Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAXES / TAX ADMINISTRATION / DIGITIZATION / TAXPAYERS / TAX AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакирова Рамзиля Ринатовна, Губайдуллин Билал Фанисович, Хазиахметов Руслан Альбертович, Шеина Анастасия Юрьевна

В данной статье проанализирована динамика налоговых поступлений в бюджет, в соответствии с чем сделан вывод о том, что рост собираемости налогов - технологический, а потенциал увеличения налоговых поступлений за счет роста экономики невелик. Контрольная работа налоговых органов в условиях цифровизации претерпела значительные изменения. За последнее десятилетие, после внедрения риск-ориентированного подхода, наблюдается снижение количества проверок, но при этом повышается их эффективность. Рассмотрены основные инструменты налогового администрирования, оказывающие влияние на рост налоговых поступлений в доходную часть бюджета. Особое внимание уделено внедрению контрольно-кассовой техники и налога на профессиональный доход. Проанализировано взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов посредством опроса респондентов. Сделаны выводы о влиянии совершенствования налогового администрирования на деятельность налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакирова Рамзиля Ринатовна, Губайдуллин Билал Фанисович, Хазиахметов Руслан Альбертович, Шеина Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in tax administration in the Russian Federation

This article analyzes the dynamics of tax revenues to the budget, according to which it is concluded that the increase in tax collection is related to the introduction of technologies, but the potential for increasing tax revenues due to economic growth is small. The control work of tax authorities in the conditions of digitalization has undergone significant changes. Over the past decade, after the introduction of a risk-based approach, there has been a decrease in the number of inspections, but their effectiveness has increased. The main tools of tax administration that influence the growth of tax revenues in the revenue part of the budget are considered. Special attention is paid to the introduction of cash registers and the tax on professional income. The interaction of taxpayers and tax authorities by means of a survey of respondents is analyzed. Conclusions are made about the impact of improving tax administration on the activities of taxpayers.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 2 • Февраль 2020 ISSN 2222-534Х

Первое

экономическое издательство

современные тенденции налогового администрирования в российской Федерации

Бакирова Р.Р. 1, Губайдуллин Б.Ф. 1, Хазиахметов Р.А. 1, Шеина А.Ю. 1

1 Уфимский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Уфа, Россия

В данной статье проанализирована динамика налоговых поступлений в бюджет, в соответствии с чем сделан вывод о том, что рост собираемости налогов - технологический, а потенциал увеличения налоговых поступлений за счет роста экономики невелик. Контрольная работа налоговых органов в условиях цифровизации претерпела значительные изменения. За последнее десятилетие, после внедрения риск-ориентированного подхода, наблюдается снижение количества проверок, но при этом повышается их эффективность. Рассмотрены основные инструменты налогового администрирования, оказывающие влияние на рост налоговых поступлений в доходную часть бюджета. Особое внимание уделено внедрению контрольно-кассовой техники и налога на профессиональный доход. Проанализировано взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов посредством опроса респондентов. Сделаны выводы о влиянии совершенствования налогового администрирования на деятельность налогоплательщиков.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: налоги, налоговое администрирование, цифровизация, налогоплательщики, налоговые органы.

Modern trends in tax administration in the Russian Federation

Bakirova R.R. 1, Gubaydullin B.F. 1, KhaziakhmetovR.A. 1, Sheina A.Yu. 1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation - Ufa branch, Russia

введение

Развитие налогового администрирования является приоритетной задачей государства, так как от этого зависит пополнение бюджета. Однако одновременно с увеличением собираемости налогов налоговое администрирование должно способствовать и улучшению делового

Благодаря совершенствованию налогового администрирования, а именно вводу цифрового контроля и выводу из тени недобросовестных участников рынка, был достигнут рост налоговых поступлений в размере, превышающем 400 млрд руб. Драйверами роста выступают налоги, которые традиционно наиболее сложны в администрирова-

АННОТАЦИЯ:

климата.

нии: НДС и налог на прибыль. Необходимо отметить, что рост собираемости налогов - технологический. Потенциал увеличения налоговых поступлений за счет роста экономики невелик [3] (Уатпа, Токатвуа, 2018).

В ходе исследования было проанализировано состояние налогового администрирования в РФ, которое показало, что Россия находится на первых позициях в сфере налогового администрирования, хотя на 5-8 лет отстает от лидеров цифровизации экономики. При этом опрос респондентов дал понимание, что, несмотря на кажущийся прорыв в администрировании налогов и взносов в РФ, представители бизнес-сообщества еще не готовы позитивно воспринимать эти изменения.

Целью данного исследования является проведение анализа влияния совершенствования налогового администрирования на деятельность налогоплательщиков.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

• Проанализировать современные тенденции в развитии налогового администрирования.

• Изучить современные инструменты налогового администрирования.

• Выявить проблемы взаимодействия налоговых органов с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Объект исследования - респонденты - граждане в возрасте от 18 лет на территории субъекта РФ (Республика Башкортостан).

ABSTRACT:_

This article analyzes the dynamics of tax revenues to the budget, according to which it is concluded that the increase in tax collection is related to the introduction of technologies, but the potential for increasing tax revenues due to economic growth is small. The control work of tax authorities in the conditions of digitalization has undergone significant changes. Over the past decade, after the introduction of a risk-based approach, there has been a decrease in the number of inspections, but their effectiveness has increased. The main tools of tax administration that influence the growth of tax revenues in the revenue part of the budget are considered. Special attention is paid to the introduction of cash registers and the tax on professional income. The interaction of taxpayers and tax authorities by means of a survey of respondents is analyzed. Conclusions are made about the impact of improving tax administration on the activities of taxpayers.

KEYWORDS: taxes, tax administration, digitization, taxpayers, tax authorities

JEL Classification: H21, H25, 031, 033

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Bakirova R.R. (stat690mai[.ru)

CITATION:

Received: 16.01.2020 / Published: 28.02.2020

Bakirova R.R., Gubaydullin B.F., Khaziakhmetov R.A., Sheina A.Yu. (2020) Sovremennye tendentsii nal-ogovogo administrirovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Modern trends in tax administration in the Russian Federation]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (2). - 459-470. doi: 10.18334/epp.10.2.41570

Предметом исследования является влияние налогового администрирования на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Теоретическая база исследования. Обзор трудов, затрагивающих проблематику работы, стоит начать с работ Аристарховой М.К., Шеиной А.Ю. «Основные инновационные проекты налогового администрирования» [2] (Aristarkhova, Sheina, 2018) и Крикушенко М.В. «Развитие системы налогового администрирования посредством онлайн контроля за деятельностью предпринимательства» [4] (Krikushenko, 2019). В данных работах рассматриваются инновационные проекты налогового администрирования, направленные на увеличение доходов бюджета, особое внимание уделяется онлайн-кассам и маркировке товаров. Следующая работа, вошедшая в теоретическую базу данного исследования, - статья Солодянкиной Т.В., Шеиной А.Ю. «Ключевые компоненты цифровой трансформации в современном налоговом администрировании» [6] (Solodyankina, Sheina, 2019), в которой рассматривается проникновение цифровизации в различные сферы экономики, рассмотрена цифровая трансформация налогового администрирования. Актуальные проблемы функционирования налоговых органов во взаимодействии с налогоплательщиками рассмотрены в статье Семеновой Г.Н. и Маршавиной Л.Я. «Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками» [5] (Semenova, Marshavina, 2018). Помимо вышеперечисленных работ так же были использованы материалы из статей Файзуллиной Р.М [7] (Fayzullina, 2019), Ваниной Д.В. и Токаревой Е.А [3] (Vanina, Tokareva, 2018). Отметим, что источником данных об исполнении федерального бюджета и результатах контрольной работы налоговых органов являются открытые информационные источники, официальные сайты федеральной налоговой службы и федерального казначейства РФ [8, 9].

Методология исследования: общелогические методы (сравнение, обобщение, анализ научной литературы по проблеме исследования), статистические методы (выборочное наблюдение, методы анализа динамики, структуры), анкетирование, табличные и графические методы представления информации.

ОБ АВТОРАХ:_

Бакирова Рамзиля Ринатовна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика», кандидат экономических наук, доцент (stat690mai[.ru)

Губайдуллин Билал Фанисович, студент второго курса магистерской программы «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг» ( Gbf.white0gmai1.com)

Хазиахметов Руслан Альбертович, студент второго курса магистерской программы «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг» ( rus1an5-5-5-5-50mai1.ru)

Шеина Анастасия Юрьевна, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг», кандидат экономических наук (ms.sheina9O0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф., Хазиахметов Р.А., Шеина А.Ю. Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. -Том 10. - № 2. - С. 459-470. doi: 10.18334/epp.10.2.41570

В 2018 году в бюджет РФ поступило порядка 21,3 трлн руб. По сравнению с предшествующим годом рост поступлений составил практически 4 трлн руб., или 23%. В 2018 г. на 15% выросли поступления в бюджет РФ. Это максимальный прирост поступлений с 2013 г.: с 2014 по 2018 г. поступления в консолидированный бюджет возросли в 1,9 раз, в региональный бюджет - в 1,5 раза. С 2014 г. рост собираемости налогов составил 40%; рост ВВП - 1,2%.

Поступления в консолидированный бюджет РФ с января по октябрь 2019 г. составили 18,9 трлн руб., что на 1,4 трлн руб. больше, чем за аналогичный период 2018 г. [8].

Увеличение налоговых поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть на 8,6%, замедление роста поступлений НДПИ до +3,4% и введение возвратного акциза для балансирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (возвращено 347 млрд руб.).

Нефтегазовые доходы не являются основным драйвером роста, увеличение поступлений в бюджет обусловлено следующими факторами, представленными на рисунке 1.

За последнее несколько лет контрольная функция налоговых органов претерпела значительные изменения, наблюдается снижение количества проверок при повышении их эффективности [1] (ЗНазНкоуа, 2019).

За три квартала 2019 г. число проведенных выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тыс. до 7,1 тыс.). Подвергаются проверке только 2 налогоплательщика из 1000, а в сегменте малого предпринимательства - только 1 из 5000.

При этом нужно отметить не только переход от сплошных к выборочным проверкам, но и тенденцию к предупреждению налоговых правонарушений и усилению аналитической деятельности налоговых органов, в том числе за счет выявления схем ухода от уплаты налогов.

Особое внимание налоговая служба уделяет добровольному уточнению налогоплательщиками своих налоговых обязательств. За три квартала 2019 г. доля налоговых поступлений по аналитической работе в общих поступлениях по контрольно-аналитической! работе составил а 3596, за аналогичный период 2018 г. данный показатель составил 25% [10].

Рисунок 1. Факторы роста налог овых поступлений Источник: составлено и рассчитано авторами.

Рисунок 2. Инстрпменты налогового администрирования Источник: составлено авторами.

За три квартала 2019 г. бюджет дополучил 90 млрд руб. без проведения проверок, это в 1,6 больше чем за аналогичный период 2018 г.

За три квартала 2019 г. число жалоб на результаты выездных налоговых проверок уменьшилось практически вдвое: с 4,3 тыс. до 2,4 тыс. На 20% уменьшилось количество судебных споровс бизнесом. Эта статистика свидетельствует об обоснованности проводимых контрольных мероприятиях и усилении института досудебного урегулирования [9].

Показотыль DTI (пок азвлвает эф фективно сть работы п долго м, он рассчи тыва-ется как отношение долга к поступлениям) за три квартала 2019 г. составил 6,4%. Это самый! низкое значение с 2004 т. Но 1,3% уменьшилась совокупная задолженность, это порядка 24 млрд руб.

Такие показатели были достигнуты благодаря применению комплекса современных инструментов налогового администрирования. Перечень наиболее актуальных инструментов представлен на рисунке 2.

Среди наиболее значимых проектов, затронувших микро и малый бизнес в РФ, можно выделить введение ККТ1 и нового налогового режима для самозанятых [4] (Krikushenko, 2019).

С 2017 по 2019 г. был реализован один из крупнейших проектов налоговых органов по внедрению онлайн-касс. В 2019 г. число активных кассовых аппаратов превысило планку в 3,2 млн, это в 2,5 раза больше дореформенного уровня. За сутки пробивается 200 млн чеков на сумму 125 млрд руб. Наблюдается увеличение уплаченного НДС в сфере розничной торговли на 50%, это 124 млрд руб. за 2018-2019 г. Для безболезнен-

1 ККТ - контрольно-кассовая техника, онлайн-касса.

ного перехода на ККТ был предусмотрен налоговый вычет в размере 18 тыс. руб. (на покупку и обслуживание ККТ). Более чем 300 тыс. налогоплательщиков воспользовались налоговыми вычетами на покупку ККТ.

Основными преимуществами использования введения ККТ для потребителей - это удобство в использования электронных чеков, для организаций - это прозрачность операций через ККТ, благодаря чему налоговые органы могут освобождать налогоплательщиков от налоговой отчетности [7] (Fayzullina, 2019). В частности, все кассовые формы отчетности уже отменены. Для организаций на УСН по доходам планируется отменить отчетность в том случае, если они применяют ККТ [2] (Aristarkhova, Sheina, 2018).

Был введен новый налоговый режим для самозанятых со ставкой 4% при работе с физическими лицами и 6% с юридическими лицами. Процесс регистрации прост и не требует посещения налоговых органов, все происходит через мобильное приложение, чеки генерируются без кассовых аппаратов.

В целом налоговые органы планируют развивать налоговое администрирование в сторону «бесконтактного налогового администрирования» [6] Solodyankina, Sheina, 2019). То есть налоговые органы хотят выстроить такую схему взаимодействия, при которой налогоплательщик не будет обременен постоянными проверками и государственным давлением. Планируется интегрировать налоговое администрирование в жизнь человека и компании таким образом, чтобы уплата налогов была столь же проста, как и оплата счетов за коммунальные услуги [5] (Semenova, Marshavina, 2018).

В целом работа ФНС для налогоплательщиков будет менее заметной. На данном этапе идет развитие не только фискальной составляющей налогового администрирования, но и ее сервисной части.

С целью выявления проблем взаимодействия налоговых органов с субъектами малого и среднего предпринимательства нами был проведен репрезентативный социологический опрос с помощью Google формы. Опрос проводился в период с ноября по декабрь 2019 среди граждан в возрасте от 18 лет по базовой анкете, которая включала в себя 30 вопросов. Репрезентативность отбора обеспечивалась соответствием структуры распределения респондентов по полу и типу населенных пунктов структуре населения Республики Башкортостан.

Опрос осуществлялся методом индивидуального формализованного интервью по принципу «лицом к лицу», при котором интервьюер зачитывал вопросы анкеты и самостоятельно фиксировал ответы респондентов (в том числе посредством частичной автоматизации процесса). Систематизация полученных выводов в ходе опроса позволила сформировать информационную базу статистического анализа исследуемого вопроса.

На территории Республики Башкортостан было опрошено 52 человека. Распределение респондентов соответствовало региональным значениям: проживающие в городах составили 62% от общего числа опрошенных, проживающие в сельской

местности - 38%. В составе респондентов на долю женщин приходилось 53% опрошенных, на долю мужчин - 47%.

Большинство респондентов социологического опроса ведут предпринимательскую деятельность более пяти лет (38%), 26% опрошенных - от одного года до трех лет, 25% - от трех до пяти лет, и только 11% респондентов - менее года.

Опрос показал, что наиболее популярными сферами ведения бизнеса являются: торговля - 36,5% опрошенных, строительство и бытовые услуги - по 13,5% респондентов (рис. 3).

40 -36,5

35 -

30

25 -

20 -

15 96 11,5 11,5 13,5 13,5

10 5 0

3,8 3,8 3,8

* 9,6

о4

«г ^ .¿г «яг ^

о*

сГ

Рисунок 3. Сферы ведения бизнеса среди опрошенных предпринимателей, % Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

40,7

24,1

20,4

3,7

11,1

I

Ежедневно Раз в неделю Раз в месяц Раз в год Не посещаю

Рисунок 4. Структура р аспределения респоноентов по частоте посещения официального сайт а

ФНС, %

Источник: составлено авторами ва основе проведенного опроса.

Предпочитаемыми организационно-правовыми формами оказались: общество с ограниченной ответственностью - 55% и индивидуальное предпринимательство -45%. Половина респондентовприменяют общую си стему налогоо бложения, треть -ведут свою деятельность на упрощенной системе.

В рамках своей предпринимательской деятельности ККТ иепользуют только 45% опрошенных.

Личный кабинет налогоплательщика на сайте федеральной налоговой службы имеют 83% респ ондентов, из них 77% посещают его несколько раз в месяц (рис. 4). Чаще всего на сайте ищут информацию о начисленных/: налогех и возможной задолженности, сведения о контрагентах, а также информацию о заполнении платежных документов.

Почти половина реепондентов (49,0%) признали неоднократные нарушения в сфере налогового законодательства, а 13,7% оценили частоту своих нарушений как частую. Остальная часть опрашиваемых (37,3%), по их мнению, является добросовестными налогоплательщиками (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

49,0

37,3

13,7

Яв уелсчнсслн, Несколько р-з Дс, чссто

ничего от нарушали

Рисунок 5. Структура распределения респондентов по числу случаев уплаты штрафов налогоплательщиками за нарушение налогового законодательства, % Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса.

В ходе опроса было выявлено, что половина респондентов не удовлетворена отношением налоговых инспекторов. В качестве основных причин были указаны недостаточная компетентность сотрудников (30,2%), несоответствующее поведение инспекторов (15,1%), а также требование избыточного по сравнению с законодательством числа документов (7,5%).

У 43% опрошенных возникали спорные ситуации с налоговыми органами, более половины из них были решены в рамках досудебного урегулирования. Респондентами

было отмечено, что заплатить штрафы дешевле, чем тратить время и средства на судебные разбирательства.

50 45 40

35 30

25 20 15 10

5 0

44,2

19,2 17,3 19,2

I I I

Саало лучше Не изменилось Ухудшилось Затрудняюсь

оавеаиаь

Рисунок 6. Структура распределения респондентов по оценке качества взаимодействия

с налоговыми органами, % Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса.

50 45 40 35 30 25 20 15 10

46,2

23,1

19,2

I

11,5

Способствует Тормозит ведению ведение

Не влияет Затрудняюсь ответить

Рисунок 7. Структура распределения респондентов по оценкевлияния налогового администрир ования н а ведение бизнеса, % Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса.

Только 19,2% опрошенных указали, что за последние 3-4 года качество взаимодействия с налоговыми органами улучшилось, столько же респондентов отметили ухудшение, а 44,2% не смоглиоценить динамические изменения (рис. 6). Лишь 23,1% предпринимателей заявили, что современное налоговое администрирование способствует ведению бизнеса (рис. 7).

0

На вопрос «Какие проблемы наиболее остро стоят перед Вами и Вашим предприятием в настоящее время?» наиболее популярными ответами среди предпринимателей были:

• высокий уровень налогообложения;

• экономическая нестабильность;

• неплатежеспособность потребителей;

• рост арендных платежей/высокие арендные издержки;

• недостаток финансовых средств.

По мнению предпринимателей, для эффективного развития малого и среднего бизнеса, в Российской Федерации необходимо снизить налоговое бремя, устранить бюрократические преграды, создать равные возможности для конкуренции и уменьшить количество проверяющих органов.

заключение

Несмотря на кажущийся прорыв в администрировании налогов и взносов в РФ, представители бизнес-сообщества еще не готовы позитивно воспринимать эти изменения. Предприниматели не видят стремление ФНС к созданию партнерских отношений и работе без штрафов для налогоплательщиков. 60% респондентов говорят о том, что, в целом, цифровизация налоговой системы не привела к снижению административной нагрузки. Отсюда можно сделать вывод, что административная нагрузка на бизнес не сократилась, при этом именно это было одной из основных целей контрольно-надзорной реформы.

На наш взгляд, следующие рекомендации помогут сформировать базис партнерских взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с учетом мнения последних, выявленного в ходе опроса:

Возможность предпринимателям на упрощенной системе налогообложения (УСН) выбора статуса плательщика НДС. Данное предложение будет способствовать встраиванию организаций на УСН в цепочку создания добавленной стоимости наравне с крупным фирмами.

Упрощение бухгалтерской и финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения по такой отечности кредитов в коммерческих банках, в настоящее время банки по требованию Центрального банка запрашивают от организаций полную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Ввод промежуточного этапа при переходе налогоплательщика с УСН на общую систему налогообложения (ОСН) с пониженными налоговыми ставками в первые три года. Предпринимателям трудно в короткие сроки перестроить свою деятельность под новые экономические условия. Переход с УСН на ОСН влечет значительное увеличение объемов и видов налогов, а также увеличение масштабов бухгалтерского учета, что впоследствии склоняет организации к дроблению, а не к увеличению.

Обеспечить стабильность экономических условий (налогового законодательства).

Периодично устанавливать мораторий на ввод новых налогов, сборов и платежей, а также на повышение ставок по существующим налогам и сборам. Заблаговременно информировать налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Стабильность налоговой нагрузки является основополагающим фактором роста экономики, так как снижаются риски для инвесторов. Также данное предложение особенно актуально для успешной реализации программы для самозанятых, которые добровольно легализовали свою деятельность взамен низких ставок.

ИСТОЧНИКИ:

1. Шашкова Т.Н. Налоги и налоговая система Российской Федерации (в схемах и та-

блицах). / Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профили «Финансы и кредит» и «Государственные и муниципальные финансы». - Уфа: ИРО РБ, 2019. - 116 с.

2. Аристархова М.К., Шеина А.Ю. Основные инновационные проекты налогового ад-

министрирования // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы XII Международной научной конференции. 2018.

- с. 11-13.

3. Ванина Д.В., Токарева Е.А. Налоговое администрирование как резерв роста нало-

говых поступлений // Вестник научного студенческого общества: Материалы VIII Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2018. - с. 119-122.

4. Крикушенко М.В. Развитие системы налогового администрирования посредством

онлайн контроля за деятельностью предпринимательства // Синергия Наук. - 2019.

- № 31. - с. 86-93.

5. Семенова Г.Н., Маршавина Л.Я. Взаимодействие налоговых органов с налогопла-

тельщиками // Вестник МГОУ. - 2018. - № 2.

6. Солодянкина Т.В., Шеина А.Ю. Ключевые компоненты цифровой трансформации

в современном налоговом администрировании // Финансовая экономика. - 2019.

- № 4. - с. 440-443.

7. Файзуллина Р.М. Оценка эффективности использования налоговых инструментов

в реализации социальных задач налоговой системы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 1. - с. 110-113.

8. Отчет об исполнение федерального бюджета. [Электронный ресурс]. URL: https://

roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ ( дата обращения: 05.12.2019).

9. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок) за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn01/related_activities/ statistics_and_analytics/ forms/7401502/ ( дата обращения: 05.12.2019 ).

10. Газета коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ ( дата обращения: 05.12.2019 ).

REFERENCES:

Aristarkhova M.K., Sheina A.Yu. (2018). Osnovnye innovatsionnyeproekty nalogovogo administrirovaniya[Key innovative projects of tax administration] The current tax system: the status, problems and prospects of development. 11-13. (in Russian).

Fayzullina R.M. (2019). Otsenka effektivnosti ispolzovaniya nalogovyh instrumentov v realizatsii sotsialnyh zadach nalogovoy sistemy [Estimation of efficiency of using tax instruments in the implementation of social tasks of the tax system]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1). 110-113. (in Russian).

Krikushenko M.V. (2019). Razvitie sistemy nalogovogo administrirovaniyaposredstvom onlayn kontrolya za deyatelnostyupredprinimatelstva [The development of the system of tax administration through online control over the activities of the business]. Synergy of Sciences. (31). 86-93. (in Russian).

Semenova G.N., Marshavina L.Ya. (2018). Vzaimodeystvie nalogovyh organov s nalogo-platelshchikami [The interaction of tax authorities with taxpayers]. Bulletin MGOU. (2). (in Russian).

Shashkova T.N. (2019). Nalogi i nalogovaya sistema Rossiyskoy Federatsii (v skhemakh i tablitsakh) [Taxes and tax system of the Russian Federation (in schemes and tables)] (in Russian).

Solodyankina T.V., Sheina A.Yu. (2019). Klyuchevye komponenty tsifrovoy transfor-matsii v sovremennom nalogovom administrirovanii [Key components of digital transformation in modern tax administration].Financial economics. (4). 440-443. (in Russian).

Vanina D.V., Tokareva E.A. (2018). Nalogovoe administrirovanie kak rezerv rosta nalogovyh postupleniy [Tax administration as a reserve of growth of tax revenues] Bulletin of the scientific student society. 119-122. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.