Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1142
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МСП / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭПИДЕМИЯ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / ИНДЕКС RSBI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко К. Н.

Пандемия нового вируса COVID-19 значительно повлияла на мировую экономику и затронула многие области общественной жизни. Сфера малых и средних предприятий (МСП) столкнулась с серьезными трудностями, особенно во время кризиса, что потребовало государственной помощи. Актуальность статьи заключается в том, что развитие сектора МСП является одним из приоритетных направлений национальной политики России, поэтому стабилизация ситуации и скорейший выход из периода кризиса имеют большое значение для российской экономики. В статье рассматриваются меры государственной поддержки бизнеса, реализуемые в России с начала эпидемии, и проводится сравнительный анализ с мерами поддержки в других странах. Результатом статьи является классификация мер государственной поддержки малого бизнеса и оценка эффективности мер поддержки, реализуемых правительством РФ с использованием индекса активности малого бизнеса RSBI, а также опрос предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 В РОССИИ»

Таким образом, перед определением самой эффективности метода, первым делом устанавливается величина капитальных вложений на мероприятия по утилизации отходов бурения. Следующим шагом, собираются данные по объему отходов бурения, которые необходимо утилизировать, отталкиваясь от полученных данных, выбирается способ утилизации отходов бурения (если выполняется разработка проекта по утилизации отходов бурения). В случае оценки эффективности, после регистрации объемов выявленных отходов, необходимо представить суммарный предотвращенный ущерб.

Список использованной литературы

1. Барахнина, В. Б. Основы технологии очистки отходов нефтегазового комплекса и оценка ущерба окружающей среде [Текст] : учеб. пособие / В. Б. Барахнина, И. Р. Киреев, В. В. Сварев // Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012. - 242 с.

2. Коробов, А. А. Совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в нефтедобывающей промышлености [Текст]: диссерт. на соиск. уч. степени канд. экон. наук / А. А. Коробов //: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2001. - 124 .

©Горбунова А.В.2021

УДК 338.14

Левченко К.Н.

магистрант 2 курса ВГУ, г. Воронеж, РФ Научный руководитель: Кондрашова Н.В.

Кандидат экономических наук, ВГУ,

г. Воронеж, РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ШУГО-19 В РОССИИ

Аннотация

Пандемия нового вируса COVID-19 значительно повлияла на мировую экономику и затронула многие области общественной жизни. Сфера малых и средних предприятий (МСП) столкнулась с серьезными трудностями, особенно во время кризиса, что потребовало государственной помощи. Актуальность статьи заключается в том, что развитие сектора МСП является одним из приоритетных направлений национальной политики России, поэтому стабилизация ситуации и скорейший выход из периода кризиса имеют большое значение для российской экономики. В статье рассматриваются меры государственной поддержки бизнеса, реализуемые в России с

начала эпидемии, и проводится сравнительный анализ с мерами поддержки в других странах. Результатом статьи является классификация мер государственной поддержки малого бизнеса и оценка эффективности мер поддержки, реализуемых правительством РФ с использованием индекса активности малого бизнеса RSBI, а также опрос предпринимателей.

Ключевые слова

Малый бизнес, МСП, государственная поддержка, эпидемия, меры поддержки бизнеса, индекс RSBI.

Введение.

Пандемия коронавируса стала разрушительным периодом для мировой экономики и оказала значительное влияние на весь мир, включая экономику России. Принудительное закрытие привело к значительным финансовым потерям для крупных и малых предприятий. Падение доходов населения, снижение покупательной способности, вынужденные простои, снижение производства привели к ухудшению финансового положения многих компаний и даже к банкротству, особенно в ранее уязвимом секторе малого бизнеса. В связи с этим в настоящее время особенно актуально получение поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и крупных корпораций.

Целью данного исследования является изучение мер государственной поддержки МСП, которые были реализованы с начала пандемии, и оценка их влияния на состояние МСП. Для этого в рамках данной статьи использовались такие методы, как сравнительные методы и методы анализа.

Актуальность данного исследования заключается в том, что сектор малого бизнеса очень важен для развитых стран, поскольку он поддерживает экономику, создает большинство рабочих мест, обеспечивает занятость населения и способствует конкуренции. Сохранение и развитие малого и среднего бизнеса - один из приоритетных направлений российской экономики. Малые предприятия оказались особенно уязвимыми по причине из-за нехватки средств, отсутствия финансовых запасов во время кризиса, трудностей с получением кредитов и отсутствия профессиональной подготовки в области управления.

По данным международной аудиторско-консалтинговой сети FmExpertiza , общее количество малых и средних предприятий (МСП) сократилось более чем на 545,8 тыс. индивидуальных предпринимателей в 2021 году по сравнению с первым полугодием 2020 года [9].

Пандемия оказала разрушительное действие на результаты работы последних лет с точки зрения поддержки малого бизнеса, поэтому в то время для государства было важно помочь малому бизнесу и максимально устранить негативные последствия пандемии. На рисунке 1 представлена информация, отражающая динамику количества малых и средних предприятий [3]. Из представленных графиков можно сделать вывод, что с 2018 года количество малых предприятий постепенно сокращалось, а предпринимательская активность в российской экономике снизилась.

С момента начала пандемии государство разработало ряд мер для поддержки и стабилизации малого бизнеса в текущей ситуации. Среди этих мер поддержки можно выделить налоговые, банковские, страховые и отсрочка арендной платы.

Рисунок 1. Динамика количества субъектов МСП с 2018 по 2020 год

Источник: [3].

Для текущей оценки предпринятых действий стоит проанализировать бизнес-оценку поддерживаемых государством мероприятий, представленную на сайте Российской Федерации промышленников и предпринимателей. Важным критерием оценки является наличие государственной поддержки малого бизнеса и ряд существующих ограничивающих факторов [1, с. 682-686]. Но для получения предложенной поддержки малый бизнес выделил некоторые сложности. Среди них предприниматели подчеркнули трудность выполнения определенных условий для получения финансовой поддержки, наличие дополнительных условий в банке и сложные процедуры отчетности. Согласно опросу, проведенному Российским союзом предпринимателей, 61,8% компаний, участвовавших в опросе, не смогли получить доступ к мерам финансовой помощи [8]. Среди причин респонденты в основном подчеркнули тот факт, что они не попали в льготные категории и невозможность выполнить все заявленные требования. Также участники опроса указывали на варианты государственной поддержки, которые были незаменимы и важны в период кризиса [6].

По результатам опроса, 17,1% респондентов ответили, что меры поддержки были неэффективными [8]. Для оценки влияния мер, реализуемых государством для поддержки МСП, рекомендуется учитывать динамику Индекса поддержки RSBI, который показывает деловую активность и благосостояние малого и среднего предпринимательства. Для оценки эффективности государственной поддержки бизнеса проанализируем динамику этого показателя за период с начала пандемии до ноября 2020 года [5]. На рисунке 2 показан график, показывающий динамику индекса RSBI для микро-, малого и среднего бизнеса с 2018 по июнь 2021 г. [5].

Рисунок 2. Динамика индекса RSBI по МСП за период 2018-2021 гг.

Источник: [5].

Как видно из графика, активность малого бизнеса снизилась в первое полугодие 2020 года, а апрель стал пиковым периодом. Далее ситуация стала постепенно стабилизироваться, а с сентября наблюдается рост деловой активности малых и средних предприятий. Данный анализ показывает, что реализованные меры поддержки несомненно помогли преодолеть кризис, но на текущий момент предприятия не способны достигнуть своих показателей, которые были до начала пандемии.

Для сравнения рассмотрим меры государственной поддержки малых предприятий в развитых и развивающихся странах, таких как Китай, США, Великобритания и Италия [7]. Таблица 1 показывает национальные меры поддержки МСП, предоставленные вышеуказанными странами во время пандемии COVID-19.

Таблица 1 — Меры государственной поддержки МСП, принятые в Китае, США,

Великобритании, Италии в период пандемии COVID-19

США Великобритания Италия Китай

Налоговые Выплаты для Правительство Налоговые

льготы предприятий, ввело каникулы льготы,

подлежащих по уплате налога облегчающие

закрытию или на имущество, продажу

пострадавших в предоставило неработающих

результате право отсрочки кредитов

коронавируса, платежей по

направленных НДС и

на возврат 50% некоторым

от налоговых другим налогам.

отчислений по Наиболее

заработной пострадавшим

плате. предприятиям

снижены

налоговые

ставки на 2020 и

2021 гг.

Продолжение Таблицы 1

США Великобритания Италия Китай

Меры 1. Программа Поддержка 1. Правительство

поддержки финансирования ликвидности - Приостановлени выделяет 200

малого бизнеса фонда оплаты гарантирование е платежей и млрд. долларов

труда займов, мораторий на предприятиям,

2. Программа реструктуризаци кредиты, особенно более

списания долгов я кредитов, предоставленны мелким.

предусматривает льготное е предприятиям

освобождение от кредитование и малого и

кредитных пр. среднего

обязательств на бизнеса (МСП) и

период до 6 микропредприят

месяцев иям;

2. Меры,

касающиеся

экспортного

кредита.

Источник: разработано автором

Опыт поддержки Китая особенно интересен. Причиной этому является активное и успешное восстановление предпринимательства от последствий эпидемии[2,с. 22052222]. Поскольку поддержка сектора МСП является одним из приоритетов национальной политики КНР, реализация политики поддержки МСП в связи с эпидемией стала одной из основных задач национальной поддержки[4]. Таким образом, правительство Китая в специальных мерах по поддержке МСП означает снижение административных сборов, снижение арендной платы на государственную собственность, налоговые льготы, государственные субсидии, особую финансовую и кредитную политику[4].

Кроме того, одной из других мер поддержки МСП является создание специализированной инфраструктуры для поддержки и консультирования предприятий через горячую линию. Китайский опыт очень важен для мира, потому что системный подход позволил китайскому правительству за относительно короткое время совершить «экономическое чудо», сдержать рецессию и оказать значительную поддержку сектору малого бизнеса.

Таким образом, если сравнить комплекс мер, принятых для поддержки экономики в период кризиса между Китаем и Российской Федерацией, можно сделать вывод, что Россия руководствовалась опытом Китая в преодолении негативных последствий эпидемии. Однако, учитывая высокие темпы пандемии нового коронавируса (СОУГО-19), правительства сталкиваются с очень неотложным решением избежать дальнейшего распространения вируса. Однако ограниченное время не позволило Правительству РФ разработать комплекс мероприятий, полностью удовлетворяющий потребности малых и средних предприятий (МСП).

Заключение.

Данное исследование позволило сделать вывод о том, что пандемия вируса значительно повлияла на мировую экономику и затронула все сферы общественной

жизни. Сектор МСП оказался более уязвимым по сравнению с крупными предприятиями, что привело к негативным последствиям. Учитывая важность малого бизнеса для эффективного экономического развития, государство разработало и приняло ряд мер по поддержке малого бизнеса. Проанализировав меры государственной поддержки МСП в разных странах, можно сделать вывод, что в основном применялись налоговые льготы, льготные кредиты и гранты на отсрочку кредита, а также субсидии. Хотя многие российские МСП успешно воспользовались государственной поддержкой, но часть предпринимателей возразили, что многие ограничения лишают компании возможности пользоваться государственной поддержкой. Поэтому малый бизнес по-прежнему нуждается в государственной поддержке для стабилизации своего финансового положения.

Список использованной литературы:

1. Быкова О.Н., Руденко Л.Г. Система поддержки социально-ориентированного малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 1 (102). - c. 682-686.

2. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. - 2020. - № 10. - c. 2205-2222. - doi: 10.18334/ce.14.10.111042.

3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика. Сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.10.2021).

4. Симэн Е., Шерешева М. Ю. Государственная политика КНР в отношении китайских малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 79.

5. Индекс Опоры RSBI. Сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/ (дата обращения: 10.10.2021).

6. Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса. Сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/covid/ (дата обращения: 10.10.2021).

7. Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии. [Электронный ресурс]. URL:https://isp.hse.ru/data/2020/04/29/1544579194/CQVID-19_stimulus%20packages_countries260420.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

8. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19. Аналитика Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru/activity/analytics/-otsenka-biznesomfinansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19/ (дата обращения: 10.10.2021).

9. Количество закрытых ИП за год в России выросло почти в два раза. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11931743 (дата обращения: 10.10.2021).

© Левченко К.Н., Кондрашова Н.В., 2021

УДК 330

Миндигулова Г.К.,

Башкирский государственный университет

РИСКИ В СИСТЕМЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ RISKS IN SYSTEM OF PERSONNEL SAFETY

Аннотация

В статье раскрыто понятие кадровой безопасности, рассмотрены и классифицированы риски кадровой безопасности организации, выделены методы управления рисками

Abstract

The article discloses the concept of personnel security, considers and classifies the risks to personnel security of an organization, identifies methods of risk management.

Ключевые слова

кадровая безопасность, кадровые риски

Keywords

personal safety, personal risk

Этимологически понятие «безопасность» означает «отсутствие опасности, безопасность, надежность» [1], то есть отсутствие внутренних и внешних угроз личности, общества и государства. Опуская несколько интерпретаций этого понятия, мы определяем безопасность как многозначное понятие, которое в основном характеризует безопасность и низкий уровень риска для человека, общества или любого другого субъекта, объекта или системы.

Риск является производной от состояния неопределенности, которое описывает возможность неблагоприятного события. Это вероятность потери, которая требует защиты. [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кадровый риск - это риск возможной потери ресурсов компании или потери прибыли по сравнению с вариантом рационального использования человеческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.