Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕР ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕР ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / САНКЦИИ / КРИЗИСЫ / ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Положенцева Ю. С., Симоненко Е. С., Терин А. В.

Современный мир переживает этап глубокой структурной трансформации, обусловленная фактическим втягиванием экономик ключевых стран мира, следовательно, и мировой экономики в очередной экономический кризис. Триггером для наступления этого кризиса, безусловно, послужила пандемия Covid-19. В результате в настоящее время наблюдается смена мировоззренческого подхода, связанного от перехода от экономики глобализации до экономики национальных государств. В этих условиях развитие бизнеса и мер его поддержки становится важным фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Целью исследования является комплексный анализ меры поддержки бизнеса со стороны государства, в разные периоды времени, характеризующиеся агрессивной внешней средой. В исследовании выделена ключевая роль государства как в создании условий для развития и роста бизнес-структур, так и восстановлении ключевых отраслей, обеспечивающих национальную безопасность экономики страны. Проведено обобщение мер поддержки малого и среднего предпринимательства за последнее двадцать лет. Выделены ключевые документы и основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF BUSINESS SUPPORT MEASURES IN CONDITIONS OF HIGH TURBULENCE-ENVIRONMENTAL NEWS

The modern world is going through a stage of deep structural transformation, due to the actual involvement of the economies of the key countries of the world, and therefore the world economy, into another economic crisis. The trigger for this crisis was certainly the Covid-19 pandemic. As a result, there is currently a change in the worldview approach associated with the transition from the economy of globalization to the economy of nation states. Under these conditions, the development of business and measures to support it becomes an important factor in the competitiveness and national security of the country. The purpose of the study is a comprehensive analysis of measures to support business from the state, in different periods of time, characterized by an aggressive external environment. The study highlights the key role of the state both in creating conditions for the development and growth of business structures, and in restoring key industries that ensure the national security of the country's economy. A generalization of measures to support small and medium-sized businesses over the past twenty years has been carried out. Key documents and main measures to support small and medium-sized businesses are highlighted.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕР ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

EDN: CYMJMU

Ю.С. Положенцева - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

Yu.S. Polozhentseva - candidate of economic sciences, associate professor of the department of regional economics and management, Southwest state university, Kursk, Russia;

Е.С. Симоненко - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

E.S. Simonenko - candidate of economic sciences, associate professor of the department of regional economics and management, Southwest state university, Kursk, Russia;

А.В. Терин - аспирант кафедры региональной экономики менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

AV. Terin - phd student, department of regional management economics, Southwestern state university, Kursk, Russia.

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕР ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ COMPARATIVE ANALYSIS OF BUSINESS SUPPORT MEASURES IN CONDITIONS OF HIGH TURBULENCE-ENVIRONMENTAL NEWS

Аннотация. Современный мир переживает этап глубокой структурной трансформации, обусловленная фактическим втягиванием экономик ключевых стран мира, следовательно, и мировой экономики в очередной экономический кризис. Триггером для наступления этого кризиса, безусловно, послужила пандемия Covid-19. В результате в настоящее время наблюдается смена мировоззренческого подхода, связанного от перехода от экономики глобализации до экономики национальных государств. В этих условиях развитие бизнеса и мер его поддержки становится важным фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны.

Целью исследования является комплексный анализ меры поддержки бизнеса со стороны государства, в разные периоды времени, характеризующиеся агрессивной внешней средой.

В исследовании выделена ключевая роль государства как в создании условий для развития и роста бизнес-структур, так и восстановлении ключевых отраслей, обеспечивающих национальную безопасность экономики страны. Проведено обобщение мер поддержки малого и среднего предпринимательства за последнее двадцать лет. Выделены ключевые документы и основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Abstract. The modem world is going through a stage of deep structural transformation, due to the actual involvement of the economies of the key countries of the world, and therefore the world economy, into another economic crisis. The trigger for this crisis was certainly the Covid-19 pandemic. As a result, there is currently a change in the worldview approach associated with the transition from the economy of globalization to the economy of nation states. Under these conditions, the development of business and measures to support it becomes an important factor in the competitiveness and national security of the country.

The purpose of the study is a comprehensive analysis of measures to support business from the state, in different periods of time, characterized by an aggressive external environment.

The study highlights the key role of the state both in creating conditions for the development and growth of business structures, and in restoring key industries that ensure the national security of the country's economy. A generalization of measures to support small and medium-sized businesses over the past twenty years has been carried out. Key documents and main measures to support small and medium-sized businesses are highlighted.

Ключевые слова: бизнес, меры поддержки, санкции, кризисы, турбулентности внешней среды, государственная поддержка.

Keywords: business, support measures, sanctions, crises, environmental turbulence, government support.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта - 0851-2020-0034.

Acknowledgments: The study was carried out within the framework of the state assignment of Southwestern State University, the project code is 0851-2020-0034.

Современный этап трансформации экономики и перехода на инновационный путь развития формирует требования к необходимости устойчивого роста бизнеса, как основного вектора способного обеспечит технологический прорыв и конкурентоспособность страны в глобальном экономическим пространстве. В период адаптации и трансформации национальных и региональных экономических систем многие сферы бизнеса, теряют свою значимость и актуальность, однако создаются и новые бизнес-структуры направленные на поддержание конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в России. Поэтому в этих условиях требуется перестройка всей системы регулирования и формирование новой государственной политики в области стимулирования и развития бизнеса.

Начиная с 2014-х годов, бизнес в Российской Федерации довольно часто попадает под влияние состояния турбулентности внешней среды.

Термин «турбулентность» в экономику пришел из авиации и означает колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим [16]. В разрезе экономики данный термин означает крайне нестабильную ситуацию во внешней среде, оказывающая сильное влияние как на как национальную экономику, так и отдельное предприятие, из-за чего бизнесу необходимо задействовать максимальное количество сил и ресурсов, для того, чтобы выжить [15]. Говоря о факторах, вызывающих экономическую турбулентность внешней среды, можно выделить несколько: войны; катаклизмы; эпидемии; санкции.

Последние 10 лет характеризуются крайне нестабильной внешней средой, вследствие чего бизнесу выживать в таких условиях все труднее и труднее. Все эти меры и события не могут не отразиться на бизнесе.

Многие иностранные предприятия и инвесторы ушли, экономика достаточно нестабильная. Особенно это касается периода пандемии СОУГО-19.

Поэтому государственная политика реализует меры поддержки бизнеса, начиная с 2000-х годов. Проведя анализ меры поддержки бизнеса со стороны государства их можно разделить на 3 группы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Меры поддержки бизнеса со стороны государства

Учитывая события последних лет, можно с уверенностью сказать, что основным фактором экономической турбулентности внешней среды для бизнеса являются экономические и политические санкции. До 2014 года Российская Федерация не подвергалась масштабному санкционному давлению, однако, начиная с 2014 года, наша страна стала объектом всемирной критики и санкций. Отношение стран Запада и США к РФ на протяжении многих лет было и остается негативным, проявляясь и в политике, и в экономике, продолжая накалять обстановку [14]. В тот период страны Запада во главе с Соединенными Штатами ввели беспрецедентный на тот момент комплекс санкций против экономики, бизнеса и физических лиц РФ (рисунок 2)

Рисунок 2 - Систематизация введенных РФ 2014-2015 гг. [7]

В первую очередь это были политические санкции. Однако по бизнесу они тоже «ударили» нестабильностью цен на нефть и газ, резким скачком стоимости доллара по отношению к рублю, запретом кредитования физ. и юр. лиц из РФ.

В 2020 году весь мир столкнулся с пандемией коронавирусной инфекции. В связи со сложной обстановкой, практически во всех предприятиях работники были переведены на дистанционный формат работы. Больше всех пострадали сферы гостиничного, ресторанного бизнеса и сфера обслуживания, поскольку с введенным локдауном на территории РФ, им пришлось полностью или частично закрыть свои заведения, а также по возможности перейти на доставку [5].

В 2022 году политическая ситуация накалилась, стоит отметить, что за последние несколько месяцев, список введенных санкций против нашей страны перевалил за несколько тысяч. Так за 10 месяце 2022 года было введе-

но 8 пакетов санкций и 9 пакет находится в разработке. Помимо санкций (рисунок 3), РФ, благодаря информационной войне Запада, подвергается критике и ненависти со всего мира. Многие иностранные компаний, корпорации, пищевые сети объявили о прекращении работы и закрытии на территории России своих представительств.

г > Госдолг II инвестиции ^ J * Запрет американским финансовым институтам заключать любые сделки с российскими ^^ рублевыми ОФЗ * Введение Евросоюзом ограничений на депозиты в европейских банках для состоятельных россиян (запрет на сумму свыше €100 тыс. в одном банке) * Запрет европейским депозитариям оказывать любые услуги российским гражданам и организациям по продаже ценных бумаг, которые будут выпущены после 12 апреля 2022 года * Запрет в Великобритании россиянам держать вклады в британских банках на сумму, превышающую £50 тыс. * Санкции США против РФГТИ ^^

• Анкции США на российскую промышленность, ОПК, самолетостроение и ^^ судостроение • Эмбарго Евросоюза на поставки в Россию товаров и технологий, которые используются в авиационном и космическом секторах • Запрет на страхование и техническое обслуживание товаров, связанных с авиационной и космической отраслями • Запрет Евросоюза на продажу РФ новых самолетов Airbus • Приостановка немецкого концерна Daimler Truck сотрудничество с КамАЗом • Отзыв Великобританией экспортных лицензий на поставки в Россию высокотехнологичных товаров • Санкции США против ряда российских компаний, включая «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть», НОВАТЭК, «Ростех», АЛРОСА • Запрет Южной Кореей экспорта стратегических материалов в Россию ^^

' > Экспорт II импорт

г Авиасообщенпе * Евросоюз, Канада и Великобритания ввели запрет на полеты российских самолетов над всей его территорией. Запрет распространяется на все самолеты. ^л

\ * Блокировка активов и счетов банков ВТБ, «Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк. Остановка работы этих банков с сервисами платежей Apple Pay и Google Pay * Отключение Евросоюзом части российских банков от системы межбанковских платежей SWIFT * Ограничительные меры США и ЕС и других стран против Центрального банка _/

' > Банки

\ * Запрет компанией Meta публиковать рекламу в её социальных сетях российским государственным СМИ и осуществлять монетизацию тем или иным способом * Ограничение вещания российских телеканалов в ряде европейских стран * Запрет вещания Russia Today и Sputnik в странах ЕС * Запрет России участвовать в конкурсе «Евровидение - 2022» У

Медиа II интернет

N • США, Канада, Евросоюз, Великобритания. Япония и Австралия ввели санкции против президента Владимира Путина, главы МИДа Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу и еще 98 российских физических лиц. Направлены санкции на арест недвижимости и блокировку счетов за границей

Персональные санкции

Г > Визы н дипломатические отношения V J \ * Разрыв Украиной дипломатических отношений с РФ * Запрет ряда европейских стран выдавать визы россиянам * Закрытие российских генеральные консульств в ряде стран * Приостановка выдачи инвестиционных «золотых» виз россиянам в Португалии * Прекращение действия упрощенного визового режима между ЕС и РФ. распространяющийся на членов официальных делегаций, правительства и парламента, судов, обладателей диипаспортов и бизнесменов

Рисунок 3 - Систематизация введенных санкций против РФ в 2022 году по затронутым сферам

В последнее два десятилетия можно выделили несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характерные черты, в течение которых были введены различные меры поддержки российского бизнеса со стороны государства. Сложность и масштабность этих задач требует нового фундаментального инструментального подхода, реализуемого в направлениях государственной экономической политики, ориентированной на создание новой парадигмы развития с учетом вызовов постковидной экономики в пользу технологически сбалансированной модели развития

Период с 2001 по 2008 годы характеризуется становлением экономики России. Проблема развития бизнеса была не столь приоритетной, однако некоторые стратегические документы по развитию бизнеса все же были приняты (рисунок 4).

Видно, что за рассматриваемый период политика поддержки и развития МСП в РФ только «набирала обороты» - создавалась основная правовая база помощи бизнесу.

Рисунок 4 - Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2001-2007 годы [4,9,10,19]

Как известно, в 2008 году мир всколыхнул мировой кризис, затронувший, в том числе, и нашу страну. В связи с этим, государством был принят ряд документов (рисунок 5), способствующий облегчению этого экономического «удара», однако основные последствия были в РФ стали ощутимы в основном после 2009 года.

Рисунок 5 - Меры

поддержки малого и среднего предпринимательства в 2008-2009 годы [1,2,3,6,8,12,18]

Как видно из рисунка 6, за период 2010-2019 годы меры поддержки носили чисто описательный характер без каких-либо нововведений, направленный на смягчение последствий от введенных в 2014 году санкций.

Рисунок 6 - Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010-2015 годы [10,11,13,17]

Однако все изменил 2020 год - пандемия коронавирусной инфекции ударила по всем сферам экономики, однако самый «больной» удар пришелся по бизнесу, поэтому Правительство РФ стало инициатором множества мер поддержки МСП в столь непростое время. Стоит отметить, что все нововведения оказались приняты как нельзя вовремя (рисунки 7 и 8), поскольку позволило большинству бизнесменов сохранить свои предприятия и заработную плату персоналу.

В мировом разрезе лидерами по оказанию помощи малому и среднему предпринимательству в 2020 году оказались Германия и США выделившие 12,4 % от ВВП, Россия выделила всего 1,2 % от ВВП. Но данная помощь помогла «выжить» целым отраслям экономики России.

Рисунок 7 - Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2020 году

Рисунок 8 - Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2021 году

Однако Правительством РФ в кротчайшие сроки были разработаны ответные меры поддержки бизнеса. Их список оказался достаточно значительным, что позволяет сейчас предпринимателям не только не сокращать производственные мощности, а наоборот, активнее заняться импортозамещением. Основные меры поддержки приведены на рисунке 9.

Таким образом, государство не оставляет своих предпринимателей в экономически тяжелое время. Как видно по данным выше, в последние годы Правительством РФ принимается все больше мер поддержки бизнеса, в том числе и МСП, что безусловно влияет на продовольственную безопасность нашей страны в том числе.

Однако проблемы устойчивого развития бизнеса и формирование эффективных инструментов государственной поддержки остаются актуальными, в виду сложности и масштабности задач, дефицита инструментального обеспечения этого процесса. При этом необходимо рассматривать процессы на различных уровнях, в том числе: предприятие-поставщик комплектующих изделий, предприятия, оказывающие промышленно-технологические услуги, предприятие-изготовитель, предприятие-разработчик, объединений предприятий (холдинг, концерн, корпорация), региональные (федеральные) законодательные и исполнительные органы государственной власти, институты развития, формы создания и реализации ГЧП.

Постановление Правительства РФ от 4 марта 2022 г. №411-р (О продлении программы компенсации МСБ расходов на использование МСП)

Продление программы компенсации малому и среднему бизнесу расходов на использование отечественной системы быстрых платежей. На неё выделяется 500 млн рублей. Банк, подключённый к МСП, передаёт в Минэкономразвития данные о количестве транзакций и уплаченной предприятиями комиссии. Далее в течение 20 дней деньги на компенсации поступают в банк, а затем в течение пяти дней он перечисляет их бизнесу.

Указ Президента РФ от 02.03.2022 №83, Постановление Правительства РФ от

10.03.2022 №336, Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 №353, Постановление Правительства РФ от 24.02.2022 №448

Полное освобождение 1Т-компании от налога на прибыть в 2022-2024 годах. Упрощение процедуры трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованных организациях, и получения этими гражданами вида на жительство. Выделение средств на осуществление грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий. Мораторий на проверки 1Т-компяний до 3 марта 2025 года. Аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, освобождены от

налогового, валютного и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет. Отсрочка от призыва на военную службу работников 1Т-компаний до достижения ими возраста 27 лет .Полное освобождение 1Т-

компании от налога на прибыль в 2022-2024 годах. Упрощение процедуры трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованных организациях, и получения этими гражданами вида на жительство. Выделение средств

на осуществление грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий. Мораторий на проверки ГГ-компаний до 3 марта 2025 года. Аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, освобождены от налогового, валютного и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет. Отсрочка от призыва на военную службу работников 1Т-компаний до достижения ими возраста 27 лет.

Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. №435-р (О льготных кредитах аграриям) Аграрии могут получить кредиты по льготной ставке от 1% до 5% годовых по различным направлениям целевого использования в рамках краткосрочного и (или) инвестиционного

кредитования. Льготный краткосрочный кредит выдается на срок до 1 года, инвестиционный — от 2 до 15 лет

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 №337 (О кредитных каникулах для МСП) Представители малого и среднего бизнеса в 2022 году смогут воспользоваться кредитными каникулами — взять отсрочку по возврату кредита или уменьшить размер платежей в течение льготного периода. В число таких отраслей вошли более 70 кодов ОКВЭД. На кредитные каникулы смогут претендовать заёмщики, которые заключили кредитный договор до 1 марта 2022 года.

Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2022 №535, Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2022 №536 (О льготных кредиты для МСП по программе «1764») Минэкономразвития России реализует программу льготного кредитования «1764», в рамках которой для микро- и малого бизнеса доступны кредиты по ставке до 15% годовых, а дтя средних предприятий по ставке 13,5%.

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2022 г. №469 (О льготных кредитах под 3% дня инновационных МСП) Кредит для инновационных высокотехнологичных компаний МСП на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств. Основные условия программы: ставка 3%, срок до 3 лет, сумма до 500 млн руб.

Федеральный закон от 26.03.2022 №67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Для инвесторов туристических объектов — гостиниц и иных средств размещения, — вводится нулевая ставка НДС. Она будет действовать пять лет с момента ввода этих объектов в эксплуатацию, в том числе после реконструкции. Льготный НДС также смогут получить владельцы уже существующих гостиниц и иных средств размещения. Для них ставка будет действовать до 30 июня 2027 года. Льготный период для нулевой ставки НДС определен на срок пять лет.

ГКо_ не привлекут к здмшс1рат™ой о™™™ вели ,а ™ же „арушеше Л административной ответственности привлекли должностное лицо, работника или единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица. Снижены штрафы за административные правонарушения для субъектов МСП и некоммерческих компаний, внесенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. За первое совершенное административное правонарушение субъектов МСП и некоммерческие организации будут привлекать к административной ответственности в виде предупреждения. Установлен принцип "одна проверка - одна санкция": за несколько нарушений наказывают как за одно, если они выявлены в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия и ответственность установлена в одной статье (ее части) КоАП РФ или регионального закона.

Федеральный закон № 70-ФЗ от 26.03.2022 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (О смягченини административной ответственности для субъектов МСП)

Указание ЦБ РФ от 04.04.2022 № 6115-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 24 сентября 2020 года N 732-П "О платежной системе Банка России» (Об увеличении максимального размера операций через систему быстрых платежей)

С 1 мая 2022 года для торгово-сервисных предприятий максимальный размер одной операции в системе быстрых платежей увеличен с 600 тыс. рублей до 1 млн рз'блей

Рисунок 9 - Основные меры поддержки малого и среднего предпринимательства государством в 2022 году

Таким образом, требуется разработка механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в тесной взаимосвязи с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, критическими технологиями, Стратегией научно-технологического развития.

Источники:

1. Антикризисные меры правительства России 2008-09 гг. Справка [Электронный ресурс] / РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/20090914/185012904.html

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66865/a86c742e7886197 b33e289e76 be5907654264bc9/ (дата обращения 16.06.2022).

3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77936/300806da 728b56ebc3cfea716a762a0f35875755//.

4. Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства [Электронный ресурс] / Центр поддержки предпринимательства. - Режим доступа: https://cpp-group.ru/kreditovanie-malogo-biznesa/garantiynaya-podderzhka.

5. Гужина, Г. Н. Трансформация современного бизнеса в условиях пандемии / Г. Н. Гужина, В. Г. Ежкова // Инновации и инвестиции. -2021. - № 2. - С. 220-224.

6. Изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] / Прокуратура Сахалинской области. - Режим доступа: http://www.sakhalinprokur.ru/print.php?id=10435 (дата обращения 16.06.2022).

7. Казанцев, С. В. Антироссийские санкции - вчера и сегодня / С. В. Казанцев // ЭКО. - 2015. - №2 3(489). - С. 63-78.

8. Малый бизнес России в 2009 году: итоги и результаты [Электронный ресурс] / Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. - Режим доступа: http://osspb.ru/experts/otrasli_MB/mb_2009.php

9. Налоговая реформа в 2000-е годы [Электронный ресурс] /ЗаПутина. - Режим доступа: https://ЗаПутина.вв.рф/200-2004gg/nalogovaya-reforma-v-2000-e-gody.html (дата обращения: 16.06.2022).

10. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы" [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_26237/ (дата обращения: 16.06.2022).

11. Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 460 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_101826/ (дата обращения 16.06.2022).

12. Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 января 2009 г. N 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Режим доступа: llttps://docs.cntd.ru/documen1/902142548

13. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 N 74 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной Гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minekonomrazvi1ija-rossii-ot-19022015-n-74/ (дата обращения 16.06.2022).

14. Родимкина, Ю. В. История антироссийских санкций: от Ивана IV до современности и их влияние на экономическую безопасность страны / Ю. В. Родимкина, Л. В. Дончевская // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения : Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 апреля 2018 года. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 462-464.

15. Система факторов и причин возникновения турбулентности как меры хаотичности и неопределенности развития экономики / Е. Д. Щетинина, С. А. Кучерявенко, Т. Б. Климова, А. В. Коннова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2016. - № 7. - С. 203-209.

16. Турбулентность... почему трясёт самолёт и почему это не опасно [Электронный ресурс] / КиРЮШБТ. - Режим доступа: https://blog.kupibilet.ru/turbulence/ (дата обращения 16.06.2022).

17. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 г. N° 287 О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Кремль. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39747

18. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Кон-сультантПлюс. - Режим доступа: http://wwwconsultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_78582/

19. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Гарант. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения 16.06.2022).

EDN: WJHEWB

Ю.С. Положенцева - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yu.S. Polozhentseva - candidate of economic sciences, associate professor of the department of regional economics and management, Southwest state university, Kursk, Russia;

О.В. Согачева - к.э.н., доцент кафедры региональной экономики менеджмента, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, [email protected],

O.V. Sogacheva - candidate of economic sciences, associate professor of the department of regional economics and management, Southwest State University, Kursk, Russia;

А.А. Положенцев - студент, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, [email protected],

A.A. Polozhentsev - student, Voronezh State University, Voronezh, Russia.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ MODELING THE DEVELOPMENT OF BUSINESS STRUCTURES BASED ON THE USE OF NEURAL NETWORKS

Аннотация. В настоящее время на трансформацию бизнеса, вне зависимости от сферы деятельности, оказывают внимание множество факторов внешней и внутренней среды, однако наибольший вес приходится на глобализацию, санкции и цифровизацию. Поэтому предсказать траекторию развития бизнес-структур весьма сложно. На данный момент, в этоху свеобщей цифровизации, все большую актуальность приобретает моделирование развития бизнес-структур на основе обработки дольшого количества данных и оценки степени влияния факторов. Инструментарий нейронных сетей позволяет на основе искуственного инлелекта строить различные варианты прогнозов и оценивать степень валатильности влияния факторов в млели на результативный показатель. Целью исследования является анализ развития бизнес-структур в условиях высокой турбулентности на основе применения инструментов нейронной сети с пакетным типом обучения.

В исследование проведено сравнение компаний Курской области по динамике численности объектов бизнеса и уровню выручки и прибыли, можно отметить положительную динамику по всем видам бизнеса, это говорит об эффективности мер поддержки бизнеса в современных условиях. Моделирование развития бизнес-структур Курской области на основе использования нейронных сетей показало, что сокращение импорта и экспорта незначительно сократит объем выручки, это следствие того, что направленностью крупных производств, а также большинства объектов МСП является внутренний рынок.

Annotation. Currently, the transformation of business, regardless of the field of activity, is paid attention to many factors of the external and internal environment, but the greatest weight falls on globalization, sanctions and digitalization. Therefore, it is very difficult to predict the trajectory of the development of business structures. At the moment, in this era of global digitalization, modeling the development of business structures based on the processing of a large amount of data and assessing the degree of influence of factors is becoming increasingly important. The tools of neural networks make it possible, on the basis of artificial intelligence, to build various forecast options and assess the degree of volatility of the influence of factors in milliliters on the effective indicator. The aim of the study is to analyze the development of business structures in conditions of high turbulence based on the use of neural network tools with a batch type of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.