ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 11 • Номер 2 • Февраль 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова 114 лет
меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях:
международный опыт и российская практика
Козырев А.В. 1
1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Эта статья рассматривает меры поддержки малого бизнеса, введенные в Российской Федерации на фоне экономического кризиса, вызванного эпидемией COVID-19 в I и II кварталах 2020 года. Рассматриваются основные потребности малого и среднего предпринимательства (МСП) в условиях кризиса, проблемы с доступом к кредитным продуктам, вынужденное сокращение кадров и закрытие офисов и торговых точек. Проанализирован опыт США в разработке и внедрении комплекса мер по оздоровлению и стимулированию роста сектора МСП в 2009 году в ответ на финансовый кризис 2007-2008 годов. Сделаны выводы о возможных лучших практиках, подходящих к рассмотрению в качестве мер долгосрочной поддержки МСП в РФ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, поддержка малого предпринимательства, кризис, эпидемия COVID-19.
Measures to support small businesses in crisis conditions: international experience and Russian practice
Kozyrev A.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Развитие сектора малого предпринимательства и поддержание высокого уровня конкуренции являются ключевым шагом на пути к обеспечению устойчивого и прогнозируемого развития национального хозяйства. Малое предпринимательство способствует структурному развитию и перестройке экономики, увеличению объемов производства, внедрению инновационных решений в производство товаров
и услуг, массовому созданию новых рабочих мест в востребованных сферах и оперативному удовлетворению спроса населения в тех секторах, нишах и географических локациях, где крупный бизнес был бы неэффективен [1] (Shchetinin, 2001).
Уникальной характеристикой и достоинством малого и среднего предпринимательства (МСП) является его мобильность и высокая скорость реакции на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Однако эти особенности сферы малого и среднего бизнеса также могут являться слабостью компаний в периоды экономического кризиса, влекущего за собой резкое падение потребительского спроса.
Целью статьи является анализ мер государственной поддержки малого бизнеса в кризисных условиях пандемии, сравнение оказанной поддержки с потребностями предпринимателей по различным направлениям деятельности, а также обоснование возможности использования имеющегося международного опыта поддержки малого бизнеса в кризисных ситуациях. Актуальность темы обусловлена резко возросшим давлением на малое предпринимательство в РФ ввиду реализации политики по сдерживанию распространения нового заболевания COVID-19, вследствие чего возросла угроза банкротства и выхода с рынка для существенной доли малых предприятий.
На основании материалов из открытых источников о вводимых мерах поддержки малого предпринимательства в условиях пандемии в России, а также научных источников о потребностях предпринимателей в государственной поддержке и публикаций, описывающих опыт поддержки предпринимательства в кризисных ситуациях за рубе-
ABSTRACT:_
Measures to support small businesses introduced in the Russian Federation against the backdrop of the economic crisis caused by the COVID-19 epidemic in the first and second quarters of 2020 are discussed in the article. The main needs of small and medium-sized enterprises (SMEs) in the context of the crisis, problems with access to credit products, forced staff reduction and closure of offices and retail outlets are considered. The experience of the United States in developing and implementing a set of measures to improve and stimulate the growth of the SME sector in 2009 in response to the financial crisis of 20072008 is analyzed. Conclusions are drawn about possible best practices that are suitable for consideration as measures of long-term support for SMEs in the Russian Federation.
KEYWORDS: small and medium-sized businesses, small business support, crisis, COVID-19 epidemic JEL Classification: H81, L26, M21 Received: 22.01.2021 / published: 28.02.2021
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Kozyrev A.V. (Kosyrev50yandex.ru)
CITATION:_
Kozyrev A.V. (2021) Mery po podderzhke malogo biznesa v krizisnyh usloviyakh: mezhdunarod-nyy opyt i rossiyskaya praktika [Measures to support small businesses in crisis conditions: international experience and Russian practice]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (2). - 267-284. doi: 10.18334/epp.11.2.111633
жом, проведено сравнение вводимых государственных мер с потребностями малого бизнеса, имеющихся результатов вводимых мер поддержки с прогнозами развития влияния пандемии на экономические условия ведения малого бизнеса в России.
Научная новизна статьи состоит в сопоставлении оказываемой малому бизнесу поддержки не только с конкретными обстоятельствами экономической ситуации в условиях сокращения спроса и ограничения экономической деятельности в условиях пандемии, но с существующими потребностями малого предпринимательства, обострившимися в кризисной ситуации. Описание существующего международного опыта поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса позволяет выделить наиболее действенные меры и формы такой поддержки.
Основными источниками информации для данной работы послужил ряд научных статей по направлению поддержки малого и среднего предпринимательства в целом [3, 4, 8, 12] (Shevchenko, Arku, 2018; Lebedeva, 2005; Emelyanov, Frizyak, 2018), и по отношению к поддержке МСП в условиях эпидемии СОУГО-19 [16] (Levashenko, Koval, 2020). Также были использованы исследования зарубежных авторов наряду с информацией о законопроектах и прочими данными, выпущенными государственными структурами РФ [6, 13], и зарубежных стран [5, 7, 9, 11].
Рабочую гипотезу автора можно сформулировать как «положительный международный опыт внедрения мер государственной поддержки МСП в кризисных условиях может быть использован при реализации политики по поддержке МСП в РФ на фоне негативного воздействия эпидемии СОУШ-19 на данную сферу экономики».
поддержка малого предпринимательства
Основными затруднениями в развитии малого бизнеса на российском рынке на данный момент можно назвать нестабильность правовой среды, регулирующей работу МСП, малую доступность заемных средств, бюрократическую сложность процедур получения поддержки, труднодоступные инструменты масштабирования и вывода бизнеса на международный рынок, недостаточную конкурентоспособность и инновационный потенциал компаний в сфере высоких технологий [2]. Большинство из них сводятся к коренной проблеме российского малого и среднего предпринимательства -нестабильность и ненадежность источников финансирования.
ОБ АВТОРЕ:_
Козырев Андрей Владимирович, ассистент кафедры предпринимательства и логистики (Kosyrev50 yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Козырев А.В. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 2. - С. 267-284. doi: 10.18334/epp.11.2.111633
Говоря об основных источниках финансирования МСП в порядке убывания популярности среди отечественных предпринимателей, формируется следующая картина:
1. Самофинансирование.
2. Инвестиционные ресурсы.
3. Заемные финансовые ресурсы [17] (Soldatova, 2014).
Популярность самофинансирования и определенное избегание кредитных организаций отечественными предпринимателями при поиске средств на запуск или развитие бизнеса обуславливаются сохраняющимися проблемами с доступностью кредита для малых предприятий в российской экономике. Высокие процентные ставки на рискованные займы на запуск бизнеса являются наиболее существенной причиной популярности самофинансирования. Функционирующие на региональных и муниципальных уровнях программы льготного кредитования для малого бизнеса, призванные расширить доступность кредита для начинающих предпринимателей, в большинстве своем имеют ряд ограничений, существенно сужающих пул предпринимателей, которые имеют доступ к льготам [17, 3] (Soldatova, 2014; Shevchenko, Arku, 2018).
Инвестиционные ресурсы, стоящие на втором месте по популярности, включают в себя ряд долговых финансовых инструментов, используемых частными и институциональными инвесторами. Финансирование, получаемое компаниями посредством данных инвестиционных ресурсов, может быть представлено в виде субсидий, субвенций, налоговых кредитов и инвестиций третьих лиц.
Заемные финансовые ресурсы в первую очередь представляют собой традиционные банковские и коммерческие кредиты. Вся активность на рынке заемных финансовых ресурсов для малого бизнеса в РФ в основном ведется на уровне кратко- и среднесрочных продуктов, в то время как доступ к проектным и долгосрочным инвестициям крайне ограничен.
Финансовая поддержка МСП является одним из наиболее актуальных направлений государственных поддерживающих программ, направленных на сферу малого и среднего предпринимательства, в первую очередь из-за ряда нерешенных проблем бизнеса с доступом к финансовым средствам.
В целях предотвращения серьезного урона сектору малого бизнеса и всплеска банкротств экономические регуляторы применяют ряд проверенных и доказавших свою эффективность экономических инструментов по облегчению удара по малому бизнесу и по возможности нивелированию риска массовой потери рабочих мест и повышения безработицы в результате кризиса. Основными такими инструментами являются меры по компенсации части финансовых потерь, облегчение кредитного давления, а также на более долгую перспективу - меры по восстановлению интереса кредитных организаций к финансированию создания и роста субъектов МСП [4] (Lebedeva, 2005).
малое предпринимательство в условиях пандемии
Одним из наиболее существенных событий, повлиявших на прогресс российского рынка малого и среднего бизнеса с начала XXI века, стали катастрофические эконо-
мические потрясения, которые повлекла за собой всемирная эпидемия заболевания COVID-19, вызываемая новым штаммом коронавируса SARS-CoV-2. Начавшись в Китае в декабре 2019 года и распространившись по всему миру к марту 2020 года, на момент написания данного материала пандемия COVID-19 представляет собой экзистенциальную угрозу для существенной доли субъектов МСП в Российской Федерации. В результате сложившейся ситуации и в рамках экстренных мер по борьбе с эпидемией федеральными и региональными органами Правительства РФ последовательно был принят ряд мер по внедрению практик социального дистанцирования, снижения риска массового распространения заболевания, подготовки медицинской инфраструктуры к резко возрастающему количеству заболевших и по временному ограничению транспортного сообщения как с зарубежными странами, так и среди крупных городских центров внутри страны. Одним из первых указов мэра Москвы, задавшим тон отношения правительства Москвы к надвигающемуся кризису, стал Указ от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции», в котором сложившиеся обстоятельства были причислены к обстоятельствам непреодолимой силы, предоставив возможность предпринимателям впоследствии ссылаться на условия форс-мажора при вынужденном невыполнений условий ранее заключенных договоров1.
Начиная с 30 марта 2020 года в Москве был объявлен обязательный режим самоизоляции, призванный сократить до минимума массовые социальные контакты среди населения, несущие в себе риск ускорения распространения COVID-19. В течение апреля 2020 года подобные меры городского карантина были введены во многих регионах и городах Российской Федерации, а к 17 апреля не осталось ни одного региона, не затронутого эпидемией. Вскоре после введения ограничительных мер, в конце марта 2020 года, ежедневные потери экономики РФ были оценены в 100 млрд рублей2.
Логичным последствием такой превентивной политики по сдерживанию распространения эпидемии стала практически полная остановка работы малого бизнеса. В первую очередь пострадали предприятия общественного питания и услуг, для которых единственной возможностью выжить стал срочный переход на бизнес-модель доставки и дистанционного обслуживания. Предприятия всех сфер, за исключением узкого перечня системообразующих, также были вынуждены искать возможность продолжать работу дистанционно.
Современная российская экономика до сих пор не сталкивалась с подобными вызовами и не обладает достаточной гибкостью и адаптивностью для того, чтобы в
1 В каких случаях для ИП и юрлиц коронавирус - форс-мажор, в каких - нет // Портал для малого бизнеса Бизнес.ру, 03.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/news/13649-v-kakih-sluchayah-dlya-ip-i-yurlits-koronavirus-fors-major-v-kakih-net (дата обращения: 28.09.2020).
2 Коронавирус обнаружен во всех регионах России // #ГоворитМосква, 16.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://govoritmoskva.ru/news/231343/ (дата обращения: 12.05.2020).
достаточном объеме обеспечить выживание сектора малого и среднего бизнеса. По словам главы Центробанка РФ, только первые 30 календарных дней, проведенные в условиях полного карантина и остановки хозяйственной деятельности, могут привести к падению российского внутреннего валового продукта в 2020 году на 1,5-2%3. Ограничительные меры, введенные в различных регионах РФ, являются одновременно как необходимыми для торможения распространения эпидемии среди населения, так и крайне болезненными для экономики, и в первую очередь - для малого и среднего бизнеса. Наибольший урон карантином будет нанесен МСП в секторах ретейла и услуг. В соответствии с заявлением Министерства финансов эпидемиологическая ситуация в стране заставила страну перейти на дефицитный бюджет в 2020 году4.
В сложившейся ситуации правительство отдает приоритет сохранению жизни и здоровья граждан перед лицом нового заболевания и готово идти на экономические жертвы ради достижения данной цели.5
Национальное Рейтинговое Агенство (НРА) оценивает суммарный ущерб эпидемии COVID-19 российской экономике в течение 2020 года в 18 трлн рублей и сокращение налоговых сборов - на 4,2 трлн, одновременно с этим прогнозируя потенциальную потерю 15,5 млн рабочих мест в экономике. Максимальные потери произошли в сфере гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa).6 Индекс деловой активности в секторе услуг России, по данным IHS Markit Russia Services, резко упал с 52,0 в феврале до 37,1 в марте и еще ниже, до 12,2, в апреле 2020 года. Показатель индекса деловой активности в марте является самым низким с начала наблюдений Markit Economics в 2001 году. После резкого падения последовал всплеск деловой активности с июня по сентябрь, который был также задавлен пришествием «второй волны» заболеваемости и повторным введением ограничительных мер. По состоянию на конец 2020 года индекс деловой активности был установлен на уровне 48,0, что на 14% ниже среднего уровня индекса, наблюдаемого в декабре7.
3 ЦБ РФ оценил возможные убытки от месяца карантина в 1,5-2% ВВП в 2020 году. // Международная информационная группа «Интерфакс», 03.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/702417(дата обращения: 22.09.2020).
4 Коммуникационный центр Правительства Российской Федерации, меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/support_measures/ (дата обращения: 19.01.2021).
5 Песков признал, что продление нерабочих дней является огромной нагрузкой на экономику // ТАСС, 05.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8166557 (дата обращения: 08.05.2020).
6 Общий ущерб от пандемии может составить почти 18 трлн рублей // Национальное Рейтинговое Агентство, 16.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ra-national.ru/ru/node/63643 (дата обращения: 07.05.2020).
7 Russian business activity contracts modestly in December. News Release: IHS Markit Russia Services PMI // IHS Markit, 31.12.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.markiteconomics.com/ Public/Home/PressRelease/0983695554954196b0c13cb77bdfad0f (дата обращения: 19.01.2021).
особенности кризиса 2020 года
Эпидемия СОУГО-19 поставила перед предпринимателями и управляющим персоналом в сфере МСП ряд неожиданных задач, которые тем не менее оказалось необходимо выполнить в целях обеспечения выживания бизнеса в период карантина. Предприниматели столкнулись с необходимостью резко сократить расходы и минимизировать потери, параллельно изыскивая возможность участия в государственных программах поддержки МСП. Одним из основных трансформационных трендов для малого бизнеса стала попытка экстренно перевести свою бизнес-модель в онлайн, что в разной степени реализуемо, в зависимости от сферы деятельности компании. Так, в сфере образования карантин ускорил давно наметившийся тренд укрепления ниши дистанционного обучения и общей цифровизации, в то время как в сфере услуг и общественного питания лишь немногие предприниматели смогли успешно перейти на онлайн-модель работы и обеспечить своим предприятиям минимально необходимый поток заказов. Также карантин, введенный в конце марта 2020 года, негативно сказался на предприятиях, экспортирующих физические продукты за рубеж из-за резких таможенных изменений и частичного закрытия государственных границ. Предприниматели встретились с рядом административных задач, направленных на реконфигурацию бизнес-модели, резкое сокращение издержек, сохранение ценных кадров и изыскание способов получения поддержки извне.
Новые трудности, с которыми встретились компании, можно в целом классифицировать по ответственным лицам внутри компаний, на чьи плечи возлагается ответственность за их решение: задачи финансового директора, бухгалтера, ЫЯ-специалиста, юриста и специалиста по охране труда.
1. Задачи финансового директора.
У финансовых управляющих появилась необходимость использовать новые инструменты оперативного финансового планирования с целью удержания контроля за корпоративными финансами, соблюдения графика уплаты налогов и процентов по кредитам и по возможности смягчения удара, оказываемого карантинными условиями на финансовое состояние компании.
2. Задачи бухгалтера.
Со стороны бухгалтерского обслуживания появилась необходимость в принятии срочных мер в соответствии с распоряжениями регулятора о переносе сроков сдачи отчетности, уплаты налогов и внедрении новых льгот.
3. Задачи ЫЯ-специалиста.
На сотрудников, ответственных за кадры, легла задача по оформлению, оплате и контролю работы подчиненных по удаленной схеме работы, а также в целом задача по сохранению ценных сотрудников в штате. Возник ряд вопросов по организации, координации удаленной работы сотрудников и обеспечению безопасности внутреннего документооборота.
4. Задачи юриста.
С юридической точки зрения малый бизнес оказался перед необходимостью задействовать условия форс-мажора и предпринять попытку массово изменить или расторгнуть существующие контракты. В первую очередь это касается попыток получить послабления и каникулы на арендные платежи8.
Резкое изменение мнений, моделей поведения и потребления, тренды, возникающие в «карантинном» состоянии социоэкономической среды, напрямую повлияют на модели функционирования подавляющего большинства субъектов малого бизнеса, заставляя их подстраиваться под возникающие модели поведения. Так, одним из наиболее ярких трендов, уже успевших укрепиться в течение борьбы с COVID-19, является стремление ограничить круг личного общения, избегать общественные места, избегать физического контакта и держать дистанцию с окружающими, уделять повышенное внимание собственному здоровью и здоровью старшего поколения, внедрять полезные привычки9. Данные тренды, укоренившись в обществе, даже после снятия всех ограничительных мер по борьбе с эпидемией, способны как оказать негативное воздействие на некоторые секторы малого бизнеса, так и открыть новые возможности для тех предпринимателей, которые готовы перестраивать свои предприятия под новые настроения и привычки потребителей.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся к концу марта - началу апреля 2020 года с введением во многих крупных населенных пунктах РФ, начиная с Москвы, мер жесткого карантина, социального дистанцирования, запрета общественных мероприятий, а впоследствии и пропускной системы пользования личным и общественным транспортом, обусловила необходимость срочных и существенных мер поддержки малого бизнеса со стороны федеральных и муниципальных властей. Перечень мер государственной поддержки малого бизнеса на период эпидемии был озвучен в несколько этапов, в конце марта и в течение апреля 2020 года. Некоторые дополнительные меры были озвучены также в 3 квартале 2020 года, с повторным резким ростом заболеваемости, ознаменовавшим пришествие второй волны эпидемии.
Председателем Правительства РФ М. Мишустиным был утвержден так называемый план мер по обеспечению устойчивого развития экономики, сконцентрированный на поддержке в первую очередь тех отраслей, которые оказались в сложной ситуации, и предусматривающий, помимо прочего, выделение дополнительных 5 миллиардов рублей для возмещения части процентных платежей по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса, испытывающих финансовые трудности. Также были озвучены доли
8 Как компаниям пережить весну 2020 // Онлайн-конференция <АКТИОН>, 03.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://help.seminar.ru/?fbclid=IwAR3CJ5aGhmdISaw8fCfVy4CybAEQ cJafLUU2IKtZxalJlxxwcheabfQda64 (дата обращения: 07.05.2020).
9 Какие новые ниши нашли бизнесмены, чтобы справиться с коронакризисом // Онлайн-журнал <АКТИОН> МЦФЭР, №4, апрель 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://e.gd.ru/804878 (дата обращения: 08.05.2020).
ответственности государственного бюджета и банковских структур в обеспечении данных субсидий (по 33% каждый)10.
В отношении малого и среднего бизнеса ранними мерами поддержки стали обеспечение отсрочки уплаты налогов на шесть месяцев и снижение страховых взносов с зарплат, превышающих минимальный размер оплаты труда, до 15%. Однако реализация этих мер была существенно ограничена сложностью сбора и подачи документов со стороны МСП в течение действующего карантина, а также процедуры доказательства тяжелой финансовой ситуации и причастности к определенному в распоряжении правительства кругу предприятий, на которые была нацелена эта поддержка, - в первую очередь это сферы общественного питания, услуг, розничной торговли, туризма и транспорта, а также организаторы культурно-массовых мероприятий. Также кабинет министров РФ в марте 2020 года подготовил закон о праве представителей малого и среднего бизнеса на полугодовую отсрочку по уплате процентов по кредитам, в случае если субъект МСП сможет доказать существенный ущерб, причиненный ему обстоятельствами, связанными с эпидемией СОУГО-1911.
На более локальном уровне московской мэрией также были запущены программы субсидирования процентных ставок для субъектов малого предпринимательства - до 6% по ранее взятым кредитам и до 8% по кредитам на финансирование текущей деятельности и поддержание функционирования предприятия. На эти цели, по словам Мэрии Москвы, было выделено от 20 до 30 млрд рублей, в зависимости от активности предпринимателей и объема заявок на получение поддержки.12
С 16 апреля 2020 года были введены более прямолинейные и радикальные меры поддержки населения и предприятий, оставшихся без доходов на время всеобщего карантина. Был расширен официальный перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших от эпидемии, а некоторым сегментам рынка МСП была предоставлена возможность получить по 12,1 тысяч рублей на сотрудника, которые могут быть направлены на компенсацию снижения зарплат из-за резкого падения оборота компании. Основной целью данной инициативы было сохранение рабочих мест - компенсации будут предоставлены только компаниям, сохранившим после введения карантинных мер 90% или более своего штата.13
10 Отчет и материалы к заседанию Правительства России 19 марта 2020 года // Сайт Правительства России, 19.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://e.gd.ru/804878 http://government.ru/ news/39221/ (дата обращения: 08.05.2020).
11 Обращение к гражданам России // Сайт Президента России, 25.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63061 (дата обращения: 08.05.2020).
12 Утвержден второй пакет мер антикризисной поддержки бизнеса // Официальный сайт Мэра Москвы, 01.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/6414050/ (дата обращения: 07.05.2020).
13 Президент провел совещание с членами Правительства в режиме видеоконференции // Сайт Президента России, 15.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/63204 (дата обращения: 07.05.2020).
Реакция предпринимателей, экономистов и профессионалов в сфере МСП на принятые правительством меры были неоднозначна. Основной целью мер поддержки было не допустить единовременного банкротства существенной доли предприятий из наиболее пострадавших отраслей, что, в свою очередь, повлекло бы за собой всплеск безработицы. Однако меры поддержки, принятые на федеральном и региональном уровнях, по большей части не облегчают ношу малого бизнеса, а лишь дают небольшую отсрочку на обязательства, и после отмены карантинных мер компаниям, скорее всего, не будет предоставлено достаточно времени для восстановления платежеспособности. Предприятия МСП с относительно низкой маржинальностью, к примеру компании из сфер туризма, мелкой розничной торговли и общественного питания, как правило, не имеют существенной финансовой подушки безопасности, которая помогла бы им обеспечить оплату финансовых обязательств, отсроченных на 6 меся-цев.14 Вкупе с мораторием на банкротства организаций отсрочка обязательств по уплате процентов по кредитам создает опасную ситуацию, грозящую вылиться в массовое банкротство через шесть месяцев. Когда отсрочка истечет и банки потребуют у кредиторов единовременной выплаты задолженности за все пропущенные 6 месяцев, рынок увидит огромное количество заявлений о банкротстве от тех МСП, которые были не в состоянии генерировать выручку в течение месяцев карантина.15
Меры, принятые относительно отсрочки уплаты страховых взносов для малого бизнеса и их уменьшения с 30% до 15%, на данный момент могут применяться к довольно ограниченному кругу предприятий, так как они не действуют для компаний, выплачивающих зарплату на уровне регионального минимального размера оплаты труда. В этой правительственной инициативе поддержки прослеживается толчок к «обелению» заработной платы для малого бизнеса, для которого во многих случаях «серые» схемы выплаты заработной платы являются единственным возможным путем сохранить операционную прибыльность. Однако в существующих условиях «карантинной экономики» эти меры поддержки видятся малоэффективными, так как воспользоваться ими могут далеко не все пострадавшие предприятия, для которых войти в перечень компаний, допущенных к льготам, не представляется возможным. Так как предложение по снижению ставки страховых взносов с 30% до 15% не включало определенного срока давности, оно особенно выигрышно смотрится на перспективу. Это одна из немногих вводимых мер поддержки, которая сохранит свое действие и после полного снятия карантинных мер и в определенной степени поддержит восстановление малого бизнеса. Однако, возвращаясь к текущей кризисной ситуации, снижение
14 Зинченко В. Кредитные каникулы для пострадавших от коронавируса // Forbes.ru, 26.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/396051-vremennaya-zaplatka-kotoraya-vyzovet-shkval-bankrotstv-chto-znachat-dlya (дата обращения: 12.05.2020).
15 Бубликов В. Мораторий на банкротства организаций // Forbes.ru, 26.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/396051-vremennaya-zaplatka-kotoraya-vyzovet-shkval-bankrotstv-chto-znachat-dlya (дата обращения: 12.05.2020).
страховых взносов вдвое не будет иметь существенного поддерживающего эффекта. В ситуации, когда в ряде сфер малого бизнеса платежи практически остановились и оборотных средств не хватает даже на частичную выплату зарплаты работникам и сохранение штата, снижение страховых взносов не имеет значения. Данная мера предназначается только для небольшой доли предприятий, которые сумели сохранить зарплатный фонд и продолжить операции16.
международный опыт поддержки малого предпринимательства
Опыт зарубежных стран по выводу экономики из кризиса, а в частности по внедрению доказавших эффективность мер поддержки малого бизнеса, на котором негативно сказываются внешние потрясения, включает меры, принятые в США для восстановления экономики после мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. Тогда был сформулирован пакет стимуляционных мер по преодолению негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса и по обеспечению условий экономического роста. Данный пакет мер был принят в рамках «Закона о восстановлении экономики и реинвестициях» (The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, ARRA, PL 111-5) [7].
Данная программа мер во многом послужила причиной стабильного роста экономики США на протяжении почти 10 лет и беспрецедентно уверенного и быстрого роста американского фондового рынка со второго квартала 2009 года вплоть до шокового падения, начавшегося 20 февраля 2020 года на фоне опасений по поводу эффекта глобально распространяющейся эпидемии COVID-19.
В ARRA был включен перечень мер по поддержке рынка труда, созданию новых рабочих мест, поддержке малого бизнеса, модернизации государственной инфраструктуры, защите окружающей среды, защите энергосетей, финансированию образования и т.д. В рамках данной статьи будут рассмотрены те меры ARRA, которые были непосредственно направлены на поддержку сферы малого и среднего бизнеса и опыт успешного внедрения которых может пригодиться в работе по восстановлению малого бизнеса в Российской Федерации в 2020 году [8].
План работы, который описывал внедрение мер ARRA, имеет название «План восстановления и реинвестирования Американской экономики» (American Recovery and Reinvestment Plan, ARRP). Финансирование мероприятий в рамках ARRP преимущественно было возложено на федеральный бюджет и бюджеты штатов, а срок его реализации был запланирован до 2019 года, общая сумма инвестиций к которому составила около 800-900 млрд долл. [9, 10].
Существенная доля мер в рамках ARRP была косвенно или напрямую направлена на восстановление и развитие сферы малого и среднего бизнеса. В первую очередь
16 Горячая Н. Снижение страховых взносов с 30% до 15% // Forbes.ru, 26.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/396051-vremennaya-zaplatka-kotoraya-vyzovet-shkval-bankrotstv-chto-znachat-dlya (дата обращения: 12.05.2020).
были решены задачи по упрощению доступа МСП к кредитным продуктам и по предоставлению ряда налоговых льгот. Были использованы финансовые инструменты, позволившие снизить стоимость обслуживания кредитов, облегчить финансовое давление на арендаторов и существенно расширить предложение на вторичном рынке кредитов. Меры в рамках ARRA, направленные на сферу МСП, были утверждены в отдельном плане оздоровления малого предпринимательства (SBA Recovery Act Agency Plan, SBA RAAP) и отданы под надзор Управления по делам малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) [11].
Среди задач, выполненных в рамках SBA RAAP в рамках текущего поиска эффективных мер поддержки малого бизнеса в России, необходимо отметить следующие:
• был восстановлен доступ субъектов малого бизнеса к микрокредитам посредством частичного гарантирования рискованных займов на покрытие обязательств малого бизнеса за счет бюджета специально созданного фонда «Восстановительный Капитал Америки» (Ameica's Recovery Capital, ARC). На реализацию инициативы направлено $30 млн;
• МСП получили право снизить налогооблагаемую базу на сумму, потраченную на инвестиционные цели, при условии того, что данная сумма может быть документально доказуема;
• значительно расширена система кредитования малого бизнеса и привлечения МСП к выполнению государственных заказов, на которую только в 2009 году было выделено $730 млн, в соответствии с ARRA. Основная доля выделенных средств ($375 млн) была посвящена временному облегчению кредитного давления путем временного сокращения платы по кредитам МСП. Максимальный порог гарантийных обязательств со стороны Управления по делам малого бизнеса (SBA) был увеличен с 75% до 90%;
• для оживления рынка кредита и прочих финансовых инструментов для малого бизнеса были предприняты меры по расширению пула компаний - кредитных брокеров, предоставляющих финансовые продукты на конкурентом микрофинансовом рынке. В качестве грантов для поддержки брокерских компаний на вторичном рынке было выделено $24 млн.
Когда малый бизнес США в 2008-2009 годах столкнулся с тяжелой ситуацией, во многом схожей с текущей ситуацией на российском рынке, агентство SBA предприняло срочные меры по расширению возможностей финансового рынка по кредитованию МСП. Особенно следует отметить три инициативы:
1. Снижение рисков кредитования МСП за счет федерального бюджета путем направления $15 млрд на приобретение гарантированных ссуд. Это позволило «освободить» вторичный рынок кредитных инструментов, снизить риски кредитования МСП.
2. В целях предотвращения массового снижения доступных оборотных средств на счетах МСП, расторжения контрактов, сокращения численности кадров и отказа от
выполнения договорных обязательств были приняты меры по обеспечению отсрочки платежей по кредитам суммой до $35000.
3. Третьей ключевой мерой стало массовое размещение государственных заказов с целью поддержания жизнедеятельности частных предприятий в течение кризиса. Требования АЯБА диктуют, что не менее 23% от общей суммы государственных закупок в $425 млрд должны быть размещены в сфере МСП.
Опыт внедрения подобных мер в американской экономике 2008-2009 гг. в долгосрочной перспективе показывает их эффективность и глубокий трансформационный эффект для сферы малого бизнеса. В первые годы после окончания мирового финансового и экономического кризиса наибольшее восстановление и последующий рост показали те предпринимательские сферы, которые в наибольшей степени сумели воспользоваться мерами поддержки, описанными в АЯЯА [12] (Emelyanov, Frizyak., 2018). Ключевым фактором успешности поддерживающих экономических мер также стала центральная роль американского Управления по делам малого бизнеса (ББА) и концентрация финансовых полномочий в руках этого единственного агентства. Это помогло сократить цикл принятия решений, ускорить доставку и внедрение поддерживающих мер «на местах». Данный опыт особенно показывает актуальность создания сегодня в России аналогичной структуры, сосредоточения в ней функций поддержки малого предпринимательства и наделения ее расширенными полномочиями по реализации мер поддержки, создаваемых и утверждаемых различными правительственными органами, в первую очередь Министерством экономического развития.
результативность поддержки малого предпринимательства
По сравнению с зарубежными примерами успешной реализации политики поддержки малого предпринимательства российская инфраструктура поддержки в ее текущем состоянии выглядит недостаточно компетентной. В первую очередь следует указать на тот факт, что в России вопросами развития сектора малого бизнеса, помимо Министерства экономического развития, занимаются 12 различных министерств и ведомств и ни одному из них на официальном уровне не отдано централизованное управление разработкой стратегии инфраструктуры поддержки и их реализацией. С 2008 года функционирует Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП, где участвуют ряд должностных лиц различного уровня, от региональных правительственных органов до администрации президента, а также представители таких предпринимательских организаций, как «Деловая Россия» и «ОПОРА России». Задачи комиссии официально определены как «рассмотрение и подготовка предложений по реализации решений ... в области конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства в РФ, определение мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и повышение ее эффективности» [13]. По факту создается ситуация, в которой как разработка стратегий и программ экономического развития сектора МСП, так и их реализация и оценка полученных результатов
вверены одним и тем же органам и должностным лицам. Возникает феномен регу-ляторного захвата - этот термин описывает процесс, в соответствии с которым эксперты и аналитические группы, проводящие оценку эффективности внедренных мер поддержки, неизбежно подвергаются давлению со стороны спонсоров и вынуждены формулировать благоприятные результаты или преуменьшать любые неудачи, чтобы обеспечить дальнейшее финансирование своей деятельности [14] (Dal Bö, 2006).
заключение
По состоянию на конец 2020 года стало понятно, что эпидемия COVID-19 с высокой долей вероятности не завершится в ближайшем будущем, и, возможно, за первыми двумя волнами в 2020 году могут последовать новые в 2021 году, пока среди населений отдельных стран не сформируются условия коллективного, или популя-ционного иммунитета17. Пока этого не случилось, наиболее вероятным сценарием на 2021 год являются веерные карантины во вновь образовавшихся очагах заболевания и последующее за ними постепенное открытие предпринимательской деятельности и перезапуск системы глобальной транспортной инфраструктуры18. Ожидаемый результат в сфере российских МСП от реализации такого прогноза неутешительный - даже учитывая оптимистичные прогнозы на быстрое восстановление потребительского спроса после снятия карантинных мер, бизнесам следует значительно снизить прогнозы роста и прибыльности на 2021 год.
О реальной эффективности мер поддержки МСП, уже принятых или запланированных на момент написания данной статьи, говорить рано, так как если официальные данные об эффективности этого комплекса антикризисных мер и будут опубликованы, то это станет известно на момент публикации экономических отчетов за 4 квартал 2020 года.
После рассмотрения реального функционала мер поддержки малого и среднего предпринимательства, введенных в марте-апреле 2020 года для противодействия негативному эффекту условий карантина, становится очевидно, что они должны стать лишь первой ступенью в необходимой череде новых экономических решений как в целом по экономике страны, так и по наиболее уязвимым отраслям в частности, таким как малый бизнес в сфере услуг, розничной торговли и общественного питания. По состоянию на 28 апреля началась подготовка к поэтапному снятию условий карантина по всей территории РФ, а вместе с ней - подготовка «масштабного общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, по восстановлению занятости,
17 Farrar J. Infectious Disease Expert Discusses Future Waves of COVID-19 // Public Broadcasting Service (PBS), 07.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pbs.org/wnet/amanpour-and-company/ video/infectious-disease-expert-discusses-future-waves-of-covid-19/ (дата обращения: 07.05.2020).
18 Nisen M. What Covid-19's Second Wave Could Look Like // Bloomberg Opinion, 30.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloombergquint.com/opinion/what-covid-19-s-second-wave-could-look-like (дата обращения: 07.05.2020).
доходов граждан и роста экономики» [15]. Какие именно шаги будут предусмотрены в пакете мер по нормализации экономики и насколько эффективными они окажутся в условиях посткарантинной «оттепели» экономики, еще предстоит узнать.
Российская экономика последние несколько лет находилась в затруднительном положении в отношении развития сектора малого бизнеса под давлением ряда негативных факторов - экономических санкций западных стран, падения стоимости национальной валюты, падения доходов федерального бюджета вследствие снижения рыночных цен на нефть и прочих. С новым экономическим кризисом, начавшимся с приходом эпидемии COVID-19, тематика возрождения сферы малого бизнеса приобретает критическую важность. Планы внедрения мер по экономическому стимулированию сферы малого предпринимательства наподобие законодательного пакета ARRP, разработанного и внедренного в США, являются источником информации об успешных методах внедрения поддерживающей экономической политики, рассчитанной на постепенное внедрение в течение 10 лет, а не на разовый стимулирующий эффект. ARRP разрабатывался в 2009 году с учетом прогнозных данных о том, что процесс экономического восстановления после кризиса 2008-2009 годов запустится только в 2010 году и потребует работы федерального и регионального правительства в каждом штате на протяжении 5-7 лет для достижения потенциала, заложенного в программу. Меры, закладываемые сейчас в стимулирование российской сферы малого бизнеса в рамках вышеупомянутого «плана действий», должны не только корректно отражать текущие потребности МСП, но и, аналогично ARRP, быть стимулом развития малого и среднего бизнеса в перспективе 5-10 лет. Данный вывод может служить подтверждением вышеприведенной гипотезы о том, что положительный международный опыт внедрения мер государственной поддержки МСП в кризисных условиях может быть использован при реализации политики по поддержке МСП в РФ на фоне негативного воздействия эпидемии COVID-19 на данную сферу экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 12. - c. 42-49.
2. Исследование «Пульс малого бизнеса». Альфа-Банк совместно с Международным исследовательским центром MARC, ноябрь 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://alfabank.ru/press/news/2018/12/19/49463.html.
3. Шевченко Д.А., Арку Х.К. Финансовые ограничения как барьер развития малого и среднего бизнеса в РФ // Экономинфо. - 2018. - № 4.
4. Лебедева Л.Ф. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. - 2005. - № 9. - c. 51-56.
5. COVID-19 Prevention and Control Protocol V6 (2020-03-18). Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fmprc. gov.cn/mfa_eng/topics_665678/kjgzbdfyyq/CERC/ (дата обращения: 07.05.2020).
6. Утвержден второй пакет мер антикризисной поддержки бизнеса. Официальный сайт Мэра Москвы, 01.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/ mayor/themes/12299/6414050/ (дата обращения: 08.05.2020).
7. Public Law 111-5: American Recovery and Reinvestment Act of 2009 /. The 111th Congress of the United States of America. [Электронный ресурс]. URL: https://www. govinfo.gov/content/pkg/PLAW-111publ5/pdf/PLAW-111publ5.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
8. Помощь малому бизнесу США в преодолении кризиса. Внешнеэкономическая Деятельность, VneshMarket.ru, НП «Московский центр развития предпринимательства». [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/ document_r_3A486276-BD9E-41B0-BE0F-A1A6EB036A2E.html (дата обращения: 07.05.2020).
9. Федеральный Бюджет Соединенных Штатов Америки. / FY 2010. - W., 2009. - 3739 c.
10. Федеральный бюджет США в период президентства Барака Обамы. - М.: Весь мир, 2016.
11. Status of the Small Business Administration's Implementation of Administrative Provisions in the American Recovery and Reinvestment Act of 2009. U.S. Government Accountability Office GA0-10-298R. Jan 19, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gao.gov/products/GA0-10-298R (дата обращения: 12.05.2020).
12. Емельянов Е.В., Фризяк Н.С. Формы и направления государственной поддержки малого бизнеса (опыт сша) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2018. - № 4(346). - c. 470-484.
13. Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства: Описание. Правительство Российской Федерации: Координационные и совещательные органы. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/department/132/about/ (дата обращения: 08.05.2020).
14. Dal Bo E. Regulatory Capture: A Review // Oxford Review of Economic Policy. - 2006. -№ 2.
15. Сафронов А., Каланов Г. Путин поручил подготовить снятие карантина. Какие отрасли взлетят первыми. Quote РБК. 28.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5ea845b59a79473ad204155e?utm_source=top&utm_ medium=interest&utm_campaign=5ea845b59a79473ad204155e (дата обращения: 07.05.2020).
16. Левашенко А.Д., Коваль А.А. Меры финансовой и нефинансовой поддержки МСП в условиях ситуации с COVID-19 // Экономическое развитие России. - 2020. - № 5.
17. Солдатова Н.Ф. Финансовые и инвестиционные источники развития малого предпринимательства // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 4. - c. 57-61.
REFERENCES:
Federalnyy Byudzhet Soedinennyh Shtatov Ameriki [Federal Budget of the United States of America] (2009). (in Russian).
Federalnyy byudzhet SShA vperiodprezidentstva Baraka Obamy [The US federal budget during the presidency of Barack Obama] (2016). (in Russian).
COVID-19 Prevention and Control Protocol V6 (2020-03-18). Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. Retrieved May 07, 2020, from https://www. fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/kjgzbdfyyq/CERC/
Dal Bo E. (2006). Regulatory Capture: A Review Oxford Review of Economic Policy. (2).
Emelyanov E.V., Frizyak N.S. (2018). Formy i napravleniyagosudarstvennoypodderzhki malogo biznesa (opyt ssha) [Forms and directions of government support for small business: evidence from the USA]. Financial Analytics: Science and Experience. (4(346)). 470-484. (in Russian).
Lebedeva L.F. (2005). SShA: maloe predprinimatelstvo kak obraz zhizni [USA: small business as a way of life]. Human and labour. (9). 51-56. (in Russian).
Levashenko A.D., Koval A.A. (2020). Mery finansovoy i nefinansovoy podderzhki MSP v usloviyakh situatsii s COVID-19 [Measures of financial and non-financial support to small and medium-sized enterprises (SMEs) in the wake of COVID-19]. Russian Economic Developments. (5). (in Russian).
Public Law 111-5: American Recovery and Reinvestment Act of 2009 /The 111th Congress of the United States of America. Retrieved May 12, 2020, from https:// www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-111publ5/pdf/PLAW-111publ5.pdf
Schetinin V. (2001). Chelovecheskiy kapital i neodnoznachnost ego traktovki [Human capital and the ambiguity of its interpretation]. World Economy and International Relations. (12). 42-49. (in Russian).
Shevchenko D.A., Arku Kh.K. (2018). Finansovye ogranicheniya kak barer razvitiya malogo i srednego biznesa v RF [Financial restrictions as a barrier to the development of small and medium-sized businesses in Russia]. Econominfo. (4). (in Russian).
Soldatova N.F. (2014). Finansovye i investitsionnye istochniki razvitiya malogo predprinimatelstva [Financial and investment sources of small business development]. Economy. Taxes. Law. (4). 57-61. (in Russian).
Status of the Small Business Administration's Implementation of Administrative Provisions in the American Recovery and Reinvestment Act of 2009U.S. Government Accountability Office GA0-10-298R. Jan 19, 2010. Retrieved May 12, 2020, from https://www.gao.gov/products/GAO-10-298R