Evaluating the effectiveness of the tax regulation of innovative activity in the Kyrgyz Republic Keresova M. (Republic of Kyrgyzstan)
Оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности в Кыргызской Республике Кересова М. К. (Кыргызская Республика)
Кересова Мирабэлла Кересовна / Keresova Mirabella - старший преподаватель заочно-дистантного обучения, экономический факультет,
Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: дана оценка эффективности налогового регулирования инновационной деятельности на примере специального налогового режима.
Abstract: the evaluation on the effectiveness of tax regulation of innovative activity on the example of the special tax regime was given.
Ключевые слова: анализ, оценка эффективности, налоговые льготы, налоговое регулирование,
инновационная деятельность.
Keywords: analysis, evaluation, tax benefits, tax regulation, innovative activity.
По данным Глобального инновационного индекса позиция Кыргызской Республики остается невысокой [1]. Среди 143 стран, внедряющих инновационный путь развития экономики, лидируют Швейцария, Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, США, Сингапур, где расходы на НИОКР составляют весомую долю при высоком уровне доходов на душу населения. Позиция Кыргызской Республики за 2014 год 112 место, по сравнению 2013 годом, улучшила позицию на 7 пунктов. Среди стран СНГ лидирует Республика Молдова (42), Кыргызстан опережает Узбекистан (128) и Таджикистан (137). Показатели данного индекса строятся с учетом инновационного потенциала и условий для его реализации. Рассмотрим основные индикаторы, отражающие динамику показателей отечественной инновационной активности (табл. 1). Необходимо заметить, что данная таблица отражает данные инновационной активности только по промышленным предприятиям, к сожалению, в силу различных обстоятельств статистические данные по среднему и малому бизнесу недоступны.
Итак, как видно из таблицы 1 по сравнению с максимальным показателем 2009 года, среднегодовой темп роста объема выпуска инновационных товаров, выполненных работ и оказанных услуг имеет отрицательную тенденцию и составляет 58,3 процента. Доля инновационных товаров, работ и услуг имеет кризисный показатель в 2011 году, что составляет 20,8 % по сравнению 2009 г., прежде всего на данный показатель оказали влияние политические апрельские события экстраординарного характера 2010 года. За
2012 год ситуация резко улучшается, темпы роста по сравнению с 2011 годом составляют 392,3 процента, но при этом в сравнении с 2009 годом составляют всего 79,5 процента. За 2013 год количество инновационноактивных предприятий выросло и составило 39 единиц, что на 12 предприятий больше, чем за 2012 год, при этом за данный период объемы выпуска инновационной продукции, работ и услуг снизились на 14,3 %.
Показатель активности инновационной деятельности предприятий также имеет отрицательную динамику, данные трудно назвать равномерными, если максимальное значение в 2009 году достигало 51 единицы, минимальное до 10 единиц в 2010 году.
Данные по затратам на технологические инновации, напротив, за последние годы показывают положительную тенденцию, по сравнению 2009 годом за 2012-2013 годы в среднем увеличились на 80%, за
2013 год увеличение достигнуто за счет иностранных инвестиций.
Таблица 1. Динамика показателей инновационной активности предприятий Кыргызской Республики за 2009-2013 гг.
Наименование показателя Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Инновационная активность предприятий (единиц) 51 10 38 27 39
Объем инновационных товаров, работ и услуг, млн. сомов 1823,8 1181,6 369,8 1450,6 1243,7
Темп роста к 2009 г., % 100,0 64,8 20,8 79,5 68,2
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 64,8 31,3 392,3 85,7
Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных 0,6 1,1 0,2 2,8 1,7
услуг, % В объеме инновационных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, % 10,4 36,9 27,0 69,2 70,0
Затраты на технологические инновации, млн. сомов Темп роста к 2009 г, % Темп роста к предыдущему году, % 755,9 100,0 100,0 562,5 74.4 74.4 505,0 66,8 89,7 1278,5 169.1 253.2 1437.1 190.1 112,4
Внутренние затраты на технологические и маркетинговые инновации, млн. сомов 586,6 519,0 475,4 1136,2 93,6
Темп роста к 2009 г, % 100,0 88,5 81,0 193,7 16,0
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 88,5 91,6 239,0 8,2
Источник: Составлено автором по: Промышленность Кыргызской Республики 2009-2013 [2]
Динамика внутренних затрат на технологические и маркетинговые инновации за 2012 год составляла увеличение почти в 2 раза по сравнению с 2009 годом, а в 2013 году уменьшение в 5 раз.
Данные показатели в сравнении с инновационно развитыми государствами являются мизерными, что не дает права говорить о прогрессивных сдвигах в кыргызской инновационной деятельности.
В целом на развитие и стимуляцию инновационной политики оказывают влияние прямые и косвенные меры реализации государственного регулирования. Одним из наиболее распространенных косвенных методов стимулирования выступают налоговые меры, в силу обладания рядом преимуществ: они не требуют прямых чрезмерных государственных финансовых вливаний. Поэтому налоговое регулирование должно стать одним из приоритетных направлений стимулирования активности инновационной деятельности. На сегодняшний день в налоговой политике предусмотрены следующие меры по стимулированию инновационной деятельности:
- по налогу на прибыль предусмотрены вычеты по расходам на научно-исследовательские, опытноконструкторские и проектно-изыскательские работы, скидка на истощение недр (ст. 197 НК КР);
- предусмотрена повышенная норма амортизации на расходы налогоплательщика на геологическую подготовку месторождений полезных ископаемых, проектные инженерно-изыскательские работы и получение прав пользования недрами, на горно-капитальные и горно-подготовительные работы, а также основные средства горнодобывающих и горнодобывающих предприятий - 50% (ч. 1 ст. 200 НК КР);
- в целях обновления и модернизации основного фонда налоговое законодательство снизило ставку до 5 % по налогу на прибыль лизинговым компаниям (ч. 3 ст. 213 НК КР);
- введен упрощенный порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль субъектам малого и среднего предпринимательства (глава 34-1 НК КР);
- не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость поставка основных средств по договору финансовой аренды (лизинга) (ч. 2 ст. 231 НК КР);
- освобождены от уплаты НДС импорт основных средств (стоимость не менее 200 000 сомов) хозяйствующими субъектами (ст. 259 НК КР);
- освобождены от уплаты по налогу с продаж некоммерческие организации в сфере образования и науки (ч. 2, ст. 315 НК КР);
- не подлежат налогообложению объекты имущества 2 группы организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки, образования (п. 4, ч. 1, ст. 330 НК КР);
- и наконец, предусмотрен льготный специальный налоговый режим «В парке высоких технологий» (глава 59 НК КР), где резидент Парка высоких технологий (далее ПВТ) освобожден от уплаты налога на прибыль, налога с продаж, налога на добавленную стоимость. Ставка подоходного налога - 5 процентов.
Данный перечень налоговых льгот функционирует не в полной мере, пользоваться некоторыми из них не представляется возможным, так как не имеет под собой экономической обоснованности. В связи с этим мы считаем, что существует надобность в большем и, самое главное, эффективном комплексе налоговых льгот и преференций для активации инновационной деятельности. Зарубежный опыт успешного применения налоговых льгот показывает такие инструменты, как: инвестиционный налоговый кредит, исследовательский налоговый кредит, свободная амортизация и мн. др.
Конечно же, детализация разговора об эффективности налогового регулирования инновационной деятельности вызывает некоторые трудности в связи с тем, что на данном этапе развития теории инновационной деятельности и в теории налогов, и в инновационной теории отсутствуют общепринятые методологические подходы к оценке эффективности налогового регулирования инновационной деятельности. Тем не менее, в ходе хозяйственной деятельности при налоговом планировании как на макро, так и на микроуровне применение той или иной налоговой преференции, льготы необходимо подвергнуть экономико-статистическому обоснованию.
На примере специального налогового режима ПВТ рассмотрим эффективность налогового регулирования инновационной деятельности. Согласно закону «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики» [3], резидентами могут стать субъекты предпринимательства, (отечественные, иностранные) чьи доходы от разработок программного обеспечения, экспорта информационных технологий, создание и оказание услуг интерактивных сервисных центров должны быть не менее 90 % от общего дохода. Льготное налогообложение резидентам ПВТ предоставляется в течение 15 лет.
По нашему мнению, в отношении ПВТ объективным показателем эффективности налогового регулирования инновационной деятельности являются: коэффициенты налоговых льгот и налоговой
экономии. Одним из немаловажных показателей стимулирования инновационной деятельности будет являться коэффициент, отражающий применение налоговых льгот и преференций.
КНЛ=—, (1)
Y.ho v '
где ХНЛ - совокупность налоговых льгот предприятия;
£НО - сумма налоговых обязательств.
Также можно рассчитать коэффициент налоговой экономии, отражающий показатель оптимизации налогового планирования как отношение суммы налоговых льгот к доходу от реализации.
КЗ = ^НЛ, (2)
ДР w
где ДР - доход от реализации.
Специальный налоговый режим ПВТ начал функционировать с конца 2013 года, рассмотрим динамику инновационной активности резидентов ПВТ за 2013-2014 годы (табл. 2).
Таблица 2. Динамика показателей инновационной активности резидентов Парка высоких технологий за 2013-2014 годы
Наименование показателя Годы Темп роста %
2013 2014
Количество резидентов (ед.) 2 8 400
Объем инновационной продукции и услуг (тыс. сомов) 14404,7 80219,9 556,9
В том числе:
разработка ПО; 13 846,4 70 518,6 509,3
техническое сопровождение ПО; 58, 8 1 220,6 2075,8
лицензионные соглашения; 499, 5 1 223,0 244,8
сервисное обслуживание 0 7 257,7 725770,0
Экспортируемая инновационная продукция и услуги (тыс. 11 891,2 64 250, 1 540,3
сомов)
Удельный вес экспортируемой инновационной продукции и 82,5 80,1 -2,4
услуг %
Источник: составлено автором на основе отчетов Парка высоких технологий: http://it-park.kg/
Данные табл. 2 свидетельствуют о положительной динамике темпа роста инновационной активности резидентов ПВТ. Показатель роста выпускаемой инновационной продукции и услуг за 2014 год составил 556,9 %. Лидирующее положение в перечне инновационной продукции занимает разработка программного обеспечения, темпы роста в 2014 году составили 509,3 %. Удельный вес разработок программного обеспечения в общем объеме выпускаемой продукции составляет за 2013 год 96,1 %, за 2014 год 87,9 %, что свидетельствует о снижении на 8,2 %. В целом ПВТ показывает динамичный положительный рост, на сегодняшний момент зарегистрировано 12 резидентов.
За 2013-2014 годы налоговые платежи резидентов ПВТ составили (табл. 3).
Таблица 3. Налоговые платежи резидентов Парка высоких технологий за 2013-2014 годы (тыс. сомов)
Наименование показателя Годы Темп роста %
2013 2014
Подоходный налог 416,7 2 001,4 480,3
Источник: составлено автором на основе отчетов Парка высоких технологий: http://it-park.kg/
Воспользовавшись статистическими данными, произведем расчеты налоговых обязательств резидентов ПВТ, смоделировав ситуацию общего режима налогообложения (табл. 4).
Таблица 4. Налоговые льготы резидентов Парка высоких технологий за 2013-2014 годы (тыс. сомов)
Годы Подоходный налог Налог с продаж 2 % Налог на добавленную стоимость 12 % Налог на прибыль 10 % Итого налоговых льгот
2013 833,4 288,1 302,5 432,1 1856,1
2014 4002,8 1604,4 1915,7 2406,6 9929,5
Источник: составлено автором на основе отчетов Парка высоких технологий: http://it-park.kg/
Расчет налоговых обязательств: подоходный налог резидентами ПВТ уплачивался в размере 5 %, общепринятая ставка 10 %. Налог с продаж: мы применили 2 %, предположив, что резиденты зарегистрированные субъекты по НДС. НДС рассчитали с учетом освобожденных поставок (экспорт). Налог на прибыль был рассчитан, исходя из 30 % рентабельности продаж.
Произведем расчеты эффективности применения налоговых льгот и экономии (табл. 5).
Таблица 5. Оценка эффективности налогового регулирования резидентов ПВТ
за 2013 -2014 годы
Годы Коэффициент налоговой льготы Коэффициент налоговой экономии
2013 4,45 0,129
2014 4,96 0,123
Источник: составлено автором на основе Белова И. А. Оценка эффективности налоговой политики в российских корпорациях [4]
Как видно из таблицы, движения показателей противоположны, коэффициент налоговой льготы имеет тенденцию к увеличению, и закономерно коэффициент налоговой экономии стремится к нулю. Достаточно высокий коэффициент налоговой льготы наглядно показывает стремление государства развития информационных технологий и создания благоприятного инвестиционного климата. Активная динамика развития ПВТ является результатом эффективного налогового регулирования инновационной деятельности.
Литература
1. Глобальный инновационный индекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2015/article_0010.html (дата обращения 28.06.2015).
2. Промышленность Кыргызской Республики 2009-2013. - Б.: Нацстатком Кыргызской Республики, 2014. -310 с.
3. Закон Кыргызской Республики от 8 июля 2011 г. N 84 «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики». «Эркин Тоо» от 12.07.2011 г. N 56.
4. Белова И. А. Оценка эффективности налоговой политики в российских корпорациях. Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №32 (247). - С. 108-113.