Научная статья на тему 'ВТОРОЙ РАУНД ИТ-ПРЕФЕРЕНЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР'

ВТОРОЙ РАУНД ИТ-ПРЕФЕРЕНЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-миграция / кадровый дефицит / цифровизация / зарплата ИТ-специалиста / противоречивость информации / частичная мобилизация / фрилансер / человеческий фактор
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВТОРОЙ РАУНД ИТ-ПРЕФЕРЕНЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР»

Петров А.А.

д.э.н., академик РАЕН, профессор, Московский государственный юридический университет

palar-1@bk.ru

ВТОРОЙ РАУНД ИТ-ПРЕФЕРЕНЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР

Ключевые слова: ИТ-миграция, кадровый дефицит, цифровизация, зарплата ИТ-специалиста, противоречивость информации, частичная мобилизация, фрилансер, человеческий фактор.

ИТ-индустрия отличается от многих других направлений предпринимательской деятельностью высокой долей человеческого капитала. Именно специалисты составляют ключевой фактор ИТ-индустрии, поэтому любая утечка ИТ-специалистов оборачивается двойным ударом по интересам страны и государства: во-первых, теряем этот живой творческий креативный ресурс, который постоянно расширяет и углубляет свои знания; во-вторых, трудно восполнить потери от утечки мозгов; в-третьих, выехавшие специалисты работают на интересы других стран и государств. Восполнить этот живой ресурс довольно сложно, требуется время.

Уход крупнейших зарубежных разработчиков ИТ-решений заставил провести на национальном и частном (корпоративном) уровнях перенастройку процессов цифровой трансформации, иначе оценить проблемы кибербезо-пасности и цифровизации, внести коррективы в национальные программы и стратегии развития, понять скрытые проблемы потребительского рынка, провести переоценку действующей системы международного разделения труда и перейти к стратегии тотального импортозамещения технологических ресурсов.

Перед каждой организацией встала задача разрабатывать собственные ИТ-решения1 и сервисы, а это значит иметь штат собственных квалифицированных ИТ-специалистов.

Существующий дефицит кадров постоянно отмечали и отмечают рекрутинговые компании. По их оценке, спрос на ИТ-специалистов превышал предложение на 20-45% задолго до спецоперации. На рост спроса повлияли 1) пандемия, 2) мероприятия правительства по реализации национальных проектов: льготная ипотека, льготный налоговый режим для компаний ИТ-отрасли, госзаказы, цифровизация, 3) требования рынка и современное технологическое развитие...

Частично проблема дефицита решается путем введения гибкого графика и удаленного режима работы, созданием на национальном уровне комфортных условий для ИТ-специалистов, что вызвало обратную релокацию ИТ-специалистов, привлечения женщин в ИТ-сферу.

Прекрасный пример Индии, которая первая открыла двери ИТ-индустрии для женщин. Доля ИТ-сотрудников-женщин в ИТ-индустрии Индии составляет сегодня не менее 40% в общей численности ИТ-специалистов.

Санкционные ограничения представляют ключевой геополитический риск прежде всего для структур, зависящих от иностранных ИТ-разработчиков, которым потребовалось довольно быстро переходить на импортозамещенные сервисы, что спровоцировало всплеск дефицита ИТ-специалистов. Геополитическому удару подверглись государственные и банковско-финансовые структуры, технологические медиа- и телекоммуникационные компании.

Импортозамещение программного обеспечения является сложным, трудоемким длительным процессом. В некоторой степени человек должен поменять образ мышления. Специалисты ИТ-подразделений компаний стали разрабатывать собственные цифровые платформы, сервисы, создавать собственные ИТ-компании.

С российского рынка ушли крупные международные компании в области видеосвязи - Cisco, Zoom, MS Skype, MS Teams, Zello, российский рынок которых насчитывал примерно 30 млн пользователей, в том числе 12% из них пользовались платными подписками2.

По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), в 2019 г. совокупная численность ИТ-специалистов не превышала 1,8 млн чел., в том числе в ИТ-отрасли насчитывалось 500 тыс. ИТ-специалистов, что составило 27,8% общей численности ИТ-кадров. Наибольшее число ИТ-специалистов приходится на государственные учреждения и ИТ-подразделения непрофильных компаний - компаний различных отраслей экономики и примерно 350 тыс. ИТ-специалистов заняты в телекоммуникационной сфере.

Доля ИТ-специалистов в общей численности экономически активного населения России не превышает 2,4%, тогда как аналогичный показатель Финляндии - 7%, Великобритании - 5%, Норвегии - 4,5%, Чехии, Франции, Германии - 4%, Польши - 3%. Россия по данному показателю в 1,5-3 раза уступает развитым странам. Средний показатель по Европе составляет 3,9%.

1 Концепция ИТ-решения является первоначальным документом, в котором без излишней детализации описывается исходная бизнес-задача, предлагается и обосновывается проект ее решения с помощью информационных технологий. Это документ уровня руководства компании.

2 «Цифра» в новых экономических условиях. - https://splusconsult.rbc.ru/article-1.html?utm_source=rbc&utm_medium=main& utm_campaign=psbsp22s-a1-Hrspec-m

В 2019 г. Россия существенно уступала многим странам Европы и новым индустриальным странам по конкурентоспособности и развитости информационно-коммуникационных технологий. По международному рейтингу конкурентоспособности Россия занимала 38 место из 68 стран, уступая США, Сингапуру, Швеции, Дании, Швейцарии, которые составили первую пятерку лидеров.

По рейтингу глобальной конкурентоспособности Россия сумела занять 43 место из 141 страны. В первую пятерку по этому критерию вошли Сингапур, США, Гонконг, Нидерланды, Швейцария.

По индексу развитости информационно-коммуникационных технологий Россия заняла 48 место из 121 страны, тогда как первую пятерку лидеров по данному показателю сформировали Швеция, Сингапур, Нидерланды, Норвегия и Швейцария1.

Происходящее сегодня на российском ИТ-рынке повторяет сценарий семилетней давности (2015 г.), когда после вхождения Крыма в состав России стали вводиться антироссийские санкции, произошел отъезд из страны специалистов и смена юрисдикций зарубежных компаний. Масштабы были иные, но сценарий повторился один в один. При разработке антисанкционных мероприятий надо учитывать уроки истории, тем более не столь далекой.

Проблема дефицита ИТ-кадров не является новой для страны и чем-то неожиданным. Утечка ИТ-мозгов увеличивает кадровый дефицит, но перелив кадров наблюдается постоянно и во всех странах. ИТ-специалисты едут в страны с более высокой заработной платой, комфортными условиями труда и жизни. На какой-то момент уход/бегство зарубежных ИТ-компаний и вместе с ними релокация отечественных ИТ-специалистов затмил проблему дефицита ИТ-кадров.

Постепенно с прохождением миграционного шока пришло ясное понимание глубинной кадровой проблемы. Дефицит ИТ-кадров вновь стал острейшей национальной проблемой, которую необходимо решить в кратчайшие сроки.

В то же время уход иностранных высокотехнологических компаний, обслуживающих потребности российских организаций, не просто мгновенно обострил проблему ИТ-кадров, но прежде всего обострил проблему кадрового дефицита, вызвав внезапно резкий рост спроса на ИТ-специалистов всех специальностей. Ядром шестого технологического уклада являются инструменты четвертой промышленной революции, включая информационно-коммуникационные технологии, что вызвало резкий рост востребованности в ИТ-специалистах сразу и во всех областях: промышленность, медицина, сельское хозяйство, строительство, услуги, ... Все эти ИТ-внезапности отражают провалы внутренней промышленной политики, делавшей ставку на незыблемость и стабильность внешнеэкономических связей, и обостряют существующий дефицит ИТ-кадров.

Из базовых причин кадрового дефицита следует выделить 1) просчеты в системе подготовки ИТ-специалистов, 2) цифровизация и другие национальные программы, требующие ИТ-специалистов, 3) просчеты власти, 4) недостаточная зарплата, 5) отток кадров за рубеж - утечка мозгов, 6) растущие ИТ-потребности предпринимательского сообщества, 7) проблемы с прогнозированием.

На усиление дефицита ИТ-кадров повлияла проводимая цифровизация, охватывающая все сферы жизнедеятельности россиян, включая компании ИТ-индустрии, банки, операторов связи, страховщиков, ритейлеров, девелопе-ров и которая должна быть завершена к 2030 г. Предприниматели оцифровывают бизнес-процессы, формируют и развивают экосистемы, создают и развивают высокотехнологичные инфраструктуры, выступая в этом и последующим десятилетии генераторами социально-экономического и научно-технологического развития. Цифровизация охватывает все сектора материального производства и сферы услуг, порождая повышенный спрос на ИТ-специалистов и усиливая дефицит ИТ-кадров.

Сформировавшийся тренд цифровизации потребует на ближайшие пять лет не менее 2 млн специалистов. Уже сегодня по данным Минцифры, дефицит иностранных ИТ-кадров в России достигает 1 млн человек2.

Испытывает кадровый дефицит и Министерство промышленности и торговли (Минпромторг), в ведомстве которого находится электронная промышленность страны. На середину 2022 г. в российской отрасли разработки и производства электроники работало примерно 300 тыс. чел., из них молодых специалистов в возрасте от 20 до 29 лет насчитывалось лишь 2%3. Возраст основной массы приближался к 50 годам. Нужно омолаживать кадры. Это проблема воспроизводства. В рамках федерального проекта «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности» предполагается направить на подготовку кадров 312 млрд руб. По прогнозам принимаемые меры позволят увеличить численность специалистов в отрасли на 60 тыс. чел. к 2030 г.

Решение проблемы дефицита ИТ-кадров связано с проблемой срока решения кадрового дефицита. Время прессует. На подготовку ИТ-специалиста требуется несколько лет. По имеющимся расчетам Ростелекома для погашения ИТ-дефицита потребуется не менее трех лет. По расчетам Института дополнительного образования «Иннополиса» потребуется 5-10 лет для насыщения рынка4.

Решить проблему кадрового дефицита в сжатый срок возможно только количественно, но не качественно. Но одного высокопрофессионального ИТ-специалиста не заменит тысяча слабо подготовленных.

1 Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли. Последнее обновление: 21 марта 2022. https://digKTal.gov.ru/ru/activHTy/ directions/1085/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f

2 Все дело в кадрах. 27.09.2021. - https://www.kommersant.ru/doc/5006252

3 Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли (федеральный проект). 10.06.2022. - https://digOTal.gov.ru/ru/activKTy/direc tions/1085/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f

4 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - https://digKTal.gov.ru/ru/ events/41208/

Динамичность развития компьютерных знаний, оставаясь за рамками традиционной системы образования, увеличивает общую нехватку кадров и нехватку ИТ-специалистов конкретных специальностей.

Согласно расчетам, для успешного развития сырьевых отраслей России потребуется только софтверных специалистов 16 тыс. Для модернизации экономики потребуется примерно 500 тыс. ИТ-специалистов1.

Дефицит ИТ-кадров тормозит экономическое и научно-техническое развитие страны. Технологические инновации в организациях (на предприятиях) блокируются дефицитом квалифицированного персонала. Нерешенность этих негативных кадровых проблем может обернуться долгосрочным отставанием страны от группы развитых стран, а устранить этот разрыв будет крайне проблематично.

Превышение спроса над предложением ИТ-специалистов в обозримом будущем сохранится, и от дефицита ИТ-кадров не уйти. Правительство готовит ИТ-кадры прежде всего для решения общенациональных проблем - цифрови-зация, кибербезопасность, предоставляя компаниям решать кадровые вопросы самостоятельно и за счет собственных возможностей и ресурсов. Компании пошли по пути наставничества, привлекая к работе студентов старших курсов, ИТ-специалистов других фирм и регионов.

Часть получивших ИТ-специальность уйдут из отрасли, в том числе по причине низкой заработной платы, отсутствия перспективы продвижения, не устраивает режим работы, переход в организации с более комфортными условиями.

Главная причина оттока кадров из отрасли лежит на поверхности - низкие зарплаты. В условиях инфляции, роста цен, тарифов и налогов зарплата должна быть как минимум не менее 150-200 тыс. руб. и выше. По словам директора консорциума «Базис» Брыкина А.В. зарплата на профильных предприятиях составляет не более 40-60 тыс. руб.2, а недостаточно быстрый рост зарплаты блокирует участие молодых специалистов в перспективных проектах. Работники отдают предпочтение иностранным компаниям, где более высокая зарплата и иные условия труда. Иностранные компании предлагают своим российским работникам переехать из России в другую страну. Такая активность иностранных компаний усилилась после начала спецоперации.

Зарплата остается ключевым фактором для специалистов. В ИТ-индустрии размер зарплаты варьирует по сферам/отраслям и регионам. По данным «Иннополиса», среднемесячная зарплата программиста-разработчика в России на середину 2021 года составляла 113 тыс. руб., для начинающих специалистов (категории Junior) - 68 тыс. руб. в месяц.

Среднемесячная зарплата в финансовой сфере - 73,5 тыс. руб., в обрабатывающей промышленности - 70 тыс. руб. (junior-разработчик), в строительстве - 67 тыс. руб., в системе образования - 64 тыс. руб., на транспорте - 56 тыс.

руб.3

Возможность дистанционной работы нивелирует региональный разрыв в зарплате специалистов.

Зарплатная нивелировка выдвигает иные ориентиры для специалистов: место и значимость компании на национальном и мировом рынках, корпоративный кодекс и программа развития компании, возможности карьерного продвижения, возможность роста значимости данной специальности в компании.

Для удержания в отрасли выпускников инженерно-технических вузов по направлению электроники и микроэлектроники требуется создавать комфортные условия под старым, но очень важным советским лозунгом: «Кадры решают все». По данным издательского дома «Коммерсантъ», на сегодня только 25% студентов инженерно-технических вузов намерены работать по профессии, тогда как 45% намерены уйти из профессии4. Причина потери кадров -недостаточная зарплата.

По сравнению с властью предпринимательское сообщество острее ощущает насущные проблемы ИТ-специалистов и выдвигает важные для удержания ИТ-специалистов инициативы. В госкорпорации Ростех считают, что следует установить: 1) компенсацию 30-50% стоимости аренды жилья для ИТ-специалистов, 2) льготную ипотеку для всех без исключения ИТ-специалистов, 3) гарантированную государством минимальную зарплату для ИТ-специалистов по месту работы5.

Проблема утечки мозгов бьёт в первую очередь по предпринимательскому сообществу, которое не просто теряет специалистов, а сталкивается с развалом сложившихся и сработавшихся трудовых коллективов. За два месяца (февраль - март) 2022 г. после начала СВО Россию покинули от 50 до 70 тыс. ИТ-специалистов, что составляет 4-5% общей численности ИТ-специалистов России. Иногда иностранные компании увозили более половины российских сотрудников вместе с семьями. В целом из коллектива отдельной компании уезжают 1-3 ИТ-специалиста. Но даже потеря этого числа специалистов сказывается на эффективности и конкурентоспособности компании и даже на её выживаемости. Это проблема частная, но она приобретает национальный характер из-за последствий для всех компаний ИТ-индустрии. Разбивается слаженный коллектив, меняется соотношение сил на ИТ-рынке, что дестабилизирует ИТ-

1 ИТ-кадры: ступени образовательного роста. - https://akvobr.ruMT_kadry_stypeni_rosta.html

2 В российской электронике дикая нехватка кадров. Специалистам нужны хорошие зарплаты, но шансов на их рост не видно. 30.09.2022. - https://www.cnews.ru/news/top/2022-04-19_v_rossijskoj_elektronike

3 Цифровые мозги в дефиците. IT-отрасль остро нуждается в кадрах. 05.08.2021. - https://digKTal.gov.ru/ru/events/41208/

4 Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли (федеральный проект). 10.06.2022. - https://digOTal.gov.ru/ru/activKTy/direc tions/1085/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f

5 Чтобы победить дефицит кадров, ИТ-отрасль требует бесплатное второе высшее образование. - https://www.cnews.ru/news/ top/2022-06-07_dlya_borby_s_defflTsKTom_KT-kadrov

индустрию. Поэтому спрогнозированная экспертами вторая волна отъезда кадров численностью до 100 тыс. человек (8%) в апреле 2022 г. заставила власть задуматься и разработать меры удержания ИТ-специалистов в стране1.

Информация об уехавших и вернувшихся ИТ-специалистов крайне противоречива. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) говорит о 50-70 тыс. человек первой волны ИТ-миграции (февраль-март) и спрогнозировала миграцию еще 70-100 тыс.специалистов в апреле. Ей противоречит Ассоциация компаний-разработчиков программного обеспечения в России - Руссофт, объединяющая свыше 250 ИТ-компаний со штатом более 70 тыс. сотрудников, оценивающая число уехавших в 40 тыс. ИТ-специалистов, включая программистов, тестировщи-ков, аналитиков, веб-дизайнеров, ИТ-специалистов техподдержки, менеджеров проектов, не менее 13 тыс. работников софтверных организаций и центров разработки иностранных компаний. По мнению президента исследовательской компании «Крибрум» Ашманова И., данные РАЭК о численности уехавших ИТ-специалистов являются завышенными и ничем не подкрепленными.

Данные служб подбора персонала, постоянно мониторящих рынок труда, более скромные. По их оценке, доля уехавших ИТ-специалистов не более 3%.

ИТ-эмиграция не наносит особый ущерб ИТ-индустрии. Хроническая угроза развивается с другой стороны -дефицит кадров в ИТ-отрасли, который по оценке экспертов, составляет 1-1,5 млн человек2.

Мигрирующих из России ИТ-специалистов можно разбить на две группы. Одна часть ИТ-мигрирующих, представленная молодыми мало- и среднеквалифицированными кадрами, покинула Россию в состоянии эмоциональной напряженности и невосприятия происходящего. На рост их численности повлияли и заявления руководителей ИТ-компаний, которые мгновенно тиражировались в СМИ. Генеральный директор компании InfoWatch Касперская Н.И. заявила, что в конце февраля-начале марта 2022 г. из России умчались «табуны айтишников»3.

Другая часть из уехавших, будучи штатными сотрудниками зарубежных компаний, была вывезена 177 иностранными компаниями - работодателями, сменившими в течение трех месяцев российскую юрисдикцию в связи с военной специальной операцией на Украине и под давлением вводимых санкций4. К этой группе следует также отнести сотрудников отечественных аутсорсинговых компаний, ориентированных на международных заказчиков.

По утверждению Руссофт, две трети мигрировавших намерены вернуться после регистрации и организации зарубежных офисов продаж в нейтральных юрисдикциях.

В апреле 2022 г. выехало 25-30 тыс. специалистов. Но уже в мае количество выехавших и возвратившихся сравнялось. Ожидается, что из уехавших в марте-апреле специалистов домой вернется половина до конца 2022 г. По данным сотовых операторов, отслеживающих сим-карты, доля возвратившихся достигла 85% уехавших уже в середине 2022 г.5

Аналогичными данными оперирует и премьер-министр РФ Мишустин, по словам которого, 85% из 50-70 тыс. уехавших через три месяца уже вернулись, что составило 40-60 тыс. возвращенцев, которые не сумели адаптироваться в новых условиях6.

Возврат ИТ-специалистов был обусловлен: 1) стабилизацией на рынке, 2) растущим спросом на ИТ-специалистов, 3) вводимыми льготами, 4) возможностью работать дистанционно, 5) рост стоимости жизни за рубежом из-за наплыва мигрантов из России, 6) безденежье, 7) русофобия.

Вернулись также те, кто 1) не сумел адаптироваться на новом месте и не нашел себя в чужой культуре, 2) испугался навалившихся проблем и трудностей, 3) не способен к самостоятельности, 4) не сумел трудоустроиться, 5) испугался нарастающей русофобии.

Но 15% не вернулось, а это порядка 7,5-10,5 тыс. ИТ-невозвращенцев. И надо полагать, что это состоявшаяся часть ИТ-специалистов, востребованных за рубежом. Для сравнения: в штате ПАО «Ростелеком» насчитывается свыше 7 тыс. ИТ-специалистов, распределенных между примерно 100 подконтрольных Ростелеком компаний7.

Остались востребованные всегда и везде квалифицированные специалисты, материально-финансово укомплектованные, адаптировавшиеся и способные адаптироваться к чужой культуре, имеющие родственников и друзей в принимающей стране, фрилансеры, сотрудников зарубежных ИТ-компаний.

Ряд ИТ-специалистов, обустроившихся за рубежом, временно возвращаются в Россию для решения проблем с недвижимостью, для оформления необходимых документов, установления нового формата взаимодействия с работодателем.

Создание отечественной ИТ-отрасли и реализация программы цифровизации упираются не только в технологическую составляющую ИТ-сферы, но и в человеческий фактор. Поэтому важно разобраться с социальной статистикой: сколько уехало, сколько вернулось, сколько намерено уехать и почему, сколько осталось в стране разработчиков про-

1 Утечка умов: треть айтишников планируют уехать из России. - https://trends.rbc.ru/trends/innovation/623b3de09a794766e 19с7е14

Россия останется без программистов? Сколько айтишников на самом деле уехало из нашей страны и как восполнить утечку мозгов. - https://www.kp.ru/daily/27381/4575373/

3 Минцифры предупредило о «деструктивных» последствиях ограничения выезда 1Т-кадров. 25 марта 2022 г. - https://www. forbes.ru/tekhnologii/460319-mincifry-predupredilo-o-destruktivnyh-posledstviah-ogranicenia-vyezda-ИТ-kadrov

4 Статистика оттока ИТ специалистов из России в 2022 году. - https://inclient.ru/outflow-ИТ-specialists/

5 Айтишников по осени считают: что происходит с миграцией ИТ-специалистов. 14.06.2022. - https://www.interfax.ru/ digИТal/846117

6 Статистика оттока ИТ специалистов из России в 2022 году. - https://inclient.ru/outflow-ИТ-specialists/

7 ИТ-специалистам нужна эмпатия и коммуникативные навыки. 07.09.2020. - https://www.kommersant.ru/doc/4482740

граммно-аппаратных комплексов (программистов, специалистов других ИТ-специальностей, разработчиков железа), сколько требуется, сколько имеется и сколько специалистов может подготовить высшая школа.

Примерно 30% российских ИТ-мигрантов являлись сотрудниками зарубежных компаний, которые вывели свой бизнес из России и предложили сотрудникам переехать в новые места релокации1.

Например, американская цифровая корпорация Google, прекратив деятельность в России, предложила российским сотрудникам переехать в Дубай. Часть сотрудников выехала, другая осталась на Родине и уволилась из корпорации. Эмигрируют также ИТ-специалисты российских компаний, деятельность которых ориентирована на развитые зарубежные рынки2.

Проводимые властью резкие и непопулярные меры, включая сложности с трудоустройством ИТ-специалистов и ограничения их передвижения, вызывают всплеск ИТ-эмиграции. Во время первой эмиграционной волны из страны уехало 50-70 тыс. человек. В апрельскую волну прогнозировался отъезд не менее 100 тыс. айтишников3.

Стремление власти остановить этот устремляющий за рубеж золотой ИТ-поток кадров любыми властно-административными средствами вполне объяснимо. От ИТ-кадров зависит не просто реализация и достижение поставленных целей, но и будущее всей нации, самого государства. Исходя из требований защиты интересов России, представители группы компаний «Конкорд» предложили затруднить ИТ-специалистам выезд за границу на законодательном уровне, а их трудоустройство в иностранной компании должно быть согласовано с соответствующими службами национальной безопасности России. Сегодня остановить этот поток нельзя, существует множество «троп»4.

Основной поток уезжающих устремляется в ближнее зарубежье - это бывшие регионы - республики Советского Союза, на территории которых после распада СССР остались родственники, друзья, знакомые. Это и есть каналы выезда. Лояльную позицию по отъезду ИТ-специалистов заняло Минцифры, по мнению которого любые ограничения, препятствующие выезду ИТ-специалистов за рубеж, вызывают обратный эффект и деструктивно сказываются на отрасли. Остановить утекающий ИТ-поток можно путем создания долгосрочных комфортно-льготных условий для ИТ-специалистов и развития ИТ-бизнеса в России. Специалисты и бизнес не могут существовать друг без друга, это единое целое, поэтому преференции должны распространяться на все стороны ИТ-индустрии.

Минцифры разработало конкретные социально-экономические мероприятия поддержки ИТ-отрасли и удержания ИТ-кадров в стране, которые включают налоговые преференции, льготную ипотеку, льготное кредитование.

Следует иметь в виду, что любая организация - это прежде всего люди с их знаниями и опытом, но и люди без организации могут не найти себя. Поэтому правительственная поддержка должна охватывать как организации, так и их работников, что было учтено при частичной мобилизации.

Объявленная 21.09.2022 частичная мобилизация стала шоком для предпринимательского сообщества и рынка труда, включая ИТ-рынок, который не оправился еще от санкционного удара. Началась новая волна ИТ-бегства. И опять паника. Как пишут СМИ, ИТ-компании, имеющие возможность, снимаются целыми офисами5. Частичная мобилизация вновь активизировала отток ИТ-специалистов и усилила кадровый дефицит. За 6-7 дней после объявления частичной мобилизации поступило 1500 заявок на отсрочку от частичной мобилизации от специалистов ИТ-компаний и телеком-компаний. При этом в первый же день было подано свыше 500 заявлений6.

Исходя из полученного опыта в борьбе за ИТ-специалистов и их значимости для России, правительство в считанные дни добилось запрета на частичную мобилизацию для сотрудников ИТ-отрасли, а Минцифры разработало список ИТ-специальностей, не подпадающих под частичную мобилизацию. Спустя 15 дней после принятия 21.09.2022 указа президента страны о частичной мобилизации Минцифры в первой декаде октября 2022 г. выступило с инициативой предоставить отсрочку от частичной мобилизации 1) сотрудникам ИТ-специальностей ИТ-компаний и телекоммуникационных компаний, но как и прежде сохранялись ограничения - сотрудник должен был иметь высшее профильное образование и быть в штате аккредитованной ИТ-компании; 2) сотрудникам ИТ-отрасли, участвующим в важных процессах, 3) сотрудникам операторов связи, обеспечивающих устойчивость, безопасность и целостность функционирования ЦОД - центров обработки данных (дата-центров), отдельных сооружений, средств и линий связи сети связи общего пользования, 4) учителям информационно-коммуникационных технологий и 5) преподавателям цифровых дисциплин в вузах. Отсрочка от частичной мобилизации предоставлялась также сотрудникам аккредитованных ИТ-компаний, обеспечивающих разработку, развитие, внедрение, сопровождение и эксплуатацию ИТ-решений. Преференции предлагалось распространить и на компании-разработчиков программно-аппаратных комплексов и их сотрудников. Всего в преференциальный список было включено 195 специальностей.

Освобождение от частичной мобилизации указанных специалистов гарантирует обеспечение устойчивого функционирования как объектов критической информационной инфраструктуры, так и всей информационной инфраструктуры государства, которая представляет систему организационных структур и подсистем, включающих сово-

1 Стало известно, сколько ИТ-специалистов покинули Россию. 28.05.2022. - https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/05/28/ 17824010.shtml

2 WSJ узнал об отъезде сотрудников Google из России. 19.05.2022. - https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/05/2022/ 62857ace9a7947a1f740f680

3 Статистика оттока ИТ специалистов из России в 2022 году. - httpsV/mclientru/outflow-Hr-specialists/

4 Минцифры предупредило о «деструктивных» последствиях ограничения выезда 1Т-кадров. 25 марта 2022 г. -https://www.forbes.ru/tekhnologii/460319-mincifry-predupredilo-o-destruktivnyh-posledstviah-ogranicenia-vyezda-ИТ-kadrov

5 Как правительство спасало от мобилизации айтишников. 25.09.2022. - https://thebell.io/amp/kak-pravKrelstvo-spasalo-ot-mobilizatsii-aytishnikov

6 ИТ-специалисты за день подали более 1500 заявок на отсрочку от мобилизации. 28.09.2022. - https://aif.ru/polИТics/ russia/ИТ-specialisty_za_den_podali_bolee_1500_zayavok_na_otsrochku_ot_mobilizacii

купность информационных центров (центров обработки данных - ЦОД), подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации; 2) обеспечивает функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия; 3) гарантирует и обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам1.

Правительство в конечном итоге добилось от Минобороны понимания роли ИТ-специалистов в укреплении национальной безопасности России. Бронь от частичной мобилизации была предоставлена специалистам с профильным высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки из высокотехнологичных отраслей и финансовой системы, включая 1) сотрудников аккредитованных ИТ-компаний; 2) сотрудников операторов связи и компаний, обеспечивающих устойчивость, безопасность и целостность функционирования сооружений связи; 3) сотрудников организаций, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка (к ним относятся специалисты отвечающие за функционирование критической инфраструктуры, системы платежей и расчетов, инкассации, функционирование и защиту информационных систем, а также работники дежурных смен и специалисты, работающие с населением и предприятиями); 4) сотрудников системообразующих организаций с лицензией зарегистрированных СМИ или телеканалов.

Для удержания ИТ-специалистов по указу президента России в силовых структурах были созданы спецподразделения по кибербезопасности, что позволяет продолжить разработки национальных высокотехнологичных проектов.

На заседании Совета по развитию цифровой экономики, посвященном кадровому обеспечению, было выдвинуто предложение вернуться к практике распределения ИТ-выпускников с обязательной пятилетней отработкой, а не трехлетней, существовавшей в СССР. С уходом из России иностранных ИТ-компаний сужается гражданский рынок спроса на айтишников. Спрос могут увеличить силовые и специальные структуры. Работа в них отличается прежде всего жестким по сравнению с гражданской свободой режимом, к которому придется адаптироваться. Сумеет ли приспособиться к новым условиям работы молодое поколение айтишники, начавшее свой ИТ-путь на иностранных программно-аппаратных системах (на иностранном железе и с иностранными программными технологиями). Видимо, надо предложить особые преференции для привлечения ИТ-специалистов в эти структуры и начать массированную медийную кампанию с целью пропагандировать престиж работы в организациях силовых структур и предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Для уже работающих в этих структурах ИТ-специалистов следует разработать дополнительные стимулирующие меры.

Предлагаемое распределение выпускников позволит решить проблему молодежной безработицы, но не проблему ИТ-миграции2.

ИТ-специалистам была гарантирована бронь от частичной мобилизации при условии их зачисления в штат аккредитованных компаний ИТ-отрасли. Часть ИТ-специалистов из непрофильных организаций перешла на работу в компании ИТ-отрасли и в организации оборонных отраслей, создав дефицит ИТ-специалистов в промышленных, торговых, финансовых, государственных и других непрофильных организациях. Другая часть покинула страну. Их них часть продолжает работать дистанционно в российских компаниях, другая нашла работу в иностранных компаниях.

К началу августа 2022 г. в каждой пятой российской компании были работники на удаленке. Число вакансий с дистанционной занятостью достигло 46 тыс., при этом каждая третья вакансия с удаленной работой была и остается для ИТ-специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частичная мобилизация сказалась на всей стране, разделила общество и трансформировала рынок труда в России: 1) сокращение численности работников молодого возраста, 2) стремление избежать частичной мобилизации заставляет работников искать работу в производствах, связанные с ВПК, 3) усиленное развитие дистанционной занятости с работниками, выехавшими из страны, 4) меняется гендерная структура рынка труда: доля мужчин снижается, и наоборот, женская растет, 5) трансформируется возрастная структура: возрастает спрос на специалистов старших возрастов. В итоге возникает локальный дефицит специалистов. С частично мобилизованными возникнет отсроченная проблема по возвращению мобилизованных: 1) их профессиональные навыки частично будут утеряны, 2) участие в боевых действиях изменит у многих внутренний мир, 3) может возникнуть поствоенный синдром3.

Российские ИТ-компании и непрофильные организации понесли потери от частичной мобилизации их сотрудников. Но эти потери несопоставимы с последствиями от СОУГО-пандемии.

Фактически произошел и происходит перелив кадров. Приход специалистов в структуры, имеющие господдержку, усиливает их, тогда как организации, теряющие кадры, теряют рыночные позиции. Частичная мобилизация вызвала передел рынка.

Специалисты уезжали из России по разным причинам и до спецоперации. Последняя активизировала отток ИТ-специалистов. К этому следует добавить проводимую российскими ИТ-компаниями релокацию в ближнее зарубежье

1 Специалисты ИТ, связи и медиа получат отсрочку от частичной мобилизации. 23.09.2022. - https://realnoevremya.ru/ news/261479-ИТ-specialisty-poluchat-otsrochku-ot-chastichnoy-mobilizacii

2 В России задумали ввести распределение для ИТ-специалистов. 26.04.2022. - https://lenta.ru/news/2022/04/26/otrabotaИТe/

3 Бизнесмены на форуме в Екатеринбурге предрекли дефицит ИТ-специалистов в России. 21.09.2022. - https://ura.news/news/ 1052588677

и перенос иностранными компаниями своей деятельности из России в другие страны вместе с российскими сотрудни-ками1.

Борьба за ИТ-специалистов, за людей, которые являются реальным, настоящим богатством нации, началась с опозданием. И на первом этапе социальной поддержки власть видела под термином «ИТ-специалист» исключительно ИТ-программистов - айтишников, и не учитывала специализацию ИТ-профессии, которая насчитывает сегодня почти 200 специальностей. А именно эти не учтенные ИТ-специалисты устанавливают, поддерживают, продвигают ИТ-программы на рынок. Вместе с ИТ-программистами они составляют ту силу, которая входит в ядро шестого технологического уклада и решает национальные задачи.

Проведенная корректировка положений первого пакета открыла аккредитацию и соответственно доступ к льготам ИТ-компаниям, ведущим деятельность в сфере 1) разработки компьютерного программного обеспечения (код 62.01); 2) компьютерных технологий и консультирования (код 62.02); 3) планирования, проектирования компьютерных систем (код 62.02.1); 4) подготовки компьютерных систем к эксплуатации (62.02.4); 5) сопровождения эксплуатации компьютерных систем (62.03.13); 6) использования вычислительной компьютерной техники и информационных технологий (код 62.09); 7) создания и использования цифровых баз данных и электронных информационных ресурсов (код (63.11.1)2.

Первоначально льготы были предоставлены компаниям только ИТ-отрасли. В стороне оставались сотрудники этих компаний, а также компании электронной промышленности - компании-разработчики железа и люди - работники этих организаций.

Резкие меры ведут к росту ИТ-эмиграции, что подтверждает выше приведенная статистика.

Эмиграция и массовый отъезд специалистов с началом СВО показали власти необходимость решения социальной проблемы, что уже было учтено в период частичной мобилизации.

Прогнозы ИТ-оттока сеют среди сотрудников ИТ-компаний пессимистические настроения. Многие сотрудники опасаются, что их компании существенно просядут по бизнес-показателям или закроются. Каждый третий респондент

3

отмечает, что в его компании уже проходит сокращение или остановлен наем новых сотрудников .

Опасность представляет не столько отъезд сотрудников, сколько паника в ИТ-сообществе, которая провоцирует среди ИТ-специалистов смену места работы, что оборачивается для ряда ИТ-компаний банкротством.

Опасения власти о массовой миграции ИТ-специалистов за рубеж были высказаны сразу после начала специальной военной операции. По данным исследования «Хабр» (крупнейший в Европе ресурс медиа и базы знаний для ИТ-специалистов), в марте 2022 г. под воздействием эмоционального всплеска, вызванного военной спецоперацией, 33% российских ИТ-специалистов из 3 тыс. участников исследования в возрасте 25-40 лет искали работу в иностранных компаниях с возможностью релокации. Панику среди айтишников усиливали закрытие ИТ-компаний и увольнение работников, сокращение штата, задержка зарплаты из-за санкций. Среди опрошенных айтишников 7% столкнулись с сокращением или задержкой зарплаты, 4% были уволены из-за сокращения штата или закрытия компании. 77% опрошенных ИТ-специалистов отмечали трудности, с которыми столкнулась их компания. 85% ИТ-специалистов столкнулись в работе с психологическими трудностями, которые повлияли на их эффективность4.

Потрясения отечественной ИТ-индустрии укрепят ИТ-отрасль, сделают ее через 3-4 года конкурентоспособной, но дефицит кадров будет сохраняться.

Использование административных мер для перекрытия путей выезда из страны ИТ-специалистов не остановит поток выезжающих и не даст желаемого результата. Более того властные меры могут вызвать дестабилизирующий эффект. Неслучайно Минцифры выступает против ограничения выезда ИТ-специалистов из страны.

Чтобы затормозить миграционный поток и создать условия для возвращения, надо понять психологию уезжающих, создать портрет «беглеца».

Прежде всего следует усвоить, что ИТ-поколение - это детище современной России, выросшее в иных условиях и частично отступившее от традиционных российских ценностей. Возраст этого поколения 20-40 лет.

Психологический портрет российских ИТ-мигрантов неоднороден. Первый эшелон представлял эмоциональный всплеск паникующих и легких на подъем необремененных никакими обязательствами (в том числе семейными) молодых специалистов в возрасте до 27 лет, военнообязанных, испугавшихся мобилизации и нестабильности, не имеющих нередко должного материального и финансового обеспечения, минимальной программы действий и реального представления о жизни и работе в другой стране, в которой они столкнулись с трудностями адаптации к новой среде, иной культуре, с проблемой трудоустройства, арендой жилья, с безденежьем и в определенной мере с русофобией.

Вторая волна включала фрилансеров, семейных ИТ-профи, имеющих материально-финансовую основу для миграции, людей с продуманным планом миграции, материальным обеспечением и связями в ИТ-сообществе и деловом мире.

1 В России задумали ввести распределение для ИТ-специалистов. 26.04.2022. - https://lenta.ru/news/2022/04/26/otrabotaИТe/; Льготы для ИТ-компаний в 2022 году: ожидание и реальность. - https://vc.ru/u/626555-vebflay/386812-lgoty-dlya-ИТ-kompaniy-v-2022-godu-ozhidanie-i-realnost

2 ФНС разрешила выделять ИТ-подразделения в отдельные юрлица ради льгот. 21.03.2022. - https://www.vedomosti.ru/econo mics/articles/2022/03/21/914479-ИТ-podrazdeleniya-otdelnie-yurlИТsa

3 Утечка умов: треть айтишников планируют уехать из России. - https://trends.rbc.ru/trends/innovation/623b3de09a794766e19c

7e14

4 Там же.

Из сотрудников отечественных компаний, ориентированных на российский рынок, мигранты составляют не более 1-1,5%1.

Сдерживающим фактором миграции специалистов являются дорогие билеты, невозможность проводить транзакции, незнание языка, обычаев, традиций, культуры принимающей страны, русофобия, рост стоимости жизни, вызванный миграцией. К тому же эмигрантов из России никто не ждет, заявил на заседании «Развитие ИТ-отрасли в условиях санкций» в Госдуме 22 марта 2022 г. Плуготаренко С.А. - ведущий специалист в области информационно-компьютерной техники в институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, эксперт российской Интернет-отрасли, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), член правления Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ), член Общественного совета и ИТ-совета при Минкомсвя-зи России, российский политический и общественный деятель2.

Из причин, затормозивших ИТ-миграцию и создавших условиях для возврата, следует выделить: 1) сложность адаптации - обычаи, традиции, культура, 2) языковый барьер, 3) финансовые проблемы - истощились сбережения, 4) рост стоимости жизни - месячный бюджет семьи из двоих, ведущих обычный образ жизни, колеблется вокруг 2500 долл. в Армении и 3000 долл. в Грузии, 5) проблемы с трудоустройством, 6) проблемы при работе в удаленном режиме, 7) отсутствие плана эмиграции, 8) отсутствие привычного круга общения, 9) открывающиеся хорошие перспективы в России на ИТ-поприще3.

Миграция была, есть и будет. Это естественная плата за участие в мирохозяйственных связях. Миграционный февральский и сентябрьский всплеск также естественная реакция человека на экстраординарные экстерналии, меняющие устоявшийся уклад его жизни. В высшей школе за 2019-2024 гг. будет подготовлено 500 тыс. ИТ-специалистов согласно национальному проекту «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»4.

Не отъезд ИТ-специалистов является проблемой, не смена иностранными ИТ-компаниями российской юрисдикции представляет угрозу, а всплывшая зависимость госорганов и бизнес-структур от ИТ-разработок иностранных компаний, ушедших из-под российской юрисдикции, которая превратилась в реальную угрозу. Явно проявилась угроза реализации стратегий и национальных проектов развития страны на текущее десятилетие, нависла угроза национальной безопасности страны и роста технологического отставания страны. Проблему зависимости невозможно решить за один - два года.

Уход иностранных компаний с российского рынка открыл возможности для российских ИТ-компаний. Усилению их роли способствует Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», запрещающий с 01.01.2025 г. государственным органам использовать средства защиты информации, произведенные в недружественных государствах либо производителями которых являются организации, находящиеся под их юрисдикцией, прямо или косвенно подконтрольные им либо аффилированные с ними. Спрос на специалистов в области информационной безопасности вырос в 2021 г. на 50% по сравнению с 2020 г.5

Хронический дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов повышает их стоимость. Цифровизация, пандемия, миграция, СВО и частичная мобилизация обострили этот хронический дефицит кадров. Естественное стремление ИТ-специалистов воспользоваться преференциями заставляет их переходить в компании, на которые преференции распространяются. Компании, потерявшие ИТ-специалистов, вынуждены уходить с рынка. Но это не снижает дефицита ИТ-кадров. Оценки ИТ-дефицита разные, но существенные.

По словам первого вице-спикера Совета федерации Турчака А.А., армия работающих в стране айтишников насчитывает 1,7 млн специалистов, а их дефицит составляет не менее одного миллиона. Начавшаяся в конце февраля 2022 г. спецоперация усугубила проблему ИТ-дефицита и отток кадров. Возврат ИТ-специалистов, по словам вице-спикера, не покрывает ИТ-отток6.

Минцифры обеспокоено состоянием ИТ-отрасли, но есть ещё ИТ-индустрия, от состояния которой зависит все предпринимательское сообщества России. А значит, дефицит ещё больше.

Состояние ИТ-индустрии влияет на успешное проведение цифровизации, которую намечено, как отмечалось выше, завершить к 2030 г. Для проведения в стране цифровизации, согласно прогнозу Минцифры, стране требуется дополнительно не менее 2 млн ИТ-специалистов. И это дополнительно к уже существующему кадровому дефициту от 0,2 млн до 1 млн ИТ-специалистов7, с которым Россия столкнулась в начале процесса цифровизации. Удовлетворить потребности в квалифицированных/опытных ИТ-специалистах довольно сложно. Их не хватает во всех странах, что обостряет конкуренцию за ИТ-кадры на мировой ИТ-рынке.

1 Айтишников по осени считают: что происходит с миграцией ИТ-специалистов. 14.06.2022. - https://www.interfax.ru/ digИТal/846117

2 РАЭК спрогнозировала отъезд до 100 тыс. ИТ-специалистов в апреле. 22.03.2022. - https://www.rbc.ru/polИТics/ 22/03/2022/6239c48b9a7947da733b01fd

3 Айтишников по осени считают: что происходит с миграцией ИТ-специалистов. 14.06.2022. - https://www.interfax.ru/ digИТal/846117

4 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"». -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/

5 Киберскачок: без чего России не достичь технологической независимости. - https://www.rbc.ru/opinions/technology_and_ media/28/10/2022/635bc6e69a794781b9f60772; Цифровая экономика. 28.10.2022. - https://www.rbc.ru/opinions/technology_and_media/ 28/10/2022/635bc6e69a794781b9f60772?from=materials_on_subject

6 В России задумали ввести распределение для ИТ-специалистов. 26.04.2022. - https://lenta.ru/news/2022/04/26/otrabotaИТe/

7 Все дело в кадрах. 27.09.2021. - https://www.kommersant.ru/doc/5006252

ИТ-миграция не наносит особый ущерб ИТ-отрасли/индустрии. Реальную угрозу представляет дефицит ИТ-кадров. По оценке экспертов, дефицит кадров в ИТ-отрасли составляет 1-1,5 млн человек1. Плюс ещё 2 млн ИТ-специалистов с учетом существующего тренда, которых не хватает для завершения национальных проектов.

Любая организация/компания - это прежде всего люди с их знаниями, умением работать, компетенциями, накапливаемым опытом, трудовой культурой и трудовой этикой. Именно эта трудовая часть общества во все времена является движущей силой промышленного и научно-технического развития, достижения поставленных целей и повышения уровня и качества жизни в стране. Это реальный золотой фонд нации. За его представителями ведется постоянная охота. Задача власти - беречь и развивать этот жизненно важный золотой фонд нации. Это означает создание комфортных условий жизни и работы, открытого доступа к качественным общественным благам.

В России майские указы 2012 г., 2018 г. и Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года направлены на решение социальных проблем. Тем не менее, эти решения не были учтены в первом пакете налогового маневра стимулирования ограниченной части ИТ-компаний, составляющих наряду с другими ИТ-компаниями отечественную ИТ-отрасль. Ошибка была исправлена во втором пакете налогового маневра, в котором в отличие от технократического первого пакета были увеличены предоставляемые льготы, расширен круг получаемых эти льготы ИТ-компаний и, самое важное, введены социальные преференции для ИТ-специалистов с некоторыми ограничениями, что заставляет предпринимателей (компании) искать пути их обхода.

Человеческий фактор не был учтен во введенном 01.01.2021 г. (ФЗ № 265 от 31.07. 2020) первом пакете налоговых льгот (налоговый маневр) для ИТ-отрасли, который имел исключительно технократическую направленность. Законодательная и исполнительная власть, предоставив ограниченную поддержку исключительно ИТ-компаниям, забыла о человеке. В рамках первого пакета отечественные ИТ-компании получили 7-кратное снижение федерального налога на прибыль с 20 до 3%, обнуление региональной налоговой ставки и двукратное снижение обязательных страховых взносов с 14 до 7,6%2. Государственная поддержка по первому пакету не распространялась на многие иные виды ИТ-деятельности и разработчиков железа.

Недочеты и просчеты первого пакеты были учтены в принятом осенью 2021 г. втором пакете ИТ-преференций. Второй пакет получил социальную направленность и расширил поддержку ИТ-индустрии с целью остановить утечку ИТ-мозгов и успокоить ИТ-сообщество. Айтишники получили социальную поддержку с рядом оговорок/ограничений: отсрочку от армии, налоговые послабления, льготную ипотеку.

Технократическая составляющая второго пакета поддержки ИТ-бизнеса включает 1) введение нулевой ставки по налогу на прибыль на период 2022-2024 годы, 2) налоговые льготы для технологических компаний, 3) снятие требования о численности сотрудников для получения компанией налоговых льгот.

Предоставление льгот оговаривалось необходимостью соблюдать ряд требований. Принятая программа преференций направлена исключительно на поддержку аккредитованных (внесенных в реестр Минцифры) организаций и их штатных ИТ-специалистов, включая отсрочку от армии для штатных ИТ-специалистов в возрасте до 27 лет, а также освобождение от частичной мобилизации, налоговые послабления, льготную ипотеку для ИТ-специалистов с ограничением по возрасту и доходу. Цель программы - остановить утечку ИТ-мозгов, успокоить ИТ-сообщество3.

Проводится грантовая поддержка перспективных отечественных ИТ-разработок, выделены средства на повышение зарплат и улучшение жилищных условий сотрудников, введено льготное кредитование на развитие бизнеса по ставке до 3% годовых4.

В начале ХХ века герой произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд отметил, что квартирный вопрос испортил москвичей. За прошедшие сто лет жилищная проблема в стране только обострилась, оставаясь хронической головной болью для населения. Принятый второй расширенный пакет преференций, предлагающий льготную ипотеку, можно использовать для подъема отечественной экономики. Льготное ипотечное кредитование жилищного строительства и связанных отраслей может вызвать строительный всплеск, развитие потребительского рынка и МСП. Для этого надо снять ограничения с ипотечного кредитования. И тогда жилищное строительство может стать началом структурной перестройки отечественной экономики, увязшей в нефтегазовом болоте.

Сами по себе преференции не обеспечивают преимущества России в конкурентоспособности на мировом ИТ-рынке. Надо создать конкурентовыгодные условия для ИТ-специалистов - комфортные условия работы и жизни. На решение социальных проблем требуются годы, за один-два года их не решить.

Организация состоит из работающих в ней специалистов, которые могут реализовать себя в рамках организации. Деловую репутацию организации создают специалисты. Организация и специалисты выступают как единое целое. В предоставляемых преференциях такого единения нет.

Льготы для компании - это льготы ведения бизнеса, для собственника, которые включают снижение налоговой ставки или даже отмену налога на прибыль, снижение ставки или отмену обязательных страховых отчислений с заработной платы сотрудника, льготное кредитование конкретного бизнес-направления. Косвенно эти льготы доходят до

1 Россия останется без программистов? Сколько айтишников на самом деле уехало из нашей страны и как восполнить утечку мозгов. - https://www.kp.ru/daily/27381/4575373/

Для ИТ-компаний и организаций электронной промышленности ставка налога на прибыль снижена до 3%. 04.08.2020. -https://ИТs.1 c .ru/db/newscomm/content/470538/hdoc

3 Минцифры обсуждает увеличение грантов для ИТ-проектов до 30 млрд рублей. 17.03.2022. - https://www.vedomosti.ru/ technology/articles/2022/03/17/914068-mintsifri-uvelichenie-grantov

4 По большому счету: перечень попадающих под льготы ИТ-компаний попросили расширить. 16.03.2022. - https://www. comnews.ru/content/219280/2022-03-16/2022-w11/bolshomu-schetu-perechen-popadayuschikh-pod-lgoty-ИТ-kompaniy-poprosili-rasshirИТ

сотрудников компании в форме рыночной выживаемости компании, а значит, сохранение рабочих мест, гарантия стабильности, возможность спланировать свою жизнь на определенный период (взять кредит и/или ипотеку и быть уверенным, что сумеешь выплатить без реструктуризации) и небольшая возможность повышения заработной платы.

Льготы для сотрудников - это конкретные выгоды материального характера для каждого специалиста. Эти льготы могут включать предоставление льготного кредита и льготной ипотеки, предоставление брони или отсрочки от призыва на срочную службу и частичной мобилизации, обучение в высшей школе на бюджетной основе, получение второго высшего образования с полной или частичной оплатой из государственного бюджета, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате ЖКХ, снижение возраста выхода на пенсию.

Сегодня выживаемость любой компании зависит от наличия в ее штате ИТ-специалиста, который понимает направление деятельности компании, ее место на рынке и ее возможности. Крупные компании имеют целые ИТ-структуры, тогда как для компаний МСП встает проблема оплаты труда ИТ-специалиста. Предпринимателю МСП нужна помощь. Даже приобретая программное обеспечение отечественной разработки с 50% компенсацией по стартовавшей в апреле 2022 г. программе, гарантировавшей указанную компенсацию, компании МСП необходим ИТ-специалист, который установит данное ПО, обеспечит его адаптацию к нуждам данной компании МСП, также обеспечит нормальное функционирование, постоянную поддержку, защиту от взлома и модернизацию/совершенствование.

Программа 50% скидки компании-покупателю ПО отечественной разработки направлена на поддержку отечественных ИТ-разработчиков. На июнь 2022 г. программой было охвачено 130 продуктов, авторами которых были 29 российских разработчиков1.

В то же время программа вводит ограничения для компании-претендента на преференции. На компенсацию может рассчитывать отечественная (российская) ИТ-компания, разрабатывающая собственное (проприетарное - частная собственность, запатентованное) программное обеспечение (ШЮ) и/или собственное свободное программное обеспечение (СПО), и/или предоставляющая по заказам сторонних организаций услуги по разработке, адаптации, тестированию, интеграции и поддержке программного обеспечения, и/или продвигающая программное обеспечение на российском рынке и имеющая статус российского юридического лица, если не менее 51% доли уставного капитала или акций, производных инструментов корпоративного контроля принадлежит прямо или косвенно частным российским или государственным структурам, а также физическим лицам и налоговым резидентам России2.

В рамках второго пакета правительство утвердило «План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий»), в котором были учтены просчеты первого пакета и реальное состояние ИТ-индустрии, состоящей из специализированных ИТ-компаний и ИТ-подразделений производственных компаний.

Дорожная карта/второй пакет включала 62 мероприятия, в т.ч. 42 мероприятия, охватывающие как собственно разработки программного обеспечения, так и его продвижение, использование, сервисную поддержку: 1) программные решения для бизнеса, 2) цифровые образовательные сервисы, 3) электронные медицинские сервисы, 4) операционные системы и офисное программное обеспечение, 5) обработку данных, 6) облачные сервисы, 7) нейросети (искусственный интеллект), 8) большие данные, 9) Интернет вещей, 10) производство и продвижение компьютерных игр, 11) электронную рекламу (Интернет-рекламу), 12) профессиональный видеоконтент, 13) информационную безопасность.

Оставшиеся 20 мероприятий второго пакета имеют общесистемный характер: 1) введение цифрового налога на доходы иностранных компаний с целью обеспечения равных условий ведения ИТ-бизнеса в России для международных Интернет-корпораций и российских ИТ-компаний; 2) создание льготный условий для внедрения отечественных решений в деятельность российских (отечественных) предприятий; 3) поддержка экспорта отечественной ИТ-продукции и продвижения отечественных ИТ-решений на зарубежных рынках.

Для отдельных сегментов ИТ-рынка разработаны специальные меры, расширяющие возможности развития отечественного ИТ-бизнеса: 1) устранение законодательных ограничений и барьеров для использования современных цифровых решений; 2) введение отраслевых цифровых стандартов, устанавливающих должный уровень цифровиза-ции соответствующих процессов и требующих преимущественное использование для них отечественных программных продуктов и оборудования; 3) финансирование создания и развития российских цифровых платформ и типовых решений для бюджетных организаций; 4) подготовка кадров для ряда отраслей экономики для внедрения современных цифровых решений.

После проведенной корректировки положений первого пакета аккредитацию первоначально получили компании, ведущие деятельность по одному из семи направлений профильных кодов ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности): 1) разработки компьютерного программного обеспечения (код 62.01); 2) компьютерных технологий и консультирования (код 62.02); 3) планирования, проектирования компьютерных систем (код 62.02.1); 4) подготовки к эксплуатации компьютерных систем (62.02.4); 5) сопровождения эксплуатации компьютерных систем (62.03.13); 6) использования вычислительной компьютерной техники и информационных технологий (код 62.09); 7) создания и использования цифровых баз данных и электронных информационных ресурсов (код (63.11.1).

Эти профильные коды ОКВЭД не охватывали многие другие виды ИТ-деятельности, важные для нормального функционирования ИТ-индустрии, и ИТ-деятельность структур российских корпораций (крупных компаний).

1 Малый бизнес теперь может покупать российское ПО с 50%-ной скидкой. 28.06.2022. - https://digИТal.gov.ru/ru/events/

41360/

2 Там же.

Количество кодов ОКВЭД по новым правилам увеличено с 7 до 31, что позволяет охватить более широкую группу ИТ-специальностей, и пересмотрены условия аккредитации.

Согласно утвержденным 01.10.2022 г. новым правилам аккредитацию могут получить компании - юридические лица, отвечающие ряду важнейших условий: 1) иметь профильный код ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), 2) минимальный доход от ИТ-деятельности должен составлять не менее 30% от всей совокупной деятельности организации, 3) зарплата сотрудников должна быть выше средней по стране/региону, 4) информация об ИТ должна быть размещена на сайте, 5) должна быть раскрыта налоговая тайна1.

Среди ИТ-предпринимателей достаточно много индивидуальных предпринимателей (ИП), ведущих ИТ-деятельность вне организации. Они не могут получить аккредитацию и соответственно не могут пользоваться государственной поддержкой. К ним относятся и фрилансеры, которые могут одновременно работать с несколькими работодателями. Это хорошие ИТ-специалисты широкого ИТ-мышления (не узкоспециализированные) и упускать их из внимания нельзя. Индивидуальные ИТ-специалисты составляют важную часть российского ИТ-сообщества, закрывая определенную нишу ИТ-рынка. Практически они составляют потенциальную группу мигрантов.

Эти две категории ИТ-специалистов нередко получают уникальные заказы от предприятий. Их разработки способствуют общему развитию ИТ-индустрии страны.

Российский рынок фрилансеров насчитывал в 2020 г. 14 млн чел.2, включая 38% специализирующихся на программировании3. Большая часть из них находится в возрасте 18-34 года, имеет высшее образование или учится в вузе. Услугами фрилансеров пользуются компании МСП и крупные госкомпании. Мотивацией пользоваться услугами фри-лансеров является оперативность, экономия ресурсов, возможность перенаправить своих штатных сотрудников на решение сложных и более важных задач, поручив фрилансерам рутинные задачи.

Оставить без поддержки ИТ-фриланс-рынок в условиях развертывания широкомасштабных программ предоставления преференций ИТ-индустрии нельзя. Для них следует разработать специальную программу поддержки.

Нерешенные вопросы первого пакета с крупными компаниями, имеющими в своих структурах ИТ-подразделения, разрешены. Возможно, они сумели коллективно пролоббировать свои интересы; возможно, власть озарила важность этих мощных ИТ-структур в развитии ИТ-индустрии; возможно совпадение обоих позиций. ИТ-деятельность подразделений крупных компаний направлена на укрепление и развитие конкретной отрасли национальной экономики, но результаты их исследований и работ нужны всем. Работы ИТ-структур Сбербанка, Ростеха, Росатома в сфере искусственного интеллекта и кибербезопасности нужны всем. ИТ-деятельность данных структур корпораций укрепляет и усиливает национальный суверенитет и национальную безопасность.

Крупным компаниям было дано право выделить профильные ИТ-подразделения в дочернюю ИТ-компанию для получения аккредитации и соответствующих преференций. Теперь такое выделение не рассматривается как дробление бизнеса с целью ухода от налогообложения. Естественно такая ИТ-дочерняя компания 1) должна иметь в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) профильный код ОКВЭД, 2) доля ее выручки от ИТ-деятельности должна составлять не менее 30% от общего дохода за последний год, тогда как для компаний ИТ-отрасли доход от ИТ-деятельности должен быть не менее 70%.

Расширение преференций на ИТ-дочерние компании Минцифры закрепило выпуском перечня 36 видов ИТ-деятельности, отличающихся от профильных кодов ОКВЭД. Данный перечень включает оказание всего комплекса услуг от разработки, консультирования и экспертизы до внедрения и поддержки программного обеспечения, нейронных сетей (искусственный интеллект), баз данных с учетом местных и ведомственно-отраслевых особенностей, в том числе разработку, обучение и поддержку функционирования искусственных нейронных сетей, услуг в области кибер-безопасности, проектировании, консультировании и оказании экспертных услуг в области сенсорики и робототехники, создание, предоставление комплексного обслуживания ИТ-инфраструктуры, деятельность, связанную с созданием и обработкой баз данных и других информационных ресурсов, а также деятельность операторов центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов, предоставление услуг по повышению уровня информационной безопасности и защиты информации от компьютерных атак и других угроз в сфере информационной безопасности...

Информация о направлениях ИТ-деятельности компании и внесенных ИТ-продуктах в единый реестр российских программ должна быть размещена на ее официальном сайте.

При соблюдении вышеуказанных требований на ИТ-дочерние компании крупных компаний распространяются такие же налоговые льготы как на компании ИТ-отрасли: обнуление налога на прибыль на 2022-2024 гг. (до 31.12.2024) и снижение обязательных страховых взносов до 7,6%4. ИТ-специалисты указанных структур получают освобождение от призыва на военную службу.

Эти преференции доступны только тем ИТ-структурам крупных компаний, которые были выделены в самостоятельные юрлица до 1 июля 2022 г. Льготы недоступны компаниям, организованным или реорганизованным после 01.07.2022 г., а также смешанным компаниям с российской долей участия менее 50%.

1 С сайта Минцифры пропал список аккредитованных ИТ-компаний. 12.10.2022. - https://www.rbc.ru/economics/12/10/2022/ 6346520b9a79475858b00ae7; Как ИТ-компании получить аккредитацию по новым правилам. - https://journal.tinkoff.ru/news/ИТ-accredИТation-new/

2 Трансформация фриланса: почему независимые профессионалы объединяются в команды. 22.03.2022. - https://netology. ru/blog/03-2022-freelance-transformation

3 Гибкая занятость: настоящее и будущее российских фрилансеров. - https://plus-one.ru/manual/2022/09/16/gibkaya-zanyatost

4 ФЗ № 321-ФЗ от 14.07.2022.

На первом этапе, который характеризуется технократическим подходом, с последующими дополнениями 1) введено семикратное снижение налога на прибыль для ИТ-компаний с 20 до 3% и по второму пакету налог на прибыль был обнулен с 01.01.2022 до конца 2024 г.; 2) введено двукратное сокращение страховых взносов с заработной платы ИТ-сотрудников с 14 до 7,6%; 3) во второй пакет, который приобрел социальный оттенок под прессингом «массовой» эмиграции ИТ-специалистов, включена отсрочка от призыва на срочную военную службу сотрудников аккредитованных ИТ-компаний до 27 лет; 4) второй пакет также включает вступивший в силу с 10.03.2022 г. мораторий на проведение всех видов плановых проверок до конца 2024 г.1

Второй пакет поддержки включает (инициативы) 1) введение нулевой ставки по налогу на прибыль на 20222024 годы, 2) налоговые льготы для технологических компаний, 3) снятие требования о численности сотрудников для получения компанией налоговых льгот, 4) возрождение льгот для технологических компаний.

При разработке второго пакета государственной поддержки были учтены ошибки первого. Включенные в пакет мероприятия были предварительно согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. Во второй пакет поддержки ИТ-отрасли были включены: 1) инвестиционный налоговый вычет за внедрение отечественных программных и аппаратных решений; 2) ускоренная амортизация программно-аппаратных комплексов; 3) повышенный коэффициент включения в себестоимость затрат на искусственный интеллект; 4) дополнительные налоговые льготы.

Второй пакет не только расширил льготы для компаний ИТ-индустрии, но и включал преференции для специалистов ИТ-индустрии. Разработанная программа включала меры социальной поддержки работников ИТ-индустрии, устанавливая отсрочку от армии, налоговые послабления, льготную ипотеку для ИТ-специалистов. Цель программы -остановить утечку ИТ-мозгов и успокоить ИТ-сообщество,

Правительством также были разработаны 62 предложения, включая стимулирование экспорта российской ИТ-продукции, привлечение квалифицированных кадров и др. В марте 2022 г. был принят третий пакет, направленный на удержание ИТ-специалистов в стране. В нем подтверждались ранее принятые льготы ИТ-компаниям и специалистам.

Правительственная поддержка ИТ-индустрии постоянно расширяется. В 2022 г. Минцифры разработало программу мер поддержки операторов связи, включая возврат им части налога на прибыль и инвестиционный налоговый вычет.

Налоговый маневр (первый пакет) в ИТ-отрасли с 2021 г. гарантировал пакет налоговых льгот ИТ-компаниям, специализирующимся в разработках компьютерного программного обеспечения. Первый пакет включал исключительно налоговые льготы для ограниченного числа юридических лиц российского ИТ-сообщества, оставляя без государственной поддержки ИТ-компании, чья деятельность дифференцирована, и ИТ-подразделения производственных компаний, разрабатывающих софт для внутреннего потребления.

Со 2 марта 2022 г. указом президента «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» программа поддержки отечественного ИТ-сообщества была существенно расширена за счет 1) предоставления льгот разработчикам не только компьютерного программного обеспечения, но и разработчикам электроники (железа); 2) создателям программных приложений и электронных онлайн-сервисов, зарабатывающих на рекламе; 3) компаниям, реализующим, устанавливающим, тестирующим и сопровождающим ИТ-решения; 4) а также предоставления множества льгот непосредственно специалистам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо налога на прибыль российские ИТ-компании получили новые значимые преференции: 1) освобождение от налогового, валютного и другого контроля на три года (до 31.12.2024); 2) получение выгодных кредитов по ставке не выше 3% на текущую деятельность и на новые проекты; 3) расширение программы грантов на поддержку перспективных ИТ-проектов; 4) освобождение от призыва на военную службу до 27 лет (на время работы в аккредитованной ИТ-компании); 5) предоставление льготной ипотеки; 6) упрощение трудоустройства иностранцев в ИТ-сфере и выдачи им вида на жительство; 7) разрешение искусственно дробить компанию и предоставлять ИТ-подразделениям статус юридического лица2.

Для реализации поставленных задач необходимо заставить все контролирующие органы соблюдать введенные правила на ИТ-рынке и смежных рынках. По мнению к.ю.н. Глебовой О.В. и к.э.н. Асеевой М.А., ряд многочисленных административных барьеров, включая отсутствие должного контроля за соблюдением законодательных требований о защите прав предпринимателей со стороны правоохранительных и исполнительных структур государственного контроля, препятствует развитию ИТ-индустрии3. Несоблюдение отдельными лицами государственных структур утвержденных условий развития ИТ-индустрии может свести на нет все усилия правительства, направленные на развитие и укрепление ИТ-индустрии. Не следует забывать, что государственные структуры - это также люди с их личными интересами, слабостями и амбициями. Именно за ними требуется установить самый жесткий контроль.

Компании ИТ-отрасли и смежных отраслей помимо налогово-финансовых льгот нуждаются в информационной, имущественной и кадровой поддержке. Одной из таких поддерживающих мер стала правительственная программа льготного кредитования системообразующих ИТ-организаций.

1 Льготы для ИТ-компаний в 2022 году: ожидание и реальность. 24.03.2022. - https://vc.ru/u/626555-vebflay/386812-lgoty-dlya-ИТ-kompaniy-v-2022-godu-ozhidanie-i-realnost

2 ФНС разрешила выделять ИТ-подразделения в отдельные юрлица ради льгот. 21.03.2022. - https://www.vedomosti.ru/

economics/articles/2022/03/21/914479-ИТ-podrazdeleniya-otdelnie-yurlИТsa

3

Глебова О.В., Асеева М.А. Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Московской области. - https://mgimo.ru/upload/iblock/569/osnovnye-problemy-i-perspektivy-razvИТiya-malogo-i-srednego-predprinimatelst va-v-moskovskoj-oblasti.pdf

Важной формой поддержки ИТ-отрасли является госзаказ. Но следует изменить общую концепцию госзаказа. Сегодня он основывается на принципе: чем дешевле, тем лучше. Крайне ошибочный подход и слишком высокая цена. Ставка на дешевизну блокирует инновационное развитие, убивает стимул добиться лучшего, ориентирует компании на ложные цели. В основе госзаказа должен лежать самый эффективно-инновационный продукт. Рост значения ИТ-индустрии в развитии современного цифрового общества требует внедрения в практику и производство наиболее инновационной продукции.

Руководитель Минцифры Шадаев М.И. видит в новых мерах поддержки ИТ-отрасли по Указу № 83 от 02.03.2022 возможность освободить до конца 2024 г. от уплаты налога на прибыль не только ИТ-компании, но и Интернет-компании в сфере дистанционного образования (онлайн-образования) и электронной коммерции и интеграторов софта. Преференции также предоставляются компаниям, занятым в онлайн-рекламе и предоставляющим платный доступ к контенту. Наконец-то преференции расширяются на все отечественные компании, способствующие разработке, продвижению и укреплению отечественного софта в национальном экономическом пространстве и на мировом рынке.

Благодаря новому подходу ИТ-компании могут рассчитывать на кредитные преференции по ставке в 3% на разработку новейших программных продуктов для отраслей, в которых крайне востребованы конкурентные программные продукты. Компании также могут рассчитывать на кредиты под 11% на обеспечение своей текущей деятельности. Минцифры также предлагает ввести систему невозвратных кредитов на возмещение налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что позволит ИТ-компаниям не погашать кредит при выполнении определенных требований, включая сохранение рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.