Научная статья на тему 'ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ'

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ТЕХНОПАРКАХ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОРИСКОВЫХ ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ IT-КОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинская Миляуша Рашитовна, Хуснетдинов Р.Е., Богачев С.В.

В статье анализируются налоговые стимулы для поддержки технологических инноваций, их востребованность плательщиками налога на прибыль организаций и субъектами малого и среднего предпринимательства. Обосновывается, что некоторые льготы имеют низкую степень востребованности. Предлагаются рекомендации по совершенствованию налоговых методов поддержки коммерциализации доходов IT-компаний на региональных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пинская Миляуша Рашитовна, Хуснетдинов Р.Е., Богачев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECT TAXES IN PUBLIC INCENTIVES FOR TECHNOLOGICAL INNOVATION

The article analyzes tax incentives to support technological innovation, their demand by payers of corporate income tax and small and medium-sized businesses. It is substantiated that some benefits have a low degree of demand. Recommendations are proposed for improving tax methods to support the commercialization of income of IT companies in regional markets.

Текст научной работы на тему «ПРЯМЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ»

 001: 10.24412/2072-4098-2021-10-40-50 Прямые налоги в системе государственного стимулирования технологических инноваций

М.Р. Пинская руководитель центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов Российской Федерации, доктор экономических наук (г. Москва) Р.Е. Хуснетдинов заместитель начальника отдела налога на прибыль организаций Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, кандидат экономических наук (г. Москва) С.В. Богачев профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Заслуженный экономист Украины, доктор экономических наук (г. Москва)

Миляуша Рашитовна Пинская, mpinskaya@nifi.ru

Стимулы по налогу на прибыль организаций в отношении операций, связанных с осуществлением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) и развитием инноваций, можно разделить на три группы в зависимости от их направленности:

1) принятие к вычету расходов, уменьшающих налоговую базу;

2) коммерциализация доходов;

3)пространственное развитие за счет формирования «точек роста».

К первой группе можно отнести:

• принятие к вычету расходов на НИОКР согласно статье 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);

• создание резервов на проведение НИОКР согласно статье 267.2 НК РФ;

• применение коэффициентов к норме амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 259.3 НК РФ;

• возможность амортизации нематериальных активов согласно пункту 3 статьи 257 НК РФ, в том числе в ускорен-

ном порядке согласно пункту 9 статьи 262 НК РФ;

• принятие к вычету расходов на пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ;

• признание расходов на обучение, переобучение и подтверждение квалификации сотрудников согласно подпункту 23 пункта 1 и пункту 3 статьи 264 НК РФ.

Ко второй группе можно отнести:

• пониженные региональные ставки по налогу на прибыль для компаний 1Т-отрасли;

• пониженные ставки для научных компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих инновационные виды деятельности в рамках патентной системы налогообложения;

• инвестиционный налоговый вычет согласно статье 286.1 НК РФ.

К третьей группе следует отнести:

• освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль согласно статье 246.1 НК РФ

для резидентов инновационного центра «Сколково», а также для резидентов инновационных научно-технологических центров;

• снижение ставки по налогу на прибыль организаций вплоть до 0 процентов с определенными временными ограничениями для резидентов особых экономических зон в Калининградской области, Республике Татарстан, Республике Крым, городах Севастополь и Санкт-Петербург;

• пониженные региональные ставки налога на прибыль в технопарках.

Таким образом, перечень налоговых стимулов для технологических инноваций достаточно обширен. Однако возникают вопросы: являются ли эти льготы востребованными налогоплательщиками и достигает ли государство целей, поставленных при введении налоговых льгот? Для ответа на эти вопросы проведем анализ перечисленных налоговых стимулов.

Особенностью технологических инноваций является наличие финансового риска, обусловленного их спецификой, - полученный результат может не оправдать первоначальных ожиданий. В связи с этим принятый с 2007 года унифицированный порядок признания в целях налогообложения расходов на НИОКР, давших и не давших положительный результат, представляется методологически обоснованным. Государство берет на себя часть рисков, поддерживая отдельные виды научных исследований и разработок, а именно: индустрию наноси-стем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, а также энергоэф-

фективность, энергосбережение, ядерную энергетику 1.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению расходов на НИОКР, вычитаемых из налогооблагаемой прибыли. Определенную роль в этом сыграло то, что с 2012 года в НК РФ вносились изменения, позволяющие единовременно списывать для целей налогообложения указанные расходы в размере фактических затрат 2. В таблице 1 показано, что изменение налоговых правил в 2012 году по сравнению с 2011 годом позволило увеличить сумму в 1,5 раза, а по сравнению с 2010 годом -в 2,7 раза. По приоритетным для государства видам расходов темп прироста выше: в 2018 году удельный вес расходов на эти цели в общей сумме расходов на НИОКР для целей налога на прибыль организаций составил 19,1 проценты (229 млн р.) в среднем в расчете на одного налогоплательщика, что в 3,5 раза превышает аналогичный показатель в отношении всех расходов на НИОКР, признаваемых для целей налога на прибыль организаций.

В то же время из данных таблицы видно, что в 2019 году удельный вес расходов, не давших положительного результата, составил 0,1 процента от всех расходов на НИОКР, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (0,6 процента от расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации). В расчете на одного налогоплательщика эта величина была в 7,5 раза меньше.

На рисунке 1 приведено сопоставление объема предоставленных льгот, связанных с не давшими положительный результат расходами, с числом бенефициаров.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» (ред. от 18.05.2019).

2 Федеральный закон от 7 июня 2011 года № 132-Ф3 «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таблица 1 *

Динамика показателей, характеризующих уровень льготы по налогу на прибыль для налогоплательщиков, осуществляющих операции

по НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, по годам

Расходы на НИОКР 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Общая сумма расходов на НИОКР, млн р. 21 606 39 661 59 298 35 005 44 107 43 746 47 571 59 843 70 617 64 963

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами на НИОКР, ед. нет данных 1 344 1 235 1170 1127 1 085 1 037

Доля расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, в сумме всех расходов на НИОКР, % 11,1 23,6 12,2 22,9 13,5 17,0 16,5 16,4 19,1 19,3

Сумма расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, в расчете на одного налогоплательщика -пользователя льготой, млн р. нет данных 93,1 116,0 103,5 146,4 229,0 192,5

Доля расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, не давших положительного результата, в сумме всех расходов на НИОКР, % 0,3 0,1 0,9 3,5 1,9 1,4 1,3 0,1 0,4 0,1

Доля расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, не давших результата, в сумме расходов на НИОКР по перечню Правительства Российской Федерации, % 2,9 0,3 7,7 15,2 13,9 8,3 7,8 0,8 2,0 0,6

Сумма расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, не давших положительного результата, в расчете на одного налогоплательщика - пользователя льготой, млн р. нет данных 207,2 153,2 123,1 18,9 136,0 25,6

с

ф

I

ф +

-VI

со

со со

-VI

Все результаты, приведенные в таблицах и на рисунках, получены авторами по данным статистической налоговой отчетности, размещенным на сайте www.nalog.ru На момент подготовки статьи официальные статистические данные за 2020 год отсутствовали.

а с;

7 КЛО

240 210 180 150 120 90 60 30 0

си

со §

.0 с; си н го с; с о

о с; го

X

о с; о

2018

2019

2014 2015 2016 2017

| расходы без положительного результата I расходы на НИОКР по перечню Правительства РФ

•количество налогоплательщиков (расходы без положительного результата) — ■©— количество налогоплательщиков по перечню Правительства РФ

Рис. 1. Сопоставление объема предоставленных льгот, связанных с не давшими положительный результат расходами, с числом бенефициаров за период 2014-2019 годы

Сложившееся соотношение между расходами, давшими и не давшими положительный результат, учтенными при формировании налогооблагаемой прибыли, дает основание предположить, что реальными пользователями налоговых преференций для НИОКР являются компании, совершающие «плановые» исследования с высокой вероятностью успеха. Такой вывод подтверждается данными социологических опросов российских компаний. В частности, согласно исследованиям Центра стратегических разработок и йе1оМе [4] треть производственных компаний проводит НИОКР. Среди этих компаний объем инвестиций на проведение исследований и осуществление разработок в 2018 году составил 4,7 процента от размера выручки, а в 2019-2020 годах планируется увеличить их размер до 6,1 процента. Ключевыми сдерживающими факторами, оказывающими влияние на внедрение передовых технологий и цифро-визацию, являются несовместимость технологий с имеющимся оборудованием (56 процентов опрошенных) и недостаток финансирования (54 процента).

Попробуем определить релевантность

способов достижения государством целей поддержки технологических инноваций посредством вычета из налогооблагаемой прибыли расходов на НИОКР, отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, применения повышающего коэффициента к амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности. Для этого оценим востребованность указанных налоговых стимулов налогоплательщиками.

Анализ показал, что отдельные льготы имеют низкую востребованность. В первую очередь это касается преференций в виде принимаемых к вычету отдельных расходов, учитываемых при формировании налоговой базы (рис. 2).

Как видно из рисунков, востребованность указанных льгот не высокая. С учетом изложенного государственная финансовая поддержка должна быть направлена на модернизацию оборудования и повышение конкурентоспособности российской продукции, увеличение ее роли в глобальных цепочках создания стоимости.

о. 14

ч

а

Б 12

10

2014 2015 2016 2017 2018 2019

няяя амортизация по пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ Егггггга расходы по перечню Правительства РФ I I расходы без положительного результата • • о • налогоплательщики по пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ

О налогоплательщик по п. 7 ст. 262 НК РФ — о налогоплательщики по п. 11 ст. 262 НК РФ

Рис. 2. Сопоставление объема предоставленных льгот, связанных с принимаемыми к вычету расходами на НИОКР, с числом бенефициаров за период 2014-2019 годы (отчисления по подпункту 6 пункта 2 статьи 262 НК РФ только в 2016 году составляли 4 миллиона рублей, в остальные годы они не проводились)

В таблице 2 показана динамика индексов, характеризующих уровень востребованности налоговых стимулов по НИОКР по следующим расходам, вычитаемым из налоговой базы:

• расходы на НИОКР, давшие и не давшие положительный результат, учитываемые с коэффициентом 1,5;

отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в сумме не более 1,5 процента от доходов от реализации; суммам начисленной амортизации при применении к основной норме амортизации специального коэффициента

8

6

4

2

0

Таблица 2

Динамика показателей востребованности налоговых стимулов по НИОКР в форме отдельных видов расходов, вычитаемых из налогооблагаемой прибыли по годам в номинальном выражении, с учетом инфляции (за 100 процентов принят 2014 год), %

Индексы изменения показателей 2015 2016 2017 2018 2019

Объем предоставленных льгот 123 130 161 220 147

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами 100 122 104 93 77

Величина льготы на одного налогоплательщика 123 106 154 237 191

не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

Как видно из данных таблицы 2, произошло полуторакратное укрупнение величины налоговых льгот в расчете на одного налогоплательщика по сравнению с 201 4 годом в номинальном выражении: объем увеличился на 47 пунктов, а число бенефициаров уменьшилось на 23 пункта, то есть произошло повышение востребованности льгот на НИОКР небольшим кругом налогоплательщиков. Льготами в виде отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в сумме не более 1,5 процента от доходов от реализации воспользовались 2 налогоплательщика в 2016 году, ускоренную амортизацию в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, применяют не более 5-6 организаций ежегодно. Полученные нами результаты подтверждают тезис, что налоговые стимулы зачастую не служат определяющим фактором при принятии решений относительно вложений в НИОКР (см. [5]).

Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужны административные механизмы, обеспечивающие условия, при которых экономические агенты смогли бы осознать выгодность технологических инноваций. Как уже отмечалось, государство поддерживает заинтересованность компаний в коммерциализации доходов, полученных от развития своей инновационной активности, за счет пониженных ставок по налогу на прибыль для аккредитованных 1Т-компаний и по упрощенной системе налогообложения (далее также - УСН) для научных компаний и по патентной системе налогообложения для индивидуальных

предпринимателей, а также инвестиционного налогового вычета.

Применение пониженных ставок по налогу на прибыль призвано обеспечить государственную поддержку экспансии 1Т-компаний на региональные рынки. Такая льгота применяется в Челябинской, Пензенской, Ульяновской, Новосибирской и Тюменской областях, а также в городе Санкт-Петербурге 3. В городе Санкт-Петербурге пониженная налоговая ставка (12,5 процента на 2019-2020 годы, далее - 13,5 процента) распространяется также на организации, инвестирующие в создание или модернизацию центров обработки и хранения данных. Ряд экспертов признают позитивный эффект от предоставленного регионам права на снижение налоговых ставок (см., например, [7]).

Аналогичную цель поддержки деятельности 1Т-компаний в регионах преследует предусмотренное пунктами 1 и 2 статьи 346.20 НК РФ снижение ставки при применении УСН в размере 1 процента с брут-то-доходов и 5 процентов с нетто-доходов. Во многих регионах воспользоваться такой льготой среди прочих могут и компании, осуществляющие научные исследования и разработки. Как правило, доля доходов по этим видам деятельности за отчетный (налоговый) период должна составлять не менее определенного на региональном уровне порога (например, в городе Москве - не менее 75 процентов в общем доходе) 4. Такая льгота введена в 74 субъектах Российской Федерации, за исключением Республики Калмыкия, Республики Крым, Республики Татарстан, Хабаровского края, Вологодской, Воронежской, Калужской областей, Санкт-Петербурга, а также Республики Северная Осетия-Алания, Калининградской области и Еврейской автономной области, где срок действия льготной налоговой ставки истек. К видам научной дея-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Закон Санкт-Петербурга от 16 апреля 2018 года № 189-39 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» в части поддержки ИТ-сферы».

4 См. таблицу пониженных ставок УСН в 2019 году по регионам. https://www.glavbukh.ru/art/55851-

ponijennye-stavki-usn

тельности для целей применения нулевой ставки в субъектах Российской Федерации, как правило, отнесены виды деятельности, попадающие в классификационную группу «Научные исследования и разработки» в соответствии с ОКВЭД. Однако в ряде субъектов Российской Федерации, например в Республике Дагестан, Чувашской Республике, Краснодарском крае, перечень таких видов деятельности ограничен видами научной деятельности, попадающих в отдельные классификационные группы «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук» и «Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук».

В отдельных регионах, например в Республике Коми, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском крае, наоборот, перечень видов деятельности в научной сфере, в отношении которых возможно применение льготной налоговой ставки, шире и включает деятельность, связанную с разработкой компьютерного программного обеспечения, а также оказание консультационных услуг и других соответствующих услуг в этой области.

Некоторые субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные ограничения, связанные с размером среднемесячной заработной платы в расчете на одного сотрудника (Чувашская Республика, Алтайский край, Брянская область), запретом на сделки с взаимозависимыми лицами (Белгородская и Брянская области), наличием налоговой задолженности (Чувашская Республика).

В ряде субъектов Российской Федерации для применения нулевой ставки по УСН введено дополнительное ограничение по средней численности работников, как правило, до 15 человек. Но есть регионы, где численность сотрудников ограничена 10 работниками (Республика Дагестан, Камчатский край, Кемеровская область) или 5 работниками (Астраханская область, Белгородская область, Самарская область). В отдельных субъектах установлен не толь-

ко верхний, но и нижний порог численности (например, в Карачаево-Черкесской Республике - от 2 до 15 человек). В Брянской области применение льготной налоговой ставки возможно, если средняя численность наемных работников в первый год деятельности составляет от 3 до 20 человек, во второй год - от 3 до 50 человек. Помимо численности, введены ограничения по величине доходов, предусмотренной пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, - от 15 миллионов рублей (в Республике Карелия, Республике Хакасия, Алтайском крае, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Кировской, Курской, Псковской, Смоленской, Томской, Ярославской областях) до 60 миллионов рублей (в Архангельской области и городе Севастополе).

Нулевая ставка предусмотрена также для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при осуществлении инновационных видов деятельности в рамках патентной системы налогообложения. К таким видам деятельности относится оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации. Только в двух субъектах Российской Федерации (Пермский край, Новгородская область) воспользоваться нулевой ставкой можно при осуществлении видов предпринимательской деятельности, относящихся к научным исследованиям и разработкам согласно ОКВЭД. В одних субъектах Российской Федерации не устанавливают ограничения на право применения льготной налоговой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в научной сфере (например Псковская и Смоленская области, Республика Алтай). В других субъектах, таких как Брянская, Орловская, Новгородская области, действуют дополнительные ограничения на право применения налогоплательщиками нулевой ставки. Аналогично упрощенной системе налогоо-

бложения для того, чтобы воспользоваться нулевой ставкой, индивидуальным предпринимателям следует преодолеть ограничения по средней численности наемных работников (Брянская, Кировская области), среднемесячной заработной плате в расчете на одного наемного работника (Брянская область), предельному размеру доходов (Удмуртская, Кировская области).

Недостаток регионального законодательства нам видится в том, что бенефициары налоговых льгот унифицированы -льготы предоставляются не только научным организациям, но и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Полагаем, что такие ограничения, особенно в отношении предельного размера доходов, введены в целях противодействия умышленному дроблению бизнеса. Однако, на наш взгляд, такой подход противоречит концепции поддержки развития и расширения бизнеса, связанного с научной и инновационной деятельностью, посредством экспансии в регионы. С учетом незначительной фискальной роли специальных налоговых режимов по сравнению с другими налогами, формирующими доходы региональных бюджетов, дополнительное ограничение, направленное на предупреждение незаконопослушного налогового поведения применительно к научным организациям, представляется нам чрезмерным.

В качестве положительной меры следует рассматривать расширение периметра применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в виде уменьшения суммы налога при условии осуществления организацией инвестиций (ст. 286.1 НК РФ). Расширение возможного периметра применения этого инструмента в регионах происходит на фоне отмены их права снижать ставку региональной части налога на прибыль. В настоящее время более 50 субъектов Российской Федерации восполь-

зовались правом введения инвестиционного налогового вычета. Полагаем, что в условиях региональной налоговой конкуренции их число увеличится. С учетом высокого стимулирующего потенциала льготы и для нивелирования появления выпадающих налоговых доходов региональных бюджетов в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрена компенсация финансового обеспечения приоритетных расходов из федерального бюджета.

За рубежом используются разнообразные формы инвестиционного налогового вычета (кредита), позволяющие снизить затраты на научные исследования на 5-10 процентов. Положительной стороной этого вида льготирования является доступность не только для компаний, занимающихся научными разработками, но и для инвесторов научных исследований. Такая преференция направлена в том числе на стимулирование инвестиций в собственную производственную базу и (или) научное оборудование. Данные исследований США свидетельствуют о том, что один доллар налоговых льгот дает один дополнительный доллар расходов на НИОКР (см. [10]).

Помимо формирования благоприятных условий для экспансии технологических инноваций на региональные рынки благодаря государственной поддержке коммерциализации доходов, важно создавать «точки роста», притягивающие факторы производства и дающие импульсы для генерации технологических инноваций. В Российской Федерации практическая реализация этой задачи происходит на специально выделенных территориях, позиционируемых в качестве инновационных научно-технологических центров (далее - НТЦ): «Сколково», технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны и т. п. С 1 января 2019 года налогообложение участников НТЦ уравнено с резидентами проекта «Сколко-

5 См. Федеральный закон от 30 октября 2018 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инно-

во» 5, то есть они освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС (новая редакция статьи 145.1 НК РФ), налога на прибыль (ст. 246.1 НК РФ), налога на имущество организаций (п. 28 ст. 381 НК РФ) и вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (п. 9 ст. 427 НК РФ). Согласно отчету Ассоциации кластеров и технопарков России [12] в 2019 году льготная ставка налога на прибыль организаций для резидентов технопарков действовала (в настоящее время действуют такие же ставки) в 9 субъектах Российской Федерации, в том числе:

• в Республике Бурятия и Пермском крае - 12,5 процента;

• в Москве, Московской области, Новгородской области на протяжении пяти лет (начиная с 2019 года) - 13,5 процента;

• в Саратовской, Кемеровской и Новосибирской областях и в Республике Мордовия - 13,5 процента.

Причем в Мордовии не менее половины доходов от реализации должна приносить инновационная продукция.

В настоящее время НТЦ создаются на базах МГУ им. М. Ломоносова, РАН, РХТУ им. Менделеева, центра «Сириус» в городе Сочи, Академгородка в Новосибирске, Уральского федерального университета, а также в Тамбовской, Калининградской и Калужской областях 6. По данным Геоинформационной системы «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» 7, в 2018 году на территории 53 субъектов Российской Федерации функционировали 157 технопарков, в том числе 65 промышленных технопарков, из которых 49 являлись дей-

ствующими, 16 создавались; в 2019 году действовали 33 промышленных кластера, что на 8 кластеров больше, чем в предыдущие периоды, однако 24 кластера находятся на начальном уровне организации. В связи с этим полагаем, что действующая система налоговых преференций не требует дальнейшего расширения.

Выводы

1. Анализ налоговых льгот в виде принятия к вычету из налогооблагаемой прибыли расходов на НИОКР показал, что в основном их бенефициары получают положительный результат от НИОКР. Низкая доля льготируемых расходов, не давших положительный результат, служит своего рода индикатором непопулярности налоговых преференций в отношении прорывных, связанных с большим риском технологий, с одной стороны, и несовместимостью технологий с изношенным оборудованием, с другой. В то же время вопрос трансплантации новых технологий не может быть решен только налоговыми методами. Полагаем, что положительная динамика увеличения расходов на НИОКР свидетельствует о целесообразности сохранения указанной льготы, поскольку она позволяет обеспечить достижение поставленной государством цели - увеличение технологических инноваций посредством снижения налоговой нагрузки в приоритетных областях. Учитывая, что с 2021 года реализуется налоговый маневр для ИТ-компаний, инвестиционный налоговый вычет согласно статье 286.1 НК РФ распространяется на сферу расходов НИОКР, дальнейшее совершен-

вационных научно-технологических центрах и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6 Смотри:

О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». URL: http://government. ru/docs/36190/

О создании инновационного научно-технологического центра «Долина Менделеева». URL: http://m. government.ru/docs/38685/

проект Постановления Правительства Российской Федерации «О создании Инновационного научно-технологического центра «Инновационный научно-технологический центр «Сириус». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56696030/

7 Геоинформационная система «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры». URL: https://www.gisip.ru

ствование налогового законодательства следует проводить в части применения коэффициента 1,5 (ст. 262 НК РФ) и пониженных налоговых ставок (ст. 284 НК РФ). Иные дополнительные законодательные новации целесообразны только после анализа оценки эффекта льгот, которые начали действовать с 2021 года.

По нашему мнению, необходимо проведение комплексной реформы в части налогового стимулирования НИОКР с целью расширения периметра применения коэффициента 1,5, который в настоящее время применяется для налогового учета расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации (действующий порядок).

2. Выявлено укрупнение размера налоговых льгот в расчете на одного налогоплательщика, однако отдельные льготы имеют низкую степень востребованности. За анализируемый период 2014-2019 годы всего 2 организации включили в расходы для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, а повышающим коэффициентом в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, ежегодно пользуются около 5 организаций.

3. Показано, что в целях поддержки коммерциализации доходов 1Т-компаний на региональных рынках введены пониженные ставки по налогу на прибыль по упрощенной и патентной системам налогообложения для научных компаний, а также определена возможность применения инвестиционного налогового вычета. Такие меры могут стать катализаторами технологических инноваций, создавая в регионах питательную среду за счет создания условий, при которых компании смогли бы осознать выгодность научно-инновационной деятельности в ближайшей и среднесрочной перспективах. Обосновано, что не следует применять унифицированный подход к стимулирова-

нию научных организаций в совокупности с социально-бытовой сферой. Ряд условий (по численности, размеру доходов), установленных в рамках упрощенной системы налогообложения, в первую очередь как мера противодействия дроблению бизнеса, ограничивает возможности развития научных организаций.

4. Налоговая поддержка «точек роста» формирует инфраструктуру для технологических инноваций в отдельных регионах, создает пространственный каркас инновационного роста. Значительная часть пространственных налоговых стимулов была расширена за счет распространения налоговых льгот, применяемых резидентами проекта «Сколково», на остальные проекты. В связи с тем, что большинство кластеров находятся на начальном уровне организационного развития, без оценки экономических и фискальных эффектов налоговых льгот дальнейшее увеличение перечня льгот нецелесообразно.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 : постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 988 : в редакции от 18 мая 2019 года. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изме-

нений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 7 июня 2011 года № 132-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Центр стратегических разработок, Deloitte. Качественное изменение производства: стимулы и барьеры. Обзор производственного сектора в России - 2019. Москва, 2019. URL: https://www2.deloitte.com/ content/dam/Deloitte/ru/Documents/manufac turing/russian/manufactoring-report-ru-2019. pdf (дата обращения: 25.03.2020)

5. Суслина А. Л., Леухин Р. С. Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире // Финансовый журнал. 2018. № 5. С. 58-69.

6. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» в части поддержки ИТ-сферы» : Закон Санкт-Петербурга от 16 апреля 2018 года № 189-39. URL: http://docs. cntd.ru/document/8334950 (дата обращения: 14.03.2020).

7. Туманянц К. А. Фискальный эффект снижения налоговой нагрузки на малое предпринимательство в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 2 (24). С. 16-24.

8. Таблица пониженных ставок УСН в 2019 году по регионам. URL: https://www. glavbukh.ru/art/55851-ponijennye-stavki-usn (дата обращения: 14.03.2020).

9. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : утверждены Министерством финансов Российской Федерации. Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс.

10. Atkinson R. D. Expanding R&D Tax Credit to Drive Innovation, Competitiveness and Prosperity. The Information Technology and Innovation Foundation. April, 2007. DOI 10.1007/s10961-007-9046-y

11. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : Федеральный закон от 30 октября 2018 года № З73-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс.

12. Данилов Л. В., Кашинова Е. А., Кравченко Е .И., Бухарова М. М., Лабудин М. А. Пятый ежегодный обзор «Технопарки России - 2019. М. : Ассоциация развития кластеров и технопарков России, 2019. 110 с.

13. О создании инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». URL: http://government.ru/docs/36190/ (дата обращения: 14.03.2020).

14. О создании инновационного научно-технологического центра «Долина Менделеева». URL: http://m.government.ru/ docs/38685/ (дата обращения: 14.03.2020).

15. О создании Инновационного научно-технологического центра «Инновационный научно-технологический центр «Сириус» : проект постановления Правительства Российской Федерации : подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации 10 июня 2019года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56696030/ (дата обращения: 14.03.2020).

16. Геоинформационная система «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры». URL: https://www.gisip.ru (дата обращения: 15.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.