4. Karpenko K.V. Analysis of the environment and condition of the real estate market in the region / K.V. Karpenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 30 (1). - S. 202-209.
5. On approval of the Federal valuation standard "Purpose of valuation and types of value (FSO No. 2): approved. by order of the Ministry of Economic Development of Russia of May 20, 2015 No. 298 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180061/
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00053
О.Ф. Бочарова - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.F. Bocharova - Associate Professor of the Department of Finance, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
А. Магдалианиду - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
A. Magdalianid - Master student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
Э.Ш. Гасанкулиева - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
ESh. Gasankulieva - Bachelor, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.
ВЛИЯНИЕ ЕСХН НА УРОВЕНЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ INFLUENCE OF ECS ON THE ORGANIZATION TAX LOAD LEVEL
Аннотация. Реформирование специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации актуализирует оценку налоговых обязательств (на регулярной основе) учитывая отмену ряда преференций для плательщиков Единого сельскохозяйственного налога.
В статье проведена оценка налоговых обязательств ООО «Откормочный-Аметист», являющегося сельскохозяйственным товаропроизводителем и применяющему систему Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Оценка производилась в направлении динамического исследования налоговых обязательств по ЕСХН и структурной оценки совокупных налоговых обязательств (оклада налога) в соответствии с признаком их группировки по источникам уплаты. Также в статье проведена оценка уровня фискального и реального налогового бремени, с уточняющей оценкой реального налогового бремени через коэффициент налогового изъятия, позволяющего уточнить влияния налоговых обязательств на каждый источник уплаты.
Annotation. Reforming special tax regimes in the tax system of the Russian Federation updates the assessment of tax obligations (on a regular basis) given the cancellation of a number of preferences for payers of the Unified Agricultural Tax.
The article assesses the tax liabilities of Otkormochny-Amethyst LLC, which is an agricultural commodity producer and uses the Unified Agricultural Tax (Unified Agricultural Tax) system. The assessment was carried out in the direction of a dynamic study of tax liabilities according to the Unified Agricultural Taxes and structural assessment of total tax liabilities (tax salary) in accordance with the sign of their grouping by source of payment. The article also assesses the level of fiscal and real tax burden, with a precise assessment of the real tax burden through the tax exemption coefficient, which allows to clarify the effect of tax obligations on each source of payment.
Ключевые слова: сельское хозяйство, налоговая система, ЕСХН, фискальное налоговое бремя, реальное налоговое бремя
Keywords: agriculture, tax system, unified agricultural tax, fiscal tax burden, real tax burden
Субъекты сельского хозяйства могут функционировать в условиях применения традиционного режима налогообложения или применения специальных налоговых режимов.
С 2019 г. традиционный режим налогообложения (обозначенный как общий) и специальный режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей ориентированы на уплату практически всего перечня налогов, установленных в налоговой системе: НДС, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога и сборов за пользование природными ресурсами, экологических платежей и взносов во внебюджетные социальные фонды, а также у всех субъектов хозяйствования время от времени возникает необходимость уплаты госпошлины. Коммерческие организации также выполняют обязанности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении своих работников.
Изначально идея введения специальных налоговых режимов для выделенных субъектов заключалась в предоставлении дополнительных преференций, которые были нивелированы в результате их поэтапной отмены. К таким специальным режимам относится система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которую применяет ООО «Откормочный-Аметист».
По критерию применения ООО «Откормочный-Аметист» относится с сельскохозяйственным товаропроизводителям, с долей выручки от реализации сельскохозяйственной продукции более 70%. Для подтверждения данного критериального признака применения ЕСХН произведем оценку доли сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика доли сельскохозяйственной продукции в общем объёме выручки ООО «Откормочный-Аметист»_
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение 2018 г. от
2016 г. 2017 г.
1 Выручка - всего, тыс. руб. 422253 334306 411313 -10 940 77 007
в том числе: 1.1 От продажи сельскохозяйственной продукции, тыс. руб. 417924 330503 408022 -9 902 77 519
удельный вес, % 99,0 98,9 99,2 0,2 0,3
1.2 От оказания услуг сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства, тыс.руб. 4 329 3 803 3 291 -1 038 -512
удельный вес, % 1,0 1,1 0,8 -0,2 -0,3
2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 263380 229630 295407 32 027 65 777
в том числе: 2.1 Проданной сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, тыс. руб. 255776 223350 287136 31 360 63 786
удельный вес, % 97,1 97,3 97,2 0,1 -0,1
2.2 Оказанных услуг сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства, тыс.руб. 7 604 6 280 8 271 667 1 991
удельный вес, % 2,9 2,7 2,8 -0,1 0,1
3 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 159460 60048 89182 -70 278 29 134
4 Чистая прибыль, тыс.руб. 156215 50874 85184 -71 031 34 310
5 Рентабельность реализации сельскохозяйственной продукции, % 38,8 32,4 29,6 -9,2 -2,8
6 Убыточность оказания услуг, % -75,7 -65,1 -151,4 -75,7 -86,2
При расчете налоговой базы по ЕСХН учитываются расходы, которые по перечню шире в сравнении с гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
Динамика формирования налоговых обязательств по ЕСХН ООО «Откормочный-Аметист» представлена на рисунках 1 и 2.
2018 г.
2017 г.
2016 г.
Г 339 646
181 406
1
34 306
411 313
376 086
42:
253
0 50 000 100 000 150 000 200 000 250 000 300 000 350 000 400 000 450 000
-* Расходы ií Доходы
Рисунок 1 - Динамика расходов и доходов, учитываемых при определении налоговой базы по ЕСХН для ООО «Откормочный-Аметист», тыс.руб.
2018 г.
4 300
2017 г.
9 174
71 667
2 770
2016 г.
46 167
152 900
ПЕСХН
П Налоговая база
0 20 000 40 000 60 000 80 000 100 000120 000140 000160 000180 000
Рисунок 2 - Динамика налогооблагаемой базы и суммы ЕСХН для ООО «Откормочный-Аметист», тыс.руб.
Объем доходов и расходов, учитываемых для расчета налогооблагаемой базы, имеет тенденцию сокращения в сравнении с 2016 г., но динамику роста в сравнении с 2017 г. (причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов).
Колебание сумм налогооблагаемой базы и суммы ЕСХН соответствует разнице между полученными доходами и понесенными расходами за налоговый период. Наибольшее значение отмечено в 2017 г., как налоговой базы так и суммы ЕСХН.
С целью оценки влияния ЕСХН, а также всей совокупности налоговых платежей ООО «Откормочный-Аметист» нами будет осуществлена градация всех, уплачиваемых налогов по группам с привязкой к источнику отнесения.
Источником отнесения (уплаты) в рамках бухгалтерского и налогового учетов, определяют совокупность расходов (себестоимость) или доходов (выручка или прибыль) в формировании которых налоговые платежи принимают участие.
С экономической точки зрения, источником уплаты налога может выступать доход или капитал, однако предпочтительнее, чтобы уплата налога происходила за счет дохода.
В этой связи Н. И. Тургенев сформулировал общее правило при взимании налогов: «Налог должен всегда быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались. Обстоятельства делают иногда нарушение сего правила необходимым, иногда извинительным: необходимым при чрезвычайных случаях, когда граждане должны жертвовать всем на пользу общую, извинительным при переходе собственности из одних рук в другие...» [8].
С целью большей детализации источников уплаты налогов, определим, что:
1. Выручка - в составе которой поступают от покупателя косвенные налоги (НДС и Акцизы) перечисляемые в бюджет без отражения на счетах финансовых результатов;
2. Себестоимость производимой и реализуемой продукции, работ и услуг - с состав которой включаются расходы по оплате транспортного, земельного и водного налогов, а также взносы во внебюджетные социальные фонды и экологические сборы;
3. Прибыль до налогообложения, а точнее прибыль от прочих операций - уменьшаемая на сумму налога на имущество организации;
4. Налогооблагаемая прибыль - это фактически налоговая база для таких налогов как, налог на прибыль организаций или ЕСХН, или ЕНВД, или УСН, то есть доходные налоги;
5. Заработная плата физического лица, из которой удерживается НДФЛ [].
Для целей отражения в бухгалтерском учете косвенные налоги (НДС и Акцизы), практически сразу учитываются на отдельном счете и уже в отчете о финансовых результатах не учитываются. Данный принцип учета операций подтвержден характеристикой применимости косвенных налогов, когда плательщик продавец, а тяжесть уплаты несет покупатель. Косвенные налоги являются эффективным регулятором производства, они косвенно ориентирует руководителя организации на создание роста прибыли за счет повышения эффективности производства, а не за счет увеличения цены. Ослабить действие косвенных налогов эффективнее путем
снижения издержек, а именно стоимости единицы продукции (работ, услуг). При этом наиболее действенным является повышение производительности труда, уменьшения трудозатрат, а не снижение материальных затрат.
Структура налоговых платежей ООО «Откормочный-Аметист» по источникам уплаты представлена на рисунке 3.
В структуре налогов по источникам уплаты наибольший удельный вес занимают налоги и взносы, относимые на издержки производства - 48,7% (в состав которых в преобладающем объеме входят взносы во внебюджетные социальные фонды), а вторыми по удельному весу являются налоги, уплачиваемые из доходов работников - 39,1%. В 2018 г. в составе прочих расходов учитывается налог на имущество организаций, доля которого в налоговых платежах составляет 1,1%. Доля налогов, уплачиваемые из прибыли (ЕСХН) составляют варьируется в приделах от 7 до 20%.
2018 г.
2017 г.
2016 г.
48,7
I 11,1
46,7
39,1
20,0
57,6
33,2
7,0
35,4
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Налоги и сборы, относимые на издержки производства Налоги, относимые на финансовые результаты Налоги, уплачиваемые из прибыли Налоги из доходов работников Рисунок 3 - Структура налоговых платежей ООО «Откормочный-Аметист» по источникам уплаты
Группируя налоговые платежи по источникам их уплаты, возможно оценить фискальное воздействие налоговой системы, которое, применив инструменты налогового менеджмента, можно сократить.
С целью проведения комплекса управленческих мероприятий в рамках налогового менеджмента необходимо рассчитать и оценить таков показатель, как налоговое бремя организации.
Существует больше число методик расчета показателя налогового бремени, закрепленных методическими указаниями налоговых органов или в научных публикациях ученых. Вся совокупность разработок данного направления ориентирована на выведение универсального показателя (точнее его методики), позволяющего проводить систематическую оценку налоговой системы, как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующего субъекта.
При поведении оценки уровня налогового изъятия у ООО «Откормочный-Аметист» за основу будет использована методика, предполагающая исчисление двух уровней налогового бремени: фискального и реального.
Фискальное налоговое бремя рассчитывается по следующей формуле:
НБ,
фиск
Оклад налога Выручку
х 100%,
(1)
где оклад налога - общая сумма налоговых платежей, начисленных организацией, включая налог на доходы физических лиц и НДС.
Однако фискальное налоговое бремя учитывает налоговое платежи не участвующее в формировании конечного финансового результата. Для этих целей необходимо рассчитать реальное налоговое бремя. Реальное налоговое бремя рассчитывается по следующей формуле:
ттг-, Налоговая квота „
НБреал = -X 100%,
реал Выручку
где налоговая квота низации, без НДС и НДФЛ.
- сумма налогов, уплачиваемых за счет полученной добавленной стоимости орга-
Для усиления взвешенной оценки дополним показатели налоговой нагрузки еще одним показателем -налоговый порог, который определяется по следующей формуле:
НП = —————————————— х 100%. (3)
Оклад налога
Расчет налоговой нагрузки для ООО «Откормочный-Аметист» представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Расчет налоговой нагрузки для ООО «Откормочный-Аметист»
Отклонение
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. от
2016 г. 2017 г.
1 Выручка, тыс.руб. 422 253 334 306 411313 -10 940 77 007
2 Всего налогов и сборов, уплачиваемых организацией по всем источникам - оклад налога, тыс.руб. 32 985 45 806 38 847 5 862 -6 959
3 Налоговое бремя фискальное, % 7,8 13,7 9,4 1,6 -4,3
4 Налоги, относимые на издержки и уплачиваемые из прибыли - налоговая квота, тыс.руб. 21 294 30 580 23 640 2 346 -6 940
5 Налоговое бремя реальное, % 5,0 9,1 5,7 0,7 -3,4
6 Налоговый порог организации - переложение налогов на организацию, %
64,6 66,8 60,9 -3,7 -5,9
7 Переложение налогов на работника, % 35,4 33,2 39,1 3,7 5,9
Фискальное налоговое бремя за анализируемый период увеличивается на 1,6% по сравнению с 2016 г., но сокращается на 4,3% по сравнению с 2017 г. и в 2018 г. составляет 9,4%.
Реальное налоговое бремя увеличивается на 0,7% по сравнению с 2016 г., но сокращается на 3,4% по сравнению с 2017 г. На снижение налогового бремени положительно повлиял рост выручки и одновременное сокращение налоговых обязательств.
Расчет налогового порога для организаций позволяет определить переложение налогов на всех участников налоговых отношений.
Так, налоговый порог или переложение налогов на организацию сокращается на 3,7% по сравнению с 2016 г. и на 5,9% по сравнению с 2017 г. и в 2018 г. составляет 60,9%. Снижение бремени в 2018 г. связано с сокращением взносов во внебюджетные фонды и размера ЕСХН.
С целью проведения более взвешенной оценки с ориентацией на источники уплаты налогов, нами будет рассчитан относительный показатель - коэффициент налогового изъятия (таблица 3).
Коэффициент налогового изъятия рассчитывается по каждому источнику уплаты налоговых платежей, что позволяет оценить непосредственное воздействие относимых с источником налогов.
Применение скорректированной методики оценки налогового бремени по источникам уплаты позволяет оценить не только уровень налогового изъятия, но оценить влияние налогов на изменение показателя (источника) учитывающего налоговые обязательства.
Для формирования общего заключения дополним показатель налоговой нагрузки показателем рентабельности и сравнив определим долю предприятия в хозяйственных операциях (в виде чистой прибыли) и долю государства, изъятую в форме налоговых платежей.
Таблица 3 - Скорректированный расчет налоговой нагрузки для
ООО «Откормочный-Аметист»
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Отклонение 2018 г. от
2016 г. 2017 г.
1 Выручка 422 253 334 306 411313 -10 940 77 007
2 Себестоимость продаж 263 380 229 630 295 407 32 027 65 777
3 Налоги, относимые на себестоимость 18 991 21 406 18 907 -84 -2 499
4 Коэффициент налогового изъятия из себестоимости 0,072 0,093 0,064 -0,008 -0,029
5 Валовая прибыль 158 873 104 676 115 906 -42 967 11 230
6 Коммерческие расходы 9 083 11 563 9 686 603 -1 877
7 Прибыль от продаж 149 790 93 113 106 220 -43 570 13 107
8 Проценты к получению 483 476 2 369 1 886 1 893
9 Проценты к уплате 20 480 22 401 14 186 -6 294 -8 215
10 Прочие доходы 52 430 22 345 44 045 -8 385 21 700
11 Прочие расходы 22 763 33 485 49 266 26 503 15 781
12 Налоги, относимые на финансовые результаты 434
13 Прибыль до налогообложения 159 460 60 048 89 182 -70 278 29 134
14 Коэффициент налогового изъятия финансовых результатов 0,005
15 Прочее 3 245 9 174 3 998 753 -5 176
16 Налоги, уплачиваемые из прибыли 2 303 9 174 4 300 1 997 -4 874
17 Чистая прибыль 156 215 50 874 85 184 -71 031 34 310
18 Коэффициент налогового изъятия прибыли 0,01 0,18 0,05 0,04 -0,13
19 Реальное налоговое бремя, % 8,7 27,4 11,9 3,2 -15,4
На рисунке 4 представлена динамика фискального и реального налогового бремени, рассчитанного по установленной и предложенной методике.
2018 г. 2017 г. 2016 г.
0,0 5,0 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0
Н Реальное налоговое бремя (уточненное) □ Реальное налоговое бремя □ Фискальное налоговое бремя
5,7 ' 5,7 ' 9,4
27,4
13, 7
-=™-' 8,7
- ' 1 7,8
Рисунок 4 - Динамика фискального и реального налогового бремени ООО «Откормочный-Аметист», %
Таким образом, оценивая уровень налогового изъятия из доходов ООО «Откормочный-Аметист» можно отметить приемлемый уровень который ниже допустимого (<35%), однако скорректированная методика показывает уровень, приближенный к максимальной границе, что свидетельствует об отсутствии запаса у правительства РФ для маневра в сторону повышения вокальности налоговой системы.
Источники:
1. Бочарова О.Ф. Практика применения инструментов, механизма налогового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей / О.Ф. Бочарова, О.А. Черная, А.В. Токарева // Вестник Академии знаний. 2019. № 6 (35). С. 349-356.
2. Магдалианиду А. Налоговый анализ в системе управления налоговыми платежами организации / А. Магдалиа-ниду, А.В. Токарева, Н.Н. Тюпакова //В сборнике: Актуальные проблемы современной финансовой науки сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета Финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. 2019. С. 110-115.
3. Тюпакова Н.Н. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей требует совершенствования / Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. // Бухучет в сельском хозяйстве. 2009. № 4. С. 45-54.
4. Тюпакова Н.Н. Методологические аспекты льготного режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей / Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. // Налоги и финансовое право. 2011. № 3. С. 249-255.
5. Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма / Н.Н. Тюпакова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 28. С. 48-52.
Sources:
1. Bocharova O.F. The practice of using tools, the mechanism of tax regulation of agricultural producers / O.F. Bocharova, O.A. Chernaya, A.V. Tokareva // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019.No 6 (35). S. 349-356.
2. Magdalianidu A. Tax analysis in the organization's tax payment management system / A. Magdalianidu, A.V. Tokareva, N.N. Tyupakova // In the collection: Actual problems of modern financial science, a collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. 2019.S. 110-115.
3. Tyupakova N.N. The taxation of agricultural producers requires improvement / Tyupakova NN, Bocharova O.F. // Accounting in agriculture. 2009. No. 4. P. 45-54.
4. Tyupakova N.N. Methodological aspects of the preferential tax treatment of agricultural producers / Tyupakova NN, Bocharova O.F. // Taxes and financial law. 2011. No 3. S. 249-255.
5. Tyupakova N.N. The tax burden as an indicator of the effectiveness of the tax mechanism / N.N. Tyupakova // Transactions of the Kuban State Agrarian University. 2011. No. 28. S. 48-52.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00054
О. А. Герасименко - доцент кафедры финансов, канд. экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
О. А. Gerasimenko - Associate Professor of the Department of Finance, Candidate of Economics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
А. М. Белова - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, [email protected],
A. M. Belova - Master student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;
А. И. Блохина - студент, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, vitaly-gerasim enko @yan dex.ru,
A. I. Blokhina - student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧИСТЫМ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ WAYS TO INCREASE FINANCIAL STABILITY AGRICULTURAL ORGANIZATIONS BASED ON MANAGEMENT NET WORKING CAPITAL
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с нехваткой источников финансирования оборотных активов, особенно собственных, что является сдерживающим фактором операционных процессов в отрасли сельского хозяйства, сказывается на замедлении оборота активов организаций, снижении их рентабельности и ухудшении финансовой устойчивости. Подобные обстоятельства в отрасли возникли довольно давно и поэтому требуют поиска направления решения данных проблем. Цель работы состоит в изучении существующей системы финансового управления оборотными активами сельскохозяйственных организаций и поиске путей повышения финансовой устойчивости на основе управления чистым оборотным капиталом. Проведенный анализ литературных источников по рассматриваемой проблематике позволил заключить, что буквальное понимание термина «устойчивость» вступает в противоречие с существующей финансовой терминологией. В методику расчета допустимого значения коэффициента финансирования внесены корректировки, связанные с расчетом допустимого значения чистого оборотного капитала и выявлением его избыточности или недостаточности для финансирования оборотных активов.