Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ IT-ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ IT-ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ IT-ОТРАСЛИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ IT- КОМПАНИЯМ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ IT-ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы налогового стимулирования IT-отрасли. Проведенный автором анализ изменений налогового законодательства относительно предоставления налоговых льгот IT- компаниям показывает, что в разных условиях и для различных компаний некоторые льготы могут оказаться недоступными. В результате одни IT-компании получат значительное сокращение налоговой нагрузки по страховым взносам и налогу на прибыль организаций в обмен на обязанность уплачивать НДС, а другие могут лишиться права применения положенных им льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REGULATION OF THE IT INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses topical issues of tax incentives for the IT industry. The author’s analysis of changes in tax legislation regarding the provision of tax benefits to IT companies shows that in different conditions and for different companies, some benefits may not be available. As a result of the implementation of the tax maneuver, many IT companies will receive a significant reduction in the tax burden on insurance premiums and corporate income tax in exchange for the obligation to pay value added tax, and others may lose their eligibility for benefits.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ IT-ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2072-4098-2022-3246-100-108

Анализ эффективности применения налоговых льгот для ^-отрасли в Российской Федерации

Т.В. Зверева

профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор социологических наук (г. Москва)

Татьяна Владимировна Зверева, tatzvevlad@mail.ru

Одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации является формирование цифровой экономики. Важная тенденция мирового развития -применение цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности общества. Развитие цифровизации расширяет возможности интеграции в мировую экономическую систему как отдельных физических лиц, организаций, так и государства в целом.

«Современные тенденции развития науки, мировых бизнес-процессов, информационных технологий, общественных отношений показывают, что современное общество ориентировано на развитие циф-ровизации различных сфер жизнедеятельности. Процессы производства и реализации продукции, взаиморасчетов, делового общения активно развиваются в виртуальном пространстве» 1. Развитие 1Т-отрасли является одним из важных факторов, способствующих решению ключевых задач государственной политики Российской Федерации. Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики неразрывно связана с развитием 1Т-отрасли.

Существуют ряд проблем, препятствующих развитию 1Т-отрасли в России, среди которых:

• нехватка высококвалифицированных специалистов;

• миграция российских специалистов

1 Зверева Т.В. Использование технологии блокчейнв

учный журнал. 2019. № 1. С. 77.

в страны Европы и США;

• отсутствие до недавнего времени эффективной системы налогового стимулирования развития 1Т-отрасли;

• невысокий уровень качества, выпускаемых в нашей стране программных продуктов.

Государственная «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» предполагает в краткосрочной перспективе увеличение объема отрасли не менее чем на 51 процент. Президент Российской Федерации В. Путин высоко оценил значение отрасли в экономике, особенно в условиях пандемии. Благодаря работе этой отрасли в условиях пандемии российские граждане могли оформлять и получать субсидии, работать и учиться дистанционно, совершать покупки и многое другое.

Доля организаций, использующих в своей деятельности 1Т-технологии, с каждым годом растет. В таблице 1 представлена динамика использования различных технологий за 2017-2019 годы.

Опережающими темпами развивается использование глобальных информационных сетей и персональных компьютеров (см. рис.), меньшей популярностью пользуются серверы и локальные вычислительные сети. Развитие веб-сайтов, хоть и имеет тенденцию к росту в динамике от 2017

налоговом администрировании // Международный на-

Таблица 1

Использование информационных и коммуникационных технологий российскими организациями (доля организаций в процентах от общего числа обследованных

организаций) 2

Вид технологии персональные компьютеры серверы локальные вычислительные сети глобальные информационные сети из них сеть «Итернет» веб-сайт организации

Год использования 2017 92 50 61 89 88 47

2018 94 53 63 92 91 50

2019 93 53 63 92 91 51

90

80

70

60

50

40

см

9

4

9

С5

О)

о ю

со о" 5

со

5

со

5

7 4

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

0

см

персональные компьютеры

серверы

локальные вычислительные се™

глобальные информационные сетм

из них сеть Интернет

свой веб-сайт

Использование информационных и коммуникационных технологий российскими организациями (в процентах от общего числа обследованных организаций 3)

по 2019 годы, не занимает должной позиции в рейтинге технологий, используемых российскими организациями. Тем не менее спрос на услуги отрасли весьма устойчив и имеет тенденцию к росту.

Увеличение затрат организаций на приобретение программного обеспечения (да-

лее также - ПО) и 1Т-услуг свидетельствует о росте спроса на продукцию 1Т-отрасли. Только в 2018 году рост затрат по сравнению с 2017 годом увеличился на 20 процентов, удельный вес российских организаций, использующих облачные сервисы, увеличился на 3 процента и в 2018 году составил

2 Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. Ш1_: Ь|Кр8://гов81а1.доу.гиЛо1с1ег/14478?рпп1=1

3 Там же.

26 процентов. Удельный вес российского программного обеспечения в общем объеме приобретаемого ПО составил 25 процентов в 2018 году по сравнению с 21 процентом в 2015 году. Увеличилась доля российских производителей 1Т-услуг и на внешнем рынке. В период с 2010 по 2018 год этот показатель увеличился втрое. Размер экспорта в 2018 году составил 4,1 миллиарда долларов США, что соответствует 0,9 процента от мирового экспорта 4.

Проведенный анализ показывает, что 1Т-отрасль - важнейший элемент российской экономики. Это отрасль, развивающаяся большими темпами. Для ее дальнейшего развития требуются наличие квалифицированных кадров, привлечение иностранных специалистов, наличие развитой инфраструктуры, системы льготного налогообложения и т. д.

В рамках решения одной из основных задач государственной политики в области развития 1Т-отрасли в деле совершенствования системы налогообложения 31 июля 2020 года был подписан закон № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 265-ФЗ) [4]. Предложенные изменения направлены на то, чтобы российские компании продолжали работать в России. Предприниматели, работающие в этой отрасли, - люди прогрессивные и легко находят работу за границей. Выбирая страну для ведения бизнеса, предприниматели оценивают налоговую нагрузку в предполагаемой юрисдикции.

Следует отметить, что в 1Т-отрасли льготы предоставлялись и ранее - реализация производителями отечественного программного обеспечения не облагалась НДС, а налог на прибыль можно было уменьшить за счет отнесения на расходы приобретаемого оборудования. Компании, работающие в сфере информационных технологий, при уплате страховых взносов имели право применять пониженный та-

риф в размере 14 процентов.

Предпринятые правительством с 2021 года меры направлены на привлечение инвестиций в Россию. Странами, в которых IT-компаниям выгодно осуществлять деятельность, считаются США, Великобритания, Ирландия, Канада, Мальта, Армения, Швейцария, Гонконг, Эстония, Андорра. Многие «айтишники» работают в США, потому что этот рынок предлагает самую высокую доходность, при этом США предлагают развитую инфраструктуру, прозрачное законодательство и финансирование отрасли. Реформы администрации Д. Трампа, направленные на снижение налогообложения, повысили привлекательность страны для инвесторов.

Еще одной налоговой гаванью в сфере IT-технологий является Эстония. По результатам рейтинга Doing Business Эстония в 2017 году заняла 12 место по легкости ведения бизнеса (см. [8]).

По оценкам экспертов страна имеет высокий потенциал для ведения бизнеса предприятий IT-отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные приведенные в таблице 2, показывают, что до введения новых налоговых льгот для IT-компаний налоговая нагрузка на IT-индустрию является небольшой, тем не менее с 1 января 2021 года IT-компании, работающие в Российской Федерации, получают налоговые льготы - страховые взносы с действовавших ранее 14 процентов снижены до 7,6 процента. Чтобы воспользоваться льготой, необходимо чтобы компания в обязательном порядке осуществляла деятельность в области информационных технологий, а также отвечала следующим требованиям:

• имеет регистрацию о государственной аккредитации в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

• численность работников компании должна быть не менее семи человек;

Динамика и перспективы развития IT-отрасли. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/371960649.pdf

4

Таблица 2

Сравнительная характеристика налоговой нагрузки для компаний в различных

юрисдикциях до 1 января 2021 года

Параметр Регион

Россия Эстония США (штат Вайоминг)

Выручка компании, у. е. 100 000

Фонд оплаты труда (ФОТ), у. е. 35 000

Налог с ФОТ, у. е. 4 900 11 830 6 458

Прибыль компании, у. е. 10 000

Налог на прибыль, у. е. 2 000 0 2 100

Налог с продаж, у. е. 0 4 000

Налог на добавленную стоимость (НДС), у. е. 0

Итого налоги в сумме, у. е. 6 900 11 830 12 558

Налоговая нагрузка * (округленно), % 7 12 13

* Налоговая нагрузка равна сумме налогов, деленной на выручку компании.

• третье ограничение касается объема доходов от реализации программного обеспечения и услуг, связанных с реализацией ПО, - их объем в общей доле доходов организации должен составлять 90 процентов и более. Более детальной оценки требует перечень программ и услуг, осуществляемых компанией и являющихся обязательными для получения льготы. Рассмотрим предъявляемые требования более подробно.

Под льготу попадает реализация только своих программ, а также «передача исключительных прав» только на программы, разработанные самой реализующей организацией. Реализация предоставления прав пользования программами льготируется только организациям, разработавшим программы, то есть если 1Т-компания реализует программное обеспечение, купленное ею ранее в целях перепродажи или предоставляет права на использование иных программ, разработчиком которых она не является, а распространяет их по сублицензионному договору, то применять налоговую льготу она не имеет права.

Иную позицию занимает законодатель относительно выполнения работ и оказа-

ния услуг по разработке, адаптации, модификации программ для электронно-вычислительных машин. Эта деятельность является льготируемой. Иными словами, реализация услуг по работе не только со своими (самостоятельно созданными) но и с чужими программами является льготируемым видом деятельности. Под адаптацией следует понимать настройку программы под нужды пользователя, а модификация - это установка обновлений программы пользователю. Что касается реализации услуг по установке, тестированию и сопровождению, то такой вид деятельности может считаться льготируемым в отношении программ, разработанных только самой организацией, либо программ других производителей, но в обязательном порядке после их адаптации или модификации.

Важно, что если 1Т-компания не выполняет хотя бы одно условие из перечисленных (например будет лишена аккредитации, сократит численность работников ниже семи человек, или же сократит долю реализации льготируемой продукции ниже 90 процентов), то компания лишается налоговой льготы с начала налогового периода и, как следствие, должна пересчитать по общему

тарифу и уплатить в бюджет недостающую сумму страховых взносов и налога на прибыль организаций.

Рассмотрим льготы относительно налога на прибыль организаций. 1Т-компании, отвечающие указанным требованиям, для которых установлен пониженный размер страховых взносов в размере 7,6 процента от фонда оплаты труда, имеют право применять пониженную ставку налога на прибыль организаций в размере 3 процентов, уплачиваемого в Федеральный бюджет, и 0 процентов, уплачиваемого в бюджет региона (пункты 1.15 и 1.16 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации; далее -НК РФ).

Налогообложение налогом на добавленную стоимость для 1Т-компаний имеет ряд особенностей. Рассмотрим, как изменилась ситуация с введением Закона № 265-ФЗ.

Ранее было установлено, что от уплаты НДС освобождается реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и прав на их использование на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) [4]. С 2021 года от НДС освобождается реализация далеко не всех программ, разработанных 1Т-компанией, а только тех программ, которые включены

в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (см. [5]). Кроме того, от НДС освобождается реализация прав на использование этих программ как на основании лицензионного договора, так и путем предоставления удаленного доступа к этим программам через интернет, включая обновление программ и предоставление дополнительных функциональных возможностей.

Итак, ключевым условием для получения освобождения от НДС является соблюдение обязательного требования - включение компании в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, однако для получения права применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, а также пониженного тарифа страховых взносов включение в реестр не требуется. Ровно как и для получения освобождения от НДС компании не нужно соблюдать условия о численности работников, 90-процентной доле дохода от реализации программ и об аккредитации организации, которые являются обязательными в целях получения права применения пониженного тарифа страховых взносов и ставки в размере 3 процентов по налогу на прибыль организаций (см. табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная таблица требований для предоставления льгот до и после 1 января 2021 года

Параметр Условия

до 01.01.2021 после 01.01.2021

Налог на прибыль, % 20 Не облагается при соблюдении условия отсутствия рекламной продукции

Страховые взносы, % Пониженный тариф 14 Пониженный тариф 7,6 при соблюдении следующих условий: • аккредитация в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; • выручка от продажи ПО и баз данных более 90 процентов; • среднесписочная численность работников не менее 7 человек

НДС Не облагается при указании корректного названия услуги в договоре Не облагается при включении программного обеспечения в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных

Исходя из предъявляемых условий главным требованием для освобождения от уплаты НДС является включение программного обеспечения в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, поэтому компании нужно следить за тем, чтобы ее ПО не было исключено из реестра. Один раз в год уполномоченный орган осуществляет проверку достоверности данных, представленных в реестре. О произошедших изменениях в ПО 1Т-компания должна незамедлительно предоставить информацию в течение пяти рабочих дней после вступления в силу этих изменений (см. [4]). Уведомлять необходимо об изменении следующих ключевых показателей:

• название ПО;

• изменение класса ПО;

• код продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;

• адрес страницы, на которой размещена информация о стоимости ПО и т. д. (см. [6]).

Аккредитованные 1Т-компании в целях исчисления налога на прибыль организаций могут единовременно относить на расходы затраты, понесенные ими на приобретение электронно-вычислительной техники, а также привлекать высококвалифицированных иностранных граждан в качестве работников в упрощенном порядке. Согласно пункту 13.2 Федерального закона № 115 [5] преференции состоят в следующем:

• для привлечения иностранного специалиста не требуется специальное разрешение от Министерства внутренних дел Российской Федерации (см. [7]);

• на членов семей иностранного специалиста не распространяются квоты на выдачу разрешений на въезд (работник может привезти с собой не только супругу, детей, но и родителей, бабушек, дедушек и своих внуков);

• прибывшим родственникам иностранного специалиста по заявлению может быть оформлен вид на жительство на срок действия трудового договора.

Особо следует отметить, что не подлежит освобождению от НДС деятельность 1Т-компаний по использования программ для электронно-вычислительных машин в случае, если эти права состоят в распространении любой рекламной информации о программном обеспечении компании. Получается, что если 1Т-компания, использующая общую систему налогообложения, преимущественно (90 процентов от общего объема реализации) занимается разработкой ПО, но так или иначе связана с рекламой или продажами, она лишается льготы по НДС. С одной стороны, законодатель хотел вывести из-под льготного налогообложения торговые площадки, публикующие объявления о продажах, но получилось, что многие компании - производители ПО могут лишиться льготы, поскольку ни один портал не обходится без сторонних рекламных баннеров или без продвижения собственных услуг. Получилось, что к разряду не попадающих под льготу отнесены платформы для создания сайтов и довольно широкий спектр программного обеспечения.

Многие компании в целях создания долговременных и прибыльных взаимоотношений с заказчиком применяют СЯМ-систему (систему управления взаимоотношениями с клиентами). Эта система не является замкнутой, поиск клиентов по базе данных может истолковываться как поиск потенциальных покупателей, вследствие чего компания лишается освобождения от НДС, и чтобы сократить налоговые риски, может начать свою деятельность в юрисдикции, где эти риски исключены, и продавать свой софт в Россию из-за границы.

В таблице 4 представлен расчет налоговой нагрузки для российской юрисдикции в случае освобождения от НДС (5,6%) и при уплате налога на добавленную стоимость (22%). Если организация является плательщиком НДС, то налог в размере 20 000 у. е. она будет предъявлять своим покупателям. Учитывая специфику структуры затрат в 1Т-отрасли, к вычету им принимать будет почти нечего. Как отреагируют на увеличение

Таблица 4

Сравнительная характеристика налоговой нагрузки для компаний в различных

юрисдикциях после 1 января 2021 года

Параметр Регион

Россия Эстония США (штат Вайоминг)

Выручка компании, у. е. 100 000

Фонд оплаты труда (ФОТ), у. е. 35 000

Налог с ФОТ, у. е. 2 660 11 830 6 458

Прибыль компании, у. е. 10 000

Налог на прибыль, у. е. 300 0 2 100

Налог с продаж, у. е. 0 4 000

Налог на добавленную стоимость (НДС), у. е. 20 000 ^ 0 0

Итого налоги в сумме, у. е. 22 960 11 830 12 558

Налоговая нагрузка (округленно), % 23 12 13

цены покупатели? Крупные клиенты, работающие с НДС, смогут заявить налог к вычету, а для тех кто применяет упрощенную систему налогообложения (далее также -УСН) и вычет заявить не смогут, разница в цене будет ощутимой.

Предлагаемый налоговый маневр состоит в том, что многие 1Т-компании имеют право оплачивать страховые взносы в размере 7,6 процента от фонда оплаты труда и налог на прибыль организаций исчислять по ставке 3 процента, но не вместе с освобождением от НДС, а вместо существовавшей ранее возможности не уплачивать НДС.

Рассмотрим, насколько для каждой системы налогообложения это условие является значимым.

Небольшие 1Т-компании, применяющие УСН, не уплачивают НДС, если компания отвечает требованиям, необходимым для применения пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, такая компания имеет право на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций. Ставка по налогу на прибыль организаций в размере 3 процентов является более привлекательной, чем при УСН, поэтому можно предположить, что некоторые небольшие 1Т-компании в целях снижения налоговой нагрузки могут перейти на общий режим

налогообложения при наличии требуемой численности сотрудников, аккредитации и доли выручки.

Компания, применяющая общую систему налогообложения (далее также - ОСН), осуществляющая реализацию своего ПО без НДС, соответственно, не сможет принять относительно этой реализации входной НДС к вычету. Если же компания для разработки программного обеспечения приобретала товары и оплачивала услуги с НДС, то она не сможет принять его к вычету. Но следует учитывать, что в этом случае 1Т-компания сможет учесть размер НДС в стоимости товаров и услуг, сокращающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Рассмотрим взаимодействие с клиентами.

Если покупатель применяет общую систему налогообложения и заинтересован в отражении входного НДС, чтобы принять его к вычету, то самой 1Т-компании использование льготы может оказаться невыгодным, поскольку ее применение лишает права покупателя заявить налоговый вычет.

А если покупатель применяет УСН, а 1Т-компания, например, не использует освобождение от уплаты НДС и предъявляет его к уплате покупателю, то сотрудничество

покупателя на УСН с такой компанией, скорее всего, не состоится, так как будет невыгодным. В этом случае 1Т-компании следует использовать льготу по НДС, чтобы пониженной ценой заинтересовать покупателя, применяющего УСН.

Практика показывает, что однозначно нельзя сказать, что лишение компании, использующей ОСН, льготы по НДС значительно увеличит налоговую нагрузку или лишит ее покупателей. В этом случае необходим детальный анализ рынка, объема продаж, состава покупателей и т. д.

Крупные 1Т-компании, разработчики проектировочного программного обеспечения, а также разработчики игр, чей продукт не связан с рекламой, могут получить освобождение от НДС. А крупные 1Т-компании, использующие общий режим налогообложения, занимающиеся разработкой ПО, баз данных, но так или иначе связанные с рекламой или продажами, теперь не смогут воспользоваться освобождением от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость [9].

Получается, что если 1Т-компания, применяющая общую систему налогообложения (90 процентов от общего объема реализации связано с разработкой программного обеспечения), так или иначе связана с рекламой или продажами, то она лишается льготы по НДС.

Компании, применяющие льготу, должны следить за тем, чтобы доля в выручке от продажи программного обеспечения и баз данных составляла более 90 процентов, а среднесписочная численность сотрудников была не менее семи человек. В договорах наименование услуги должно быть указано в формулировке, позволяющей применять льготу, а именно: «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин», а также регулярно предоставлять статистическую отчетность в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Выводы

Небольшие 1Т-компании, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, могут использовать льготу по уплате страховых взносов при наличии требуемой численности сотрудников, аккредитации и доли выручки. Налоговая ставка в размере 15 процентов по единому налогу, применяемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выглядит достаточно высокой по сравнению с льготной ставкой в размере 3 процентов по налогу на прибыль организаций. Законом № 265-ФЗ не предусмотрена пониженная ставка налога для 1Т-компаний, применяющих УСН, но у региональных органов власти есть право понизить ставку с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» до 5 процентов, а с объектом «доходы» до 1 процента, которым они могут воспользоваться в целях развития 1Т-отрасли на своей территории.

Крупные 1Т-компании, разработчики проектировочного программного обеспечения, а также разработчики игр, чей продукт не связан с рекламой, могут получить освобождение от НДС, а крупные 1Т-компании, применяющие общий режим налогообложения, занимающиеся разработкой ПО, баз данных, но так или иначе связанные с рекламой или продажами, теперь не могут воспользоваться освобождением от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость. Используемая в Законе № 265-ФЗ терминология и изложение новых понятий позволяют трактовать их достаточно широко. В связи с этим требуются конкретизация понятия «ПО, связанное с рекламой», используемого в статье 149 НК РФ, и того, какая доля этой связи или ПО исключительно используется для размещения рекламы.

Среди факторов, влияющих на развитие 1Т-отрасли в Российской Федерации, не только вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, но и различные риски, реализуемые в долгосрочной перспективе. К позитивным фак-

торам развития IT-отрасли следует отнести следующие:

• формирование благоприятного налогового климата для зарубежных инвесторов;

• развитие конкурентоспособной институциональной среды;

• привлечение иностранных специалистов отрасли.

Развитие отрасли нуждается в усилении ряда мер государственной поддержки IT-компаний. Инвестиции в отрасль помогут повысить конкурентоспособность российских информационно-коммуникационных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Очень важно, чтобы предлагаемые меры налогового стимулирования способствовали развитию отрасли и обеспечили ее дальнейший рост, что создаст предпосылки для развития цифровизации других секторов российской экономики.

В статье обозначены актуальные вопросы применения налогового маневра в IT-отрасли на российском рынке и основные направления оптимизации принятых решений. Практика применения налогового маневра, вероятно, еще вызовет ряд актуальных вопросов, требующих решения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Зверева Т. В. Использование технологии блокчейн в налоговом администрировании // Международный научный журнал. 2019. № 1. С. 77-82.

2. Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/14478?print=1 (дата обращения: 04.03.2021).

3. Динамика и перспективы развития IT-отрасли. URL: https://issek.hse.ru/mirror/ pubs/share/371960649.pdf (дата обращения; 04.03.201).

4. О внесении изменений в часть вторую

Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 19.01.2021).

5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 115. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37868///http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 03.03.2021).

6. Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза. URL: https:// reestr.digital.gov.ru/upload/iblock/244/Поста новление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 30_03_2019).pdf (дата обращения: 19.01.2021).

7. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2020 гола №541. URL: https://base.garant.ru/74588362/ (дата обращения: 03.03.2021).

8. Где выгоднее открыть ИТ-бизнес и сэкономить на налогах. URL: https://vc.ru/ finance/47026-gde-vygodnee-otkryt-it-biznes-i-sekonomit-na-nalogah (дата обращения: 19.01.2021).

9. Шадрина А. Налоговый маневр в IT-отрасли. URL: https://rb.ru/opinion/it-bonuses (дата обращения: 19.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.