Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ФИЛАНТРОПИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабенко Анна Сергеевна

В данной статье рассмотрен перечень документов, в котором отражена позиция Российской Федерации касательно благотворительности. Проведен анализ норм, регулирующих налогообложение в сфере благотворительности. Выявлены три группы налоговых льгот в филантропической области, а именно: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ. Представлены изменения в Налоговом Кодексе РФ, касающиеся налоговых льгот в филантропической деятельности, а также даны пояснения к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF CHARITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The present article considers a list of documents that reflects the position of the Russian Federation regarding charity. The analysis of the norms regulating taxation in the charity field is carried out. Three groups of tax incentives in the philanthropy have been identified, namely: income tax, value added tax, tax on individual person's income. The amendments to the Tax Code of the Russian Federation concerning tax incentives in charity are presented, and explanations are given to them.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022

Научная статья Original article УДК 336.2

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

TAXATION OF CHARITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Бабенко Анна Сергеевна, магистр Института международных отношений НИЯУ «МИФИ» (115409, г. Москва, Каширское шоссе, д. 31), тел. 89776610971, annababenko_98@mail.ru

Babenko Anna Sergeevna, Master's degree in International relations, Institute of International relations, MEPhI (115409, 31 Kashirskoye shosse st., Moscow), phone number: 89776610971, annababenko_98@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрен перечень документов, в котором отражена позиция Российской Федерации касательно благотворительности. Проведен анализ норм, регулирующих налогообложение в сфере благотворительности. Выявлены три группы налоговых льгот в филантропической области, а именно: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ. Представлены изменения в Налоговом Кодексе РФ, касающиеся налоговых льгот в филантропической деятельности, а также даны пояснения к ним. Abstract. The present article considers a list of documents that reflects the position of the Russian Federation regarding charity. The analysis of the norms regulating taxation in the charity field is carried out. Three groups of tax incentives in the philanthropy have been identified, namely: income tax, value added tax, tax on

2119

individual person's income. The amendments to the Tax Code of the Russian Federation concerning tax incentives in charity are presented, and explanations are given to them.

Ключевые слова: благотворительность, налоговые льготы, филантропическая деятельность, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, Налоговый кодекс, налоговый вычет, налогообложение.

Key words: charity, tax incentives, philanthropy, income tax, value added tax, tax on individual person's income, Tax code, tax deduction, taxation.

Налогообложение благотворительной деятельности в РФ

Благотворительность в России в последние годы набирает обороты и пассивная позиция отечественного бизнеса, в этой сфере, заменяется активной.

Позиция Российской Федерации касательно благотворительности отражена в ряде документов. Так, в Конституции Российской Федерации закреплено, что в стране «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Также существуют специальные законы, например, Федеральный закон (ФЗ) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», который устанавливает принципы правового регулирования филантропической деятельности и описывает формы ее поддержки как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти ФЗ «О меценатской деятельности», который ориентирован на помощь в создании необходимых условий для сохранения культурных ценностей и повышения качества в сфере культуры и образования. Кроме того, в ноябре 2019 года Правительство России приняло Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в России на период до 2025 года [1]. Концепция нацелена на развитие институтов и культуры благотворительности, интернационального

2120

взаимодействия в области благотворительности, филантропической деятельности в субъектах РФ, повышение эффективности и расширение поддержки благотворительной деятельности граждан и организаций.

Как следует из данного документа [1], для роста благотворительности компаниям необходимо выделить специальные налоговые льготы на пожертвования, также не вводить налогообложение на средства, которые организация получает от размещения на банковских депозитах. Благотворительным некоммерческим организациям (НКО) будут оказывать имущественную поддержку в приоритетном порядке.

Государство реализует ряд мер налогового регулирования по созданию условий для участия бизнеса в филантропической деятельности. Так в Налоговом кодексе содержатся нормы, которые регулируют налогообложение в сфере благотворительности. Льготы по налогам на благотворительность можно разделить на три группы: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ.

Налог на прибыль

В Европе, пожертвования, сделанные юридическими лицами в благотворительные фонды, поощряются налоговыми льготами. В РФ это было упразднено, и в 2005 году налоговый вычет для коммерческих организаций за участие в филантропической деятельности был отменен. Однако в 2020 году данный запрет подвергся пересмотру.

Для того чтобы привлечь компании участвовать в благотворительной деятельности, Россия ввела налоговую льготу для юридических лиц, которая позволяет уменьшить налогооблагаемую базу. Так с 1 января 2020 года юридические лица могут считать пожертвования и взносы в фонды как внереализационные расходы [2]. Это способствует уменьшению базы при расчете налога на прибыль.

Однако уменьшение налоговой базы возможно не больше чем на 1% от годовой выручки. То есть юридические лица, которые принимают участие в благотворительной деятельности, имеют возможность относить сделанные

2121

пожертвования (как деньги, так и стоимость переданного имущества) определенным некоммерческим организациям (список приведен ниже) к расходам компании, но максимум составляет 1% от выручки. На ряду с этим, организация должна пользоваться общей системой налогообложения [2].

Более того, до внесения изменений в НК РФ организации могли сделать пожертвование только из чистой прибыли. В настоящее время пожертвовать в фонд можно из пред налоговой прибыли, другими словами, до уплаты налога на прибыль (Рисунок 13).

РАНЬШЕ БЫЛО ТАК:

получить ВЫРУЧКУ

' из нее вычесть РАСХОДЫ

( заплатить НАЛОГИ

А получить ПРИБЫЛЬ

и только после можно было сделать ПОЖЕРТВОВАНИЕ

I»:

ТЕПЕРЬ МОЖНО ТАК:

получить ВЫРУЧКУ

из нее вычесть РАСХОДЫ

в расходы можно отнести 1 ПОЖЕРТВОВАНИЕ (не более 1% от выручки)

А заплатить НАЛОГИ

получить ПРИБЫЛЬ

Рисунок 13. Изменения 2020 года по налогу на прибыль в Налоговом Кодексе.

На сайте Министерства экономического развития Российской Федерации обнародован список некоммерческих организаций, пожертвования которым юрлица смогут отнести к расходам, что позволит уменьшить их налог на прибыль. Таким образом, осуществлять благотворительную деятельность можно по отношению к:

1. Некоммерческим организациям, которые входят в реестр социально-ориентированных НКО (СОНКО) и получают гранты Президента РФ, субсидии по итогам программ на федеральном и региональном уровнях. Перечень есть в открытом доступе [3].

2. Различным централизованным религиозным организациям, а также НКО, учредителями которой является религиозная организация.

2122

3. Другим НКО из реестра некоммерческих организаций, которые пострадали в результате коронавируса. Перечень есть в открытом доступе [4].

Сотрудничество с вышеперечисленными организациями гарантирует вычет части налога на прибыль [3]. В иных случаях, в соответствии со ст.270 пп.16 и пп.34 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы <в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», и «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности» [5].

Региональные власти также могут уменьшить налоговые ставки, по которым осуществляется налогообложение благотворительного фонда. В соответствии со ст. 284 НК РФ, органы законодательной власти субъектов РФ вправе уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков [6].

Кроме того, принимая во внимание пандемию коронавируса в 2020 году, были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, благодаря которым организации могут уменьшить налог на прибыль посредством включения в расходы в виде стоимости безвозмездно переданного медицинским некоммерческим организациям на борьбу с коронавирусом (в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения) имущества, включая передачу денежных средств [7].

9.1.1 НДС

В соответствии со ст. 149 п.3 пп.12 Налогового кодекса РФ, безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности НДС не облагается. в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", за исключением подакцизных товаров. [8].

2123

В 2020 году в НК РФ было внесено изменение — при участии организации в борьбе с коронавирусом обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает [9]. Однако при закупке необходимых товаров, предметов, техники, которая впоследствии будет отправлена НКО на благотворительность, НДС не снимается, не уменьшается, оплачиваясь в полном размере.

Входной НДС по переданному на благотворительность имуществу к вычету не принимается, а если принят — восстанавливается [10].

Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

Налоговая система Российской Федерации направлена на поддержку физических лиц, занимающихся благотворительностью. В соответствии со статьей 219 НК РФ, физлица, осуществляющие филантропическую деятельность, могут рассчитывать на социальный налоговый вычет. То есть часть средств, потраченных на благотворительность, будет возвращена физлицу. Налоговый вычет в сумме будет равен помощи, потраченной на благотворительность, а следовательно налоги уменьшат на размер оказанной помощи. Физическому лицу вернется часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), а именно 13% от суммы его расходов на благотворительность [11].

Кроме того, в соответствии со статьей 219 НК РФ существуют льготы для физических и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры. Для частных благотворителей предусмотрено увеличение размера социального налогового вычета по НДФЛ с 25 до 30% от суммы дохода граждан, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению [11]. НК РФ не предусматривает специальных льгот в областях филантропической деятельности, не связанных с объектами культуры.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что налоговые льготы - это мощный стимул для развития благотворительной

2124

деятельности, который позволяет государству выстраивать отношения с

некоммерческими организациями на принципах партнерства, а также

улучшает благосостояние населения страны.

Литература

1. [1] «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в России» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Zaxspc8AZmbvFOmrCGuthOzLa4oZ 5krx.pdf (Дата обращения: 18.03.2022)

2. [2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст.265 п.1 пп.19.6 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a23427 61bef95f844ec8f330bef11c6d60174f8f/ (Дата обращения: 25.03.2022)

3. [3] «Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (Дата обращения: 25.03.2022)

4. [4] Перечень НКО для предоставления дополнительных мер поддержки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/Public/ NewsPage/Details.html?id=104 (Дата обращения: 26.03.2022)

5. [5] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // 270 пп.16 и пп.34 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/4a9b9d 33ed310f587a190f133c589bb8711456b0/ (Дата обращения: 25.03.2022)

6. [6] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст. 284 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/eb9180 fc785448d58fe76ef323fb67d1832b9363/ (Дата обращения: 25.03.2022)

2125

7. [7] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст.265 п.1 пп.19.5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a23427 61bef95f844ec8f330bef11c6d60174f8f/ (Дата обращения: 25.03.2022)

8. [8] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст.149 п.3 пп.12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c8ebce dc9ddce9d959d6c520c3b0d602f71 e8e12/ (Дата обращения: 25.03.2022)

9. [9] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст.170 п.3 пп.2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/7e99d9 a14446e1adf556f812066034a9091e0cc4/ (Дата обращения: 25.03.2022)

10. [10] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст.149 [Электронный ресурс] -Режим

доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c8ebce dc9ddce9d959d6c520c3b0d602f71 e8e12/ (Дата обращения: 25.03.2022)

11. [11] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // ст.219 [Электронный ресурс] -Режим

доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/946cbf c58c05e 1392615a251973beb32dc79f94e/ (Дата обращения: 25.03.2022)

References

1. [1] "The concept of promoting the development of charitable activities and volunteerism in Russia" [Electronic resource] - Access mode: http://static.government.ru/media/files/Zaxspc8AZmbvFOmrCGuthOzLa4oZ 5krx.pdf (Accessed: 03/18/2022)

2126

2. [2] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 265 p.1 pp.19.6 [Electronic resource]

- Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a2342761 bef95f844ec8f330bef11c6d60174f8f / (Accessed: 03/25/2022)

3. [3] "Register of socially oriented non-profit organizations formed in accordance with the Decree of the Government of the Russian Federation" [Electronic resource] - Access mode: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (Accessed: 03/25/2022)

4. [4] List of NGOs to provide additional support measures [Electronic resource]

- Access mode: http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=104 (Accessed: 03/26/2022)

5. [5] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // 270 pp.16 and pp.34 [Electronic resource] -Access

mode: http : //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/4a9b9d3 3 ed310f587a190f133c589bb8711456b0 / (Accessed: 03/25/2022)

6. [6] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 284 [Electronic resource] - Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/eb9180fc785448 d58fe76ef323fb67d1832b9363 / (Accessed: 03/25/2022)

7. [7] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 265 p.1 pp.19.5 [Electronic resource]

- Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/a2342761 bef95f844ec8f330bef11c6d60174f8f / (Accessed: 03/25/2022)

8. [8] "The Tax Code of the Russian Federation (Part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 149 of p.3 of pp.12 [Electronic

2127

resource] -

Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c8 ebcedc9ddce9d959d6c520c3b0d602f71 e8e12 / (Accessed: 03/25/2022)

9. [9] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 170 p.3 pp.2 [Electronic resource] -Access

mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/7e99d9a1 4446e1adf556f812066034a9091e0cc4 / (Accessed: 03/25/2022)

10. [10] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 149 [Electronic resource] - Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/c8ebcedc9ddce9 d959d6c520c3b0d602f71e8e12 / (Accessed: 03/25/2022)

11. [11] "The Tax Code of the Russian Federation (part two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (ed. dated 26.03.2022) // Article 219 [Electronic resource] - Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/946cbfc58c05e1 392615a251973beb32dc79f94e / (Accessed: 03/25/2022)*

*Translated by author of the article

© Бабенко А.С., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Бабенко АС. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022

2128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.