Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

Цель. Исследовать налоговое администрирование малого и среднего предпринимательства в России с использованием современных информационных технологий. Процедура и методы. Рассмотрена динамика роста поступлений по налогу на прибыль за налоговые периоды 2013-2020 гг. Проанализирована динамика удельного веса прибыльных и убыточных предприятий. В результате выявлено, что увеличение количества убыточных предприятий негативно влияет на налоговые поступления в бюджетную систему РФ. Доказано, что цифровизация - один из передовых способов налогового администрирования малого и среднего предпринимательства в России. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа. Результаты. Проведённый анализ позволил выявить проблему, связанную со сбором налогов и отчислений, доказать её актуальность и достичь цели совершенствования налогового администрирования. Устранив эту проблему, можно будет обеспечить рост налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, сократить количество налоговых правонарушений среди субъектов малого и среднего предпринимательства, защитить права и законные интересы граждан. Теоретическая и/или практическая значимость. Налоговые органы должны активно взаимодействовать с налогоплательщиками посредством современных информационных технологий. Создание в России 5 мобильных приложений - «Налоги ФЛ», «Личный кабинет ИП», «Проверка чека», «Мой налог», «УСН On-line» - прорыв в области разработок в сфере инноваций и не имеет каких-либо аналогов за рубежом. Эти программы дают возможность налоговым органам более эффективно осуществлять налоговый контроль за уплатой налогов, а налогоплательщикам через эти сервисы запрашивать необходимые справки, акты по налогам и обращаться в налоговые органы по актуальным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Aim. To investigate tax administrating of small and medium-sized businesses in Russia using modern information technologies. Methodology. The dynamics of the growth of the income tax on profit for the tax periods 2013-2020 has been investigated. The dynamics of the share of profitable and unprofitable enterprises has been analyzed; as a result, it has been revealed that an increase in the number of unprofitable enterprises has a negative effect on tax revenues to the budgetary system of the Russian Federation. It has been proven that digitalization is one of the most advanced methods of tax administration for small and medium-sized businesses in Russia. The article uses the comparative method, the method of arithmetic differences, elements of predictive analysis. Results. The analysis carried out in this article made it possible to identify the problem associated with the collection of taxes and deductions, to prove its relevance and to achieve the goal of improving tax administration. By eliminating this problem, it will be possible to ensure an increase in tax revenues to the budgetary system of the Russian Federation, reduce the number of tax violations among small and medium-sized businesses, and protect the rights and legitimate interests of citizens. As the President of the Russian Federation V. V. Vladimir Putin: «Well-being cannot be achieved if there is destruction, instability and insecurity at your doorstep». Research implications. Tax authorities should actively interact with taxpayers through the use of modern information technologies. The creation of 5 mobile applications in Russia - «Taxes of Natural Person», «Personal Account of Individual Entrepreneurs», «Check Cheque», «My Tax», «Simplified Tax System On-line» - is a breakthrough in the field of developments in the field of innovation and has no analogues abroad. These programs enable the tax authorities to more effectively exercise tax control over the payment of taxes, and taxpayers through these programs to request the necessary certificates, acts on taxes and contact the tax authorities on topical issues.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 336.221

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-53-68

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследовать налоговое администрирование малого и среднего предпринимательства в России с использованием современных информационных технологий. Процедура и методы. Рассмотрена динамика роста поступлений по налогу на прибыль за налоговые периоды 2013-2020 гг. Проанализирована динамика удельного веса прибыльных и убыточных предприятий. В результате выявлено, что увеличение количества убыточных предприятий негативно влияет на налоговые поступления в бюджетную систему РФ. Доказано, что цифровизация - один из передовых способов налогового администрирования малого и среднего предпринимательства в России. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа. Результаты. Проведённый анализ позволил выявить проблему, связанную со сбором налогов и отчислений, доказать её актуальность и достичь цели совершенствования налогового администрирования. Устранив эту проблему, можно будет обеспечить рост налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, сократить количество налоговых правонарушений среди субъектов малого и среднего предпринимательства, защитить права и законные интересы граждан. Теоретическая и/или практическая значимость. Налоговые органы должны активно взаимодействовать с налогоплательщиками посредством современных информационных технологий. Создание в России 5 мобильных приложений - «Налоги ФЛ», «Личный кабинет ИП», «Проверка чека», «Мой налог», «УСН On-line» - прорыв в области разработок в сфере инноваций и не имеет каких-либо аналогов за рубежом. Эти программы дают возможность налоговым органам более эффективно осуществлять налоговый контроль за уплатой налогов, а налогоплательщикам через эти сервисы запрашивать необходимые справки, акты по налогам и обращаться в налоговые органы по актуальным вопросам.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые проверки, налоговая система, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, налоговая нагрузка, валовая прибыль, доходы, расходы, бюджетная система

TAX ADMINISTRATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economies Stremyanniy per. 36, Moscow 117997, Russian Fédération Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation

© CC BY Семенова Г. Н., 2022.

Abstract

Aim. To investigate tax administrating of small and medium-sized businesses in Russia using modern information technologies.

Methodology. The dynamics of the growth of the income tax on profit for the tax periods 20132020 has been investigated. The dynamics of the share of profitable and unprofitable enterprises has been analyzed; as a result, it has been revealed that an increase in the number of unprofitable enterprises has a negative effect on tax revenues to the budgetary system of the Russian Federation. It has been proven that digitalization is one of the most advanced methods of tax administration for small and medium-sized businesses in Russia. The article uses the comparative method, the method of arithmetic differences, elements of predictive analysis.

Results. The analysis carried out in this article made it possible to identify the problem associated with the collection of taxes and deductions, to prove its relevance and to achieve the goal of improving tax administration. By eliminating this problem, it will be possible to ensure an increase in tax revenues to the budgetary system of the Russian Federation, reduce the number of tax violations among small and medium-sized businesses, and protect the rights and legitimate interests of citizens. As the President of the Russian Federation V. V. Vladimir Putin: «Well-being cannot be achieved if there is destruction, instability and insecurity at your doorstep». Research implications. Tax authorities should actively interact with taxpayers through the use of modern information technologies. The creation of 5 mobile applications in Russia - «Taxes of Natural Person», «Personal Account of Individual Entrepreneurs», «Check Cheque», «My Tax», «Simplified Tax System On-line» - is a breakthrough in the field of developments in the field of innovation and has no analogues abroad. These programs enable the tax authorities to more effectively exercise tax control over the payment of taxes, and taxpayers through these programs to request the necessary certificates, acts on taxes and contact the tax authorities on topical issues.

Keywords: tax administration, tax audits, tax system, legal entity, individual entrepreneur, tax burden, gross profit, income, expenses, budget system

Введение

Налоговое администрирование в целом является наиболее важной частью налоговой системы. Сумма поступающих в консолидированный бюджет Российской Федерации средств во многом зависит от эффективности налогового администрирования. Данный процесс напрямую связан с взаимодействием налоговых органов с налогоплательщиками, поэтому необходимо выстраивать доверительные отношения между сотрудниками налоговых органов и налогоплательщиками. В большинстве стран акцент делается именно на установление «партнёрских отношений». Налогоплательщики должны понимать необходимость уплаты налогов и обладать высоким уровнем налоговой культуры.

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации определяют налогоплательщиком юридическое лицо (организацию), обязанное уплачивать соответствующий налог вследствие извлечения дохода от различных источников в России.

Согласно гл. 25 НК РФ1, определяется основная налоговая ставка налога на прибыль, равная 20% с прибыли, полученной организацией. Ставка налога 20% регулирующая и распределяется следующим образом:

- 3% - в федеральный бюджет,

- 17% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

1 НК РФ. Ст. 284 «Налоговые ставки» // СПС Консультант Плюс.

ISSN 2072-8549

9

2022/№ 1

В свою очередь, каждый субъект может понизить на 3,5% свою часть налоговой ставки в 17% для отдельных категорий налогоплательщиков - до 13,5%. В основном это делается для стимулирования предпринимательской деятельности и привлечения бизнеса в субъект.

Может быть также установлена пониженная налоговая ставка для участников региональных инвестиционных проектов в размере не превышающем 10% в течение первых 5-ти налоговых периодов, и ещё в размере не менее 10% для 5-ти последующих периодов. В ряде случаев также возможна ставка 0%. Сельхозпроизводитель, получающий не менее 70% выручки от реализации собственной сельхозпродукции, может применить 0% ставку налога на прибыль организаций (за исключением рыбохозяйственных организаций). Все установленные льготные ставки законодательством субъектов РФ контролируются налоговыми органами.

В России налоговое администрирование возлагается только на налоговые органы, которые проводят налоговый контроль в виде налоговых проверок - выездных и камеральных. Если налоговому органу необходима дополнительная информация по налогоплательщику, проводятся дополнительные контрольные мероприятия в виде встречных проверок: запросы в банки, контрагентам налогоплательщика.

К налоговому контролю в зарубежных странах подходят несколько иначе. Там созданы специальные органы государственной власти, органы налогового администрирования, иначе их называют налоговыми администрациями, которые выполняют функции управления. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики, и органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [3, с. 72-73].

Налоговое администрирование малого и среднего предпринимательства

по налогу на прибыль

Прибыль может рассматриваться как часть прибавочной стоимости, возникающей в результате продажи товаров (продукции), работ и услуг. Продажа прочих активов происходит от внереализационных операций и других доходов от продажи. Этот подход требует новой налоговой концепции, которая состоит из раздельного налогообложения прибыли и дохода. Однако такое разделение не предусмотрено в действующей налоговой системе. Извлечение прибыли - составляющее экономического механизма, который действует в обществе на определённом этапе исторического развития.

В экономике определяется несколько видов прибыли.

Валовая прибыль считается главным экономическим показателем производственно-хозяйственной деятельности организации и служит основой для всех расчётов. Размер балансовой (валовой) прибыли отображается в годовых и квартальных документах бухгалтерского учёта.

Балансовая прибыль состоит из 3-х частей:

1) реализационной прибыли - разницы между доходом от реализации товаров, работ и услуг и себестоимостью;

2) дохода от реализации излишков основных фондов, от продажи товарно-материальных ценностей, не являющимся итогом производственной деятельности организации;

3) внереализационных доходов.

Прибыль от реализации вычисляется с помощью разницы между доходами от реализации и реализационными расходами. В свою очередь, внереализационная

прибыль формируется как разница между доходами и расходами, не связанными с основным видом деятельности организации.

Следующим видом прибыли является налогооблагаемая прибыль. Она равна разнице между всеми доходами, признаваемыми таковыми в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организации за отчётный период, и расходами, признаваемыми таковыми для целей налогообложения прибыли за отчётный период. После вычета из налогооблагаемой прибыли суммы налогов получится чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Из чистой прибыли организация может сформировать фонды накопления и потребления. В отличие от налогооблагаемой прибыли, бухгалтерская прибыль учитывает все явные доходы и расходы вне зависимости от налогового учёта.

Таким образом, к главным особенностям налогового администрирования налога на прибыль при решении вопроса о составе доходов, облагаемых и необлагаемых налогом, можно отнести:

- полноту учёта прибыли организации, куда также берётся в расчёт прибыль, которая не имеет отношения к производственной деятельности;

- изучение источников прироста имущества ввиду того, что довольно подозрительным является увеличение собственности из неизвестных источников;

- учёт продажи и покупки имущества в довольно больших объёмах;

- исследование производственных затрат предприятия; причём акцентируется внимание на амортизационных отчислениях, а также затратах, связанных с содержанием персонала;

- изучение инвестиционной активности;

- учёт кредитных обязательств;

- учёт внесения корректив в организационную форму организации;

- получение субсидий;

- использование налоговых льгот.

Стоит отметить сложности точного выявления состава прибыли с точки зрения бухгалтерского учёта, которые имеют отношение к распределению доходов среди участников хозяйственных отношений1. Для того чтобы выявить скрытое распределение прибыли, налоговые органы определяют сущность связей, которые сложились среди организаций, а также среди их акционеров. К примеру, размер зарплаты и иных выплат сотрудникам может быть сопоставлены с теми функциональными обязанностями, которые они осуществляют.

Для того чтобы определить обоснованность выплат сотрудникам организации, налоговая служба может провести анализ особенностей финансовой прибыльности организации, сопоставляя объём зарплаты с теми показателями, которые представлены в аналогичных организациях. Фальсификация, либо завышение резервных фондов, а также намеренное преувеличение амортизации представляет собой наиболее распространённые методы уменьшения прибыли для крупных предприятий [7, с. 16-18]. Суть таких средств состоит в том, что у организации появляется внеочередная отсрочка по налоговым выплатам.

Наиболее характерны такие ситуации в России и в странах Западной Европы [1, с. 184-185]. Ввиду занижения оценивания стоимости имущества в балансе в бюджете государства недосчитываются тех средств, на которые изначально был расчёт. В итоге происходит замедление развития экономики в целом, т. к. государству сложнее выполнять взятые на себя обязательства в социальной сфере. Поэтому

1 Налоговое администрирование: учебник // Л. А. Чайковская, Л. Я. Маршавина, Н. Ю. Глубокова, Е. В. Голубцова, А. З. Дадашев, А. В. Дюжов, Э. И. Жаруллина. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2019. С. 238.

необходимо внедрять концепцию прибыли в отечественной практике, но сейчас ещё в полной мере нет всех предпосылок для её повсеместного ввода [2, с. 268]. Но отдельные аспекты данной концепции уже довольно активно применяются налоговыми органами.

Как известно, организации гасят свои убытки положительным результатом следующих налоговых периодов, тем самым бюджет недополучает определённую сумму налоговых доходов от прибыли [6, с. 16-18].

Налог на прибыль является основным налоговым источником бюджетной системы РФ - как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. На рис. 1 показана динамика поступлений по налогу на прибыль за налоговые периоды 2013-2020 гг.

5000 4500 4000 3500 3000

2000 1500 1000 500 0

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет Российской Федерации за налоговые периоды 2013-2020 гг., млрд руб. / Dynamics of income tax revenues to the consolidated budget of the Russian Federation for tax periods 2013-2020, billion rubles

Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https:// analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

4543

4100

4018

3290

Анализируя динамику поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2013-2020 гг., можно сказать, что поступление от налога на прибыль в целом до 2020 г. имели положительную динамику. Но в 2020 г. произошло снижение поступлений по отношению к 2019 г. на 525 млрд руб. (-11,6%). Пандемия СОУГО-19 внесла корректировку в работу многих предприятий и организаций. Многие предприятия, организации временно не работали, а некоторые закрыли свой бизнес, а если нет прибыли, то и нет налога [11, с. 130].

Из-за массового карантина также резко упал спрос на углеводороды. Это привело к резкому снижению цен на нефть, газ, газовый конденсат и продукты их переработки, уменьшению объёмов добычи и реализации нефти и, соответственно, падению её стоимости.

На рис. 2 показано, что 1/5 часть доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счёт налоговых поступлений от налога на прибыль.

Анализируя динамику поступлений налога на прибыль в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2013-2020 гг., можно заметить также снижение поступлений по налогу на прибыль по сравнению с 2019 г. на 431 млрд руб. (-12,8%) (рис. 3).

ISSN 2072-8549 2020

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2022 / № 1

19,1%

17,5%

18,5%

19,0%

19,5%

20,5%

Рис. 2 / Fig. 2. Доля поступлений налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации за налоговые периоды 2013-2020 гг., % / Share of income tax revenues in tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation for tax periods 2013-2020, % Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://ana-

lytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

3500 3000 2500 2000 1500

3358

3105

2927

2528

1719

1962

2107

2271

1000

500

2013

2014

2015

2016

2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018

2019

2020

Рис. 3 / Fig. 3. Динамика поступлений налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за налоговые периоды 2013-2019 гг., млрд руб. / Dynamics of corporate income tax revenues to the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the tax periods 2013-2019, billion rubles

Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс].

URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

Консолидированные бюджеты субъектов РФ в большей степени зависят от поступлений налога на прибыль (рис. 4). В среднем доля налога на прибыль в консолидированных бюджетах субъектов РФ составляет 30%.

2020

2019

2018 2017 2016 2015 2014

2013 •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; •; 28,9%

26,0%

27,0%

28,0%

29,0%

30,0%

32,0%

33,0%

34,0%

Рис. 4 / Fig. 4. Доля поступлений налога на прибыль в налоговых доходах в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации за налоговые периоды 2013-2020 годы, % / Share of income tax revenues in tax revenues in the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation for tax periods 2013-2020, % Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://ana-

lytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

По данным Федеральной налоговой службы России, на конец 2019 г. в стране зарегистрировано более 3,7 млн юридических лиц, из которых около 300 тыс. вновь созданных. Но не все из них ведут активную хозяйственную деятельность и успешно развиваются. За рассматриваемый 2019 г. число активных предприятий в целом по стране составило 3,1 млн, среди которых около 700 тыс. по обороту оцениваются как быстрорастущие или имеющие высокий потенциал роста.

Но динамика количества налогоплательщиков-организаций, как прибыльных, так и убыточных, уменьшалась до 2019 г., а из-за пандемии СОУГО-19 количество убыточных предприятий ещё больше выросло. В 2018 г. прибыльных организаций по сравнению с 2017 г. уменьшилось на 65 974 ед. (-6,6%), в 2019 г. уменьшилось на 73 359 ед. (-7,9%) по сравнению с 2018 г., на 1 октября 2020 г. прибыльных организаций стало меньше на 126 103 ед. (-14,7%) по сравнению с 2019 г.

В 2018 г. убыточных организаций по сравнению с 2017 г. уменьшилось на 5 512 ед. (-4,6%), в 2019 г. - на 6 253 ед. (-5,4%) (по сравнению с 2018 г.), но на 1 октября 2020 г. количество убыточных организаций по сравнению с 2019 г. выросло на 7 066 ед. (+6,5%) (рис. 5).

Удельный вес прибыльных и убыточных предприятий до 2020 г. составил 73,3% и 26,7%, а на 1 октября 2020 г. - 69,6% и 30,4% соответственно (рис. 6).

В то же время около 400 тыс. предприятий представили нулевую отчётность. В структуре налоговой базы прибыльных организаций в целом превалируют доходы от реализации, превысившие 257 трлн руб., а сумма внереализационных доходов составила более 154 трлн руб. Наряду с этим существенен и объём расходов, связанных с производством и реализацией - 239 трлн руб., в то время как внереализационные расходы заявлены в размере 148 трлн руб.1. На рис. 7 представлены поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности за 2020 г.

1 Сводный налоговый паспорт Российской Федерации // ФНС России : [сайт]. https://analytic.nalog.ru/portal/ index.ru-RU.htm (дата обращения: 06.11.2021).

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2022 / № 1

1200000 1000000 800000 600000 400000 200000

995751

929777

856418

121149

730315

115637

109384

116450

2017

2018

2019

01.10.2020

Щ прибыльных организаций Щ убыточных организаций

Рис. 5 / Fig. 5. Количество налогоплательщиков-организаций прибыльных и убыточных за 20172019 гг. и на 01.10.2020, в ед. / The number of taxpayer organizations that are profitable and unprofitable for 2017-2019 and as of 01.10.2020, in units

Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://ana-

lytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

72,6

73,5

26,3

27,4

26,5

2017

2018

2019

30,4

01.10.2020

ШЛ Удельный вес прибыльных предприятий, в % Ш Удельный вес убыточных предприятий, в %

Рис. 6 / Fig. 6. Удельный вес прибыльных и убыточных предприятий за 2017-2019 годы и на 01.10.2020 год, % / The share of profitable and unprofitable enterprises for 2017-2019 and as of 01.10.2020, % Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://ana-

lytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

Как видно из рис. 7, наибольшую долю налоговых поступлений в 2020 г. обеспечила сфера торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - более 826 млрд руб. или 18,9% всех поступлений. Детализируя данный вид деятельности на подвиды, согласно общероссийскому классификатору, ФНС России рассчитывает поступления налога отдельно по организациям оптовой и розничной торговли без учёта продажи мотоциклов и автотранспортных средств. За рассматриваемый период первые уплатили около 68 млрд руб., а вторые - менее 90 млрд руб. Участие организаций других отраслей в формировании доходов бюджета также существенно. В 2020 г. предприятия обрабатывающей промышленности перечислили более 725 млрд руб. налога с прибыли: около 25% от этой суммы обеспечило металлурги-

V6oy

В Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

Ш Обрабатывающие производства

Ш Деятельность финансовая и страховая

Щ Добыча полезных ископаемых

Ш Транспортировка и хранение

Рис. 7 / Fig. 7. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности за 2020 г., % / Revenues from corporate income tax to the consolidated budget of the Russian Federation by main types of economic activity in 2020, %

Источник: составлено автором на базе данных ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://ana-

lytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 07.11.2021).

ческое производство, 13% - производители химических продуктов, 10% - организации пищевой промышленности. Около 714 млрд руб. налога на прибыль поступило в бюджет от финансовых и страховых организаций, около 704 млрд руб. - от предприятий добывающей промышленности, в районе 250 млрд руб. обеспечили организации, реализующие услуги по транспортировке и хранению.

В последние годы наблюдается тенденция снижения масштабов уклонения от уплаты налогов в теневой экономике, что явно отражается в увеличении сбора налога на прибыль. Оценки по другим налогам несколько более приблизительны, но заметно, что самой большой проблемой для бюджета сейчас является уклонение от уплаты налогов в области заработной платы.

Следует констатировать, что масштабы уклонения таковы, что создают серьёзный ущерб для бюджетной системы страны, несмотря на то, что в России проводится политика декриминализации налоговых преступлений [12, с. 669]. Это говорит о существовании категории налогоплательщиков, для которых уклонение от налогов является основной моделью ведения деятельности (независимо от того, насколько благоприятными являются налоговая среда и деловой климат), а также о наличии объективных причин, побуждающих налогоплательщиков уклоняться от налогов и искать пути для этого.

Сюда следует включить как причины, имеющие налоговую природу, среди которых выделяются несовершенство налоговых норм, вопросы фискальной нагрузки, и не связанные с налоговой системой, к которым можно отнести сложную экономическую ситуацию, в т. ч. негативное влияние санкций на экономику, а также последствия финансово-экономического кризиса.

Поэтому проблема уклонения от налогов ставит на повестку дня вопрос о необходимости реализации дополнительных мер, которые бы способствовали ограничению её масштабов и в то же время содействовали росту налоговой культуры российского общества.

V6y

Применение одной из самых известных и в то же время проблемных налоговых схем - схемы дробления бизнеса - становится возможным, в частности, из-за высоких порогов доступа к упрощённой системе налогообложения.

Источником такой налоговой выгоды становится специальный налоговый режим, позволяющий заметно снижать налоговую нагрузку. Нередко таким режимом является именно упрощённая система налогообложения, которая «свободна» от ограничений, присущих другим льготным режимам. Так, она универсальна по видам деятельности (за отдельными исключениями), может применяться и организациями, и индивидуальными предпринимателями, и на фоне достаточно высоких предельных значений доходов, дающих право применения режима и установленных в размере дохода от 112,5 до 150 млн руб. (но если доходы превышают 150 млн руб. за отчётный (налоговый) период, то можно и до 200 млн руб.), тем самым формирует предпосылки для ведения деятельности через группу компа-ний-взаимозависимых лиц (нескольких налогоплательщиков) вместо одного налогоплательщика. В результате тест на правомерность использования режима применяется к каждому такому лицу в отдельности и, как следствие, открывает доступ к налоговой выгоде бенефициару налоговой схемы.

Соответственно, чем выше финансовые пороги доступа к упрощённой системе налогообложения, тем легче использовать её в целях дробления бизнеса, что одновременно подрывает первоначальный смысл введения «упрощёнки»: помощь малому бизнесу.

Несмотря на широкую известность схемы дробления бизнеса, эффективное решение проблемы до сих пор не найдено [8, с. 83]. Во многом это связано с тем, что решается не столько сама проблема, сколько её последствия на уровне арбитражной практики, т. е. сначала налогоплательщик разделяет свой бизнес, а затем эти действия при наличии признаков необоснованной налоговой выгоды оспариваются налоговыми органами.

В этой связи необходимо принятие следующих мер:

- отказаться от практики периодического увеличения предельных значений выручки УСН;

- не индексировать эти значения на коэффициент-дефлятор в долгосрочном периоде;

- реформировать условия перехода на упрощённую систему налогообложения, применяя финансовые ограничения режима не к отдельному налогоплательщику, а к группе взаимозависимых лиц.

Предлагаемый подход, состоящий из 3-х последовательных шагов, позволит восстановить адресность упрощённой системы налогообложения, выровнить условия конкуренции соразмерно масштабу бизнеса и снизить число схем дробления бизнеса при одновременном сокращении издержек налоговых органов и количества судебных дел, касающихся правомерности ведения бизнеса через несколько фирм [5, с. 213].

В приложении к российской действительности подобный подход мог бы не только оказаться полезным с точки зрения упорядочения процесса контроля рисков неуплаты налогов, в т. ч. и налога на прибыль среди субъектов малого и среднего предпринимательства, но и стимулировать деятельность органов власти по их практической оценке через формирование фактических и прогнозных данных об ущербе для бюджетной системы, вызываемом уклонением от налогов. Анализ этого показателя в динамике позволил бы углубить понимание масштабов проблемы уклонения и особенностей её проявления. Оценка могла бы приводиться в разрезе налоговых схем, налогов, видов деятельности, категорий налогоплательщиков и

содержать выводы о наиболее сложных участках экономики с точки зрения умышленной неуплаты налогов.

Механизмы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками должны разрабатываться с учётом общемировых тенденций, современных требований времени и концепции государственной налоговой системы. В то же время налоговые органы должны играть ведущую роль в налаживании новых видов сотрудничества с налогоплательщиком.

По итогам работы ФНС России в 2019 г. выявлено более 395 000 налогоплательщиков, что составляет 17% от числа тех, кто представляет отчётность, но при этом платит зарплату ниже среднеотраслевого уровня. Эти цифры показывают сокрытие реальной заработной платы, фактически выплаченной. Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы (55-60%), являются строительство, обрабатывающая промышленность, розничная и оптовая торговля.

В настоящее время наиболее проблемным направлением работы налоговых органов является сотрудничество с так называемыми однодневными предприятиями. Наиболее криминализированной частью этой категории организаций является та, которая не подаёт отчётов в налоговые органы или подаёт «без отчётов». Однако общественная опасность этих организаций заключается не в том, что они «загромождают» Единый национальный реестр налогоплательщиков, а в том, что значительные полномочия налоговых органов используются для их контроля [9, с. 301]. По данным ФНС России, налогоплательщики, приобретающие или доставляющие товары и услуги через посредников, которые оказываются «однодневными компаниями», сталкиваются с максимальным риском налоговых нарушений.

Анализ показал, что следующие аспекты оказывают наибольшее влияние на степень уклонения от уплаты налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства:

- степень активности налогоплательщика;

- специфика отрасли;

- уровень налогового бремени;

- финансовое положение плательщика;

- законный/незаконный характер деятельности;

- отношения налогоплательщиков.

Сегодня ФНС России активно занимается анализом и контролем отраслей, где выявляется наибольшая доля уклонения от уплаты налогов. В частности, в секторе непродовольственной розничной торговли больше убыточных организаций, поэтому необходимо выяснить причины этих потерь - в 2019 г. налоговые поступления от торговли сократились.

В настоящее время приоритетным направлением в работе налоговой инспекции является не количество проверок, а их качество, т. е. повышение эффективности, полный сбор доказательств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровизация - один из методов налогового администрирования малого и среднего предпринимательства в России

На сегодняшний день взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками активно осуществляется с применением современных информационных технологий. Применяемые технологии делают процесс налогового администрирования более эффективным и существенно упрощают процесс взаимодействия между контролирующими органами и налогоплательщиками [4, с. 29-30]. В то же

время используемые программные продукты облегчают налогоплательщикам подачу налоговой отчётности, различных обращений и в целом способствуют более комфортному взаимодействию с сотрудниками налоговых органов1. Как известно, ФНС России в своей деятельности использует ориентированный на клиента подход и делает всё возможное, чтобы в первую очередь было комфортно налогоплательщикам [10, с. 230]. На сегодняшний день на официальном сайте ФНС России представлено порядка 80 различных сервисов.

Личный кабинет налогоплательщика предусмотрен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (субъектов МСП). Для организаций наиболее востребованными являются программные продукты 1С, Контур, СБИС, которые позволяют своевременно подавать налоговую отчётность, запрашивать необходимые справки и обращаться в налоговые органы по актуальным вопросам.

К «Личному кабинету индивидуального предпринимателя» (ЛК ИП) на 2021 г. подключено более 2 млн пользователей, что составляет более 50% действующих ИП.

В 2020 г. в связи с COVID-19 субъекты малого и среднего предпринимательства имели возможность получить субсидию. Для получения субсидии предприниматель должен был осуществлять деятельность в отрасли, относящейся к наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространением новой коронавирусной инфекции. Подача заявлений была реализована через ЛК ИП и юр. лиц, в т. ч. и ввиду того, что личный приём налогоплательщиков был ограничен. Направить заявление можно было также через ТКС. Перед заявлением налогоплательщик с помощью нового сервиса «Проверка права на получение субсидии в связи с COVID-19» проходил проверку на соответствие критериям для получения субсидии. На базе ФНС России была создана блокчейн-платформа, которая обеспечивала администрирование мер государственной поддержки с помощью предоставления сервисов безопасного и оперативного обмена данными о налогоплательщике всех задействованных участников как со стороны ФОИВ, так и со стороны власти.

Благодаря данной системе получилось добиться исключения дублирования заявлений организаций на одного налогоплательщика. Было привлечено более 40 кредитных организаций, обработано свыше 600 заявлений и потрачено, в общей сложности, более 500 млрд рублей в качестве средств поддержки предпринимателей.

Сегодня налогоплательщикам доступно 5 мобильных приложений: «Налоги ФЛ», «Личный кабинет ИП», «Проверка чека», «Мой Налог», «УСН On-line».

Сервис «Мой Налог» был создан специально для самозанятых в 2019 г. Регистрация в качестве самозанятого в приложении освобождает от обязанности представлять декларацию: самозанятым нужно лишь указывать свои доходы, а приложение автоматически произведёт расчёт налога на профессиональный доход (НПД). Причём максимальная ставка НПД составляет 6% (для юридических контрагентов), а минимальная - 4% (для физических контрагентов), что в ряде случае делает выбор в пользу данной системы, а не постановки на учёт в качестве индивидуального предпринимателя. На сегодняшний день, по данным ФНС России, зарегистрировано более 1,5 млн самозанятых, их количество с каждым годом будет увеличиваться. Эта система от части помогла «выйти из тени» людям, и вовсе не

1 Семенова Г. Н. Проблемы налогообложения в цифровой экономике // Образование, наука и бизнес - индикаторы развития цифровой экономики: сборник науч. трудов / под ред. Е. Ю. Власовой. М.: Аудитор, 2018. С. 45.

имеющим официального дохода за год до постановки на учёт как самозанятых, таких было порядка 42%.

Похожим на данное приложение является также и «УСН On-line», разработанное для индивидуальных предпринимателей, перешедших на новый режим, регистрация в котором предполагает самостоятельный расчёт налога, отсутствие обязанности подавать налоговые декларации и сдавать бухгалтерскую отчётность.

Для некоторых ИП порою непосильно заполнение даже нулевой декларации и поэтому применение данного режима может существенно им помочь. Однако чтобы перейти на данный режим, необходимо использование онлайн-касс. На 1 января 2021 г. на онлайн-кассу перешло 1,5 млн организаций и ИП, число используемых касс - около 3,3 млн, общая сумма НДС - порядка 10 трлн руб., ежедневно пробивается в среднем 150 млн чеков, выручка по которым составляет в районе 112 трлн руб. Для ФНС России применение онлайн-кассы способствует повышению прозрачности экономики, а для бизнеса - снижение административной нагрузки.

Если в целом говорить о программном обеспечении, используемом сотрудниками налоговых органов в целях осуществления администрирования, то стоит упомянуть об АИС «НАЛОГ-3», которая появилась в 2010 г. и с течением времени практически полностью заменила «ЭОД». Сегодня число пользователей единой информационной системы ФНС России составляет более 50 млн человек. Данная программа содержит огромную базу данных - более чем 985 Тбайт. Такой массив данных обрабатывается центрами обработки данных, один из которых находится в подмосковном г. Дубна. АИС «НАЛОГ-3» является центром внешнего взаимодействиями с Казначейством, Росстатом, банками и т. д.

Одним из компонентов АИС «Налог-3» является АСК НДС-2, которое обеспечивает автоматизацию перекрёстных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учёта выставленных и полученных счетов-фактур. Как известно, НДС - это один из самых главных налогов, оказывающих значительное влияние на сумму бюджетных поступлений, и контроль над уплатой данного налога имеет большое значение. Объём поступлений по НДС в 2020 г. составил 20% всех поступлений в консолидированный бюджет РФ. В общей сложности в 2019 г. объём поступлений по НДС составил 4 501 млрд руб. Дельта составила 19 млрд руб. (100,4%) относительно 2019 г. На увеличение поступлений по НДС оказало влияние не только увеличение ставки по НДС до 20%, но и эффективность АСК «НДС-2».

АСК НДС является прорывом в области разработок в сфере инновации и не имеет каких-либо аналогов за рубежом. Система обнаруживает сведения, являющиеся подозрительными, и в автоматическом режиме направляет запросы налогоплательщикам. Это даёт возможность ФНС России более эффективно осуществлять контроль над уплатой налогов, в т. ч. и налог на прибыль, т. к. схемы, минимизирующие уплату налога на прибыль, так или иначе, отражаются на уплаченном НДС. В случае, если будут присутствовать налоговые расхождения, налоговый орган потребует представления пояснений или уточнения сданной налоговой декларации.

Заключение

В последнее время Федеральная налоговая служба России осуществила значительный скачок в усовершенствовании технологической инфраструктуры. Сегодня сложно представить хотя бы один процесс налогового администрирования без активного использования современных технологий в ежедневной работе сотрудников налоговых органов. Применение цифровых инструментов даёт возможность

снизить административную нагрузку на частный сектор и, кроме того, сохранить в неблагоприятных внешних политических и экономических условиях стабильные темпы роста налоговых поступлений.

Используемые ФНС России технологии значительно упрощают как налоговое администрирование, так и взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. На сегодняшний день имеется более 80 электронных сервисов, позволяющих узнать необходимую информацию, наиболее популярным из которых является Личный кабинет налогоплательщика.

Личный кабинет налогоплательщика используется как частными, так и юридическими лицами. С помощью него у физических лиц появилась возможность подавать 3-НДФЛ, а также получать справки, обращаться дистанционно в любой налоговый орган.

Что касательно налогового администрирования юридических лиц, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, то в данном случае стоит уделить особое внимание налоговому администрированию налога на прибыль организаций. Инновационные проекты налогового администрирования, которые ФНС России внедряет в последние годы, нацелены на предотвращение уклонения от уплаты налогов и «обеление» экономики. К ним также относится система внедрения контрольно-кассовой техники (ККТ), которая передаёт сведения в режиме онлайн.

Среди проблем налогового администрирования можно выделить:

- низкий уровень налоговой культуры у налогоплательщиков, которые зачастую не понимают, зачем уплачивать налоги;

- проблемы, связанные с администрированием налога на прибыль, и ряд других проблем.

Налоговое администрирование в России имеет смысл рассматривать вместе с налоговым администрированием зарубежных стран (в частности, входящих в ОЭСР, ЕС), где также имеются технологии взаимодействия и проблемы. И на основе проведения параллели можно сделать выводы о том, что можно перенять у иных стран, а также выявить перспективы дальнейшего развития.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакарова З. Г., Таилова А. Г. Основные направления совершенствования системы налогового контроля в России на основе учёта передового опыта зарубежных стран // Вестник научных конференций. 2019. № 4-2 (44). С. 8-9.

2. Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой учёный. 2016. № 20. С. 266-269.

3. Бойко Н. Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4. С. 72-75.

4. Вергейчик М. А. Технологии налогового администрирования как клиентоориентиро-ванные технологии предоставления государственных услуг // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 1 (14). С. 29-30.

5. Гоголев А. М. Современное состояние и проблемы развития налогового администрирования // Публичное и частное право. 2014. № 3. С. 211-216.

6. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Адвокатова А. С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. С. 166-172.

7. Гусейнова Г. М. Актуальные проблемы налогового администрирования // Налоги и финансы. 2012. № 3. С. 16-18.

V66V

8. Мухина Н. В. Проблемы налогового администрирования в Российской Федерации // Модернизация России: проблемы финансово-экономического обеспечения поступательного развития территорий : сб. науч. трудов III Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Саратов, 10-12 дек. 2014 г. Саратов, 2014. С. 82-85.

9. Найденова М. В., Подколзина А. Р. Развитие налогового контроля в России // Молодежь и научно-технический прогресс : сб. докладов XII международной науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных / сост. Е. Н. Иванцова, В. М. Уваров и др. 2019. С. 299-302.

10. Семенова Г. Н., Маршавина Л. Я. Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 225-235.

11. Семенова Г. Н. Оценка тенденций развития бизнеса в России в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 3. С. 122-137.

12. Семенова Г. Н. Влияние налогообложения на развитие бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 667-671.

REFERENCES

1. Abakarova Z. G., Tailova A. G. [The main directions for improving the tax control system in Russia based on the best practices of foreign countries]. In: Vestnik nauchnykh konferentsii [Bulletin of Scientific Conferences], 2019, no. 4-2 (44), pp. 8-9.

2. Belykh O. I. [Improvement of tax administration: the next stage]. In: Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2016, no. 20, pp. 266-269.

3. Boiko N. N. [Experience of foreign countries in the field of tax administration]. In: Politika, gosudarstvo i pravo [Politics, State and Law], 2015, no. 4, pp. 72-75.

4. Vergeichik M. A. [Tax administration technologies as client-oriented technologies for the provision of public services]. In: Rossiiskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy [Russian science and education today: problems and prospects], 2017, no. 1 (14), pp. 29-30.

5. Gogolev A. M. [Current state and problems of development of tax administration]. In: Publichnoe i chastnoepravo [Public and Private law], 2014, no. 3, pp. 211-216.

6. Goncharenko L. I., Malkova Yu. V., Advokatova A. S. [Actual problems of the tax system in the digital economy]. In: Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law], 2018, no. 2, pp. 166-172.

7. Guseinova G. M. [Actual problems of tax administration]. In: Nalogi i finansy [Taxes and Finance], 2012, no. 3, pp. 16-18.

8. Mukhina N. V. [Problems of tax administration in the Russian Federation]. In: Modernizatsiya Rossii: problemy finansovo-ekonomicheskogo obespecheniya postupatelnogo razvitiya territorii: sb. nauch. trudov III Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov i aspirantov, Saratov, 10-12 dek. 2014 g. [Modernization of Russia: problems of financial and economic support for the progressive development of territories : a collection of scientific works of the 3d All-Russian Scientific and Practical Conference of students, undergraduates and graduate students, Saratov, 10-12 dec. 2014, Saratov, 2014]. Saratov, 2014, pp. 82-85.

9. Naidenova M. V., Podkolzina A. R. [Development of tax control in Russia]. In: Ivantsova E. N., Uvarov V. M. e t all, eds. Molodezh i nauchno-tekhnicheskiiprogress:sb. dokladovXIImezhdunar. nauch.-praktich. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh [Youth and scientific and technological progress : collection of reports of the 12th international scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists], 2019, pp. 299-302.

10. Semenova G. N., Marshavina L. Ya. [Interaction of tax authorities with taxpayers.]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2018, no. 2, pp. 225-235.

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

Г

2022 / № 1

11. Semenova G. N. [Assessment of business development trends in Russia in the context of the COVID-19 pandemic]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2021, no. 3, pp. 122-137.

12. Semenova G. N. [Impact of taxation on business development]. In: Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and entrepreneurship], 2020, no. 3 (116), pp. 667-671.

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: Sg6457@mail.ru

Galina N. Semenova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: Sg6457@mail.ru

Семенова Г. Н. Налоговое администрирование малого и среднего предпринимательства в России в условиях цифровизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 53-68.

DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-53-68

FOR CITATION

Semenova G. N. Tax Administration of Small and Medium-sized Business in Russia in the Conditions of Digitalization. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2022, no. 1, pp. 53-68. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-1-53-68

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.