Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ПАНДЕМИЯ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Хайбат Магомедтагировна, Омарова Зарема Курбановна

В статье раскрываются ключевые проблемы, присущие налоговой политике и налоговой системе Российской Федерации на современном этапе в период пандемического кризиса. Предлагаются приоритетные меры, направленные на совершенствование налоговой политики и налоговой системы Российской Федерации, пути повышения эффективности налогового администрирования в условиях развития цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN A PANDEMIC: CHALLENGES AND PRIORITIES

The article reveals the key problems inherent in the tax policy and tax system of the Russian Federation at the present stage during the pandemic crisis. Priority measures are proposed aimed at improving the tax policy and tax system of the Russian Federation, ways to improve the efficiency of tax administration in the context of the development of digital technologies.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_11_1029 УДК 366.2

Мусаева Хайбат Магомедтагировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

Омарова Зарема Курбановна,

доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ

В статье раскрываются ключевые проблемы, присущие налоговой политике и налоговой системе Российской Федерации на современном этапе в период пандемического кризиса. Предлагаются приоритетные меры, направленные на совершенствование налоговой политики и налоговой системы Российской Федерации, пути повышения эффективности налогового администрирования в условиях развития цифровых технологий.

Ключевые слова: налоговая политика; налоговое администрирование; федеральный бюджет; налоговые доходы; пандемия; налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; приоритеты развития.

UDC 366.2

Musayeva Khaibat Magomedtagirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Omarova Zarema Kurbanovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN A PANDEMIC: CHALLENGES AND PRIORITIES

The article reveals the key problems inherent in the tax policy and tax system of the Russian Federation at the present stage during the pandemic crisis. Priority measures are proposed aimed at improving the tax policy and tax system of the Russian Federation, ways to improve the efficiency of tax administration in the context of the development of digital technologies.

Keywords: tax policy; tax administration; federal budget; tax revenues; pandemic; value added tax; personal income tax; development priorities.

Устойчивость развития современной экономики и благосостояние общества в решающей степени зависят от реализуемой государством налоговой политики, которая находит отражение в действующей налоговой системе Российской Федерации. Через налоги финансовая система оказывает непосредственное влияние не только на уровень цен на товары и услуги, но и на всю структуру экономики и соотношение уровня преобладающих цен во всей национальной экономике.

Глобальные «задачи, которые стоят в настоящее время перед нашей страной, а именно внедрение новейших технологий, решение крупных социальных проблем, безусловно, требуют проведения активной государственной политики. Налоговая политика приобретает в современных условиях особенно важное значение в решении стратегических задач России» [9]. Ключевой задачей Правительством Российская Федерации обозначена инвентаризация мероприятий государственных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей развития. Также для ускорения экономического роста России обозначены следующие цели: повышение качества инвестиций в основной капитал, увеличение их объема до 25 % ВВП; снижение безработицы и рост уровня занятости населения; выведение российских организаций на глобальный рынок и повышение их конкурентоспособности.

Приоритетом Правительства РФ в сфере налогообложения при решении текущих и планируемых задач служит последующее увеличение результативности системы налогообложения, формирование рентабельной и устойчивой системы налогообложения, которая способна создать условия для роста доходов бюджетной системы на устойчивой основе.

По данным Министерства финансов РФ, бюджетно-налоговая политика нашей страны на ближайшие 6 лет будет направлена на «расшивку узких мест, ограничивающих полноценное экономическое развитие» [7]. На реализацию национальных проектов будет направлено 13,2 трлн руб. из средств федерального бюджета. За данный период времени совокупный объем первичных расходов федерального бюджета составит примерно 118 трлн руб., а по бюджетной системе в целом - 245 трлн руб.

По официальным данным ФНС России в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2020 г. поступило налоговых доходов, администрируемых ФНС на 21014,2 млрд руб., что на 1 723,0 млрд руб., или 7,6 %, меньше, чем в 2019 г. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждал следующие показатели доходов федерального бюджета (табл. 1).

Таблица 1 - Доходы федерального бюджета на 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» (составлено по [8])

Показатели Сумма (млрд руб.) Уд. вес. (% к итогу)

Доходы, всего, из них: 20 379,4 100

Налог на добычу полез- 5 979,3 33,5

ных ископаемых

Таможенные пошлины 2 382,4 13,3

Налог на добавленную 7 492,4 42,2

стоимость

Налог на прибыль орга- 1 210,3 6,8

низации

Акцизы 756,6 4,2

В табл. 1 продемонстрированы плановые значения статей доходов федерального бюд -жета РФ за 2020 г. Доля налогов в доходах федерального бюджета в 2020 г. по прогнозам должна была составить 87,4 %, где преобладают: налог на добавленную стоимость (42,2 %), НДПИ (33,5 %), таможенные пошлины (13,3 %), акцизы (4,2 %), налог на прибыль организаций (6,8 %). Однако по данным табл. 2 мы видим уже исполненные (фактические) суммы поступлений доходов в федеральный бюджет за 2020 г., где совокупная сумма недопоступлений составила более 1 874, 48 млрд руб.

Таблица 2 - Фактические поступления доходов в федеральный бюджет РФ за 2020 г. (составлена по

официальным данным Минфина и ФНС России [8])

Вид дохода Сумма (млрд руб.)

Доходы бюджета (всего), в том числе: 18 719, 1

Налог на прибыль организаций 1 091,4

Налог на добавленную стоимость 7 202,2

Акцизы 1 137,3

Налог на добычу полезных ископаемых 3 872, 8

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья 149,0

Ключевым в структуре налоговых поступлений федерального бюджета в 2020 г. являлись поступления по НДПИ и НДС. Среди

федеральных налогов доля налога на прибыль в федеральном бюджете РФ невелика. Так, налог на прибыль организаций занимает лишь 4 место после НДПИ, НДС и акцизов, что объясняется тем, что большая часть данного налога (17 % из 20 %) зачисляется в региональные бюджеты. Следует отметить, что доля налога на прибыль организаций значительно менялась на разных этапах развития налоговой системы России. Фискальная роль налога на прибыль в формировании доходов бюджетной системы РФ то увеличивалась, то уменьшалась, и в последние годы наметилась тенденция к уменьшению под влиянием различных факторов.

Исходя из приведенных выше и проана-лированых данных табл. 1 и табл. 2 можно сформулировать следующие выводы:

- по итогам 2020 г. федеральный бюджет Российской Федерации недосчитался 9,2 % от запланированной суммы доходов;

- доля налоговых поступлений в общей объеме доходов федерального бюджета составила 77,2 %.

Главная причина недопоступления денежных средств в бюджетную систему - пандемический кризис, получивший распространение не только в России, но во всем мире, нанесший большой урон мировой экономике (в том числе, и экономике РФ). В 2020 г. из-за введения ограничительных мер по развитию бизнеса, с целью не допущения распространения коронавирусной инфекции, налоговые поступления во все уровни бюджетной системы РФ заметно снизились. По налоговым доходам федерального бюджета, наибольшее снижение наблюдалось по НДПИ. Как показывают данные табл. 1 и табл. 2, поступления по НДПИ в федеральный бюджет РФ в 2020 г. относительно 2019 г. снизилась с 5 979,3 до 3 872, 8 млрд руб. (на 35,6 %).

В условиях распространения новой коро-навирусной инфекции COVID-19 наиболее значимые меры были реализованы в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 2020 г. в рамках налоговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства было принято решение о снижении ставки страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 30 % до 15 % в отношении заработной платы работников в части превышения величины МРОТ.

Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированию налоговой нагрузки, в частности: повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15 %; налогообложение пассивных доходов обеспеченных граждан: установление налога на процентный доход в размере 13 % для граждан, чей объем сбережений в банковских вкладах и долговых ценных бумагах превышает 1 мнл руб. [7].

Меры, которые реализует Правительство РФ по корректировке налоговой политики на протяжении последних лет, имеют в целом положительные результаты. Реформа значительно расширила круг реальных плательщиков налогов, связала их имущественные интересы с размерами и способами изъятия в бюджет части доходов граждан РФ. Тем не менее налоговая система, которая сложилась в настоящее время, не является идеальной и требует дальнейшего совершенствования.

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время является деформированной, сконцентрировавшей в себе противоречия, прежде всего в функциональной составляющей. В России в настоящее время нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью ее непосредственных субъектов - организаций. Утрата этих отношений привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а организации, испытывающие ее чрезмерное давление, сами по себе. Основными недостатками налоговой системы Российской Федерации на современном этапе являются: «большое количество изменений в области норматворчества; отсутствие системности в реализации налоговой политики; отсутствие стимулов для развития регионов и муниципальных образований, что связано с преобладанием в их бюджетах доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Важной проблемой для реализации фискальных функций не только для России, но и для всех экономически развитых стран является налогообложение цифровой продукции и онлай-услуг.

Одной из важнейших проблем отечественной налоговой политики является ее частая изменчивость и непредсказуемость. Бизнесу

сложно «планировать свою деятельность, если даже за несколько месяцев до наступления нового финансового года никто не может с уверенностью сказать, какие налоги и в каком порядке они будут платить. Повысить стабильность и предсказуемость налоговой системы может только внятная, стратегически обусловленная и последовательная налоговая политика государства» [1].

В настоящее время еще одной проблемой налоговой политики является полное отсутствие стратегического планирования изменений в налоговой сфере, и основные направления налоговой политики на 20212023 годы ее не решают [4]. Ярким примером непредсказуемости налоговой политики, несмотря на неоднократные заявления руководства страны, является ситуация с неизменностью налоговой нагрузки на бизнес. Так, с 2018 г. повысилась налоговая ставка НДС, хотя ранее обещали ее не поднимать [3]. Кроме того, с 01.01.2021 г. ставки по упрощенной системе налогообложения повысились по тем субъектам предпринимательской деятельности, у которых сумма годового дохода составляет 150-200 млн руб. или численность работников достигает 100130 сотрудников: по объекту «Доходы» с 6% до 8 %, а по объекту «Доходы-расходы» - с 15 % до 20 % (с разницы).

В области применения специальных режимов налогообложения в целях повышения эффективности упрощенной системы налогообложения в России необходимо расширить перечень объектов для предоставления дополнительных налоговых льгот, таких как капитальные вложения организаций, в производственные мощности. Целесообразно также внедрение договорной системы налоговых льгот для организаций, участвующих в государственно-частном партнерстве, особенно тех, которые занимаются развитием рыночной инфраструктуры, социальными проектами и жилищно-строительным комплексом Российской Федерации.

Практически все ключевые налоги, собираемые на территории России, имеют ряд недоработок. Выделим предложения по совершенствованию косвенных налогов, в частности НДС. В целях совершенствования налога на добавленную стоимость необходимо упростить методику расчета для российских организаций, не имеющих льгот по НДС.

При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предусмотрено главой НК РФ, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию, налоги и прочие затраты.

Влияние косвенных налогов на развитие отраслей экономики заслуживает особого внимания. Хотя на первый взгляд, когда они вводятся, государство преследует фискальные цели, тем не менее с точки зрения размера налогообложения и форм налогообложения оно оказывает огромное влияние на развитие промышленности, что напрямую связано с этим типом косвенного налогообложения. Косвенные налоги, как правило, составляют значительную часть затрат на производство налогооблагаемых товаров, часто превышая все другие затраты. Следовательно, при определенной цене, установленной для продукта, подлежащего косвенному налогообложению, изменение суммы налогообложения может легко сделать производство этого продукта прибыльным там, где оно было убыточным, и убыточным там, где оно было прибыльным.

Относительно ключевого налога, взимаемого с физических лиц, - налога на доходы физических лиц, следует отметить, что предусмотренное гл. 23 НК РФ (ст. 222) право пользования имущественным вычетом в связи с приобретением жилья не связано в настоящее время с обеспеченностью налогоплательщика жильем и не учитывает его семейное положение. При существующем порядке применения имущественных вычетов по НДФЛ, в невыгодном положении, «с точки зрения использования имущественного налогового вычета находятся многодетные семьи, приобретающие собственность квартиры с небольшой площадью» [9]. При этом эффективность реализации социального потенциала имущественного вычета значительно снижается. В связи с вышеизложенным не только стандартные и социальные, но и имущественные вычеты целесообразно дифференцировать с учетом семейного положения физического лица.

Главными задачами политики в сфере налогообложения являются: легализация теневых доходов, обеспечение справедливости и действенности налоговой системы, максимальное упрощение процедур уплаты

налогов, дальнейшая помощь во внедрении цифровых технологий в производство, разработки ноу-хау, с помощью таких инструментов, как система налогообложения.

Негативные последствия пандемии в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19 способствовали быстрому росту цифровизации бизнес-процессов, с одной стороны, и возможности использования цифровых механизмов налогового администрирования, с другой стороны. Актуальными в современных условиях продолжают оставаться вопросы повышения эффективности информационного взаимодействия между налоговыми и другими органами исполнительной власти, а также использование единого цифрового информационного пространства. «Процесс клиентоориентро-ванности в современном взаимодействии выступает одним из ключевых понятий в процессе предоставлении государственных услуг. Обращая внимания на своих «клиентов», государственные органы прежде всего должны заботиться о функциональности, практичности и комфортности предоставления своих услуг гражданам. Клиентоориен-тированность - это выдвижение интересов клиента превыше всех остальных, ориентация на его желания, их удовлетворение» [2].

В 2021-2023 гг. Правительством РФ планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования. С переходом к преимущественно цифровым адресам утратит смысл «определение фактического адреса местонахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [10]. Циф-ровизация в налоговой системе в перспективе должна создать условия для полного отказа от заполнения всех форм налоговых деклараций, уплата налогов должна стать незаметной для налогоплательщиков.

В настоящее время существует несколько порталов, позволяющих взаимодействовать налоговым органам и налогоплательщикам. Среди таких систем важное место занимает портал www.nalog.ru и www.gosuslugi.ru. На наш взгляд, самым оптимальным способом решения многих проблем в электронном взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками стало бы «внедре-

ние привязки каких-либо платежных средств к номеру ИНН, чтобы списание средств по налоговой задолженности происходило без участия налогоплательщика» [4].

Для дальнейшего совершенствования налоговой политики РФ на современном этапе необходимо:

- разработать стратегию реализации налоговой политики РФ на текущий период и на ближайшую перспективу;

- упростить механизм исчисления и уплаты основных налогов. Методика исчисления основных бюджетообразующих налогов в отечественной практике продолжает оставаться сложной. Усовершенствовать действующий механизм исчисления и взимания НДС для российских организаций, не имеющих льгот по НДС;

- продолжить работу по борьбе с теневой экономикой и по легализации сокрытых доходов. Уход от налогов был и остается серьезной проблемой для российской экономики. Пандемический кризис, приведший к ограничению развития экономики и необходимости увеличения финансовых ресурсов государства на его преодоление, еще более актуализировал проблему борьбы с уклонением от налогов. В этих условиях особенно важно недопущение дальнейшего снижения налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- снижение размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные социальные фонды, не только для субъектов малого предпринимательства, но и других участников экономических отношений. В настоящее время в Российской Федерации одна из самых высоких налоговых нагрузок на фонд оплаты труда, уплачиваемых работодателями;

- усилить градацию ставок по НДФЛ, сделав ее более дифференцированной. Освободить от уплаты НДФЛ лиц с доходами на уровне прожиточного минимума. Необходимы такие ставки НДЛФ, которые смогли бы обеспечить наиболее справедливое распределение налоговой нагрузки. Необходмо также социальные и имущественные вычеты дифференцировать с учетом семейного положения физического лица;

- создать специализированный консультационный отдел при ФНС России в целях постоянного осуществления онлайн-связи налоговых органов с налогоплательщиками;

- продолжить реализацию мер по налоговой поддержке отечественных бизнес-структур в условиях продолжающей пандемии.

Список литературы

1. Бредихина, К.В. Эффективность деятельности налоговых органов РФ: подходы к ее оценке и планированию / К.В. Бредихина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2019. -№ 4. - С. 56.

2. Вергейчик, М.А. Технологии налогового администрирования как клиентоориентированные технологии предоставления государственных услуг / М.А. Вергейчик // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2017. - № 1 (14). - С. 56-60.

3. Глухов, В.В. Влияние современных информационных технологий на взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами /В.В. Глухов // Вестник УРФУ. - 2019 - № 3. - С. 34.

4. Мусаева, Х.М. Современная налоговая политика: механизм реализации и направления совершенствования / Х.М. Мусаева, А.Г Магомедова // Экономка и предпринимательство. - 2020. - № 4 (117). - С. 139142.

5. О поступлении администрируемых ФНС России доходов в 2020 году: справка. - URL: (дата обращения: 09.10.2021).

6. Основные направления бюджетной политики РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. -URL: http://www.minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol (дата обращения: 19.10.2021).

7. Основные направления бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. - URL: http://www. minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol (дата обращения: 10.12.2021).

8. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон № 380-ФЗ от 02.12.2019. - URL: http://www. zakonrf.info. ru. (дата обращения: 12.12.2021).

9. Половинкина, А.А. Прогрессивная шкала налого -обложения на доход физических лиц в современной России, преимущества и недостатки / А.А. Половинкина, В.С. Чариков // Современные исследования. -

2018. - № 2 (6). - С. 45.

10. Хапсаева, Р.Б. Совершенствование налоговой системы России с использованием цифровых технологий / Р.Б. Хапсаева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. -

2019. - № 1. - С. 110.

11. Черник, Д.Г Налоги и налогообложение / Д.Г Черник и др. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 360 с.

References

1. Bredixina K.V. E'ffektivnost' deyatel'nosti nalogovy'x organov RF: podxody' k ee ocenke i planirovaniyu. Modeli, sistemy', seti v e'konomike, texnike, prirode i obshhestve. 2019. № 4. S. 56.

2. Vergejchik M.A. Texnologii nalogovogo administrirovaniya kak klientoorientirovanny'e texnologii predostavleniya gosudarstvenny'x uslug. Rossijskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy. 2017. № 1 (14). S. 56-60.

3. Gluxov V.V. Vliyanie sovremenny'x informacionny'x texnologij na vzaimodejstvie mezhdu nalogoplatel'shhikami i nalogovy'mi organami. Vestnik URFU. 2019 № 3. S. 34.

4. Musaeva X.M. Sovremennaya nalogovaya politika: mexanizm realizacii i napravleniya sovershenstvovaniya / X.M. Musaeva, A.G. Magomedova. E'konomka i predprinimatel'stvo. 2020. № 4 (117). S. 139-142.

5. O postuplenii administriruemyx FNS Rossii doxodov v 2020godu: spravka. URL: http:// https://analytic.nalog.ru/ portal/index.ru-RU.htm (data obrashheniya: 09.10.2021).

6. Osnovnye napravleniya byudzhetnoj politiki RF na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov. URL: http://www.minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol (data obrashheniya: 19.10.2021).

7. Osnovnye napravleniya byudzhetno-nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki RF na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov. URL: http://www.minfin.ru/ ru/statistics/docs/budpol_taxpol (data obrashheniya: 10.12.2021).

8. O federal'nom byudzhete na 2020 god i na planovyj period 2021 i 2022 godov: Federal'ny'j zakon № 380-FZ ot 02.12.2019. URL: http://www. zakonrf.info. ru. (data obrashheniya: 12.12.2021).

9. Polovinkina A.A. Progressivnaya shkala nalogooblozheniya na doxod fizicheskix licz v sovremennoj Rossii, preimushhestva i nedostatki / A.A. Polovinkina, V.S. Charikov. Sovremennye issledovaniya. 2018. № 2 (6). S. 45.

10. Xapsaeva R.B. Sovershenstvovanie nalogovoj sistemy' Rossii s ispol'zovaniem cifrovy'x texnologij. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Xetagurova. 2019. № 1. S. 110.

11. Chernik D.G. Nalogi i nalogooblozhenie / D.G. Chernik i dr. 3-e izdanie, dopolnennoe i pererabotannoe. Moskva: INFRA-M, 2017. 360 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.