DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-406-413
М.В. Калинская - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, marina_888@list.ru,
M.V. Kalinskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HE Kuban SAU;
Ю.Н. Павленко - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, shestachonok@mail.ru,
Yu.N. Pavlenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HE Kuban SAU;
Е.Е. Карпухина - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,carpuhina.katya@mail.ru,
E.E. Karpukhina - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU;
М.Д. Жукова - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, marinna_dmitrievna@mail.ru,
M.D. Zhukova - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ FEATURES OF TAX ACCOUNTING FOR AGRICULTURAL PRODUCERS APPLYING A SINGLE AGRICULTURAL TAX
Аннотация. В данной статье представлен анализ уплаты единого сельскохозяйственного налога в Краснодарском крае, рассмотрена доля налога среди других специальных налоговык режимов. Произведен сравнительный анализ систем налогообложения, которые могут применять сельскохозяйственные товаропроизводители. Проанализирована структура доходов и расходов, которые образуют налоговую базу, а также размер убыгтков, который в итоге влияет на величину исчисленного налога. На основе анализа изменений налоговой базы плательщиков единого сельскохозяйственного налога дана оценка эффективности деятельности в разрезе категорий хозяйств. Также быш рассмотрен налоговый учет для плательщиков единого сельскохозяйственного налога, условия реализации государственной поддержки и ее изменения в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. По результатам анализа предложены пути совершенствования налогового учета для налогоплательщиков ЕСХН.
Abstract. This article presents an analysis of the payment of a single agricultural tax in the Krasnodar Territory, the share of tax among other special tax regimes is considered. A comparative analysis of the taxation systems that can be applied by agricultural producers is made. The structure of income and expenses that form the tax base is analyzed, as well as the amount of losses that ultimately affects the amount of calculated tax. Based on the analysis of changes in the tax base of single agricultural tax payers, an assessment of the effectiveness of activities in the context of categories of farms is given. Tax accounting for single agricultural tax payers, conditions for the implementation of state support and its changes in connection with the pandemic of a new coronavirus infection were also considered. Based on the results of the analysis, the ways of improving tax accounting for the taxpayers of the ECN are proposed.
Ключевые слова: сельское хозяйство, налоговый учет, единыш сельскохозяйственный налог, налоговая нагрузка, налоговая система, специальные налоговые режимы, улучшение.
Keywords: agriculture, tax accounting, unified agricultural tax, tax burden, tax system, special tax regimes, improvement.
Налоговое законодательство в РФ часто претерпевает изменения. Постоянное внесение корректировок может негативно влиять на формирование налогового учета в организации. Коронавирусная инфекция, которая привела к тяжелой экономической ситуации еще более усложнила процесс снижения налоговой нагрузки организаций. Появление обязанности уплачивать НДС у сельхозпроизводителей привело к затруднению процесса ведения
налогового учета, также усложняется работа бухгалтера в части контроля за своевременно выплаченными налогами, во избежание начисления пеней.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешних условиях с учетом вышесказанного появляется необходимость в более детальном изучении вопросов об эффективной постановке налогового учета, его взаимодействия с другими видами учета, управления налоговой нагрузкой и выборе оптимального налогового режима для сельскохозяйственных организаций.
В современных условиях сельскохозяйственные организации имеют возможность планировать собственные налоговые расходы путем выбора системы налогообложения. Данные организации могут осуществлять свою деятельность применяя общий или специальный режим налогообложения. Специальный налоговый режим - преференции для субъектов малого бизнеса, так как они предоставляют возможность организациям не уплачивать часть обязательных платежей, существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций. Из специальных режимов сельхозпроизводители могут применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или упрощенную систему налогообложения (УСН). Сравним данные налоговые режимы, представленные в таблице 1 [11].
Таблица 1 - Сравнение налоговых режимов, применяемых сельскохозяйственными товаропроизводителями
№ Наименование Общая систем а налогоо бло-жения Упрощенная систем а налогообложения Единый сельскохозяйственный налог
1 Налоги к уплате Налог на прибыль организаций (НПО), налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (НДС) УСН ЕСХН, НДС
2 Объект налогообложения По НПО: прибыль. По налогу на имущество организаций: движимое и недвижимое имущество организации. По НДС: реализация товаров (работ, услуг) Доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов Доходы, уменьшенные на величину р асходов
3 Налоговая ставка (%) По НПО: 20%. По налогу на имущество организаций: не более 2,2 %. По НДС: 0%; 10%; 20% 6 % , 15 % 6 % По НДС: 0%; 10%; 20%
Налоговая ставка на ЕСХН самая оптимальная и сравнить ее можно только с УСН объект доходы, но необходимо учитывать, что налоговая база при УСН будет существенно больше, потому что не будут учтены произведенные расходы, и, следовательно, сумма к уплате будет больше. Таким образом, если организация соответствует требованиям, которые предъявляются к плательщикам ЕСХН, то, в большинстве случаев, это будет самым предпочтительным режимом с оптимальным налоговым бременем.
Далее наглядно рассмотрим структуру уплаты специальных налоговых режимов на территории Краснодарского края (таблица 2), для того чтобы определить место ЕСХН в общей структуре налоговых поступлений по специальным налоговым режимам [11].
На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что значительную долю среди специальных режимов занимает налог, взим аемый в связи с прим енением УСН, который составляет около 80 % от всех специальных налоговых режимов и в анализируемом периоде 2018-2020 гг. наблюдается положительная динамика поступлений. На втором месте по уплате налогов в разрезе специальных налоговых режимов идет единый налог на вмененный доход, при этом необходимо отметить, что с 1 января 2021 г. данный налог отменен и его плательщики должны перейти на другие налоговые режимы.
Таблица 2 - Структура налоговых поступлений в части специальных налоговых режимов в Краснодарском крае
№ п/п Наименование налога Измеритель 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1 Налог, взимаемый в связи с применением УСН тыс.руб 19438848 21811574 22591615
удельный вес 78,57 80,54 83,14
2 Единый сельскохозяйственный налог тыс.руб 1744388 1630518 1710847
удельный вес 7,05 6,02 6,30
3 Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы тыс.руб 165698 146814 143368
удельный вес 0,67 0,54 0,52
4 Единый налог на вмененный доход тыс.руб 3393416 3493369 2728509
удельный вес 13,71 12,90 10,04
5 Налог на профессиональный доход тыс. руб. - - 6995
удельный вес - - 0
6 Всего поступлений по специальным налоговым режимам тыс.руб 24742350 27082275 27181334
удельный вес 100,0 100,0 100,0
Следующим по значимости идет ЕСХН, который составляет около 7 % от всех уплаченных специальных налогов. Одним из факторов снижения поступлений по налогу связано с ограничением возможности получения кредитов, что поспособствовало снижению ликвидности активов организации.
Уделим внимание изучению налоговой нагрузки для сельхозпроизводителей. Единый сельскохозяйственный налог является преференцией, которую государство предоставляет сельскохозяйственным организациям с целью стимулирования их деятельности. Данный режим могут применять организации и индивидуальные предприниматели, если доход от сельскохозяйственной деятельности будет более 70 % от общего дохода организации. При этом организации, деятельность которых не связана с производством сельхозпродукции, а только с осуществлением ее переработки, не имеют права применять данный налог. Совмещение ЕСХН и иных режимов налогообложения не допускается. За исключением индивидуальных предпринимателей, которые могут совмещать с патентной системой налогообложения, но при этом обязуются вести раздельный учет доходов и расходов. Если реализация данного условия не представляется возможной, то затраты необходимо распределять пропорционально доходам от видов деятельности, которые попадают под различные системы налогообложения.
В 2019 г. в связи с внесениями поправок к фискальному законодательству произошли значительные налоговые реформы. Теперь налогоплательщики единого сельхоз налога являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Учет данного налога осуществляется на основании требований гл. 21 НК РФ. Для того чтобы организовать налоговый учет по НДС требуются знания норм законодательства, а также порядка ведения регистров налогового учет. Уплата еще одного налога усилила нагрузку на структурное подразделение организации - бухгалтерию, и влечет за собой дополнительные налоговые риски, связанные с организацией и ведением налогового учета.
Необходимо отметить, что организации и предприниматели, которые применяют ЕСХН, могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС в следующих случаях:
1) при подаче в ФНС уведомления о переходе на уплату ЕСХН и уведомления на освобождение от НДС в одном и том же календарном году;
2) величина дохода, который получен от деятельности, облагаемой ЕСХН (без учета НДС) за 2020 год не превышает в совокупности 80 млн. руб., за 2021 год - 70 млн. рублей, за 2022 и последующие годы - 60 млн. руб.
Реализация подакцизных товаров в течение 3-х предыдущих месяцев не позволит организациям претендовать на освобождение от уплаты НДС [10].
Следует также отметить, что переход на уплату НДС организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими ЕСХН, и подавшими уведомление об отмене
НДС, не предусмотрен. Переход на НДС возможен только тогда, когда право не уплачивать налог будет утрачено. При этом право не уплачивать данный налог будет считаться утраченным с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение лимита дохода или существовал факт реализации подакцизных товаров. Организации и предприниматели, потерявшие возможность применять данную льготу, не имеют права повторно претендовать на ее использование [3].
Организациям-плательщикам ЕСХН необходимо формировать налоговую базу на основании показателей, сформированы^ по результатам ведения бухгалтерского учета и с применением положений гл. 26.1 НК РФ. Субъекты малого предпринимательства используют упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, и формируют упрощенную бухгалтерскую отчетность. Порядок ведения бухгалтерского учета на ЕСХН основывается на особенностях финансово-хозяйственной деятельности организации. У индивидуальных предпринимателей обязанность по ведению бухгалтерского учета отсутствует. ИП, находящиеся на данной системе налогообложения, ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима.
Для верного определения величины налогооблагаемых баз плательщикам ЕСХН (организациям) необходимо вести регистры налогового учета. Налогоплательщик самостоятельно разрабатывает регистры налогового учета, форма регистров должна быть подтверждена и приложена к налоговой учетной политике. Информации, которая отражается в налоговых регистрах, должна соответствовать следующим требованиям: все записи должны быть обоснованы и достоверны, содержание регистра должно объяснять, как сформирована налогооблагаемая база. За отсутствие налоговых регистров предусмотрены штрафные санкции со стороны налоговых органов по ст. 120 НК РФ.
Налогоплательщики ЕСХН применяют кассовый метод признания доходов и расходов. Доходами, которые подлежат налогообложению, является выручка по основному виду деятельности, а также доходы, которые были получены от прочих видов деятельности. Список расходов строго ограничен. При этом возникает необходимость признания расходов в целях налогообложения - документальное подтверждение и экономическое обоснование расходов.
Рассмотрим на рисунках 1 и 2 применение единого сельскохозяйственного налога на территории Краснодарского края, согласно отчетам по форме №5-ЕСХН за 2018-2021 гг., представленным ФНС России по Краснодарскому краю [11].
Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов плательщиков ЕСХН
Общий объем доходов демонстрирует рост, наибольшую долю занимают доходы организаций. Объем расходов, которые учитываются для расчета налогооблагаемой базы также показывают тенденцию к росту в сравнении с 2018 г. Можно заметить, что при условии одновременного роста обоих показателей, доходы превышают расходы на протяжении всего периода.
Рисунок 2 - Динамика налоговой базы и сумм полученного убытка плательщиков ЕСХН
Налогооблагаемая база демонстрирует рост в 2020 г. по сравнению с 2019 г., но в 2019 г. наблюдается сокращение налогооблагаемой базы, данные скачки происходят в том числе за счет сокращений и увеличений налоговых баз организаций, а то время как налогооблагаемые базы ИП и крестьянских хозяйств демонстрируют стабильное увеличение. Государство позволяет организациям уменьшить налогооблагаемую базу на сумму убытка, полученного в предыдущих периодах. Исходя из гистограммы, мы может наблюдать, что наибольшее уменьшение на сумму полученного убытка произошло в 2020 г., это может связано со сложной экономической ситуацией, в связи с эпидемиологической обстановкой Кроме того, полученный убыток плательщики ЕСХН могут переносить на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.
Плательщики единого сельскохозяйственного налога отчитываются по налогу один раз в год. По окончанию полугодия отчетность не предусматривается, необходимо не позднее 25 июля перечислить авансовый платеж. По итогам налогового периода в бюджет перечисляется сумма налога до 31 марта следующего года.
Сельское хозяйство - это деятельность, которая требует больших трудозатрат. Зачастую данная отрасль приносит организациям убыток, нежели прибыль, и именно поэтому данная отрасль нуждается в поддержке. Государство стремится решить данные проблемы и создать все необходимые условия для развития отрасли. Для поддержания сельского хозяйства предоставляются субсидии и гранты.
В Краснодарском крае реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Цель данной программы состоит в развитии и повышении конкурентоспособности сельхозпредприятий [6].
Условия реализации налоговой политики Краснодарского края в 2020 г. существенно изменились в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и, как следствие, действиями ограничительных мер по предотвращению ее распространения, снижением деловой активности хозяйствующих субъектов, мерами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях экономики, установленными законодательством Российской Федерации [5]. В связи с этим налоговая политика Краснодарского края
в 2020 г. была ориентирована, в первую очередь, на обеспечение сбалансированности краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований.
В следствие этого можно выделить некоторые итоги реализации налоговой политики:
1) внедрение системы управления налоговыми расходами краевого бюджета по результатам оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за 2020 г. налоговые льготы признаны эффективными. Вместе с тем определены невостребованные налоговые льготы по отдельным категориям налогоплательщиков и с 1 января 2020 года прекращено их действие.
2) поддержка хозяйствующих субъектов и граждан в условиях пандемии:
- продление в 2021 г. сроков уплаты ряда налогов (авансовых платежей) и арендной платы за недвижимое имущество, находящее в государственной собственности Краснодарского края;
- снижение налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- если налогоплательщик уплачивает ЕСХН, то расходы, направленные на соблюдение санитарных норм: приобретение оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, в связи с пандемией, могут быть учтены при определении налоговой базы [5].
Учитывая вышесказанное, можно предложить следующие меры по улучшению налогового учета для организаций, применяющих ЕСХН:
1) планирование и оценка налоговых рисков;
2) оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков;
3) улучшение информационного обеспечения для налогоплательщиков ЕСХН;
4) для хозяйствующих субъектов, работающих на ЕСХН и не получивших освобождение от НДС, в случае осуществления как облагаемых, так и необлагаемых операций важно организовать раздельный учет входящего налога. Грамотно организованный раздельный учет позволит посчитать, какую часть НДС следует заявить к вычету, чтобы избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов;
5) необходимо осуществлять своевременный контроль, для того чтобы не допускать нарушения налогового законодательства, тем самым минимизировать расходы на оплату пеней, налоговых санкций;
6) оптимизация налоговых платежей требует детального изучения налогового законодательства, поэтому главному бухгалтеру необходимо систематически повышать свой профессиональный уровень и учитывать изменения законодательства о налогах и сборах РФ.
Поддержка сельскохозяйственных производителей считается одной из важнейших направлений внутренней экономической политики в России. Дифференциация сельскохозяйственных производителей приводит к необходимости совершенствовать учет и налогообложение в аграрной отрасли. Стабильность экономики в сельском хозяйстве непременно поспособствует снятию финансовой и социальной напряженности в сельском хозяйстве и приведет к улучшению в части продовольственной безопасности. Необходимо также отметить, что важным фактором успешного ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства является внедрение инноваций. В настоящее время на рынке существует большой выбор программных продуктов, которые существенно смогут облегчить и оптимизировать ведение налогового учета и минимизировать затраты на его организацию. Важно обеспечить доступ к передовым разработкам и новым технологиям, что позволит более эффективно вести хозяйство.
Источники:
1. Бочарова О.Ф. Практика применения инструментов, механизма налогового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей / О.Ф. Бочарова, О.А Черная,
АВ. Токарева // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 6 (35). - С. 349-356.
2. Демешева, И. А Выбор системы налогообложения хозяйствующими субъектами аграрного сектора / И. А Демешева, Е. В. Тетюркина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2019. - № 1(74). - С. 122-134.
3. ЕСХН - единый сельхозналог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.regberry.ru /nalogooblozhenie/ESHN.
4. ЕСХН и НДС в 2019 году // Главбух: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. glavbukh. ru/ art/96051 -eshn-nds-2019.
5. Министерство финансов Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfinkubani.ru/.
6. Официальный Интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krd.ru/ upravlenie-promyshlennosti-i-selskogo-khozyaystva/mfkh/.
7. Романова, С. В. Особенности единого сельскохозяйственного налога в России: ЕСХН как фактор развития аграрного производства / С. В. Романова, А А Бурдова // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 21 февраля 2019 года. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. - С. 55-58.
8. Сигидов, Ю. И. Систематизация информации при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН / Ю. И. Сигидов // Научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса России: проблемы и решения: Сборник тезисов по материалам Национальной конференции, Краснодар, 21-22 марта 2018 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2018. - С. 107.
9. Справочно-информационная система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32451/0642415f5d54da5bb93643888 6d 7e04ae9bf0d46/.
10.Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН //Главбух: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glavkniga.ru/situations/k509421.
11.Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. nalog. ru/.
12.Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 27.11.2017 № 335-ф3»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/. References:
1. Bocharova O.F. The practice of using tools, the mechanism of tax regulation of agricultural producers / O.F. Bocharova, O.A Chernaya, A.V. Tokareva // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 6 (35). pp. 349-356.
2. Demesheva, I. A The choice of the taxation system by economic entities of the agricultural sector / I. A. Demesheva, E. V. Tetyurkina // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2019. - № 1(74). - P. 122-134.
3. ECN - unified agricultural tax [Electronic resource]. - Access mode: https://www.regberry.ru/ nalogooblozhenie/ESHN.
4. ECN and VAT in 2019 //Glavbukh: [Electronic resource]. - Access mode: www.glavbukh.ru/art/ 96051-eshn-nds-2019.
5. The Ministry of Finance of the Krasnodar Territory [Electronic resource]. - Access mode: https://minfinkubani.ru/.
6. The official Internet portal of the administration of the municipal formation of the city of Krasnodar and the City Duma of Krasnodar [Electronic resource]. - Access mode: https://krd.ru/upravlenie-promyshlennosti-i-selskogo-khozyaystva/mfkh/.
7. Romanova, S. V. Features of the unified agricultural tax in Russia: ECN as a factor in the development of agricultural production / S. V. Romanova, A A. Burdova // Theoretical and applied aspects of the development of modern science and education : materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, February 21, 2019. - Cheboksary: Non-governmental educational private institution of additional professional education "Expert-methodical center", 2019. - pp. 55-58.
8. Sigidov, Yu. I. Systematization of information in the formation of the taxable base for the ECN / Yu. I. Sigidov // Scientific and technological support of the agro-industrial complex of Russia: problems
and solutions: A collection of abstracts based on the materials of the National Conference, Krasnodar, March 21-22, 2018 / Ed. for the issue of AG. Koshchaev. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, 2018. - p. 107.
9. ConsultantPlus reference and information system [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32451/0642415f5d54da5bb936438886d7e04ae 9bf0d46/.
10.Notification of VAT exemption for the ECN //Glavbukh: [Electronic resource]. - Access mode: https ://glavkniga. ru/situations/k509421.
11.Federal Tax Service (FTS of Russia) [Electronic resource]. - Access mode: https://www.nalog.ru/.
12.Federal Law "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation dated 27.11.2017 No. 335-FZ": [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-413-419
C.B. Кесян - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kesyan.lana@mail.ru,
S.V. Kesyan - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HE Kuban SAU;
H.B. Кузнецова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kuznecova.na@edu.kubsau.ru,
N.V. Kuznetsova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accountingt, FSBEI HE Kuban SAU;
А.В. Чубарева - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, chanastasiya17@gmail.com,
A.V. Chubareva - student oftheAccounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU; M.B. Ананьева - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, marina_ananeva_2000@mail.ru,
M.B. Ananyeva - student of theAccounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ: СОПОСТАВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ STATEMENT OF FINANCIAL RESULTS: COMPARISON RUSSIAN AND INTERNATIONAL REQUIREMENTS
Аннотация. В современных реалиях глобализации и расширения международных взаимодействий Россия сталкивается со многими проблемами, в числе которых продолжающийся процесс конвергенции национальных стандартов учета с международными требованиями. В связи с этим одной из важных целей является совершенствование нормативно-правового регулирования российского учета, направленное на упрощение процесса составления отчетности, повышение ее прозрачности и качества. Финансовые результаты деятельности любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в Российской Федерации, отражаются в форме Отчета о финансовых результатах. Анализ ключевых показателей может предоставить информацию о результатах финансовой деятельности организации. В статье рассматриваются способы трансформации отчетности, особенности определения прибыли хозяйствующего субъекта, представлена система критериев классификации и типы финансовых результатов, определенные в российской и международной практике бухгалтерского учета. В результате выявлены отличия в учете, а также определен ряд преимуществ использования российскими организациями международных стандартов учета и отчетности для ведения учета, а также перспективы его дальнейшего использования.
Abstract. In the modern realities of globalization and the expansion of international interactions, Russia is faced with many problems, including the ongoing process of convergence of national accounting standards with international requirements. In this regard, one of the important goals is to improve the legal