УДК 336.221.264
ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БАЗАРНО-КАРАБУЛАКСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ВЫБОРЕ НАЛОГОВОЙ СТРАТЕГИИ
В. И. Андреев, кандидат экон. наук, доцент, А. В. Дедюрин, старший преподаватель
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова», Россия
Т. А. Исаева, магистрант 1 курса по направлению «Экономика»
ФГБОУ ВПО «Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина, РАНХиГС», Россия, e-mail: [email protected], [email protected]
Основной проблемой для сельскохозяйственных предприятий при осуществлении расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является выбор оптимальной системы налогообложения и стратегии взаимодействия с налоговыми органами.
Целью научного исследования является выявление процесса выбора предприятием стратегии расчетов с бюджетом на основе проведения оценки налоговой нагрузки и налогового бремени.
Оценка налоговой нагрузки и бремени сельскохозяйственных предприятий служит не только для целей управленческого учета, но и внешнего контроля деятельности предприятия со стороны налоговых органов, которые сравнивают полученные показатели со среднеотраслевыми, принимая решение о проведении налоговой проверки. Руководство предприятия, ежегодно оценивая и сравнивая суммы уплаты налогов и взносов в бюджет, величины налоговой нагрузки, принимает решение выбрать определенную стратегию взаимодействия с налоговыми органами, с бюджетом. Причем это решение связано, с одной стороны, с риском частого возникновения налоговых проверок, с другой стороны, дает возможность обосновать снижение величины законодательно определяемой налоговой нагрузки оптимальным сочетанием режимов налогообложения или участием в выгодных с точки зрения налогообложения государственных программах.
Ключевые слова: сельскохозяйственное предприятие, налоговая нагрузка, налоговое бремя, ставка налога, страховые взносы.
В настоящее время предприятия любых отраслей народного хозяйства России вынуждены выбирать определенный комплекс действий для реализации своих интересов в условиях отечественного налогового правового поля, тем самым определяясь с выбором налоговой стратегии. Реформирование законодательства в сфере налогообложения в отрасли сельского хозяйства за период 2006-2013 годов и переход большинства сельскохозяйственных предприятий на единый сельскохозяйственный налог позволили смягчить налоговое бремя в отрасли и повысить эффективность деятельности субъектов хозяйствования [2]. Под налоговой стратегией сельскохозяйственного предприятия понимается совокупность мероприятий по управлению налоговым бременем экономического субъекта отрасли сельского хозяйства, направленных на повышение эффективности взаимодействия с государственными фискальными органами в целях снижения налоговой нагрузки [7].
Известный экономист А. Лаффер использовал термины «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя» как синонимы, выражающие уровень предельно допустимой величины налоговых изъятий у организаций в бюджет государства. Современные отечественные исследователи, напротив, стараются разграничивать данные понятия, полагая, что налоговая нагрузка представляет собой уровень налоговых изъятий, рассчитываемый как совокупный объем налогооблагаемых ресурсов, который подлежит уплате организацией или индивидуальным предпринимателем с величины добавленной стоимости продукции в рамках одного периода [5]. Налоговое бремя признается многими авторами как более широкое понятие, чем налоговая нагрузка, поскольку оно представлено общей фискальной нагрузкой, включающей налоги, сборы и иные обязательные платежи в пользу государства [4]. Налоговая нагрузка выступает частным показателем налогового бремени.
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 139
В настоящее время существуют и используются различные методики определения налоговой нагрузки предприятия, большая часть из которых предназначена для целей управленческого учета и учитывает отраслевые особенности в разрезе общих и частных показателей налоговой нагрузки. Существует также законодательно утвержденная в РФ методика определения налоговой нагрузки и сопутствующих ей показателей с ежегодно утверждаемыми отраслевыми нормативами по отраслям народного хозяйства. Первоначально она была закреплена в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и включает
в себя коэффициент налоговой нагрузки (регламентированный), рассчитываемый как частное от деления суммы налогов, уплаченных за год, на выручку по данным бухучета без НДС за тот же период [5].
В состав показателя «сумма налогов уплаченных» включаются налоги, зафиксированные в бухгалтерском учете по карточке счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», в сумму которых не включают НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также страховые взносы. Полученный коэффициент налоговой нагрузки по расчету ФНС сравнивается с утвержденным его «безопасным» уровнем по отрасли. При выявлении отклонений и при
Таблица 1
Предприятие Сумма налогов уплаченных Выручка от основного вида деятельности Прочие доходы и % к получению Совокупная выручка по данным бух. учета (без НДС) Налоговая нагрузка по расчету ФНС, % Прибыль от продажи, товаров, работ и услуг Себестоимость товаров, работ и услуг Рентабельность продаж, % Прибыль до налогооблoжения Стоимость активов Рентабельность активов, %
ЗАО ПЗ «Липов-ское» 1314 38231 6117 44348 2,96 -10859 49090 -22,12 -20710 98907 -20,94
МУП «Базарно- Карабулакская ПТФ» 12 1251 17 1268 0,95 -4 1255 -0,32 -4 1753 -0,23
ООО «Агро -Нива» 1139 28457 3731 32188 3,54 5345 23112 23,13 6190 46519 13,31
ООО «Гуси-хинское» 258 11107 800 11907 2,17 3526 7581 46,51 4016 27416 14,65
ООО «Долина» 55 9867 7158 17025 0,32 3665 6202 59,09 10221 69494 14,71
ООО «Ивановское» 834 24939 1362 26301 3,17 5314 19625 27,08 5499 24385 22,55
ООО «Колосок» 267 51173 5507 56680 0,47 13033 38140 34,17 16248 182749 8,89
ООО «Кудашев-ский конезавод» 30 1471 2401 3872 0,77 -583 2054 -28,38 512 3174 16,13
ООО «Роща» 375 57631 6075 63706 0,59 18046 39585 45,59 23118 144797 15,97
ООО «Снежное» 442 19563 632 20195 2,19 5185 14378 36,06 5817 24061 24,18
СПК «Алексеевская» 720 17971 2408 20379 3,53 1981 15990 12,39 3783 68833 5,50
СПК «Вязовская» 335 14234 2099 16333 2,05 4524 9710 46,59 6338 65367 9,70
СПК СХА «Дружба» 1306 34287 3957 38244 3,41 6395 27892 22,93 10136 68650 14,76
СХПК СХА «Искра» 181 6599 1171 7770 2,33 78 6521 1,20 849 23637 3,59
СХА «Нее-ловская» 788 17684 3056 20740 3,80 1461 16223 9,01 3770 37482 10,06
СХПК «Содомская» 427 25694 5264 30958 1,38 2098 23596 8,89 901 60072 1,50
СХА «Старо-жуковская» 1554 52093 6348 58441 2,66 10009 42084 23,78 15679 73542 21,32
Итого по району 10037 412252 58103 470355 2,13 69214 343038 20,18 92363 1020838 9,05
Определение параметров налогового бремени для оценки риска выездной налоговой проверки на предприятия АПК Базарно-Карабулакского района Саратовской области
в 2013 году, тыс. руб.
X
ГО
ш
о
п
о
^
*
(Г
ю
-ь
Сл)
■р»
■а
Ф
го
■о
ш
^
(Г
ю
о
сл
Таблица 2
Динамика показателей налоговой нагрузки и рентабельности сельскохозяйственных предприятий Базарно-Карабуланекого района
по алгоритму расчета ФНС, %
Предприятие Налоговая нагрузка по расчету ФНС I Рентабельность продукции | Рентабельность активов
Год
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 ] 2008 | 2009 I 2010 | 2011 | 2012 I 2013 I 2008 ) 2009 ] 2010 I 2011 | 2012 I 2013
Предприятия, ежегодно снижающие налоговую нагрузку (по нисходящей гиперболе)
ООО «Роща» 61,28 26,47 7,62 5,40 1,08 0,59 -26,23 56,59 25,04 26,77 55,56 45,59 -1,41 55,00 37,56 16,26 16,60 15,97
МУП «Базарно- Карабулакская ПТФ» 65,26 6,03 5,51 4,76 1,48 0,95 -20,75 1,76 -9,84 -30,10 -13,51 -0,32 -20,39 0,06 1,03 0,45 0,47 -0,23
СХПК СХА «Искра» 18,90 5,77 2,89 3,53 3,20 2,33 43,82 7,59 20,42 -0,35 16,05 1,20 17,02 7,22 3,08 2,54 5,38 3,59
Предприятия с колеблющейся налоговой нагрузкой (по синусоиде)
ООО «Гуси-хи некое» 1,50 4,22 4,40 6,85 3,25 2.17 29,53 28,41 17,70 27,16 33,59 46,51 10,27 6,67 7,02 9,17 12,03 14,65
ООО «Агро - -Нива» 0,70 4,65 7.72 7,29 4,74 3,54 14,44 -5,54 61,79 5,88 11,37 23,13 2,87 0,03 3,70 8,31 33,05 13,31
ООО «Снежное» 2,37 12,59 4,53 9,40 4,04 2,19 17,78 11,68 54,59 72,25 47,24 36,06 12,53 6,85 45,28 35,21 22,58 24,18
ООО «Долина» 6,63 1,49 3,83 8,23 0,40 0,32 32,34 17,42 23,50 10,27 28,77 59,09 11,40 27,30 10,54 13,03 10,94 14,71
ООО «Ивановское» 6,27 2,76 3,77 3,67 5,41 3,17 37,68 6,13 10,86 -4,50 35.17 27,08 23,63 3,78 2,14 5,10 17,67 22,55
ООО «Колосок» 4,49 0,39 0,31 0,26 0,54 0,47 19,54 41,64 47,45 44, ВО 42,11 34,17 16,94 43,95 42,53 26,96 16,92 8,89
СХПК «Содомская» 5,37 1,51 2,72 5,62 2,29 1,38 15,57 12,81 5,40 10,61 10,40 8,89 7,64 6,65 5,48 1,95 1,39 1,50
СП К «Алексеевская» 9,13 5,25 6,28 6,70 4.94 3,53 47,17 31,40 9,64 -7,70 34,23 12,39 9,87 7,75 4,94 3,51 2,57 5,50
Предприятия, достигшие пика налоговой нагрузки и снижающие её (по параболе)
ООО «Кудашев-ский конезавод» 0,48 1,43 2,09 2,20 0,37 0,77 28,06 15,39 15,51 18,93 0,06 -28,38 4,74 4,70 6,68 9,41 3,75 16,13
ЗАО ПЗ -«Липовское» 2,61 2,27 7,02 7,27 2,78 2,96 -4,52 1,39 -5,14 0,44 10,27 -22,12 0,57 0,15 -5,82 -6,56 -5,26 -20,94
СПК «Вяэоаская» 1,95 3,41 4,61 4,61 2.79 2,05 12,20 5,66 -15,00 14,18 60,17 46,59 8,23 7,71 8,73 7,15 11 47 9,70
СПКСХА -«Дружба» 2,51 4,46 6,99 7,49 5,14 3,41 53,89 20,23 4,55 14,10 25,50 22,93 16,72 7,52 1,13 7,63 7,90 14,76
СХА «Неелов екая» 4,04 4,44 7,76 7,32 4,48 3,80 32,63 14,23 21,03 7,32 7,43 9,01 6,71 5,56 1,07 6,56 11.40 10,06
СХА «Старо-жуковская» 2,19 4,73 5,85 5,27 3,72 2,66 14,16 19,84 7,38 -3,53 11,20 23,78 13,34 13,61 5,61 11,23 11,32 21,32
сравнении рекомендуемых к расчету величин рентабельности с нормативами налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, показатели налоговой нагрузки, рентабельности продукции и рентабельности активов являются параметрами налогового бремени, оцениваемого налоговым органом. Исследование этих параметров, проведенное на сельскохозяйственных предприятиях Базарно-Карабулак-ского района в 2013 году, позволило констатировать факт, что отраслевой норматив налоговой нагрузки, равный 9,9 %, не наблюдается ни на одном предприятии района, а наивысшее значение показателя отмечено в СХА «Нееловская», равное 3,8 % (табл. 1). Следовательно, все предприятия района имеют высокую степень риска возникновения выездной налоговой проверки.
Анализ динамики показателей оценки налогового бремени по методике ФНС РФ за период 2008-2013 гг. в исследуемом районе позволяет сгруппировать сельскохозяйственные предприятия по трем категориям (табл. 2):
1) Предприятия, избравшие налоговую стратегию ежегодного снижения величины
налоговой нагрузки, подверженные высокому риску возникновения налоговой проверки, но оправдывающие свой выбор неустойчивым финансовым состоянием и наличием убытков или низкой прибыли.
2) Предприятия, на ранних этапах своей деятельности имевшие растущую налоговую нагрузку, но, в определенное время достигнув предельной ее величины, избравшие стратегию снижения нагрузки до исходного состояния. В данном случае риск налоговой проверки наивысший у тех предприятий данной группы, которые имеют показатели рентабельности выше, чем установленные нормативами ФНС РФ.
3) Предприятия с периодически повышающимися и снижающимися значениями налоговой нагрузки, фактические значения рентабельности продукции и активов по которым зачастую выше нормативных («безопасных»). Налоговой проверке наиболее подвержены те из них, которые имеют высокое значение рентабельности при наименьшем в группе значении коэффициента налоговой нагрузки.
Отдельного внимания заслуживают не-регламентированные показатели налогового бремени, служащие для целей управленческого учета (табл. 3). При этом общие
Таблица 3
Общие и частные показатели налоговой нагрузки на сельскохозяйственные предприятия Базарно-Карабулакского района по авторским алгоритмам расчета в 2013 году, %
Предприятие Общие показатели налоговой нагрузки на: Частные показ налоговой нагру атели ^зки на:
входящий денежный поток добавленную стоимость чистую прибыль выручку от основного вида деятельности чистые активы расходы предприятия расходы по оплате труда основные средства
ЗАО племенной завод «Липовское» 4,76 26,42 -11,78 6,38 18,50 4,61 23,40 0,58
МУП «Базарно-Карабулакская ПТФ» 4,47 36,18 0,00 4,40 21,65 4,38 33,55 1,34
ООО «Агро - Нива» 4,09 43,63 26,81 5,52 16,83 3,85 24,58 1,29
ООО «Гусихинское» 6,86 18,91 20,83 7,40 4,33 13,38 23,33 0,00
ООО «Долина» 3,53 28,22 5,56 5,74 0,87 8,74 25,47 0,12
ООО «Ивановское» 5,14 30,07 25,53 5,55 5,68 6,68 26,83 1,08
ООО «Колосок» 0,45 12,26 2,08 0,66 0,20 0,89 10,77 0,10
ООО «Кудашевский конезавод» 1,94 39,06 14,65 5,10 9,69 2,19 23,44 0,00
ООО «Роща» 1,19 27,32 2,73 1,10 0,46 1,60 27,32 0,00
ООО «Снежное» 4,98 42,21 17,43 5,14 4,75 5,58 32,34 0,53
СПК СХА «Алексеевская» 6,67 49,29 40,21 8,46 2,33 9,44 44,82 0,50
СПК СХА «Вязовская» 7,63 26,91 22,93 10,21 2,52 14,96 26,26 0,25
СПК СХА «Дружба» 6,05 27,25 21,61 6,31 3,16 7,23 24,13 0,44
СХПК СХА « Искра» 5,06 25,05 46,05 5,93 2,23 6,00 24,98 0,00
СХПК СХА «Нееловская» 6,37 35,04 35,83 7,05 4,32 6,70 27,08 0,92
СХПК СХА «Содомская» 3,83 28,27 103,33 3,62 1,72 3,94 27,06 0,16
СХПК СХА «Старожуковская» 5,91 27,78 21,05 6,18 4,78 7,61 26,67 0,93
В среднем по району 4,12 29,13 21,77 4,81 2,41 5,39 25,96 0,38
Рис. 1. Представление кривой Лаффера в отрасли сельского хозяйства Базарно-Карабулакского района Саратовской области по фактическим данным за период 2009-2013 гг.
показатели определяют ту долю налогов и взносов, которая обременяет входящий денежный поток, добавленную стоимость и чистую прибыль. Частные показатели более конкретны и соотносят стоимость объекта обложения с суммой налоговых платежей по нему. В Базарно-Карабулакском районе Саратовской области наиболее обременена платежами в бюджет добавленная стоимость сельскохозяйственных предприятий, а также расходы по оплате труда имеют высокое обременение страховыми взносами различного характера. Однако данные показатели не сравниваются между предприятиями, а служат для целей внутрифирменного управления при корректировке налоговой стратегии.
Выбор налоговой стратегии сельскохозяйственными предприятиями зависит также от объективных закономерностей, происходящих в России, конкретном субъекте РФ, отрасли. Построение кривой Лаффера по фактическим данным Базарно-Карабу-лакского района в отрасли сельского хозяйства позволило выявить максимально допустимую совокупную ставку налогов и сборов, при которых предприятия снижают платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Ее величина составляет 67 %, в то время как 68 %-ная ставка имела место до перехода предприятий на единый сельскохозяйственный налог (рис. 1). Зависимость результативного показателя от фактора по исследуемому району сильная (коэффици-
25 23
20 15 10
А
Налоговые ^ отчисления у» и страховые мг взносы, мгн. руб. у*
/
/
40
45
50
55
60
65 67
70
75
80
85
Совокупная ставка налогов и взносов,%
Рис. 2. Линия тренда зависимости сумм уплаченных налогов и взносов с.-х. предприятиями в Базарно-Карабулакском районе от совокупной ставки налогов и взносов
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 143
Таблица 4
Значения нормативов налоговой нагрузки и рентабельности по отрасли сельского хозяйства, утвержденные ФНС, в сравнении с фактическими средними по Базарно-Карабулакскому району Саратовской области, %
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Безопасная налоговая нагрузка Норма 8,0 7,4 9,4 9,7 9,8 9,9
Факт 4,7 2,9 3,5 4,9 2,8 2,13
Рентабельность проданных товаров, работ, услуг Норма 10,8 8,4 10,3 10,3 11,7 6,3
Факт 22,1 14,2 15,7 13,5 24,9 20,2
Рентабельность активов Норма 5,1 3,1 3,4 4,2 4,8 2,5
Факт 7,4 11,4 11,7 10,0 10,2 9,1
Источник: Информация Федеральной налоговой службы от 14 мая 2014 г. «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах».
ент детерминации R = 0,9773) и описывается уравнением параболы
у =-0,0295х2+3,9669х-110,45.
В ходе исследования отмечено, что обработка данных для определения параметров построения кривой Лаффера должна отвечать следующим условиям:
1) обеспечение сопоставимости сумм уплачиваемых налогов и сборов по разным годам исследования посредством индексации (возможно использование законодательно утвержденного в сфере налогообложения коэффициента дефлятора);
2) исключение из состава анализируемых налогов налога на доходы физических лиц, лицензионных сборов, пошлин и прочих платежей, имеющих специфические налоговые ставки;
3) расчет совокупной ставки налогов и взносов следует проводить с учетом доли тех или иных налогов в структуре уплачиваемых налогов, поскольку часть предприятий может уплачивать незначительные величины ЕНВД, НДС по операциям, связанным с импортом товаров, работ, услуг. Линия тренда, построенная с учетом вышеизложенных ограничений, представленная на рисунке 2, позволяет прогнозировать суммы платежей в бюджет и внебюджетные фонды в Базарно-Карабулакском районе исходя из динамики совокупной ставки налогов и взносов. Включение страховых взносов в расчет величины совокупной налоговой ставки не случайно, поскольку в настоящее время они носят обременительный характер и уплачиваются в пользу работников за счет предприятия.
Сравнивая фактически полученные значения показателей оценки налогового бремени по Базарно-Карабулакскому району с нормативами, утвержденными ФНС РФ (табл. 4), приходим к заключению, что во все годы исследования рентабельность продукции и рентабельность активов в районе значительно превышают величины
утвержденных нормативов. Обратная ситуация происходит с показателем налоговой нагрузки: фактические его значения гораздо ниже утвержденных «безопасных» значений для отрасли сельского хозяйства. При этом, несмотря на рост нормативов, в Базарно-Карабулакском районе наблюдается общее снижение налоговой нагрузки на предприятия сельского хозяйства с 4,7 % в 2008 году до 2,13 0% в 2013 году, что повышает риск возникновения выездной налоговой проверки.
Интересным становится исследование влияния величины фактической налоговой нагрузки, исчисленной по модели ФНС РФ, на изменение сумм уплаты налогов и страховых взносов сельскохозяйственными предприятиями исследуемого района. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ показал тесную связь между фактором и результатом при коэффициенте детерминации, равном 0,925. Выявленная зависимость описывается моделью
у = -3,9285х3 + 48,172х2 - 193,08х + 270,29.
График на рисунке 3 показывает, что сельскохозяйственные предприятия, выбирающие стратегию ежегодного повышения налоговой нагрузки, рассчитанной по методике ФНС РФ, приходят к решению снижения величины налогов и взносов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, при этом находя способы:
- снижения перечислений в ФСС страховых взносов, заключая с сотрудниками договоры гражданско-правового характера;
- снижения сумм налогооблагаемой выручки (по данным налогового учета) посредством перевода части деятельности на режим налогообложения, не зависящий от сумм полученного дохода (ЕНВД, патентная система), применяя совмещение налоговых режимов или участвуя в проектах, грантах, суммы финансовой поддержки по которым не облагаются налогами с прибыли, дохода [1].
с
2
со о о о
X
п т
т
2 ю
о >
С ср га
.о н га с
с
>
га 2
2 >
О
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
у = -3,9285х3 + 48,172х2 - 193,08х + 270,29 К2 = 0,9249
Факт
-Полиномиальный (Факт)
2,6
16,1
2,5 3 3,5 4 4,5
Налоговая нагрузка по расчетам ФНС,%
5,5
Рис. 3. Зависимость платежей в бюджет и внебюджетные фонды с.-х. предприятиями от налоговой нагрузки, определенной по расчетам ФНС по данным Базарно-Карабулакского района
Таким образом, сельскохозяйственные предприятия вынуждены следить за величиной налоговой нагрузки по расчету ФНС, поскольку ежегодный рост этого показателя дает возможность избежать налоговых проверок. При этом предприятие заинтересовано в перечислении меньшего количества налогов и взносов в государственные фонды при одновременном росте объемов продаж. Так происходит поиск законных способов минимизации сумм облагаемого налогами дохода, роста расходов. Продолжение оптимизации с 2014 года налогообложения сельскохозяйственными предприятиями Базарно-Карабулакского района, выбравшими описанную выше стратегию роста регламентированной налоговой нагрузки, может привести к снижению уплаты налогов и страховых взносов по району до 1,2 млн. руб., что отрицательно скажется на развитии района (табл. 5).
С целью оптимизации условий выбора налоговой стратегии сельскохозяйственными предприятиями в условиях асимметрии информации рекомендуется, во-первых, ФНС РФ пересмотреть нормативы «безопасной» налоговой нагрузки для отрасли сельского хозяйства с возможностью установления дифференцированной шкалы налоговой нагрузки исходя из территориального аспекта, специализации или с учетом масштабов деятельности. Во-вторых, следует на предприятии ежеквартально формировать отчет об оценке налоговой нагрузки в управленческом учете с прогнозом ее величины к концу года в рамках выбранной налоговой стратегии. Кроме того, на сельскохозяйственном предприятии, где регламентированная налоговая нагрузка ниже норматива, а рентабельность выше нормы ФНС, необходимо подготовить ряд обоснований для
Таблица 5
Прогноз уплаты налогов и страховых взносов сельскохозяйственными предприятиями Базарно-Карабулакского района при выборе стратегии повышения величины регламентированной налоговой нагрузки
Показатель Год
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Налоговая нагрузка по расчету ФНС (фактор), % 2,13 2,8 2,9 3,5 4,7 4,9 5,1 5,3 5,5 5,7 5,9
Уплата налогов и страховых взносов всего (результат), млн. руб. Факт Прогноз
39,6 21,1 19,7 16,2 19,1 18,6 17,4 15,3 11,9 7,3 1,2
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 145
2
5
целей снижения риска налоговой проверки, к которым относятся: участие в долго окупаемых проектах, расходы по которым большие, а прибыль невысокая; закрытие отдельных направлений бизнеса, переориентация производства; секвестиро-вание производства; снижение цен для продления отношений с клиентами; регистрируемое в локальных документах па-
дение покупательского спроса на производимую сельскохозяйственную продукцию. Менеджменту предприятия при этом следует указывать проверяющим на наличие плана по увеличению прибыли и налоговой нагрузки посредством открытия новых проектов, выхода на новые рынки сбыта, оптимизации структуры расходов для целей налогообложения.
Литература
1. Алайкина, Л. Н. Особенности патентной системы налогообложения в Саратовской области / Л. Н. Алайкина, Т. А. Исаева // Актуальные проблемы региональной экономики: финансы, кредит, инвестиции: сборник научных статей / Под ред. Л. Н. Алайкиной, Т. А. Исаевой. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013. - С. 109-111.
2. Андреев, В. И. Особенности формирования финансовой рентабельности и ее определяющих факторов на сельскохозяйственных предприятиях / В. И. Андреев // Аграрный научный журнал. - 2011. - № 4. - С. 53-57.
3. Андреев, К. Л. Формирование финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий Саратовской области / К. Л. Андреев, В. И. Андреев // Аграрный научный журнал. - 2014. -№ 2. - С. 70-76.
4. Бородина, А. С. Налоговая нагрузка предприятия: сущность, функции, факторы и показатели / А. С. Бородина // Налоги и налогообложение. - 2011. - № 6. - С. 5-15.
5. Дрожжина, И. А. Методика определения налоговой нагрузки с учетом налогового потенциала экономического субъекта / И. А. Дрожжина // Финансы. - 2009. - № 6. - С. 34-37.
6. Исаева, Т. А. Инновационный подход к оценке устойчивого развития сельских территорий / Т. А. Исаева // Инновационная деятельность. - 2012. - № 20. - С. 89.
7. Финансовое состояние и стратегия развития сельскохозяйственных предприятий Базарно-Карабулакского района Саратовской области: монография / К. Л. Андреев, В. И. Андреев, А. В. Дедюрин, Т. А. Исаева. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013. - 200 с.
UDK 336.221.264
ESTIMATION OF THE TAX BURDEN FOR AGRICULTURAL ENTERPRISES OF BAZARNO-KARABULAKSKY DISTRICT OF SARATOV REGION AND THE CHOICE OF THE TAX STRATEGY
V. I. Andreyev, candidate of economic sciences, assistant professor, A. V. Dedyurin, senior teacher
FSBEE HPT «Saratov SAU», Russia T. A. Isayeva, undergraduate of economic
FSBEE HPT Stolypin Volga Region Institute of Management, e-mail: [email protected], [email protected]
The main problem of interaction between agricultural enterprises and the budget is a choice of the optimal taxation and the strategy of interaction with tax structures.
The aim of the research is identification of the process of developing enterprise strategy for the interaction with the budget, bases on the evaluation of the tax burden.
Assessment of the tax burden of agricultural enterprises exists not only for internal management purposes. It allows you to control the activities of the company by the government and compare those indexes with the average, making a decision about the tax inspection. The company's management annually estimates the amount of the tax burden and makes a decision to choose a specific strategy for interaction with the budget. Such decisions usually increase the risk of tax audits, but in other case, it makes possible for firms to justify the reduction in the value of legally tax burden, then they take a part in the specific tax-free government programs.
Key words: agricultural enterprise, the tax load, tax burden, tax rate premiums.
References:
1. Alaikina, L. N., Isaeva, ^ А. Particular qualities of the patent system of taxation in Saratov region / Actual problems of regional economy: finance, credit, investments: Collection of scientific articles / L. N. Alaikina, ^ А. Isaeva - Saratov: PC «Nauka», 2013. - P. 109-111.
2. Andreyev, V. I. Formation of financial profitability and its determining factors in agricultural enterprises / V. I. Andreyev // Agricultural scientific journal. - 2011. - № 4. - P. 53-57.
3. Andreyev, ^ L., Andreyev, V. I. Formation of the financial sustainability of the agricultural enterprises of the Saratov region / ^ L. Andreyev, V. I. Andreyev // Agricultural scientific journal. - 2014. -№ 2. - P. 70-76.
4. Borodina, А. S. The tax burden of the enterprise: the nature, functions, factors and indicators / А. S. Borodina // Taxes and taxation. - 2011. - № 6. - P. 5-15.
5. Drozhina, I. А. Method of determining the tax burden by taking into consideration tax potential of the economic entity / I. А. Drozhina // Finances. - 2009. - № 6. - P. 34-37.
6. Isayeva, ^ А. An innovative approach to the assessment of sustainable development of rural areas / ^ А. Isayeva // Innovative activities. - 2012. - № 20. - P. 89.
7. Financial condition and development strategy of agricultural enterprises of Bazarno-Karabulaksky District of Saratov region: monograph / ^ L. Andreyev, V. I. Andreyev, A. V. Dedyurin, ^ А. Isayeva -Saratov: PC «Nauka», 2013. - 200 p.
Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 147