Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / IT-ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лиликова О.С., Гусакова Ю.С.

Санкции, введенные в 2022 г. в отношении РФ, продемонстрировали, насколько сильно экономика нашей страны зависит от импортных информационных технологий. Сегодня перед государством стоит задача - сделать технологический рынок РФ конкурентоспособным, следовательно, необходимо принимать меры государственной поддержки предпринимательства в сфере IT-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS (ON THE EXAMPLE OF IT-TECHNOLOGIES)

The sanctions imposed in 2022 against the Russian Federation demonstrated how much the economy of our country depends on imported information technologies. Today, the state is faced with the task of making the technology market of the Russian Federation competitive, therefore, it is necessary to take measures of state support for entrepreneurship in the field of IT-technologies.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ)»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УДК 346.9

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/1/138-143

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ)

О. С. Лиликова, Ю. С. Гусакова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP

IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS (ON THE EXAMPLE OF IT-TECHNOLOGIES)

O. S. Lilikova, Yu. S. Gusakova Belgorod State National Research University

Аннотация: санкции, введенные в 2022 г. в отношении РФ, продемонстрировали, насколько сильно экономика нашей страны зависит от импортных информационных технологий. Сегодня перед государством стоит задача - сделать технологический рынок РФ конкурентоспособным, следовательно, необходимо принимать меры государственной поддержки предпринимательства в сфере IT-технологий.

Ключевые слова: государственная поддержка, предпринимательство, IT-технологии, налоговые льготы.

Abstract: the sanctions imposed in 2022 against the Russian Federation demonstrated how much the economy of our country depends on imported information technologies. Today, the state is faced with the task of making the technology market of the Russian Federation competitive, therefore, it is necessary to take measures of state support for entrepreneurship in the field of IT-technologies. Key words: state support, entrepreneurship, IT-technologies, tax benefits.

Современная геополитическая и экономическая обстановка являются довольно сложными. Из-за определенных событий во внешнеполитической деятельности Российской Федерации в отношении нашего государства введены санкции, подавляющее число которых ударило именно по малому и среднему сегменту предпринимательства. В настоящее время положение предпринимателей, которые, по сути, составляют основу современного рынка в стране, является нестабильным и гораздо более сложным, чем в период пандемии СОУГО-19. Во многом это обусловлено приостановками поставок товаров из-за границы, запретом осуществления валютных операций, девальвацией рубля и пр.

Поскольку санкции ударили наиболее сильно именно по предпринимателям, государство

© Лиликова О. С., Гусакова Ю. С., 2023

разработало систему мер поддержки малого и среднего бизнеса, которые должны помочь предприятиям «остаться на плаву» в этот непростой период. Рассмотрим их более подробно.

Стоит отметить, что многие меры поддержки являются аналогичными тем, которые принимались государством в связи с коронавирусом. Так, предпринимателям разрешат взять кредитные каникулы на срок до шести месяцев, что позволит им в течение этого периода не платить по своим кредитным обязательствам. Однако такие кредитные каникулы предоставляются не всем предпринимателям, а только тем, чья деятельность относится к перечню, закрепленному в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 3371. Например, такими отраслями в

1 Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1

соответствии с Перечнем являются рыболовство и рыбоводство, производство одежды, бумаги, бумажных изделий, производство электрического оборудования, розничная торговля автомобилями, автомобильными деталями, деятельность железнодорожного транспорта и пр. На наш взгляд, мера поддержки довольно эффективная, но вызывает сомнение срок, на который можно взять кредитные каникулы. Дело в том, что у многих предприятий в настоящее время уровень дохода падает, и нет гарантий, что он вернется на досанкционный уровень к концу кредитных каникул. Если это не произойдет, предприятие будет вынуждено закрыться. Считаем, что целесообразнее было бы продлить кредитные каникулы на срок до одного года или же предусмотреть возможность их пролонгации с 6 до 12 месяцев в случаях, если финансовое состояние предприятия не изменится и его доходов не хватит для оплаты обязательств по кредитам.

Кроме того, в 2022 г. были запущены три льготные программы кредитования малого и среднего бизнеса, общий смысл которых сводится к тому, что предпринимателям, которые будут брать кредит для осуществления своей деятельности, предлагается сниженная налоговая ставка. В зависимости от льготной программы она варьируется от 8,5 до 15 % годовых2. Учи -тывая, что Центральный банк РФ поднял ключевую ставку до 20 %, такое снижение процентной ставки для кредитования предпринимателей является весьма перспективным способом снижения финансового бремени на предприятия.

Немаловажной мерой поддержки предпринимательства является введение моратория на проведение проверок. Смысл этой меры заключается в том, что до конца 2022 г. запрещаются все проверки предприятий малого и среднего бизнеса, а также ИП. Исключение составляют

статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 337 (в ред. от 17.06.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 11. Ст. 1716.

2 Меры поддержки бизнеса и граждан с 01.03.2022 //

Бухгуру: бухгалтерский интернет-журнал. URL: https://

buhguru.com/novye-mery-podderzhki-biznesa-i-grazhdan-

2022-sankczii-protiv-rossii (дата обращения: 27.09.2022).

случаи, когда требуется внеплановая проверка ввиду существования реальной угрозы жизни и здоровью людей3.

Отдельной группой мер поддержки малого и среднего предпринимательства являются налоговые меры. Прежде всего стоит отметить, что в течение всего 2022 г. был продлен срок уплаты всех налогов. Эта мера впервые была использована в 2020 г. в период пандемии и в целом зарекомендовала себя как весьма эффективная. Уменьшается также размер пеней, который будет начисляться за просрочку некоторых видов налоговых платежей. Более того, с 1 марта по 1 сентября 2022 г. ФНС запрещено подавать заявления о банкротстве компаний, у которых имеются задолженности по налогам и взносам. Это тоже своеобразная мера, связанная с отсрочкой исполнения компаниями своих налоговых обязательств. С 10 марта по 1 июня 2022 г. запрещены такие блокировки счетов предпринимателей-должников, в том числе и ИП, которые по всем обязательствам отвечают своим имуществом. Данное правило не распространяется на предпринимателей, чьи счета уже были арестованы по состоянию на 10 марта, а возбужденные в отношении их исполнительные производства также не прекращаются и не приостанавливаются.

Изменения коснулись и ставок по НДС. В частности, со II квартала 2022 г. по II квартал 2027 г. гостиницы и иные места отдыха могут применять по своим услугам нулевую ставку по НДС. Для получения льготы необходимо, чтобы гостиница соответствовала нескольким условиям:

1) находиться в реестре объектов туристической индустрии;

2) должна быть введена в эксплуатацию в 2022 г.

Главная цель применения налоговых мер -снижение налогового бремени на предпринимательский сектор, чтобы дать им возможность стабилизировать свою деятельность с учетом новых условий, в которых приходится работать.

В условиях санкций, действующих в настоящее время, особенно актуальной для государства стала проблема поддержки предпринима-

3 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля : постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 11. Ст. 1715.

О. С. Лиликова, Ю. С. Гусакова

Государственная поддержка предпринимательства в условиях санкций (на примере IT-технологий)

Т а б л и ц а

Сравнение ставок по оплате страховых взносов на заработные платы сотрудников 1Т-сферы

Вид страхового взноса Общий показатель на 2017 г., % 2017 г., % 2021-2022 гг., %

Обязательное пенсионное страхование 22 8 6

Обязательное медицинское страхование 5,1 4 0,1

Обязательные взносы на случай временной нетрудоспособности 2,9 2 1,5

тельства и в сфере 1Т-технологий. Во многом это обусловлено тем, что введение санкций в отношении Российской Федерации существенно сократило число информационных разработок, импортируемых в нашу страну, а также обнажило проблему нехватки технических специалистов для разработки российского высокотехнологичного оборудования. Все это стало причиной активной государственной деятельности по оказанию поддержки информационному сегменту предпринимательства, которое способствовало бы его активному развитию и сделало бы российский 1Т-рынок конкурентоспособным. По верному замечанию Ф. Р. Франгян, цифрови-зация бизнеса стала актуальной не только для крупных предприятий, но и для микропред-приятий4.

Впервые о необходимости поддержки предпринимательства заговорили еще в 2021 г., так как государство к 2024 г. планировало полностью «оцифровать» экономику и социальную сферу, однако такие нововведения далеко не всеми учеными и действующими юристами оцениваются положительно. Полагаем целесообразным сначала рассмотреть основные мероприятия, которые реализуются государством.

Итак, 2 марта 2022 г. был подписан Указ Президента РФ № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»5. Прежде всего в рамках рассматриваемого указа необходимо было установить нулевую ставку по налогу на прибыль. Данная преференция должна действовать до 31 марта 2024 г., как и ряд иных налоговых послаблений для 1Т-сферы. На наш взгляд, это вполне закономерная и обоснованная мера, поскольку субъекты предпринима-

4 См.: ФрангянФ.Р. Сравнительный анализ поддержки цифровизации малых и средних предприятий в России и за рубежом // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 174.

5 Российская газета. 2022. № 46.

тельской деятельности должны ежегодно уплачивать в государственный и муниципальный бюджеты довольно большие суммы налогов. Освобождение предпринимательства от налогового бремени позволит более рационально распоряжаться денежными средствами, в том числе в большей степени вкладывать их в свое развитие, а не в уплату налогов. Кроме того, по данным электронного издания «Главбух», в настоящее время в Правительстве РФ активно обсуждается вопрос относительно расширения налоговых льгот для 1Т-компаний, которые получают доходы за счет осуществления рекламной деятельности, а также установки и тестирования отечественных 1Т-продуктов6.

Помимо вышеуказанного, в 2021 г. были существенно снижены процентные ставки по оплате страховых взносов на зарплату сотрудников, работающих в информационной сфере. В 2022 г. эти ставки сохранились. Целесообразно провести соотношение в виде таблицы.

Таким образом, ставки по оплате страховых взносов для сотрудников 1Т-сферы до сих пор остаются одними из самых низких в области предпринимательства. Это стимулирует работодателей расширять штат, привлекая к работе новых, талантливых сотрудников. В целом данную меру оцениваем как весьма эффективную.

Кроме того, в соответствии с подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ компании, которые занимаются разработкой программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) освобождены от уплаты НДС при передаче исключительных прав7. Однако данная привиле-

6 Новые налоговые льготы для IT-компаний в 2022 г. из-за санкций // Главбух : электронный журнал. URL: https://www.glavbukh.ru/art/386858--novye-nalogovye-lgoty-dlya-it-kompaniy-v-2022-godu-iz-za-sanktsiy (дата обращения: 27.09.2022).

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть

первая) : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

гия не является безусловной. Для того чтобы применять ее, компания должна соблюсти следующие условия: все разработки должны иметь отечественное происхождение, а также быть зарегистрированными в реестре, установленном постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236.

Налоговые льготы являются не единственными преференциями, которые в 2022 г. были предоставлены ГГ-компаниям. Широкий общественный резонанс вызвало требование Правительства о предоставлении отсрочки от прохождения военной службы сотрудниками информационных компаний. Условия предоставления отсрочки от армии установлены постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам РФ, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»8. Предоставление отсрочки возможно на следующих условиях:

1) лицо должно осуществлять рабочую деятельность в течение 11 месяцев в П^-компании, предшествующих месяцу призыва;

2) работник должен иметь высшее образование по соответствующей специальности;

3) трудовой договор должен быть заключен в течение года с даты окончания обучения в вузе.

Таким образом, только при соблюдении указанных условий лицу может быть предоставлена отсрочка от прохождения военной службы. На наш взгляд, это достаточно мощный стимул для будущих выпускников технических вузов по П\ специальностям продолжать свою трудовую деятельность в соответствующих компаниях, а не заниматься иными видами трудовой деятельности. Кроме того, сейчас в вузах обучается достаточно талантливая молодежь, которая гораздо сильнее интегрирована в !Т-пространство и может нестандартно и эффективно решать поставленные задачи. Приток таких выпускников в П-компании позволит активно развивать эту сферу.

Обратим внимание и на то, что отсрочка от армии до 27 лет на период работы в П- компании позволит практически полностью исключить текучку молодых специалистов в компаниях и на

8 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 14. Ст. 2271.

предприятиях. Единственное, что пока не совсем понятно из этой инициативы, это будет ли предоставляться отсрочка только в случае непрерывной работы на одном предприятии или же молодому специалисту будет предоставляться возможность менять место работы с одной компании на другую в !Т-сфере, но с сохранением отсрочки. На наш взгляд, целесообразнее было бы руководствоваться вторым вариантом.

Если подобные меры поддержки будут реализованы в полном объеме, то это позволит вывести сферу !Т-предпринимательства в России на совершенно новый уровень. Не только уже существующие компании получат дополнительный стимул работать, развиваться и внедрять свои технологии и разработки на российский рынок, но будут появляться и новые предприниматели, особенно из числа бывших студентов технических вузов.

Еще одной нестандартной льготой для работников !Т-сферы является предоставление льготной ипотеки по ставке всего лишь до 5 % годовых. Порядок предоставления ипотеки урегулирован федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»9, однако, несмотря на достаточно четкое правовое регулирование данного процесса, фактически получить ипотеку очень сложно. Во многом это обусловлено дороговизной недвижимости, а также высокой ключевой процентной ставкой, которая устанавливается Центробанком РФ. В совокупности из-за этого приобрести свое жилье очень сложно, так как люди физически не могут выплачивать ежемесячные платежи10. Установление льготной ставки в 5 % (общая ключевая ставка на сегодняшний день составляет 14 %) призвано решить эту проблему. С одной стороны, эта мера делает жилье для сотрудников П- сферы доступным, а с другой - стимулирует специалистов работать в ^-компаниях, тем самым развивая эту структуру. В целом данная мера целесообразная, однако судить о ее эффективности пока не представляется возможным, поскольку прошло слишком мало времени, чтобы провести соотношение между уровнем развития !Т-сферы и числом льготных ипотек, выданных работникам.

9 Российская газета. 1998. № 137.

10 См.: Гребенникова В. А., ОстапенкоМ. И. Обзор современного состояния рынка ипотечного кредитования в Российской Федерации // Современные технологии управления. 2022. № 1 (97). С. 1.

О. С. Лиликова, Ю. С. Гусакова

Государственная поддержка предпринимательства в условиях санкций (на примере 1Т-технологий)

С ипотекой тесно связано и кредитование бизнеса в сфере 1Т. В соответствии с положениями анализируемого нами указа Президента РФ, таким компаниям предоставляется также право на получение льготных кредитов по сниженной ставке - 3 % годовых. Делается это для того, чтобы все возможные финансовые ресурсы 1Т-компании вкладывали в разработку нового отечественного программного обеспечения, технологий и ЭВМ, а также обеспечения их независимости от импортного рынка. Разработка таких технологий - это развитие рассматриваемой нами сферы деятельности, следовательно, предоставление льготных кредитов должно стимулировать данную сферу.

Следующая мера - это запрет до 3 марта 2025 г. проведения выездных налоговых проверок. Порядок проведения выездной налоговой проверки закреплен в ст. 89 НК РФ. Как уже понятно из наименования, главное ее отличие от камеральной проверки заключается в том, что она осуществляется не только на основании представленных документов, но и с выездом на место, где находится сам налогоплательщик по его юридическому адресу. Таким образом, выездная налоговая проверка осуществляется по месту нахождения не налогового органа, а налогоплательщика. В процессе выездной налоговой проверки могут быть выявлены те или иные нарушения. Они подлежат обязательной фиксации, кроме того, формируется доказательственная база, подтверждающая наличие правонарушения, а также налоговый инспектор проводит расчеты о сумме недоимки по уплаченным налогам, с учетом пени. Следовательно, эта мера - своеобразное «освобождение» 1Т-компаний от уплаты штрафов от возможных нарушений налогового законодательства, которые иногда могут составлять довольно большие цифры. Кроме того, выездные проверки существенно задерживают работу 1Т-компаний, так как по времени подобные проверки могут длиться до одного месяца, в течение которого сотрудники компании больше времени уделяют именно обеспечению качества проводимой проверки, а не фактической работе по специальности.

При этом от камеральных проверок 1Т-компании не освобождаются. В контексте рассмотрения вопроса отметим, что содержание и специфика проведения камеральных налоговых проверок урегулированы ст. 88 НК РФ. Нередко

такую проверку именуют документарной, так как деятельность налогоплательщика проверяется только на основании документов без фактического выезда на место его деятельности.

Отметим также следующие меры государственной поддержки:

- освобождение от уплаты таможенных пошлин цифровых технологий, которые вывозятся из России в страны ЕАЭС. Обязательным условием для использования льготы является регистрация декларации на них в период с 28 марта по 30 сентября 2022 г.;

- предоставление ежегодных грантов на разработку наиболее перспективных для России 1Т-технологий, а также их количественное увеличение и др.

Таким образом, государственная поддержка сферы 1Т является одним из ключевых направлений государственной деятельности. Анализ действующего законодательства показал, что только эта сфера получила наибольшее количество преференций в связи с введением в отношении России экономических санкций. Несмотря на то что российский цифровой рынок сильно зависит от зарубежных 1Т-технологий, в Российской Федерации есть все возможности и инструменты реализации собственных разработок, а также их повсеместного внедрения.

Меры государственной поддержки предпринимателей преимущественно носят налоговый или финансовый характер, например:

- запрет на определенный срок проведения выездных плановых налоговых проверок;

- снижение ставок по оплате страховых взносов на работников 1Т-сферы;

- снижение ставок по кредитованию 1Т-бизнеса до 3 % при ключевой ставке 14 %;

- предоставление сотрудникам 1Т-специаль-ностей при соблюдении определенных условий льготных ипотек по ставке до 5 %;

- выделение большого и ежегодного количества государственных грантов на разработку наиболее перспективных для страны цифровых технологий;

- предоставление сотрудникам 1Т-специаль-ностей при соблюдении определенных условий отсрочки от прохождения военной службы и т. д.

Полагаем, что комплекс мер, принятых государством, является весьма эффективным и позволит предпринимателям успешно осуществлять свою деятельность и дальше. Меры под-

держки малому и среднему предпринимательству оказываются не только на федеральном, но и на региональном уровне. Например, в Белгородской области введены следующее меры по поддержке предпринимателей:

- льготный лизинг, по которому предприниматели получили право приобретать оборудование по сниженной процентной ставке (6 % для отечественного и 8 % для иностранного оборудования);

- продление компенсаций на использование системы быстрых платежей;

- послабления по госзакупкам, реализуемые в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- выделение грантов для социальных предприятий в размере от 100 до 500 тыс. рублей, но не более 50 % затрат проекта. В качестве основных видов расходов в пределах гранта выделяются аренда помещения, его ремонт, приобретение оргтехники или оборудования и т. д.

В настоящее время довольно сложно судить об эффективности принятых мер, так как прошло слишком мало времени после их введения. Кроме того, достаточно сложно судить о проблематике, поскольку в данном случае она носит

практический характер, а все эти меры заработали не в полную силу, чтобы судить, насколько качественно они осуществляются, и какие проблемы при этом могут возникать. Однако с уверенностью можно сказать, что они будут способствовать активному развитию предпринимательства в сфере IT-технологий и созданию отечественных цифровых технологий, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке.

Библиографический список

Гребенникова В. А., Остапенко М. И. Обзор современного состояния рынка ипотечного кредитования в Российской Федерации // Современные технологии управления. 2022. № 1 (97). С. 1.

Франгян Ф. Р. Сравнительный анализ поддержки цифровизации малых и средних предприятий в России и за рубежом // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 174.

References

Grebennikova V. A., Ostapenko M. I. Review of the current state of the mortgage lending market in the Russian Federation // Modern management technologies. 2022. № 1 (97). Р. 1.

Frangyan F. R. Comparative analysis of support for digitalization of small and medium-sized enterprises in Russia and abroad // Innovations and investments. 2022. № 3. P. 174.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Лиликова О. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права

Гусакова Ю. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права

E-mail: Strebkova@bsu.edu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию: 27.09.2022 Для цитирования:

Лиликова О.С., Гусакова Ю.С. Государственная поддержка предпринимательства в условиях санкций (на примере IT-технологий) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1 (52). С. 138-143. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/1Z138-143.

Belgorod State National Research University Lilikova O. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Labor and Business Law Department

Gusakova Yu. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Labor and Business Law Department

E-mail: Strebkova@bsu.edu.ru

Received: 27.09.2022 Recommended citation:

Lilikova O. S., Gusakova Yu.S. State support for en-trepreneurship in the conditions of sanctions (on the example of IT-technologies) // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 1 (52). P. 138-143. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/ 2023/1/138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.