Научная статья на тему 'Уплата налога на добавленную стоимость при едином сельскохозяйственном налоге'

Уплата налога на добавленную стоимость при едином сельскохозяйственном налоге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / VALUE ADDED TAX / SINGLE AGRICULTURAL TAX / TAXPAYERS / AGRICULTURAL PRODUCERS / TAX DEDUCTION / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник М.А., Бондарь А.М.

В статье рассмотрено изменение в налоговом законодательстве, которое с 2019 г. обязывает налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога уплачивать налог на добавленную стоимость. Приведены данные по формам статистической налоговой отчетности, сформированной УФНС России по Краснодарскому краю, о количестве налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога. Анализ данной отчетности показал, что за указанный период количество налогоплательщиков этого налога увеличилось. Проанализировано ранжирование сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог в Краснодарском крае, в зависимости от выручки. Представлен механизм и пороговые значения для уплаты налога на добавленную стоимость при едином сельскохозяйственном налоге, а также рассмотрены преимущества и недостатки уплаты налога. Одним из преимуществ является то, что уплата налога на добавленную стоимость позволит применять вычеты по налогу, применение которых ранее было невозможным. Спрогнозировано поступление сумм налога на добавленную стоимость на четыре года вперед с учетом нововведений в налоговом законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Payment of value added tax with a single agricultural tax

The article considers a change in tax legislation, which since 2019 obliges taxpayers of a single agricultural tax to pay value-added tax. The data on the forms of statistical tax reporting, formed UFNS of Russia in the Krasnodar Territory, on the number of taxpayers of a single agricultural tax. The analysis of these statements showed that for the specified period the number of taxpayers of this tax has increased. Analyzed the ranking of agricultural producers who pay a single agricultural tax in the Krasnodar Territory, depending on revenue. The mechanism and thresholds for the payment of value added tax with a single agricultural tax are presented, and the advantages and disadvantages of tax payment are considered. One of the advantages is that the payment of value added tax will allow the use of tax deductions, the application of which was previously impossible. Predicted receipt of the amount of value added tax for four years in advance, taking into account innovations in tax legislation.

Текст научной работы на тему «Уплата налога на добавленную стоимость при едином сельскохозяйственном налоге»

УДК 336.226.322:63

М.А. Олейник - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (link1969@mail.ru),

M.A. Oleynik - senior lecturer of the audit department, Kuban State Agrarian University name of IT. Trubilina;

А.М. Бондарь - студент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (ambondar97@gmail.com),

A.M. Bondar - student of the Kuban State University Agrarian University named after I.T. Trubilina.

УПЛАТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ЕДИНОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ НАЛОГЕ PAYMENT OF TAX ON ADDED COST AT UNIFORM AGRICULTURAL TAX

Аннотация. В статье рассмотрено изменение в налоговом законодательстве, которое с 2019 г. обязывает налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога уплачивать налог на добавленную стоимость. Приведены данные по формам статистической налоговой отчетности, сформированной УФНС России по Краснодарскому краю, о количестве налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога. Анализ данной отчетности показал, что за указанный период количество налогоплательщиков этого налога - увеличилось. Проанализировано ранжирование сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог в Краснодарском крае, в зависимости от выручки. Представлен механизм и пороговые значения для уплаты налога на добавленную стоимость при едином сельскохозяйственном налоге, а также рассмотрены преимущества и недостатки уплаты налога. Одним из преимуществ является то, что уплата налога на добавленную стоимость позволит применять вычеты по налогу, применение которых ранее было невозможным. Спрогнозировано поступление сумм налога на добавленную стоимость на четыре года вперед с учетом нововведений в налоговом законодательстве.

Annotation. The article considers a change in tax legislation, which since 2019 obliges taxpayers of a single agricultural tax to pay value-added tax. The data on the forms of statistical tax reporting, formed UFNS of Russia in the Krasnodar Territory, on the number of taxpayers of a single agricultural tax. The analysis of these statements showed that for the specified period the number of taxpayers of this tax has increased. Analyzed the ranking of agricultural producers who pay a single agricultural tax in the Krasnodar Territory, depending on revenue. The mechanism and thresholds for the payment of value added tax with a single agricultural tax are presented, and the advantages and disadvantages of tax payment are considered. One of the advantages is that the payment of value added tax will allow the use of tax deductions, the application of which was previously impossible. Predicted receipt of the amount of value added tax for four years in advance, taking into account innovations in tax legislation.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, единый сельскохозяйственный налог, налогоплательщики, сельхозпроизводители, налоговый вычет, налогообложение.

Keywords: value added tax, single agricultural tax, taxpayers, agricultural producers, tax deduction, taxation.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это сокращенное наименование специального режима налогообложения - системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогоплательщиками при которой могут быть организации и индивидуальные предприниматели [1].

Как и другие специальные режимы налогообложения, уплата единого сельхозналога, за некоторыми исключениями, заменяет собой уплату налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и НДС.

ЕСХН облагаются доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных расходов по ставке 6 % [2].

В таблице 1 указано количество налогоплательщиков ЕСХН за 2015-2017 год в краснодарском крае.

По представленным данным таблицы 1 видно, что в 2017 г. количество налогоплательщиков (организаций), представивших налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу в Краснодарском крае увеличилось на 4,4% по сравнению с 2015 г. Это связано, прежде всего, с улучшением климатических условий на территории края для осуществления сельскохозяйственной деятельности организациями. При этом, из-за нерезультативного налогового контроля и регулирования малого бизнеса, в 2017 г. на 2% снизилось число индивидуальных предпринимателей, подавших налоговые декларации. Общее количество организаций, представившие нулевую отчетность по ЕСХН в отчетном году, снизилось на 19,2% в сравнении с базисным годом.

Таблица 1 - Количество налогоплательщиков ЕСХН за 2015-2017 год в

Краснодарском крае

Наименование показателей организации ИП и крестьянско-фермерские хозяйства

1 2 3

2017 год

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 1 092 8 005

в том числе: Количество налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность (ед./чел.) 78 519

Доля налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность, % 7,1 6,5

2016 год

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 1 096 7 861

в том числе: Количество налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность (ед./чел.) 60 497

Доля налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность, % 5,5 6,3

2015 год

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН (ед./чел.) 1 140 7 842

в том числе: Количество налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность (ед./чел.) 63 494

Доля налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность, % 5,5 6,3

В 2017 г. 494 индивидуальных предпринимателя представили налоговые декларации по ЕСХН в налоговый орган по месту регистрации, что на 4,8% ниже, чем в 2015 году (519 чел.).Доля таких налогоплательщиков (организаций) от общего количества на отчетный год составила 5,5%, при этом в базисном году этот показатель равнялся 7,1%, а индивидуальных предпринимателей - в 2017 году 6,3%, а в 2015 - 6,5%.

Наглядно рассмотрим динамику налогоплательщиков, представивших налоговые декларации за 20152017 гг., с помощью рисунка 1.

По данным рисунка 1 видно, что количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН, в 2015 году значительно выше, чем в 2016 и 2017 гг. Также в 2017 г. заметно снизилось и число налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность, в сравнении с 2015 г. Доля налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность, за исследуемый период также уменьшилась и с 2016 года составляет 6,2% от общего числа налогоплательщиков, зарегистрированных в налоговом органе.

Сельхозпроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной продукции составляет не менее 70 % от общей суммы выручки [2].

чел. 9150

9100

9050

9000

8950

8900

8850

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН ■2015 г. ■ 2016 г. ■ 2017 г.

чел. 600

590

580

570

560

550

540

530

Количество налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность ■2015 г. "2016 г. "2017 г.

Доля налогоплательщиков, представивших нулевую отчетность, %

■ 2015 г. "2016 г. "2017 г.

Рисунок 1 - Динамика налогоплательщиков, представивших налоговые декларации за 2015-2017 гг.

Рассмотрим налогоплательщиков ЕСХН в Краснодарском крае в зависимости от выручки за 2014-2016 гг. (таблица 2).

Таблица 2 - Ранжирование сельхозпроизводителей, уплачивающих ЕСХН в Краснодарском крае, в зависимости от выручки

Выручка 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016г. в % к 2014г.

от 60 до 70 млн. руб. >7 >7 >5 71,4

от 70 до 80 млн. руб. >7 >11 >2 28,6

от 80 до 90 млн. руб. >3 >8 >8 266,7

от 90 до 100 млн. руб. >8 >8 >1 12,5

свыше 100 млн. руб. >108 >126 >89 82,4

Проанализировав данные (таблица 2) формы 2 «Отчет о финансовых результатах» бухгалтерской отчетности по каждой организации Краснодарского края, являющейся плательщиком ЕСХН, можно сделать вывод, что в указанный период на 17,6% снизилось число налогоплательщиков, выручка которых составила в 2016 г. выше 100 млн. руб. Число организаций, с выручкой от 80 до 90 млн. руб., на конец 2016 г. выросло на 166,7%. В общем можно сказать, что темп роста по организациям в зависимости от выручки имеет тенденцию спада. На наш взгляд, это связано с несколькими причинами: общеэкономические изменения в стране, природные факторы, вызвавшие увеличение затрат для сохранения валового сбора, трудности при реализации продукции по приемлемым для собственника ценам.

На рисунке 2 представлена динамика организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, в зависимости от выручки.

За исследуемый период видно, что наибольшую долю от общего числа сельхозпроизводителей занимают организации с выручкой свыше 100 млн. руб. При этом можно заметить, что на конец 2016 г. по сравнению с

2014 год. организаций с такой выручкой стало меньше. В процентном соотношении снижение числа организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, составило 17,6%, но в 2015 году данный показатель имел тенденцию роста, увеличившись на 16,7%. В среднем наименьшую долю занимают организации с выручкой от 60 до 70 млн. руб. и от 90 до 100 млн. руб.

2014 г. |1

2015 г.

от 60 до 70 млн. руб. от 70 до 80 млн. руб. от 80 до 90 млн. руб. от 90 до 100 млн. руб. свыше 100 млн. руб.

от 60 до 70 млн. руб. от 70 до 80 млн. руб. от 80 до 90 млн. руб. от 90 до 100 млн. руб. свыше 100 млн. руб.

2016 г.

от 60 до 70 млн. руб. от 70 до 80 млн. руб. от 80 до 90 млн. руб. от 90 до 100 млн. руб. свыше 100 млн. руб.

Рисунок 2 - Динамика организаций, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью

В 2018 г. плательщики ЕСХН сохраняли освобождение от налога на добавленную стоимость, но согласно изменениям и дополнениям, внесенным в статьи 145 и 346.1 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2019 г. налогоплательщики ЕСХН будут являться плательщиками НДС [6].

У налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога возникнет обязанность по исчислению и уплате НДС в общем порядке, если организации не воспользуются правом на освобождение НДС. По мнению некоторых авторов увеличение количества уплачиваемых налогов, а также достаточно сложный механизм учета НДС может повлечь за собой привлечение аудиторов как для осуществления налогового аудита [5], так для осуществления на договорной основе прочих услуг, связанных с аудитом [4].

Главным образом, уплата НДС позволит применять вычеты по НДС, применение которых ранее было невозможным. Одним из условий применения вычета по НДС является приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС. Возможность применять вычеты по НДС означает возможность уменьшить величину "исходящего" НДС на величину «входящего» НДС. Для большинства налогоплательщиков налоговой базой будет все равно являться цена реализуемой сельхозпродукции.

Тем не менее, налогоплательщикам будет предоставлен один из двух вариантов: уплачивать только ЕСХН, либо - ЕСХН + НДС. Данные послабления будут заключаться от размера выручки налогоплательщика.

Рассмотрим наглядно на рисунке 3, при каких условиях возможен тот или иной вариант уплаты налога. Сельхозпроизводители смогут получить освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ при соблюдении одного из условий на выбор:

Фирма планирует стать «освобождением» в том же году, в котором переходит на ЕСХН: В предшествующем году доход от ЕСХН - деятельности (без учета налога) не превышает установленного

лимита.

МЕХАНИЗМ УПЛАТЫ НДС ПРИ ЕСХН

ВЫРУЧКА ЗА 2018 ГОД

ДО 100 МЛН. РУБ.

Рисунок 3 - Условия уплаты НДС при ЕСХН в зависимости от размера выручки налогоплательщика

Пороговые значения для уплаты НДС постепенно будут снижаться:

- 90 млн. рублей за 2019 год;

- 80 млн. рублей за 2020 год;

- 70 млн. рублей за 2021 год;

- 60 млн. рублей за 2022 год и последующие годы.

В таблице 3 сгруппируем преимущества и недостатки уплаты НДС при ЕСХН. Таблица 3 - Преимущества и недостатки уплаты НДС при ЕСХН

Преимущества Недостатки

1) Плательщики ЕСХН смогут получить налоговые вычеты по НДС 1) Возникает дополнительная налоговая нагрузка -платить НДС

2) Выставленные счета-фактуры с выделенным НДС привлекут крупные компании к сотрудничеству с сельскохозяйственными товаропроизводителями на ЕСХН 2) Появятся дополнительные обязанности - составлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж, сдавать декларации по НДС

3) Предстоят дополнительные траты на организацию электронного документооборота с ИФНС, чтобы представлять декларацию по НДС в электронном виде

Обязанность по уплате НДС влечет необходимость вести книги покупок и книги продаж, заполнять и сдавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию. Налоговым периодом по НДС является квартал.

Кроме того, при заявлении налоговых вычетов по НДС налогоплательщикам придется проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента, запрашивая у контрагента по сделке всевозможные документы, начиная от учредительных документов компании до документов, фиксирующих поиск данного конкретного контрагента. В противном случае велик риск того, что налоговая инспекция откажет в праве на вычет.

Необходимую помощь в осуществлении бухгалтерского учета в первое время могут оказывать аудиторские организации, заключившие договора на оказание услуг косорсинга и аутсорсинга [3].

Необходимо определить плановое количество организаций, которые будут уплачивать НДС при ЕСХН в период с 2019 г. по 2022 г. В соответствии с новым законодательством в 2019 году плательщиков НДС при ЕСХН будет >90:

- в 2020 г. - >98,

- в 2021 г. - >100,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в 2022 г. - >105.

Согласно приведенным выше данным дополнительные налоговые поступления НДС в период 2019 -2022 гг. составят:

- в 2019 году - 5692722,83 тыс. руб.;

- в 2020 году - 5806543,83 тыс. руб.;

- в 2021 году - 5832140,67 тыс. руб.;

- в 2022 году - 5886120,50 тыс. руб.

Таким образом, наблюдается динамика постоянного роста налоговых поступлений в бюджет. Стоит отметить, что спрогнозированный нами рост возможен только при условии четкой работы механизма по возмещению НДС, в противном случае, сельхозпроизводители вряд ли будут переходить на уплату НДС.

Представим спрогнозированные суммы поступлений в бюджет по НДС на 2019 - 2022 гг. в виде рисунка

4.

тыс. руб. 5900000

5800000

5700000

5600000

5500000

Поступления по НДС при ЕСХН в бюджет ■ 2019 г. И2020 г. И2021 г. И2022 г.

Рисунок 4 - Прогнозные поступления по НДС на 2019 - 2022 гг.

По данным рисунка 4 можно сделать следующий вывод, что введение обязательной уплаты НДС для налогоплательщиков, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, может дать положительный результат. Так как за прогнозируемый период сумма поступления НДС увеличится на 3,4%, что говорит о повышении наполняемости бюджета и в тоже время о расширении рынка торговли организаций, находящихся на ЕСХН из-за возможности возмещения «входящего» НДС.

Источники:

1. Джамурзаев Ю.Д., Специальные налоговые режимы: практикум для бакалавров направления подготовки 38.03.01. Экономика (профиль «Налоги и налогообложение») / Ю.Д. Джамурзаев, А.К. Мусаелян. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 74 с.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ Электронный ресурс (в ред. от 03 августа 2018 г.) // СПС «Консультант Плюс».

3. Олейник М.А., Ильинова С.М. Надзор за качеством аудита / Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 69. С. 78-82.

4. Олейник М.А., Семакина В.Д. Состояние Российского рынка аудиторских услуг / Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 63. С. 25-30.

5. Олейник М.А., Шоль Ю.Н. Налоговый аудит: учебное пособие. - Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга» 2017. - 183 с.

6. Романов Б.А., Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Б.А. Романов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 560 с.

Sources:

1. Dzhamurzaev Yu.D., Special tax regimes: a workshop for Bachelors of the direction of training 38.03.01. Economy (profile "Taxes and taxation") / Yu.D. Dzhamurzaev, A.K. Musayelyan. - Electron. text data. - Saratov: University education, 2015. - 74 c.

2. Tax Code of the Russian Federation of 05.08.2000, No. 117-FZ Elec-Throne Resource (as amended on August 3, 2018) // ATP Consultant Plus.

3. Oleinik M.A., Ilinova S.M. Audit Quality Supervision / Proceedings Kuban State Agrarian University. 2017. No. 69. Pp.

78-82.

4. Oleinik M.A., Semakina V.D. State of the Russian audit market services / Works of the Kuban State Agrarian University. 2016 Number 63. P. 25-30.

5. Oleinik, MA, Shol, Yu.N. Tax audit: a textbook. - Kursk: Due to ZAO "University Book" 2017. - 183 p.

6. Romanov BA, Taxes and taxation in the Russian Federation: study guide / B.A. Romanov. - Electron. text data. - M.: Dashkov and Co., 2016. - 560 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.