DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_5_416 УДК 336.22
Иванова Наталия Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия
Варфоломеева Вера Александровна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия
ОСОБЕННОСТИ ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ IT-ОТРАСЛИ
Сегодня ^-отрасль привлекает к себе пристальное внимание как в России, так и за рубежом. Отрасль хорошо развита в нашей стране, государство делает все, чтобы ^-специалисты не уезжали из РФ. Одной из таких мер является предоставление налоговых преференций. Авторы установили критерии предоставления льгот по налогам, среди которых требование к ^-компании заниматься разработкой и осуществлять сопровождение своего программного обеспечения; доля доходов компании должна составлять не менее 70 % от общей суммы доходов; наличие государственной аккредитации. Авторы приходят к выводу, что основными налоговыми льготами выступает 0 %-ная ставка по налогу на прибыль, льгота по НДС и пониженные тарифы по страховым взносам.
Ключевые слова: налоговые преференции; налог на прибыль; НДС; ^-компании; высокотехнологичные компании.
UDC 336.22
Ivanova Natalia Alexandrovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics of High-Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia
Varfolomeeva Vera Alexandrovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics of High-Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia
FEATURES OF PREFERENTIAL TAXATION HIGH-TECH COMPANIES IN THE IT INDUSTRY
Today, the IT industry attracts close attention both in Russia and abroad. The industry is well developed in our country, the state is doing everything so that IT specialists do not leave the Russian Federation. One such measure is the provision of tax preferences. The authors have established criteria for granting tax benefits, including the requirement for an IT company to develop and maintain its software; the share of the company's income must be at least 70% of the total income; state accreditation. The authors come to the conclusion that the main tax benefits are a 0% income tax rate, a VAT exemption and reduced rates for insurance premiums.
Keywords: tax preferences; income tax; VAT; IT companies; high tech companies.
С 21 сентября 2022 года события в Росси разворачивались таким образом, что одним из наиболее популярных секторов экономики стала 1Т-отрасль. Эта отрасль является развитой, на отечественном рынке разрабатываются и внедряются в разных сферах деятель -ности огромное количество 1Т-разработок.
Государство в настоящее время большое внимание уделяет и делает определенные шаги навстречу компаниям, осуществляющим свою деятельность в данной области. Учитывая непростую ситуацию, которая сложилась на рынке 1Т-продукции, а именно из-за ухода большого количества зарубежных фирм, можно ожидать и в дальнейшем значительных мер по поддержке и развитию высокотехнологичных 1Т-компаний. Одним из главных инструментов государственной поддержки в условиях кризиса является реализация льготных программ налогообложения в данной сфере.
Область информационных технологий (ИТ) является одной из наиболее чувствительных отраслей к изменениям в мировой экономике. Пандемия COVID-19, повлекшая вынужденную изоляцию, привела к прорывному переходу в цифровой формат организации процессов, многократно ускорив естественный прогресс. Уникальная ситуация 2020 года еще больше повысила важность цифровизации и переориентировала пользователей на удаленный формат получения услуг.
Люди приняли новые условия жизни, доступность технологий, что модифицировало их навыки и привычки. По данным Salesforce, на фоне пандемии 88 % клиентов ожидали, что компании активизируют свои цифровые инициативы, а 68 % заявили, что COVID-19 повысил их ожидания в отношении цифровых возможностей предоставления услуг.
Согласно Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 года, к компаниям, осуществляющим деятельность в области ИТ, относятся такие, которые занимаются [7]:
- разработкой тиражного программного обеспечения;
- предоставлением услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, про-
ектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;
- разработкой аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;
- удаленной обработкой и предоставлением информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Данная стратегия разработана для создания общего системного подхода государства к осуществлению развития отрасли ИТ. Ее реализация позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли.
Следует также сказать, что информационные технологии сегодня присутствуют повсеместно в каждой отрасли. Применение ИТ в энергетике и строительной отрасли также необходимо, как в сфере финансов и услуг. Без них, в условиях повсеместной цифровизации, невозможно полноценное и эффективное функционирование любой компании, независимо от сферы ее деятельности. Поэтому для создания благоприятных условий функционирования национальной экономики, а также для ее конкурентоспособности, государству необходимо поддерживать отрасль ИТ.
По данным рабочей версии Стратегии раз -вития ИТ до 2036 года, отрасль ИТ выросла более чем вдвое, в том числе в 2019 г. прирост созданной добавленной стоимости превысил 7 %, что существенно выше показателя прироста ВВП (1,3 %) [8].
Главным активом отрасли информационных технологий являются квалифицированные кадры. По данным государственных органов статистики, прием на специальности, связанные с данной отраслью, увеличился за последние 5 лет в 1,5 раза. Эта положительная динамика дает надежду на то, что в скором будущем в России уровень нехватки специалистов в ИТ сфере значительно снизится.
На основе анализа данных Стратегии до 2036 года можно отметить, что интенсивность исследований и научно-исследовательских разработок в данной отрасли не очень высокие, по сравнению с другими. Так, в 2018 году объем затрат на НИР в ИТ отрасли составил 7,5 % от общего объема.
Государство определило следующие цели развития отрасли до 2036 года:
- опережающее развитие ИТ-бизнеса, рост доли отрасли ИТ в ВВП и присутствия российских компаний на мировых рынках ИТ;
- разработка российского ПО для технологической независимости и информационной безопасности, лидерство в защите критической инфраструктуры.
Крупнейшими российскими ИТ-компаниями в области информационных технологий выступают: «Softline» (суммарный объем выручки данной компании составил в 2021 году 152 189 784 тыс. руб.), «Т1» с выруч -кой в 76 561 499 тыс. руб., «МТС» с выручкой в 51 639 215 тыс. руб.
В настоящее время из-за сложившихся неблагоприятных отношений России с рядом зарубежных стран, компании которых раньше активно присутствовали на отечественном рынке, на первый план выходят разработка и продвижение импортозамещающих информационных технологий.
Поэтому сейчас особенно важным и первостепенным является вопрос государственной поддержки данной отрасли экономики. Необходимо прорабатывать и внедрять всевозможные инструменты, которые стимулировали бы IT-отрасль и способствовали ее эффективному функционированию на благо общества.
Еще одним немаловажным направлением развития информационной отрасли является стимулирование негосударственных венчурных инвестиций, а также регулирование рынка.
В развитых странах отрасль информационных технологий эффективно развивается благодаря большому объему стартапов. Для того чтобы инвесторы оценили подобного рода проект и приняли решение об участии в стартапе, он должен соответствовать нескольким критериям. Ключевым критерием выступает возможность выхода из проекта через Initial Public Offering (IPO) либо путем поглощения данного проекта компанией гигантом [8].
Подобного рода практика активно реализуется в других странах, однако в России существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются инвесторы. Главной загвоздкой в образовании слаженной системы участия венчурных инвесторов в таких проектах
выступает сложность выхода из капитала инновационного проекта. Еще одной проблемой является отсутствие благоприятного климата для развития рынка слияний и поглощений стартапов и высокие риски в правовом аспекте.
Конечно, государство предпринимает определенные попытки в области развития венчурных инвестиций в Российской Федерации. Однако, как показывает практика, принятых мер недостаточно.
Сегодня уже существует достаточное количество венчурных фондов, в деятельности которых активно принимает участие государство. Необходимо продолжать поддерживать их развитие, улучшать качественные характеристики их деятельности, а также стимулировать крупные компании в области инвестирования в отечественные стартап-разработки.
В настоящее время, в условиях определенного кризиса в отношениях России с некоторыми зарубежными партнерами, необходимо поощрять переход компаний на российское ПО. Сегодня за счет перехода органов власти на наше ПО удалось сократить в значительном объеме расходы по закупке зарубежных разработок.
Подобный пример необходимо распространять также и на частный сектор. Одним из основных направлений в развитии информационно-технологической отрасли является разработка инженерного программного продукта. Это является важнейшим направлением для поддержки государством, так как зависимость в данной области от иностранного продукта влечет ряд негативных последствий.
В данный момент зависимость наших компаний, осуществляющих свою деятельность в стратегически важных для страны отраслях, достаточно высока. Наиболее распространенными ПО иностранного производства выступают CAD, CAM, CAE, PDM, а также ПО для промышленности - PLM, MES, ERP [7].
В целом, по нашему мнению, в отрасли высокотехнологичных информационных технологий наметились положительные тенденции. Нельзя не сказать, что определенным толчком для поиска и внедрения отечественных продуктов в сфере ИТ-технологий стали санкции, которые вводятся чуть ли не каждый месяц против России. Постепенно на-
полняется новыми продуктами рынок ИТ. Это дает возможность заказчикам подобрать необходимое ПО, которое соответствовало бы нужным для их деятельности качественным характеристикам. Однако не все ниши заполнены, и есть много пустующих зон, которые пока невозможно заменить отечественными разработками.
Говоря о тенденциях, которые наметились за последние несколько лет в ИТ-отрасли, стоит отметить, что индустрия высоких информационных технологий приспособилась и активно развивается. Переломным моментом для нее была пандемия 2020 года. Когда многие отрасли испытывали кризис, ИТ-сфера набирала обороты.
В 2022 году, как и в 2021-м, ИТ-отрасль продолжила уверенный рост своих показателей эффективности. Об этом говорят результаты анализа, который был проведен широко известными крупными аналитическими компаниями. К ним можно отнести: IDC, Gartner, TrendForce.
Основными причинами успеха рынка информационных технологий выступают его гибкость, способность подстраиваться под разные экономические условия, а также специфика производимых продуктов на данном рынке. А за счет перехода на удаленную работу миллионов людей в 2020 году, перед ИТ-индустрией открылись новые возможности и новые пути развития [3].
Команда аналитиков Gartner прогнозирует в будущем 2023 году рост ИТ-рынка на 5 %. В это же самое время рост мирового ВВП составит около 2 % - к такому выводу пришли специалисты рейтингового агентства Fitch.
Таким образом, если для многих отраслей экономики возникнут не лучшие времена, то для области ИТ все выглядит достаточно оптимистично. В-первую очередь, как предсказывают аналитики, следует ждать больших изменений и роста предложений в области облачных услуг. Это касается таких гипермасштабных проектов и платформ, как SaaS. Благодаря внедрению подобных облачных платформ в 2023 году на предприятия различных отраслей будет распространяться и развиваться внедрение искусственного интеллекта, а также квантовые вычисления на квантовых компьютерах.
Также, в ближайшем будущем получат распространение отраслевые облака, которые
будут адаптированы и внедрены на определенные отрасли. Такие облака выйдут за рамки гипермаштабных проектов облачного хранения и будут интегрировать отраслевые бизнес-решения, планировать ресурсы предприятий, управлять взаимодействиями между контрагентами и т.д. [3]. Таким образом, предприятия станут гибкими к внешним и внутренним факторам и более цифровизи-рованными.
В 2023 году платформы low-code/no-code смогут предоставить определенные возможности для своих клиентов, которые позволят в разы ускорить разработку и внедрение ПО, а также сократить расходы, связанные с этим.
Платформы low-code/no-code станут своего рода катализаторами для масштабных проектов в цифровой экономике. За счет low-code/no-code компании смогут быстро и эффективно предоставлять результаты для заказчиков своих продуктов и услуг [3].
Еще одним направлением в развитии ИТ-отрасли являются AR-технологии, то есть технологии дополненной реальности. Такие технологии уже получили большое распространение в области искусства и торговли.
В 2023 году, как было рассмотрено выше, получат широкое распространение несколько ключевых трендов от облачных услуг до мира дополненной реальности. Как утверждают эксперты, использование подобных вы -соких информационных технологий позволит компаниям пережить рецессию в мировой экономике и принести прибыль.
Представленные тренды не являются единственными, однако ставки делают именно на них. Однако, возможно, что в ближайшем будущем появится новое неизвестное технологическое новшество.
Прежде чем определить основные направления льготного налогообложения, необходимо установить критерии для предоставления льгот 1Т-компаниям и проанализировать их.
В 2022 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ от 02.03.2022 № 83, направленный на поддержку высокотехнологичных компаний, осуществляющих свою деятельность в отрасли информационных технологий [2]. В данном Указе обозначено, какие конкретно организации можно отнести к сфере информационных технологий.
Это:
- организации, которые являются разработчиками программного обеспечения (компьютерных программ и баз данных) и реализуют программное обеспечение независимо от вида договора;
- организации, оказывающие услуги (выполняющие определенные работы) по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программного обеспечения.
С 2023 года в основной перечень компаний, которые не смогут получить льготы, будут входить следующие:
- платформы для участия в государственных закупках;
- посредники, осуществляющие деятельность в области заключения сделок с недвижимостью;
- компании, которые оказывают финансовые, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг;
- компании, которые оказывают услуги по маркировке товаров;
- компании, оказывающие услуги в области предоставления связи;
- сервисы по доставке еды;
- сервисы такси.
Подобные меры ограничения в использовании льгот в первую очередь направлены на то, чтобы подразделения крупных отечественных банков, которые отвечают за пользующиеся спросом компании (Сбермаркет, Яндекс-такси) не получили дополнительные преференции в ущерб менее известным компаниям.
Также налоговыми преференциями не смогут воспользоваться компании, которые появились после реорганизации или присоединения другого юридического лица после 1 июля 2022 года, компании, не менее 50 % которых прямо или косвенно принадлежит государству. Приведенные выше два ограничения не будут касаться тех, кто до 1 июля 2022 года получил государственную аккредитацию, а также уже смог применить льготные налоговые ставки.
Начиная с 2021 года компании, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность в области ИТ, могут с целью улучшения своих финансовых показателей путем снижения налоговой нагрузки применить ряд определенных льгот в области налогов и налогообложения.
Чтобы иметь налоговые преференции, 1Т-компании должны заниматься непосредственно разработкой и осуществлять сопровождение своего программного обеспечения. Также важным условием для вхождения в данную группу является то, что назначение созданных программ не должно быть связано с маркетинговой деятельностью и продажами. При этом доля доходов компании, развивающейся в сфере 1Т-бизнеса, должна составлять не менее 70 % от общей суммы доходов. К тому же компания должна иметь государственную аккредитацию.
Для того чтобы оформить государственную аккредитацию компании, необходимо отправить заявление в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а разработчики электронных изделий, то есть проектно-конструкторские фирмы, должны быть внесены в реестр Министерства промышленности и торговли РФ.
С 30 сентября 2022 года аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, производится по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729 [1].
Изначально для получения налоговых льгот количество сотрудников ИТ-компании должно было быть не меньше семи человек. Однако теперь даже небольшая организация, состоящая, к примеру, из трех человек, может претендовать на льготы. Ранее ИТ-льготы могли получить компании, чья выручка составляла не менее 90 %, сейчас пороговое значение составляет не менее 70 %. Таким образом, мы рассмотрели критерии, согласно которым 1Т-компании смогут претендовать на налоговые преференции.
Теперь рассмотрим, какие же налоговые льготы получат рассматриваемые компании. Как уже было отмечено выше, развитие отрасли информационных технологий в настоящее время является одной из приоритетных задач государства, которая нацелена на развитие и укрепление своей экономики. Сейчас в Российской Федерации, учитывая непростые условия для осуществления хозяйственной деятельности, которые образовались вследствие введенных против нашего государства санкций и ухода зарубежных компаний с отечественного рынка, у российской ИТ-отрасли появилась возмож-
ность реализовать свои собственные разработки и идеи, выйти из тени гигантов ИТ-рынка, тем самым усилив положение России в данном сегменте.
Однако на пути к великой цели всегда приходится сталкиваться с определенными трудностями, которые связаны с общей системой поддержки и функционирования данной отрасли. Для того чтобы минимизировать потри отечественных компаний и направить их труд на благо страны, в России на протяжении нескольких лет разрабатывалась и внедрялась система поддержки ИТ-компаний.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации на государственном уровне поручено осуществлять целый комплекс мер, направленных на непосредственную поддержку ИТ-отрасли.
Одной из таких мер, и основной, выступает применение получившими аккредитацию ИТ-компаниями, которые соответствуют вышеупомянутым требованиям, вплоть до 31 декабря 2024 года нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль. Подобная мера главным образом распространяется на правоотношения, которые возникли с 1 января 2022 года.
Еще одним направлением поддержки стало то, что некоторые товары, вошедшие в перечень и используемые в целях разработки и развития высоких цифровых технологий, при соблюдении определенных условий освобождаются от ввозной таможенной пошлины при ввозе в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Согласно опубликованному решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 года № 37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС», к товарам, которые не облагаются таможенной пошлиной при ввозе, относятся диски, ленты, твердотельные энергонезависимые устройства хранения данных, «интеллектуальные карточки» и другие носители для записи звука или других явлений, записанные или незаписанные [6].
Еще одной из налоговых преференций выступает то, что операции, которые заключаются в передаче исключительных прав на разработанные 1Т-организацией програм-
мы и базы данных, которые в свою очередь включены в специальный реестр, освобождены от начисления НДС. Освобождение от уплаты НДС применяют с момента включения программы или базы данных в единый реестр российского ПО. Это подтверждается письмом Министерства финансов РФ от 2 апреля 2021 № 03-07-08/24544 [4]. На начало октября 2022 года в данном реестре находится 14829 отечественного ПО. Всего с 1 января 2022 года в данный реестр были включены 2668 новых ПО.
Наибольшая концентрация российских ПО - в Москве и составляет 627 программных продукта. В Санкт-Петербурге значение данного показателя ниже. Всего в северной столице с начала года зарегистрировано 147 ПО. В целом большинство регионов в Россий -ской Федерации разрабатывают и внедряют на рынке программные продукты за исключением Ямало-Ненецкого АО, Чукотского АО, Мурманской области, Республик Коми, Саха, Хакассия и Алтай - всего исключение составили около 20 субъектов из 89.
Между освобождением от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость для высокотехнологичных ИТ-компаний и ставка 0 % для экспортеров имеют различия. Компания, которая находится на общей системе налогообложения (ОСНО), реализующая программное обеспечение с использованием льготы (без НДС), не сможет принять к последующему вычету входящий НДС и возместить его из бюджета.
В этом заключается главная проблема, так как большим компаниям на ОСНО, которые будут выступать в роли покупателя ПО у ИТ-компании, которая использует данную льготу, требуется входной НДС. Это затрудняет дальнейшее сотрудничество. Было достаточно много вопросов, касающихся использования данной льготы. Поэтому в своем письме от 26 апреля 2022 года № 03-07-08/37837 Министерство финансов Российской Федерации пояснило, что ИТ-организации не смогут отказаться от данной льготы [5].
Получается, что сотрудничать с компаниями, которые осуществляют свою деятельность в области высоких технологий, выгодно только тем организациям, которым не нужен входящий НДС. К этим субъектам хозяйственной деятельности можно отнести компании, находящиеся на УСН, или пред-
приятия, которые используют такую же льготу.
Что касается страховых взносов, то с момента получения льгот 1Т-компании платят по пониженным тарифам:
- в фонд обязательного пенсионного стра -хования (ОПС) - 6 %;
- в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) - 0,1 %;
- по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) - 1,5 %.
Министерство цифрового развития России в марте 2022 года направило в регионы письмо с предложением о снижении налоговой ставки по УСН малому бизнесу в сфере информационно-коммуникационных технологий на три года.
На 23 мая 2022 года данную меру поддержки принял у себя 31 регион. Среди них Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Омская область, Оренбургская область, Пензенская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Смоленская область.
Ставки по УСН в этих регионах установлены в размере 1 % (вместо 6 %) при объекте налогообложения «доходы» и 5 % при объекте налогообложения «доходы минус расходы».
Следует отметить, что в настоящее время в России происходит масштабный процесс перестройки и перехода отечественной экономики с западно-ориентированной в сторону налаживания связей с Азией и другими независимыми странами. Многое меняется, российский рынок покидают европейские компании, зачастую не по своей воле, а под давлением своих хозяев.
С одной стороны, мы уже привыкли к тем удобствам, которыми нас окружила европейская цивилизация, но с другой - это хорошая возможность создать что-то свое, быть может, даже лучше, чем было.
Перед ИТ-отраслью сейчас открылись новые возможности. У отечественных компаний появился хороший шанс занять пустующие ниши ИТ-продуктов и услуг. Многие уже начали активно внедрять свои разработки в России.
Отрасль информационных технологий сегодня является основополагающей и важной в любой стране мира. Начиная от повсеместного использования человеком гаджетов и
программных продуктов, до поддержания эффективной деятельности критической инфраструктуры страны. Именно поэтому для ее дальнейшего развития и поддержки государство разработало и будет реализовывать меры, направленные на поддержку данной отрасли.
Одной из таких мер являются налоговые льготы, которые предоставляются, как мы выяснили, не всем ИТ-компаниям, а лишь тем, кто отвечает определенным критериям.
Основными налоговыми льготами выступает 0%-ная ставка по налогу на прибыль, а также льгота по НДС и пониженные тарифы по страховым взносам. Также в этот комплекс можно включить снижение налога при УСН до 1 %.
Таким образом, можно сказать, что дальнейшее развитие в области высокотехнологичных информационных технологий, конечно, зависит от множества факторов, в частности, от той среды, которую создаст государство для эффективного развития данной отрасли. Однако для того чтобы наша ИТ-индустрия показывала хорошие результаты, необходима инициатива самих компаний, а также привлечение в данную отрасль инвесторов, заинтересованных в развитии ИТ-отрасли и понимающих стратегическое значение ее эффективного функционирования.
Список литературы
1. Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2022).
2. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 02.10.2022).
3. Основные цифровые и технологические тренды 2023 года от Freedman Club Crypto News. URL: https://freedmanclub.com/osnovnyye-tsifrovyye-i-tekhnologicheskiye-trendy-2023-goda/ (дата обращения: 10.10.2022).
4. Письмо Министерства финансов РФ от 02.04.2021 № 03-07-08/24544. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.10.2022).
5. Письмо Министерства финансов РФ от 26.04.2022 № 03-07-08/37837. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.10.2022).
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 37 (ред. от 23.09.2022). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.10.2022).
7. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. URL: https://digital. gov.ru/ru/documents/4084/?utm_referrer=https %3a %2f %2fyandex.ru %2f (дата обращения: 01.10.2022).
8. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2020-2025 годы и на перспективу до 2036 года. URL: a9pkit.ru (дата обращения: 12.10.2022).
References
1. On approval of the Regulations on State accreditation of Russian organizations operating in the field of information technology: Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.09.2022 No. 1729. URL: http://www. consultant.ru (date of application: 10.10.2022).
2. On measures to ensure the accelerated development of the information technology industry in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 83 dated 02.03.2022. URL: http://www. consultant.ru . (accessed: 02.10.2022).
3. The main digital and technological trends of2023 from Freedman Club Crypto News. URL: https://freedmanclub. com/osnovnyye-tsifrovyye-i-tekhnologicheskiye-trendy-2023-goda / (date of request: 10.10.2022).
4. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 02.04.2021 No. 03-07-08/24544. URL: http://www.consultant.ru (date of application: 11.10.2022).
5. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 04/26/2022 No. 03-07-08/37837. URL: http://www.consultant.ru (date of application: 12.10.2022).
6. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of 17.03.2022No. 37(ed. of23.09.2022). URL: http://www.consultant.ru (date of application: 10.10.2022).
7. Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 20142020 and for the future until 2025. URL: https://digital. gov.ru/ru/documents/4084/?utm_referrer=https %3a %2f %2fyandex.ru %2f (accessed: 01.10.2022).
8. Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 20202025 and for the future until 2036. URL: a9pkit.ru (date of application: 12.10.2022).