Эффективные механизмы достижения этой цели проверены на опыте Великой Отечественной войны при переводе в кратчайшие сроки всей промышленности на военные рельсы, при создании единого органа государственного и военного управления - Государственного Комитета Обороны (ГКО).
Перевод промышленности на военные рельсы и ее реформирование отвечает требованиям военно-экономических законов неуклонного повышения производительности труда, первоочередного удовлетворения военно-экономических потребностей в рамках стратегического планирования и централизованного управления производством на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Эти подходы к управлению производством способствуют разработке конкретных механизмов формирования и выполнения Гособоронзаказа и предполагают включение в него в первоочередном порядке заданий на новые образцы техники и вооружений, в том числе производимые впервые и не имеющие аналога.
В условиях геополитической нестабильности, возрастания рисков региональных конфликтов государственное распределение экономических ресурсов становится необходимым условием обеспечения высокой обороноспособности и защиты национальных интересов.
Источники:
1. Буравлев А.И. К вопросу оценки экономической безопасности государства и военных расходов на ее обеспечение / А.И. Буравлев // Вооружение и экономика. - 2022. - № 2.
2. Горгола Е.В. Системный подход в обеспечении мер повышения эффективности инновационной деятельности в оборонном комплексе Российской Федерации / Е.В. Горгола, Ю.В. Воронцова // Вооружение и экономика. - 2022. - N° 2.
3. Галов С.Ю. Геоэкономические факторы в оценке военно-политической обстановки / С.Ю. Галов, М.В. Куликов, М.П. Сагалаев // Вооружение и экономика. - 2021. - № 1.
4. Ельшин В.А. Особенности систем стратегического управления развитием ОПК / В.А. Ельшин // Экономика и бизнес. - 2020.
5. Ельшин В.А.. Подходы к развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК) / В.А. Ельшин // Экономика и бизнес. - 2020.
6. Неволин И.В. Экономические эффекты в оборонно-промышленном комплексе / И.В. Неволин, О.В. Тевелева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17, вып. 11. - С. 2112-2132.
7. Неволин И.В. Диверсификация оборонной промышленности: состояние исследований / И.В. Неволин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2022. - Т. 18, вып. 1. - С. 4-21.
8. Голубев С.С. Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях / С.С. Голубев, С.С. Чеботарев // Экономические стратегии. - 2018. - Т. 20, № 3. - С. 69-81.
9. Николаев А.Е. Совершенствование механизма управления развитием научно-технического потенциала оборонно-промышленного комплекса / А.Е. Николаев // Экономика и бизнес. - 2015.
10. Кохно П.А. Конкурентный ресурсно-стоимостный оборонно-промышленный комплекс / П.А. Кохно, А.С. Косарев // Экономика и бизнес. - 2017.
11. Иванов Ф.В. Финансовые механизмы государственного оборонного заказа: состояние и развитие / Ф.В. Иванов, О.В. Кузнецов // Экономика и бизнес. - 2017.
12. Старожук Е.А. Комплексная экономическая оценка реализуемости мероприятий Гособоронзаказа в виде динамического процесса / Е.А. Старожук, П.И. Абрамов // Экономика и бизнес. - 2013.
13. Колганов В.А. Стратегическое сдерживание как фактор обеспечения безопасности Российской Федерации / В.А. Колганов, Г.Б. Рыжов, И.В. Соловьев // Военная мысль. - 2022. - № 8.
14. Уланов А.С. Прогностическая оценка тенденций развития средств вооруженной борьбы и способов их применения в войнах будущего / А.С. Уланов // Военная мысль. - 2022. - № 8.
15. Зарудницкий В.Б. Военная наука: новые горизонты познания / В.Б. Зарудницкий // Военная мысль. - 2022. - № 7.
EDN: XRWFBW
А.С. Неуступова - к.э.н., доцент кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.S. Neustupova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics of the shipbuilding industry, St. Petersburg state marine technical university, Saint Petersburg, Russia;
А.И. Милова - обучающийся инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.I. Milova - student of the faculty of engineering and economics, St Petersburg state marine technical university, Saint Petersburg, Russia;
B.Д. Подик - обучающийся инженерно-экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
V.D. Podik - student of the faculty of engineering and economics, St. Petersburg state marine technical university, Saint Petersburg, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ECONOMIC SECURITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS
Аннотация. В статье рассмотрены особенности санкций западных стран, введенные в ответ на действия Российской Федерации по денацификации и демилитаризации Украины. Произведен анализ влияния ограничений на экономику страны, а также действия, предпринимаемые Правительством РФ, для поддержания экономики государства и приспособление её к новым условиям. Выделены внутренние и внешние угрозы для малого предпринимательства. Перечислены альтернативные способы оплаты поставок из иностранных государств для компаний и организаций, на деятельность которых повлияла отмена действия SWIFT, а также платежных систем Visa и MasterCard, описаны льготы для специалистов и компаний в сфере IT (Information Technology), меры антикризисной поддержки бизнеса, обозначены особые экономические зоны (ОЭЗ), действующие а территории России, подходящие для осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства.
Abstract. the article discusses the sanctions of countries imposed in response to the actions of the Russian Federation on the denazification and demilitarization of Ukraine. The analysis of the impact of restrictions on the country's economy, as well as actions taken by the Government of the Russian Federation to maintain the state's economy and adapt it to new conditions, is carried out. Internal and external threats to entrepreneurship are highlighted. Alternative payment methods for supplies from foreign countries for companies and organizations whose activities were affected by the cancellation of Visa and MasterCard payment systems are listed, benefits for IT (Information Technology) specialists and companies, anti-crisis business support measures are described, special economic zones (SEZ) organized in Russia are listed, suitable for implementation activities of small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство экономическая безопасность, санкции, экономика Российской Федерации, финансовая система, альтернативные платежи, экономический кризис, особая экономическая зона.
Keywords: economic security, sanctions, economy of the Russian Federation, financial system, alternative payments, economic crisis, special economic zone.
Сегодня для поддержания безопасности и благосостояния национальной экономики существенную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса. Представителям малого и среднего предпринимательства проще адаптироваться к новым требованиям рынка, сохранять конкурентную среду на рынке, поддерживать спрос.
По данным статистики, сектор малого и среднего предпринимательства составляет значительную часть экономики России, что видно из таблицы 1.
Таблица 1 - Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ
Федеральный округ дата
10.09.2019 г. 10.09.2020 г. 10.09.2021 г. 10.09.2022 г.
Центральный 1 775 011 1 715 918 1 782 858 1 864 113
Северо-западный 676 903 653 111 656 513 667 556
Приволжский 1 041 782 999 942 1 004 326 1 023 805
Уральский 501 003 481 833 481 002 492 239
Южный 697 175 667 620 665 872 675 705
Северо-Кавказский 195 892 190 514 194 162 202 320
Сибирский 618 198 595 184 593 972 600 629
Дальневосточный 307 314 298 616 298 843 301 792
Всего 5 813 278 5 602 738 5 677 548 5 828 159
Источник: таблица составлена авторами на основе [13]
Благодаря предпринятым чрезвычайным мерам федеральной и региональной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, обусловленного коронавирусной инфекцией, российскому предпринимательству удалось противостоять кризисным явлениям. Из таблицы следует, что количество субъектов МСП в 3 квартале 2022 года увеличилось на 14 881 по сравнению с данными на 3 квартал 2019 год. Сильнейшее сокращение численности экономических субъектов наблюдалось в 2020 году по причине Covid-19.
Особую роль в поддержке предприятий малого и среднего бизнеса играют и действующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), создаваемые с целью стимулирования развития инфраструктуры страны и улучшения внешнеэкономических связей. Существует несколько видов ОЭЗ, перечислим те, которые больше адаптированы к предприятиям малого и среднего бизнеса. Во-первых, это налоговая ОЭЗ, основной целью которой является изменения размера налогов и сборов в меньшую сторону или их отмена, во-вторых, финансово-инвестиционная ОЭЗ, обеспечивающая страхованием и кредитованием по уменьшенным ставкам, а также снижение ставок по налогам и сборам. В-третьих, функциональные ОЭЗ направленные на улучшение качества производства, предоставления услуг и т.д. Не исключаются и таможенные ОЭЗ, предоставляющие льготные условия для импорта и экспорта товаров за пределы государства, их перечень представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Виды ОЭЗ Российской Федерации
Наименование 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Промышленно-производственная ОЭЗ 17 19 26
Технико-внедренческая ОЭЗ 7 7 7
Туристско-рекреационная ОЭЗ 10 10 10
Портовая ОЭЗ 2 2 2
Всего 36 38 45
Источник: таблица составлена авторами на основе [17]
Количество особых экономических зон в 2022 году увеличилось на 25 % по сравнению с 2020 годом, а именно на 9 зон промышленно -производственного типа. В феврале 2022 года начались действия Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины. Весь мир был поражен тем, что такие конфликты имеют место в XXI веке. США, страны Евросоюза, Япония и другие стали массово вводить санкции, включающие в себя масштабные ограничения деятельности финансовой системы России в целом, включая Центральный Банк и крупные коммерческие банки (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ» и др), отдельных предпринимателей, государственных служащих, представителей Правительства и других. Список некоторых санкций отдельных стран представлен в таблице 3.
Уже к 7 апреля 2022 года Россия стала страной, на которую наложено наибольшее количество санкций - более 6000 позиций, обойдя предыдущего антирекордсмена - Иран [10]. На момент октября 2022 года против РФ выдвинуто 8 пакетов санкций.
Таблица 3 - Санкции, введенные крупными странами против Российской Федерации
Страна Введенные санкции
В еликобритания Запрет на экспорт предметов роскоши Введен налог 35 % на импорт российской продукции (сталь, железо, удобрение и др) Прекращение поддержки всех экспортных операций в РФ
Евросоюз Запретил финансирование российского правительства и ЦБ Санкции против некоторых коммерческих банков (Альфа-Банк, Открытие и др) Запрет лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники, а также их продажу Запрет поставок товаров и технологий для применения в авиации и космической индустрии, технологий двойного назначения, высокотехнологичных товаров и технологий и др
США Ограничение возможности осуществлять финансовые операции в долларах, евро, иенах, фунтах Ограничения на импорт высокотехнологичной продукции Санкции против некоторых коммерческих банков (ВТБ, Сбербанк, Открытие, Совкомбанк и др) Запрет на поставку газа, нефти, угля из Российской Федерации
Общие Закрытие воздушного пространства для российских самолетов Заморозка резервов ЦБ РФ Отключение части российских банков от SWIFT Запрет инвестиций в отдельные секторы экономики РФ Санкции против конкретных физических и юридических лиц
Источник: таблица составлена авторами на основе [7].
ЕС запретил доступ к рынку капитала, осуществлению любых финансовых услуг, предоставлению технической и технологической помощи, торговле производимой продукцией и технологиями военного или двойного назначения, а также технологиями и оборудованием для добычи нефти на шельфе и в полярных широтах следующим компаниям:
1. АО Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (разработчик и производитель систем ПВО и ПРО);
2. Государственной компании «Ростех»;
3. ПАО НК «Роснефть»;
4. ПАО «Новатэк»;
5. ООО «Объединенная судостроительная компания» и др.
Вводимые санкции и ухудшение экономики Российской Федерации повлекли за собой валютный кризис на территории, а также падение стоимости рубля до исторического минимума 10 марта 2022 года - 120,38 рубля [8].
12 марта 2022 года странами Европейского Союза, Великобританией и Соединенными Штатами Америки было принято решение об отключении России от SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, с англ. «Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций»), с помощью которого осуществляется передача информации и совершение платежей в международном формате. Ранее рынок территорию страны покинули Visa и Mastercard.
Отключение SWIFT в Российской Федерации оказывает сильное влияние на предприятия: увеличивается время осуществления международных расчетов, что влечет за собой нарушение цепочек поставок, рост цен на импорт, а также дефицит некоторых товаров. Компании малого и среднего предпринимательства столкнутся с замедлением платежей и расчетов с поставщиками и покупателями.
В конце февраля 2022 года Банк России и Министерство финансов РФ ввели ряд мер противодействия внешним санкциям, оказывающих влияние на установление контроля над движением капитала на территории страны. Поводом к таким действиям послужили санкции иностранных государств Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки, Австралии и др., вводимые против российской экономики и финансовых рынков, в ответ на проводимую Российской Федерацией военную операцию по освобождению территорий Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики. Установленные меры контроля за движением капитала касаются как резидентов страны (ввели ограничения по вывозу иностранной валюты, по зачислению на свои иностранные счета и покупка валюты с комиссией 12 % на бирже (отменили с 11 апреля 2022), так и нерезидентов (запретили выплаты дивидендов и купонов, невозможность перевести денежные средства из российских активов на зарубежные счета) [9]. Экспортеров обязали продавать 80 % выручки, полученной в валюте на валютном рынке РФ, с 24 мая-50 %. Частичная мобилизация, объявленная правительством в сентябре 2022года привела еще к большей экономической неопределенности. Перед Правительством РФ еще острее встал вопрос о поддержании экономики и местных предпринимателей в тяжелое для государства время.
Экономическая безопасность определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [4].
Экономическая безопасность любого предприятия, особенно малого характеризуется таким состоянием бизнеса, при котором он защищен от негативного воздействия как внешних, так и внутренних факторов и угроз, дестабилизирующих хозяйственную деятельность предприятия. Главное - вовремя заметить и устранить возможные или уже существующие угрозы предприятию как изнутри, так и снаружи. Только в этом случае предприятие сможет противостоять им в тяжелой кризисной ситуации. Определимся с основными причинами дестабилизации экономики малого предприятия. К внешним причинам упадка производственной деятельности организации относят:
1) изменения на политической арене в худшую сторону;
2) введение санкций на импорт продукции из-за границы;
3) макроэкономические потрясения: скачки роста валюты, рост инфляции, дефициты бюджета;
4) потеря рынков сбыта продукции и др.
Под внутренними угрозами предприятия, чаще всего, понимаются проблемы с сотрудниками:
1) финансовая неустойчивость;
2) низкий уровень квалификации руководителей;
3) нарушение трудовой дисциплины, мошенничество работников;
4) сбои в работе компьютерной техники, заражение систем вирусами;
5) передача информации о компании конкурентам;
6) утечка квалифицированных кадров и др.
Таким образом, отсутствие реакции у руководящего состава на изменения в хозяйственной деятельности, особенно такие неожиданные как в феврале и сентябре 2022 года, приводят к нежелательным последствиям - повышение цен на закупку материалов для осуществления деятельности, увеличение сроков доставки, отмена импорта необходимых компонентов и невозможность замены их из других дружественных стран, а в худшем случае - банкротство предприятий. Поэтому правомерно предположить, что санкции 2022года западных стран окажут более сильное влияние на экономическую безопасность нашей страны, чем даже соу1^19 со всеми его тяжелыми экономическими последствиями.
Представители предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП), в сложившейся ситуации, остро нуждаются в обеспечении стабильных условий для осуществления дальнейшей деятельности. Осознавая значимость предприятий малого и среднего предпринимательства в экономике, Правительство Российской Федерации проводит антикризисные меры для поддержки бизнеса. Рассмотри их подробнее.
1. Новые сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Теперь, согласно Федеральному закону от 9 марта 2022 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 первой части Налогового Кодекса Российской Федерации», Правительство РФ имеет право вносить изменения в сроки уплаты налогов и сборов, страховых взносов и сроков предоставления налоговой отчетности, предусмотренных специальным налоговым режимом [2].
2. Кредитные каникулы для представителей МСП [7]. Право воспользоваться кредитными каникулами предоставляется в следующих случаях:
- каникулы предоставляются организациям малого и среднего бизнеса только в том случае, если кредитный договор заключен до 1 марта 2022 года;
- срок кредитных каникул - не более 6 месяцев;
- на период действия кредитных каникул можно уменьшить размер платежа либо получить полную отсрочку по уплате займа.
3. Льгота предоставляется только тем представителям МСП, деятельность которых относится к пострадавшим отраслям по ОКВЭД (например, сельское хозяйство, гостиничный бизнес, информационные технологии, общественное питание и др), утвержденных Постановлением Правительства от 10 марта 2022 года N 337.
4. Льготы для 1Т-сферы. Согласно Указу Президента РФ от 02 марта 2022 года № 83, Правительство обязано разработать и утвердить механизмы применения антикризисных льгот для 1Т-компаний [1]. Например, уже была установлена ставка налога на прибыль в размере 3 %, компании освободили от уплаты НДС (ставка равна 0 % до 31 декабря 2024 года), снижены размеры страховых взносов.
Планируется ввести упрощенную процедуру трудоустройства иностранных граждан и получение ВНЖ для сотрудников аккредитованных 1Т-компаний, увеличение заработной платы (отдельным категориям граждан), для самих аккредитованных фирм - освобождение от налоговых, валютных и других видов контроля до 2025 года. Всем 1Т-организациям будут выделяться ежегодные гранты на перспективные разработки отечественных информационных технологий, а также упрощение их закупок для государственных нужд.
21 сентября 2022 года Президент РФ объявил о частичной мобилизации на территории Российской Федерации, право на отсрочку могут получить только те ГГ-специалисты, чья специальность и направления подготовки высшего образования вошли в перечень, опубликованный министерством. Согласно данным, опубликованным HeadHunter за прошедшие 9 месяцев в России 170 тыс. программистов и разработчиков не имели профильного высшего образования. Среди разработчиков в возрасте 25-34 лет непрофильное высшее встречается у 67 %, в возрасте 35-44 - у 69 %, 45 и старше - у 78 %. [9]. В современных реалиях, государство осознает ценность квалифицированных ГТ-специалистов, создает меры для поддержки их деятельности и дальнейшего развития. Поэтому владельцы такого бизнеса готовы нанимать сотрудников, предлагать повышенную заработную плату, удобный формат работы и много другого. Государство стремится к формированию цифрового суверенитета России на фоне обострения геополитической ситуации, что повлияет на рост государственных заказов в реализации цели государства.
Также выделены и другие меры антикризисной поддержки:
- гранты и льготы аграриям (тем, кто разрабатывает технологии в АПК);
- отмена плановых проверок МСП до 2023 года, а если это аккредитованная ГТ-компания, то плановую проверку можно не ждать до 2025 года. Такого рода проверки оставлены только для случаев, угрожающих жизни и здоровью людей: промышленная безопасность, санитарно-эпидемиологический и пожарный контроль, причем по ограниченному списку [4];
- увеличение количества государственных и муниципальных закупок;
- упрощение получение лицензий и разрешений на осуществление деятельности;
- ФНС установила запрет на принятие решений налоговыми инспекциями о блокировке счетов и др [5].
В Постановлениях Правительства особое внимание уделено сельскохозяйственному сектору, который можно отнести к перспективным направлениям развития РФ, поскольку необходимо восполнять дефицит каче-
ственных круп, молочной и мясной продукции, овощей и др. Данная сфера нуждается в работниках, технике и технологиях, сокращающих издержки без потери качества производимой продукции.
Также на территории Российской Федерации существуют особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), создаваемые с целью стимулирования развития инфраструктуры страны и улучшения внешнеэкономических связей. Существует несколько видов ОЭЗ, перечислим те, которые больше адаптированы к особенностям предприятиям малого и среднего бизнеса. Во-первых, это налоговая ОЭЗ, основной целью которой является изменения размера налогов и сборов в меньшую сторону или их отмена, во-вторых, финансово-инвестиционная ОЭЗ, обеспечивающая страхованием и кредитованием по уменьшенным ставкам, а также снижение ставок по налогам и сборам. В-третьих, функциональные ОЭЗ направленные на улучшение качества производства, предоставления услуг и т.д. Не исключаются и таможенные ОЭЗ, предоставляющие льготные условия для импорта и экспорта товаров за пределы государства, их перечень представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Виды ОЭЗ Российской Федерации
Наименование 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Промышленно-производственная ОЭЗ 17 19 26
Технико-внедренческая ОЭЗ 7 7 7
Туристско-рекреационная ОЭЗ 10 10 10
Портовая ОЭЗ 2 2 2
Всего 36 38 45
Источник: таблица составлена авторами на основе [17].
Количество особых экономических зон в 2022 году увеличилось на 25 % по сравнению с 2020 годом, а именно на 9 зон промышленно -производственного типа.
Таким образом, действия Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины принесла стране множество экономических запретов, влияние которых может отрицательно повлияет на экономику страны и ее безопасность. Особенно ощутимо западные санкции ударят по предприятиям малого и среднего бизнеса. Нарушение и разрыв логистики поставок, прежде всего связанных с импортом комплектующего оборудования и запчастей, проблемы с банковскими расчетами и операциями, неопределенность курса национальной валюты, быстрый рост закупочных цен, резкое снижение спроса, особенно в сфере услуг и, наконец, общее ухудшение психологического настроя в бизнесе, которое может привести к его свертывание.
Поэтому несмотря на уже существующие меры государственной и региональной поддержки, необходимо продолжить меры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, особенно меры поддержки малых предприятий сферы производства товаров и услуг, специализирующихся на производстве импортозамещае-мой продукции, а также обеспечить государственное содействие кооперации крупного, среднего и малого предпринимательства и эффективное их координирование на региональном и федеральном уровне управления.
Источники:
1. Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202203020001 (дата обращения 23.09.2022).
2. Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403523768/ (дата обращения 23.03.2022).
3. Постановление Правительства РФ 1838 от 15.10.2022 "Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N° 1663". [Электронный ресурс] URL: goven1mentm.ишернет портал правовой информации.
4. Алиев, Р. Р. Обеспечение экономической безопасности малого бизнеса / Р. Р. Алиев, А. А. Маринин, М. В. Зосько, В. А. Евсеев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 459-462. - URL: https://moluch.ru/archive/363/81398/ (дата обращения: 29.10.2022).
5. Серебренников С.С., Моргунов Е.В., Мамаев С.М.,Шерварли И.А.. «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2018. № 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-ekmomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2030-goda/viewer (дата обращения 25.09.2022).
6. Официальный сайт Государственной Думы. [Электронный ресурс] URL: http://duma.gov.ru/news/53652/ (дата обращения 10.09.2022).
7. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/ 11997053/ (даты обращения 29.09.2022).
8. Информационно-правовой портал Гарант. Ру. [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/news/1532566/ (дата обращения 21.09.2022).
9. Википедия. Санкции против России (2022). [Электронный русурс] URL: https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/ Санкции_против_ России_(2022) (дата обращения 11.04.2022).
10. Динамика курса Доллара США. [Электронный ресурс].URL: https://www.banki.ru/products/currency/usd/ (дата обращения 26.10.2022).
11. Доллары на бирже с комиссией 12%: покупать? [Электронный ресурс] URL: https://www.banki.ru/news/ daytheme/?id =10962288 (дата обращения 13.03.2022).
12. Известия. Мишустин заявил о беспрецедентном количестве санкций против России. [Электронный русурс] URL: https://www.google.ru/ amp/s/iz.ru/export/google/amp/1317017 (дата обращения: 08.04.2022).
13. Сайт ФНС России https://rmsp.nalog.ru.
14. https://мойбизнес.рф/anticrisis/novye-kreditnye-kanikuly-dlya-msp.(дата обращения 25.10.2022).
15. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. https://www.economy.gov.ru/material/directions/ regionalnoe_ razvi-tie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/.
16. Особые экономические зоны. investvitrina.ru.https://investvitrina.ru/articles/osobye-ekonomicheskie-zony-itogi-2020-i-perspektivy/.
17. Russian_Special_Economic_Zones_Business_Navigator-2020_rus.pdf.https://akitrf.ru/upload/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2020-IV%20Rating-0EZ.pdf ( дата обращения 24.10.2022).