Научная статья на тему 'Налоговые стимулы для научной, научно-технической и инновационной деятельности'

Налоговые стимулы для научной, научно-технической и инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1752
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговые льготы / налоговые стимулы / научная / научно-техническая и инновационная деятельность.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Шулейко

Для повышения экономического роста и глобальной конкурентоспособности используются налоговые льготы. Международный опыт свидетельствует об эффективности налогового стимулирования науки и инноваций. В статье рассматриваются меры фискального стимулирования, принятые в разных странах и в Республике Беларусь, анализируются проблемы, возникающие в связи с их действием, предлагаются пути совершенствования налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые стимулы для научной, научно-технической и инновационной деятельности»

Od I—

ou

Налоговые стимулы

для научной, научно-технической и инновационной деятельности

УДК 3.336.02

Резюме. Для повышения экономического роста и глобальной конкурентоспособности используются налоговые льготы. Международный опыт свидетельствует об эффективности налогового стимулирования науки и инноваций. В статье рассматриваются меры фискального стимулирования, принятые в разных странах и в Республике Беларусь, анализируются проблемы, возникающие в связи с их действием, предлагаются пути совершенствования налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые стимулы, научная, научно-техническая и инновационная деятельность.

Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно -сделано понапрасну.

Ф. Бэкон

Ольга Шулейко,

завсектором финансовой политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

Ввиду специфики научной, научно-технической и инновационной деятельности (неопределенности результатов проектов и сроков окупаемости вложений, высоких рисков) частные компании неохотно финансируют НИОКР, за исключением крупных корпораций. Между тем необходимость стимулирования инноваций очевидна. Субсидии и налоговые преференции позволяют заинтересовать и небольшие, начинающие предприятия разной формы собственности инвестировать в исследования и разработки и, таким образом, вовлечь их в процесс формирования так называемой экономики знаний.

Государственная поддержка науки и инноваций осуществляется как путем прямого финансирования, так и косвенно. Например, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Финляндия, Швейцария используют преимущественно прямые меры, а Эстония, Германия, Швеция акцентируют внимание на формировании благоприятного налогового климата в целом [1]. Стран, применяющих для поощрения и коммерциализации НИОКР налоговые льготы, становится все больше.

| №5 (183) | Май 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 33

Повышенный

Страна Налоговый вычет Патентные

кредит расходов льготы

на НИОКР*

Австрия +

Бельгия + +

Бразилия +

Канада +

Китай +

Чехия +

Дания +

Франция + +

Венгрия + +

Индия +

Ирландия + +

Израиль +

Италия + +

Япония +

Казахстан +

Корея + +

Латвия +

Литва +

Люксембург +

Мальта + +

Нидерланды + +

Польша +

Португалия + +

Румыния +

Россия +

Сингапур +

Словакия +

ЮАР +

Испания + +

Швейцария +

Турция + +

Великобритания + +

США +

* - к затратам компании на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность применяется повышающий коэффициент, в результате снижается налогооблагаемая прибыль

Таблица. Меры налогового стимулирования НИОКР, применяемые в разных странах. Источник: составлено автором по данным [3]

Плюсы и минусы налогового стимулирования

В качестве преимуществ следует отметить следующие:

■ рыночный характер, то есть невмешательство в рыночные механизмы и отношения;

■ доступность для всех компаний и относительную нейтральность к направлениям НИОКР;

■ более эффективный подход к определению видов на-учно-исследовательскихработ, требующих поддержки, поскольку их выбирают сами компании (при прямом финансировании - государство);

■ более продолжительный период действия - отсутствует необходимость ежегодного утверждения льгот (как при бюджетном финансировании), что упрощает принятие решений.

Важно также, что международные правила не предусматривают каких-либо ограничений на предоставление налоговых льгот в области НИОКР. Более того, такие меры способствуют привлечению в страну исследовательских подразделений транснациональных компаний.

Есть вероятность и негативных последствий налогового стимулирования. В первую очередь это риск сокращения доходов республиканского бюджета, чей главный источник - налоги. С целью минимизации возможных потерь практикуются таргетные преференции. Так, Корея, Нидерланды, Франция поддерживают только новые фирмы и стартапы. Австрия, Италия, Нидерланды, США, Япония ограничивают предельный объем налоговых льгот [2]. Кроме того, увеличиваются издержки государства, связанные с администрированием налоговых льгот. Эта проблема особенно осложняется в условиях глобализации: трансграничного перетока средств, географической дислокации исследовательских и производственных подразделений компаний, размывания и увода прибыли от налогообложения и т.п.

Механизмы налогового стимулирования инновационного развития

Наиболее распространенными мерами являются:

■ налоговые кредиты, позволяющие компаниям снижать размер налоговых обязательств;

■ ускоренная амортизация основных средств НИОКР (включая нематериальные активы);

■ исключение из налогооблагаемого дохода компаний расходов на НИОКР в повышенном размере;

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

■ снижение (или отмена) подоходного или социального налогов для персонала, выполняющего НИОКР;

■ снижение (или отмена) налога на доходы компаний,

полученные от использования результатов НИОКР.

На основании результатов исследования механизмов стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в различных странах, проведенного компанией «Price Waterhouse Coopers», можно сделать вывод, что в условиях зрелой рыночной экономики в основном предоставляется налоговый кредит, а в государствах с переходной экономикой чаще используется повышенный вычет расходов на НИОКР (таблица).

Размеры и механизмы предоставления похожих преференций и стимулов различаются по странам. Например, во Франции, США, Великобритании налоговый кредит представляет собой снижение налога на прибыль на определенный процент от объемов расходов на НИОКР, а в Корее, Португалии, Испании - на установленный процент от прироста таких расходов [4]. Приростный подход при предоставлении налоговых льгот в большей степени стимулирует постоянное увеличение расходов предприятий на инновации. Кроме того, некоторые страны применяют пониженные ставки по отдельным налогам. Так, в Великобритании малые предприятия, которые ежегодно направляют более 10 тыс. фунтов стерлингов на научно-исследовательскую деятельность, имеют право на снижение налога на прибыль. Пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения используются в Германии, Швеции, Великобритании, Италии [3].

Все большее распространение за рубежом получает специальный налоговый режим - «патентного окна». В 2017 г. его применяли одиннадцать стран ЕС. Он предоставляется в конце инновационного цикла и предусматривает существенное снижение ставки подоходного налога по сделкам с объектами интеллектуальной собственности (ОИС). Несмотря на общие принципы, государства по-разному определяют ОИС и облагаемый налогами в рамках данного режима доход. Как правило, к интеллектуальной собственности относят патенты, полученные в результате НИОКР, защитные сертификаты на продукцию. В Венгрии, Люксембурге, Испании перечень ОИС включает также торговые марки, логотипы и некоторые другие права на объекты интеллектуальной собственности. Во многих европейских странах данные права должны быть получе-

ны компаниями-резидентами либо усовершенствованы ими. Важным условием является необходимость отражения прав на ОИС на балансе предприятия [5].

Большинство эмпирических исследований, проведенных в странах с развитой рыночной экономикой, подтверждают позитивный эффект налоговых стимулов на инвестирование компаний в НИОКР, который выражается в увеличении расходов на исследования и разработки и снижении предельных издержек на эти цели. В области косвенной поддержки отмечается увеличение количества инструментов стимулирования и их распространение не только на НИОКР, но также и на операции с интеллектуальной собственностью, разработку программного обеспечения, оплату труда исследователей, частно-государственное партнерство и кооперацию в сфере науки.

В развитых странах субсидии, связанные с НДС, отсутствуют, а преференции по налогу на прибыль существенно ниже. Прибыль является основным собственным источником инвестиций предприятий и главным объектом стимулирования.

Опыт Российской Федерации

За последнее десятилетие в российское налоговое законодательство были внесены нормы, предусматривающие широкий спектр льгот для стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности, которые характерны для стран с переходной экономикой. Так, освобождаются от НДС субъекты хозяйствования при реализации НИОКР:

■ связанных с разработкой конструкции инженерного объекта или технической системы, новых технологий, созданием опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим лицам, c их испытанием;

■ выполняемых образовательными и научными учреждениями на основе хозяйственных договоров;

■ осуществляемых за счет средств бюджета и специальных фондов.

Кроме того, НДС не начисляется на импорт технологического оборудования, расходных материалов для исследований, аналоги которых не производятся в России. Освобождение от НДС применяется в отношении исключительных прав на изобретения, модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау; прав на их коммерциализацию на основании лицензионного договора.

Для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно учитывать расходы на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5; разрешена ускоренная амортизация основных средств, используемых только для научно-технической деятельности. Кроме того, организациям, осуществляющим НИОКР, техническое перевооружение производства, внедрение инноваций, вложения в создание энергоэффективных объектов, может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит - отсрочка уплаты налога на прибыль сроком до 5 лет на условиях возврата суммы кредита с процентами, на сумму не более 30% стоимости приобретенного для этих целей оборудования.

ИТ-предприятиям предоставлена возможность уплаты страховых взносов в размере по более низкой ставке - 14% до 2023 г., для индивидуальных предпринимателей и предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), основным видом деятельности которых являются НИР,- по ставке 20%.

Расширен спектр льгот для резидентов Инновационного центра «Сколково» и особых экономических зон (ОЭЗ). Так, налоговая нагрузка компаний-резидентов «Сколково» существенно снижена за счет освобождения на период до десяти лет от обязательств по уплате налога на прибыль, на имущество, НДС, снижения ставки страховых взносов, возмещения расходов на уплату таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров для использования в строительстве, оборудовании, техническом оснащении объектов недвижимости или необходимых участникам для исследовательской деятельности на территории Центра. Однако установлены определенные ограничения в применении этих освобождений, касающиеся размера выручки и прибыли компаний.

Для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа размер страховых взносов снижен до 14%; ставка по налогу на прибыль - льготная. Они освобождены от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет с момента его постановки на учет; от земельного налога в течение 5 лет от начала действия права собственности на земельный участок; от транспортного налога. Более того, малые инновационные предприятия имеют право на налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Налоговый кредит предоставляется на срок от 1 до 5 лет по ставке от 50 до 70% ставки рефинансирования, при этом

объем уменьшения налога не может превышать 50%. После окончания срока кредита необходимо внести в бюджет сумму налога.

В большинстве исследований, посвященных изучению налогового стимулирования в России, отмечается отсутствие его значимого эффекта на инновационную активность. Более 75% экспертов, участвовавших в опросе по этому поводу (IRP Group, 2011 г.), считают, что Налоговый кодекс и другие элементы налогового законодательства не влияют на инновационную деятельность; предусмотренные инструменты поддержки инноваций и спроса на них неэффективны - 64% и 58,6% соответственно. Не обращаются к налоговым льготам в силу неопределенности их условий и высокой вероятности споров с налоговыми органами - 47% респондентов, во избежание привлечения внимания и дополнительных проверок - 37%, из-за нежелания нести бремя доказывания права на ту или иную льготу - 32%. «Потребители» налоговых льгот не удовлетворены их масштабом, условиями применения и качеством администрирования [2].

Налоговые льготы в Республике Беларусь

В нашей стране, как и в России, большинство льгот для НИОКР связано с НДС. В частности, освобождаются от него обороты по реализации: научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированные в Государственном реестре; платные услуги в сфере образования; имущественные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау); имущественные права на результаты научной и научно-технической деятельности, сведения о которых содержатся в соответствующем государственном реестре, а также на материальные объекты, относящиеся к этим правам, если реализация имущественных прав на результаты НИОКР одновременно сопровождается передачей таких объектов.

Организации освобождаются от уплаты НДС на ввозимое ими оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, если являются резидентами Республики Беларусь и ввоз на территорию страны осуществлен в порядке и на условиях, установленных Президентом. Не начисляется НДС на товары,

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

оборудование и оснастку, не имеющие отечественных аналогов, ввозимые для производства лазерно-опти-ческой техники.

От налога освобождается прибыль, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются: инновационными согласно перечню, определенному Советом Министров Республики Беларусь; высокотехнологичными согласно соответствующему перечню, в случае, если доля выручки от их реализации составляет более 50% общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Также разрешено относить на себестоимость затраты на НИОКР, зарегистрированные в Государственном реестре, с применением повышающего коэффициента 1,5.

От имущественных налогов освобождаются здания и сооружения научных организаций, научно-технологических парков, центров трансфера технологий, земельные участки научных организаций и научно-технологических парков до 1 января 2020 г. Широкий круг налоговых льгот и скидок предоставлен резидентам Парка высоких технологий (ПВТ), свободных экономических зон (СЭЗ). Субъекты хозяйствования, входящие в индустриальный парк «Великий камень», до 2062 г. освобождаются от земельного налога и налога на недвижимость, на 10 лет - от налога на прибыль, а в последующем уплачивают его по пониженной в два раза ставке. Резиденты ПВТ и парка «Великий камень» платят подоходный налог в размере 9%, а отчисления в ФСЗН производят от средней по стране заработной платы.

Несмотря на широкий перечень налоговых льгот, состояние инновационной сферы Республики Беларусь свидетельствует о недостаточной эффективности действующих методов стимулирования. Возможно, причина тому - сложный механизм и большое число условий для их получения. Значительная их часть не предусматривает автоматического механизма использования и имеет ограничения для применения [6].

К примеру, научно-технологические парки и их резиденты, центры трансфера технологий уплачивают налог на прибыль по ставке 10% при условии, что их деятельность соответствует установленным требованиям и признана инновационной. Основанием для применения льготы является подтверждение, представляемое в порядке, установленном Президентом, Государственным комитетом по науке и технологиям, в инспекцию Министерства по налогам и сборам.

Сдерживает инновационное развитие и высокая налоговая нагрузка на труд: она составляет значимую долю в расходах на НИОКР. Льготы по налогообложению фонда оплаты труда имеют лишь резиденты ПВТ и «Великого камня».

Кроме того, отсутствует комплексная система стимулирования на всех стадиях инновационного цикла. Налоговая поддержка предоставляется, как правило, на начальных этапах и на научные исследования в бюджетной сфере. Сумма льгот для субъектов инновационной инфраструктуры незначительна, в основном по налогу на недвижимость и земельному.

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие направления совершенствования налогового стимулирования НИОКР в Республике Беларусь:

■ введение в практику режима «патентного окна», обеспечивающего благоприятные налоговые условия для получения дохода от использования интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, ноу-хау, товарных знаков и т.д.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ разработка и внедрение механизма налогового кредитования НИОКР;

■ распространение льготы по платежам в фонд социальной защиты, предоставляемой резидентам ПВТ и парка «Великий камень», на весь высокотехнологичный инновационный сектор;

■ расширение спектра налоговых льгот для малых и средних инновационных предприятий, играющих особую роль в развитии экономики.

Для оценки результативности различных форм налогового стимулирования научной и инновационной деятельности необходимо разработать методику и наладить систему постоянного мониторинга. Налоговые льготы целесообразно устанавливать на ограниченные периоды (5-10 лет). После определения их эффективности следует вносить необходимые корректировки. СП

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлова М.Е. Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности / М. Е. Орлова, Ф. А. Мухаметов // Интерактивная наука. 2016. № 4. С. 124-127.

2. Гохбе р г Л. Налоговая поддержка науки и инноваций: спрос и эффекты / Л. Гохберг, Г. Китова, В. Рудь // Форсайт. 2014. Т. 8, № 3. С. 18-41.

3. Global Research &Development Incentives Group April 2017 // https:// www.pwc.com/kr/ko/Tax/samilpwc_ global-r-and-d-brochure-april2017.pdf

4. Никулина О. В.Совершенствование налогового стимулирования малого инновационного предпринимательства в России и за рубежом / О. В. Никулина, Е. С. Мануйлова // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2016, № 2(35). С. 71-81.

5. Соболева В. Г. Эффективность налоговых льгот в стимулировании инновационной деятельности // В. Г. Соболева, В. С. Яковлева // Экономика. Налоги. Право. 2014, № 3. С. 84-88.

6. Киреева Е.Ф. Финансирование инновационной деятельности и применение налоговых льгот: современное состояние в Республике Беларусь // Вопр. соврем. экономики. 2014, № 4. С. 29-36.

http://innosfera.by/2018/05/tax_incentives

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.