Проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ в современности
Problems of supporting small and medium-sized enterprises of the Russian Federation in
modern times
Рыбина Мария Игоревна
Специалист
Самарский Государственный технический Университет г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 e-mail: [email protected]
Rybina Maria Igorevna
Samara State Technical University Samara, Molodogvardeyskaya str., 244 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Бражников Максим Алексеевич
к. э. н.
Самарский Государственный технический Университет г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 e-mail: [email protected]
Scientific adviser Brazhnikov Maxim Alekseevich
Ph. D. in Economics Samara State Technical University Samara, Molodogvardeyskaya str., 244 e-mail: [email protected]
Аннотация.
Последнее время малое и среднее предпринимательство проходят сложные испытания кризисом, а это означает, что с 2020 года государство активно сотрудничает с сектором МСП. В статье рассмотрены принятые меры государством, дополнительные шаги навстречу малому и среднему бизнесу, расширенные механизмы государственных гарантий. Пандемия 2020 года стала отправной точкой, показывающей, что меры поддержки государства содержат ряд проблем, и требуются системные изменения, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления бизнеса и экономики в целом, для того, чтобы сделать МСП основой роста экономики страны.
Annotation
Recently, small and medium-sized enterprises have been undergoing difficult tests by the crisis, which means that since 2020 the state has been actively cooperating with the SME sector. The article discusses the measures taken by the state, additional steps towards small and medium-sized businesses, expanded mechanisms of state guarantees. The 2020 pandemic has become a starting point, showing that state support measures contain a number of problems, and systemic changes are required that can create favorable conditions for the development and recovery of business and the economy as a whole, in order to make SMEs the basis for the growth of the country's economy.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, постковид, санкции против России, кризис, меры государственной поддержки, влияние пандемии, экономический кризис.
Key words: small business, medium-sized business, supply, sanctions against Russia, crisis, measures of state support, the impact of the pandemic, economic crisis.
Когда внешний кризис угрожает рынкам, в первую очередь страдают малые и средние предприятия. Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на многие организации МСП. Ситуация усугубляется нехваткой ресурсов для малых и средних предприятий, которые могут послужить подспорьем и во время кризиса, связанным со спецоперацией на Украине в 2022 году.
Уникальность периода 2020-2022 годов определяется глубоким экономическим кризисом, который обусловлен возникновением эпидемии. По оценке первого вице-премьера России и руководителя рабочей
группы, при Госсовете по борьбе с коронавирусом, А. Р. Белоусова, пандемия замедлила и отбросила российскую экономику на 1,5 года. В первую очередь пострадала транспортная, промышленная отрасли, пострадала почти треть малых и средних предприятий, в основном в сфере услуг. По словам Белоусова, задача государства -преодолеть эту "деформацию" в 2021 году, на что из бюджета было выделено более 4 трлн. руб. Эпидемия обострила и проблемы безработицы [5]: «Если для Южной Европы 10-12 % безработных - это нормальная история, то России высокая безработица кардинально противопоказана - в силу нашей культуры, традиций и социальных условий. Для нас это жизненная трагедия».
Кризис ярко отразился на МСП, которые, в свою очередь формируют современную комфортную среду предпринимательства, которая связана с инновационными разработками, а также производством товаров и услуг, ориентированных на конкретного потребителя:
Существуют препятствия для развития предпринимательства, в том числе:
- очевидные медленные темпы реформирования контрольно-инспекционной деятельности [5];
- ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые предпринимателям в виде кредитов и займов [6];
- недостаточные усилия структур, занимающихся защитой прав предпринимателей [7].
Малые и средние предприятия являются важной частью российской экономики. Малые и средние предприятия стимулируют инновации и конкурентоспособность и составляют значительную часть экономической деятельности нашей страны, по данным росстата доля МСП в ВВП России составляет около 25%. Кризис экономики незамедлительно приведет к ухудшению МСП в целом.
Особенностью МСП является размер, поэтому им характерен тот факт, что небольшие фирмы контролируют меньше ресурсов, что что делает ее более уязвимой к внутренним и внешним факторам.
Несмотря на слабые стороны малый и средний бизнес обладает определенными характеристиками, которые могут помочь им во время кризиса. Несмотря на недостатки, у МСП есть определенные особенности, которые помогут во время кризиса. Учитывая их меньший размер, они, более гибко реагируют, когда в их среде возникают угрозы. Кроме того, чем меньше размер организации, тем ближе лица, принимающие решения, к своим клиентам и другим заинтересованным сторонам.
Основной проблемой является массовый уход бизнеса в «теневую экономику»; частая смена названий компаний из-за уклонения от уплаты налогов, переход субъектов МСП в категорию самозанятых и т.д. Даже до начала пандемии года ситуация в стране характеризовалась негативной оценкой предпринимателей с точки зрения предприятий, многим заниматься бизнесом было тяжело, а некоторые предприниматели никогда и не получали государственной поддержки [9].
Эксперты Торгово-промышленной палаты РФ считают, что из-за вынужденного простоя, вызванного карантинными мерами, около 3 млн предпринимателей будут вынуждены прекратить деятельность, а около трети оставшихся могут оставаться на плаву до трех месяцев. В результате более 8,6 млн сотрудников и руководителей этих предприятий могут потерять работу [8].
В России крайне низкий уровень доверия бизнеса к системе государственного управления. Согласно ежегодному международному исследованию Edelman Barometer Trust, на начало 2021 года общий индекс институционального доверия в России, основанный на степени доверия к государству, бизнесу, НПО и СМИ, является самым низким из 27 сравниваемых стран (31 балл из 100). Россия занимает 24 место из 27 по уровню доверия к государству. Низкий уровень доверия ограничивает развитие малого и среднего бизнеса в стране и является причиной оттока инвестиций и переезда предпринимателей в другие страны.
Для того, чтобы понять, в какой степени научное значение программ поддержки и дальнейшего развития экономического и социального потенциала страны во время пандемии, необходимо сравнить разработки государственных программ.
Основными средствами, которые, по мнению предпринимателей, могут способствовать экономическому росту, являются:
- уменьшение налогового бремени;
- ограничение роста тарифов на услуги, связанные с инфраструктурой и товарными монополиями;
- уменьшение административного давления
Развитие предпринимательства последние годы связано с ограничительными мерами, направленными на борьбу с пандемией коронавируса и предотвращение его дальнейшего распространения. Это сопровождается массовым закрытием предприятий, сокращением производства, ростом безработицы и снижением спроса на многие категории товаров и услуг.
На государственном уровне были приняты конкретные меры по поддержке МСП [10]. Сложность этих процедур и высокая финансовая нагрузка постепенно снижают рентабельность предприятий.
Министерство экономического развития России осуществляет мониторинг развития предпринимательства, определяет направления, а также объем мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Основными органами поддержки малых и средних предприятий являются специализированные департаменты и министерства, занимающиеся малыми и средними предприятиями в регионах на уровне субъектов [11].
С 2020 года Аппарат Уполномоченного совместно с Институтом экономики роста им. П. А. Столыпина и Сбербанком России проводит пилотный проект по измерению «Индекса роста МСП», показателя, основанного на банковской статистике. Рассмотрим показатели и проанализируем решения на государственном уровне проблем, с которыми столкнулись в секторе МСП (рис.1).
6
Число рабочих мест по МСП Выручка МСП Объем ФОТ по МСП
Рисунок 1. Динамика значений показателей Индекса Роста МСП [12] Сильное снижение спроса в секторе МСП во втором квартале 2020 года было компенсировано
финансовой поддержкой населения и снятием ограничений в третьем и четвертом кварталах, но рост спроса до
конца 2020 года в первом квартале 2021 года снова представляет собой снижение на 13%:
Кроме того, на рост ФОТ в третьем квартале 2020 года повлияло обесцвечивание сектора на фоне
программ субсидирования и сокращения страховых взносов; МСП начали декларировать реальную заработную
плату и вывели новых сотрудников из тени:
- средняя численность работников на МСП остается примерно на том же уровне, несмотря на то, что компании сообщают о росте и снижении безработицы, МСП сохраняют численность работников, в том числе тех, кто нанимается по официальным контрактам ГПХ для выполнения условий поддержки.
- средняя сумма дохода, полученного на счет малых и средних предприятий фактически увеличивается за счет программ поддержки, но этот уровень в первом квартале 2021 года снизился на 19%.
Правительство включает в список пострадавших 66 кодов по ОКВЭД по отраслям, хотя кризис затронул 161 видов предприятий. Таким образом, только 25,9% малых и средних предприятий могли рассчитывать на государственную поддержку. Но предприниматели пытались справиться самостоятельно, оптимизировали финансовые и человеческие ресурсы и даже пытались запустить новые направления.
Большинство компаний не имели финансовой поддержки и поэтому были вынуждены срочно оптимизировать расходы путем сокращения расходов на маркетинг, сотрудников. Чтобы приспособиться к новым реалиям карантина и самоизоляции, предприниматели преобразовали бизнес. Большинство переходили на работу онлайн.
Правительство предложило 11 мер поддержки малых и средних предприятий. Наиболее популярными являются прямые субсидии на выплату заработной платы, налоговые льготы и отсрочки. Бюрократия и низкая эффективность мер привели к тому, что только 27,8% предприятий удовлетворены мерами поддержки правительства Российской Федерации.
Введенные в феврале-марте 2022 года иностранными государствами жесткие торговые и финансовые санкции против России серьезно повлияли на нашу экономику. Но правительство одобрило ряд инициатив по оказанию помощи бизнесу, которые аналогичны мерам 2020 года. В частности, речь идет о кредитных каникулах, льготном кредитовании и налоговых льготах для компаний, а также о проверке мораториев и продлении лицензий для предприятий.
Кроме того, власти сейчас обсуждают возможность введения внешнего управления иностранными компаниями, покидающими Россию. Ожидается, что назначение временной администрации иностранных предприятий позволит минимизировать ущерб местным производителям и сохранить рабочие места.
Российские технологические предприниматели в нынешней ситуации видят надежду на инновационный рост. Есть большая вероятность, что к выходу из сегодняшнего кризиса будут разработаны сотни новых стартапов МСП.
С одной стороны, когда некоторые компании уходят с рынка, можно занять их место, и многие предприниматели пользуются этим, но я не думаю, что на это можно делать большие ставки на национальном уровне, так как российский рынок очень невелик, поэтому такую масштабную венчурную историю на нем построить сложно. С другой стороны, будет производиться продукция мирового класса направленная на внутренний рынок, для дальнейшего выхода с ними на рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Индии, это для нашей страны на данный момент перспективно. Еще одна возможность для нас открывается в связи с новой ситуацией, сложившейся на мировом рынке труда: Китай сильно разбогател, и в нем завершилась эпоха дешевой рабочей силы. Стоимость рабочего или инженера в Китае уже выше, чем в России. Это случилось еще до ковида. Значит, в ближайшее время в России можно будет эффективно создавать предприятия, перенося часть производств из Китая.
Несмотря на государственную поддержку малых и средних предприятий, ограничительные меры и карантин, кризис, связанный с санкциями против РФ, привели к значительным негативным экономическим и политическим тенденциям. Предприниматели оказались в ситуации, когда система государственной поддержки стала малоэффективной, что не позволяет обойтись бизнесу без потерь.
Важнейшим условием укрепления позиций страны на международной политической арене и ее эффективной интеграции в мировую экономику является стабилизация политической ситуации, однако действительность движется скорее в обратном направлении. Кроме того, политический фактор представляет определенную угрозу экономической стабильности. Долгосрочные инвестиции в российскую экономику сегодня очень трудны из-за высокого риска, связанного с нестабильностью, что, безусловно, влияет на экономическую безопасность страны.
В официальном докладе президенту РФ о поддержке МСП был проведен опрос предпринимателей по оценке важности мер поддержки и ее способов регулирования, и предприниматели отметили ряд проблем поддержки [13]:
1. Проблемы с распределением помощи. Помощь получали в зависимости от точности указания ОКВЭД, но по факту компании могли заниматься другой деятельностью.
2. Ограниченная поддержка малых и средних предприятий, исключенных из реестра МСП по формальным причинам.
3. Скоротечность поддержки
4. Несовершенствование налоговых отсрочек.
Результаты опроса показали, что 42% предпринимателей получили государственную помощь для малых и средних предприятий в 2020 году. Но не всей помощью предприниматели сумели воспользоваться, некоторая не была необходима. Например, 68,5% предприятий не нуждаются в отсрочке сдачи в аренду государственного имущества, а 51,6% не нуждаются в реструктуризации кредитов. В результате только 10% российских компаний получили государственную поддержку.
Главными принципами политики в области регулирования МСП должны стать:
1. Государство признает, что развитие малого и среднего бизнеса является не фискальной, а важной социальной функцией, вкладом в занятость и предоставление населению доступных товаров и услуг.
2. Стимулирование роста производительности труда в МСП. Необходимость стимулирования роста МСП, уделяя особое внимание переходу к микро- и малым предприятиям. Разработать меры, способствующие долгосрочному существованию и развитию существующего бизнеса, стимулируя рост его жизненного цикла или долгосрочные планы продвижения на всех этапах роста
3. Необходимость изменения принципов административного регулирования, подхода должностных лиц к информированию о применении санкций, обучению на подконтрольных территориях, как следствие, отсутствие нарушений.
4. Исключить сложные бюрократическиепроцедуры и ускорить рассмотрение запросов бизнеса.
Коронавирусная инфекция уникальна тем, что она резко повлияла на все сферы нашей жизни, и у
всего мира не было эффективных целенаправленных средств борьбы с ней.
К сожалению, кризис 2022 года также означает очень большое сжатие экономики, спроса и финансов. Все экономисты прогнозируют, что будет по крайней мере один год серьезного экономического спада и сокращения рынка. Это сравнимо с кризисом 2020 года, но только сейчас снижение будет в 2-3 раза глубже. Экономика не сразу вернется к уровню 2019 года, однако в этом году роста могут быть запущены достаточно успешные проекты, могут быть масштабированы новые производственные и технологические решения. А значит, в текущем кризисном году эти проекты надо создавать.
Для малого и среднего бизнеса сегодня самое важное - это осознать уникальность своих товаров и услуг, адаптироваться, быть гибкими, мыслить стратегически и сохранять настроение внутри команды, а сплоченная команда остается эффективной даже в самых сложных ситуациях, не прекращая планировать.
Следует отметить, что Россия была подготовлена к коронавирусу лучше, чем подавляющее число стран, в том числе экономически развитых, поэтому и кризис 2022 года удается пережить без сильных потерь. Низкий уровень внешнего государственного и частного долга, финансовые ресурсы, накопленные Фондом национального благосостояния, помогли значительно компенсировать негативные последствия кризиса, включая поддержание надлежащего уровня стабильности национальной валюты. Соглашение о сокращении добычи нефти, немедленно подписанное в рамках ОПЕК, оказало положительное влияние на мировые котировки цен на нефть. Все это позволило оказать необходимую поддержку наиболее пострадавшим секторам экономики, в первую очередь системообразующим предприятиям, малым и средним предприятиям.
Список используемой литературы:
1. Балиос, Д. Факторы, определяющие структуру капитала МСП во время тяжелого экономического кризиса: пример Греции / Балиос Д., Даскалакис Н., Эриотис Н., Василиу Д. // Убедительная экономика и финансы. - 2016. - 4(1). - С. 111.
2. Беляева, Т. Извлекаете выгоду из экономического кризиса? Влияние стратегической ориентации, компромиссов и конфигураций с доступностью ресурсов на эффективность МСП / Беляева Т., Широкова Г., Уэльс У. и Гаффорова Е. // Международный журнал предпринимательства и менеджмента. - 2018. - 16. -С. 165-194.
3. Браун, Р. Стеснен в средствах? Финансирование быстрорастущих малых и средних предприятий Великобритании после глобального финансового кризиса / Р. Браун // Журнал бизнес-исследований. - 2019. -99. - С. 37-45.
4. Буссоли, К. Торговое кредитование во времена кризиса: опыт европейских МСП / К. Буссоли, Ф. Марино // Журнал развития малого бизнеса и предпринимательства. - 2018. - 25 (2). - С. 277-293.
5. Трофимова, О.М. Методика оценки влияния контрольно-надзорной деятельности государства на функционирование малого и среднего бизнеса / О.М. Трофимова, Н.К. Шеметова // Вопросы управления. -2019. - № 4 (59). - С. 168-177.
6. Ермашкевич, Н.С. Комплексный анализ государственных мер поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в России / Н. С. Ермашкевич // Российское предпринимательство. - 2019. - Т. 20. № 1. -С. 13-38.
7. Фельдман, М.А. Ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам предпринимателей Свердловской области как зеркало состояния малого и среднего предпринимательства в регионе / М. А. Фельдман // Вопросы управления. - 2019. - № 1. - С. 13-169.
8. Степанов, Н.С. Почему не работают институциональные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии (коронавирусной инфекции) / Н. С. Степанов // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 3 (52). - С. 243-248.
9. Ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей В 2020 году. с. 120-124.
10. Виленский, А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты / А. В. Виленский // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. - №4. - С. 46-57.
11. Кузьмина, В.Е. Поддержка бизнеса в Российской Федерации при помощи налогообложения в период пандемии / Кузьмина В.Е., Абрамова И.Е. // Юридический форум: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 62-64.
12. ИНДЕКС РОСТА МСП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://омбудсмен-нн.рф/v-pomoshch-predprinimatelyam/podderzhka-i-organizatsiya-raboty-biznesa-v-period-covid-
19/Индекс%20Роста%20МСП%2003.09.20.pdf - Дата обращения (10.06.22)
13. Экспертный центр при Уполномоченном и общественные представителем Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса. МСП. Постковид [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf - Дата обращения (10.06.22)