий. Кроме того, в области с 2017 года действует Школа программирования, где в короткие сроки осуществляется подготовка программистов и ГГ-специалистов за несколько месяцев, в том числе на бесплатной основе, проводятся различные ярмарки вакансий и дни открытых дверей, инициированные местными работодателями [16].

В Иркутсткой области ведется индивидуальная работа с ГТ-предприятиями в целях подбора наилучших решений поддержки бизнеса в рамках центра «Мой бизнес». Региональным Минцифры собраны предложения компаний по необходимым мерам поддержки, часть из которых может быть предоставлена в электронном виде. Например, это касается заявок на отсрочку от армии для сотрудников компании через госуслуги [17].

Общая оценка приведенных мер государственной поддержки, безусловно, должна носить комплексный характер и может быть проведена по прошествии нескольких лет после внедрения льгот. В данном исследовании проведены расчеты потенциальных потерь от сокращения ставки налога на прибыль с 3 % до 0 % для ГГ-сектора, введенные на Федеральном уровне. Информационной базой исследования явилась база данных веб-сервиса для проверки контрагентов Контур Фокус. Для исследования были использованы официальные данные финансовой отчетности аккредитованных государством предприятий ИТ-сферы за 2021 год по 68 регионам РФ. Данные по остальным регионам не представлены в связи с низким уровнем «цифровой зрелости» на данных территориях и, соответственно, отсутствием зарегистрированных организаций ИТ-сферы на территории данных регионов. Прежде всего, к ним следует отнести Адыгею, Дагестан, Еврейскую автономную область, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Крым, Омскую область, Северную Осетию, Ставропольский край, Удмуртию, Чечню и Чукотский автономный округ.

Используя данные по выручке предприятий и размеру налоговой нагрузки по налогу на прибыль, в соответствии с данными сервиса по расчету налоговой нагрузки для организаций Федеральной налоговой службы РФ [18], был произведен расчет поступлений по налогу на прибыль всех зарегистрированных организаций ИТ-сферы по рассматриваемым регионам. Учитывая ставку налога на прибыль в 2021 году - 3 % , и ее снижение до 0 % в 2022 году , сделан вывод о налоговых потерях в размере налога на прибыль за 2021 года. Ограничением данных расчетов является отсутствие данных о среднесписочной численности сотрудников и доли доходов организаций ИТ-сферы от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке ПО, что является обязательным условием к применению нулевой ставки налога на прибыль. Таким образом, полученные результаты расчетов следует относить к максимальным потерям бюджета в результате данной налоговой льготы.

Методика расчета налоговой нагрузки по отраслям экономики в разрезе каждого региона РФ, в том числе по налогу на прибыль, приведена на сервисном сайте ФНС, где применяется следующая формула для расчета нагрузки по налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн), (1)

где ННп - налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп - налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др - доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн - внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

В таблице 2 приведены данные по 20 регионам-лидерам по выручке предприятий ИТ-сферы, в соответствии с которыми наиболее активными являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Новосибирская, Ростовская, Нижегородская области. Остальные регионы отстают по совокупной выручке ИТ-сферы от Нижегородской области в 10 и более раз, от первых четырех регионов-лидеров в 100 и даже 1000 раз, что говорит о крайней неравномерности распределения предприятий ИТ-сферы. Также в первая двадцатка регионов предсказуемо соответствует группе регионов с высоким уровнем достижения «цифровой зрелости» по рейтингу Минцифры [19].

Таблица 2 - Регионы-лидеры по выручке предприятий ИТ-сферы в 2021г.

Регион Выручка, млн руб. Темп рост выручки относительно предыдущего периода, 2021/2020 Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, ИТ-сфера,% Налог на прибыль (3%), млн руб.

Москва 387000 108 0,54 2090

Санкт-Петербург 356000 107 0,41 1460

Татарстан респ. 288000 104 0,63 1814

Новосибирская область 287000 104 0,54 1550

Ростовская область 287000 104 0,3 861

Нижегородская область 66000 119 0,47 310

Воронежская область 7000 133 0,13 9,1

Калужская область 1500 99 0,37 5,55

Московская область 826 169 0,46 3,8

Пермский край 612 128 0,31 1,9

Саратовская область 537 108 2,07 11,11

Тульская область 339 126 0,21 0,71

Краснодарский край 297 124 0,64 1,9

Свердловская область 271 118 0,89 2,4

Иркутская область 191 106 1,26 2,4

Томская область 183 357 0,3 0,5

Самарская область 168 94 0,65 1,1

Приморский край 156 110 3,8 5,9

Алтайский край 136 113 0,23 0,3

Источник: составлено автором по данным ФНС и базе веб-сервиса для проверки контрагентов Контур Фокус (доступ 25.06.2022 г.) URL: https://focus.kontur.ru/?ysclid=l53sbvbn2z556666227

Анализ темпа роста выручки в 2021 г. относительно предыдущего периода 2020 года показал, что из 68 рассматриваемых регионов в 21 регионе наблюдается снижение темпа роста выручки, тогда как в остальных 47 регионах отмечается положительная динамика, что говорит о значимости и востребованности предприятий данной отрасли. Лидерами по темпу роста выручки являются Курская обл. (1000 %), Томская область (357 %), Удмуртия (235 %) и Московская область (169 %).

Расчет совокупных поступлений по налогу на прибыль предприятий ИТ-сферы в рассматриваемых 68 регионах показал сумму налога в размере 814 8 млн руб., что отражает общий объем налоговых потерь федерального бюджета в 2022 году при снижении ставки налога на прибыль до 0 %.

При этом по данным официальной отчетности ФНС поступления по налогу на прибыль за январь-декабрь 2021 году составили 28,5 трлн руб. , по налогу на прибыль 6,1 трлн. руб.[20]. Соответственно, доля выпадающего налога на прибыль при снижении налоговой нагрузки до 0 % может составить порядка 0,13 % от общей суммы поступлений по налогу на прибыль, что не является существенным в силу того, что налоговая нагрузка по данному налогу в 2021 году уже была снижена с 20 % до 3 %.

Заключение

Проводимая западными и прочими недружественными государствами странами санкционная политика против российской экономики носит двойственный характер, нанося беспрецедентный экономический ущерб для обеих сторон [21]. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на данный момент российским правительством на федеральном и региональном уровнях принимаются меры по всесторонней поддержке предпринимательского сектора, особенно в области информационных технологий как одного из ключевых отраслей современной мировой экономики.

Фокусом данных мер является облегчение налоговой нагрузки на бизнес и создание благоприятных условий для ИТ-бизнеса, что в краткосрочном периоде приведет к налоговым потерям соответствующих бюджетов, но впоследствии должно отразиться на росте экономических показателей в данной отрасли, компенсации выпадающих доходов бюджетов и сохранении трудовых ресурсов. Дальнейшее изучение данного вопроса должно быть направлено на разработку критериев управления территориальными системами в условиях цифровизации с учетом санкционных рисков.

Источники:

1. Бахтина, С. С. Влияние цифровизации на инновационное развитие территорий / С. С. Бахтина, А. С. Коростелкин // Ме-неджмент-2021: новые вызовы и креативные решения : Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Орел, 23-24 апреля 2021 года. Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. -С. 89-85.

2. Кулешова, Н. С. Западные экономические санкции и «долгосрочный» ответ России после Крымского кризиса / Н. С. Кулешова, Л. Хао // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 5(81). С. 1542-1562. БО! 10.35775/РБ!.2022.81.5.020.

3. Рожков, Е. В. Внедрение цифровых технологий на региональном уровне / Е. В. Рожков // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 4. С. 172180. DOI 10.17213/2075-2067-2021-4-172-180.

4. Астапов, К. Л. Стратегические инициативы развития стартапов в сфере информационных технологий России / К. Л. Астапов, Д. И. Жданов // Экономика промышленности. 2022. Т. 15. № 1. С. 78-92. - DOI 10.17073/2072-1633-20221-78-92.

5. Положихина, М. А. Цифровой бизнес России на мировом фоне / М. А. Положихина // Социальные новации и социальные науки. 2022. № 1(6). С. 9-25. DOI 10.31249/snsn/2022.01.01.

6. Масканова, А. В. Угрозы и проблемы экономической безопасности России в условиях международных санкций / А. В. Масканова // Экономика и социум. 2022. № 4-1(95). С. 372-375.

7. Мочалина, А. А. Оценка результативности работы налоговых органов в условиях санкций / А. А. Мочалина, П. П. Ше-вель // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2021. № 4(38). 298-310.

8. Мищук, А. С. Антироссийские экономические санкции как инструмент политического давления / А. С. Мищук, П. П. Шевель // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2021. № 1(35). С. 197-206.

9. Толдиев, А. А. Меры поддержки бизнеса в Республике Ингушетия в условиях санкций / А. А. Толдиев // Самоуправление. 2022. № 3(131). С. 751-754.

10. Тренд на релокацию: отток специалистов из России в цифрах.(6.05.2022) Новостной портал РБК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/627281909a7947226d950a63.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)". N 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 324-ФЗ).

12. Указ Президента РФ № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2022).

13. Официальный сайт единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств -членов Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс].Режим доступа: https://reestr.digital.gov.ru/.

14. Перечень мер поддержки ИТ-отрасли на федеральном и региональном уровне. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dt.petersburg.ru/ (дата доступа 10.09.2022г.).

15. Какие приняты меры поддержки для IT-компаний в 2022 году?(дата публикации 26.04.2022г.). [Электронный ре-сурс].Режим доступа: https://elcode.ru/service/news/daydjest-novostey-zakonodatelstva/kakie-prmyaty-mery-podderzhki-dlya-it-kompaniy-v-.

16. Меры поддержки ИТ-отрасли в Тюменской области отмечены на федеральном уровне. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://1:umen.mk.ru/economics/2022/07/14/mery-podderzhki-itotrasli-v-tyumenskoy-oblasti-otmecheny-na-federalnom-urovne.html.

17. ИТ-компании Иркутской области внесли предложения по мерам господдержки отрасли.(дата публикации 21.04.2022). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ogirk.ru/2022/04/21/it-kompanii-irkutskoj-oblasti-vnesli-predlozhenija-po-meram-gospodderzhki-otrasli/.

18. Официальный сайт ФНС РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/el_usl/ https://pb.nalog.ru/calculator.html.

19. Рейтинг цифровой зрелости регионов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4938764? ysclid=l53u143wg4754698771.

20. Аналитический портал ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://analytic.nalog.gov.ru/.

21. Индустриев, М. А. Экономические санкции против России: выгоды и издержки / М. А. Индустриев, Ю. Р. Туманян // Вектор экономики. 2022. № 4(70).

22. Перевозчикова, Н. А. Инновационное развитие территориальных систем в условиях цифровизации: теоретический аспект / Н. А. Перевозчикова, Г. А. Шавкун // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10. № 2(39). С. 159-168.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bakhtina S. S. Influence of digitalization on innovative development of territories / S. S. Bakhtina, A. S. Korostelkin // Manage-ment-2021: new challenges and creative solutions: Proceedings of XVII International Scientific and Practical Conference, Orel, 23-24 April 2021. - Orel: Orel State University named after I.S. Turgenev, 2021. С. 89-85.

2. Kuleshova N. S. Western economic sanctions and Russia's "long-term" response after the Crimean crisis / N. S. Kuleshova, L. Hao // Voprosy politologii. - 2022. Т. 12. № 5(81). С. 1542-1562. DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.020.

3. Rozhkov, E. V. The introduction of digital technologies at the regional level / E. V. Rozhkov // Bulletin of South Russian State Technical University (NPI). Series: Social and Economic Sciences. - 2021. - Т. 14. - № 4. - С. 172-180. - DOI 10.17213/20752067-2021-4-172-180.

4. Astapov, K. L. Strategic Initiatives for the Development of Startups in Information Technology in Russia / K. L. Astapov, D. I. Zhdanov // Industrial Economics. 2022. Т. 15. № 1. С. 78-92. DOI 10.17073/2072-1633-2022-1-78-92.

5. Polozhikhina M.A. Digital business in Russia on the world background / M.A. Polozhikhina // Social Innovations and Social Science. 2022. № 1(6).С. 9-25. DOI 10.31249/snsn/2022.01.01.

6. Maskanova A. V. Threats and problems of Russia's economic security under international sanctions / A. V. Maskanova // Economics and Sociology. 2022. № 4-1(95). С. 372-375.

7. Mochalina A. A., Shevel P. Assessment of the performance of tax authorities under sanctions / A. A. Mochalina, P. P. Shevel // GosReg: state regulation of social relations. 2021. № 4(38). С. 298-310.

8. Mishchuk A. S. AntiRussian economic sanctions as an instrument of political pressure / A. S. Mishchuk, P. P. Shevel // GosReg: state regulation of social relations. 2021. № 1(35). С. 197-206.

9. Toldiev, A. A. Measures to support business in the Republic of Ingushetia in conditions of sanctions / A. A. Toldiev // Self-government. 2022. № 3(131). С. 751-754.

10. Trend of relocation: the outflow of specialists from Russia in numbers.(6.05.2022) RBC News Portal. [Electronic resource]. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/627281909a7947226d950a63.

11. Tax Code of Russian Federation (Part Two)". N 117-ФЗ (in edition of Federal law from 14.07.2022 N 324-ФЗ).

12. Presidential Decree № 83 "On measures to ensure accelerated development of IT industry in Russian Federation" (ed. on March 2, 2022).

13. Official website of the unified register of programs for electronic computers and databases from the member states of the Eurasian Economic Union. [Electronic resource].Available at:: https://reestr.digital.gov.ru/.

14. List of support measures for IT-industry at federal and regional level. [Electronic resource]. Available at:: https://dt.petersburg.ru/ (access date 10.09.2022).

15. What support measures for IT-companies in 2022? [Electronic resource]. Available at:: https://elcode.ru/service/news/daydjest-novostey-zakonodatelstva/kakie-prinyaty-mery-podderzhki-dlya-it-kompaniy-v-.

16. Measures to support IT-industry in Tyumen region noted at the federal level. [Electronic resource]. Available at::https://tumen.mk.ru/economics/2022/07/14/mery-podderzhki-itotrasli-v-tyumenskoy-oblasti-otmecheny-na-federalnom-urovne.html.

17. IT-companies of the Irkutsk region made proposals on measures of state support of the industry.(Date of publication 21.04.2022). [Electronic resource]. Available at:: https://www.ogirk.ru/2022/04/21/it-kompanii-irkutskoj-oblasti-vnesli-predlozhenija-po-meram-gospodderzhki-otrasli/.

18. The official site of the Federal Tax Service of the Russian Federation. [Electronic resource]. Available at: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/el_usl/ https://pb.nalog.ru/calculator.html.

19. Rating of digital maturity of regions. [Electronic resource].Available at:: https://www.kommersant.ru/doc/4938764?ysclid=l53u 143wg4754698771.

20. Analytical portal of Federal Tax Service of Russia. [Electronic resource]. Available at: https://analytic.nalog.gov.ru/.

21. Industriev M. A. Economic sanctions against Russia: benefits and costs / M. A. Industriev, Yu. R. Tumanyan // Vector of Economics. 2022. № 4(70).

22. Perevozchikova N.A., Shavkun G.A. Innovative development of territorial systems in conditions of digitalization: theoretical aspect / N.A. Perevozchikova, G.A. // Proceedings of the Northwestern Institute of Management RANEPA. 2019. Т. 10. № 2(39). С. 159-168.

EDN: NZUOKM

M.H. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург, Konyagina-MN@ranepa.ru,

M.N. Koniagina - doctor of economics, professor, department of economics, North-West Institute of Management of RANEPA, Saint-Petersburg;

В.В. Круть - стажер экспертно-консультационного центра факультета экономики и финансов, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург, eskova-vika@mail.ru,

V.V. Krut' - trainee at the expert and consulting center of the faculty of economics and finance, North-West Institute of Management of RANEPA, Saint-Petersburg.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ: МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ ИНФЛЯЦИИ И ХАРИБДОЙ РЕЦЕССИИ ENSURING RUSSIA'S ECONOMIC GROWTH: BETWEEN THE SCYLLA OF INFLATION AND THE CHARYBDIS OF RECESSION

Аннотация. Денежно-кредитная политика центральных банков - одна из самых обсуждаемых и постоянно исследуемых тем. В условиях локальных и глобальных кризисов именно монетарная политика государства подвергается наиболее жесткой критике. От нее зависят такие факторы, как инфляция и деловая активность, что делает тему особенно актуальной для современной России. Статья посвящена одному из самых дискуссионных вопросов: помогает или мешает денежно-кредитная политика Банка России росту национальной экономики. Для ответа на вопрос авторы дали сою оценку факторам, ограничивающим рост промышленного производства в России, изучили обобщенную структуру национальной экономики в динамике с 2013 по 2021 годы, выяснили слабые места и предложили обоснованные подходы к совместным действиям Центрального банка Российской Федерации и Правительства. Представленные рекомендации - это неполные, но необходимые меры для того, чтоб отечественная монетарная политика начала работать на экономический рост, что приобретает чрезвычайное значение в текущей ситуации.

Abstract. Monetary policy of central banks is one of the most discussed and constantly researched topics. It is subjected to the most severe criticism in the conditions of local and global crises. Factors such as inflation and business activity depend on it, which makes the topic particularly relevant for modern Russia. The article is devoted to one of the most controversial issues: whether the monetary policy of the Bank of Russia helps or hinders the growth of the national economy. To answer the question, the authors gave their own assessment of the factors limiting the growth of industrial production in Russia, studied the generalized structure of the national economy in dynamics from 2013 to 2021, identified weaknesses and proposed reasonable approaches to joint actions of the Central Bank of the Russian Federation and the Government. The presented recommendations are incomplete, but necessary measures for the domestic monetary policy to start working for economic growth, which is of extreme importance in the current situation.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, центральный банк, экономический рост, внутренний валовый продукт, ВВП, государственная поддержка.

Keywords: monetary policy, central bank, economic growth, gross domestic product, GDP, government support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.